Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭЛЕМЕНТОВ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ И ПАРАМЕТРОВ ДОСТИЖЕНИЯ ЛИЧНОСТНОЙ ЗРЕЛОСТИ В ПЕРИОД РАННЕЙ И СРЕДНЕЙ ВЗРОСЛОСТИ'

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭЛЕМЕНТОВ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ И ПАРАМЕТРОВ ДОСТИЖЕНИЯ ЛИЧНОСТНОЙ ЗРЕЛОСТИ В ПЕРИОД РАННЕЙ И СРЕДНЕЙ ВЗРОСЛОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
404
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ СФЕРА / МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ / ЛИЧНОСТНАЯ ЗРЕЛОСТЬ / ПАРАМЕТРЫ ДОСТИЖЕНИЯ ЛИЧНОСТНОЙ ЗРЕЛОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лаврищева Алина Владимировна

Цель статьи заключается в описании результатов психодиагностического исследования, направленного на определение параметров достижения личностной зрелости, а также связи между ними и механизмами развития ценностно-смысловой сферы. Теоретический обзор, проведенный для формирования методологической базы исследования, показал, что в рамках гуманистической парадигмы, а также деятельностного и культурно-исторического подхода, достижение личностной зрелости рассматривается как новообразование периода взрослости, тесно связанное со становлением ценностно-смысловой сферы. Общая идея о динамике развития ценностно-смысловой сферы раскрыта в акмеологическом системно-эволюционном подходе к пониманию личности как саморазвивающей системы В.В. Белова, который также является методологической основой представленного исследования [2; 3]. Вместе с тем остается открытым вопрос о системном характере взаимосвязи личностной зрелости и ценностно-смысловой сферы, а также о связи механизмов развития ЦСС и отдельных параметров зрелости. Таким образом, сформированы ключевые гипотезы, определившие логику и структуру эмпирического исследования. Первая гипотеза связывает параметры личностной зрелости с такими элементами ценностно-смысловой сферы, как духовность, генеративность, автономия и достижение акме. В рамках второй гипотезы высказано предположение о наличии прямо пропорциональных связей между отдельными механизмами развития ЦСС и параметрами личностной зрелости. Методология исследования строится на идеях гуманистического, системного, деятельностного, культурно-исторического и акмеологического системно-эволюционного подходов, в рамках которых были подобраны валидные стандартизированные методики, нацеленные на изучение параметров, компонентов и общего уровня личностной зрелости, а также механизмов развития ценностно-смысловой сферы. Для оценки тесноты связи между показателями использован коэффициент ранговой корреляции Спирмена, результаты которого стали основанием для построение корреляционного графа. Результаты исследования. Установлено, что приобретение личностной зрелости связано с такими элементами ценностно-смысловой сферы, как духовность, генеративность, автономия и достижение акме. Кроме того, можно говорить о наличии комплексной взаимосвязи между механизмами развития ценностно-смысловой сферы и отдельными параметрами личностной зрелости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELATIONSHIP BETWEEN THE ELEMENTS OF THE VALUE-MEANING SPHERE AND THE PARAMETERS OF ACHIEVING PERSONAL MATURITY DURING EARLY AND MIDDLE ADULTHOOD

The purpose of the article is to describe the results of psychodiagnostic research aimed at determining the parameters of achieving personal maturity, as well as the relationship between them and the mechanisms of development of the value-meaning sphere. The theoretical review carried out to form the methodological basis of the study showed that within the framework of the humanistic paradigm, as well as the activity and cultural-historical approach, the achievement of personal maturity is considered as a new formation of the period of adulthood, closely associated with the formation of the value-meaning sphere. The general idea of the dynamics of the development of the value-meaning sphere is disclosed in the acmeological system-evolutionary approach to understanding the personality as a self-developing system by V.V. Belov, who is also the methodological basis of the presented study [2; 3]. At the same time, the question remains about the systemic nature of the relationship between personal maturity and the value-meaning sphere, as well as the relationship between the mechanisms of development of the CVS and individual parameters of maturity. Thus, key hypotheses were formed that determined the logic and structure of empirical research. The first hypothesis connects the parameters of personal maturity with such elements of the value-meaning sphere as spirituality, generativity, autonomy and the achievement of acme. Within the framework of the second hypothesis, it was suggested that there are directly proportional links between individual mechanisms of CV development and the parameters of personal maturity. The research methodology is based on the ideas of a humanistic, systemic, activity-based and cultural-historical approach, within the framework of which valid standardized methods were selected, aimed at studying ferries, components and the general level of personal maturity, as well as mechanisms for the development of the value-meaning sphere. Spearman's rank correlation coefficient was used to assess the tightness of the relationship between the selected data series, the results of which became the basis for constructing a correlation graph. Research results. It has been established that the acquisition of personal maturity is associated with such elements of the value-meaning sphere as spirituality, generativeness, autonomy and the achievement of acme. In addition, we can talk about the presence of a complex relationship between the mechanisms of development of the value-meaning sphere and individual parameters of personal maturity.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭЛЕМЕНТОВ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ И ПАРАМЕТРОВ ДОСТИЖЕНИЯ ЛИЧНОСТНОЙ ЗРЕЛОСТИ В ПЕРИОД РАННЕЙ И СРЕДНЕЙ ВЗРОСЛОСТИ»

Статья / Article

УДК / UDC 159.923.5-053.8

DOI 10.35231/18186653_2021_2_187

Взаимосвязь элементов ценностно-смысловой сферы и параметров достижения личностной зрелости в период ранней и средней взрослости

А. В. Лаврищева

Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, Санкт-Петербург, Российская Федерация

Цель статьи заключается в описании результатов психодиагностического исследования, направленного на определение параметров достижения личностной зрелости, а также связи между ними и механизмами развития ценностно-смысловой сферы.

