УДК 37.013:351.761.1
СООТНОШЕНИЕ УСТАНОВОК НА УПОТРЕБЛЕНИЕ АЛКОГОЛЯ И ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ
Н. А. Фомина, В. Б. Орлов
Реферат: рассматривается проблема психологической науки и практики - формирование у современных подростков склонности к девиантному поведению, в частности, установок на употребление алкоголя.
В современном российском обществе определенная часть молодого поколения ориентируется на внешние ценности, легкую жизнь за счет других людей, получение удовольствий различными способами, в том числе в процессе употребления алкоголя, которые часто приводят к искажению смысла жизни, замене общечеловеческих ценностей и смыслов эрзац-смыслами: наркотиками, алкоголем и т. п., формированию различных видов зависимостей, отклоняющегося поведения и социальной дезадаптации личности. Возможными причинами этого являются недостаточная разработанность государственной идеологии и мировоззренческой концепции нашего общества, распад института семьи и изменение семейных ценностей, частое несоблюдение моральных и этических норм, чрезмерная демонстрация сцен бытового пьянства, агрессивности и насилия в средствах массовой информации.
Подчеркивается важность и сложность формирования ценностно-смысловой сферы личности в подростковом
© Фомина Н. А., Орлов В. Б., 2017
возрасте - периоде противоречивого и кризисного перехода к взрослости, который существенно определяет дальнейшее развитие и успешность социализации личности. Высказывается мысль о том, что невысокий уровень развития у подростков произвольного самоконтроля, саморефлексии, навыков ответственного, морально регулируемого поведения и личной зрелости в целом, наряду с отсутствием знаний о вреде наркотиков, алкоголя и пр., недооценкой пользы и преимуществ здорового образа жизни, могут стать внутренними психологическими условиями формирования у них искаженных жизненных ориентаций, в том числе положительной установки на употребление алкоголя.
Приводятся статистические данные об увеличении групповой пивной подростковой алкоголизации, которая способна быстро приводить к физической и психической зависимости от алкоголя и разрушению личности, однако, к сожалению, считается в молодежной среде распространенным символом взросления и неформального объединения.
Высказывается и эмпирически доказывается предположение о том, что противодействие подростков негативному влиянию социума, асоциальным референтным группам микросреды, алкогольным традициям и, как следствие, предупреждение отклоняющегося пове-
дения, в том числе ранней алкоголизации, во многом зависят от особенностей развития их личностной ответственности за свои поступки, дела и жизнь в целом. Раскрывается соотношения между сформированностью у подростков алкогольных установок, определенных с помощью проективной методики «Незаконченные предложения» и анализа их текстов-ассоциаций, и индивидуально-типологическими особенностями организации их ответственности как системного свойства личности.
Ключевые слова: ценностно-смысловая сфера личности, подростки, алкогольные установки, ответственность, гармонический, гармонично-субъектный и аэнергично-затрудняющийся типы организации ответственности.
В современном российском обществе определенная часть молодого поколения отличается невысокой осмысленностью жизни, искажением или потерей ее смысла, ориентацией на внешние ценности, легкую жизнь за счет других людей, получение удовольствий различными способами, в том числе в процессе употребления психоактивных веществ и алкоголя, которые часто приводят к социальной дезадаптации, формированию отклоняющегося поведения и различных видов зависимостей. Общечеловеческие ценности и смыслы заменяются эрзац-смыслами: наркотиками, алкоголем и т. п. Вследствие этого увеличивается наркотизация, сексуальная распущенность, алкоголизация населения в целом, а особенно молодежи [4].
