Научная статья на тему 'Перспективы развития БРИКС после саммита в Форталезе: политико-экономическое положение стран-участниц'

Перспективы развития БРИКС после саммита в Форталезе: политико-экономическое положение стран-участниц Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
679
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БРИКС / BRICS / БРАЗИЛИЯ / BRAZIL / РОССИЯ / RUSSIA / ИНДИЯ / INDIA / КИТАЙ / CHINA / ЮАР / SOUTH AFRICA / РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРАНЫ / DEVELOPING COUNTRIES / ИНТЕГРАЦИОННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЕЖИМ / INTERNATIONAL REGIME / МИРОВОЙ ПОРЯДОК / WORLD ORDER / НОВЫЙ БАНК РАЗВИТИЯ / NEW DEVELOPMENT BANK / ВАЛЮТНО-ФИНАНСОВАЯ АРХИТЕКТУРА / THE MONETARY AND FINANCIAL ARCHITECTURE / ГЛОБАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / GLOBAL GOVERNANCE / САММИТ В ФОРТАЛЕЗЕ / SUMMIT IN FORTALEZA

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Гиакаглини Ферраро Д. Висенте

Появление объединения БРИКС ознаменовало важный момент для современной международной системы. Развивающиеся державы начинают создавать свои собственные механизмы социально-экономического развития, требовать больше представительности в органах глобального управления и настаивать на реформировании финансово-валютной архитектуры. Геополитические факторы, напряженность между западом и Россией, международный экономический кризис и схожие идеологические установки при правлении левоцентристских партий способствовали развитию БРИКС как политического объединения. Главная задача заключается в том, чтобы воспользоваться этим выгодным моментом для углубления других сфер сотрудничества, в том числе торговли и образования. Целью данной статьи является анализ перспектив развития группы БРИКС и ее возможностей провести существенные изменения в статус-кво международной системы. В качестве метода был использован анализ разных (гео)политических, социальных и экономических показателей каждой страны-участницы, а также речь их лидеров на саммите в Форталезе в июле 2014 года. Предполагается, что данная работа может содействовать лучшему пониманию БРИКС и условий его укрепления как одного из главных акторов на международной арене.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Гиакаглини Ферраро Д. Висенте

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prospects for the Development of BRICS after the Summit in Fortaleza: Political and Economic Situation of the Member Countries

The emergence of BRICS marked an important moment for the contemporary International System. Emerging powers are beginning to create their own mechanisms of socio-economic development, demanding more representation in the organs of global governance and insisting on the reform of financial and monetary architecture. Geopolitical factors, the tension between the West and Russia, the international economic crisis and the similarities in ideological orientation during the rule of center-left parties have contributed to the development of BRICS as a political association. The challenge now is to use this favorable moment to deepen other areas of cooperation, including trade and education. The aim of this article is to analyze the prospects of development of BRICS and its ability to carry out significant changes in the status quo of the International System. The main research method applied was the analysis of different (geo)political, social and economic indicators of each participating country, as well as the speeches of their leaders at the summit of Fortaleza in July 2014. It is expected that this work will contribute to a better understanding of BRICS and the conditions to strengthen it as a major actor in the international relations.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития БРИКС после саммита в Форталезе: политико-экономическое положение стран-участниц»

БРИКС: государственное управление, политика,

экономика

Гиакаглини Ф.Д.В.

Перспективы развития БРИКС после саммита в Форталезе: политико-экономическое положение стран-участниц

Гиакаглини Ферраро Д. Висенте — выпускник факультета международных отношений Папского католического университета Сан-Паулу; научный сотрудник лаборатории исследований Азии Университета Сан-Паулу; магистрант, факультет прикладной политологии, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, РФ. E-mail: vgferraro.ir@hotmail.com

Аннотация

Появление объединения БРИКС ознаменовало важный момент для современной международной системы. Развивающиеся державы начинают создавать свои собственные механизмы социально-экономического развития, требовать больше представительности в органах глобального управления и настаивать на реформировании финансово-валютной архитектуры. Геополитические факторы, напряженность между западом и Россией, международный экономический кризис и схожие идеологические установки при правлении левоцентристских партий способствовали развитию БРИКС как политического объединения. Главная задача заключается в том, чтобы воспользоваться этим выгодным моментом для углубления других сфер сотрудничества, в том числе торговли и образования.

