Научная статья на тему 'Особенности взаимосвязи физической и психологической безопасности у студентов вуза'

Особенности взаимосвязи физической и психологической безопасности у студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
596
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / ФАКТОРЫ И УГРОЗЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ / КОРРЕЛЯЦИЯ МЕЖДУ УРОВНЯМИ ФИЗИЧЕСКОЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Цергой Т. А.

Характеризуются понятия физической и психологической безопасности. Обосновывается актуальность обеспечения безопасности личности в свете гуманистической парадигмы развития общества. Характеризуются типичные для современного общества внешние и внутренние угрозы безопасности личности. Приводятся ведущие субъективные факторы психологической безопасности личности, которая, в свою очередь, обосновывается как комплексный фактор обеспечения физической безопасности личности. В качестве первого шага в деле создания условий для повышения безопасности личности представлено исследование актуального уровня осведомленности молодежи в области сущности и факторов безопасности личности, описаны цели и содержание соответствующего анкетирования студенческой молодежи. Приведены результаты анкетирования, дифференцированные по основанию ощущения и знания факторов физической, психологической безопасности, а также типичных угроз безопасности студентов. Представлены числовые данные самооценки студентами чувства физической и психологической безопасности, рассчитанная взаимосвязь между двумя видами безопасности личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности взаимосвязи физической и психологической безопасности у студентов вуза»

ПСИХОЛОГИЯ

(Специальность 19.00.01)

© 2013 г. Т.А. Цергой УДК 159.9

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ ФИЗИЧЕСКОЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

У СТУДЕНТОВ ВУЗА

Some aspects of interconnection of physical and psychological security

of students of high school

The article characterizes the concept of physical and psychological security. It settles down the topicality of human's safety from the point of the humanistic developing of the society. The article explains and characterizes external and internal typical threats disturbing a person in modern society. It provides the main subjective factors of psychological security of a person, which in its turn, is justified as a complex offactors ensuring the physical safety of a person. To begin with all the conditions to secure a person, the article gives a detailed research of the actual level of awareness of young people in the sphere of essence and points out person's security; it describes the result of aims and content offilling a form by college students. These results are defined according to the main factors: physical; psychological safety and some typical threats of the safety of students. Besides, it represents some statistics of students' self-assessment of physical and psychological safety and relationship of two types of human security.

Key words: physical security of a person, psychological security of an individuality, factors and problems of threatening to a person, correlation between the levels ofpsychological and physical safety of a person.

Гуманистическая парадигма развития нашего общества предполагает прежде всего создание комфортных условий для жизнедеятельности всех граждан. В число актуальных социальных проблем выходит сегодня обеспечение психологической безопасности личности, потребность в которой, согласно концепции А.Маслоу, относится к числу базовых потребностей человека.

Под психологической безопасностью личности ученые понимают состояние защищенности психики от негативных факторов, способствующее формированию адекватной ориентировочной основы социального поведения человека, конструктивных отношений к миру, к себе и его сохранность и це-

лостность как развивающегося социального субъекта [1; 2; 3]. Испытываемые при этом человеком чувства и переживания относительно его положения в настоящем и перспектив на будущее характеризуются как ощущение, что качество его жизни обеспечивает возможности для удовлетворения естественных и социальных потребностей в настоящем и уверенность в будущем [1; 2].

Актуализация проблемы обеспечения психологической безопасности личности связана прежде всего с увеличением количества и интенсивности воздействий на личность внешних и внутренних угроз:

• внешних: повышение объективной сложности окружающего мира, затрудняющее его познание (социально-экономические кризисы, социальное и экономическое расслоение общества, политическая нестабильность, возрастание скорости происходящих в мире социальных процессов и т.д.), нарастание темпов информатизации общества наряду со снижением контроля за достоверностью информации и пр.;

• внутренних: повышение внушаемости граждан, степени их восприимчивости к психологическим воздействиям; ценостно-целевая неопределенность, духовный «вакуум» общества и, как следствие, отдельных личностей; снижение способностей и возможностей личности к критическому анализу и адекватной интерпретации информации; «уход» молодежи из реального в виртуальное общение, что препятствует развитию способности адекватно оценивать людей, их поступки и намерения, конструктивно выстраивать межличностные отношения [1; 3; 4; 5; 6; 7].

Противодействуют указанным и иным угрозам факторы психологической безопасности личности: способность к критическому анализу информации, стрессоустойчивость, приверженность этическим ценностям, целевая и ценностная определенность, самостоятельность мышления и поведения, реальный социально-коммуникативный опыт и др. [8]. Они обеспечивают человеку «получение в достаточном объеме данных для ориентации в жизненных ситуациях, что, как известно, является одним из необходимых условий для социально-психологической адаптации личности, ее приспособления к происходящим общественным изменениям» [1, с. 47].