Недостаточная разработанность государственной идеологии и мировоззренческой концепции нашего общества, распад института семьи и изменение семейных ценностей, частое
несоблюдение моральных и этических норм, чрезмерная демонстрация сцен бытового пьянства, агрессивности и насилия в средствах массовой информации прежде всего осложняют процесс формирования личности, поиска жизненного смысла, осознания себя как члена общества в сложном, противоречивом подростковом возрасте, который существенно определяет дальнейшее развитие и успешность социализации личности. Именно в этот период кризисного перехода к взрослости формируется Я-концепция, являющаяся важнейшим этапом в развитии самосознания, которое включает в себя реальное Я (представление о себе), идеальное Я (то, каким должен быть в нравственном аспекте), динамическое Я (каким намерен стать) и фантастическое Я (каким хотел бы быть, если это оказалось возможным), повышается важность самооценки и оценки себя другими. Новообразованием подросткового возраста является чувство взрослости - особая форма самосознания, через которую подросток сравнивает себя с другими, находит образцы для усвоения, выстраивает свои отношения с окружающими, изменяет свою деятельность (Д. Б. Эль-конин). Взрослость может выражаться в социальной зрелости (при сотрудничестве подростка и взрослого в различных видах деятельности); интеллектуальной взрослости (стремлении знать и уметь по-настоящему); равнении мальчиков на качества настоящего мужчины (силу, смелость, волю, верность в дружбе и т. п.); подражании внешним признакам взросления (стремление к взрослой моде, пользование косметикой, курение, игра в карты, употребление алкоголя) (Т. В. Драгунова). У подростка появляются новые социальные роли, права и обязанности, происходит осознание морально-этических норм,
меняется характер личностных взаимодействий (Б. Г Ананьев, М. И. Анцы-ферова, Л. И. Божович, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн и др.) [4]. Наиболее значимым становится общение со сверстниками, потребность утвердить себя в их среде и окружающем мире в целом. Особенностью общения подростков является, с одной стороны, готовность к нему и его поиск, расширение сферы коммуникации, с другой - тенденция к индивидуализации отношений, избирательность и требовательность в дружбе (Д. Б. Эльконин, Л. С. Выготский, Л. И. Божович, И. С. Кон и др.). В процессе общения осуществляется выбор референтной группы со своей иерархией управления, взглядами и мотивационной структурой совместной деятельности, а также проявляется реакция эмансипации - стремление освободиться от опеки и контроля старших (А. Е. Личко). Поскольку подростки уже не принадлежат к сообществу детей и еще не принадлежат миру взрослых, в процессе общения и поведенческих реакциях они проявляют эмоциональную неустойчивость, напряженность, застенчивость, конфликтность, агрессивность (К. Левин), противоречивость, негативизм, неприятие взглядов и убеждений других, демонстративность. Специфика формирования волевой сферы в подростковом возрасте проявляются в расхождении, с одной стороны, между требованиями жизни и интересами подростка, с другой - между возможностями подростка и его собственными требованиями к себе. Невысокий уровень развития воли подростков приводит к тому, что в процессе принятия волевого решения они часто выбирают аргументы в пользу эмоционально привлекательного поведения, а не разумного подхода (Л. И. Божович), недостаточно анализируют
реакции других, собственные поступки и регулируют собственное поведение.
Низкий уровень произвольного самоконтроля, саморефлексии, навыков ответственного, морально регулируемого поведения, невысокая степень личной зрелости в целом, наряду с отсутствием знаний о вреде наркотиков, алкоголя и пр., недооценкой пользы и преимуществ здорового образа жизни, могут стать внутренними психологическими условиями формирования у подростков положительной алкогольной установки [2]. К сожалению, распространенным символом взросления и неформального объединения молодежи в последнее время стал групповой, чаще всего пивной, алкоголизм, который в течение года приводит к физической и психической зависимости от алкоголя. По данным медицинской статистики, в последние годы употребляют алкогольные напитки каждый третий школьник в средних классах и более половины - в старших. Средний возраст начала употребления алкоголя у мальчиков понизился до 12,5, а у девочек - до 12,9 лет [5]. Ранняя алкоголизация как одна из форм отклоняющегося поведения, то есть знакомство подростка с опьяняющими дозами алкоголя в возрасте до 16 лет [1], наносит большой вред здоровью, затрудняет его социализацию, приводит к психологической и социальной деградации личности и в связи с этим является проблемой государственного масштаба, решение которой требует системного и глубокого междисциплинарного научного подхода со стороны медицины, социологии, юриспруденции, педагогики и психологии [6].