Целью данной статьи является анализ перспектив развития группы БРИКС и ее возможностей провести существенные изменения в статус-кво международной системы. В качестве метода был использован анализ разных (гео)политических, социальных и экономических показателей каждой страны-участницы, а также речь их лидеров на саммите в Форталезе в июле 2014 года. Предполагается, что данная работа может содействовать лучшему пониманию БРИКС и условий его укрепления как одного из главных акторов на международной арене.

Ключевые слова

БРИКС, Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР, развивающиеся страны, интеграционное объединение, международный режим, мировой порядок, Новый банк развития, валютно-финансовая архитектура, глобальное управление, саммит в Форталезе.

Появление объединения БРИКС, включающего в себя пять развивающихся стран (Бразилию, Россию, Индию, Китай и ЮАР), представляет собой первую попытку в XXI веке реформировать экономические и политические основы международной системы. Акроним БРИК (до 2010 года без ЮАР) был придуман в 2001 году экономистом банка Goldman Sachs Джимом О'Нилом, чтобы выделить перемещение сил из «Большой семерки» в восходящие державы, отличающиеся быстрым экономическим ростом. Вместе эти страны охватывают приблизительно 40% мирового населения, одну пятую мирового ВВП и одну четверть мировой площади. Четыре из них занимают место среди десяти самых больших стран по номинальному ВВП. В последние 10 лет все они, кроме Индии, провели международные мероприятия

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 46. Октябрь 2014 г.

глобального масштаба, в том числе Олимпийские игры и чемпионат мира по футболу.

Изначально акроним БРИКС использовался лишь представителями академических кругов и журналистами, но во второй половине 2000-х годов представители этих стран стали собираться для обсуждения общих приоритетов и проблем. Международный финансовый кризис дал особый толчок процессу институционализации данного объединения: в 2009 году был проведен первый саммит БРИК в Екатеринбурге, а за ним последовали встречи в столице Бразилии (2010), Сании (Китай, 2011), Нью-Дели (Индия, 2012), Дурбане (ЮАР, 2013) и Форталезе (Бразилия, 2014).

В настоящей статье выявлены экономические и политические факторы, обусловливающие развитие группы как таковой, а также намерения и перспективы развития ее стран-участниц. Для этой цели были рассмотрены речи политических деятелей, программы руководящих партий, декларации саммитов, торговые балансы и другие политико-экономические показатели, опубликованные ведущими международными организациями и исследовательскими центрами. Предполагаем, что настоящая работа может способствовать лучшему пониманию сущности БРИКС и ее возможных успехов.

В первой части статьи рассматривается развитие БРИКС с точки зрения теории международных институтов, разработанной Робертом Кеохейном (1982) и Стивеном Краснером (1983). Затем делается акцент на политических и экономических положениях каждой страны-участницы. В третьей части сравниваются несколько показателей названных стран, а в заключении приводятся основные соображения по поводу развития рассматриваемого объединения.

1. Международные режимы и организации: перспективы развития БРИКС

По определению, данному теоретиком международных отношений С. Краснером, режимом является совокупность принципов, норм, правил и процедур принятия решений, вокруг которых сосредотачиваются ожидания акторов, вовлеченных в определенную международную тематику1. В отличие от временных объединений, для режима характерен более высокий уровень устойчивости в условиях изменяемости расклада сил или интересов. Теория структурализма гласит, что государства прилагают усилия, чтобы максимизировать свою относительную власть

1 Krasner S.D. Structural Causes and Regime Consequences: Regimes as Intervening Variables // International Organization. 1982. No 36 (2). P. 185-205.

