Научная статья на тему 'Исследование алкогольных установок у современных подростков'

Исследование алкогольных установок у современных подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1185
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / ПОДРОСТКИ / TEENAGER / АКТИВНОСТЬ / ACTIVITY / САМОРЕГУЛЯЦИЯ / SELF-REGULATION / НАПРАВЛЕННОСТЬ / ORIENTATION / АЛКОГОЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / RESPONSIBILITY / КОГНИТИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ БЛОК / СТРЕМЛЕНИЕ И ГОТОВНОСТЬ К УПОТРЕБЛЕНИЮ АЛКОГОЛЯ / ATTITUDE TOWARDS ALCOHOL / COGNITIVE APPRAISAL SET

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Фомина Наталья Александровна, Орлов Владимир Борисович

Статья посвящена важнейшей проблеме особенностей формирования личности подростков в современном обществе. Авторы опираются на системный подход к исследованию личности В. Д. Небылицына, А. И. Крупнова, в соответствии с которым ее целостную сущность отражают такие интегральные переменные, как активность, ее направленность и саморегуляция. Раскрывают роль и содержание направленности как системообразующего компонента структуры личности. Характеризуют установки, которые, выступая в качестве проявлений направленности и активности личности, отражают ее смыслообразующие ценностные ориентации и стремления добиваться поставленных жизненных целей в соответствии с личностным уровнем притязаний в реализации высших потребностей. Обращают внимание на формирование асоциальных установок на легкую, безбедную жизнь за счет других людей, получение удовольствий различными способами, в том числе в процессе употребления психоактивных веществ и алкоголя у современной молодежи. Подчеркивают важность и необходимость осознанного выбора жизненных целей, формирования правильных ориентаций и установок в сложном подростковом возрасте периоде противоречивого и кризисного перехода к взрослости, который существенно определяет дальнейшее развитие и успешность социализации личности. Кратко раскрывают специфические особенности формирования направленности личности, Я-концепции, общения и развития волевой саморегуляции подростков. Указывают на возможные причины отклоняющегося поведения и формирования установок на принятие алкоголя у современных подростков. Приводят статистические данные об увеличении ранней подростковой алкоголизации, чаще всего групповой, пивной, которая стала в молодежной среде распространенным символом взросления и неформального объединения, несмотря на то, что она способна быстро приводить к физической и психической зависимости от алкоголя и разрушению личности. Описывают результаты проведенного ими исследования установок на употребление алкоголя у 160 подростков в возрасте от 12 до 17 лет. Для изучения отношения подростков к алкоголю и определения сформированности у них установок на употребление алкоголя авторами была использована проективная методика «Незаконченные предложения». Подросткам было предложено закончить 17 предложений, 4 из которых давали возможность определить сформированность у них ответственности за свои действия и поступки; 8 знание и опыт употребления алкогольных напитков, а также эмоциональную оценку употребления алкоголя и понимание его вреда; 5 готовность и стремление употреблять алкоголь в будущем. В соответствии с этим среди предложенных для завершения фраз условно были выделены: блок ответственности, когнитивно-оценочный блок и блок готовности и стремления. Кроме того, были проанализированы тексты-высказывания подростков, в которых они описали свои мысли, эмоции, чувства, вызванные событиями, отображенными на репродукциях картин Диего Веласкеса «Завтрак» и Тулуз-Лотрека «Похмелье», связанных с темой вина, и на фото с изображением распития алкогольных напитков группой молодых людей, взятого из интернет-ресурса. Представленный в статье анализ результатов методики «Незаконченные предложения» показал, что у большинства подростков достаточно развита ответственность за свои действия и поступки, высок уровень отрицательного отношения к алкоголю и понимание вреда от его употребления, более двух третей из них не стремятся употреблять алкогольные напитки. Однако у 13,1 % подростков был выявлен средний и у почти десятой части (8,8 %) из них низкий уровень отрицания алкоголя, возможно, связанный с незнанием вопросов алкогольной тематики, неразвитостью эмоциональной оценки или искаженными представлениями о них, в связи с чем они подтвердили факт употребления алкоголя и высказали мнение о допустимости этого во время праздников, дней рождения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Фомина Наталья Александровна, Орлов Владимир Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the problem of development of teenager’s personality in modern society. Methodological grounds of the research constitute V.D. Nebylitsyn’s A.V. Krupnov’s system approach to personality study under which such integral variables as activity, orientation and self-regulation reflect person’s integral essence. The role and content of orientation as a principle component in person’s structure is revealed. Attitudes, being a manifestation of person’s orientation and activity, characterize person’s crucial value orientations and desire to reach life goals according to his/her level of pretensions in realization of higher needs. The authors describe formation of asocial attitudes aimed at easy, comfortable life at the expense of others, enjoying the pleasures by any means, with drugs and alcohol among them. The importance and necessity of conscious choice of life goals, formation true orientations and attitudes in adolescence, in the period of conflicting and crisis moving towards adulthood, the one that defines further development and successfulness of person’s socialization is stressed. Specific characteristics of person’s orientation, Self-conception formation, peculiarities of teenagers’ communication and voluntary self-regulation are described. Possible causes of delinquent behavior and formation of attitudes towards alcohol drinking in modern teenagers are specified. Statistical data that is indicative of increase in early adolescent’s alcoholization, most often in groups, which becomes a symbol of growing up and informal consolidation despite the fact that it leads to physical and mental addiction and destroys personality are given. The results of study of attitudes toward alcohol drinking in 160 teenagers aged 12-17 are presented. “Incomplete sentences” method was used to study teenagers’ attitudes towards alcohol drinking. According to the procedure, participants had to complete 17 sentences; four for responsibility for deeds and behavior; eight for knowledge and experience of alcohol drinking and emotional assessment of drinking and its consequences; five for preparedness and desire to drink in future. According to the content analysis sets of responsibility, cognitive -appraisal and preparedness and desire have been identified. The analysis reveals that the majority of teenagers have relatively high level of responsibility for their deeds, high level of negative attitude towards alcohol drinking and understanding that drinking is harmful. More than two thirds of them have no desire to drink alcohol. At the same time 13,1% of teenagers display moderate and low (8,8%) level of alcohol negation. They confirm the fact of alcohol drinking and consider it possible to drink at holidays and birthdays. The result is probably to the lack of knowledge, undeveloped emotional appraisal or distorted ideas about the issue.

