Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ ГРУППЫ РИСКА УПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ И РОЛЬ ИХ ИЗУЧЕНИЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКЕ НА ТЕРРИТОРИИ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ'

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ ГРУППЫ РИСКА УПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ И РОЛЬ ИХ ИЗУЧЕНИЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКЕ НА ТЕРРИТОРИИ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
55
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СЕМЕЙНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ / ТИПЫ ВОСПИТАНИЯ / ПОДРОСТКОВАЯ ПОПУЛЯЦИЯ / ОБУЧЕНИЕ / МЕТОДИКА / ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Лукин А.Ю., Безносова М.Г., Тихомирова Г.И.

В статье представлен анализ проведенного профилактического медицинского осмотра подростков для выявления факторов риска немедикаментозного употребления наркотических и психотропных веществ в образовательных учреждениях Удмуртской Республики. Выявлены факторы риска для здорового образа жизни при помощи анкетирования подростков и их родителей, определены типы семей и особенности воспитания, сформированы группы для семейной психолого-педагогической профилактики. Проведены обучающие занятия с родителями подростков и представлены данные результатов, позволяющие использовать их в профилактической работе учреждений здравоохранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Лукин А.Ю., Безносова М.Г., Тихомирова Г.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF RELATIONSHIPS IN THE FAMILY AMONG TEENAGERS AT RISK GROUP OF USING PSYCHOACTIVE SUBSTANCES AND THE ROLE OF THEIR STUDY IN PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PREVENTION OF THE UDMURT REPUBLIC

The article presents an analysis of the preventive medical examination of teenagers to identify risk factors for non-drug use of narcotic and psychotropic substances in educational institutions of the Udmurt Republic. Risk factors for a healthy lifestyle have been identified through a survey of teenagers and their parents, types of families and specifics of upbringing have been identified, groups for family psychological and pedagogical prevention have been formed. Training sessions were held with parents of teenagers and the data of the results are presented, allowing them to be used in the preventive work of health care institutions.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ ГРУППЫ РИСКА УПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ И РОЛЬ ИХ ИЗУЧЕНИЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКЕ НА ТЕРРИТОРИИ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ»

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

ОС1: 10.21045/1811-0185-2022-6-53-61

УДК: 159. 922. 7:37.015. 3:392. 3:615. 9:616-084 (470.51)

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ ГРУППЫ РИСКА УПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ И РОЛЬ ИХ ИЗУЧЕНИЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКЕ НА ТЕРРИТОРИИ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

А.Ю. Лукина, М.Г. Безносоваа, Г.И. Тихомироваь н

а БУЗ УР «Республиканский наркологический диспансер МЗ УР», г. Ижевск, Россия; ь ФГБОУ ВО «Ижевская государственная медицинская академия» Минздрава России, г. Ижевск, Россия.

ь https://orcid.org/0000-0001-6386-8876.

И Автор для корреспонденции: Тихомирова Г.И.

АННОТАЦИЯ

В статье представлен анализ проведенного профилактического медицинского осмотра подростков для выявления факторов риска немедикаментозного употребления наркотических и психотропных веществ в образовательных учреждениях Удмуртской Республики. Выявлены факторы риска для здорового образа жизни при помощи анкетирования подростков и их родителей, определены типы семей и особенности воспитания, сформированы группы для семейной психолого-педагогической профилактики. Проведены обучающие занятия с родителями подростков и представлены данные результатов, позволяющие использовать их в профилактической работе учреждений здравоохранения.

Ключевые слова: семейные взаимоотношения, типы воспитания, подростковая популяция, обучение, методика, психолого-педагогическая профилактика.

Для цитирования: Лукин А.Ю., Безносова М.Г., Тихомирова Г.И. Особенности взаимоотношений в семье среди подростков группы риска употребления психоактивных веществ и роль их изучения в психолого-педагогической профилактике на территории Удмуртской Республики // Менеджер здравоохранения. 2022; 6: 53-61. DOI: 10.21045/1811-0185-2022-6-53-61.

Введение

последние десятилетия отмечается значи-.тельное увеличение распространённости табакокурения, употребления алкоголя и психоактивных веществ (ПАВ) среди несовершеннолетних. По данным государственной статистики о ситуации с немедицинским употреблением наркотических и других ПАВ в стране среди подростковой популяции отмечается значительный рост негативных проявлений в виде наркомании, токсикомании, алкогольных расстройств. Заслуживает внимания факт влияния данной негативной тенденции на ослабление здоровья подростков и увеличение числа социально дезадаптированных детей, снижение годности юношей к военной службе, увеличение доли лиц, имеющих по состоянию здоровья ограничения к получению профессионального образования, трудоустройству и т.д. [6, 10]. Здоровье детей в субъектах РФ характеризуется по

© Лукин А.Ю, Безносова М.Г., Тихомирова Г.И, 2022 г.

