Емельянов А.И.
к.полит.н., доцент кафедры политологии Института международных отношений и социально-политических
наук МГЛУ
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ БРИКС В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА
Ключевые слова: БРИКС; Бразилия; Индия; Китай; Россия; ЮАР; геополитика.
Keywords: BRICS; Brazil; India; China; Russia; South Africa; geopolitics.
Потенциал государств-членов БРИКС стал предметом исследований задолго до создания самого объединения. Деятельность этой организации находится под пристальным вниманием различных экспертов ввиду своей значимости в рамках международного взаимодействия. Несмотря на экономические и политические кризисы, группа БРИКС, представляющая собой объединение Бразилии, России, Индии, Китая и Южной Африки, является важным международным форумом для представления и защиты национальных интересов этих активно развивающихся субъектов мировой политики, имеющих своё видение дальнейшего развития миропорядка. Кроме того, страны-участницы БРИКС желают повысить свой авторитет в международной политической и экономической системах, стремясь трансформировать архитектуру международных отношений в направлении многополярности.
Аббревиатура БРИК была впервые применена в 2001 г. экономистом Джимом О'Нилом в отношении группы развивающихся стран, за счет экономического роста которых, по его мнению, в будущем во многом будет обеспечиваться рост мировой экономики1. Формирование и институциональное оформление БРИКС происходило постепенно. Одним из первых шагов стало формирование альтернативной площадки, на которой обсуждались вопросы многостороннего сотрудничества и диверсификации международных связей. Речь идет о ИБЮА (Индия, Бразилия и ЮАР).
Предшественник БРИК - ИБЮА начала свое существование в 2003 г. в качестве площадки по привлечению инвестиций для развития национальных экономик стран-участниц, которые представляли собой быстрорастущие рынки для импорта и экспорта различных видов продукции. В отличие от нее БРИК приобрела большую степень политизации и в своей повестке дня затрагивала вопросы глобального политического развития. Кроме того, движущей силой этой организации стали Россия и Китай. Именно инициатива России, которая в 2006 г. под руководством министра иностранных дел России приняла у себя первый официальный саммит БРИК в Санкт-Петербурге. Если ранее ИБЮА представляла собой форум трех демократий для защиты экономических интересов стран глобального Юга, то теперь эту роль взял на себя БРИК, становясь более глобальной и существенной силой за счет политической составляющей. В рамках БРИК стали рассматривать и принимать решения по все большему числу политических вопросов и вырабатывать совместную позицию в вопросах глобального управления и развития.
К моменту присоединения ЮАР к этой организации в 2011 г. БРИК стал влиятельным центром мировой экономики и политики2. В настоящее время БРИКС представляет собой объединение глобального масштаба, ориентированное на диалог и партнерство при координации взаимодействия с целью создания «более демократического и справедливого многополярного миропорядка, основанного на верховенстве международного права, равноправии, взаимном
„3
уважении, сотрудничестве, скоординированных действиях и коллективном принятии решений всеми государствами» . Кроме того, БРИКС рассматривается в качестве геоцивилизационного объединения нового поколения, объединившего ведущие государства пяти восходящих цивилизаций: китайской, индийской, евразийской, латиноамериканской, афри-
„4
канской .
Тем не менее, в настоящий момент БРИКС испытывает ряд трудностей, связанных с нестабильной внутренней политической и/или экономической ситуациями, вызванными воздействием различных факторов, что негативно отражается на способности государств-членов объединения оказывать влияние на мировые политические и экономические процессы, например, в экономической сфере. Так, в КНР снизились темпы экономического и промышленного роста: если среднее значение роста ВВП в период с 2000 с 2009 гг. составляло 10,3%, то к 2017 г. эти показатели снизились
1 См.: O'Neill J. Building Better Global Economic BRICS / Goldman Sachs Economic Research Group. 2001. 31st of November. -http://www.goldmansachs.com/our-thinking/archive/archive-pdfs/build-better-brics.pdf
2 См.: Сидорова Г.М. Вооруженный конфликт в Демократической Республике Конго и его последствия // Конфликты в Африке: причины, генезис и проблемы урегулирования (этнополитические и социальные аспекты): коллективная монография / Отв. ред. Абрамова И.О., Бондаренко Д.М. - М.: Институт Африки РАН, 2013. - С. 174-201.