Теоретический обзор, проведенный для формирования методологической базы исследования, показал, что в рамках гуманистической парадигмы, а также деятель-ностного и культурно-исторического подхода, достижение личностной зрелости рассматривается как новообразование периода взрослости, тесно связанное со становлением ценностно-смысловой сферы. Общая идея о динамике развития ценностно-смысловой сферы раскрыта в акмеологическом системно-эволюционном подходе к пониманию личности как саморазвивающей системы В.В. Белова, который также является методологической основой представленного исследования [2; 3]. Вместе с тем остается открытым вопрос о системном характере взаимосвязи личностной зрелости и ценностно-смысловой сферы, а также о связи механизмов развития ЦСС и отдельных параметров зрелости. Таким образом, сформированы ключевые гипотезы, определившие логику и структуру эмпирического исследования. Первая гипотеза связывает параметры личностной зрелости с такими элементами ценностно-смысловой сферы, как духовность, генеративность, автономия и достижение акме. В рамках второй гипотезы высказано предположение о наличии прямо пропорциональных связей между отдельными механизмами развития ЦСС и параметрами личностной зрелости.

Методология исследования строится на идеях гуманистического, системного, де-ятельностного, культурно-исторического и акмеологического системно-эволюционного подходов, в рамках которых были подобраны валидные стандартизированные методики, нацеленные на изучение параметров, компонентов и общего уровня личностной зрелости, а также механизмов развития ценностно-смысловой сферы. Для оценки тесноты связи между показателями использован коэффициент ранговой корреляции Спирмена, результаты которого стали основанием для построение корреляционного графа.

© Лаврищева А.В., 2021

Результаты исследования. Установлено, что приобретение личностной зрелости связано с такими элементами ценностно-смысловой сферы, как духовность, гене-ративность, автономия и достижение акме. Кроме того, можно говорить о наличии комплексной взаимосвязи между механизмами развития ценностно-смысловой сферы и отдельными параметрами личностной зрелости.

Ключевые слова: ценностно-смысловая сфера, механизмы развития ценностно-смысловой сферы, личностная зрелость, параметры достижения личностной зрелости.

Для цитирования: Лаврищева А.В. Взаимосвязь ценностно-смысловой сферы и параметров достижения личностной зрелости в период ранней и средней взрослости // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. -2021. - № 2. - С. 187-205. DOI 10.35231/18186653_2021_2_187

The relationship between the elements of the value-meaning sphere and the parameters of achieving personal maturity during early

and middle adulthood

Alina V. Lavrishcheva

Pushkin Leningrad State University, Saint Petersburg, Russian Federation

The purpose of the article is to describe the results of psychodiagnostic research aimed at determining the parameters of achieving personal maturity, as well as the relationship between them and the mechanisms of development of the value-meaning sphere.

The theoretical review carried out to form the methodological basis of the study showed that within the framework of the humanistic paradigm, as well as the activity and cultural-historical approach, the achievement of personal maturity is considered as a new formation of the period of adulthood, closely associated with the formation of the value-meaning sphere. The general idea of the dynamics of the development of the value-meaning sphere is disclosed in the acmeological system-evolutionary approach to understanding the personality as a self-developing system by V.V. Belov, who is also the methodological basis of the presented study [2; 3].

At the same time, the question remains about the systemic nature of the relationship between personal maturity and the value-meaning sphere, as well as the relationship between the mechanisms of development of the CVS and individual parameters of maturity. Thus, key hypotheses were formed that determined the logic and structure of empirical research. The first hypothesis connects the parameters of personal maturity with such elements of the value-meaning sphere as spirituality, generativity, autonomy and the achievement of acme. Within the framework of the second hypothesis, it was suggested that there are directly proportional links between individual mechanisms of CV development and the parameters of personal maturity.

The research methodology is based on the ideas of a humanistic, systemic, activity-based and cultural-historical approach, within the framework of which valid standardized methods were selected, aimed at studying ferries, components and the general level of personal maturity, as well as mechanisms for the development of the value-meaning sphere. Spearman's rank correlation coefficient was used to assess the tightness of the relationship between the selected data series, the results of which became the basis for constructing a correlation graph.

Research results. It has been established that the acquisition of personal maturity is associated with such elements of the value-meaning sphere as spirituality, generativeness, autonomy and the achievement of acme. In addition, we can talk about the presence of a complex relationship between the mechanisms of development of the value-meaning sphere and individual parameters of personal maturity.

Key words: value-meaning sphere, mechanisms of development of the value-meaning sphere, personal maturity, parameters of achieving personal maturity.

For citation: Lavrishcheva, A.V. (2021) Vzaimosvyaz elementov cennostno-smislovoy sferi I parametrov dostigeniya lichnostnow zrelosti v period ranney I sredney vzroslosti [The relationship between the elements of the value-meaning sphere and the parameters of achieving personal maturity during early and middle adulthood]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A.S. Pushkina - Pushkin Leningrad State University Journal. No 2. pp. 187-205. DOI 10.35231/18186653_2021_2_187 (In Russian).

Введение

Актуальность исследования. Ценностно-смысловая сфера в современных областях гуманитарного знания является одной из наиболее актуальных и востребованных тем. Это связано с безусловным влиянием морально-нравственной и ценностной первоосновы человеческой жизни и общественного устройства на все процессы функционирования и развития личности. Важнейшая роль ценностно-смысловой сферы заключается в формировании смыслов и целей жизнедеятельности человека и регуляции способов их достижения [21]. Такие параметры и компоненты ценностно-смысловой сферы, как уровень осознанности и осмысленности жизни, наличие стратегически ориентированных жизненных перспектив, наличие пространства самореализации, а также ответственность и созидательность как жизненные установки свидетельствуют о высоком уровне личностной зрелости. Таким образом, развитие ценностно-смысловой сферы является наиболее четким вектором достижения личностной зрелости.

Цель исследования заключается в выявлении взаимосвязи между параметрами достижения личностной зрелости, элементами ценностно-смысловой сферы и механизмами ее развития.

