Научная статья на тему 'Индивидуально-психологические предпосылки алкоголизации подростков'

Индивидуально-психологические предпосылки алкоголизации подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
596
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Косырев Вячеслав Николаевич, Попова Татьяна Михайловна

Article discusses experimental data, which are received authors amongst teenagers prone to drink alcohol. Named factors, promoting early alcoholism, is revealled their contents.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Individually-psychological reasons depending on alcohol of the teenagers

Article discusses experimental data, which are received authors amongst teenagers prone to drink alcohol. Named factors, promoting early alcoholism, is revealled their contents.

Текст научной работы на тему «Индивидуально-психологические предпосылки алкоголизации подростков»

ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ АЛКОГОЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ

В.Н. Косырев, Т.М. Попова

Kosyrev V.N., Popova T.M. Individually-psychological reasons depending on alcohol of the teenagers. Article discusses experimental data, which are received authors amongst teenagers prone to drink alcohol. Named factors, promoting early alcoholism, is revealled their contents.

Данные официальной статистики и социологические исследования последних лет свидетельствуют о росте в целом по России злоупотребления алкоголем в подростковой среде. За период с 1991 по 2000 годы число подростков - больных алкоголизмом выросло в 1,5 раза и на 2000 год составило 819,8 человек на 100 тысяч населения [1]. О явно неблагополучной ситуации в отношении алкоголя свидетельствует и существенный рост алкогольных психозов среди подростков: за тот же период их число увеличилось в 8 раз [2]. Прогностически это крайне неблагополучный показатель, так как алкогольный психоз у подростка - явление достаточно редкое, и для его возникновения хронический алкоголизм должен длиться как минимум 2-3 года [3].

Отмеченная ситуация обострила интерес исследователей к причинам столь неблагоприятного явления. Анализ-обзор точек зрения психологов и психиатров (как отечественных, так и зарубежных) на причины алкоголизации показал, что большинство из них придерживается точки зрения, согласно которой привыканию к алкоголю в подростковом возрасте способствует не столько стремление постоянно получать субъективно приятные переживания, которыми сопровождается прием алкоголя, сколько некоторые пре-морбидные (доболезненные) индивидуальнопсихологические предпосылки подростков. В вопросе же о том, в чем именно состоят эти индивидуально-психологические предпосылки, указанного единства мнений не наблюдается.

Некоторые зарубежные исследователи, не причисляя «будущих алкоголиков» к какой-либо нозологической группе психических девиаций (невроз, психопатия и другое), находят у них различные «аномалии личности», «личностные синдромы», «социальные девиации», под которыми понимаются осо-

бенности темперамента, характера, отдельные свойства личности, социальные роли, то есть индивидуально-психологические, во многом, социально обусловленные факторы [4].

У подростков, заболевших алкоголизмом, по данным Б.И. Карон, нередко наблюдается повышенная психическая возбудимость или характер с возбудимостью неустойчивого типа [5].

Кэннет, Дж. Шер также считают импульсивность основным индивидуально-психологическим фактором, предрасполагающим к злоупотреблению психоактивными веществами, в том числе и алкоголем [Цит. по 4].

Фуке к числу наиболее частых проявлений расстройств личности «преалкоголика» в подростковом возрасте относит эмоциональную незрелость, неспособность принимать на себя ответственность взрослого, неумение преодолевать трудности и налаживать приемлемые социальные связи [Цит. по 6].

Представители психоанализа Миллер и Хестлер [Цит. по 5] рассматривают алкогольную зависимость в подростковом возрасте в двух планах: как защиту от депрессии и тревоги или как самодеструктивное поведение, связанное с неразрешимыми проблемами фрустрирующего свойства.

Отечественные исследователи А.Е. Личко, В.С. Битенский [3] выделяют следующие психологические особенности, повышающие вероятность алкоголизации у подростков: психическая неустойчивость, гипертимность, эпилептоидность, истероидность. По их данным, подобные акцентуации встречены у 100 процентов подростков-алкоголиков. При обследовании подростков, не проявляющих склонности к злоупотреблению алкоголем, личностей с такими акцентуациями оказалось гораздо меньше - около 50 процентов [3].