С

«КС

мнению некоторых исследователей [1] неуклонным ухудшением в связи с условиями их жизни и воспитания, около 500 тысяч детей ежегодно теряют одного из родителей из-за разводов, 300 тысяч - рождаются вне брака, 12 млн. - проживают в семьях с низким материальным доходом. В антинаркотической воспитательной работе в условиях семьи ответственным является контроль за социально-психологическим развитием подростка, его особенностями поведенческой активности. Первостепенную роль в воспитании подростка занимает здоровый морально-психологический микроклимат в семье. Началом развития потребления ПАВ может явиться отсутствие недостаточного внимания со стороны родителей, постоянно занятых своими делами и проблемами. Как показывают многочисленные исследования [2, 8, 9], сами подростки не рассматривают своё здоровье актуальной жизненной ценностью, а значит представление

№ Б Мападег

2022 2с1гв^/оос1-1гвпеп1а

/Менеджер

здравоохранения

о негативном влиянии наркотиков на здоровье человека не может выполнить у них в полной мере функцию «антинаркотического барьера». Наибольшее значение в их возрасте приобретают вопросы о смысле жизни, осознания своего места, самопознания и стремления к самореализации [11, 12].

Вот поэтому, на наш взгляд, объектами психолого-педагогических профилактических мероприятий должны стать здоровые дети, находящиеся в так называемой группе «риска» развития аддик-тивного расстройства [5]. Долгое время психологическим проблемам, связанным с подростковой наркоманией, в нашей стране не уделялось должного внимания и, прежде всего, особенностям межличностных отношений в семьях, где подросток впервые может столкнуться с неблагоприятными факторами, подтолкнувшими его к формированию аддиктивного поведения. По мнению авторитетных исследователей [14], у большинства населения профилактика заболеваний ассоциируется с образом врача общей практики, осуществляющего профосмотры, как неотъемлемую работу в своей профессиональной деятельности. В сложившейся ситуации профилактической работой обязаны заниматься и психиатры-наркологи среди подростковой популяции. К сожалению, этот аспект профилактической помощи совершенно не разработан и носит лишь декларативный характер, несмотря на то, что является значимым и актуальным [5].

Целью исследования явилось изучение особенностей взаимоотношений подростков и их родителей в семьях для выявления факторов риска немедикаментозного употребления психоактивных веществ и их роли в психолого-педагогической профилактике.

Задачи исследования: дать оценку психологическим особенностям поведения у подростков из группы «риска» и их взаимоотношениям в семье; провести сравнительную характеристику со «здоровыми» семьями; выявить модифицируемые факторы риска немедикаментозного употребления ПАВ среди подростков для использования в семейной психолого-педагогической профилактике; установить эффективность проведенных профилактических мероприятий.

Методика исследования: отбор целевой группы для участия в профилактическом медосмотре проводился на основании данных о результатах социально-психологического тестирования учащихся старших классов общеобразовательных учреждений и обучающихся

в профессиональных образовательных учреждениях Удмуртской республики на предмет раннего выявления немедикаментозного употребления наркотических средств и психотропных веществ, направляемых Министерством образования и науки УР. Профилактический медицинский осмотр проводился только в медицинских организациях, имеющих лицензии на осуществление медицинской деятельности по направлениям «психиатрия-наркология» и «лабораторная диагностика». Для изучения нарушений семейного воспитания и выявления психологических причин в развитии аддиктивного поведения подростка использовали методику «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Э.Г. Эйде-миллера и В.В. Юстицкис.

Материал и его обсуждение: в обследованные группы вошли подростки в возрасте от 13 до 18 лет, учащиеся общеобразовательных и профессиональных образовательных учреждений УР, а также их родители. В основную группу вошли 42 подростка из группы «риска», хотя бы один раз попробовавшие наркотические или психотропные средства, из них мальчики - 28 (66,7%) девочки - 14 (33,3%). Контрольную группу составили здоровые подростки, ни разу не употребившие наркотики или ПАВ. Их количество составило 27, из них мальчики - 16 (59,2%), девочки - 11 (40,8%). Все обследуемые подростки находились в равных условиях и все проживали в семьях. Однако треть семей в основной группе являлась неполной, в которой подросток воспитывался чаще всего одной матерью. Также нами было установлено, что в 68,8% случаев всех обследуемых семей в воспитании детей главенствующая роль отводилась именно матерям. Только в 11,2% случаев главную роль в воспитании детей играли отцы. При изучении сведений о получении информации о наркотиках 69,2% всех обследованных подростков ответили, что информацию получают из средств массовой информации (СМИ), 28,2% - от своих друзей и только 2,6% - от своих родителей. На вопрос информированности о вреде курения, алкоголизации и наркомании в основной группе подростков ответы распределились следующим образом: 52,4% - считают это вредным для здоровья, 21,3% - всё зависит от принятого количества, 21,6% - от однократного потребления ничего не случится, 4,7% - это не вредит здоровью. О том, что после «первой пробы» может развиться зависимость, никто не отметил. В контрольной группе

Менеджер

здравоохранения /

Мападег № Б

2с1гт\/оосЬгвпвп'1в 2022

были получены ответы - 58,4%; 26,2%; 6,6%; 8,8% соответственно.

