ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ, АКМЕОЛОГИЯ
УДК 159.922.6
В. В. Белов, А. В. Лаврищева
Теоретические аспекты исследования развития ценностно-смысловой сферы в период ранней и средней взрослости
В статье представлен анализ теоретических воззрений отечественных и зарубежных авторов на проблему развития ценностно-смысловой сферы в период ранней и средней взрослости. Определены ценностно-смысловые параметры зрелости как основного новообразования взрослости, в числе которых рассматриваются духовность, генеративность, автономия и достижение акме. Формирование этих характеристик является результатом действия внешних и внутренних механизмов развития ценностно-смысловой сферы. К внешним механизмам отнесены адаптация, обеспечивающая биологическую линию развития личности, и социализация, как направление, обеспечивающее включение в социальную и профессиональную среду. В качестве внутренних механизмов рассматриваются процессы саморазвития: самопознание, самореализация, самодетерминация и самотрансцендентность. На основе теоретического анализа сформирована авторская модель развития ценностно-смысловой сферы в период взрослости под воздействием внешних и внутренних механизмов.
The article presents an analysis of the theoretical views of domestic and foreign authors on the problem of the development of the valueand meaning sphere during early and middle adulthood. The value-meaning parameters of maturity as the main new formation of adulthood are determined, including spirituality, generativeness, autonomy and acme achievement. The formation of these characteristics is the result of external and internal mechanisms of development of the value-meaning sphere. External mechanisms include adaptation, which provides a biological line of personality development, and socialization, as a direction that ensures inclusion in the social and professional environment. The processes of self-development are considered as internal mechanisms: self-knowledge, self-realization, self-determination and self-transcendence. Based on a theoretical analysis, an author's model of the development of the value-meaning sphere during adulthood under the influence of external and internal mechanisms is formed.
Ключевые слова: ранняя и средняя взрослость, зрелость как новообразование взрослости, ценностно-смысловая сфера, внешние и внутренние механизмы развития ценностно-смысловой сферы.
Key words: early and middle adulthood, maturity as a new formation of adulthood, value-meaning sphere, external and internal mechanisms of development of the value-meaning sphere.
© Белов В. В., Лаврищева А. В., 2019
Введение. Одной из наиболее проблемных тем современного гуманитарного знания являются вопросы формирования и развития ценностно-смысловой сферы личности. В условиях трансформации основных социальных институтов современное общество отличается дезинтеграцией ценностно-смыслового пространства, что снижает социально-ценностный потенциал общества (Ситникова С.В., 2018) и затрудняет не только процесс интериоризации стройной системы общественно значимых ценностей в детском и юношеском возрасте, но и ограничивает возможности к формированию механизмов дальнейшего развития ценностно-смысловой сферы на более поздних этапах онтогенеза. Таким образом, основное противоречие, определяющее актуальность обращения к тематике ценностно-смысловой сферы во взрослом возрасте, связано с необходимостью поиска инструментов и механизмов целенаправленной поддержки процесса развития системы индивидуальных ценностей при ограниченном социально-ценностном потенциале общества.
Цель исследования заключается в теоретическом осмыслении внешних и внутренних механизмов развития ценностно-смысловой сферы в период взрослости.
Для реализации цели исследования были решены три логически связанные задачи исследования:
1) уточнить трактовку понятия «ценностно-смысловая сфера»;
2) раскрыть содержание понятия «зрелость личности» и определить ценностно-смысловых характеристик зрелости как основного новообразования взрослости;
3) выявить механизмы развития ценностно-смысловой сферы на различных этапах развития личности;
4) разработать теоретическую модель развития ценностно-смысловой сферы в период взрослости под действием внешних и внутренних механизмов.
Методы исследования. Представленная работа имеет теоретический характер, в связи с чем для решения поставленных задач использованы общенаучные теоретические методы: анализ, синтез, теоретическое моделирование (создание идеальной модели в соответствующей знаковой форме на основе законов логики) и обобщение.