Текст научной работы на тему «Исследование алкогольных установок у современных подростков»

УДК 159.922.8

ИССЛЕДОВАНИЕ АЛКОГОЛЬНЫХ УСТАНОВОК У СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ

Для цитирования

Фомина, Н. А. Исследование алкогольных установок у современных подростков / Н. А. Фомина, В. Б. Орлов // Прикладная юридическая психология. - 2018. - № 1 (42). - С. 32-40.

Аннотация. Статья посвящена важнейшей проблеме особенностей формирования личности подростков в современном обществе. Авторы опираются на системный подход к исследованию личности В. Д. Небылицына, А. И. Крупнова, в соответствии с которым ее целостную сущность отражают такие интегральные переменные, как активность, ее направленность и саморегуляция.

Раскрывают роль и содержание направленности как системообразующего компонента структуры личности.

Характеризуют установки, которые, выступая в качестве проявлений направленности и активности личности, отражают ее смыслообразующие ценностные ориентации и стремления добиваться поставленных жизненных целей в соответствии с личностным уровнем притязаний в реализации высших потребностей.

Обращают внимание на формирование асоциальных установок на лег-

© Фомина Н. А., Орлов В. Б., 2018

Н. А. Фомина, В. Б. Орлов

кую, безбедную жизнь за счет других людей, получение удовольствий различными способами, в том числе в процессе употребления психоактивных веществ и алкоголя у современной молодежи.

Подчеркивают важность и необходимость осознанного выбора жизненных целей, формирования правильных ориентаций и установок в сложном подростковом возрасте - периоде противоречивого и кризисного перехода к взрослости, который существенно определяет дальнейшее развитие и успешность социализации личности. Кратко раскрывают специфические особенности формирования направленности личности, Я-концепции, общения и развития волевой саморегуляции подростков.