Результаты

При изучении социально-гигиенической характеристики подростков обеих групп установлено, что у 39,2% обучающихся отсутствует стремление заниматься спортом или каким-либо творчеством, хобби имели только 11,5% подростков основной группы и 16,8% - контрольной. Предпочтение отдавалось ежедневному препровождению времени за компьютерными играми, в гаджетах и приставках. Из числа обучающихся в профессиональных образовательных учреждениях лишь 24,6% респондентов увлекаются чтением книг, 16,2% - занимаются в спортивных секциях и творческих коллективах. Из числа опрошенных старшеклассников общеобразовательных учреждений и учащихся профессиональных образовательных учреждений установлено, что 11,3% предпочитают проводить свободное время на дискотеках и в ночных клубах, любят исторические художественные фильмы и фильмы о героях Отечественной войны - лишь 1,6% всех опрошенных подростков.

Сравнительная характеристика состояния здоровья подростков в исследуемых группах не выявила достоверных различий и указала на наличие у 72,6% всех обследованных одного заболевания той или иной системы и у 19,5% - двух и более заболеваний одновременно. В целом, частота выявленных при профилактическом осмотре обследованных подростков с нарушением здоровья и физического развития составила 1119,8 на 1000 обследованных и оказалась достоверно выше среди подростков, находящихся на диспансерном учёте в республиканском наркологическом диспансере УР (соответственно 1088,3 и 1192,5 на 1000 детей подросткового возраста р<0,05). В структуре выявленной патологии среди детей подросткового возраста в исследуемых нами группах первые три ранговых места занимают болезни костно-мышечной системы, глаза и его придатков, органов дыхания в основной и контрольной группах (24,8%; 18,4%; 14,5% и 25,2%; 18,1%; 12,8% соответственно). При изучении оценки физического развития с использованием межвозрастных центильных шкал установлено, что во всех группах нормальную массу тела имеют 76,2% мальчиков и 72,3% девочек. Дефицит массы тела отмечен у 15,1% мальчиков и у 13,6% девочек. Распространённость избыточной массы тела выявлена у 8,7% мальчиков и у 14,1% девочек.

При анализе антропометрических данных в зависимости от длины тела установлено, что средние показатели роста в исследуемых группах достоверных различий не имеют. Низкие показатели роста чаще встречаются среди мальчиков (15,6%), тогда как у девочек этот показатель встречается лишь у 11,0%. Показатели роста выше среднего и высокие более распространены у девочек, составляя 89,0%, а у мальчиков - 84,4% от средних ростовых показателей. Довольными своим внешним видом оказались соответственно 78,8% и 80,3% мальчиков и 72,4% и 76,8% девочек. При изучении инвалидности в целом среди детей подросткового возраста, по данным статистики РФ, три ранговых места принадлежат болезням нервной системы -29,7%, инфекционным и соматическим болезням -21,5%, психическим расстройствам - 20,6%. В наших исследованиях было установлено, что в 0,3% случаев среди подростков основной группы отмечались черепно-мозговые травмы (в виде сотрясения головного мозга), в 0,5% - нарушение сна, в 1,2% - раздражительность от чрезмерной нагрузки в школе. В контрольной группе - 0,5%; 0,4%; 1,5% соответственно. В исследованиях некоторых авторов [10] отмечено, что именно заболевания нервной системы и психические расстройства являются основными причинами развития аддиктивных расстройств в подростковой популяции.

При изучении характерологических аспектов семьи было установлено, что в 54,2% случаев оба родителя имеют среднее специальное образование. Респонденты из числа детей основной группы в 81,7% случаев считают уровень благополучия своей семьи как «средний»; 3,4% - как «низкий»; 14,9% - как «высокий». В контрольной соответственно - 84,4%, 3,2% и 12,4%. В ходе анкетирования установлено, что 68,2% детей всех обследуемых групп имеют домашние компьютеры. При этом ежедневно работают с компьютером более трёх часов в день более 30,0% детей, более 6 часов - 12,8% подростков. Правильному питанию (три раза в сутки) подвержены 62,3% подростков основной группы и 60,7% - контрольной, приблизительно 41,5% подростков питаются нерегулярно. Известно, что продолжительность сна имеет большое значение в формировании здоровья подростка. Из всех подростков исследуемых нами групп только в половине случаев отмечалась продолжительность сна не менее 8 часов. По данным опроса о наличии у подростков вредных привычек выявлено, что регулярное употребление алкоголя

С

•КС

№ В Мападег

2022 2с1гв^/оос1-1гвпеп1а

/Менеджер

здравоохранения

(пиво, вино, тоник с алкоголем) хотя бы раз в неделю отмечено у 1,2% подростков основной группы и у 0,8% - контрольной. Регулярное курение до 3-х сигарет в сутки отмечено у 5,0% подростков основной и у 4,2% - контрольной группы. Эти данные значительно ниже тех, которые приводят исследователи других регионов РФ. Но в то же время доказано, что ежедневное употребление даже 1 сигареты в день в подростковом возрасте формирует устойчивую привычку (зависимость от никотина), а употребление алкоголя (пиво) 2 раза в месяц и чаще ведёт к негативному влиянию его на мозг подростка, вызывая его эмоциональные нарушения [13].