Теоретико-методологическими основаниями исследования развития ценностно-смысловой сферы в период ранней и средней взрослости являются положения концепции Б.Г. Ананьева психического развития человека [1], акцентирующие значимость изучения этапов взрослости в соответствии с закономерностями изменчивости психических функций, а также основные идеи системно-эволюционного подхода, раскрытые в работах В. В. Белова [2; 3].
Отметим, что в отечественной литературе общепризнанным считается выделение периода взрослости, в котором выделяют раннюю, среднюю и позднюю стадию.
Б. Г. Ананьев в качестве основного новообразования взрослости рассматривает зрелость, критерии оценки которой в значительной степени субъективированы[1]. Это связано с возрастанием роли самооценки и самоотношения личности к своему возрасту: зрелость - это не столько определенный уровень самовосприятия, сколько отношение к более широкому контексту самоосуществления - «возможности повлиять на мир и изменить его, вписывая себя в многомерный социокультурный опыт, в универсум, в космос» [5].
И. Г. Малкина-Пых акцентирует внимание еще на одном критерии зрелости - постепенном накоплении духовности. Духовное развитие считается необходимым условием продуктивности в средней и поздней взрослости. Духовность основана на гармоничном взаимодействии человека с миром при выраженной ориентации на постижение смысла собственной жизни и выполнение собственного предназначения [7].
В концепции Э. Эриксона важнейшим показателем зрелого возраста является генеративность, которая проявляется в готовности человека передавать собственные знания и опыт последующему поколению, наставлять, обучать и заботиться о подрастающем поколении. Эта возрастная задача проявляется в продуктивности, созидатель-ности и ответственности, которую проявляет личность в процессе воспитания и наставничества [11].
О.Ю. Стрижицкая одним из новообразований средней взрослости считает автономию. Развитие этого качества требует от личности сложившихся представлений о себе, своих целях и стремлениях, при этом автономия предполагает проявление некоторых собственных сложившихся представлений о себе и о том, к чему человек стремится (в аспекте самоактуализации) [10].
Продуктивность зрелого возраста многими авторами связывается с понятием акме - еще одной важнейшей характеристикой развития ценностно-смысловой сферы. Именно в период взрослости личность достигает вершин своего развития. Достижение акме - это, прежде всего, активная деятельностная позиция, направленная на самореализацию личности, в т.ч. в духовно-нравственном смысле. Достижение акме есть показатель того, насколько человек состоялся как индивид, личность и субъект деятельности в пространстве собственных смыслов. Это понятие, характеризующее не столько внешние параметры успешности, сколько внутреннюю нацеленность личности на реализацию собственных смыслов жизни через самоактуализацию, саморазвитие, достижение вершин мастерства (Бодалев А.А., Вайзер Г.А., Жуйков Ю.С., Ткаченко А.А.). Чаще всего достижение акме воплощается в профессиональной деятельности, которая во взрослом периоде в большей степени позволяет раскрыть потенциал личности, создает условия для самовыражения и применения своих способностей [5].
Отметим, что выявленные особенности зрелости являются не автономными новообразованиями, а характеристиками ценностно-смысловой сферы личности. При этом, учитывая, что понятие «ценностно-смысловая сфера» не имеет однозначного толкования в психологии, уточним его содержание. Мы исходим из того, что в отечественной психологии признается единство ценностного и смыслового компонентов данной сферы, которое достигается за счет снятия противопоставления общественного характера ценностей и внутренних (личностных) смыслов. Через процессы интериоризации личность присваивает социокультурный опыт, концентрированный в ценностях. Посредством экстериоризации личность включается в систему социальных взаимодействия и отношений, где формируется ее автономность, самостоятельность и целостность. Личностные ценности представляют собой осознаваемые и принятые личностью наиболее генерализованные смыслы его жизни. Содержательно в ценностно-смысловой сфере личности выделяют три взаимосвязанных компонента: когнитивный (представления о ценностях), эмоциональный (переживание ценностей) и смысловой (личностный смысл ценностей). Каждый из представленных компонентов формируется и актуализируется через разные социальные институты. Так, культурные, социальные, экономические институты на уровне общества формируют систему представлений о ценностях, знание о том, «что такое хорошо и что такое плохо». Вступая с личностно значимые отношения в группе, человек эмоционально переживает ценности в ситуациях межличностного взаимодействия. В этом процессе ценности интериоризируются, приобретают характер личностных смыслов, преломляясь через индивидуальный опыт, внутренние установки и другие субъектные диспозиции.