Указывают на возможные причины отклоняющегося поведения и формирования установок на принятие алкоголя у современных подростков.

Приводят статистические данные об увеличении ранней подростковой алкоголизации, чаще всего групповой, пивной, которая стала в молодежной среде распространенным символом взросления и неформального объединения, несмотря на то, что она способна быстро приводить к физической и психической зависимости от алкоголя и разрушению личности.

Описывают результаты проведенного ими исследования установок на употребление алкоголя у 160 подростков в возрасте от 12 до 17 лет.

Для изучения отношения подростков к алкоголю и определения сфор-мированности у них установок на употребление алкоголя авторами была использована проективная методика «Незаконченные предложения». Подросткам было предложено закончить 17 предложений, 4 из которых давали возможность определить сформиро-ванность у них ответственности за свои действия и поступки; 8 - знание и опыт употребления алкогольных напитков, а также эмоциональную оценку употребления алкоголя и понимание его вреда; 5 - готовность и стремление употреблять алкоголь в будущем. В соответствии с этим среди предложенных для завершения фраз условно были выделены: блок ответственности, когнитивно-оценочный блок и блок готовности и стремления. Кроме того, были проанализированы тексты-высказывания подростков, в которых они описали свои мысли, эмоции, чувства, вызванные событиями, отображенными на репродукциях картин Диего Веласкеса «Завтрак» и Тулуз-Лотрека «Похмелье», связанных с темой вина, и на фото с изображением распития алкогольных напитков группой молодых людей, взятого из интернет-ресурса.

Представленный в статье анализ результатов методики «Незаконченные предложения» показал, что у большинства подростков достаточно развита ответственность за свои действия и поступки, высок уровень отрицательного отношения к алкоголю и понимание вреда от его употребления, более двух третей из них не стремятся употреблять алкогольные напитки. Однако у 13,1 %

подростков был выявлен средний и у почти десятой части (8,8 %) из них -низкий уровень отрицания алкоголя, возможно, связанный с незнанием вопросов алкогольной тематики, неразвитостью эмоциональной оценки или искаженными представлениями о них, в связи с чем они подтвердили факт употребления алкоголя и высказали мнение о допустимости этого во время праздников, дней рождения.

Ключевые слова: личность, подростки, активность, саморегуляция, направленность, алкогольные установки, ответственность, когнитивно-оценочный блок, стремление и готовность к употреблению алкоголя.

В современном обществе выдвигаются повышенные требования к личности человека как субъекта жизнедеятельности.

Целостную сущность личности с позиции интегральных переменных (В. Д. Небылицын, Б. М. Теплов, А. И. Крупнов и др.) наиболее полно выражают активность, ее саморегуляция и направленность, которые пронизывают все подструктуры личности, проявляются на психофизиологическом и характерологическом уровнях и концентрируют вокруг себя три группы базовых свойств [4].

Активность в том или ином виде содержится в различных личностных образованиях: темпераменте, характере, способностях. Ее определяют как группу личностных качеств, обусловливающих внутреннюю потребность, тенденцию индивида к эффективному освоению внешней действительности, самовыражению относительно внешнего мира, которая может реализоваться в умственном, двигательном (в том числе речедвигательном) или социальном

(общение) плане; как процесс, обеспечивающий непрерывное взаимодействие субъекта с миром. Направление, качество и уровень реализации активности определяются другими (содержательными) особенностями личности -ее интеллектуальными и характерологическими особенностями, комплексом ее отношений и мотивов [4].