Таким образом, очевидно, что важнейшим комплексным фактором психологической безопасности личности выступает социальный интеллект -способность человека правильно понимать поведение людей, необходимая

для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации. В его структуру включены знания, познавательные способности (в том числе, способности находить, анализировать и интерпретировать социальную информацию), способности оценивать информацию и предвосхищать события [9; 10].

Психологическая безопасность в наше время существенно влияет на достижение физической безопасности человека, поскольку неудовлетворенность потребности в безопасности обусловливает психическую напряженность и неадекватность социального поведения личности [1]. Причем основную группу риска, в контексте обеспечения психологической безопасности, в современном информационном обществе составляет молодежь - ввиду недостаточного жизненного опыта, несформированности целостной системы ценностных ориентаций и т.п. [9; 10; 11; 12]. Сегодня чрезвычайно важна разработка и внедрение в практику действенных психолого-педагогических средств и методов развития социального интеллекта, прежде всего, подрастающего поколения. Начинать работу следует еще в учреждениях дошкольного образования, а в общеобразовательных организациях она должна осуществляться еще более интенсивно.

Первым шагом в данном направлении является исследование актуального уровня осведомленности молодежи в области сущности и факторов безопасности личности. Для его осуществления разработана анкета, включающая 30 вопросов закрытого и открытого типа. Вопросы касаются представлений и ощущений студентов, связанных с физической и психологической безопасностью личности в контексте взаимодействия с разными группами социального окружения (родственники и друзья, посторонние люди, преподаватели и сокурсники) и в разных условиях (на улице и в транспорте, дома и на природе, в университете).

В анкетировании приняли участие 100 студентов 1-4 курсов десяти факультетов Адыгейского государственного университета. Анализ их ответов позволяет заключить следующее.

Психологическую безопасность личности испытуемые связывают прежде всего с чувством защищенности (80%), обусловленным внутренними (отсутствие страхов и фобий (16%), гармония внутреннего и внешнего мира личности (12%), способность противостоять психологическому давлению (20%) и невосприимчивость к нему (16%) и пр.) и внешними (отсутствие негативной

информации (40%), отсутствие психологического давления, навязывания чужого мнения (36%), доброжелательные межличностные отношения (20%) и другими) факторами. А «отсутствие стресса» в их понимании выступает главным показателем психологической безопасности (60%). Можно сказать, что студенты вполне отдают себе отчет в том, что от них самих существенно зависит обеспечение личной психологической (и физической) безопасности.

Физическую безопасность личности большинство респондентов понимают как «целостность тела», отсутствие угроз жизни и здоровью (92%), в том числе, со стороны окружающих их людей (64%). Результаты контент-анализа ответов на вопрос «Что Вы понимаете под физической безопасностью личности?» в число ключевых факторов физической безопасности выводит как сравнительно объективные характеристики жизни (здоровая экология, качественные продукты питания, взаимопомощь людей - 40%), так и ее субъективные показатели (здоровый образ жизни, способность к физической самозащите, знание своих прав - 36%). Факт включения таких факторов, как знание своих прав (18%), а также отсутствие давления со стороны окружающих (18%) свидетельствует о том, что студенты, в некоторой степени, осознают взаимосвязь между физической и психологической безопасностью личности.

Для уточнения круга наиболее значимых факторов, несущих угрозу безопасности личности, студентам были заданы вопросы относительно «опасных» в психологическом и физическом планах мест и субъектов. Выяснилось, что наибольшую опасность студенты ощущают на улице (24%) и в местах массового скопления народа (включая транспорт) (32%), наименьшую -дома и в университете (по 40% респондентов назвали их безопасными местами). Вообще, близкие люди - это то окружение, в котором анкетируемые ощущают себя максимально безопасно (84%) благодаря комфортности общения и чувству защищенности. Собственно, опасности связаны с вероятностью физического нападения и межличностных конфликтов (56%), несчастных случаев, в том числе, ДТП (40%). Следует отметить, что террористические акты студенты не включают в число наиболее вероятных угроз их безопасности - данную категорию отметили только 4% опрошенных.