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 46. Октябрь 2014 г.

при анархическом сценарии, причем в определенных условиях и обстоятельствах

режимы могут существенно воздействовать на международную политическую игру.

Средние державы имеют возможность объединиться с целью улучшить свои позиции и

добиться более активного участия в механизмах глобального управления.

Режимы возникают на основе базового взаимопонимания среди нескольких государств. В случае успеха число государств-участников может расти. Такие механизмы взаимодействий появляются с учетом общих принципов и правил, а по мере того как они развиваются, создаются более специфические нормы по более узким тематикам. Иными словами, механизмы возникают при низком уровне правовой и организационной закрепленности, а когда набирают силу и эффективность, приобретают более институциональный характер.

С этой точки зрения, БРИКС является попыткой развивающихся стран начать принимать более значимое участие в международных политико-экономических режимах и организациях, таких как Международный валютный фонд, Всемирный банк и ООН. После финансового кризиса 2008 года страны БРИКС стали настаивать на проведении реформ в глобальной финансовой архитектуре, чтобы избежать дальнейших колебаний. Тем не менее значительные реформы до сих пор не осуществлены. Три участника группы (Бразилия, Индия, ЮАР) в течение длительного времени стремятся получить постоянное место в Совете Безопасности ООН в качестве региональных представителей.

Изначально БРИКС носил характер лишь многосторонной арены дискуссий, но в конце последнего десятилетия уже начали появляться признаки формирования некоего международного режима и фактически повышения уровня институционализации. На последнем саммите в бразильском городе Форталезе в 2014 году было принято решение создать банк развития как альтернативу МВФ с первоначальным разрешенным капиталом 100 млрд долларов, а также пул валютных резервов в размере 100 млрд долларов для защиты национальных валют от волатильности финансовых рынков.

Р. Кеохейн выделяет три переменных, необходимых для развития режимов: 1) общие интересы: чем больше количество общих интересов, тем больше вероятность того, что государства будут сотрудничать; 2) неопределенное будущее: если государства верят, что сотрудничество принесет пользу, склонность к участию в режиме весьма велика; 3) число акторов: слишком большое или слишком маленькое

число участников может завести режим в тупик2.

По большему счету страны БРИКС соответсвуют всем этим параметрам. В качестве общих интересов можно выделить стремление к более активному участию в органах глобального управления, а также желание изменить финансовую архитектуру и некоторые правила игры в пользу развивающихся стран. Будущая неопределенность заключается в том, что эти страны осознали отсутствие намерения со стороны развитых держав реформировать международную валютно-финансовую систему. Так что вместе они смогут более успешно продвигать свои интересы и в долгосрочном плане извлекать для себя пользу. МВФ и ВБ, скорее всего, будут опасаться потери легитимности в результате увеличения сферы влияния банка БРИКС. Возможно, в связи с этим, данным международным организациям придется пойти на уступки новым державам.

Развитие режимов также может быть рассмотрено с помощью диапазона «политизация — нормативность». Темы, вызывающие множество споров между государствами, затрудняют достижение консенсуса и институционализацию соответствующих объединений. Организации, сложившиеся на этой основе, чаще всего подвергаются изменениям ввиду политической обстановки каждой страны-участницы. В то же время темы с незначительным уровнем политизации способствуют закреплению организации в нормативном плане и стабильному развитию режима. В качестве примера можно привести Всемирный почтовый союз — межгосударственную организацию, основанную в 1874 году и охватывающую практически все страны мира.