Нами изучались и знания о гигиеническом поведении и периодах полового созревания среди девочек в исследуемых группах. Выявлено, что в 95,5% случаев девочки обладают знаниями гигиенического поведения и периода полового созревания. Эти знания в большинстве случаев прививались девочкам при разговоре с матерью - в 78,8% случаев, бабушкой - в 2,8% или из литературных источников - в 18,4% случаев. При анкетировании 92,7% девочек отмечен оптимальный возраст начала половой жизни - 16-18 лет. В 17,5% случаев анонимного опроса - начали половую жизнь в этом возрасте. Однако, в 1,7% случаев девочек обеих групп начали половую жизнь в более ранние сроки (13-14 лет). Более половины опрошенных девочек не считают необходимым использование контрацептивов и других средств защиты при половых контактах. Около 45,8% девочек считают благоприятным вступление в брак только после получения образования, становления профессиональной карьеры.

На основании полученных результатов корреляционного анализа изучения степени взаимосвязи состояния здоровья с медико-социальными характеристиками выявлены факторы риска (ФР) в формировании аддиктивного поведения. Установлено негативное влияние, прежде всего на психическое развитие школьников, в виде значительной учебной нагрузки (г=+0,0870); частых случаев респираторных заболеваний верхних дыхательных путей (г= -0,411); нерегулярного питания (г= -0,1482); курения (г=0,0134); употребления алкоголя (г= -0,0762); длительной работы на компьютере (г=0,0344); нарушения продолжительности сна (г= -0,0728); напряжённых дисгармоничных отношений в семье, воспитания в неполных семьях

(Г=0,0328).

При изучении взаимоотношений подростков с родителями выявлены статистически значимые положительные взаимосвязи в ответах, чаще всего матерей, так как отцы отстранялись от участия в анкетировании, между разницей в возрасте матери и подростка, а следовательно, наличие конфликтов из-за непонимания современного подростка (г=0,66), а также сотрудничеством подростка с родителями (г=0,45). Статистически значимые, но отрицательные корреляции получены в анкетах матерей по вопросам отличия между возрастом матери и доверием к ней подростка (г=0,48). В анкетах подростков выявлены статистически значимые положительные взаимосвязи доверия подростков с общностью интересов, прежде всего с матерью (г=0,52) и её авторитетом (г=0,46). По словам матерей (90,2%) именно они являются авторитетом для подростка для доверительных отношений, общности интересов, и только 6,8% считают авторитетом в своей семье отца. В то время, как сами подростки считают в 85,5% случаев взаимоотношения с матерью, скорее, как сотрудничество и в 46,5% при этом подчёркивают конфликтность в отношениях. А в 11,7% случаев респонденты готовы к взаимодействию только с отцом, так как считают его главным в семье. Наши исследования не различались с данными других авторов, в которых доказано, чем больше разница в возрасте между матерью и подростком, тем выше конфликтная ситуация, так как мать не хочет принять общественные и социальные отношения современного подростка. В настоящее время подросток отличается своим манипулятивным характером отношений в семье, поэтому родители склонны видеть свои взаимоотношения с ребёнком в более благоприятных тонах, чем сами подростки.

В результате исследования психологических причин нарушений семейного воспитания с помощью методики АСВ получены статистически значимые различия в группах по таким показателям, как гипоопека (5,82 и 3,51); недостаточность требований-запретов (3,20 и 1,75); недостаточность требований-обязанностей (3,44 и 1,78); недостаточность санкций (3,28 и 2,41); воспитательная неуверенность (3,90 и 2,86); фобия утраты (3,77 и 2,28); проекция негативных качеств (3,42 и 1,8). Установлено, что в семьях основной группы характерны такие нарушения взаимоотношений, как гипопротекция, недостаточность запретов, обязанностей подростка по дому, санкций, применяемых к подростку в конкретном случае. Одной из частых

Менеджер

здравоохранения /

Мападег № Б

2с1гт\/оосЬгвпвп'1в 2022

причин нарушений семейного воспитания является неуверенность родителей в воспитательных мероприятиях или их отсутствии, фобия потерять ребёнка, а также проекция негативных качеств на ребёнка. Зачастую, как установлено в исследованиях, родители проецируют на своего ребёнка не удовлетворённые в своём детстве качества. Одним из факторов риска развития аддиктивного поведения подростка является гипопротекция, когда подростку уделяется мало внимания со стороны родителей. Как выяснилось, в обеих группах интересы своих детей поддерживают 69,8% матерей и лишь 28,7% отцов. Ходят на родительские собрания в школу 89,9% матерей, а интересуются учёбой лишь 10,1% отцов. Обязанности по дому имеют лишь 25,5% всех подростков. «Наказывают» своих детей 9,6% семей в случае нарушения запретов.

