Научная статья на тему 'Возрастная и гендерная специфика особенностей взаимосвязей генеративности и ценностных ориентаций'

Возрастная и гендерная специфика особенностей взаимосвязей генеративности и ценностных ориентаций Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
304
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
генеративность / ценностные ориентации / ранняя взрослость / средняя взрослость / поздняя взрослость / достижения / generativity / value orientation / early adulthood / middle adulthood / late adulthood / achievement

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Полякова М. К., Твердохлебова А. М.

в статье рассматриваются особенности возрастного и гендерного контекста становления генеративности в рамках периода взрослости. На основании анализа результатов зарубежных исследований выдвигается предположение об особенностях интеграции генеративности в систему ценностей. Анализируются два аспекта ценностных ориентаций: нормативный (ментальные репрезентации, то есть отражение в сознании человека представлений о ценности и важности того или иного явления) и индивидуальный (личные приоритеты). В исследовании приняли участие 133 респондента: 67 мужчин и 66 женщин ранней (22-32 года), средней (34-41 год) и поздней взрослости (44-57 лет). Использовались «Шкала генеративности Лойолы», «Список генеративных действий» и «Опросник ценностных ориентаций» Шварца. Полученные результаты свидетельствуют об особом характере связей генеративности с ценностью «достижения» в ранней взрослости. При этом в других возрастных группах генеративность оказалась слабее интегрирована в структуру ценностных ориентаций. Делается предположение о динамике изменения интеграции генеративности в структуру ценностей: от сильной интеграции с ценностями в ранней взрослости до ослабления интеграции в более поздних периодах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AGE AND GENDER SPECIFIC FEATURES OF RELATIONSHIPS GENERATIVITY AND VALUE ORIENTATIONS

the article analyzes the peculiarities of age and gender context of generativity formation within the period of adulthood. On the basis of the analysis of results of foreign researches the assumption about features of integration of generativity in system of values is put forward. Two aspects of value orientations are analyzed: normative (mental representations, that is, the reflection in the human consciousness of ideas about the value and importance of a phenomenon) and individual (personal priorities). The study involved 133 respondents: 67 men and 66 women of early (22-32 years), middle (34-41 years) and late adulthood (44-57 years). We used Loyola Generativity Scale (LGS), General Behavior Checklist (GBC), and Portrait Value Questionnaire. The results suggest a special nature of the relationship between generativity and the value of "achievement" in early adulthood. At the same time, generativity was less integrated into the structure of value orientations in other age groups. It is assumed that the dynamics of changes in the integration of generativity in the structure of values: from strong integration with values in early adulthood to the weakening of integration in later periods.

Текст научной работы на тему «Возрастная и гендерная специфика особенностей взаимосвязей генеративности и ценностных ориентаций»

PSYCHOLOGICAL SCIENCES

AGE AND GENDER SPECIFIC FEATURES OF RELATIONSHIPS GENERATIVITY AND VALUE ORIENTATIONS Polyakova M.K.1, Tverdokhlebova A.M.2 (Russian Federation) Email: [email protected]

'Polyakova Maria Konstantinovna — Postgraduate, DEPARTMENT OF DEVELOPMENTAL PSYCHOLOGY, SAINT-PETERSBURG STATE UNIVERSITY; 2Tverdokhlebova Anastasia Mikhailovna — Research Assistant, FEDERAL STATE BUDGETARY INSTITUTION V M. BEKHTEREV NATIONAL RESEARCH MEDICAL CENTER FOR PSYCHIATRY AND NEUROLOGY OF THE RUSSIAN FEDERATION MINISTRY OF HEALTH, ST.PETERSBURG

Abstract: the article analyzes the peculiarities of age and gender context of generativity formation within the period of adulthood. On the basis of the analysis of results of foreign researches the assumption about features of integration of generativity in system of values is put forward. Two aspects of value orientations are analyzed: normative (mental representations, that is, the reflection in the human consciousness of ideas about the value and importance of a phenomenon) and individual (personal priorities). The study involved '33 respondents: 67 men and 66 women of early (22-32 years), middle (34-4' years) and late adulthood (44-57 years). We used Loyola Generativity Scale (LGS), General Behavior Checklist (GBC), and Portrait Value Questionnaire. The results suggest a special nature of the relationship between generativity and the value of "achievement" in early adulthood. At the same time, generativity was less integrated into the structure of value orientations in other age groups. It is assumed that the dynamics of changes in the integration of generativity in the structure of values: from strong integration with values in early adulthood to the weakening of integration in later periods.