Противодействие подростков негативному влиянию социума, асоциальным референтным группам микросреды, алкогольным традициям и, как
следствие, предупреждение отклоняющегося поведения, в том числе ранней алкоголизации, во многом зависят от их социальных установок, которые, будучи проявлениями направленности и активности личности, отражают ее смысло-образующие ценностные ориентации и стремления добиваться поставленных жизненных целей, а также уровня развития их личностной ответственности за свои поступки, дела и жизнь в целом.
В. Б. Орловым под руководством Н. А. Фоминой были исследованы установки на употребление алкоголя и личностная ответственность у 160 подростков в возрасте от 12 до 17 лет (137 учащихся средней общеобразовательной школы № 64 г. Рязани и 23 учащихся Рязанского технологического колледжа).
Отношение подростков к алкоголю и сформированность у них установок на его употребление определялись с помощью проективной методики «Незаконченные предложения» и в процессе анализа их текстов-ассоциаций. Подросткам было предложено закончить 17 предложений, 4 из которых были направлены на определение у них ответственности за свои действия и поступки; 8 - показывали знание, эмоциональную оценку употребления алкоголя, понимание его вреда и наличие опыта употребления алкогольных напитков; 5 - позволяли оценить готовность и стремление употреблять алкоголь в будущем. В соответствии с этим среди предложенных для завершения фраз условно были выделены блок ответственности, когнитивно-оценочный блок, а также блок готовности и стремления. Кроме того, подростки описывали ассоциации (мысли, эмоции, чувства), вызванные событиями, изображенными на репродукциях картин Диего Веласкеса «Завтрак» и Тулуз-Ло-трека «Похмелье», а также на фото, где
было изображено распитие алкогольных напитков группой современных молодых людей.
Анализ законченных подростками предложений первого блока ответственности показал, что у большинства из них достаточно развита ответственность за свои действия и поступки: более половины (63,8 %) подростков продемонстрировали высокий, еще более четверти (28,1 %) - средний и только 8,1 % - низкий ее уровень. Ответственные подростки утверждали, что «взрослый человек - это... не тот, кому исполнилось 18 лет, а тот, кто может принимать решения самостоятельно и отвечать за свои поступки»; кто «.отвечает за свои поступки и обеспечивает себя сам без помощи других»; «.несет за них ответственность»; «.несет за себя ответственность и принимает решения сам», и понимали, что «успешность современных молодых людей во многом зависит от сформированных у них волевых свойств и самоконтроля, потому что. нужно уметь общаться с людьми, возможно, которые тебе не нравятся, также нужно уметь заставлять себя делать то, что нужно».
Предложения когнитивно-оценочного блока указывали на понимание абсолютным большинством (78 %) подростков вреда алкоголя и его отрицательную эмоциональную оценку («алкогольные напитки - «это. плохие напитки»; «это. очень вредный для здоровья напиток»; «это зло»; «.это плохо»; «.это -смерть»; «мне не нравятся алкогольные напитки»; «.алкогольные напитки позволяют. потерять хорошее будущее»; «разрушить жизнь и здоровье; «я. отрицательно отношусь к алкогольным напиткам»; «.никогда не стала бы их употреблять»; «в подростковом возрасте алкогольные напитки пить не рекомендуется»; «.нельзя употреблять»;
«...очень опасно»; «у человека могут возникнуть проблемы с алкогольной зависимостью, если. продолжать пить»; «если... он будет употреблять алкогольные напитки ежедневно»). Вместе с тем у 13 % подростков был выявлен средний уровень отрицания алкоголя («я думаю, алкогольные напитки позволяют., человеку расслабиться. Их используют, чтобы забыться. Они думают, что, выпив алкоголь, они освободятся от проблем, но это не так») и у 9 % из них -низкий уровень его отрицания, факты употребления алкогольных напитков и допустимость этого во время праздников, дней рождения и т. п., возможно, связанные с незнанием вопросов алкогольной тематики, неразвитостью эмоциональной оценки или искаженными представлениями о них («в современном обществе алкоголь. пользуется большим спросом»; «.считается фирменным напитком»; «алкоголь. это веселье»; «алкогольные напитки. одурманивают»; «это. для кого как»; «если бы меня спросили о моем отношении к алкогольным напиткам. 50 на 50 %»; «мои друзья употребляют алкогольные напитки. по выходным дням»).
