УДК 327.35
А. И. Емельянов
кандидат политических наук; доцент кафедры политологии Института международных отношений и социально-политических наук МГЛУ; e-maiL: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СО СТРАНАМИ БРИКС В УСЛОВИЯХ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ ТРАНСФОРМАЦИЙ
В настоящее время существует значительное число международных организаций, ставящих своей целью повышение взаимного сотрудничества и укрепление многополярного мироустройства в условиях глобального доминирования США. В этой связи растет количество противников подобного статус-кво. Среди них можно выделить различные формальные и неформальные институциональные формирования, где особое положение занимает БРИКС. В статье исследуется ее деятельность в различных сферах. Делается вывод о том, что по различным показателям с этой Организацией может сравниться только Большая двадцатка (G-20), которая, впрочем, не имеет такого значительного количества институтов для реализации своих внешнеполитических амбиций. Кроме того, в условиях многочисленных институциональных кризисов в экономической и политической сферах подобная форма сотрудничества может привести к благоприятному развитию государств и укреплению национального суверенитета, который влечет за собой рост экономики и возрастание геополитического влияния тех сторон, которые выступают за активное сотрудничество в рамках межгосударственных образований.
Ключевые слова: БРИКС; Бразилия; Индия; Китай; Россия; ЮАР; геополитика.
A. I. Emelianov
PhD (PoLiticaL Science), Associate Professor, Department of PoLiticaL Science, Institute of InternationaL ReLations and SociaL and PoLiticaL Sciences (FacuLty); MSLU; e-maiL: [email protected]
FEATURES OF INTERACTION WITH BRICS IN TERMS OF GEOPOLITICAL TRANSFORMATIONS
At present, there are a significant number of internationaL organizations aiming to increase mutuaL cooperation and strengthen the muLtipoLar worLd order in the conditions of the gLobaL domination of the United States. In this regard, the number of opponents of such a status quo is growing. Among them are various formaL and informaL institutionaL formations, among which BRICS hoLds a speciaL position. The articLe examines its activities in various fieLds. It is concLuded that onLy the G20 can be compared with this organization in various indicators, which, however, does not have such a Large number of institutions for the impLementation
of its foreign poLicy ambitions. In addition, in the context of numerous institutional crises in the economic and political spheres, such a form of cooperation can lead to the favorable development of States and the strengthening of national sovereignty, which entails the growth of the economy and the increase of the geopolitical influence of those parties who advocate active cooperation within the framework of inter-state entities.
Key words: BRICS; Brazil; India; China; Russia; South Africa; geopolitics.
Потенциал государств - членов БРИКС стал предметом исследований задолго до создания самого объединения. Деятельность этой организации находится под пристальным вниманием различных экспертов ввиду своей значимости в рамках международного взаимодействия. Несмотря на экономические и политические кризисы, группа БРИКС, представляющая собой объединение Бразилии, России, Индии, Китая и Южной Африки, является важным международным форумом для представления и защиты своих национальных интересов активно развивающихся субъектов мировой политики и имеющих свое видение на дальнейшее развитие миропорядка. Кроме того, страны - участницы БРИКС желают повысить свой авторитет в международной политической и экономической системах, стараясь трансформировать архитектуру международных отношений в XXI в. в многополярном ключе.
В 2001 г. аббревиатура БРИК была впервые применена экономистом Джимом О'Нилом к группе развивающихся стран, за счет экономического роста которых, по его мнению, в будущем во многом будет обеспечиваться рост мировой экономики [O'Neill 2001]. Тем не менее формирование и институциональное оформление БРИКС происходило постепенно, под влиянием различных факторов. Одним из них стало формирование альтернативной площадки, на которой обсуждались вопросы многостороннего сотрудничества и диверсификации международных связей - речь идет о ИБЮА.