Еще более обширный перечень личностных черт, предрасполагающих к формирова-

нию алкогольной зависимости у подростков, приводят психиатры. По их мнению, это: «избегание решения проблем, нестабильность отношений с окружающими, преимущественно однотипный способ реагирования на фрустрацию и трудности, высокий уровень претензий при отсутствии критической оценки своих возможностей, склонность к обвинениям, эгоцентризм, агрессивное или неуверенное поведение, появление социофобий, ориентация на слишком жесткие нормы и требования, нетерпимость и нетерпеливость, не позволяющие обрести устойчивость отношениям личности», и так далее [7].

Другие исследователи, говоря о «донар-котической личности» алкоголика, выделяют следующие черты молодых людей, которые, по их мнению, могут, хотя и не обязательно, стать причиной алкоголизма: эмоциональная незрелость, неполноценная психосексуальная организация, агрессивность, нетерпимость, слабые адаптивные способности, склонность к регрессивному поведению, неспособность к продуктивному межличностному общению с партнером и так далее» [6].

Как отмечает Н.Ю. Максимова [8], предрасположенность к аддиктивному поведению в подростковом возрасте - это личностное новообразование, которое и детерминирует готовность к употреблению психотропных веществ. По мнению автора, такое образование включает:

1) преобладание избегающей мотивации;

2) несформированность функций прогноза;

3) неразвитость самосознания;

4) низкий уровень самоуважения, вплоть до неприятия образа «Я», что, однако, может маскироваться защитным поведением, демонстрирующим завышенную самооценку;

5) самозащитный тип реакции на фрустрацию, который проявляется в отказе от деятельности при столкновении с малейшими трудностями;

6) противоречивость самооценки и уровня притязаний, влекущие за собой алогичность и непоследовательность деятельности, связанной с преодолением препятствий;

7) тенденция к уходу от реальности в стрессовой ситуации.

Как видим, совокупность взглядов на психологические причины, приводящие к алкоголизации в подростковом возрасте, представляет собой довольно пеструю кар-

тину многочисленных, разноуровневых, никак внутренне не упорядоченных, рядопо-ложных друг другу когнитивных, мотивационных и поведенческих переменных, что затрудняет понимание механизма влияния их на изучаемое явление и управление им со стороны общественности.

В связи с этим в нашем исследовании были поставлены задачи:

• проанализировать имеющиеся в литературе представления о причинах алкоголизации подростков;

• изучить мотивы употребления алкоголя в подростковой среде;

• определить основные психологические факторы, повышающие вероятность возникновения ранней алкоголизации у подростков.

В исследовании приняли участие 70 юношей и девушек в возрасте от 15 до 18 лет. Испытуемые были разделены на 2 группы по 35 человек в каждой:

1) подростки с ранними признаками алкоголизма (экспериментальная группа);

2) обычные подростки - учащиеся средних школ, не обнаруживающие склонности к употреблению алкоголя (контрольная группа).

Ориентация на изучение как можно большего числа переменных привела нас к необходимости использования комплекса методик. Для исследования мотивов приобщения к алкоголю в подростковом возрасте применялся метод анкетирования, в процессе которого испытуемым надо было ответить всего на один вопрос, сформулированный следующим образом: «Все люди знают, что алкоголь вреден, но, тем не менее, по разным причинам употребляют спиртное. А почему выпиваешь ты?». Для ответа на вопрос предлагалось выбрать из предложенного списка мотивов один, по субъективному мнению подростков, наиболее важный. Наряду с наблюдением использовались: опросник для выявления ранних признаков алкоголизации (К.К. Яхина, В.Д. Менделевича); психодиагностический тест Л.Т. Ямпольского; экспериментально-психологическая методика изучения фрустрационных реакций (С. Розенц-вейга); шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности (Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина). Кроме того, за подростками экспериментальной группы в течение длительного времени проводилось целенаправленное наблюдение.

Для обработки экспериментальных данных применялись методы описательной статистики, факторный и сравнительный анализ (программа SPSS-12. for Windows).

