Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЛАСТИ И БИЗНЕСА В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ ОБЪЕКТАМИ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ'

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЛАСТИ И БИЗНЕСА В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ ОБЪЕКТАМИ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
238
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
государственно-частное партнерство / взаимодействие государства и бизнеса / защита культурного наследия / гчп / объекты культурного наследия / public-private partnership / interaction of the state and business / protection of cultural heritage / PPP / objects of cultural heritage

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — А.М. Однопозов, А.А. Бессонова

Взаимодействия власти и бизнеса в сфере управления объектами культурного наследия в РФ осуществляется на основе государственно-частного партнерства. Государственно-частное партнерство (ГЧП) во всем мире это вовлечение частного сектора органами власти на договорной основе на условиях компенсации затрат, разделения рисков, обязательств и компетенций для эффективного и качественного выполнения задач, связанных с государственным сектором экономики. Главное в государственно-частном партнерстве – это соблюдение баланса интересов. При этом частные инвестиции в памятники культуры рассматриваются как форма социальной ответственности бизнеса. Они рассчитаны на социальный отчет и имиджевую капитализацию компаний, занимающихся возрождением культурных ценностей. В ситуации, когда у государства не хватает денег на решение социально значимых проблем и бизнес в этом не заинтересован, важной задачей является создание условий для привлечения муниципалитетов в качестве третьего сектора. Муниципалитеты отвечают за такие вопросы местного значения, как сохранение, использование и популяризация культурного наследия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — А.М. Однопозов, А.А. Бессонова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF INTERACTION BETWEEN GOVERNMENT AND BUSINESS IN THE FIELD OF MANAGEMENT OF CULTURAL HERITAGE OBJECTS

Interaction between government and business in the field of management of cultural heritage objects in the Russian Federation is carried out on the basis of public-private partnership. Public-private partnership (PPP) worldwide is the involvement of the private sector by public authorities on a contractual basis on the terms of cost compensation, risk sharing, obligations and competencies for the effective and high quality performance of tasks related to the public sector of the economy. The main thing in public-private partnership is to maintain a balance of interests. At the same time, private investment in cultural monuments is considered as a form of social responsibility of business. They are designed for the social report and image capitalization of companies engaged in the revival of cultural values. In a situation where the state does not have enough money to solve socially significant problems and business is not interested in this, an important task is to create conditions for attracting municipalities as a third sector. Municipalities are responsible for local issues such as the preservation, use and promotion of cultural heritage.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЛАСТИ И БИЗНЕСА В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ ОБЪЕКТАМИ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ»

DOI: 10.24412/2309-6139-2021-11062

А.М. Однопозов - магистрант 2-й год обучения направления подготовки 38.04.01 «Экономика», Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток,

A.M. Odnopozov - Masters students 2nd year of study, traning direction 38.04.01 «Economy», Far Eastern Federal University, odnopozova97@gmail.com;

А.А. Бессонова - к.э.н, доцент кафедры «Финансы и кредит», альневосточный федеральный университет, г. Владивосток,

A.A. Bessonova - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor department «Finance and Credit», Far Eastern Federal University, bessonova.aa@dvfu.ru.

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЛАСТИ И БИЗНЕСА В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ ОБЪЕКТАМИ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ FEATURES OF INTERACTION BETWEEN GOVERNMENT AND BUSINESS IN THE FIELD OF MANAGEMENT OF CULTURAL HERITAGE OBJECTS

Аннотация. Взаимодействия власти и бизнеса в сфере управления объектами культурного наследия в РФ осуществляется на основе государственно-частного партнерства. Государственно-частное партнерство (ГЧП) во всем мире - это вовлечение частного сектора органами власти на договорной основе на условиях компенсации затрат, разделения рисков, обязательств и компетенций для эффективного и качественного выполнения задач, связанных с государственным сектором экономики. Главное в государственно-частном партнерстве -это соблюдение баланса интересов. При этом частные инвестиции в памятники культуры рассматриваются как форма социальной ответственности бизнеса. Они рассчитаны на социальный отчет и имиджевую капитализацию компаний, занимающихся возрождением культурных ценностей. В ситуации, когда у государства не хватает денег на решение социально значимых проблем и бизнес в этом не заинтересован, важной задачей является создание условий для привлечения муниципалитетов в качестве третьего сектора. Муниципалитеты отвечают за такие вопросы местного значения, как сохранение, использование и популяризация культурного наследия.