Обзор литературы

Основываясь на изучении различных подходов к понятию зрелости, с учетом методологии представленного исследования, базовое понятие ценности, использованное в работе, сформировано на основе гуманистической парадигмы. Под ценностью понимаются общественно значимые установки, идеалы, идеи, которые в процессе усвоения жизненного опыта интериоризируются личностью, становятся детерминантами ее жизненных выборов и определяют систему жизненных смыслов.

В современной литературе актуальным остается вопрос, связанный с изучением динамики развития ценностно-смысловой сферы. Именно в этом ключе выясняется взаимосвязь между ценностно-смысловой сферой и личностной зрелостью, которая является основным новообразованием взрослости [4].

Важно отметить, что генезис подходов к понятию личностной зрелости основан на двух ключевых концепциях. В ряде источников авторы отожествляют понятия взрослости и зрелости, выдвигая идею о результирующем характере этапа, который предполагает наиболее значительные жизненные достижения в духовной, физической, общественной, профессиональной и иных сферах деятельности человека1 [16; 19; 26 и др.].

В другом подходе, основателем которого является Б.Г. Ананьев [1], взрослость определяется как этап онтогенеза, наряду с юношеством или пожилым возрастом, продуктивность которого сугубо индивидуальна. Качество этого этапа, его содержательность и смысловую наполненность определяет собственно зрелость и ее параметры. Это наиболее продуктивный вариант исхода взрослости, который является одним из жизненных сценариев, реализация которого детерминирована комплексом внешних и внутренних факторов, а также действием различных внутренних механизмов. В отечественной науке представлены различные варианты определения критериев зрелости: психологическая ответственность

1 Дарвиш О.Б. Возрастная психология: учеб. пособие. М.: Владос-Пресс, 2013. 264 с.

(Е.Б. Старовойтенко, М.В. Гамезо, 2003; А.В. Толстых, 1988), зрелость развития эмоционально-когнитивной сферы, продуктивно работающий интеллект и социальная эффективность поведения (А.А. Бодалев, 1998), открытость к переживанию новых ситуаций, экзистенциальный образ жизни, организмическое доверие, эмпирическая свобода и креативность (К. Роджерс, 1997), ответственность, самомотивация, гармония во взаимодействии с миром, принятие себя (Б.С. Братусь, 1985; И.С. Кон, 1989; В.Р. Манукян, 2010) и т. д.

Для формирования методологической базы исследования были рассмотрены те работы, в которых элементы ценностно-смысловой сферы рассматриваются как показатели достижения зрелости.

А.Л. Журавлев основной линией развития в период взрослости считает достижение социально-психологической зрелости, которая проявляется в относительной автономности личности, готовности принимать самостоятельные решения, активной социальной позиции, просоциаль-ной направленности, произвольной саморегуляции взаимодействия с другими людьми, а также готовности проявлять эмпатию, децентрацию и т. п.1 О связи ценностей, саморегуляции и воли также пишет W. Hofmann с соавт. [24]. В работах О.Ю. Стрижицкой особое значение уделяется автономии, в основе которой лежат сложившиеся представления о себе, осознанные личные цели, направленность на самоактуализацию [17]. Таким образом, автономия есть новообразование этапа взрослости, так как в более раннем периоде когнитивная сфера еще не сформирована.

В отечественной психологии глубокое философское обоснование получила идея о духовности как важнейшем критерии зрелости2 [11; 12]. Духовность есть способ индивидуального бытия, основанного на принятии высших человеческих ценностей и аккумулирующий способность личности выходить за пределы ситуативных задач и сиюминутных потребностей, основывая свои жизненные выборы на высших смыслах и духовном развитии3.

1 Социальная психология: учеб. пособие / отв. ред. А. Л. Журавлев. М.: ПЕР СЭ, 2002. 351 с.

2 Слободчиков В.И. Основные ступени развития субъективности человека // Основы психологической антропологии. Психология развития человека: учеб. пособие для вузов. М.: Школьная пресса, 2000. С. 212-385.

3 Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения: учебн.изд. М.: Флинта, 1998. 168 с.

Э. Эриксон в качестве одного из базовых показателей зрелого возраста определяет генеративность. Под генеративностью понимается готовность человека выступать транслятором собственных знаний, навыков, ценностей для последующих поколений, заботиться о новой смене. Основные личностные качества, с которыми связана эта возрастная задача - продуктивность, созидательность и ответственность [19; 23; 25].

Конструктивным для трактовки личностной зрелости является акмео-логический системно-эволюционный подход, согласно которому личностная зрелость - акмефеномен личности как вершинного развития самоорганизующихся систем в виде самодетерминирующих саморазвивающихся систем [2; 3].

Одним из ключевых параметров зрелости, который наиболее полно отражает свойственную ей продуктивность - это понятие «акме». Достижение акме это прежде всего активная деятельностная позиция, направленная на самореализацию личности, в т.ч. в духовно-нравственном смысле. Таким образом, акме как результат личностно-профессиональ-ного развития свидетельствует о том, насколько человек самореализован в пространстве собственных смыслов.

Важно отметить, что в понятии «акме» в большей степени отражены внутренние параметры профессиональной успешности - нацеленность на достижение профессионализма, готовность к передаче своих умений в процессе наставничества, высокий уровень профессионального мастерства, готовность к профессиональному творчеству и т. д. [9; 20].

Итак, в качестве основного новообразования периода взрослости отечественные и зарубежные авторы рассматривают зрелость, которая связана с такими элементами ценностно-смысловой сферы, как духовность, генеративность, автономия и достижение акме.

Определив ключевые критерии достижения личностной зрелости, которые одновременно выступают элементами ценностно-смысловой сферы (ЦСС), необходимо провести анализ исследований, нацеленных на выявление механизмов развития ЦСС.