Результаты исследования мотивов употребления спиртных напитков, полученные в ходе пилотажного анонимного анкетирования 100 подростков в возрасте 15-16 лет, представлены в таблице 1.

Таблица 1

Мотивы употребления спиртных напитков в подростковом возрасте

Из приведенных в таблице 1 данных следует, что примерно для трети подростков алкоголь выступает в роли «средства от неприятностей»; одному из семи он помогает снять напряжение и расслабиться; каждому восьмому - поднять настроение или поучаствовать в компании.

Способность алкоголя снимать тревогу, напряжение и другие неблагоприятные психические состояния известна давно, очевидно, именно она-то в первую очередь и побуждает подростков использовать его для снятия стресса. Вместе с тем это только временный уход от стресса, а не разрешение стрессовой ситуации. Снова и снова обращаться к алкоголю при столкновении с жизненными трудностями вынужден тот, кто не обладает соответствующими психологическими ресурсами и не умеет устранять проблемы иным способом. Это и обратило нас к исследованию, так называемой, «преморбид-ной личности».

Исследование индивидуальнопсихологических особенностей подростков с алкогольной зависимостью

В общей сложности методики К.К. Яхи-на - В.Д. Менделевича, Л.Т. Ямпольского,

С. Розенцвейга, Ч.Д. Спилбергера - Ю.Л. Ха-нина позволили замерить индивидуальнопсихологические особенности подростков по 23 шкалам. Результаты замеров были сведены в итоговые таблицы, построенные отдельно для экспериментальной и контрольной групп испытуемых. Факторизация данных, полученных в экспериментальной группе, позволила выделить 7 самостоятельных факторов, отражающих психологические особенности подростков с алкогольной зависимостью. Выделенные факторы объясняют 86 процентов дисперсии, их содержание и факторные нагрузки переменных представлены в таблицах 2-8.

Таблица 2

Содержание фактора «Асоциальность»

Переменные Факторные веса переменных

Асоциальность 0,840

Депрессивность 0,816

Расторможенность 0,692

Реактивная тревожность 0,519

Женственность -0,403

Как показывает наблюдение (табл. 2), асоциальность в данной группе проявляется в актах недисциплинированности, в пренебрежении к социальным ценностями, в демонстративном невыполнении социальных норм, требований и так далее. Асоциальность в сочетании с расторможенностью оборачивается раскованностью, чрезмерной разговорчивостью, откликом на любые происходящие события по типу «вплетений», отсутствием социальной конформности, плохим самоконтролем и импульсивностью, что создает немалые трудности как для самого подростка, так и для его непосредственного окружения.

Таблица 3

Содержание фактора «Психическая неуравновешенность»

Переменные Факторные веса переменных

Психическая 0,846

неуравновешенность

Психотизм 0,795

Невротизм 0,627

Сензитивность -0,531

Мотивы Число подростков, %

Чтобы забыть неприятности 27

Снять напряжение 15

Помогает расслабиться 14

За компанию 14

Для повышения настроения 12

Когда что-то не получается 10

Когда все надоедает 4

От нечего делать 4

Преобладание состояния психической неустойчивости в группе испытуемых обусловливает их низкую толерантность по отношению к фрустрациям, переменчивость интересов, лабильность настроения, раздражительность и быструю утомляемость (табл. 3). Психическая неуравновешенность ведет к дезорганизации поведения, социальной дезадаптации, а в сочетании с психотизмом и невротизмом она, как известно, способствует развитию невротических симптомов.

Таблица 4

ленности обвинительных реакций испытуемых вовне, на окружающих (табл. 5). В результате лица, обладающие высокой экстра-пунитивной направленностью, склонны требовать разрешения ситуации от других, часто данное требование носит агрессивный характер, выражается в порицании, враждебности, угрозах и так далее.