Стоящие перед странами БРИКС задачи включают и политизированные темы, и нормативные. Когда речь заходит о многосторонних действиях, преобладают политизированные темы, в частности, реформирование международной политико-экономической системы. При этом надо отметить, что геополитические установки участников могут препятствовать укреплению объединения. Россия выступает как один из основных приверженцев необходимости заменить Бреттон-Вудскую систему. Однако Китай, безусловно, основной экономический актор БРИКС, извлекает пользу из существующей валютно-финансовой архитектуры: даже в условиях международного кризиса экономика страны росла быстрыми темпами. Трудно представить, что лидеры китайской компартии будут выступать за существенные реформы. Также маловероятно, что Россия и Китай, две из пяти стран, обладающие исключительным правом вето в Совете Безопасности ООН, будут охотно поддерживать членство Бразилии, Индии и ЮАР в данном органе. Региональные геополитические разногласия

2 KeohaneR.O. The Demand for International Regimes // International Organization. 1982. No 36 (2). P. 325-355.

© Факультет государственного управления МГУ имени М.В.Ломоносова, 2014 229

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 46. Октябрь 2014 г.

между Китаем и Индией еще больше затрудняют ситуацию.

Тот факт, что политизированные темы редко превращаются в конкретные действия, не означает, что они могут завести БРИКС в тупик. Напротив, на сегодняшный момент именно они приносят значительную выгоду: благодаря им стали развиваться другие сферы сотрудничества — менее политизированные и более нормативные. Дискуссия о реформе международной финансовой системы способствовала широкому обсуждению более мелких, но не менее значимых тем: сотрудничество в сфере промышленности, торговли, энергетики, науки, техники и инноваций, а также сельского хозяйства, здравоохранения, культуры, образования и спорта. На каждом саммите и собрании БРИКС эти темы обсуждаются дипломатами, чиновниками, бизнесменами и другими представителями бизнес-структур. За пять лет объем товарооборота среди стран объединения вырос почти в два раза.

Успехи БРИКС непосредственно связаны с углублением вторичных тем, особенно двусторонних соглашений. Если объединение сосредоточится только на первичных политизированных темах, оно будет обречено на провал. Именно вторичные нормативные и неполитизированные темы будут гарантировать формирование различных общественно-экономических сетей и при этом — существование группы даже в условиях возможных будущих политических разногласий. Сегодня — идеальный момент для развития БРИКС, так как первичные цели сходятся между его участниками и одновременно провоцируют появление вторичных тем. Перед странами-участницами стоит задача воспользоваться данной ситуацией, чтобы последние стали независимыми от первых, содействуя институционализации объединения.

2. Политические установки стран-участниц

В настоящее время международная обстановка благоприятна для развития БРИКС, поскольку ряд политико-экономических факторов способствует укреплению первичных и вторичных тем. В первую очередь следует назвать роль Российской Федерации как основного вдохновителя развития объединения.

Россия

Россия смотрит на БРИКС как на возможность консолидировать многополярный миропорядок и избежать политико-экономического давления со стороны Запада. Кризис на Украине усилил данный оттенок «антизападного» объединения, причем Кремль заявил, что намерен заменить импорт продуктов питания

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 46. Октябрь 2014 г.

из ЕС и США на импорт из БРИКС и других развивающихся стран.

В Концепции участия РФ в объединении БРИКС заявлено, что «становление БРИКС отражает объективную тенденцию мирового развития к формированию полицентричной системы международных отношений и усилению экономической взаимозависимости государств»»3. Она тоже гласит о необходимости реформировать международную экономическую систему и уважать принцип невмешательства во внутренние дела государств. По словам президента В.В. Путина, «мы должны более активно участвовать в системе принятия решений МВФ и Всемирного банка. Сама международная валютная система чрезмерно зависит от положения доллара, точнее, от валютно-финансовой политики американского руководства. Страны БРИКС хотят изменить это положение»4.

Помимо обсуждения создания банка БРИКС и пула резервов, на саммите в Форталезе был затронут ряд вторичных тем. В.В. Путин предложил учредить энергетическую ассоциацию, расширить использование российской глобальной навигационной системы ГЛОНАСС в качестве альтернативы GPS и углубить сотрудничество в сферах сырья и образования: «Мы располагаем уникальной минерально-сырьевой базой: от 30 до 60% мировых запасов по различным видам ресурсов. Поэтому в качестве нового направления считаем необходимым развернуть взаимодействие в горнодобыче и переработке, организовать центр подготовки специалистов для металлургических отраслей стран БРИКС. [...] Предлагаем заключить соглашение о сотрудничестве в области культуры, а также создать Сетевой университет БРИКС, в который вошли бы ведущие вузы наших стран»5.