Корреляционный анализ взаимосвязей между психологическими причинами отклонений в семейном воспитании в изучаемых группах показал, что структура взаимоотношений гораздо отличается в основной группе по сравнению с контрольной. Одной из причин нарушений воспитательной функции семьи может стать недостаток или отсутствие у родителей соответствующих знаний и навыков по воспитанию, нарушения в их отношениях (конфликты между родителями, подростками и матерью, подростками и отцом, между детьми, вмешательство других членов семьи, а то и чужих людей). Кроме стилей отношений непосредственно к подростку на его воспитание оказывает безусловное влияние и стиль взаимоотношений взрослых членов семьи [7].

Гиперпротекция - крайне неблагоприятный вид воспитания, скрытая протекция подразумевает под собой формальное осуществление контроля за поведением и жизнью подростка. Подросток при этом чувствует отсутствие интереса со стороны взрослых к себе как личности и является опасным в плане прикосновения к наркотическим и психотропным веществам. Доминирующая гиперпротекция быстро перерастает в целую систему постоянных запретов и наблюдения за подростком. Такой подросток обречён на возможность принятия самостоятельных решений и поэтому ни за что не отвечает, а значит быстро поддаётся влиянию «лидера» в своём микросоциуме. Чрезмерное «обожание» своего ребёнка также губительно, как и условия жёстких взаимоотношений, душевное безразличие к ребёнку, забота взрослого о самом себе, пренебрежение к интересам членов семьи, где каждый рассчитывает только на самого

себя, не ожидает помощи и поддержки, особенно со стороны своих детей.

В современных условиях родители, по мнению некоторых исследователей, должны обладать важнейшей способностью к рефлексии на индивидуальные и возрастные особенности ребёнка, готовностью к сознательному поиску наиболее эффективного вида воспитательной работы [3]. Для этого, на наш взгляд, и важна работа отделения профилактики в развитии потребления у подростков ПАВ при республиканском наркологическом диспансере. К работе с подростками и членами его семьи привлекаются не только специалисты-медики (психиатры, наркологи), но и психологи, педагоги, психотерапевты и сотрудники правоохранительных органов, волонтеры-медики. На занятиях с родителями в психолого-педагогической профилактике необходимо знакомить их с анатомо-физиологическими особенностями подростка, периодами их созревания и изменениями, происходящими в организме в целом и в психическом развитии. Важна в подростковом возрасте не столько возможность самостоятельно распоряжаться собой, но и признание взрослыми возможного равенства подростка с ними. Подростки нуждаются в помощи взрослых и, прежде всего, своих родителей. Данная противоречивость, подчинение нормам и правилам групп делает подростковый возраст особо опасным из-за возможности возникновения противоправного поведения. При изучении вопроса о предпочтительных интересах своего ребёнка среди родителей изучаемых групп только 23,6% в основной группе знают о них, 46,6% - не интересуются, 29,8% - не знают совсем. В контрольной группе - 39,4%; 41,1%; 19,5% соответственно. На вопросы о том, с кем проводит своё свободное время ребёнок, знают ответ родители в 86,6% и 88,9% случаев соответственно. Целью работы отделения профилактики для снижения риска распространённости немедикаментозного употребления ПАВ среди подростков является обучение родителей, имеющих детей с «первой пробой», семейному воспитанию. В задачи сотрудников отделения входят регламентирующие мероприятия по определению типа семейного воспитания в семьях у подростков с риском наркотизации; определению типа семейного функционирования и степени удовлетворённости им членов семей, влияющих на поведение подростков; разработку и апробацию методов семейной и групповой психотерапии в комплексной программе психолого-педагогической профилактики употребления ПАВ у подростков.

С

•КС

№ Б Мападег

2022 2с1гв^/оос1-1гвпеп1а

/Менеджер

здравоохранения

Обсуждение результатов

Нами в работе отделения профилактики использованы такие методы, как семейная системная психотерапия, групповой тренинг с элементами индивидуальной и групповой психотерапии, ситуационные ролевые игры, мозговой штурм, лекции, дискуссии, психогимнастические техники, работа с педагогами в группах. Были использованы методики: наглядно-иллюстративный, практико-ори-ентированный, графологический. Предлагаемые методы семейной и групповой психотерапии и педагогического обучения реализуются в рамках первичной профилактической работы на территории УР, которая рассчитана на 96 часов, состоит из 4-х этапов: подготовительный, основной, разрешение семейной проблемы, поддерживающий, и проходит в течение 6 месяцев. Согласно распоряжению МЗ УР специализированную амбулаторную помощь осуществляют все районные учреждения здравоохранения, также обособленное подразделение центра психического здоровья в г. Глазове. Перед членами семьи устанавливались следующие задачи: принятие ответственности за существующие проблемы в семье каждым членом семейной системы; повышение ответственности за своё поведение и свою жизнь у каждого члена семьи; повышение психологической компетентности; развитие адаптивных возможностей в стрессовой ситуации; ориентация на разрешение проблем и поиск причин их возникновения. При соблюдении баланса в работе образовательной системы и института семьи приводят к повышению показателей психического и физического здоровья подростков, так как появляется целостное воспитательно-образовательное пространство, проводится просветительская информационная психолого-педагогическая и медицинская работа, общим направлением которых является сохранение и укрепление здоровья. Обучение родителей по приобретению гигиенической грамотности проводилось нами в различных направлениях. Это, прежде всего, знания подростками вопросов личной гигиены, использования физических упражнений, простейших закаливающих процедур, соблюдение режима питания и отдыха, правильного представления о влиянии вредных привычек на здоровье растущего организма. Закон «Об образовании» в РФ определяет, что родители являются первыми педагогами своих детей. Наглядный пример родителей и отсутствие у них вредных привычек является главным в воспитании здорового подростка. Поэтому перед