Таблица 6

Содержание фактора «Общительность»

Содержание фактора «Личностная тревожность»

Переменные Факторные веса переменных

Личностная тревожность 0,829

Реактивная тревожность 0,688

Расторможенность 0,459

Невротизм 0,435

Личностная тревожность по определению характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающих и реагировать на такие ситуации переживанием тревоги (табл. 4). В экспериментальной группе она связана с рас-торможенностью, невротизмом и реактивной тревожностью. Сочетание этих качеств обычно свидетельствует о преобладании чувства беспокойства, напряжения, плохой переносимости стрессовых ситуаций, что и подтверждают наши наблюдения за подростками.

Таблица 5

Содержание фактора «Экстрапунитивная направленность»

Переменные Факторные веса переменных

Экстрапунитивная 0,885

направленность

Упорствующий тип реакции 0,755

Доминантный тип реакции 0,436

Импунитивная направленность -0,829

Преобладание экстрапунитивной направленности в сочетании с упорствующим типом реагирования в ситуациях фрустри-рующего характера свидетельствует о склонности к обвинительному поведению, направ-

Переменные Факторные веса переменных

Общительность 0,842

Невротизм 0,517

Интропунитивная -0,609

направленность

Межчеловеческие связи таких подростков, хотя и интенсивны, но одновременно нестабильны и в любой момент могут быть внезапно оборваны (идеализация и девальвация партнера). Общительность в сочетании с невротизмом характеризует данную группу подростков как повышенно эмоциональных и импульсивных (табл. 6). Невротизму сопутствует неровность в контактах с людьми, изменчивость предпочтений, склонность к раздражительности.

Таблица 7

Содержание фактора «Общая активность»

Переменные Факторные веса переменных

Общая активность 0,834

Экстраверсия 0,516

Эстетическая -0,405

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

впечатлительность

Робость -0,503

Конформность -0,516

Фактор общей активности в сочетании с экстраверсией и нонконформизмом также свидетельствует о широком круге знакомств, поверхностности социальных контактов, отсутствии избирательности в общении, склонности к лидерству и рискованным поступкам. Таким подросткам, как правило, свойственно отсутствие строго контроля в отношении собственных чувств и эмоций (табл. 7).

Таблица 8

Содержание фактора «Самозащитный тип реакций»

Переменные Факторные веса переменных

Самозащитный тип реакций 0,731

Склонность к алкоголизму 0,587

Доминантный тип реакций -0,856

Самозащитный тип реакций указывает на высокую фрустрированность испытуемых (табл. 8). В отношениях с окружающими в ситуации фрустрации проявляется агрессивность, грубость, эмоциональные срывы вследствие низкого уровня самообладания. Поиск способа защиты «Я» в данном случае приводит к употреблению алкоголя.

Таким образом, в результате факторного анализа была выявлена группа факторов, отражающих индивидуально-психологические особенности подростков с алкогольной зависимостью. Это: «Асоциальность», «Психическая неуравновешенность», «Личностная

тревожность», «Экстрапунитивная направленность», «Общительность», «Общая активность», «Самозащитный тип реакций».

Следует отметить, что полученный перечень факторов, хотя и близок к аналогичным перечням, полученным другими авторами, но полностью с ними не совпадает. Так,

В. А. Ананьев экстрапунитивную направленность личности относит к числу факторов, препятствующих развитию наркотизации, и включает это свойство в число психотерапевтических мишеней [9]. Н.Ю. Максимова в предрасположенность к аддиктивному поведению в подростковом возрасте включает преобладание избегающей мотивации [8], но отнюдь не активность. Указанные несовпадения побудили нас сравнить между собой индивидуально-психологические особенности подростков экспериментальной и контрольной групп.

Сравнительный анализ индивидуальнопсихологических особенностей испытуемых экспериментальной и контрольной групп

Для удобства анализа данные, полученные в экспериментальной и контрольной группах испытуемых, были усреднены и представлены в виде гистограмм (рис. 1).