Abstract. Interaction between government and business in the field of management of cultural heritage objects in the Russian Federation is carried out on the basis of public-private partnership. Public-private partnership (PPP) worldwide is the involvement of the private sector by public authorities on a contractual basis on the terms of cost compensation, risk sharing, obligations and competencies for the effective and high - quality performance of tasks related to the public sector of the economy. The main thing in public-private partnership is to maintain a balance of interests. At the same time, private investment in cultural monuments is considered as a form of social responsibility of business. They are designed for the social report and image capitalization of companies engaged in the revival of cultural values. In a situation where the state does not have enough money to solve socially significant problems and business is not interested in this, an important task is to create conditions for attracting municipalities as a third sector. Municipalities are responsible for local issues such as the preservation, use and promotion of cultural heritage.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, взаимодействие государства и бизнеса, защита культурного наследия, гчп, объекты культурного наследия.

Keywords: public-private partnership, interaction of the state and business, protection of cultural heritage, PPP, objects of cultural heritage.

Введение

Объекты культурного наследия в современных условиях становятся важным фактором социально -экономического развития. Все это требует их сохранения, охраны и восстановления. Однако сформировавшийся к настоящему времени региональный и Федеральный механизм управления памятниками не в полной мере отвечает задачам сохранения объектов культурного наследия и максимизации их вовлечения в хозяйственный оборот. Эффективное решение вопросов сохранения, функционирования и поддержания историко-культурного наследия объекты России могут быть обеспечены вовлечением этих объектов в хозяйственный и культурный оборот путем использования механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП).

Основная часть

В научной литературе изучение государственно-частного партнерства в области сохранения историко-культурного наследия имеет различные перспективы анализа. Прежде всего, это работы, посвященные обоснованию взаимосвязи экономики и культуры, традиций и социальных инноваций; изучению актуальных механизмов влияния государства на процессы сохранения культурного наследия. При анализе данной темы авторы также опирались на теоретические исследования современных институциональных форм ГЧП, способствуя снижению коррупциогенного характера государственно-гражданских взаимодействий в процессе использования объектов культурного наследия [2].

На уровне федерального законодательства в сфере управления объектами культурного наследия разрабатываются инициативы для возврата малому и среднему бизнесу преимущественного права выкупа арендуемого имущества, отнесенного к объектам культурного наследия.

В настоящее время существует правовая неопределенность с возможностью участия субъектов малого предпринимательства в приватизации, арендуемых ими объектов культурного наследия.

Приобретение арендуемого государственного и муниципального имущества в собственность будет возможно при условии обременения требованиями к содержанию, использованию и сохранению объектов культурного наследия, а также к обеспечению к ним доступа. Сами представители малого и среднего бизнеса отнеслись к данной инициативе весьма положительно. По их мнению, это может создать новые возможности.

Возврат малому и среднему бизнесу преимущественного права выкупа арендуемого имущества, отнесенного к объектам культурного наследия, должен придать импульс развитию не только крупного сетевого ри-тейла, но и небольшого бизнеса. К примеру, наверняка найдутся те, кто заинтересован в приобретении известных исторических зданий, например, для размещения флагманского магазина или представительского офиса. Все будет зависеть от экономики конкретного проекта. Правда, при этом пока неясно, какими именно будут требованиями к содержанию, использованию и сохранению объектов культурного наследия, а также к обеспечению к ним доступа [3; 188].