началом обучающих занятий нами проводилось анкетирование с информационного согласия членов семьи тех подростков, которые вошли в исследуемые группы. Установлено, что среди родителей всех исследуемых групп 65,5% отцов выкуривают до 10 сигарет в сутки, а 38,6% матерей являются курильщиками; употребляют алкогольные напитки хотя бы раз в неделю 82,3% отцов основной группы и 70,0% - контрольной. Регулярно питаются на работе и дома 62,5% и 66,8% родителей соответственно. Для 48,2% и 54,1% соответственно пища носит разнообразный характер, когда в рационе имеет место рыба, овощи и фрукты, в остальных случаях - однообразный характер, когда в рационе преобладают макароны, крупы, картофель. При выявлении причин отсутствия занятий спортом и активными мероприятиями 18,9% родителей всех семей ответили - «низкий материальный доход», 22,8% - «отсутствие времени», «занятость на работе и по дому», 30,1% - «желание посмотреть телевизор», «пообщаться с друзьями и родственниками», 28,2% - не смогли определиться с ответом. В целом только в 11,6% случаев всех семей родители с детьми проводили свой досуг в виде активного отдыха (посещение тренажёрных залов, бассейнов, спортивных комплексов, работа на садовых участках, велопробежки всей семьей). На вопросы, знают ли родители о воспитании подростков, были получены ответы: 18,2% - знают много, читают, интересуются; 26,6% - знают, но немного, хотят получить знания; 53,1% - не знают и не хотят учиться. А как известно, отношение родителей к здоровому образу жизни занимает в мотивационном перечне подростка лидирующие позиции. Так, например, И.Н. Воробьёва [4] отмечает, что помимо решения воспитательных и образовательных задач, физическое воспитание со стороны родителей призвано повысить двигательную активность подростка, улучшить готовность к самостоятельной учебно-познавательной деятельности и оптимизировать учебную работоспособность путём снятия нервно-эмоционального напряжения, полученного в школе, продолжить формирование знаний, умений и навыков. Результаты исследований по вопросу о том, знают ли родители своего подростка, какой вид спорта ему интересен, показали, что в 78,0% случаев - знают, в 11,2% - не знают, а в 10,8% - сомневаются. Проведённый анализ позволил нам сделать вывод о том, что большинство родителей снимают с себя ответственность за формирование у ребёнка знаний

Менеджер

здравоохранения /

Мападег № Б

2с1гв\/оосЬгвпвп'1в 2022

о здоровом образе жизни и перекладывают эту ответственность на педагогов образовательных учреждений, тренеров и других специалистов.

Проведённые исследования по истечении 6 месяцев после обучения родителей в группах наблюдения показали позитивные изменения в ответах. В 90,8% случаях, в основном матери, остались довольны обучающими программами и оценивали их на «отлично», 78,9% из них отметили значимость в работе профилактического отделения наркологического диспансера социального педагога, психотерапевта, детского нарколога, специалиста в области валеологии. В 8,5% случаев родители оценили работу специалистов как «хорошо» и только 0,7% случаев -на «удовлетворительно». Отмечено, что 1,2% отцов и 2,6% матерей основной группы бросили курить или снизили количество выкуриваемых сигарет до 5 в сутки, аналогично в контрольной группе - 1,6% и 3,2% соответственно. Уменьшили количество потребляемого алкоголя 10,2% и 11,5% родителей соответствующих групп. Начали использовать «активные выходные» на 2,4% и 2,7% семей больше после обучения в соответствующих группах. Использовали полученные знания в процессе воспитания собственных детей 96,4% всех обученных родителей. Отмечено снижение конфликтных ситуаций за исследуемый период в 16,5% и в 28,6% случаев опрошенных родителей в группах. Стали интересоваться делами своих детей 22,2% и 28,4% отцов соответствующих групп. Отмечены положительные ответы в отсутствии интересов к «знакомству» с наркотическими веществами и ПАВ у 18,8% и 32,3% подростков в изучаемых группах.