Предшественник БРИК - ИБЮА начал свое существование в 2003 г. в качестве площадки по привлечению инвестиций для развития национальных экономик стран-участниц, которые представляли собой быстрорастущие рынки для импорта и экспорта различных видов продукции. В отличие от нее БРИК приобрела большую степень политизации и в своей повестке дня затрагивала вопросы глобального политического развития. Кроме того, движущей силой этой Организации стали Россия и Китай. Именно
инициатива России, которая в 2006 г. под руководством министра иностранных дел России приняла у себя первый официальный саммит БРИК в Санкт-Петербурге. Если ранее ИБЮА представлял собой форум трех демократий для защиты экономических интересов стран глобального Юга, то теперь эту роль взял на себя БРИК, становясь более глобальной и существенной силой за счет политической составляющей. В рамках БРИК стали рассматривать и принимать решения по всё большему числу политических вопросов и вырабатывать совместную позицию в вопросах глобального управления и развития.
К моменту присоединения ЮАР к этой Организации в 2011 г. БРИКС стал влиятельным центром мировой экономики и политики [Сидорова 2013]. В настоящее время эта группа стран представляет собой объединение глобального масштаба, ориентированное на диалог и партнерство при координации взаимодействия с целью создания «более демократического и справедливого многополярного миропорядка, основанного на верховенстве международного права, равноправии, взаимном уважении, сотрудничестве, скоординированных действиях и коллективном принятии решений всеми государствами» [Совместное заявление лидеров ...]. Кроме того, БРИКС рассматривается в качестве геоцивилизационного объединения нового поколения, объединившего ведущие государства пяти восходящих цивилизаций: китайской, индийской, евразийской, латиноамериканской, африканской [Перспективы и стратегические приоритеты ...].
Тем не менее в настоящее время БРИКС испытывает ряд трудностей, связанных с нестабильной внутренней политической и экономической ситуациями, вызванными под влиянием различных факторов, что негативно отражается на способности государств-членов объединения оказывать влияние на мировые политические и экономические процессы, например в экономической сфере. Так, Китай испытывает трудности с темпами экономического и промышленного роста: если в период с 2000 по 2009 гг. среднее значение составляло 10,3 %, то к 2017 г. показатели роста ВВП снизились до 6,7 %. При этом ожидается дальнейшее сокращение этого показателя. Россия и Бразилия в условиях экономического спада столкнулись с отрицательными темпами роста экономики. С замедлением темпов экономического роста столкнулись также Индия и ЮАР [GDP - Real Growth .].
В политической сфере негативное влияние на позиции БРИКС оказал спорный (юридически и политически) импичмент демократически избранного президента Дилмы Русеф (2011-2016), усугубивший внутренние политические конфликты в стране. Приход к власти нового вице-президента Мишела Темера привел к консервации активного сотрудничества Бразилии со странами БРИКС по политическим вопросам в связи с близостью взглядов этого политического деятеля с истеблишментом США. Дальнейшее развитие событий, как и определение дальнейшей политики Бразилии в этом направлении, покажут предстоящие выборы главы государства. Возможная победа политика ультраправого толка Жаира Болсона-ру, часто именуемого в СМИ «бразильским Трампом», ставит под сомнение влиятельность БРИКС в Латиноамериканском регионе в связи с ориентацией кандидата на США и стремлением пересмотра отношений с Китаем в сторону ужесточения экономических барьеров в отношении китайской продукции [Добрынин 2018].
Политическая нестабильность отмечается и в ЮАР. В стране не первый год ведутся расследования о превышении полномочий первыми лицами государства. Помимо этого, ситуация осложняется процветанием непотизма, семейственности и «клановости» в этой южноафриканской стране, что отчетливее дало о себе знать после отставки президента ЮАР Джейкоба Зумы (2009-2018) [Холодков 2018].
Стабильными на этом фоне выглядят Россия, Индия и Китай, которые в настоящее время не испытывают институционального кризиса, сохраняя политическую устойчивость на фоне внешнеполитической нестабильности.