3 См.: Совместное заявление лидеров стран БРИК // Официальный сайт Администрации Президента Российской Федерации. 2009. 16 июня. - http://kremlin.ru/supplement/209
4 Перспективы и стратегические приоритеты восхождения БРИКС / Научный доклад к VII саммиту БРИКС (сокращенная версия) / Под ред. Акаева А.А., Садовничего В.А., Яковца Ю.В. - М.: МИСК; ИНЭС; НКИ БРИКС, 2014. - С. 10. - http://www. nkibrics.ru/ckeditor_assets/attachments/548e7dc36272693788000000/sokraschennaya_versiya_doklada.pdf?1418624451
до 6,7%. В России и Бразилии в условиях экономического спада наблюдались даже отрицательные показатели развития экономики. Замедление темпов экономического роста наблюдается также в Индии и ЮАР1.
В политической сфере негативное влияние на позиции БРИКС оказал импичмент демократически избранного президента Дилмы Русеф (2011-2016 гг.), усугубивший внутренние политические конфликты в стране. Приход к власти Мишела Темера привел к деактивации сотрудничества Бразилии со странами БРИКС по политическим вопросам в связи близостью позиции этого политического деятеля к позициям истеблишмента США. На дальнейшее развитие событий, как и на формирование политики Бразилии в этом направлении, окажут влияние результаты предстоящих выборов главы государства. Возможная победа политика ультраправого толка Жаира Болсонару, зачастую именуемого в СМИ «бразильским Трампом», снизит влиятельность БРИКС в латиноамериканском регионе в связи с ориентацией данного кандидата на США и его убежденностью в необходимости ужесточения экономических барьеров в отно-„ 2 шении китайской продукции .
Политическая нестабильность отмечается и в ЮАР. В стране не первый год ведутся расследования о превышении полномочий первыми лицами государства. Помимо этого, ситуация осложняется процветанием непотизма, семейственности и «клановости» в этой стране, что отчетливее дало о себе знать после отставки президента ЮАР Джейкоба Зумы (2009-2018 гг.)3.
Стабильными странами на этом фоне выглядят Россия, Индия и Китай, которые в настоящее время не испытывают институционального кризиса, сохраняя политическую устойчивость на фоне внешнеполитической нестабильности.
Тем не менее, помимо внутренних политических проблем в странах-членах, существуют и проблемы в двусторонних отношениях между странами БРИКС. Существуют определенные разногласия, прежде всего, между Китаем и Индией, связанные не только с различными национальными политико-экономическими интересами, но и с решением некоторых геополитических задач. Например, ключевым вопросом для Индии является принадлежность некоторых территорий на границе с Пакистаном. Индия всячески стремится изолировать Пакистан на международной арене в рамках решения этого вопроса. Китай же стремится использовать БРИКС для легитимации своих претензий на территории и архипелаги в Южно-Китайском море, для ослабления позиций Японии и Южной Кореи в Тихом Океане, а также для разрушения морского кольца, созданного США для сдерживания развития Китая.
Кроме того, причиной для столкновения интересов между Индией и Китаем является борьба за региональное лидерство и стремление к расширению геополитического влияния в Южной Азии и Юго-Восточной Азии. Некоторые территориальные споры также периодически обостряются, например, спор о принадлежности плато Доклам в Гималаях. Индия обеспокоена и другими формами регионального влияния Китая в регионе, например: строительством крупного портового сооружения в Шри-Ланке, которое также может использоваться в военных целях, а также созданием китайско-пакистанского экономического коридора, который пройдет в рамках инициативы «Один пояс - один путь» по спорной индо-пакистанской территории.
Китай в свою очередь обеспокоен военным сотрудничеством Индии и США при участии Японии. Еще одним пунктом в разногласиях КНР и Индии является то, что Китай отказывается соглашаться на включение Индии в «группу ядерных поставщиков» (N80). Это решение было впервые принято в 1974 г. в ответ на индийскую ядерную программу, что в свою очередь не позволяет Индии получить право на свободный экспорт и импорт ядерных материалов. Включение в N80 позволило бы Индии развивать свой ядерный потенциал, а также могло бы привести к большей независимости по вопросам развития национальной атомной энергетики.
Наличие подобных конфликтов интересов между государствами и внутри них могло бы поставить под сомнение дальнейшее взаимодействие в рамках БРИКС. Однако руководствуясь принципом невмешательства во внутренние вопросы государств, страны-члены БРИКС не стремятся принимать участие в разрешении различных споров, затрагивающих национальные интересы стран объединения. По всем этим вопросам государства БРИКС стараются держать нейтралитет и не использовать обсуждение подобных вопросов в купе с различными вопросами основной повестки дня.
На этом фоне заметны попытки США, которые стремятся оказать внешнее влияние как политическое, так и экономическое, на страны БРИКС. По мнению ряда экспертов, США вводят торговые ограничения против России, Китая и Индии для ослабления БРИКС, снижая таким образом их роль в мировой экономике, в чем и выражается внешнее давление на становление альтернативного источника силы в мире4.