На основе анализа работ отечественных и зарубежных авторов [2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 11; 13; 15; 18; 22; 27], мы выделили следующие механизмы развития ценностно-смысловой сферы на разных этапах онтогенеза:

- адаптация, социализация и профессионализация - это экстерналь-ные механизмы, обеспечивающие личность идеями, нормами, стандартами, принципами, принятыми на уровне общечеловеческих или профессиональных ценностей. Эти механизмы актуальны на ранних этапах онтогенеза, обеспечивая биологическую и социальную линии развития личности;

- самопознание, самореализация, самодетеминация и самотрансцендентность как интернальные механизмы саморазвития ценностно-смысловой сферы, запускающие процессы осмысления и принятия внешних ценностей, наделения их собственными смыслами и дальнейшее динамическое развитие этой сферы в соответствии с возрастными задачами онтогенеза.

Таким образом, сформирована ключевая идея дальнейшего эмпирического исследования: развитие ценностно-смысловой сферы - это важнейшее условие достижения личностной зрелости, уровень которой можно оценивать по степени зрелости таких элементов ЦСС, как духовность, генеративность, автономия и достижение акме. Достижение личностной зрелости связано с комплексным воздействием на выделенные параметры таких механизмов развития ЦСС, как самопознание, самореализация, самодетерминация и самотрансцендентность.

Материалы и методы

Изучение взаимосвязи элементов ценностно-смысловой сферы, механизмов ее развития и личностной зрелости было реализовано посредством психодиагностического исследования. Выборка исследования представлена тремя группами респондентов, включающими в себя как мужчин, так и женщин. Общее количество участников исследования 186 человек.

Психодиагностика проводилась с помощью стандартизированных апробированных методик по следующим направлениям (табл. 1).

Таблица 1

Основные направления эмпирического исследования и соответствующие им тестовые методики

Направления исследования Название методики Шкала теста

Параметры зрелости

духовность Морфологический тест жизненных ценностей (МТЖЦ) В.Ф. Сопова и Л.В. Карпушина Шкала «Духовное удовлетворение»

автономия Опросник «Шкала психологического благополучия» К. Рифф, в адаптации и модификации Т.Д. Ше-веленковой и П.П. Фесенко Шкала автономии

генеративность «Шкала генеративности Лойолы» в адаптации О.Ю. Стрижицкой, М.К. Поляковой Общий уровень генеративности

достижение акме Оценка аутопсихологической компетентности (АПК) Л.А. Степновой Шкалы: гибкость, адаптируемость, приспособляемость; профессиональная успешность и эффективность за счёт внутренней активности и ответственности за собственное развитие; оптимальность поведения как интеграции самостоятельности и умения учитывать прошлый опыт, мнение других; способность реализовать собственный потенциал. Общий уровень АПК

Уровень личностной зрелости Шкала самооценки личностной зрелости А.В. Микляевой Шкалы: - рефлексивная зрелость; - регуляторная зрелость; - нравственная зрелость; - когнитивная зрелость; - суммарный показатель социально-психологической зрелости

Механизмы развития ЦСС

самопознание Тест В.В. Столина «Опросник самоотношения» Шкала экзистенции А. Лэнгле в адаптации И.Н. Майниной и А.Ю. Васанова Шкалы: самоинтерес; самопринятие, самопонимание. Шкала (Р) «Персональ-ность»

самореализация Шкала экзистенции А.Лэнгле в адаптации И.Н. Майниной и А.Ю. Васанова. Опросник «Шкала психологического благополучия» К. Рифф, в адаптации и модификации Т.Д. Ше-веленковой и П.П. Фесенко Шкала (Е) «Экзистенциаль-ность» Шкала «Личностный рост»

самодетерминация Шкала экзистенции А.Лэнгле в адаптации И.Н. Майниной и А.Ю. Васанова. Опросник каузальных ориентаций Д.А. Леонтьева, О.Е. Дергачевой Шкала «Свобода» - шкала автономии (внутренней каузальной ориентации); - шкала контроля (внешняя каузальная ориентация); - безличная каузальная ориентация

самотранс-цендентость Шкала экзистенции А. Лэнгле в адаптации И.Н. Майниной и А.Ю. Васанова Шкала ^Т) «Самотрансценденция»

Таким образом, исследование проведено с использованием стандартизированных валидных методик, которые позволили провести изучение общего уровня личностной зрелости, выраженности ее компонентов и параметров, а также оценить выраженность различных механизмов развития ценностно-смысловой сферы. Для изучения связи межу всеми представленными параметрами использован коэффициент ранговой корреляции (ранговый коэффициент корреляции Спирмена).

Результаты

Исходя из цели эмпирического исследования и установленных в теоретическом обзоре тенденций и закономерностей, на данном этапе работы сформулировано две ключевые задачи:

- установить связь между шкалами, характеризующими развитие личностной зрелости, и такими элементами ценностно-смысловой сферы, как генеративность, духовность, автономия и достижение акме;

- установить связь между механизмами развития ценностно-смысловой сферы и критериями личностной зрелости.

Опираясь на результаты теоретического анализа, нацеленного на изучение актуальных подходов к критериям достижения личностной зрелости (А.А. Бодалев, 2007; А.А. Деркач, 2001; А.Л. Журавлев, 2002; О.Ю. Стрижицкая, 2013; А.А. Ткаченко, 2012; Э. Эриксон, 2006; Н.И. Яб-локова, 2002; W. Но1тапп, 2018 и многие другие), выдвинута гипотеза о том, что эти параметры могут быть связаны с такими элементами ценностно-смысловой сферы, как генеративность, духовность, автономия и достижение акме.

Данная гипотеза нуждается в эмпирическом обосновании, что потребовало обращения к корреляционному анализу, позволившему исследовать связь уровня личностной зрелости с указанными диспозициями (табл. 2).