Тем не менее, помимо внутренних политических проблем, в этих странах стоит говорить о двусторонних проблемах во взаимоотношениях между странами БРИКС. Существуют определенные разногласия, прежде всего между Китаем и Индией, связанных не только с различными политико-экономическими национальными интересами, но и с решением не всегда совпадающих геополитических задач. Например, ключевым вопросом для Индии в рамках БРИКС является позиция по вопросу о принадлежности территорий на границе с Пакистаном. Индия всячески стремится изолировать Пакистан на международной арене в рамках решения этого вопроса. Китай же стремится использовать БРИКС прежде
всего в качестве площадки для легитимации своих претензий на территории и архипелаги в Южно-Китайском море, не допустить укрепления Японии и Южной Кореи в Тихом океане, а также вырваться из морского кольца, созданного США для сдерживания развития Китая. Кроме того, причиной для столкновения интересов между Индией и Китаем является борьба за региональное лидерство и стремление к расширению геополитического влияния в Южной Азии и Юго-Восточной Азии, что вызывает некоторую напряженность в отношениях между странами. Некоторые территориальные споры периодически обостряются, например спор вокруг принадлежности Плато Доклам в Гималаях. Индия также обеспокоена другими формами регионального влияния Китая в регионе, например строительством крупного портового сооружения в Шри-Ланке, которое может использоваться в военных целях, а также созданием китайско-пакистанского экономического коридора, который пройдет по спорной индо-пакистанской территории в рамках инициативы «Один пояс - один путь».
Китай также обеспокоен военным сотрудничеством между Индией и США при участии Японии. Еще одним пунктом в разногласиях КНР и Индии является то, что Китай отказывается соглашаться на включение Индии в «группу ядерных поставщиков» (NSG). Это решение было впервые принято в 1974 г. в ответ на индийскую ядерную программу, что, в свою очередь, не позволяет Индии получить право на свободный экспорт и импорт ядерных материалов. Включение в NSG позволило бы Индии развивать свой ядерный потенциал, а также могло бы привести к большей независимости по вопросам развития национальной атомной энергетики.
Сохранение БРИКС при наличии подобных конфликтов интересов между государствами и внутри них могло бы поставить под сомнение дальнейшее взаимодействие в рамках БРИКС. Однако, руководствуясь принципом невмешательства во внутренние вопросы государств, страны - члены БРИКС не стремятся принимать участие в разрешении различных споров, затрагивающих национальные интересы стран объединения. По всем этим вопросам государства БРИКС стараются держать нейтралитет и не использовать обсуждение подобных вопросов вкупе с различными вопросами основной повестки дня.
По мнению ряда экспертов, США вводит торговые ограничения против России, Китая и Индии для ослабления БРИКС, снижая таким образом их роль в мировой экономике, в чем и выражается внешнее давление на становление альтернативного источника силы в мире [Петров 2018].
Несмотря на все разногласия и проблемы, с которыми сталкиваются страны группы, «хоронить» БРИКС еще рано. Организация продолжает активную деятельность, направленную на укрепление практического взаимодействия между государствами-членами по разнообразным направлениям (создание центров разработки вакцин, развитие сотрудничества в сфере миротворчества по линии ООН, продвижение туризма, продвижение инициатив о создании Платформы энергетических исследований и Женского делового альянса БРИКС и др.) [Выступление министра иностранных ...].
В то же время говорить о том, что БРИКС уже стал ключевым механизмом в рамках международных отношений, сравнимым с G-20 пока не совсем корректно. Однако, если странам группы удастся сформулировать и выработать общую стратегию, оформить консолидированные подходы к ответам на основные вызовы современности и разработать совместную геополитическую модель противодействия мировому единоправию США, то мы получим готовый мощный международный институт в рамках многополярного мира, обладающий колоссальными техническими, дипломатическими, демографическими и военными ресурсами [Дугин 2012]. В то же время все акторы мировой политики учитывают этот феномен в мировом политическом процессе и стараются найти подходы во взаимодействии с БРИКС. В этой связи целесообразно выделить рекомендации при работе с этой Организацией.
1. Во внешнеполитических документах развитых страны БРИКС должен пониматься как важный политический субъект, страны-члены которого по разным причинам не удовлетворены старым мировым порядком и созданными в нем международными институтами в рамках сложившегося доминирования англосаксонских геополитических акторов. Тем не менее страны БРИКС имеют политическую волю для того, чтобы отстаивать свои национальные интересы глобального масштаба. Учет данных обстоятельств будет способствовать развитию отношений государств с этим объединением.