Анализ предложений, отражающих готовность и стремление подростков к употреблению алкоголя, позволил заключить, что более двух третей (69 %) из них не стремятся употреблять алкогольные напитки («я еще не пробовала алкоголь»; «если в компании друзей мне предложат выпить. то я откажусь»; «.я не сторонница алкоголя»; «в будущем я не предполагаю употреблять алкоголь». Однако 22 % подростков имеют средний уровень стремления к употреблению таких напитков («в моей семье алкоголь употребляют., редко, по праздникам»; «мои друзья употребляют алкогольные напитки. иногда»), а 9 % - подтвердили факты употребле-
ния алкоголя, писали о допустимости этого во время праздников, дней рождения («я впервые попробовал алкогольные напитки. в 12 лет»; «.в возрасте 14 лет (в Новый год)»; «.в 16 лет»; «в будущем я предполагаю употреблять алкоголь. очень, очень редко (только по большим случаям)»; «в будущем я предполагаю употреблять алкоголь. только по праздникам») или просто за компанию («если в компании друзей мне предложат выпить. соглашусь, если хорошая компания»; «если в компании друзей мне предложат выпить. я выпью»).
При анализе текстов-ассоциаций подростков по поводу распития спиртных напитков, изображенного на картинах Диего Веласкеса, Тулуз-Лотрека и на фотографии, нами также обращалось внимание на проявление подростками ответственности за свои действия и поступки, осведомленность в вопросах алкоголя, выражение позитивной или негативной оценки его употребления, а также стремление и готовность распивать алкогольные напитки.
В текстах-комментариях к предложенным изображениям у большинства (84 %) подростков была заметна склонность к проявлению ответственности, у 87 % из них - негативная когнитивная и эмоциональная оценка алкоголя, у 84 % - отсутствие установки на употребление алкоголя («На картине № 2 я вижу четырех молодых людей, им не меньше 20 лет, но они уже употребляют алкоголь. Около них еще много бутылок с алкоголем, но у всех ведь еще вся жизнь впереди. Им надо бы идти работать, потом растить своих детей, а они сидят и пьют. Это совершенно неправильно. Из-за алкоголя они могут умереть еще в молодом возрасте, а им нужно прожить полную жизнь»; «На картине № 1 изображена несчастная женщина, которая «увязла» в алкогольной зависи-
мости. Она устало смотрит вдаль, и, возможно, кроме вина, у нее больше нет радости в жизни. На ее лице видна обида и злоба на других и на саму себя. К этому изображению я отношусь с опаской и жалостью. Мне кажется, героине нужна срочная помощь»; «Картина «Завтрак». На этой картине я вижу семью, которая состоит из отца и двух сыновей. Видимо, семья необеспеченная, так как обстановка очень бедная. Самое ужасное то, что бутылку вина держит ребенок. Пить при своем чаде непозволительно, не то, чтобы давать этот «яд» ему в руки. Эта картина вызывает лишь отрицательные эмоции. По сей день эта проблема остается неизменной - родители продолжают пить при своих детях, и это действительно ужасно»). Однако тексты 16 % подростков указывали на низкий уровень их ответственности; 12 % - на положительное отношение к алкоголю («На картине «Завтрак» люди хорошо проводят время»; 5 % - отсутствие ответственности, адекватной когнитивной и отрицательной эмоциональной оценки употребления спиртных напитков («Картина «Завтрак». Семья завтракает, но кроме старика, никто не пьет. Так что я не вижу проблем»; «К таким людям я отношусь нейтрально, так как это их здоровье, жизнь, личное время. Это их дело.»). Эти подростки, допускающие употребление алкогольных напитков из-за снижения ответственности, недостатка знаний об алкоголе и его вреде, неправильной эмоциональной оценки алкоголя, представляют собой зону риска и нуждаются в соответствующей просветительской, воспитательной и профилактической работе.