Таблица 2

Результаты корреляционного анализа данных для выявления связи между компонентами личностной зрелости и особенностями ЦСС

\ Особенности Достижение акме

\ ЦСС Духовность Автономия Генера-тивность Гиб- Внутр. активность Опти-маль-ность поведения Реализация

\ кость потенциала

Личностная зрелость \ (тест А.В. Мик ляевой) \ Методика МТЖЦ Методика К. Риф Шкала ге-нератив- ности Лойолы Методика АПК Л.А. Степановой

Рефлексивная зрелость 0,17* 0,06 0,36** 0,18* 0,39** 0,44** 0,16*

Регуляторная зрелость 0,02 0,55** 0,04 0,32** 0,47** 0,35** 0,24**

Нравственная зрелость 0,67** -0,05 0,18* 0,04 0,09 0,19* 0,51**

Когнитивная зрелость 0,46** 0,46** 0,51** 0,03 0,01 0,57** 0,62**

Суммарный

показатель со-

циально-психо- 0,19* 0,02 0,17* 0,08 0,11 0,48** 0,18**

логической

зрелости

Примечания: * - р<0,05; ** - р<0,01

Основываясь на идее о структуре личностной зрелости А.В. Микляе-вой [14], в которой выделены рефлексивная, регуляторная, нравственная и когнитивная зрелость, проведено исследование связи между этими компонентами и параметрами ЦСС, которые рассматриваются как критерии достижения личностной зрелости.

Критерий «духовность» показывает корреляцию с общим уровнем социально-психологической зрелости, который складывается из корреляций с рефлексивной (р<0,05), нравственной (р<0,01) и когнитивной (р<0,01) зрелости. Таким образом, духовность является важнейшим показателем социально-психологической зрелости, определяющим руководство личности моральными принципами при принятии решений, выстраивании своего поведения, оценки собственного опыта.

Критерий «автономия» связан с регуляторной зрелостью (р<0,01) и когнитивной зрелостью (р<0,01). Это свидетельствует о значимости самостоятельности и независимости личности в организации своего поведения для определения личностной зрелости, а также способности нести

ответственность за свои поступки, умении противостоять внешнему давлению при решении жизненных задач.

Критерий «генеративность» включает в себя выраженные корреляционные связи с рефлексивной и когнитивной зрелостью (р<0,01) и связи на уровне р<0,05 с нравственной зрелостью и суммарным показателем социально-психологической зрелости. Таким образом, генеративность как направленность на вклад в будущее можно рассматривать как важнейший показатель зрелости личности, связанный с наличием моральных норм, ответственной и адекватной оценкой своих возможностей, ресурсов и ограничений, а также пониманием ценности собственного опыта и способностью продуктивно его транслировать последующим поколениям.

Критерий «достижение акме» в части оптимальности профессионального поведения и реализации собственного потенциала связан с общим уровнем личностной зрелости. Значимые корреляции выявлены между гибкостью и регуляторной зрелостью (р<0,01), внутренней активностью и регуляторной и рефлексивной зрелостью (р<0,01). Все компоненты личностной зрелости связаны с оптимальностью поведения и реализацией потенциала. Таким образом, личностная зрелость предполагает способность и готовность субъекта к актуализации и развитию собственных ресурсов, их использованию как в профессиональной деятельности, так и в процессе решения других типов задач.

Таким образом, в процессе психодиагностического исследования доказано, что такие элементы ценностно-смысловой сферы, как духовность, генеративность, автономия и достижение акме можно рассматривать в качестве параметров достижения личностной зрелости.

Вторая задача эмпирического исследования была направлена на установление связи между механизмами развития ценностно-смысловой сферы и критериями личностной зрелости. В программе исследования была сформулирована гипотеза о том, что отдельные механизмы развития ценностно-смысловой сферы определяют становление отдельных критериев личностной зрелости, что позволяет говорить о поступательном развитии и замещении одного механизма другим на каждом последующем этапе жизненного пути, связанного с приобретением нового параметра личностной зрелости. Для подтверждения этой гипотезы проведен корреляционный анализ между значениями по шкалам тестов, определяющим механизмы развития ЦСС, и шкалами, оценивающими критерии личностной зрелости, результаты которого представлены в табл. 3.

Таблица 3

Результаты корреляционного анализа данных для выявления связи между механизмами развития ЦСС и критериями личностной зрелости

Критерии личностной зрелости Механизмы самопознания Механизмы самореализации Механизмы самодетерминации Механизм са-мотран-сценден-ции

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

самоинтерес само-принятие самопонимание экзистен-циаль-ность личностный рост свобода автономия самот-рансцен-денция

Духовность 0,04 0,58** 0,09 0,17* 0,39** 0,03 0,05 0,44**

Автономия 0,56** 0,19* 0,01 0,11 0,02 0,46** 0,52** 0,04

Генеративность -0,07 0,03 0,41** 0,18* 0,15* 0,19* 0,13 0,26**

Достижение акме

Гибкость 0,09 0,1 0,04 0,06 0,03 0,47** 0,01 0,51**

Внутренняя активность 0,15* 0,04 0,13 -0,12 0,28** 0,55** 0,19* 0,57**

Оптимальность поведения 0,08 0,1 0,56** -0,12 0,58** 0,14 0,43** 0,18*

Реализация потенциала 0,18* 0,01 0,09 0,47** 0,58** 0,07 0,14 0,44**

Общий уровень личностной зрелости -0,04 0,51** 0,5** 0,01 0,48** 0,37** 0,09 0,34**

Примечания: * - р<0,05; ** - р<0,01

Механизмы самопознания (самоинтерес и самопринятие) имеют корреляционные связи с автономией на уровне 0,01 и 0,05. Качества самостоятельности, независимости, готовность противостоять воздействию внешних факторов связаны с уверенностью в собственном интересе для других, «созвучностью» самому себе, общим позитивным самовосприятием. Также обнаружены положительные корреляции следующих шкал: самопринятие - духовность (р<0,01); самопонимание - генеративность (р<0,01), самопонимание - оптимальность поведения (р<0,01), самоинтерес - внутренняя активность (р<0,05), самоинтерес - реализация потенциала (р<0,05). Таким образом, механизмы самопознания задействованы:

- в развитии направленности на вклад в будущее, готовности транслировать свой опыт будущим поколения;

- в достижении акме с позиций выбора соответствующих ситуации моделей профессионального поведения, интеграции внутренней активности и нацеленности на реализацию собственного потенциала в профессиональной деятельности.

