Научная статья на тему 'Государственно-частное партнерство в сфере сохранения объектов культурного наследия: преимущества и недостатки'

Государственно-частное партнерство в сфере сохранения объектов культурного наследия: преимущества и недостатки Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
361
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ / ОХРАНА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ / КУЛЬТУРА / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / OBJECTS OF CULTURAL HERITAGE / PROTECTION OF CULTURAL HERITAGE / CULTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лыткина Кристина Дмитриевна,

В ходе исследования приведены основные черты и формы государственно-частного партнерства в сфере культуры. Выявлены его преимущества и недостатки в современных условиях, а так же необходимость и целесообразность применения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лыткина Кристина Дмитриевна,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Public-private partnership in the field of conservation of cultural heritage: advantages and disadvantages

The study presents the main features and forms of public-private partnership in the field of culture. Revealed its advantages and disadvantages in modern conditions, as well as the need and feasibility of use.

Текст научной работы на тему «Государственно-частное партнерство в сфере сохранения объектов культурного наследия: преимущества и недостатки»

Государственно-частное партнерство в сфере сохранения объектов культурного

наследия: преимущества и недостатки

Public-private partnership in the field of conservation of cultural heritage: advantages and

disadvantages

Лыткина Кристина Дмитриевна

Студент 3 курса Сибирский федеральный Университет Гуманитарный институт Россия, Красноярск e-mail:KristinaLytkin@mail.ru

Lytkina Krisitna Dmitrievna

Student 3 term Siberian Federal University Humanitarian Institute Russia, Krasnoyarsk e-mail: KristinaLytkin @mail.ru

Научный руководитель Костылев Сергей Валерьевич

Гуманитарный институт Россия, Красноярск e-mail: profikost@mail.ru

Scientific adviser Kostylev Sergey V.

Humanitarian Institute Russia, Krasnoyarsk e-mail: profikost@mail.ru

Аннотация.

В ходе исследования приведены основные черты и формы государственно-частного партнерства в сфере культуры. Выявлены его преимущества и недостатки в современных условиях, а так же необходимость и целесообразность применения.

Annotation.

The study presents the main features and forms of public-private partnership in the field of culture. Revealed its advantages and disadvantages in modern conditions, as well as the need and feasibility of use.

Ключевые слова: Государственно-частное партнерство, объекты культурного наследия, охрана культурного наследия, культура.

Key words: Public-private partnership, objects of cultural heritage, protection of cultural heritage, culture.

В настоящее время можно наблюдать повышение интереса в обществе к сохранению историко-культурного достояния России, это связано с тем, что множество памятников культуры находятся в критическом состоянии. Они играют важную роль с точки зрения культуры, истории, искусства, архитектуры, археологии и эстетики. А так же выступают как основной фактор формирования культурной идентификации, поэтому необходимо предпринимать меры по их защите и сохранению. Государство не может в одиночку решить всех проблем по сохранению культурно-исторических объектов каждого, в отдельности взятого региона. В связи с этим, актуализируется потребность в государственно-частном партнерстве.

Государственно-частное партнерство (ГЧП), это - юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера (государство), с одной стороны, и частного партнера (частный бизнес), с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения о государственно-частном партнерстве. Оно имеет следующие черты:

• сотрудничающие стороны - государство и частный бизнес;

• закрепляется в юридической, официальной форме;

• имеет четко выраженную общественную направленность;

• подразумевает консолидацию, объединение ресурсов сотрудничающих сторон;

• пропорциональное распределение затрат и рисков между сторонами;

ГЧП позволяет решать целый комплекс задач: восстанавливать и реставрировать памятники архитектуры, актуализировать историческую память путем создания новых музеев и музейных комплексов, повышать интерес населения к отечественной культуре, формировать туристическую инфраструктуру, создавать новые рабочие места и т.д.

Рассматривая формы ГЧП в культуре, можно выделить две основные наиболее масштабные:

1. Концессия - инвестор реконструирует объект, право собственности на который, принадлежит государству, а также осуществляет деятельность с использованием этого объекта. Государство предоставляет инвестору на определенный срок права владения и пользования объектом.

2. Контракт жизненного цикла (КЖЦ) - применяется в основном, для новых объектов культурного наследия. По условиям КЖЦ, инвестор за свой счет проектирует и создает объект, а затем эксплуатирует его в течение всего жизненного цикла, осуществляя ремонт и обслуживание, государство оплачивает услуги, оказываемые с помощью такого объекта. В рамках КЖЦ государство устанавливает функциональные требования к объекту. Инвестор обеспечивает соответствие объекта этим требованиям на протяжении контракта.