Итак, в качестве основного новообразования периода взрослости отечественные и зарубежные авторы рассматривают зрелость, которая определяет такие особенности ценностно-смысловой сферы, как духовность, генеративность, автономия и достижение акме.
Выявление особенностей ценностно-смысловой сферы на этапе взрослости не решает важнейшей исследовательской задачи, связанной с определением возможностей целенаправленного влияния на ее развитие. Этот вектор исследования связан с изучением механизмов, под влиянием которых реализуется формирование и трансформация ценностей на разных этапах личностного развития. В данном случае речь не идет о противопоставлении особенностей ценностно-смысловой сферы и механизмов ее развития. Скорее, наоборот, под воздействием определенных механизмов формируются те или иные качественные особенности ценностно-смысловой сферы. Таким образом, чтобы понять, почему индивидуальные особенности системы ценностей имеют качественные отличия, важно изучать и раскрывать действие механизмов развития ценностно-смысловой сферы на разных этапах личностного становления.
Основными инструментами формирования и развития ценностно-смысловой сферы являются следующие механизмы: адаптации, который относится к категории универсальных механизмов личностного развития и влияет на изменения мотивационно-потребностной сферы (Белов В.В., Иванова А.И., Исаева Е.Р., Яницкий М.С.), социализации (Баранов Е.Г., Парфенова Д.А., Почтарева Е.Ю., Исмагилова К.Ю.), и профессионализации (Чернецкая Н.И., Немолот Е.В., Никишина В.Б.), механизмы саморазвития: самопознание и самореализация (Рубинштейн С.Л., Анциферова Л.И., Абульханова-Славская К.А., Кон И.С.), а также самодетерминация и самотрансцендентность (Шадрин Н.С., Галажинский Э.В., Майкова Э.Ю., Мельников Т.Н., Приходько Ю.А., Рябушкина Т.М.).
Роль механизмов адаптации, социализации и саморазвития в русле системно-эволюционного подхода раскрыта в акмеологической концепции В. В. Белова (2014, 2016, 2017). Исходя из современных достижений персонологии, генезис личности как системы высшего порядка начинается с гомеостаза, т.е. механизма, обеспечивающего сохранность структуры на основе использования актуальной информации от внешней и внутренней среды. В самом общем виде состояние динамического равновесия и подразумевает под собой адаптацию. Таким образом, адаптация - это первичный механизм, обеспечивающий человеку возможность выживания через установление статического равновесия на всех уровнях организма - от молекулярного, до психической регуляции деятельности. В этой связи адаптация рассматривается как биологический вектор развития личности [3].
Под социализацией понимается процесс вхождения человека в общество посредством усвоения принятых в нем образцов поведения, психологических установок, социальных норм, культурных ценностей, позволяющих ему успешно функционировать в заданных условиях. Это многогранный процесс интериоризации общественных отношений, результатом которого является освоение личностью системы социальных норм, ролей и функций, а также приобретение умений и навыков индивидуальной и групповой работы. Таким образом, социализация предполагает изменение социально обусловленных образований личности и определяет социальную линию развития [3].
Одной из сторон социализации, приобретающих актуальность в ранней взрослости, является профессионализация, под которой в самом общем смысле понимается процесс становления и развития профессионала. Традиционно в рамках профессионализации рассматривают следующие элементы: выбор сферы профессиональной деятельности; освоение правил, норм профессии, овладение знаниями, умениями и навыками профессиональной деятельности; приобретение профессионального опыта; развитие личности средствами профессии и т.д. (Климов Е.А., Маркова А.К., Поваренков Ю.П., Цвык В.А.).