Выводы

Выявлены психологические особенности поведения среди подростков группы «риска» в виде возникновения конфликтов в семье из-за непонимания потребностей современного подростка и возрастом матери, отсутствия доверительных отношений, особенно с отцом, отстранения отца от воспитания, манипулятивного характера подростков в семье; По сравнению с подростками «здоровых» семей исследуемые группы «риска» отличались низкой физической активностью, высокой приверженностью к негативным проявлениям, гипоопекой со стороны родителей. Среди модифицируемых факторов риска немедикаментозного употребления ПАВ в подростковой популяции наибольшее значение имели: высокая учебная нагрузка, частые респираторные заболевания верхних дыхательных путей, курение, употребление алкоголя, длительная работа с компьютером, нарушение сна, дисгармоничные семейные отношения, воспитание в неполных семьях. Влияние на выявленные ФР могут оказать психолого-педагогические методы профилактики в виде семейного воспитания с определением типа семьи, семейного функционирования и удовлетворенности им всех членов семьи, семейной и групповой психотерапии, педагогического обучения. Установлена высокая эффективность проведенных психотерапевтом, семейным психологом, валеологом, социальными педагогами психолого-педагогических профилактических мероприятий в виде позитивных изменений в вопросах использования полученных знаний и навыков воспитания детей, значения в нем здорового образа жизни, в целом, и семейных ценностей, снижения числа конфликтных ситуаций в семье за изучаемый период.

с

#хс

1. Баранов А.А. Оценка здоровья детей и подростков при профилактических медицинских осмотрах: руководство для врачей / А.А. Баранов, В.Р. Кучма, Л.М. Сухарев. - М., 2004. - 137 с.

2. Березин B.C. Условия эффективности профилактики наркомании у старшеклассников // Материалы Антинаркотических чтений. Самара, 2008. - 134 с.

3. Буренкова Е.В. Психология телесности: теоретические и практические исследования: II Международная научно-практическая конференция, 25 декабря 2009г: сб. статей /под ред. Е.В. Буренковой - Пенза: ПГМУ им. В.Г. Белинского. - 2009. - 319 с.

4. Воробьёва И.Н. Формирование мотивационно-ценностного отношения подростков к здоровому образу жизни средствами физической культуры: автореф. дис... канд. пед. наук, 2014. - 21 с.

5. Вострокнутов Н.В. Антинаркотическая профилактическая работа с несовершеннолетними группами социального риска. /Мин-во образования и науки Российской Федерации. -М.: «Город» Фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004.

6. Егоров Д.Ф. Современные особенности наркоманий у подростков // Д.Ф. Егоров. Вопросы психического здоровья детей и подростков. - 2009. - Т. 9.1. - С. 22-34.

№ 6 Manager

2022 Zdravoochranania

/Менеджер

здравоохранения

7. Кошкина Е.А., Киржанова В.А., Вышинский К.В., Роудз Т., Платт Л. Изучение поведения потребителей инъекционных наркотиков в Москве и влияющих на него факторов окружения // Наркология. - 2005. - № 5. - С. 13-21.

8. Лисецкий К.С. Психологические основы предупреждения наркотической зависимости личности / К.С. Лисецкий -Самара: Изд-во «Универс групп», 2007. - 308 с.

9. Личко А.Е, Битенский В.С. Подростковая наркология: Руководство для врачей - Л: Медицина, 1991. - 304 с.

10.Рамазанов Р.С. Медико-социальное исследование наркотизма среди подростков в условиях крупного города. Автореф... канд. мед. наук, 2005. - 28 с.

11.Сирота Н.А. Профилактика наркомании у подростков. От теории к практике / Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский и др. М. - 2001. - 234 с.

12.Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Эффективные программы профилактики зависимости от наркотиков и других форм зависимого поведения. М. - ООО Центр полиграфических услуг «Радуга». - 2004. - 103 с.

13.Скворцова Е.С., Абрамов А.Ю. Современные школьники-подростки и употребление алкоголя. Обзор ситуации по данным мониторинга 2010-2011 гг. / Е.С. Скворцова, А.Ю. Абрамов // Наркология. - 2011. - № 2. - С. 38-41.

14.Стародубов В.И. Первичная медицинская помощь: состояние и перспективы развития. Пособие для специалистов / В.И. Стародубов, А.А. Калининская, С.И. Шляфер. М., Медицина. - 2007. - 260 с.

зЯо f

ORIGINAL PAPER

FEATURES OF RELATIONSHIPS IN THE FAMILY AMONG TEENAGERS AT RISK GROUP OF USING PSYCHOACTIVE SUBSTANCES AND THE ROLE OF THEIR STUDY IN PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PREVENTION OF THE UDMURT REPUBLIC

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

A.Yu. Lukina, M.G. Beznosovaa, G.I. Tikhomirovab :

"Republican narcological dispensary of the Ministry of Health of the Udmurt Republic, Izhevsk, Russia;

bState Medical Academy of the Ministry of Health of the Russian Federation, Izhevsk, Russia. b https://orcid.org/0000-0001-6386-8876.

H Corresponding author: Tikhomirova G.I.

ABSTRACT

The article presents an analysis of the preventive medical examination of teenagers to identify risk factors for non-drug use of narcotic and psychotropic substances in educational institutions of the Udmurt Republic. Risk factors for a healthy lifestyle have been identified through a survey of teenagers and their parents, types of families and specifics of upbringing have been identified, groups for family psychological and pedagogical prevention have been formed. Training sessions were held with parents of teenagers and the data of the results are presented, allowing them to be used in the preventive work of health care institutions.