Саморегуляция поведения и деятельности человека представляет собой сознательное умение преодолевать внутренние и внешние трудности при реализации целенаправленных поступков и действий с помощью воли, волевых свойств. Благодаря сознательной волевой регуляции активности осуществляются функции активизации и торможения, проявляющиеся в избирательности поведения и принятии решений. Саморегуляция выражается в самоконтроле собственных состояний и свойств человека, его характеристик как субъекта деятельности, общения или самосознания (В. А. Петровский, Е. М. Черепанова), управлении содержанием собственного сознания, сферой собственного «Я», обеспечении приоритета ведущих мотивов над второстепенными, самооценке личности (К. Хорни, А. А. Реан, А. В. Захарова, Л. Д. Столяренко и др.). По мнению А. И. Крупнова, саморегуляция на психофизиологическом уровне проявляется в виде интроверсии или экстраверсии, а на характерологическом - в виде базовых волевых свойств, к которым относятся ответственность, организованность, настойчивость и др.

Направленность личности - это важнейший системообразующий компонент ее структуры. Она проявляется в континууме экстраверсии и интроверсии, его потребностях и мотивах, целях, убеждениях и миро-

воззрении, ценностных ориентациях, идеалах и пр. Важным проявлением направленности личности, представляющим индивидуальные особенности субъекта и имеющим личностную и социальную значимость, выступают интересы,склонности, стремления и установки. Установка, отражая содержательно-смысловую сферу и направленность личности, по Д. Н. Узнадзе, представляет собой готовность к определенной деятельности и активности, характеризуется внутренним динамическим и бессознательным состоянием целостной личности, которое возникает в результате взаимодействия потребностей и среды и рассматривается как начальное звено отражения действительности и неосознаваемая форма психического отражения. Это проявления направленности и активности личности, отражающие смысло-образующие ценностные ориентации и стремление добиваться поставленных жизненных целей в соответствии с личностным уровнем притязаний в реализации высших потребностей. Социальная установка складывается на основе опыта и оказывает направляющее и динамическое влияние на реакции индивида относительно всех объектов или ситуаций, с ним связанных (Г. Олпорт). Индивидуальные социальные установки имеют направленность, степень выраженности, различные характеристики смыслового, целевого и операционного уровней (А. Г. Асмолов).

К сожалению, в современном обществе, характеризующемся недостаточной разработанностью вопросов государственной идеологии, отсутствием акцентированных социально значимых установок и мировоззренческой концепции в целом, определенная часть молодого поколения отличается невы-

сокой осмысленностью жизни, искажением или потерей ее смысла, большей ориентацией на внешние ценности, эгоистическим самоутверждением с направленностью личности на себя, что приводит к снижению уровня социальной активности, социальной дезадаптации, формированию отклоняющегося поведения и различных видов зависимостей. Нередко в молодежной среде преобладают асоциальные установки на легкую жизнь за счет других людей, получение удовольствий различными способами, в том числе в процессе употребления психоактивных веществ и алкоголя. Общечеловеческие ценности и смыслы заменяются эрзац-смыслами: наркотиками, алкоголем и т. п. В связи с этим увеличивается наркотизация, сексуальная распущенность, алкоголизация населения, особенно молодежи [5].

Формирование и развитие личности в целом, развитие ее активности как субъекта жизнедеятельности и направленности, включающей в себя цели, мотивы, идеалы, интересы, ценности и жизненные смыслы, мировоззрение, осознанный выбор жизненных целей, правильных ориентаций и установок, осуществляется в течение всей жизни человека, однако большое значение имеет подростковый возраст -период противоречивого и кризисного перехода к взрослости, который существенно определяет дальнейшее развитие и успешность социализации личности. В этот период формируется Я-концепция, что является важнейшим этапом в развитии самосознания, которое включает в себя реальное «Я» (представление о себе), идеальное «Я» (то, каким должен быть в нравственном аспекте), динамическое «Я» (каким намерен стать) и фантастическое «Я»