Дифференциация угроз по месту их «локализации» показывает, что дома и в университете студенты опасаются, преимущественно, угроз психологической безопасности личности, преимущественно, коммуникативного харак-

тера: конфликтов с родными и близкими (16%), с педагогами и студентами (24%), неуважения, неприязни и предвзятости со стороны преподавателей (20%). На улице (особенно в ночное время) и в местах массового скопления народа как угрозы воспринимаются: возможная агрессия окружающих, физическое насилие (68%). Примечательно, что никто не выразил опасения, что ими, как частью толпы, могут манипулировать, то есть, наносить урон психологической безопасности.

Далее респондентов попросили оценить, изменилась ли (и в какую сторону) в обществе за последние три года ситуация с физической и психологической безопасностью личности в целом и по отдельным факторам, в частности. Относительно физической безопасности 50% студентов считают, что ситуация не изменилась, 12,5% - что ситуация улучшилась, а 37,5% - что ухудшилась. На стабильность ситуации с психологической безопасностью личности указали 42,8% опрошенных, на ее ухудшение - 25,4%, на улучшение -31,8% (возможно, это связано с взрослением респондентов, повышением критичности и самостоятельности их мышления).

К практически не изменившимся факторам были отнесены: умение держать себя в руках, способность избегать конфликтов (физическая и психологическая безопасность, по 8%), уровень преступности в обществе и количество несчастных случаев - по 8% (причем данные факторы отнесены как физической, так и к психологической безопасности личности, что актуализирует проблему информационных угроз психологической безопасности личности). Ухудшение ситуации было отмечено по таким пунктам: агрессия окружающих (физическая и психологическая безопасность, по 28%), нагнетание в обществе страхов и пропаганда бездуховности, снижение интеллектуального потенциала (психологическая безопасность, по 36%), взаимодействие граждан, взаимное безразличие людей (40%). Улучшение обстановки, по мнению студентов, характерно по показателям взаимной поддержки близких (8%) и «нечувствительности к раздражителям», стрессоустойчивости (16%). Очевидно, что об улучшении в обществе ситуации с безопасностью личности говорить пока рано.

Отдельно выяснялось мнение студентов относительно наиболее мощных угроз их психологической безопасности. В соответствующий список попали:

1. Средства массовой информации: (а) телевидение, радио, пресса (60%) -основными стрессогенными факторами выступают негативная, в том

числе, непроверенная информация (о террористических актах, катастрофах, кризисах, болезнях и т.п. - 56%) и психологическое давление, манипулирование аудиторией (52%); (б) Интернет (40%): опасность Интернет-зависимости (20%), негативная информация и информационный мусор (8%), психологическое давление (28%).

2. Знакомые и родственники (50%), их давление (20%), обиды (12%), непонимание (8%).

3. Педагоги вуза (40%): их непрофессионализм (24%) и неуважительное отношение к студентам (28%).

4. Однокурсники (24%) -вероятность конфликтов.

Далее респондентам было предложено оценить по 10-балльной шкале их ощущение собственной физической и психологической безопасности. Расчет среднего арифметического (х) и стандартного отклонения (о) по выборке позволил получить интервалы самооценки физической (7,12±1,25) и психологической (5,87±2,73) безопасности. Таким образом, более благополучной выглядит картина ощущения студентами психологической безопасности, нежели физической, что может быть связано как с субъективными особенностями контингента, так и с объективными показателями (все респонденты - жители одной местности и подвергаются схожим внешним угрозам).

Для определения степени взаимосвязи между психологической и физической безопасностью личности рассчитывались ранговый коэффициент корреляции Спирмена (р) и коэффициент детерминации ф). В качестве сопряженных признаков выступали оценки респондентами чувства собственной психологической (х) и физической (у) безопасности. Была обнаружена сильная положительная взаимосвязь между указанными признаками (р=0,73). Величина коэффициента детерминации (53,3%) указывает на то, что больше 53% изменений в ощущении физической безопасности личности обусловливается изменениями уровня психологической безопасности личности (и наоборот), а около 47% этих изменений объясняется влиянием иных (субъективных или объективных) факторов.

Контент-анализ ответов респондентов позволил определить наиболее вероятные факторы, воздействующие одновременно и на чувство физической и на ощущение психологической безопасности личности:

• способность к самозащите - физической и вербальной, - как основание для того, чтобы чувствовать себя, соответственно, физически и психологически безопасно;

• конструктивные взаимоотношения между людьми - взаимопомощь (физическая безопасность) и доброжелательные отношения (психологическая безопасность) как условия безопасности личности;

• агрессия окружающих и собственная несдержанность, «неспособность держать себя в руках» - как значимые причины того, что ситуация в обществе с физической и психологической безопасностью личности либо не улучшается, либо ухудшается.