Нами было выдвинута и эмпирически доказана гипотеза о соотношении сформированности у подростков установок на употребление алкоголя и особенностей их ответственности.
Ответственность, определяющая эффективность жизнедеятельности и социального поведения, гарантирующая достижение субъектом результата собственными силами на основе самостоятельно принятого решения, осознанного долга и совести, а кроме того, позволяющая давать нравственно-этическую оценку событий, действий, в том числе поведенческих отклонений от общепринятых норм (девиаций), связанных с установками на употребление наркотиков, алкогольных напитков и пр., является одним из важнейших базовых волевых и морально-нравственных свойств личности (К. А. Абульха-нова, А. И. Крупнов), образованием высшего порядка, которое подтверждает персональную и социально значимую зрелость человека (В. А. Иванников, Е. П. Ильин, В. И. Селиванов, В. К. Калин, К. Муздыбаев, В. П. Прядеин и др.). Данное свойство рассматривалось нами в рамках концепции системно-функционального подхода А. И. Крупнова как системное образование, которое представляет собой единство инструментально-стилевых и мотивационно-со-держательных характеристик, обеспечивающих постоянство стремлений и готовность личности к ответственному поведению, способность отвечать за действия и поступки [7].
С помощью кластерного анализа показателей выраженности переменных различных компонентов ответственности почти у половины (44,4 %) подростков был выявлен осмысленно-адаптивный, у трети из них (32,5 %) - интерналь-но-субъектный и у четверти (23,1 %) -аэнергично-затрудняющийся типы организации данного свойства.
Подростки с осмысленно-адаптивным типом ответственности имели устойчивое и осознанное стремление проявлять ответственность, понимая
ее важность. При этом они переживали положительные стенические эмоции и надеялись более всего на себя, о чем свидетельствовало доминирование у них аэнергичности, осмысленности, стеничности и интернальности данного свойства. Однако, реализуя ответственное поведение, они руководствовались чаще всего личностно-значимыми целями, несмотря на то что ощущали результативность его как в личностной, субъектной, так и в предметной сферах и проявляли как социоцентрическую, так и эгоцентрическую мотивацию. Это, скорее всего, отражало противоречия подросткового возраста, связанные с важностью и эгоцентрических устремлений показать себя, выделиться, и коллективных, групповых мотивов и дел. Иногда в процессе проявления ответственности они испытывали операциональные трудности из-за
недостатка опыта, навыков или эмоционально-личностные проблемы из-за неуверенности в себе, собственных силах и заниженной самооценки (табл. 1).
У подростков с интернально-субъ-ектным типом организации ответственности, как и у лиц с осмысленно-адаптивным типом, преобладали аэнергич-ность, стеничность, интернальная регуляция, осмысленность, личные цели и социоцентрические мотивы. Кроме того, в отличие от представителей осмысленно-адаптивного типа у этих подростков доминировала субъектность, то есть результативность в субъектной, личностной сфере жизнедеятельности, связанная с самопрезентацией, самовыражением, а операциональные трудности, вызванные нехваткой навыков осуществления ответственного поведения, доминировали над эмоционально-личностными проблемами из-за не-
Таблица 1
Сравнительный анализ средних значений переменных ответственности у подростков с различными типами ее организации
Компоненты Переменные Осмысленно-адаптивный тип, % Интернально-субъектный тип, % Аэнергично-затрудняющийся тип, %
Установочно-целевой Общественно значимые цели 36,7 26,8 26,6
Личностно значимые цели 41,4 34,1 36,2
Мотивационный Социоцентричность 37,5 31,5 29,9
Эгоцентричность 34,7 19,8 26,3
Когнитивный Осмысленность 39,3 32,1 34,9
Осведомленность 22,1 12,7 13,1
Продуктивный Предметность 38,6 26,4 27,3
Субъектность 38,2 29,7 25,2
Динамический Энергичность 28,6 20,8 18,6
Аэнергичность 13,8 8,0 23,4
Эмоциональный Стеничность 35,6 23,0 25,3
Астеничность 30,6 18,0 28,7
Регуляторный Интернальность 38,9 34,6 29,9
Экстернальность 27,9 15,3 27,8
Рефлексивно оценочный Операциональные трудности 21,1 15,2 28,1
Эмоционально-личностные трудности 20,5 10,3 26,9
Таблица 2
Сформированность алкогольных установок у подростков с различными типами организации ответственности
Алкогольные установки
Типы ответственности неопределенная установка, % неприятие алкоголя, % употребление очень редкое и по праздникам, % употребление по разным поводам, %
Осмысленно-адаптивный тип 4 48 47 1
Интернально-субъектный тип 14 47 37 2
Аэнергично-затрудняющийся тип 10 43 47 -
уверенности в себе или заниженной самооценки. У этих подростков показатели всех переменных были значительно ниже, чем у лиц с осмысленно-адаптивным типом.