(каким хотел бы быть, если это оказалось бы возможным), происходит самоидентификация в обществе, повышается важность самооценки и оценки себя другими. Появляются новые социальные роли, права и обязанности, расширяется сфера коммуникации, меняется характер личностных взаимодействий и происходит осознание морально-этических норм (Б. Г. Ананьев, М. И. Анцыферова, Л. И. Божо-вич, А.Н. Леонтьев, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн и др.) [5]. Наиболее значимым становится общение со сверстниками, которое определяется потребностью утвердить себя в их среде (часто в асоциальных референтных группах) и окружающем мире в целом. Особенностью общения подростков является, с одной стороны, готовность к нему и его поиск, расширение сферы коммуникации, с другой - тенденция к индивидуализации отношений, избирательность и требовательность в дружбе (Д. Б. Эльконин, Л. С. Выготский, Л. И. Божович, И. С. Кон и др.). В общении и поведенческих реакциях подростков могут проявляться противоречивость, конфликтность, негативизм, неприятие взглядов и убеждений других, демонстративность. В процессе общения осуществляется выбор референтной группы со своей иерархией управления, взглядами и мотивационной структурой совместной деятельности, а также проявляется реакция эмансипации - стремление освободиться от опеки и контроля старших (А. Е. Личко). Новообразованием подросткового возраста является так называемое чувство взрослости -особая форма самосознания, через которую подросток сравнивает себя с другими, находит образцы для усвоения, выстраивает отношения с окружа-

ющими, изменяет свою деятельность (Д. Б. Эльконин). Взрослость может выражаться в социальной зрелости (при сотрудничестве подростка и взрослого в различных видах деятельности); интеллектуальной взрослости (стремлении знать и уметь по-настоящему); ориентации мальчиков на качества настоящего мужчины (силу, смелость, волю, верность в дружбе и т. п.); подражание внешним признакам взросления (стремление к взрослой моде в одежде, использование косметики и пр., курение, игра в карты,употребление алкоголя) (Т. В. Драгунова). Подростки уже не принадлежат к сообществу детей и еще не принадлежат к миру взрослых, вследствие чего в общении являются эмоционально неустойчивыми и напряженными, застенчивыми, конфликтными и агрессивными (К. Левин). Специфические особенности формирования волевой сферы в подростковом возрасте проявляются в расхождении между требованиями жизни и интересами подростка, с одной стороны, и расхождением между возможностями подростка и его собственными требованиями к себе, с другой. Уровень развития воли подростков не всегда бывает высоким, поэтому в процессе принятия волевого решения они часто стремятся выбирать аргументы в пользу эмоционально привлекательного поведения, а не разумного подхода (Л. И. Божович). Не всегда достаточный уровень волевого и когнитивного развития не позволяет им осознанно анализировать собственные поступки и реакции других и регулировать собственное поведение. Отсутствие знаний о вреде наркотиков, алкоголя и пр., недооценка пользы и преимуществ здорового образа жизни, а также невысокая степень личной зре-

лости, личностная ригидность, низкий уровень саморефлексии, произвольного самоконтроля и навыков ответственного, морально-регулируемого поведения могут стать внутренними психологическими условиями формирования у подростков положительной алкогольной установки [3].

В современном обществе резкая смена социальных отношений, изменение характера личностных взаимодействий, частое несоблюдение моральных и этических норм, чрезмерная демонстрация сцен бытового пьянства, агрессивности и насилия в средствах массовой информации, распространение алкоголизма и наркомании у части социума, распад института семьи и изменение семейных ценностей во многом осложняют процесс формирования личности, поиска жизненного смысла, осознания себя как члена общества у подростков, часто приводя к их дезадаптации и проявлениям де-виантного поведения.

Одной из форм отклоняющегося поведения является ранняя алкоголизация - знакомство подростка с опьяняющими дозами алкоголя в возрасте до 16 лет [2]. По сведениям медицинской статистики, в последние годы употребляют алкогольные напитки каждый третий школьник в средних классах и более половины - в старших. Средний возраст начала употребления алкоголя у мальчиков понизился до 12,5, а у девочек - до 12,9 лет. При этом у подростков преобладает групповая, чаще всего пивная алкоголизация [6], которой свойственно злокачественное течение и возникновение физической и психической зависимости от алкоголя уже за год. Пивной алкоголизм стал в молодежной среде распространенным символом взросления и неформально-

го объединения. В связи с этим ущерб здоровью, психологическая и социальная деградация личности, особенно подростков и молодежи, связанные с пристрастием к алкоголю, наркотикам, психоактивным веществам и курению, являются проблемой государственного масштаба, решение которой требует системного и глубокого междисциплинарного научного подхода со стороны медицины, социологии, юриспруденции, педагогики и психологии [7].