Кроме того, выявлен высокий уровень корреляции (р<0,01) самопринятия и самопонимания с общим уровнем личностной зрелости.

Механизмы самореализации (экзистенциальность и личностный рост) связаны с достижением акме - выявлены корреляции с критериями «реализация потенциала» (р<0,01), «внутренняя активность» (р<0,01), «оптимальность поведения» (р<0,01). Можно утверждать, что достижение исполненности жизни и реализация внутреннего потенциала позволяют добиваться оптимума в своем развитии, профессиональной и личностной эффективности, осознавать свое жизненное предназначение и реализо-вывать его в делах и поступках.

Обнаружены положительные корреляции следующих шкал: экзистенциальность и личностный рост - духовность (р<0,01), генеративность (р<0,05). Согласно полученным результатам, механизмы самореализации задействованы в становлении ценностного отношения личности к духовному развитию и формировании установки на заботу о будущих поколениях. Кроме того, выявлен высокий уровень корреляции личностного роста с общим уровнем личностной зрелости (р<0,01).

Механизм самодетерминации - свобода - связан с генеративностью (р<0,05). Автономия в свою очередь не показывает выраженных связей с этим показателем. Полученные данные не позволяют подтвердить гипотезу о том, что установка на будущее исходит из механизмов самодетерминации, т. е. имплицитно обусловлена активностью субъекта и его внутренней каузальной ориентацией. Вместе с тем, обнаружены положительные корреляции следующих шкал: свобода - автономия (р<0,01), свобода - гибкость (р<0,01), свобода - внутренняя активность (р<0,01), автономия - оптимальность поведения (р<0,01). Таким образом, механизмы самодетерминации связаны с формированием личной автономии и активно задействованы в процессе достижения акме. Кроме того, выявлен высокий уровень корреляции свободы с общим уровнем личностной зрелости (р<0,01).

Механизм самотрансценденции показывает высокую корреляцию с духовностью (р<0,01). В целом можно делать вывод о том, что свободная эмоциональность, близость человека к миру, способность ориентироваться на смысл, а не только на цель, связаны с духовностью личности. Вместе с тем механизм самотрансцендентности связан не только с духовностью личности. Значимые корреляции выявлены в отношении таких критериев личностной зрелости, как генеративность (р<0,01) и достижение акме (корреляционные связи с гибкостью, внутренней активностью и реализацией потенциала составляют р<0,01). Самотрансценденция при-частна к готовности личности делать вклад в будущее, а также с высшими жизненными достижениями субъекта деятельности. Кроме того, выявлен высокий уровень корреляции самотрансценденции с общим уровнем личностной зрелости (р<0,01).

Полученные на этом этапе результаты нашли отражение в корреляционном графе, наглядно показывающем обнаруженные связи между параметрами личностной зрелости и механизмами развития ЦСС (рисунок).

-

Генеративность

ПАРАМЕТРЫ ЛИЧНОСТНОЙ ЗРЕЛОСТИ

Примечания: р<0,05;------► р<0,01.-►

Рисунок. Взаимосвязь параметров достижения личностной зрелости и механизмов

развития ценностно-смысловой сферы

На основании приведенного корреляционного графа можно утверждать, что гипотеза о том, существует прямая связь между отдельными механизмами развития ЦСС и отдельными критериями личностной зрелости, не подтверждается. Скорее, можно говорить о комплексной взаимосвязи механизмов развития ценностно-смысловой сферы и параметрами личностной зрелости.

Обсуждение и выводы

Представленные результаты являются важнейшим этапом более глобального исследования развития ценностно-смысловой сферы на разных этапах взрослости под влиянием внешних факторов и внутренних механизмов развития. Представленные данные позволяют утверждать, что ценностно-смысловая сфера находится в тесной взаимосвязи с достижением личностной зрелости. По уровню развития элементов ЦСС можно оценивать степень достижения личностной зрелости. Таким образом, можно считать доказанной гипотезу о том, что в качестве параметров оценки личностной зрелости можно использовать такие элементы ценностно-смысловой сферы, как духовность, генеративность, автономия и достижение акме.

Также мы предположили, что в процессе личностного становления отдельные параметры личностной зрелости находятся в тесной связи с действием отдельных механизмов развития ЦСС. Корреляционный анализ, проведенный в отношении полученных результатов, не позволил подтвердить эту гипотезу - выявленные связи между механизмами развития ЦСС и параметрами достижения личностной зрелости оказались комплексными и многоаспектными.

Перспектива исследования темы нам видится в разработке и апробации программы психолого-акмеологического сопровождения развития ценностно-смысловой сферы у лиц с разным уровнем личностной зрелости. Посредством влияния на элементы ценностно-смысловой сферы можно направленно и системно воздействовать на личностную зрелость. Определение ценностно-смысловой сферы как источника достижения личностной зрелости позволяет активизировать интрапсихическую работу в направлении установления более гармоничных отношений человека с самим собой, окружающим миром, достижения жизненной эффективности и более продуктивного прохождения нормативных и иных жизненных кризисов.

Список литературы

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания: моногр. - Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1968. - 338 с.

2. Белов В.В. Акмеологический подход к исследованию личности лидера организации // Психология XXI века. Теория и практика современной психологии. материалы XI международной научно-практической конференции молодых ученых. 2016. С. 106-109.

3. Белов В.В. Концепция личности в акмеологии лидерства: системно-эволюционный подход // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - 2017. - № 4. - С. 43-57.

4. Белов В.В., Лаврищева А.В. Теоретические аспекты исследования развития ценностно-смысловой сферы в период ранней и средней взрослости // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - 2019. - № 4. - С. 88-98.