Ритейлу будет интересно выкупать подобные помещения, тем более что в случае принятия соответствующих изменений в законодательные акты порядок приобретения таких объектов в собственность будет упрощён.

Представители бизнеса также считают, что одним из преимуществ, приобретения в собственность объектов культурного наследия могла бы служить эстетическая привлекательность для потенциальных клиентов здания, в котором будет располагаться объект стрит-ритейла. Кроме того, следует учитывать, что в основном объекты культурного наследия выигрывают по сравнению с иной недвижимостью в плане расположения: они находятся на более людных и популярных улицах, как среди туристов, так и среди местных жителей.

Несмотря на ряд объективных сложностей в России есть положительные примеры участия бизнеса в сохранении и популяризации культурного наследия страны. Именно они могут быть заложены в основу формирования целостной системы решения одной из важнейших задач современной России.

В России за последние десять лет накоплен отдельный положительный опыт бизнес-программ по сохранению и развитию культурно-исторического достояния страны, при этом следует отметить особое значение исторической преемственности в этой деятельности современных бизнесменов-коллекционеров по сохранению и пропаганде культурного наследия России.

Широкую известность приобрел и культурно-исторический фонд «Связь времен», который был учрежден в 2004 году российским промышленником и предпринимателем Виктором Феликсовичем Вексельбергом. Основной задачей фонда стало возвращение культурно-исторических ценностей, вывезенных из России в ХХ веке. Знаковыми национальными реликвиями являются, безусловно, изделия великого российского ювелира Петра Карловича Фаберже. Крупнейшая в мире частная коллекция его работ была приобретена Виктором Вексельбергом в Америке и ввезена фондом «Связь времен» в Россию. Руководством фонда было принято решение об организации постоянно действующей экспозиции — музея Фаберже в Санкт-Петербурге. Для этого фонд приступил к реставрации здания Шуваловского дворца на набережной Фонтанки. Также культурно-исторический фонд «Связь времен» планирует создать сеть музеев частных коллекций в России.

Подобного рода частные музеи в России уже существуют. В 2011 году в Москве был открыт первый частный музей русской иконы. Его основатель - Михаил Юрьевич Абрамов, московский бизнесмен-строитель, меценат. Коллекционированием икон М.Ю. Абрамов занялся относительно недавно, в начале 2000-х. Собиратель очень скоро осознал свою особую миссию, которая заключалась не в создании очередной домашней коллекции, как правило, почти недоступной даже для специалистов, а в открытии подлинно художественного музея, который соответствовал бы требованиям, отличающим государственные хранилища памятников древнерусского искусства. Поэтому его формирование, основанное на научном подходе к сохранению, реставрации, экспонированию и изучению иконописи, почти сразу вышло за границы обычного частного собрания. Надо признать, что идея Михаила Абрамова создать Музей русской иконы, который по его воле должен стать не временным собранием редкостей, а настоящим хранилищем произведений древнерусского искусства, воскрешает одну из самых замечательных отечественных традиций меценатства, когда-то послуживших художественному открытию русской иконы.

Среди проблем сохранения объектов историко-культурного наследия в регионах ДВФО наиболее значимыми являются следующие:

- отсутствие финансовых ресурсов в сфере культуры;

- отсутствие эффективных механизмов привлечения частных средств в сферу культуры;

- отсутствие ресурсов и квалифицированных кадров, необходимых для проведения реставрационных работ на памятниках культуры и др.

Решением указанных проблем может стать использование механизмов ГЧП в направлении сохранения культурного наследия. Сейчас уже реализуются 873 проекта ГЧП. При этом общая сумма инвестиций превышает 640,3 млрд рублей [4; 142].