Успешность социализации подростков, их противодействие негативному влиянию социума и референтных групп микросреды, противостояние алкогольным традициям и, как следствие, предупреждение отклоняющегося поведения, в том числе ранней алкоголизации и контактов с наркотиками, в подростковом возрасте во многом зависят от верных социальных установок и уровня развития ответственности как личностного свойства.

Нами проведено исследование установок на употребление алкоголя у 160 подростков в возрасте от 12 до 17 лет (137 учащихся средней общеобразовательной школы № 64 г. Рязани и 23 учащихся Рязанского технологического колледжа; 94 представителя мужского пола и 66 - женского).

Для изучения отношения подростков к алкоголю и определения сформи-рованности у них установок на употребление алкоголя была использована проективная методика «Незаконченные предложения». Подросткам было предложено закончить 17 предложений, 4 из которых давали возможность определить сформированность у них ответственности за свои поступки; 8 - знание и опыт употребления алкогольных напитков, а также эмоциональную оценку употребления алкоголя

и понимание его вреда; 5 - готовность и стремление употреблять алкоголь в будущем. В соответствии с этим среди предложенных для завершения фраз нами условно были выделены: блок ответственности, когнитивно-оценочный блок и блок готовности и стремления.

Анализ результатов показал, что у большинства подростков достаточно развита ответственность за действия и поступки: более половины (63,8 %) из них продемонстрировали высокий уровень ответственности, 28,1 % - средний и 8,1 % - низкий.

Так, ответственные подростки писали следующее: «Взрослый человек -это ... не тот, кому исполнилось 18 лет, а тот, кто может принимать решения самостоятельно и отвечать за свои поступки»; «. это . человек, который отвечает за свои поступки и обеспечивает себя сам без помощи других»; «должен отвечать за свои поступки, т.к. . он несет за них ответственность»; «это . тот, кто несет за себя ответственность и принимает решения сам» или «успешность современных молодых людей во многом зависит от сформированных у них волевых свойств и самоконтроля, потому что . нужно уметь общаться с людьми, возможно, которые тебе не нравятся, также нужно уметь заставлять себя делать то, что нужно».

Предложения, составившие когнитивно-оценочный блок, указывали, с одной стороны, на знание алкогольных напитков, их употребление и положительную эмоциональную оценку этого, с другой - на понимание вреда алкоголя и его отрицательную эмоциональную оценку. Абсолютное большинство (78 %) обследованных подростков продемонстрировали высокий уровень отрицательного отношения к алкоголю и понимание вреда его употребления.

Они писали о том, что «алкогольные напитки - «это ... плохие напитки»; «... это зло»; «... это плохо»; «... это - смерть»; «если бы меня спросили о моем отношении к алкогольным напиткам, ... я отвечу, что отрицательно отношусь к этому»; «мне не нравятся алкогольные напитки»; «.алкогольные напитки позволяют ... потерять хорошее будущее»; «... я бы сказала, что никогда не стала бы их употреблять»; «я думаю, алкогольные напитки позволяют ... разрушить жизнь и здоровье»; «алкогольные напитки - это ... очень вредный для здоровья напиток»; «по моему мнению, в подростковом возрасте алкогольные напитки . пить не рекомендуется»; «. нельзя употреблять»; «. очень опасно»; «у человека могут возникнуть проблемы с алкогольной зависимостью, если ... продолжать пить»; «если .он будет употреблять алкогольные напитки ежедневно». У 13 % подростков был выявлен средний уровень отрицания алкоголя: «я думаю, алкогольные напитки позволяют . человеку расслабиться. Их используют, чтобы забыться. Они думают, что, выпив алкоголь, они освободятся от проблем,но это не так». Однако почти десятая часть (9 %) показали низкий уровень отрицания алкоголя, возможно, связанный с незнанием вопросов алкогольной тематики и неразвитостью эмоциональной оценки или искаженными представлениями о них. Например, «в современном обществе алкоголь . пользуется большим спросом»; «... считается фирменным напитком, я так думаю»; «алкоголь ... это веселье»; «алкогольные напитки . одурманивают»; «это . для кого как»; «если бы меня спросили о моем отношении к алкогольным напиткам, ... 50 % на 50 %»; «мои друзья употребляют алкогольные напитки . по выходным дням»;

«у человека могут возникнуть проблемы с алкогольной зависимостью, если ... у него так сложилась жизнь»; «если ... пить каждый день и помногу».