Следует отметить, что из стран БРИКС только Китай занимает важную позицию в торговом балансе России — второе место по экспорту и первое по импорту. Остальные не входят даже в число 20 основных партнеров6. Предполагается, что торговая война со странами Запада принесет выгоду участникам БРИКС.

3 Концепция участия Российской Федерации в объединении БРИКС // Президент России [Официальный сайт]. URL: http://www.kremlin.ru/media/events/files/41d452a8a232b2f6f8a5.pdf (02.08.2014).

4 Александров Д. Путин призвал снизить зависимость мировых финансов от доллара // Slon.ru [Site]. 15.07.2014. URL: http://slon.ru/fast/economics/putin-prizval-snizit-zavisimost-mirovYkh-finansov-ot-dollara-1127297.xhtml (02.08.2014).

5 Выступление В.В. Путина на встрече лидеров Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР в расширенном составе. 15 июля 2014 года, Форталеза // Президент России [Официальный сайт]. URL: http://www.kremlin.ru/transcripts/46229 (03.08.2014).

6 Russia // Observatory of Economic Complexity [Official Site]. URL: http ://atlas.media. mit.edu/profile/country/ rus/ (03.08.2014).

График 1. Торговля между Россией и странами БРИКС

Бразилия

В Бразилии левая «Партия трудящихся» руководит страной больше десяти лет и в качестве создателя идеологогического вектора внешней политики прилагает все усилия для сотрудничества с развивающимися странами, в том числе с соседними государствами и БРИКС. Так называемая кооперация Юг — Юг нацелена на снижение зависимости южных стран от северных держав. Последний скандал, связанный со шпионажем в отношении президента Дилмы Русеф разведывательными ведомствами США, серьезно повредил политическим отношениям страны с северной сверхдержавой. Сразу после разоблачений Эдварда Сноудена в сентябре 2013 года Русеф отменила запланированный визит в Вашингтон. Приглашение лидеров «боливарианской революции» на саммит БРИКС в Форталезе, в том числе президента Венесуэлы Николаса Мадуро усилило идеологический оттенок собрания.

В настоящее время идеологические установки Бразилии и России сходятся на том, чтобы усилить роль БРИКС в защите многополярного миропорядка. Тем не менее результаты президентских выборов в 2014 году могут привести к переориентации основ внешней политики Бразилии в сторону США и ЕС и таким образом затруднить достижение первичных целей. Именно поэтому сейчас важно развивать вторичные темы кооперации и способствовать укреплению взаимозависимости стран-участниц. Налаживание экономических и социальных связей сможет гарантировать

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 46. Октябрь 2014 г.

существование БРИКС вне зависимости от геополитических установок.

На заседании в Форталезе президент Бразилии Дилма Русеф сделала акцент на социальных вопросах, касающихся стран блока: «При обсуждении тем социальной интеграции и устойчивого развития, мы подчеркиваем приоритет наших правительств в борьбе с нищетой, уменьшении социального неравенства и защите окружающей среды. Относительно этих областей наши страны предлагают эффективные модели и альтернативы для развивающегося мира»1. Русеф также выразила мнение о том, что создание банка БРИКС означает не уход от МВФ и Всемирного банка, а попытку демократизировать эти учреждения8. Напомним, что страны БРИКС требуют больше квот голосования в механизмах принятий решений этих ведомств.

Первым экономическим партнером Бразилии по экспорту и импорту является Китай, причем выращивание сои за счет его импорта способствовало бурному росту бразильского сельского хозяйства. Среди 15 самых важных партнеров только Индия входит в состав БРИКС9.