123456789

Рис. 1. Распределение средних значений по методикам Менделевича, Спилбергера и Розенц-вейга в экспериментальной и контрольной группах испытуемых: 1 - реактивная тревожность; 2 - личностная тревожность; 3 - конформность; 4 - доминантный тип реакции; 5 - самозащитный тип реакции; 6 - упорствующий тип реакции; 7 - экстрапунитивная направленность; 8 - интро-пунитивная направленность; 9 - импунитивная направленность

Отрицательный показатель по опроснику К.К. Яхина, В.Д. Менделевича (-44 балла), полученный в экспериментальной группе, свидетельствует о наличии ранних признаков алкоголизации у подростков - представителей данной группы. В контрольной группе, как и ожидалось, психологической склонности к алкоголизации не обнаружено.

Средние значения по шкале реактивной тревожности распределились следующим образом: экспериментальная группа - (35 баллов); контрольная группа - (20 баллов). Для подростков с алкогольной зависимостью характерна также более высокая личностная тревожность (47 баллов), что свидетельствует об устойчивой склонности данных испытуемых воспринимать большой круг ситуаций как угрожающих и реагировать на них соответствующим образом. В контрольной группе показатель по этой шкале равен 32 баллам, это характерно для умеренного уровня личностной тревожности.

Анализируя распределение средних значений по шкалам методики Розенцвейга, следует отметить, что у экспериментальной группы коэффициент конформности составил только 36 процентов (от возможных 100 процентов). Обычно это интерпретируется как неуживчивость, низкая адаптированность к социальному окружению, склонность к межличностным конфликтам. В контрольной группе значения по указанной шкале составляют 59 процентов и свидетельствуют о дос-

таточно хорошем уровне социальной адаптации подростков.

Среди поведенческих реакций, проявляющихся в стрессовых и фрустрирующих ситуациях, у аддиктивных подростков преобладают реакции самозащитного типа (59 процентов). Данный показатель может свидетельствовать об эмоциональной неустойчивости, склонности к агрессии, грубости в отношениях с окружающими и тому подобное.

У испытуемых контрольной группы преобладают реакции упорствующего типа (41 процент), характерные для лиц, адекватно реагирующих на фрустрирующие ситуации, стремящихся к их самостоятельному разрешению и поиску конструктивного решения.

Доминантный тип реагирования на психотравмирующие события также более характерен для подростков контрольной группы (31 процент), чем для подростков с алкогольной зависимостью (21 процент). Данная тенденция свидетельствует о склонности испытуемых контрольной группы к сочувствию, эмпатии, разумному компромиссу.

Сравнивая особенности поведения подростков в стрессовых и фрустрирующих ситуациях по показателю направленности, необходимо отметить, что у подростков с отсутствием аддиктивного поведения преобладают интропунитивные реакции (40 процентов), которые означают направленность обвинительных реакций на себя, стремление самостоятельно выходить из трудных ситуаций. У подростков экспериментальной группы при наличии фрустрации чаще проявляются экстрапунитивные реакции (55 процентов). Это свидетельствует о низкой фрустра-ционной толерантности испытуемых, направленности обвинительных реакций и других форм агрессивного поведения на окружающих.

Импунитивная направленность, как показатель стремления избежать конфликтов путем сглаживания остроты ситуации, указывает на либеральную тенденцию в поведении. Она наиболее характерна для испытуемых контрольной группы (33 процента); у подростков с ранними признаками алкоголизма этот показатель едва достигает 20 процентов.

Как показывает гистограмма (рис. 2), максимальные значения (в среднем по 8-9 стенов) в экспериментальной группе получены по следующим шкалам:

1) Невротизм (чрезвычайная нервность, неустойчивость, плохая адаптация, неуверенность в себе).

2) Психотизм (склонность к асоциальному поведению, неадекватность эмоциональных реакций).

3) Депрессивность (преобладание пониженного фона настроения, высокая тревожность, возбудимость, быстрая истощаемость).

4) Расторможенность (недисциплинированность, импульсивность, склонность к рискованным поступкам, низкий самоконтроль в сфере чувств и эмоций).

5) Психическая неуравновешенность (склонность к быстрой смене настроения, раздражительность, непредсказуемость поведения в стрессовых ситуациях).

6) Асоциальность (склонность к асоциальным поступкам, негативные установки по отношению к социальным нормам и правилам).