У подростков с аэнергично-затруд-няющимся типом ответственности, так же как и у представителей двух других типов, были более выражены личные цели, социоцентрические мотивы, указывающие на определенную противоречивость их мотивационно-смысловой сферы и осмысленность ответственности. Однако в отличие от вышеназванных типов у них была обнаружена тенденция к большей выраженности продуктивности в общественной сфере, по сравнению с результативностью в личностно-значимой сфере жизнедеятельности; у большей части этой группы подростков отсутствовало устойчивое стремление и готовность к проявлению ответственности; они чаще переживали отрицательные астенические эмоции страха, тревожности, неуверенности, разочарований, как следствие, встречались с эмоционально-личностными проблемами, связанными с неверием в себя, заниженной самооценкой и т. п., а также демонстрировали нехватку
навыков, опыта ответственного поведения и руководствовались не только внутренней, интернальной саморегуляцией, выражающейся в надежде на собственные силы, но и внешней, экс-тернальной регуляцией, связанной с зависимостью от окружающих людей и внешних обстоятельств, и испытывали операциональные и эмоционально-личностные трудности при реализации ответственности больше, чем все остальные подростки.
Таким образом, развитию ответственности, позволяющей отвечать за свои действия и помогающей противостоять установкам на алкоголизацию, у всех подростков способствовало понимание ее сути и важности, а также развитая социоцентрическая мотивация. Лицам с осмысленно-адаптивным и интернально-субъектным типами организации данного свойства помогали также переживание положительных, стенических эмоций в процессе ее проявления и достаточная внутренняя саморегуляция. Вместе с тем развитие данного свойства у всех подростков осложнялось недостаточной выраженностью общественно значимых целей, а у лиц с аэнергично-затрудняющим-
ся типом ответственности отсутствие устойчивого стремления и готовности к ее проявлению было связано еще и с отрицательными, астеническими переживаниями, внешней, экстернальной регуляцией, неверием в себя и свои силы и недостатком навыков ответственного поведения [3], что могло приводить к формированию негативных социальных установок.
Между выделенными типами организации ответственности у подростков и сформированностью у них алкогольных установок были выявлены определенные соотношения.
Как видно из таблицы 2, употребляли алкоголь только 3 % обследованных подростков различных групп, однако почти половина подростков с осмысленно-адаптивным и аэнергично-затрудняю-щимся типами организации ответственности и более трети лиц с интернально-субъектным типом редко и по праздникам алкоголь все-таки употребляли.
Неопределенную установку на употребление алкоголя имели немногие
подростки. При этом среди подростков с осмысленно-адаптивным типом таких было меньше всего, а с интер-нально-субъектным - почти в 2 раза больше. Однако настораживает и заставляет задуматься то, что примерно пятая часть обследованных подростков не определились с употреблением алкоголя, значит, попав в алкогольную среду, они, а особенно лица с интернально-субъектным и аэнергично-затрудняю-щимся типами ответственности, могли бы поддаться ее влиянию.