Keywords: generativity, value orientation, early adulthood, middle adulthood, late adulthood, achievement.

ВОЗРАСТНАЯ И ГЕНДЕРНАЯ СПЕЦИФИКА ОСОБЕННОСТЕЙ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ ГЕНЕРАТИВНОСТИ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ Полякова М.К.1, Твердохлебова А.М.2 (Российская Федерация)

'Полякова Мария Константиновна — аспирант, кафедра дифференциальной психологии и психологии развития, Санкт-Петербургский государственный университет;

2Твердохлебова Анастасия Михайловна - научный сотрудник, Федеральное государственное бюджетное учреждение Национальный исследовательский медицинский центр психиатрии и неврологии им. М. М. Бехтерева Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Санкт-Петербург

Аннотация: в статье рассматриваются особенности возрастного и гендерного контекста становления генеративности в рамках периода взрослости. На основании анализа результатов зарубежных исследований выдвигается предположение об особенностях интеграции генеративности в систему ценностей. Анализируются два аспекта ценностных ориентаций: нормативный (ментальные репрезентации, то есть отражение в сознании человека представлений о ценности и важности того или иного явления) и индивидуальный (личные приоритеты). В исследовании приняли участие 133 респондента: 67 мужчин и 66 женщин ранней (22-32 года), средней (34-41 год) и поздней взрослости (44-57 лет). Использовались «Шкала генеративности Лойолы», «Список генеративных действий» и «Опросник ценностных ориентаций» Шварца. Полученные результаты свидетельствуют об особом характере связей генеративности с ценностью «достижения» в ранней взрослости. При этом в других возрастных группах генеративность оказалась слабее интегрирована в структуру ценностных ориентаций. Делается предположение о динамике изменения интеграции генеративности в структуру ценностей: от сильной интеграции с ценностями в ранней взрослости до ослабления интеграции в более поздних периодах.

Ключевые слова: генеративность, ценностные ориентации, ранняя взрослость, средняя взрослость, поздняя взрослость, достижения.

В настоящее время всё более актуальными становятся проблемы, связанные с исследованием периода взрослости. Стремительные изменения общества, связанные с технологическим прогрессом и глобализацией, приводят к тому, что каждое следующее поколение живёт в принципиально иных условиях, чем их родители. Это сказывается на межпоколенческих отношениях - обостряется конфликт между поколениями и изменяется механизм межпоколенческой трансмиссии. При этом взрослый возраст остается самым продуктивным жизненным периодом, в котором актуализируется желание создать семью, заслужить признания в работе, проявить свой творческий потенциал и т.д. В связи с этим большое значение приобретает феномен, выделенный Э. Эриксоном как задача периода взрослости - генеративность, т.е. ориентация человека на передачу собственного опыта и участие в жизни других людей, "воплощение себя" в других людях, в первую очередь - будущих поколениях.

В современной науке существуют различные интерпретации понятия "генеративность". Так, генеративность рассматривалась как некоторый идеал периода взрослости, состояние, по достижении которого человек способен оказать существенное влияние на социальные и экологические проблемы современности [4]. Под генеративностью следует понимать стремление человека к участию в жизни других людей и желание сделать вклад в общество и окружающий мир, выходя за пределы собственного жизненного срока [3, 6, 1]. Наиболее активными исследователями вопросов генеративности является группа под руководством Д.П. Макадамса в Университете Лойолы [7, 8]. Согласно их работам, генеративность имеет структуру, содержащую семь различных блоков. Так, были выделены блоки внутреннее побуждение (стремление выполнять функции взрослого человека) и культурный запрос (традиции и ожидания общества). На них базируются генеративная направленность (желание сделать личный вклад в поддержку следующих поколений), генеративное обязательство и генеративное действие (постановка целей и их воплощение соответственно). Генеративные мысли и планы, включенные в направленность, выражаются в обязательстве и реализуются в действии, которое подкреплено верой в человечество. Личностный смысл перечисленные основания приобретают в нарративном представлении о своей жизни в целом.

