УДК 159
Горская Г.Б.
Кубанский государственный университет физической культуры и спорта
(г. Краснодар, Россия)
Бушуева Л.Д.
Кубанский государственный университет физической культуры и спорта
(г. Краснодар, Россия)
ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ КАРЬЕРНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И
МОТИВАЦИИ У СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ВУЗОВ
Аннотация: в статье представлен анализ взаимосвязей карьерных ориентаций и мотивации у студентов физкультурных вузов по результатам психологического тестирования по методике «Якоря карьеры» Э. Шейна и по опроснику самодетерминации Э. Деси и Р. Райна, который показал, что большее количество связей параметров, отражающих карьерные ориентации, наблюдается с показателями, отражающими внутренние мотивы. Такие карьерные ориентации как профессиональная компетентность, стабильность работы, служение и менеджмент усиливают внутреннюю мотивацию.
Ключевые слова: студенты, карьерные ориентации, служение, профессиональная компетентность, менеджмент, стабильность работы, внутренняя мотивация, внешняя мотивация, взаимосвязи.
Карьерные ориентации - это важная составная часть профессиональной направленности личности. Особенности этих ориентаций обусловлены полом, возрастом, спецификой деятельности человека [6].
Исследование карьерных ориентаций студентов в вузе является важным и актуальным в настоящее время, т.к. именно на этом этапе планируется профессиональное будущее, осознается правильность сделанного профессионального выбора и т.д. По мнению Харлановой Т.Н. «...значительная
часть современной молодёжи не имеет чётких представлений о будущей профессиональной деятельности и реальной карьере, что создаёт значительные трудности на пути профессиональной социализации» [5]. Следует отметить, что обучающиеся старших курсов с более высокой мотивацией на учебные достижения чётче представляют своё профессиональное развитие и определяют себя как будущего специалиста. Соответственно, обучающиеся, которые недооценивают свои учебно-профессиональные способности, обладают меньшей мотивацией на успех. [1-4].
Все вышесказанное послужило основанием для проведения настоящих исследований, цель которых определение особенностей взаимосвязи карьерных ориентаций и мотиваций у студентов физкультурных вузов.
Психологическое тестирование проводилось с помощью с помощью специальных методик:
«Якоря карьеры» Э. Шейна - методика диагностики ценностных ориентаций в карьере. Анкета содержит восемь диагностических шкал для измерения профориентации - «якоря карьеры». Определённое значение на шкале, указывает на степень серьёзности профориентации.
Обобщённый результат - среднее значение суммы баллов, полученных респондентами по всем карьерным ориентациям, - может говорить о серьёзности карьерного мотивации и/или «напряжённости» деятельности в карьерной направленности.
Опросник самодетерминации Э. Деси и Р. Райна измеряет следующие показатели: амотивация, внешняя мотивация, интроекция, интернализация, внутренняя мотивация - знания, внутренняя мотивация -самосовершенствование, внутренняя мотивация - стимуляция. Представляет собой анкету из 28 вопросов Значение, указанное на шкале определяет степень соответствия предложения из опросника причинам, по которым студент обучается.
Статистическая обработка результатов проводилась с помощью компьютерной программы «SPSS Statistics - 21», использовали корреляционный анализ Пирсона для определения взаимосвязей между изучаемыми параметрами.
Исследование проводилось на базе Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кубанский государственный университет физической культуры и спорта». Всего было опрошено 129 респондентов.
Необходимость изучения карьерных ориентаций и мотивов обусловлена тем, что они показывают, что может выступать в качестве серьёзного побуждения к учебной деятельности, профессиональному развитию и самореализации личности.
Исходя из данных, представленных в таблице 1, видно, что большее количество связей наблюдается с показателями, отражающими внутренние мотивы.
Карьерные ориентации Профессиональная компетентность и Стабильность работы (6 взаимосвязей из 7) стимулируют внутреннюю мотивацию (знания) (соответственно 0,35; 0,23; р<0,01), внутреннюю мотивацию (компетентность) (соответственно 0,33; 0,25; р<0,01), внутреннюю мотивацию (новые впечатления) (соответственно 0,35; 0,28; р<0,01), а также усиливают внешнюю мотивацию (идентификация) (соответственно 0,28; 0,27; р<0,01), внешнюю мотивацию (интроекция) (соответственно 0,35; 0,36; р<0,01) и собственно внешнюю мотивацию (соответственно 0,33; 0,37; р<0,01) (Рисунок 1).
Таблица 1. Взаимосвязи карьерных ориентаций и мотиваций
Показатели Внутренняя мотивация (знания) Внутренняя мотивация (компетентность) Внутренняя мотивация (новые впечатления) Внешняя мотивация (идентификация) Внешняя мотивация (интроекция) Внешняя мотивация Амотивация
Профессиональная компетентность 0,35** 0,33** 0,35** 0,28** 0,35** 0,33** 0,15
Менеджмент 0,26** 0,27** 0,29** 0,31** 0,16 0,33** 0,09
Автономия (независимость) 0,23** 0,18* 0,13 0,10 0,02 0,10 0,13
Стабильность работы 0,23** 0,25** 0,28** 0,27** 0,36** 0,37** 0,07
Стабильность места жительства 0,09 0,11 0,18* 0,20* 0,27** 0,38** 0,42**
Служение 0,39** 0,42** 0,27** 0,23** 0,17 0,20* -0,10
Вызов 0,34** 0,29** 0,25** 0,25** 0,15 0,14 -0,01
Интеграция стилей жизни 0,34** 0,30** 0,28** 0,32** 0,12 0,18 0,04
Предпринимательство 0,20* 0,19* 0,22* 0,21* 0,15 0,28** 0,01
Примечание: **Корреляция значима на уровне 0,01 *Корреляция значима на уровне 0,05
Карьерные ориентации Профессиональная компетентность и Стабильность работы Карьерные ориентации Служение (Рисунок 2), Менеджмент (Рисунок 3) и Предпринимательство (Рисунок 4) (5 взаимосвязей из 7) усиливают внутреннюю мотивацию (знания) (соответственно 0,39; 0,26; р<0,01; 0,20; р<0,05), внутреннюю мотивацию (компетентность) (соответственно 0,42; 0,27; р<0,01; 0,19; р<0,05), внутреннюю мотивацию (новые впечатления) (соответственно 0,27; 0,35; 0,22; р<0,01), а также внешнюю мотивацию (идентификация) (соответственно 0,23; 0,28; р<0,01; 0,21; р<0,05) и собственно внешнюю мотивацию (соответственно 0,20; р<0,05; 0,33; 0,328; р<0,01).