Однако несмотря на все разногласия и проблемы, с которыми сталкиваются страны группы, «хоронить» БРИКС еще рано. Несмотря на все трудности, продолжается активная деятельность, нацеленная на укрепление практического взаимодействия между государствами-членами по разнообразным направлениям (создание центров разработки вак-
1 GDP - Real Growth Rate (%) / CIA. The World Factbook. - https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/fields/ 2003.html#in
2 См.: Добрынин В. Москва рискует потерять важнейшего союзника в Латинской Америке // ВЗГЛЯД. 2018. 14 апреля. -https://vz.ru/world/2018/4/14/917501.html
Холодков В. Повлияет ли смен стратегических исследований. 2018. 16 февраля. - https://riss.ru/events/47980/
4 См.: Петров А. США ис: 10 мая. - https://riss.ru/smi/50317/
3 Холодков В. Повлияет ли смена президента в ЮАР на отношения в БРИКС? // Официальный сайт Российского института
ч
4 См.: Петров А. США используют торговые ограничения против России, Китая и Индии для раскола БРИКС // РИСИ. 2018.
цин, развитие сотрудничества в сфере миротворчества по линии ООН, продвижение туризма, продвижение таких инициатив, как Платформа энергетических исследований, Женский деловой альянс БРИКС и др.)1.
В то же время говорить о том, что БРИКС уже стал ключевым механизмом в рамках международных отношений, сравнимый с 0 20 пока не совсем корректно. Однако если странам группы удастся сформулировать и выработать общую стратегию, оформить консолидированные подходы к ответам на основные вызовы современности и разработать совместную геополитическую модель противодействия мировому единоправию США, то мы получим мощный международный институт в рамках многополярного мира, обладающий колоссальными техническими, дипломатическими, демографическими и военными ресурсами2. Все акторы мировой политики учитывают этот феномен в мировом политическом процессе и стараются выработать адекватные подходы к взаимодействию с БРИКС. В этой связи целесообразно выделить рекомендации различным группам стран при работе с этой организацией.
1. Во внешнеполитических документах развитых страны БРИКС должен рассматриваться как важный политический субъект, страны-члены которого по разным причинам «не удовлетворены» «старым» мировым порядком и созданными в нем международными институтами в рамках сложившегося доминирования англо-саксонских геополитических акторов. Страны БРИКС имеют политическую волю для того, чтобы отстаивать свои национальные интересы глобального масштаба. Учет данных обстоятельств будет способствовать развитию отношений с этим объединением.
2. Для стран, относящих себя к глобальному Югу, характерно позднее включение в мировой политический и экономический процессы. Стало быть для приобретения суверенитета им нужно более плотно взаимодействовать со странами БРИКС. Учитывая внешнеполитические установки и геостратегические задачи государств БРИКС, развивающимся государствам будет проще реализовать свои амбиции в рамках трендов развития БРИКС. Кроме того, государства БРИКС не стремятся вмешиваться во внутренние дела государств, что является важнейшим фактором укрепления статуса БРИКС как независимого и полноценного международного института многополярного мира.
В то же время необходимо отметить, что развитие отношений БРИКС с США не имеет больших перспектив. При построении своей внешней политики государства должны учитывать негативное отношение США к попыткам построения партнерских отношений с рассматриваемой организацией.
ЕС и отдельные страны этого надгосударственного объединения имеют больше шансов для налаживания двусторонних отношений с этой организацией, т.к. не имеют больших разногласий с членами БРИКС в рамках мирового экономического и политического процессов
Многим государствам и надгосударственным образованиям есть чему поучиться у государств БРИКС, т.к. эта организация представляет собой успешный международный проект, который удалось реализовать, в то время как многие другие проекты на протяжении долгих лет остаются лишь «на бумаге», либо в головах политических деятелей тех или иных стран, например МИКТА (Мексика, Индонезия, Корея, Турция и Австралия).
Таким образом, основные интересы БРИКС - это не тотальная конфронтация с Западом, а распределение сфер влияния и постепенное реформирование системы международных отношений. Лидеры стран БРИКС регулярно подчеркивают, что существующая структура международных отношений не является гарантом стабильного экономического развития стран-членов этой организации и её необходимо трансформировать.
1 См.: Выступление Министра иностранных дел России С.В. Лаврова на заседании министров иностранных дел стран БРИКС // Официальный сайт МИД РФ. 2018. - 4 июня. - http://www.mid.rU/meropriyatiya_s_uchastiem_ministra/-/asset_publisher/ xK1BhB2bUjd3/content/id/3247892?novelty-display-dynamic=novelty
2 См.: Белозёров В.К. Истоки и перспективы глобального американского проекта // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. - М., 2015. - № 1 (8). - С. 126-134.