5. Богоявленская Д.Б. Созидание образа человеческого // Образование личности. - 2015. - № 4. - С. 12-14.

6. Бондарчук Е.В., Цакунова Е.В. Формирование ценностных ориентаций студентов-педагогов в процессе сопровождения их профессиональной социализации // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. - 2017. -Т. 11. - № 7. - С. 62-65.

7. Буякас Т.М. Феноменология смысла: смысл как зов души // Консультативная психология и психотерапия. - 2009. - № 2. - С. 94-109.

8. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. - Т. 4: Детская психология / Л. С. Выготский; под ред. Д. Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1984.

9. Деркач А. А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Кн. 1-5. Кн. 4: Развитие ценностной сферы профессионала: моногр. - М.: Изд. РАГС, 2001. - 483 с.

10. Костюк Ю.А. Феномен духовности и его место в развитии акмеологии // Акмеология. - 2012. - № 4 (44). - С. 90-94.

11. Леонтьев Д. А. Духовность, саморегуляция и ценности // Известия Южного федерального университета. Технические науки. - 2005. - № 7. - С. 16-21. -URL: http://institut.smysl.ru/article/spirit.php (дата обращения 10. 01. 2021)

12. Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы взрослости: моногр. - М.: Эксмо, 2005. - 416 с.

13. Мельников Т.Н., Потанина Л.Т. Поступок как высший уровень развития ценностно-смысловой сферы личности // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. - 2017. - № 1. - С. 21-28. DOI: 10.18384/2310-7219-2017-1-21-28.

14. Микляева А.В. Шкала самооценки личностной зрелости: опыт разработки и апробации // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2017. - Т. 8. - № 2-1. - С. 52-68.

15. Почтарева Е.Ю. Самодетерминация как ценностно-смысловой ресурс личности педагога // Актуальные проблемы развития личности: сб. науч. тр. / под науч. ред. Н.Н. Васягиной, Е.А. Казаевой. - Екатеринбург: Изд-во УрГПУ. 2016. - С. 119-128.

16. Степанова Е.И. Психология взрослых: экспериментальная акмеология: моногр. - М.: Алетейя, 2000. - 288 с.

17. Стрижицкая О.Ю. Самодетерминация в период поздней взрослости и старения: теоретические подходы и проблемы // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. - 2013. - № 4. - С. 118-127.

18. Шадрин И.С. Проблема детерминации (самодетерминации) поведения в культурно-исторической и экзистенциальной психологии // Культурно-историческая психология. - 2012. - № 2. - С. 113-122.

19. Эриксон Э. Детство и общество / Э. Эриксон. 2-е изд. - СПб.: Ленато, 2006.

- 592 с.

20. Яблокова Е.А. Акме как феномен развития группы, общности // Акмеология.

- 2002. - № 1 (2). - С. 6-10.

21. Bastian, B., Dakin, B., Murphy, S. (2020). The Evolutionary Function of What People Find Meaningful. Evolutionary Studies in Imaginative Culture, 4(1), 19-22. doi:10.26613/esic.4.1.159

22. Deci E. L., Vansteenkiste M. Self-determination theory and basic need satisfaction: Understanding human development in positive psychology // Ricerche di Psichologia. 2004. Vol 27 (1). P. 23-40.

23. Hofer J., Busch H., Au A., Wong T.T., Polackova Solcova I., Tavel P. Generativity does not necessarily satisfy all your needs // Developmental Psychology. 2016. Т. 52. № 3. С. 509-519. DOI: 10.1037/dev0000078;

24. Hofmann W., Meindl P., Mooijman M., Graham J. Morality and Self-Control: How They Are Intertwined and Where They Differ // Current Directions in Psychological Science. 2018, vol. 27, 4: pp. 286-291. 2018. https://doi.org/10.1177/0963721418759317

25. Homan K.J., Greenberg J.S., Mailick M.R. Generativity and Well-Being of Midlife and Aging Parents With Children With Developmental or Mental Health Problems. Res Aging. 2020; 42(3-4):95-104. doi:10.1177/0164027519884759

26. Maio G.R. Chapter one: mental representations of social values // Advances in Experimental Social Psychology. 2010. Т. 42. С. 1-43. DOI: 10.1016/S0065-2601(10)42001-8

27. Page G. Professional socialization of valuation students: what the literature says / G. Page // 10 th Pacific Rim Real Estate Society Conference [Electronic resource]. Bangkok, 2004. Mode of aces: http://www.prres.net/papers/ Page_An_Exploration_of_Profes-sional. pdf.

References

1. Anan'ev, B.G. (1968) CHelovek kak predmet poznaniya. L.: Izd-vo Leningradskogo universiteta. (In Russian).

2. Belov, V.V. (2016) Akmeologicheskij podhod k issledovaniyu lichnosti lidera organ-izacii // Psihologiya XXI veka. Teoriya i praktika sovremennoj psihologii. materialy XI mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii molodyh uchenyh. рр. 106-109. (In Russian).

3. Belov, V.V. (2017) Koncepciya lichnosti v akmeologii liderstva: sistemno-evoly-ucionnyj podhod // Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A.S. Push-kina. № 4. рр. 43-57. (In Russian).

4. Belov, V.V., Lavrishcheva, A.V. (2019) Teoreticheskie aspekty issledovaniya razvitiya cennostno-smyslovoj sfery v period rannej i srednej vzroslosti // Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A.S. Pushkina. № 4. рр. 88-98. (In Russian).

5. Bogoyavlenskaya, D.B. (2015) Sozidanie obraza chelovecheskogo // Obrazovanie lichnosti. № 4. рр. 12-14. (In Russian).

6. Bondarchuk, E.V., Cakunova, E.V. (2017) Formirovanie cennostnyh orientacij stu-dentov-pedagogov v processe soprovozhdeniya ih professional'noj socializacii // Aktual'nye problemy gumanitarnyh i social'no-ekonomicheskih nauk. T. 11. № 7. pp. 62-65. (In Russian).