Одним из ключевых аспектов процесса профессиональной социализации (G. Page), помимо освоения профессиональных ЗУН, является усвоение норм и ценностей профессии. Важно отметить, что перечень и иерархия этих ценностей во многом обусловлены сферой профессиональной деятельности [12].
Необходимо отметить, что развитие ценностно-смысловой сферы идет не только в направлении социализации и имеет характер усвоения внешних образцов и эталонов. Важнейшая роль в этом процессе принадлежит интернальным механизмам, отражающим внутреннюю глубинную работу самой личности. На каждом новом этапе личностного развития значительную роль приобретают именно интернальные механизмы, смещая фокус с усвоения внешних воздействий на внутренние процессы самопознания, самореализации и самотрансценденции, которые представляют собой механизмы саморазвития.
В концепции В. В. Белова саморазвитие определяется как самодетерминирующая линия развития, благодаря которой личность укрепляет свою целостность, смещая фокус от социодетерминации к самодетерминации [3]. Личностная трансформация в этом процессе сопровождается кризисами развития, каждый из которых приводит к зарождению новых смыслов и новых ценностей. Проводя параллели с теорией самоорганизующихся систем, эти новообразования и выступают в качестве основных целей саморазвития. Таким образом, саморазвитие - это вектор ценностно-смыслового развития личности.
Итак, на основе анализа работ отечественных и зарубежных авторов, мы рассматриваем следующие механизмы развития ценностно-смысловой сферы на разных этапах онтогенеза:
- адаптация, социализация и профессионализация - это экстер-нальные механизмы, обеспечивающие личность идеями, нормами, стандартами, принципами, принятыми на уровне общечеловеческих или профессиональных ценностей. Эти механизмы актуальны на ранних этапах онтогенеза, обеспечивая биологическую и социальную линии развития личности;
- самопознание, самореализация, самодетеминация и самотрансцендентность как интернальные механизмы саморазвития ценностно-смысловой сферы, запускающие процессы осмысления и принятия внешних ценностей, наделения их собственными смыслами, и дальнейшее динамическое развитие этой сферы в соответствии с возрастными задачами онтогенеза.
Результаты и их обсуждение. В результате анализа и осмысления динамики развития ценностно-смысловой сферы мы предлагаем модель, предполагающую включение различных механизмов на разных возрастных этапах (рисунок 1).
индивидуальная ситуация развития
социализация
семья
▼
т
самореализация
самотрансцендентность - - ^-
со ^
М Й О О ^ 1 ► Ь
т
самопознание I
J
духовность
18 лет ▲
24 года проф. деятельность
30 лет
самодетерминация (норма-
Д тивный
кризис)
автономия
генеративность
профессионализация
достижение акме
40 лет (нормативный кризис)
Рис.1. Внешние и внутренние механизмы развития ценностно-смысловой сферы в период взрослости
На этапе взрослости, представляющем собой длительный и очень продуктивный период жизни человека, происходит развитие ценностно-смысловой сферы, нацеленное на формирование личностной зрелости. Динамика ценностно-смысловой сферы происходит под влиянием внешних и внутренних механизмов, которые на разных этапах взрослости имеют различный вес.
Учитывая, что в работе рассматривается период взрослости, механизм адаптации к социальной среде (социальной адаптации) подробно не рассматривается, так как данный механизм является значимым для личностного развития в более ранние периоды развития.
В период ранней взрослости происходит усвоение ценностей посредством социализации и профессионализации. Внешними агентами изменений становятся нуклеарная семья и профессиональная группа, в которых субъект, вступая во взаимодействия и решая задачи выбора, обогащает собственную систему ценностей и смыслов через внутренний механизм самопознания. В ранней взрослости все направления дальнейшего развития предстают перед человеком в виде жизненных планов, во многом сформированных под влиянием юношеского возраста - максимализма, стремления к самоутверждению, идеализации отдельных личностей или профессий и т.д. [6]. Таким образом, важнейшей задачей ранней взрослости является «заземление» - нахождение способов превращения мечты в реальность, желаемого в достижимое.