Анализ предложений, отражающих готовность и стремление подростков к употреблению алкоголя, позволил заключить, что более двух третей (69 %) из них не стремятся употреблять алкогольные напитки. Они писали: «я еще не пробовала алкоголь»; «если в компании друзей мне предлагают выпить, ... то я откажусь», «.... я не сторонница алкоголя»; «в будущем я не предполагаю употреблять алкоголь». 22 % подростков продемонстрировали средний уровень отсутствия стремления к употреблению алкогольных напитков, о чем свидетельствовали такие ихутверждения: «в моей семье алкоголь употребляют ... редко, по праздникам»; «мои друзья употребляют алкогольные напитки . иногда».

Однако 9 % подростков подтвердили факты употребления алкоголя и высказали мнение о допустимости этого во время праздников, дней рождения: «я впервые попробовал алкогольные напитки . в 12 лет»; «. в возрасте 14 лет (в Новый год)»; «... в 16 лет»; «в будущем я предполагаю употреблять алкоголь ... очень, очень редко (только по большим случаям)»; «в будущем я предполагаю употреблять алкоголь . только по праздникам»; «если в компании друзей мне предлагают выпить,... соглашусь, если хорошая компания». Некоторые их них допускали готовность употреблять алкоголь вовсе без объяснения причин: «если в компании друзей мне предлагают выпить, ... я выпью».

Помимо методики «Незаконченные предложения», для выявления сформи-рованности алкогольных установок у

подростков был использован анализ их текстов-высказываний. Подросткам было предложено описать события, отображенные на репродукциях картин Диего Веласкеса «Завтрак» и Тулуз-Лотрека «Похмелье» и на фото с изображением распития алкогольных напитков группой молодых людей, взятом из интернет-ресурса, а также отношение к ним, мысли, эмоции, чувства, вызванные этими изображениями. Как и при анализе результатов методики «Незаконченные предложения» обращалось внимание на проявление подростками в высказываниях ответственности за свои действия и поступки, осведомленность в вопросах алкоголя, выражение позитивной или негативной оценки его употребления, а также стремление и готовность распивать алкогольные напитки или их отсутствие.

Склонность к проявлению ответственности была отмечена в текстах-комментариях к предложенным изображениям большинства (84 %) подростков. Негативная когнитивная и эмоциональная оценка алкоголя обнаружена в высказываниях 87 % из них, отсутствие установки на употребление алкоголя - у 84 % подростков. Например, они писали следующее: «На картине № 2 я вижу четырех молодых людей, им не меньше 20 лет, но они уже вовсю употребляют алкоголь. Около них еще много бутылок с алкоголем. Но у всех ведь еще вся жизнь впереди. Им надо бы идти работать, потом растить своих детей, а они сидят и пьют. Это совершенно неправильно. Из-за алкоголя они могут умереть еще в молодом возрасте, а им нужно прожить полную жизнь». Или еще: « На картине № 1 изображена несчастная женщина, которая «увязла» в алкогольной зави-

симости. Она устало смотрит вдаль, и, возможно, кроме вина у нее больше нет радости в жизни. На ее лице видна обида и злоба на других и на саму себя. К этому изображению я отношусь с опаской и жалостью. Мне кажется, героине нужна срочная помощь». «Картина «Завтрак». На этой картине я вижу семью, которая состоит из отца и двух сыновей. Видимо, семья не обеспечена, так как обстановка очень бедная. Самое ужасное то, что бутылку вина держит ребенок. Пить при своем чаде не позволительно, не то, чтобы давать этот «яд» ему в руки. Эта картина вызывает лишь отрицательные эмоции. По сей день эта проблема остается неизменной - родители продолжают пить при своих детях, и это действительно ужасно».