Для успешного использования механизма ГЧП в сфере охраны памятников культуры в Российской Федерации необходимо следующее:

1. Развитие законодательства на региональном уровне и России в целом с учетом норм международного права;

2. Совершенствование контроля за сроками и стоимостью проектов ГЧП путем создания независимых экспертных центров;

3. Создание единого информационного центра, который бы аккумулировал опыт и знания по вопросам реализации проектов ГЧП;

4. Стимулирование заинтересованности органов власти в реализации проектов ГЧП.

5. Финансовое стимулирование проектов ГЧП путем установления льготной ставки налога на имущество и более низкой арендной платы за пользование объектом ГЧП или земельным участком.

6. Развитие общенациональной системы мониторинга состояния объектов культурного наследия и их использования.

Что касается деятельности органов исполнительной власти, то необходимо:

- определить порядок отбора объектов культурного наследия с учетом общественного мнения;

- определить ряд показателей по охране объектов культурного наследия для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

Реализация этих предложений позволит сохранить памятники культурно-исторического наследия, а также вовлечь их в хозяйственный оборот путем привлечения частных инвестиций для их сохранения и развития туристической и предпринимательской деятельности в районе их расположения.

При реализации государственно-частного партнерства существовали определенные особенности и ограничения, связанные со статусом объектов культурного наследия, определенным Федеральным законом «О культурном наследии (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Например:

- особо ценные объекты не могут быть отчуждены из государственной собственности;

- использование объектов не должно ухудшать их состояние; наносить вред исторической, культурной и природной среде;

- пользователь объектов обязан любое изменение внешнего вида и интерьера объекта согласовывать с компетентными органами;

- пользователи обязаны предоставлять открытый доступ к объекту. Заключение

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. Институт государственно-частного партнерства: взаимодействия государства и бизнеса играет особую роль в процессе сохранения и возрождения культурного наследия.

2. В России и ее регионах элементы государственно-частного партнерства активно внедряются в практику ведения бизнеса.

3. В РФ сформировалась эффективная модель государственно-частного партнерства в области сохранения культурного наследия, позволившая в короткие сроки возродить большинство объектов культуры.

4. Внедрение государственно-частного партнерства в России сталкивается с рядом правовых (отсутствие необходимой нормативной базы), экономических (неразвитость рыночных отношений) и управленческих (сопротивление принципам государственной бюрократии) проблем.

Источники

1. О государственно-частном партнерстве, муниципальном-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон от 13.07.2015 г. № 224-ФЗ [Электронный ресурс]

2. Кислицына К. Как купить усадьбу и стать помещиком [Электронный ресурс] / К. Кислицына // Интернет-газета. -2014.

3. Лукашенко Д. О. государственно-частное партнерство как механизм включения бизнеса в процесс сохранения объектов культурного наследия / Д. О. Лукашенко, Н. В. Шаброва // Современный город: власть, управление, экономика. Город как проект: сборник научных статей всероссийской научно-практической конференции / Изд-во ПНИПУ. - Пермь, 2017. - С. 187-194.

4. Палий К.Р. К вопросу о государственно-частном партнерстве в области охраны культурного наследия Санкт-Петербурга. Административное консультирование . 2019; - С. 140-150.

References

1. On Public-private Partnership, municipal-private partnership in the Russian Federation and Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation: Federal Law No. 224-FZ of 13.07.2015 [Electronic resource].

2. Kislitsyna K. How to buy a manor and become a landowner [Electronic resource] / K. Kislitsyna // Online newspaper. - 2014.

3. Lukashenko D. O. public-private partnership as a mechanism for including business in the process of preserving cultural heritage objects / D. O. Lukashenko, N. V. Shabrova // Modern city: power, management, economy. The city as a project: a collection of scientific articles of the All-Russian scientific and practical conference / PNRPU Publishing House. - Perm, 2017. - p. 187-194.

4. Paliy K. R. On the issue of public-private partnership in the field of protection of the cultural heritage of St. Petersburg. Administrative consulting . 2019; - pp. 140-150.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.