Не принимали алкоголь только около половины всех подростков, причем была заметна тенденция его большего неприятия в группе лиц с осмысленно-адаптивным, а меньшего - с аэнергич-но-затрудняющимся типами организации ответственности как свойства личности.
Видели вред алкогольных напитков, осуждали избыточное употребление алкоголя в обществе, особенно употребление его подростками, представители всех 3 выделенных нами типов
Таблица 3
Методики исследования Типы и блоки исследования
Осмысленно-адаптивный тип, баллы Интернально-субъектный тип, баллы Аэнергично-затрудняющийся тип, баллы
Блок ответственности Блок когнитивно-оценочный Блок готовности и стремления Блок ответственности Блок когнитивно-оценочный Блок готовности и стремления Блок ответственности Блок когнитивно-оценочный Блок готовности и стремления
Незаконченные предложения 3,56 7,14 4,13 3,60 7,13 4,15 3,43 6,89 3,81
Ассоциативный тест 0,83 0,9 0,89 0,85 0,85 0,83 0,84 0,86 0,76
Результаты анализа различных блоков алкогольных установок у представителей различных типов организации ответственности
Примечание. Меньшее количество баллов свидетельствовало о большем неприятии алкоголя.
реализации ответственности (табл. 1), хотя среди представителей аэнергич-но-затрудняющегося типа лиц, продемонстрировавших неприятие алкоголя, было меньше по сравнению с двумя другими типами (табл. 3).
Таким образом, большинство обследованных подростков были способны брать на себя ответственность за употребление алкогольных напитков, понимали их вред, отрицательно к ним относились и поэтому не стремились к их употреблению. Однако среди них были и такие, кто, не понимая вреда алкогольных напитков и не имея к ним отрицательного эмоционального отношения, уже употреблял алкоголь и был готов продолжать это в будущем. При этом формирование у них алкогольных установок определенным образом соотносилось с индивидуально-типологическими особенностями ответственности как свойства личности. Так, подростки с аэнергично-затрудняющимся типом организации ответственности были менее способны брать на себя ответственность, имели меньше знаний об алкоголе, а также реже проявляли негативное отношение к нему, непринятие его по сравнению с представителями двух других типов ответственности. Скорее всего, формированию у них нежелательных установок на принятие и употребление алкоголя и алкогольного поведения способствовали частый уход от ответственности, недостаток навыков реализации ответственного поведения, множество отрицательных
астенических эмоций, неуверенность в себе, заниженная самооценка. Педагоги и психологи, работающие с подростками, должны это знать и учитывать в процессе организации работы по развитию у них ответственности, снижению и профилактике формирования алкогольных установок и гармонизации их личности в целом.
Список литературы
1. Братусь Б. С., Сидоров П. И. Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1984. 144 с.
2. Давыдов А. В. Профилактика алкоголизма подростков : дис. ... канд. пед. наук. Ярославль, 2008. 183 с.
3. Орлов В. Б., Фомина Н. А. Различные типы организации ответственности подростков // Материалы Всерос. науч.-практ. заочной конференции «Самореализация личности в современном мире» (24 янв. 2017 г.). М. : РУДН, 2017. С. 161-167.
4. Орлов В. Б. , Фомина Н. А. К вопросу об актуальности исследования связей интересов, особенностей самоконтроля и ответственности с установками на употребление алкоголя у подростков // Материалы XVIII Межвуз. психол. чтений студентов, аспирантов и молодых ученых «Личность в природе и обществе» (23 апр. 2015 г.). М. : РУДН. 2015. С. 69-73.
5. Сидоров П. И. Особенности клиники и диагностики алкоголизма в подростково-юношеском возрасте // Алкоголизм и неалкогольные токсикомании у несовершеннолетних. М. : МОЛГМИ, 1979. С. 84-86.
6. Сидоров П. И. Наркологическая превенто-логия. М. : Медпрес Информ, 2006. 719 с.
7. Системные исследования свойств личности: к 30-летию научной школы А. И. Крупнова : коллективная монография / науч. ред. А. И. Круп-нов, С. И. Кудинов, И. А. Новикова. М. : РУДН, 2014. 500 с.