Однако тексты 16 % подростков указывали на низкий уровень их ответственности и положительные алкогольные установки. 12 % подростков продемонстрировали положительное отношение к алкоголю. Эти подростки, например, писали: «На картине «Завтрак» люди хорошо проводят время».

В текстах 5 % обследованных подростков было обнаружено отсутствие проявлений ответственности, адекватной когнитивной и отрицательной эмоциональной оценки употребления спиртных напитков: «Картина «Завтрак». Семья завтракает. Но кроме старика никто не пьет. Так что я не вижу проблем»; «К таким людям я отношусь нейтрально, так как это их здоровье, жизнь, личное время. Это их дело.». Эти подростки из-за снижения ответственности, недостатка знаний об алкоголе и его вреде, неправильной эмоциональной оценки алкоголя, допускающие его употребление, представляют зону риска и нуждаются в соответству-

ющей просветительской, воспитательной и профилактической работе.

Таким образом, большинство обследованных подростков были способны брать на себя ответственность за свои действия и поступки, в том числе употребление алкогольных напитков, понимали их вред, отрицательно к ним относились и поэтому не стремились к их употреблению. Однако среди них были и такие, кто, не понимая вреда алкогольных напитков и не имея к ним отрицательного эмоционального отношения, уже употребляли алкоголь и были готовы продолжать это в будущем. Указанные обстоятельства должны учитывать педагоги и психологи, работающие с подростками, в процессе организации работы по развитию у них ответственности, снижению и профилактике формирования установок на употребление алкоголя и гармонизации их личности в целом. Это в конечном счете позволит подросткам контролировать и регулировать поведение в соответствии с социальными нормами, противостоять и противодействовать негативным алкогольным традициям в субкультуре современного общества.

Библиографический список

1. Аксенова Г. И., Кожевникова Е. Н. Теоретические подходы к проблеме жизненных стратегий условно осужденных несовершеннолетних // Прикладная юридическая психология. 2014. № 3. С. 39-47.

2. Братусь Б. С., Сидоров П. И. Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма. М., 1984. 144 с.

3. Давыдов А. В. Профилактика алкоголизма подростков : дис. ... канд. пед. наук. Ярославль, 2008. 183 с.

4. Крупнов А. И., Новикова И. А. История и концептуальные основы системно-функционального подхода к исследованию свойств личности // Системные исследования свойств личности: к 30-летию научной школы А. И. Крупнова в РУДН : коллектив. монография. М. : РУДН, 2014. С. 9-30.

5. Орлов В. Б., Фомина Н. А. К вопросу об актуальности исследования связей интересов, особенностей самоконтроля и ответственности с установками на употребление алкоголя у подростков // Личность в природе и обществе : материалы XVIII межвуз. психол. чтений студентов, аспирантов и молодых ученых (Москва, 23 апр. 2015 г.). М., 2015. С. 69-73.

6. Сидоров П. И. Особенности клиники и диагностики алкоголизма в подростково-юношеском возрасте // Алкоголизм и неалкогольные токсикомании у несовершеннолетних. М., 1979. С. 84-86.

7. Сидоров П. И. Наркологическая превентология. М., 2006. 719 с.

8. Ушатиков А. И., Ганишина И. С. Психологическое прогнозирование поведения наркозависимых осужденных как фактор эффективности профилактической работы с ними // Уголовно-исправительное право. 2015. № 3. С. 153-156.

9. Фомина Н. А., Теняева О. В. Особенности ответственности как системного свойства личности подростков с девиантным поведением // Российский научный журнал. 2010. № 2(15). С. 212-218.

10. Фомина Н. А., Арутюнян Т. А. Особенности общительности и тревожности подростков // Вестник РУДН. Серия : Психология и педагогика. 2011. № 3. С. 61-67.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.