Keywords: family relationships, types of nurture, teenager population, education, methodology, psychological and pedagogical prevention.

For citation: Lukin A.Yu., Beznosova M.G, Tikhomirova G.I. Features of relationships in the family among teenagers at risk group of using psychoactive substances and the role of their study in psychological and pedagogical prevention of the Udmurt Repubiic // Manager Zdravoohranenia. 2022; 6: 53-61. DOT. 10.21045/1811-0185-2022-6-53-61.

REFERENCES

1. Baranov A.A. Assessment of the health of children and teenagers during preventive medical examinations: a guide for doctors / A.A. Baranov, V.R. Kuchma, L.M. Sukharev. - M., 2004. - 137 p.

2. Berezin V.S. Conditions for the effectiveness of drug addiction prevention in high school students // Materials of Anti-Drug Readings. Samara, 2008. - 134 p.

3. Burenkova E.V. Psychology of corporeality: theoretical and practical research: II International Scientific and Practical Conference, December 25, 2009: Sat. articles / ed. E.V. Burenkova - Penza: PSMU im. V.G. Belinsky. -2009. - 319 p.

4. Vorobyova I.N. Formation of the motivational-value attitude of teenagers to a healthy lifestyle by means of physical culture: author. dis... cand. ped. Sciences, 2014. - 21 p.

Менеджер

здравоохранения /

Manager № 6

ZdrevoochreneniB 2022

5. Vostroknutov N.V. Anti-drug preventive work with minor social risk groups. /Ministry of Education and Science of the Russian Federation. - M .: "Gorod" School Book Publishing Support Fund, 2004.

6. Egorov D.F. Modern features of drug addiction in teenagers// D.F. Egorov. Issues of mental health of children and adolescents. - 2009. - V. 9.1. - P. 22-34.

7. Koshkina E.A., Kirzhanova V.A., Vyshinsky K. V, Rhodes T, Platt L. Studying the behavior of injecting drug users in Moscow and environmental factors influencing it // Narcology. - 2005. - No. 5. - P. 13-21.

8. Lisetsky K.S. Psikhologicheskie osnovy predravleniya narkoticheskoi zavisimosti lichnosti [Psychological foundations for the prevention of drug addiction of the individual]. Lisetsky - Samara: Univers Group Publishing House, 2007. - 308 p.

9. Lichko A.E, Bitensky V.S. Teenagers narcology: A guide for doctors - L: Medicine, 1991. - 304 p.

10. Ramazanov R.S. Medical and social study of drug addiction among teenagers in a large city. Author's abstract ... cand. honey. sciences, 2005. - 28 p.

11. Sirota N.A. Prevention of drug addiction in teenagers. From theory to practice / N.A. Sirota, V.M. Yaltonsky and others. M. - 2001. - 234 p.

12. Sirota N.A, Yaltonsky V.M. Effective programs for the prevention of drug addiction and other forms of addictive behavior. M. - LLC Center for Printing Services "Rainbow". - 2004. - 103 p.

13. Skvortsova E.S., Abramov A.Yu. Modern teenage schoolchildren and alcohol consumption. Overview of the situation according to the monitoring data of 2010-2011. / E.S. Skvortsova, A.Yu. Abramov // Narcology. -2011. - No. 2. - P. 38-41.

14. Starodubov V.I. Primary health care: state and development prospects. Manual for specialists / V.I. Starodubov, A.A. Kalininskaya, S. I . Shlyafer. M., Medicine. - 2007. - 260 p.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / ABOUT THE AUTHORS

Лукин Александр Юрьевич — очный аспирант ФГБОУ ВО «Ижевская государственная медицинская академия Министерства здравоохранения Российской Федерации», заместитель главного врача БУЗ УР «Республиканский наркологический диспансер Министерства здравоохранения Удмуртской Республики», г. Ижевск, Россия.

Alexander Yu. Lukin — full-time postgraduate student of the Izhevsk State Medical Academy of the Ministry of Health of the Russian Federation, Deputy Chief Physician of the Republican Narcological Dispensary of the Ministry of Health of the Udmurt Republic, Izhevsk, Russia. E-mail: lay79@list.ru

Безносова Марина Георгиевна — врач психиатр-нарколог БУЗ УР «Республиканский наркологический диспансер МЗ УР», г. Ижевск, Россия.

Beznosova Marina Georgievna - psychiatrist-narcologist of the Republican Narcological Dispensary of the Ministry of Health of the Udmurt Republic, Izhevsk, Russia. E-mail: lay79@list.ru

Тихомирова Галия Имамутдиновна — д-р мед. наук, доцент ФГБОУ ВО «Ижевская государственная медицинская академия Министерства здравоохранения Российской Федерации», г. Ижевск, Россия.

Galia I. Tikhomirova - Dr. med. Sciences, Associate Professor, Izhevsk State Medical Academy of the Ministry of Health of the Russian Federation, Izhevsk, Russia. E-mail: Galla-tix@mail.ru

№ 6 Manager

2022 Zdravoochranania

/Менеджер

здравоохранения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.