Рис. 1. Значимые взаимосвязи карьерных ориентации Профессиональная компетентность
и Стабильность работы с внутренними и внешними мотивами
Рис. 2. Значимые взаимосвязи карьерной ориентации Служение с внутренними и внешними мотивами
Рис. 3. Значимые взаимосвязи карьерной ориентации Менеджмент с внутренними и внешними мотивами
Рис. 4. Значимые взаимосвязи карьерной ориентации Предпринимательство с внутренними и внешними мотивами
Карьерные ориентации Вызов и Интеграция стилей жизни (4 взаимосвязи из 7) положительно мотивируют к обучению, о чем свидетельствует наличие положительных связей на уровне значимости р<0,01 со следующими показателями: Внутренняя мотивация (знания) (0,34), Внутренняя мотивация (компетентность) (соответственно 0,29; 0,30), внутреннюю мотивацию (новые
впечатления) (соответственно 0,25; 0,28), а также внешнюю мотивацию (идентификация) (соответственно 0,25; 0,32) (Рисунок 5).
Условные обозначения:
_взаимосвязь положительная, уровень значимости 0,01
Рис. 5. Значимые взаимосвязи карьерных ориентаций Вызов и Интеграция стилей жизни с внутренними и внешними мотивами
Рис. 6. Значимые взаимосвязи карьерной ориентации Стабильность места жительства с внутренними и внешними мотивами
Немного другая картина наблюдается при анализе связей карьерной ориентации Стабильность места жительства с показателями мотивов. В этом случае преобладающее количество связей отмечено с показателями внешней мотивации (Рисунок 6), а именно с внешней мотивацией (идентификация) (0,20; р<0,05) внешней мотивацией (интроекция) (0,27; р<0,01), собственно с внешней мотивацией (0,38; р<0,01) и амотивацией (0,42; р<0,01). При этом с амотивацией имеет связь только эта карьерная ориентация.
Карьерная ориентация Автономия (независимость) имеет положительную связь с показателями внутренней мотивации (знания и компетентность) (соответственно 0,23; р<0,01; 0,18 р<0,05).
Таким образом, результаты исследования показали, что большее количество связей наблюдается между параметрами, отражающими карьерные ориентации и показателями, отражающими внутренние мотивы. Выявлены карьерные ориентации, усиливающие внутреннюю мотивацию. К ним относятся
профессиональная компетентность, стабильность работы, служение и менеджмент.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Доронина, Н.Н. Карьерные ориентации студентов вуза / Н.Н. Доронина // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. 2017. №28 (277). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kariernye-orientatsii-studentov-vuza-1 (дата обращения: 07.10.2021).
2. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е. П. Ильин. - СПб.: Питер, 2006. - 512 с.
3. Рогов, Е.И. Профессиональные мотивы как основа развития профессионально важных качеств педагога / Рогов Е.И., Гадаборшева З.И. // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2018 г. №2
4. С. 79-85.
4. Сарычева, Ю.В. Особенности мотивационной направленности, профессиональной идентичности, эмоционального выгорания в кризисе профессионального становления у студентов 4 курса / Ю.В. Сарычева, И.А. Курусь, И.В. Пономаренко, И.В. Лазюк, М.А. Гладких, Е.Д. Абрамова // Казанский педагогический журнал №4, 2019 С. 132-135
5. Харланова, Т.Н., Развитие карьерных ориентаций студенческой молодежи в процессе профессиональной подготовки. Дисс. ... канд. психолог. наук, М. -2015. 261 с.
6. Шевелёва, А.М. Карьерные ориентации студентов-психологов в сочетании с учебно-трудовыми мотивами /А.М. Шевелева // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №5, https://mir-nauki.com/PDF/74PSMN519.pdf (доступ свободный).
Gorskaya G.B.
Kuban State University of Physical Culture and Sports (Krasnodar, Russia)
Bushueva L.D.
Kuban State University of Physical Culture and Sports (Krasnodar, Russia)
FEATURES OF THE RELATIONSHIP BETWEEN CAREER ORIENTATIONS AND MOTIVATION AMONG STUDENTS OF PHYSICAL EDUCATION UNIVERSITIES
Abstract: the article presents an analysis of the interrelationships of career orientations and motivation among students of physical education universities based on the results of psychological testing using the method of "Career Anchors" by E. Shane and the self-determination questionnaire by E. Desi and R. Raine, which showed that a greater number of relationships of parameters reflecting career orientations are observed with indicators reflecting internal motives. Career orientations such as professional competence, job stability, service and management strengthen internal motivation.
Keywords: students, career orientations, service, professional competence, management, job stability, internal motivation, external motivation, relationships.