Генеративность является частью ценностно-смысловой организации личности, которая имеет индивидуальный характер и предопределяет те виды деятельности и способы реализации поставленных целей, которые окажутся предпочтительными для человека [5, 6]. Это делает актуальным изучение взаимосвязей явлений генеративности с ценностными факторами.

Целью нашего исследования являлось изучение особенностей структуры генеративности в разные периоды взрослости. Были использованы следующие методы:

• Шкала генеративности Лойолы (LGS) [2];

• Список генеративных действий (GBS);

• Опросник ценностных ориентаций Шварца.

Выборка. В исследовании приняли участие 133 респондента. Были выделены следующие группы: ранняя взрослость (22-32 года), средняя взрослость (34-41 года) и поздняя взрослость (44-57 лет). Было опрошено 67 мужчин и 66 женщин, из них 26 мужчин и 25 женщин, относящихся к периоду ранней взрослости, 20 мужчин и 19 женщин периода средней взрослости и 21 мужчина и 22 женщины периоды поздней взрослости. Для математического анализа данных были использованы описательные статистики и корреляционный анализ.

На основании анализа литературы из списка ценностей, предложенного Шварцем, были выделены три наиболее существенных в контексте исследования генеративности - "достижение", "универсализм" и "традиция". Исследовались два аспекта ценностных ориентаций - их ментальные репрезентации (т.е. отражение в сознании человека представлений о ценности и важности того или иного явления) и индивидуальные ценности, т.е. личные приоритеты и предпочтения. При исследовании корреляционных связей внутри групп, разделённых по полу и возрасту, был выявлен ряд интересных закономерностей.

По результатам исследования было выявлено, что генеративная направленность у мужчин в ранней взрослости возрастала вместе со стремлением к достижениям (как на уровне ментальных репрезентаций, так и на уровне индивидуальных ценностей: г=0,39; р=0,047 и г=0,52; р=0,007 соответственно). Получена значимая корреляция числа генеративных действий (GBS) с ценностью достижений на уровне ментальных репрезентаций (г=0,44; р=0,023). У женщин в этом возрастном периоде была выявлена аналогичная связь показателя генеративной направленности с ценностью «достижения» (г=0,47; р=0,019) на уровне ментальных репрезентаций (но не на уровне индивидуальных ценностей), а также связь между уровнем генеративности и универсализмом (г=0,44; р=0,027), т.е. ориентацией на всеобщее благополучие (также на уровне декларируемых общественных ценностей). Кроме того, была выявена связь числа совершённых генеративных действий (GBS) с показателями ценности традиций (как на уровне ментальных репрезентаций, так и на уровне индивидуальных

ценностей: r=0,47, p=0,018 и r=0,46, p=0,021), а также с показателем, говорящим о ценности универсализма на уровне нормативных идеалов (r=0,56, p=0,003). Иными словами, те молодые женщины, кто в большей степени были ориентированы на участие в жизни других людей, считали общественно значимыми такие ценности, как «понимание», «терпимость» и «общее благо», «сохранение традиций». Можно предположить, что мужчины, желающие внести вклад в следующие поколения, в большей степени ориентированы на достижения (причем на уровне индивидуальных ценностей, а значит, и поступков). При этом, вероятно, желание внести вклад в следующие поколения связано с представлениями о значимости для человека (на уровне нормативных идеалов) личного успеха.

После окончания периода ранней взрослости связей генеративной направленности и частоты генеративных действий с ценностными ориентациями для мужчин не были установлены. Возможно, это связано с кризисным характером средней взрослости, в котором происходит перестройка интеграции генеративности и ценностных ориентаций.