Этап средней взрослости - от 25 до 40 лет условно можно разделить на два подэтапа, границей между которыми является кризис 30 лет. Таким образом, этот возрастной диапазон необходимо изучать не только с учетом индивидуальной ситуации развития, но и с осмыслением тех изменений, которые влечет за собой нормативный кризис.
При переходе от ранней к средней взрослости на первый план выходят внутренние механизмы самореализации и самодетерминации, позволяющие субъекту деятельности реализовывать себя в поступках и деяниях, опираясь при этом на внутреннюю систему координат - собственные потребности, цели, мотивы, а самое главное, внутреннюю систему ценностных ориентаций. Пространство самореализации при этом может быть многообразным и разноплановым. Человек получает удовлетворение от того, что он занимает в мире определенное место, и этот мир представляет ему множество возможностей, которые позволяют не останавливаться в личностном росте и развитии. Вместе с тем с течением времени позиция личности «Я в мире, а мир для меня» становится нежизнеспособной в связи с тем, что человек не может постоянно открывать в себе потенциалы развития. Нормативный кризис этого периода показывает, что личность созрела для выхода за собственные пределы, для формирования новой позиции «Мир во мне, я для мира». Механизмом развития, подводящим личность к подлинной зрелости, является самотрансцендентность - готовность человека к взаимодействию с внешним опытом и переживанию единства с внешним миром при сохранении самотождественности. Самотрансценденция дает человеку значительную степень свободы, прежде всего от внешних детерминаций. При этом важно отметить, что управляемость процесса личностного развития связана с ценностной основой самотрансценден-ции - «это то, что придает свободе смысл, задает и изменяет систему детерминант, которые делают действия субъекта целенаправленными, последовательными и предсказуемыми» [3]. Таким образом, одна из ключевых задач ценностно-смысловой сферы связана с детерминацией саморазвития, т. е. переходом к системам более высокого порядка.
Важнейшую роль в развитии личности на этапе средней взрослости играет индивидуальная ситуация развития, под которой понимаются объективные и субъективные условия жизнедеятельности личности, которые в онтогенезе определяют ее психическое развитие и формирование, а также обусловливают ее индивидуальные особенности. Понятие индивидуальной ситуации развития сопряжено с термином социальной ситуации развития, который очень активно используется в отечественной психологии. Под социальной ситуацией развития В.С. Выготский понимал своеобразные отношения, которые складываются между ребенком и окружающей его действительностью, специфические для каждого возрастного периода [4, с. 258]. В детском возрасте социальная ситуация становится основным источником развития ребенка, который
полностью определяет путь, преобразующий социальные воздействия в индивидуальные формы личностного развития. Эта идея определила ключевой вектор становления возрастной отечественной психологии и стала основой концепций таких авторов, как Л.И. Божович, В.П. Зин-ченко, В.И. Слободчикова и многие другие. Во взрослом возрасте использование классического понятия социальной ситуации развития, на наш взгляд, не вполне соответствует фактическому положению дел. В исследованиях И.А. Николаевой разработано понятие индивидуальной социальной ситуации развития, которое представляет собой отражение во внутреннем мире субъекта всего социального мира в системном взаимодействии между собой всех его элементов [8]. Уже в детском возрасте субъективная ситуация, которая складывается в обучении, требует формирования дифференцированного подхода для формирования позиции ученика [9]. Во взрослом возрасте накопленный в течение жизни опыт, профессиональная деятельность, сложившиеся стереотипы и паттерны взаимодействия с окружающими людьми, являются мощным фильтром, который преобразовывает внешние воздействия и создает индивидуальное пространство личностного развития. При этом процесс может иметь как конструктивный, так и деструктивный вектор. Таким образом, используемое понятие индивидуализирует социальную ситуацию развития и подчеркивает значимость уже сложившихся психических структур для дальнейшего развития личности в периоде средней взрослости.