Частный бизнес может вступать в сотрудничество с государством, как на основе единоразовых контрактов, так и в рамках целых проектов, в ходе которых происходит передача прав собственности на объект от государства к частному партнеру. Стоит отметить, что в России запрещена передача в частную собственность особо ценных культурных объектов уникального и неповторимого характера с точки зрения истории, культуры и искусства. К таким объектам относятся, например, государственный Эрмитаж, Российская государственная библиотека, Государственный академический Большой театр России, Государственный Русский музей и другие.

При всей своей актуальности, ГЧП является весьма противоречивым явлением, требующим осмысления и анализа преимуществ и недостатков, с целью определения его необходимости и целесообразности.

Данная форма сотрудничества имеет целый ряд преимуществ, как для государства, так и для частного

бизнеса.

Государство получает возможность привлекать частных инвесторов к финансированию проектов в условиях, когда нет необходимого объема бюджетных средств. А так же, использовать ресурсы и компетенции частного сектора для оказания социально значимых услуг и повышения их качества. Таким образом, ГЧП позволяет снять с государства существенную долю организационной, финансовой и временной нагрузки.

Для частного партнера преимущества заключаются в следующем: во-первых, частный бизнес получает возможность бюджетного софинансирования проектов государством; во -вторых, это привлечение дополнительных доходов и получение гарантий (в том числе по возврату инвестиций); в-третьих, это возможность заполучить земельный, лесной, водный участок в пользование без торгов (но только для реализации оговоренных ранее целей).

Государственно-частное партнерство позволяется преодолеть противоречие, когда, с одной стороны, стратегически важный недвижимый объект не может быть передан в частную собственность, а с другой стороны, государство не может обеспечить его финансирование.

Не смотря на все преимущества ГЧП, оно так же имеет и ряд недостатков. Как правило, отдавая сооружения под приватизацию, появляется риск того, что его площади впоследствии будут переоборудованы под офисы или магазины. Это снижает уровень доступности объекта культурного наследия для населения (например,

79

в случае с частными офисами). А в восприятии жителей, факт передачи в частную собственность памятников культурного наследия, выглядит как очередная приватизация национального достояния. Кроме того, затраты, необходимые для восстановления памятника значительно превышают его стоимость. Реставрация сооружений подразумевает покупку дорогостоящих материалов. Это, а так же соблюдение ряда требований к покупателям объектов культурного наследия снижают их интерес в приобретении зданий (низкая инвестиционная привлекательность).

Сегодня лишь единицы российских бизнесменов готовы инвестировать свои средства в проекты по реставрации и реконструкции объектов культурного наследия. К сожалению, не смотря на все преимущества ГЧП, оно остается рискованным вложением, т.к. перспективы остаются весьма отдаленными, а прибыль носит отложенный характер.

Таким образом, вопрос о необходимости ГЧП, в условиях современности, является сложным и неоднозначным. Он стал особо актуальным в последние десятилетия. Это обусловлено тем, что происходит устойчивое сокращение культурного богатства нашей страны. По данным «Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры», за последние 10 лет в Российской Федерации утрачено более 2,5 тысяч памятников. Ежегодные потери составляют 150-200 памятников.

Государство, на сегодняшний день, не имеет организационно-финансовых возможностей для восстановления всех культурно-исторических объектов. А, следовательно, самостоятельно решить проблемы, связанные с сохранением памятников архитектуры, не может. Поэтому, не смотря на все риски, государственно -частное партнерство становится необходимым механизмом реализации культуроохранной политики страны. Поэтому, в каждом регионе РФ необходимо выработать собственную политику государственно -частного партнерства, учитывая всю специфику каждого, в отдельности взятого, региона.

Список используемой литературы:

1. Андреева А.В., Жуковская Л. Н., Костылев С.В., Лузан В.С., Морозова О.Ф., Мыльникова Е.В, Ноздренко Е.А., Шнар Т.Н.- монография на тему: Методология социально-культурной деятельности и современные социокультурные практики// год: 2014.

2. О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации // Федеральный закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017). [Электронный ресурс]. -URL:http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=201066&fld=134&dst=1000000001,0&m d=0.09924684936526262#0047562174016537284

3. Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации // Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-Ф3 (ред. от 29.12.2017). [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37318/

4. Э. Р. Йескомб. Государственно-частное партнерство: Основные принципы финансирования = Public-Private Partnership Principles of Policy and Finance. — М.: Альпина Паблишер, 2015. — 457 с.

5. Амунц Д. М. Государственно-частное партнёрство. Концессионная модель совместного участия государства и частного сектора в реализации финансовоёмких проектов. // Справочник руководителя учреждения культуры. — 2005. — № 12. — С. 16-24.

6. Нагорная М.С. ПРАКТИКА ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЁРСТВА В СФЕРЕ СОХРАНЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РОССИИ//Управление в современных системах - 2018 - 34-43с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.