7. Buyakas, T.M. (2009) Fenomenologiya smysla: smysl kak zov dushi // Konsul'ta-tivnaya psihologiya i psihoterapiya. № 2. pp. 94-109. (In Russian).

8. Vygotskij, L. S. (1984) Sobranie sochinenij: v 6 t. T. 4: Detskaya psihologiya / L.S. Vygotskij; pod red. D. B. El'konina. M.: Pedagogika. (In Russian).

9. Derkach, A. A. (2001) Akmeologiya: lichnostnoe i professional'noe razvitie che-loveka. Kn. 1-5. Kn. 4: Razvitie cennostnoj sfery professionala. M.: Izd. RAGS. (In Russian).

10. Kostyuk, YU.A. (2012) Fenomen duhovnosti i ego mesto v razvitii akmeologii // Akmeologiya. № 4 (44). pp. 90-94. (In Russian).

11. Leont'ev, D. A. (2005) Duhovnost', samoregulyaciya i cennosti // Izvestiya YU-zhnogo federal'nogo universiteta. Tekhnicheskie nauki. № 7. pp. 16-21. URL: http://insti-tut.smysl.ru/article/spirit.php (data obrashcheniya: 10. 01. 2021) (In Russian).

12. Malkina-Pyh, I.G. (2005) Vozrastnye krizisy vzroslosti. M.: Izd-vo Eksmo. (In Russian).

13. Mel'nikov, T.N., Potanina, L.T. (2017) Postupok kak vysshij uroven' razvitiya cen-nostno-smyslovoj sfery lichnosti // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Pedagogika. № 1. pp. 21-28. DOI: 10.18384/2310-7219-2017-1-21-28. (In Russian).

14. Miklyaeva, A.V. (2017) SHkala samoocenki lichnostnoj zrelosti: opyt razrabotki i aprobacii // Sovremennye issledovaniya social'nyh problem (elektronnyj nauchnyj zhurnal). T. 8. № 2-1. pp. 52-68. (In Russian).

15. Pochtareva, E.YU. (2016) Samodeterminaciya kak cennostno-smyslovoj resurs lichnosti pedagoga // Aktual'nye problemy razvitiya lichnosti. Sbornik nauchnyh trudov. Pod nauchnoj redakciej N.N. Vasyaginoj, E.A. Kazaevoj. Ekaterinburg: Izd-vo UrGPU. pp. 119128. (In Russian).

16. Stepanova, E.I. (2000) Psihologiya vzroslyh: eksperimental'naya akmeologiya. M.: Aletejya. (In Russian).

17. Strizhickaya, O.YU. (2013) Samodeterminaciya v period pozdnej vzroslosti i stareniya: teoreticheskie podhody i problemy // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriya 12. Psihologiya. Sociologiya. Pedagogika. № 4. pp. 118-127. (In Russian).

18. SHadrin, I.S. (2012) Problema determinacii (samodeterminacii) povedeniya v kul'turno-istoricheskoj i ekzistencial'noj psihologii // Kul'turno-istoricheskaya psihologiya. № 2. pp. 113-122. (In Russian).

19. Erikson, E. (2006) Detstvo i obshchestvo / E. Erikson. 2-e izd. SPb.: Lenato, 2006. (In Russian).

20. Yablokova, E.A. (2002) Akme kak fenomen razvitiya gruppy, obshchnosti // Akmeologiya. № 1 (2). pp. 6-10. (In Russian).

21. Bastian, B., Dakin, B., Murphy, S. (2020). The Evolutionary Function of What People Find Meaningful. Evolutionary Studies in Imaginative Culture, 4(1), 19-22. doi:10.26613/esic.4.1.159

22. Deci, E. L., Vansteenkiste, M. (2004) Self-determination theory and basic need satisfaction: Understanding human development in positive psychology // Ricerche di Psichologia. Vol 27 (1). P. 23-40.

23. Hofer, J., Busch, H., Au A., Wong T.T., Polackova Solcova I., Tavel, P. (2016) Generativity does not necessarily satisfy all your needs // Developmental Psychology. Т. 52. № 3. С. 509-519. DOI: 10.1037/dev0000078.

24. Hofmann, W., Meindl, P., Mooijman, M., Graham, J. (2018) Morality and Self-Control: How They Are Intertwined and Where They Differ // Current Directions in Psychological Science. 2018, Vol. 27, 4: pp. 286-291. https://doi.org/10.1177/0963721418759317

25. Homan, K.J., Greenberg, J.S., Mailick, M.R. Generativity and Well-Being of Midlife and Aging Parents With Children With Developmental or Mental Health Problems. Res Aging. 2020; 42(3-4):95-104. doi:10.1177/0164027519884759

26. Maio, G.R. (2010) Chapter one: mental representations of social values // Advances in Experimental Social Psychology. Т. 42. С. 1-43. DOI: 10.1016/S0065-2601(10)42001-8

27. Page, G. (2004) Professional socialization of valuation students: what the literature says / G. Page // 10 th Pacific Rim Real Estate Society Conference [Electronic resource]. Bangkok. Mode of aces: http://www.prres.net/papers/ Page_An_Exploration_of_Professional. pdf.

Об авторе

Лаврищева Алина Владимировна, аспирант, Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина, Санкт-Петербург. Идентификатор ORCID 0000-00029982-3220, e-mail: alina.dmi@ya.ru

About the author

Alina V. Lavrishcheva, post graduate student, Pushkin Leningrad State University, Saint Petersburg, Russian Federation, ORCID 0000-0002-9982-3220, e-mail: alina.dmi@ya.ru

Поступила в редакцию: 20.04.2021 Received: 20 Apr. 2021

Принята к публикации: 14.05.2021 Accepted: 14 May 2021

Опубликована: 30.06.2021 Published: 30 June 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.