Результаты теоретического этапа исследования являются теоретико-методологическим основанием к организации и проведению эмпирического исследования, направленного на изучение действия основных механизмов динамики ценностно-смысловой сферы на этапе ранней и средней взрослости. Дальнейшее направление теоретического анализа может рассматриваться в плоскости осмысления внешних и внутренних факторов, активизирующих указанные механизмы развития ценностно-смысловой сферы.
Выводы. Обобщая результаты теоретического анализа проблемы развития ценностно-смысловой сферы в период ранней и средней взрослости, можно сделать следующие выводы:
Ценностно-смысловая сфера представляет собой интегральное образование личности, структурно состоящее из трех взаимосвязанных компонентов: когнитивного (представления о ценностях), эмоционального (переживание ценностей) и смыслового (личностный смысл ценностей).
Взрослость - это наиболее длительный и потенциально продуктивный период жизни человека, новообразованием которого является достижение зрелости, определяемой такими параметрами, как духовность, генеративность, автономность, достижение акме.
Зрелость является результатом развития ценностно-смысловой сферы личности, в основе которой находятся внешнее и внутренние механизмы. К основным механизмам личностного развития относятся адаптация к социальных условиям, социализации и профессионализация и саморазвития.
Взаимодействие механизмов развития ценностно-смысловой сферы с учетом внешних и внутренних факторов на разных этапах онтогенеза получило оформление в виде авторской модели развития ценностно-смысловой сферы. Общая направленность ее эволюционной динамики связана с возрастанием значимости интернальных процессов развития, определяющих внутреннее движение личности от эго-ориен-тированных ценностей и смыслов к генеративным, центрированным вокруг общечеловеческих императивов служения, заботы, защиты и т.д.
Список литературы
1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2 т. - Т.1. - М.: Просвещение, 1980. - 372 с.
2. Белов В. В. Концепция личности в акмеологии лидерства: системно-эволюционный подход // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - 2017. - № 4. - С. 43-57.
3. Белов В. В. Проблема развития личности в акмеологии лидерства // XXI Царскосельские чтения: материалы междунар. науч. конф., 25-26 апр. 2917 г. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2017. - С. 292-295.
4. Выготский Л.С. Собр. соч.: в 6 т. Т. 4. - М.: Педагогика, 1984. - 432 с.
5. Ильин Е.П. Психология взрослости. - СПб.: Питер, 2012. - 544 с.
6. Кон И.С. Психология ранней юности. - М.: Просвещение, 1989. - 256 с.
7. Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы взрослости. - М.: Эксмо, 2005. - 416 с. - (Справочник практического психолога).
8. Овчарова Р. В., Николаева И. А. Индивидуальная социальная ситуация развития // Известия академии педагогических и социальных наук академия педагогических и социальных наук. - 2002. - С. 208-215.
9. Рамзани Э.В. Индивидуальная ситуация развития ребенка 6-7 лет как основа дифференцированного подхода к образовательному процессу // Единая образовательная среда как фактор социализации обучающихся: сб. материалов науч.-практ. конф. / под общ. ред. И.М. Ильковской. - 2015. - С. 199-206.
10. Стрижицкая О.Ю. Самодетерминация в период поздней взрослости и старения: теоретические подходы и проблемы // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. - 2013. - № 4. - С. 118-127.
11. Erikson E.H. The life cycle completed. N.Y.: Norton, 1982.
12. Page, G. Professional socialization of valuation students: what the literature says / G. Page // 10-th Pacific Rim Real Estate Society Conference [Electronic resource]. -Bangkok, 2004. - Mode of aces: http://www.prres.net/papers/ Page_An_Explora-tion_of_Professional. pdf. - Date of aces: 12.10.2019.
Статья поступила: 14.10.2019. Принята к печати: 12.11.2019