В поздней взрослости была выявлена связь между достижением как личной ценностью и генеративной направленностью у мужчин (r=0,6; p=0,004), а также связь числа совершённых генеративных действий (GBS) с ценностью достижения как на уровне нормативных идеалов (r=0,56; p=0,008), так и на уровне личных ценностей (r=0,52; p=0,017). У женщин связей между показателями генеративности и ценностных ориентаций выявлено не было. Наличие связи такой связи у мужчин может быть объяснено возникновением новых профессиональных требований. Можно предположить, что это связано с различиями в социальных требованиях, предъявляемых людям в зависимости от их пола. Так, ожидания по отношению к мужчине обычно сосредоточены в области трудовой деятельности и карьеры, в то время как для женщины значительное число социальных требований связано с семьёй и в меньшей степени задействует те стремления, которые попадают под понятие генеративности.

Полученная динамика показателей, вероятно, является следствием возрастных особенностей исследуемых групп. Так, можно предположить, что в ранней взрослости генеративные характеристики в большей степени интегрированы в структуру ценностных ориентаций. Возможно, это указывает на то, что в ранней взрослости генеративность является в большей степени личностным свойством, зависящей от личностных особенностей молодых людей, становясь в большей степени социальным фактором по мере взросления человека. При этом нужно отметить, что у мужчин отмечалось возрастание роли социальных требований и ожиданий в более позднем возрасте. Выводы

В результате исследования было выявлено наибольшее количество связей с генеративными особенностями ценности «достижения». Важно отметить, что наиболее тесная связь была обнаружена в периоде ранней взрослости, в то время как в средней эти особенности оказывались не связаны. В поздней взрослости были обнаружены взаимосвязи между генеративными особенностями и ценностями только у мужчин. По всей видимости, можно предположить, что в периоде ранней взрослости те респонденты, кто обладал более высокими показателями генеративности, склонны рассматривать как социально значимые ценности, те ценности, которые связаны с личным успехом и достижением. Возможно, наличие этих ментальных репрезентаций связано с большей ориентацией на создание собственного вклада в общество, участие в его жизни вне зависимости от наличия или отсутствия реального стремления к тем или иным достижениям, т.е. переживанием ценности на индивидуальном уровне. При этом с возрастом, возможно, степень интеграции генеративности в систему ценностных ориентаций снижается, что поднимает вопрос о том, какие факторы являются значимыми для генеративности в период поздней взрослости и как меняется сама структура генеративности, начиная с периода вхождения во взрослость до старости.

*Исследование выполняется при финансовой поддержке РФФИ, проект 19-013-00812 А.

Список литературы / References

1. Полякова М.К., Стрижицкая О.Ю. Генеративность и особенности социальной сферы взрослого // Психологические исследования, 2017. Т. 10. № 51. С. 5.

2. Стрижицкая О.Ю., Полякова М.К. Лойольская шкала генеративности: русскоязычная адаптация // Психологический журнал, 2018. № 1. С. 94-102.

3. Azarow J., Manley M.J., Koopman C., Platt-Ross A., Butler L.D., Spiege D. American expressions of altruism and generativity in the aftermath of the September 11, 2001 terrorist attacks // Psicología Política, 2003 (27). 37-58.

4. Browning D.S. Generative man: Psychoanalytic perspectives. Philadelphia, Westminster Pressl, 1973. 274 p.

5. de St. Aubin E. & Bach M. Explorations in generativity and culture. In L. Jensen (Ed.) Oxford Handbook of Human Development and Culture: An Interdisciplinary Perspective, 2015. Pp. 653-665.

6. Erikson E.H. Childhood and Society", 2nd ed., 1963.

7. McAdams D P., Hart H.M., Maruna S. The anatomy of generativity // Generativity and adult development: How and why we care for the next generation / D.P. McAdams, E. de St. Aubin (eds.). Washington, D.C.: APA Press, 1998. P. 7-43.

8. McAdams, D. & de St. Aubin E. A theory of generativity and its assessment through self-report, behavioral acts, and narrative themes in autobiography. Journal of Personality and Social Psychology, 1992 (62). 1003-1015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.