Таким образом, результаты исследования позволяют констатировать, что образовательная среда вуза ощущается студентами как безопасная в физическом плане, однако характеризующаяся рядом угроз безопасности психологической. К ключевым комплексным факторам психологической опасности, по субъективному мнению респондентов, относятся различные аспекты межличностных взаимоотношений (между студентами и преподавателями, внутри студенческого коллектива).

Выявленная взаимосвязь между двумя видами безопасности актуализирует значимость повышения психологической безопасности образовательной среды как важного условия обеспечения физической безопасности личности студентов. Контент-анализ результатов анкетирования позволяет наметить пути оптимизации параметров образовательной среды (коммуникативных, интеллектуальных, эмоциональных и пр.) в плане обеспечения психологической и физической безопасности личности студентов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Грачев Г.В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты. М., 1998.

2. Рощин С.К., Соснин В.А. Психологическая безопасность: новый подход к безопасности человека, общества и государства. М., 1995.

3. Фисенко П.И. Личностно-психологические источники опасностей в обществе и психологические аспекты национально-государственной

безопасности // Общая теория безопасности (актуальные методологические и социально-политические проблемы). М., 1994.

4. Шерковин Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. М., 1973.

5. Шостром Э. Анти-Каргнеги или Человек-манипулятор. Минск, 1992.

6. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М., 1997.

7. Калмыкова Е.С. Механизмы психологической защиты и их роль в развитии личности / Е.С. Калмыкова // Методологические и теоретические проблемы современной психологии. М., 1988.

8. Куликов В. Проблемы социальной психологии / В.Куликов. Иваново, 1979.

9. Сирота Н.А., Зенцова, Н.И. Исследование социального познания и социального интеллекта у лиц, зависимых от психоактивных веществ [Электронный ресурс] / Н.А.Сирота, Н.И. Зенцова. - Режим доступа: http://www.medpsy.ru/mprj/archiv_global/2010_4_5/nomer/nomer01.php

10.Южанинова А.Л. К проблеме диагностики социального интеллекта личности / А.Л. Южанинов // Проблемы оценивания в психологии. Саратов, 1984.

11. Тучина О.Р. Самоинтерпретация и экзистенциональные особенности личности // Гуманитарные и социальные науки. 2012. № 5. http://www.hses-online.ru

12.Хазова С.А. Акмеологическая направленность личности как детерминант развития конкурентоспособности // Гуманитарные и социальные науки. 2011. № 2. http://www.hses-online.ru

REFERENCES

1. Grachev G.V. Informational and psychological security of a person: the state and the possibility of psychological protection / G.V. Grachev. Moscow: Publishing House of the RAPA, 1998.

2. Roschin S.K., Sosnin V.A. Psychological safety: a new approach to the safety of a person, society and the state / S.K. Roschin, V.A. Sosnin. Moscow: The Russian Monitor, 1995.

3. Fisenko P.I. Personal and psychological sources of danger of a community and the psychological aspects of the national security state / P. I. Fisenko // General Theory of Security (current methodological and socio-political issues.). M., 1994.

4. Sherkovin Y.A. Psychological problems of mass information processes / Y.A. Sherkovin. - M: Thought, 1973.

5. Shostrom E. Anti-Karnegi or Armed-Man / E. Shostrom. - Minsk, 1992.

6. Dotsenko E.L. Psychological manipulation: phenomena, mechanisms and protection / E.L. Dotsenko. M., 1988.

7. Kalmykova E.S. Psychological defensive mechanisms and their role in the development of a personality / E.S. Kalmykova // Methodological and theoretical problems of modern psychology. M., 1988.

8. Kulikov V. Problems of social psychology / V. Kulikov. Ivanovo, 1979.

9. Sirota N.A., Zentsova, N.I. The study of social cognition and social intelligence of persons dependent on psychoactive substances [electronic resource] / N.A. Sirota, N.I. Zentsova. - Mode of access; http://www.medpsy.ru/mprj/archiv_global/2010_4_5/nomer/nomer01.php

10.Yuzhaninova A.L. The problem of diagnosis of social intelligence of a person / A.L. Yuzhaninova // In the collection: "The problems of evaluation in psychology." - Saratov: Saratov University Publishing House, 1984.

11. Tuchina O.R. Self-interpretation and existential personality traits // Humanities and Social Sciences. 2012. №5. http://www.hses-online.ru

12.Hazova S.A. Acmeological personal orientation as a determination of competitiveness / S.A. Hazova. Humanities and Social Science. 2011. № 2. http://www.hses-online.ru

Адыгейский государственный

университет. г.Майкоп, Россия_10 августа 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.