Очевидно, именно эти индивидуальнопсихологические особенности и являются факторами риска развития ранней алкоголизации. В совокупности они определяют то, что называют «преморбидной личностью».

Рис. 2. Распределение средних значений по шкалам психодиагностического теста Л.Т. Ям-польского в экспериментальной и контрольной группах испытуемых: 1 - невротизм; 2 - психо-тизм; 3 - депрессия; 4 - совестливость; 5 - рас-торможенность; 6 - общая активность; 7 - робость; 8 - общительность; 9 - эстетическая впечатлительность; 10 - женственность; 11 - психическая уравновешенность; 12 - асоциальность; 13 - экстраверсия; 14 - сензитивность

Сравнивая, отмечаем, что в контрольной группе показатели по всем перечисленным шкалам находятся в пределах средних значений, что значимо (э > ^0,ш) отличает их от аналогичных показателей контрольной группы. Подросткам, не отягощенным алкоголь-

ной зависимостью, по нашим данным, свойственны: впечатлительность, сензитивность, низкий уровень невротизации, открытость, фрустрационная толерантность, оптимистическая оценка перспектив, адекватные самооценка и уровень притязаний. Есть основания рассматривать их в качестве факторов протекции или, что то же, копинг-ресурсов личности [10, 11], препятствующих алкоголизации.

Наблюдение за подростками, склонными к употреблению алкоголя, позволяет к числу основных условий, способствующих формированию ранней алкоголизации, отнести следующие:

1) неспособность подростка к продуктивному выходу из ситуаций затрудненности удовлетворения жизненно важных социальных потребностей;

2) неразвитость или неэффективность копинг-ресурсов и способов психологической защиты личности, превращающих личностную предрасположенность в психологическую готовность к злоупотреблению алкоголем;

3) наличие фрустрирующей (психотравмирующей) ситуации, актуализирующей проявление указанной психологической готовности.

Последняя, по нашему мнению, является, своего рода, функциональным органом, представляющим собой сочетание определенных индивидуально-психологических и личностных особенностей, провоцирующих неблагоприятные эмоциональные состояния, на фоне которых у подростка формируются и закрепляются дезадаптивные, связанные с употреблением алкоголя, механизмы и стратегии поведения.

Можно предположить, что подросток, обладающий конструктивными копинг-ресур-

сами, будет меньше подвержен аддиктивным тенденциям, а формирование адекватных и эффективных механизмов копинга послужит мощным протектирующим фактором, препятствующим формированию у него алкогольной зависимости. Проверка этого предположения определяет перспективу нашего дальнейшего исследования.

1. Егорова А.Ю. // Матер. 3 всерос. съезда психологов 25-28 июня 2003 г.: в 8 т. СПб., 2003. Т. 3. С. 205-211.

2. Кошкина Е.А., Иванец Н.Н. // Реферативный сб. ВИНИТИ. Сер. Медицина. 2000. № 1.

С. 3-8.3.

3. Битенский В.С., Личко А.Е. Подростковая наркология: Руководство для врачей. Л.,

1991. 4.

4. Фридман Л.С., Фреминг Н.Ф., Робертс Д.Х. Наркология: пер. с англ. М., 2000.

5. Карон Б.И. // Военно-мед. журн. 1987. № 6.

6. Завьялов В.Ю. Психологические аспекты формирования алкогольной зависимости. Новосибирск, 1988.

7. Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков. Мн., 1988.

8. Максимова Н.Ю. Психологический аспект профилактики алкоголизма и наркомании подростков. Киев, 1995.

9. Ананьев В.А. // Матер. 3 всерос. съезда психологов 25-28 июня 2003 г.: в 8 т. СПб., 2003. Т. 1. С. 111-116.

10. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. // Вопр. наркологии. 1996. № 1.

11. Косырев В.Н., Попова Т.М. // Потенциал личности: комплексная проблема: матер. третьей Всерос. Шетй-конф. 15-17 июня 2004 г. Тамбов, 2004. С. 13-15.

Поступила в редакцию 9.02.2005 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.