2. Страны, относящие себя к глобальному Югу, можно охарактеризовать поздним включением в мировой политический и экономический процессы. Стало быть для приобретения суверенитета от бывших метрополий и более развитых государств глобального Севера им нужно более плотно взаимодействовать со странами БРИКС. Учитывая внешнеполитические установки и геостратегические задачи государств БРИКС, например, Китай и Россия ведут борьбу за Центральную Азию, где начиная с 1990-х гг. были сильны позиции ЕС и США, Бразилия и Индия выступают за уменьшение доминирования США в прибрежных регионах своих государств, развивающимся государствам будет проще реализовать свои амбиции в рамках трендов развития БРИКС. Кроме того, страны БРИКС не стремятся вмешиваться во внутренние дела государств, что является большим плюсом в укреплении положения Организации в качестве независимого и полноценного международного института многополярного мира.
В то же время необходимо отметить, что развитие отношений БРИКС с США не имеет особых перспектив. При построении своей внешней политики государства должны учитывать потенциально негативное воздействие США при попытках построения партнерских отношений с рассматриваемой Организацией. Это связано с тем, что и Россия, и Китай имеют разногласия с Вашингтоном по различным вопросам.
Кроме того, ЕС и отдельные страны этого надгосударственного объединения имеют больше шансов для налаживания двусторонних отношений с этой Организацией, так как не имеют значительного количества разночтений с членами БРИКС в рамках мирового экономического и политического процессов.
Многим государствам и надгосударственным образованиям есть, чему поучиться у государств БРИКС, так как эта Организация представляет собой успешный международный проект, который удалось реализовать, в то время как многие другие проекты на протяжении долгих лет остаются лишь на бумаге либо в головах политических деятелей тех или иных стран, например МИКТА (Мексика, Индонезия, Корея, Турция и Австралия).
Таким образом, основные интересы БРИКС - это не тотальная конфронтация с Западом, а распределение сфер влияния и постепенное реформирование системы международных отношений,
в которой сохраняются признаки однополярности. Лидеры стран БРИКС регулярно подчеркивают, что существующая структура международных отношений не является гарантом стабильного экономического развития стран - членов Организации и ее необходимо трансформировать.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Выступление Министра иностранных дел России С. В. Лаврова на заседании министров иностранных дел стран БРИКС // Официальный сайт МИД РФ. 2018. 4 июня. URL: mid.ru/meropriyatiya_s_uchastiem_ ministra/-/asset_publisher/xK1BhB2bUjd3/content/id/3247892?novelty-display-dynamic=novelty Добрынин В. Москва рискует потерять важнейшего союзника в Латинской Америке // ВЗГЛЯД. 2018. 14 апреля. URL: vz.ru/world/2018/ 4/ 14/917501.html
Дугин А. БРИКС: геополитика «второго мира» // Геополитика. 2012. Вып.
XVIII. 6 с. URL: geopolitica.ru/magazine/vypusk-xviii-briks Перспективы и стратегические приоритеты восхождения БРИКС / Научный доклад к VII саммиту БРИКС (сокр. версия) ; под ред. А. А. Акаева, В. А. Садовничего, Ю. В. Яковца. М. : МИСК - ИНЭС - НКИ БРИКС, 2014. С. 10. URL: nkibrics.ru/ckeditor_assets/attachments/548e7dc36272 693788000000/sokraschennaya_versiya_doklada.pdf?1418624451 Петров А. США используют торговые ограничения против России, Китая и Индии для раскола БРИКС // РИСИ. 2018. 10 мая. URL: riss.ru/ smi/50317/
Сидорова Г. М. Вооруженный конфликт в Демократической Республике Конго и его последствия. Конфликты в Африке: причины, генезис и проблемы урегулирования (этнополитические и социальные аспекты) / отв. ред. И. О. Абрамова, Д. М. Бондаренко: коллективная монография. М. : Институт Африки РАН, 2013. С. 174-201. Совместное заявление лидеров стран БРИК // Официальный сайт Администрации Президента Российской Федерации. 2009. 16 июня. URL: kremlin.ru/supplement/209 Холодков В. Повлияет ли смена президента в ЮАР на отношения в БРИКС? // Официальный сайт Российского института стратегических исследований. 2018. 16 февраля. URL: riss.ru/events/47980/ GDP - Real Growth Rate (%) // CIA. The World Factbook. URL: cia.gov/
library/publications/the-world-factbook/fields/2003.html#in O'Neill J. Building Better Global Economic BRICS // Goldman Sachs Economic Research Group. 2001. 31st of November. URL: goldmansachs. com/our-thinking/archive/archive-pdfs/build-better-brics.pdf