График 2. Торговля между Бразилией и странами БРИКС

7 Discurso da Presidenta da República, Dilma Rousseff, durante o encerramento da Sessao Plenária da VI Cúpula do Brics — Fortaleza/CE // Planalto — Presidencia da República [Official Site]. 15.07.2014. URL: http://www2.planalto.gov.br/acompanhe-o-planalto/discursos/discursos-da-presidenta/discurso-da-presidenta-da-republica-dilma-rousseff-durante-o-encerramento-da-sessao-plenaria-da-vi-cupula-do-brics-fortaleza-ce (04.08.2014).

8 Dilma: Brics nao abrirao mao de institutes como FMI // Diário de Pernambuco [Site]. 16.07.2014. URL: http://www.diariodepernambuco.com.br/app/noticia/economia/2014/07/16/internas economia.516423/dil ma-brics-nao-abrirao-mao-de-instituicoes-como-fmi.shtml (04.08.2014).

9 Brazil // Observatory of Economic Complexity [Official Site]. URL: http://atlas.media.mit.edu/profile/country/ bra/ (04.08.2014).

Китай

Как было показано ранее, Китайская Народная Республика является основным экономическим актором БРИКС, но в то же время — основным фактором сдерживания этого объединения в политическом плане. Быстрые темпы экономического роста свидетельствуют о том, что настоящий мировой порядок выгоден стране, поэтому серьезное вовлечение КНР в политизированные организации маловероятно. Кроме того, США и ЕС являются самыми главными экономическими партнерами страны: объем торговли с первым достигает 521 млрд долларов. Страны БРИКС занимают лишь девятое (Бразилия) и десятое (Россия) место по объему товарооборота10.

Несмотря на это, Китай все-таки заинтересован в развитии БРИКС. Международный финансовый кризис и кризис зоны евро вынудили КНР укрепить отношения с другими странами с целью снизить зависимость от колебаний в экономике стран Запада. Китай является единственной державой в мире, способной обогнать США в сфере экономики. Не случайно штаб-квартира банка БРИКС будет располагаться в Шанхае. В случае необходимости объединение сможет в будущем использоваться в интересах КНР как инструмент торга для реформирования международной валютно-финансовой системы.

Все страны БРИКС крайне зависимы от Китая и делают все ставки на отношения с ним. Для Индии и ЮАР доступ к резервам этой страны может означать весьма значимый способ развития и устойчивого роста. Россия может снизить пагубные эффекты изоляции от Европы и США путем углубления отношений с развивающейся державой. В области импорта и экспорта КНР находится среди трех основных партнеров всех стран БРИКС, что, безусловно, позволило им избежать более глубокого спада во время экономического кризиса 2008 года. Все эти показатели свидетельствуют о нынешнем перемещении влияния с Запада на Восток. Экономические кризисы и расцвет молодых стран уменьшают политические ресурсы традиционных держав и, следовательно, сферу влияния основанных ими организаций. Это расширяет пространство для конкуренции и оспаривания предстоящего миропорядка, а также способствует возникновению новых режимов и организаций.

10 China // Observatory of Economic Complexity [Official Site]. URL: http://atlas.media.mit.edu/profile/c ountry/chn/ (05.08.2014).

Source: Based on UN COMTRAÜE and http://wits.worldbank.org/wits/

График 3. Торговля между Китаем и странами БРИКС

Индия

Индия считается самой большой по населению демократической страной в мире и играет важную роль как региональная держава. Во времена холодной войны страна была ближе к СССР, чем к Западу в геополитическом плане11. Разногласия по поводу оспариваемой территории Кашмира с Пакистаном, традиционным союзником США, еще больше усугубляли данный антагонизм. Благодаря завершению идеологического конфликта, расширились возможности для налаживания более тесных отношений с Западом в различных областях. После терактов 2001 года в США администрация Буша переключила свое внимание на Ближний Восток и Центральную Азию, так что Индия стала важным партнером. США видит в Индии не только сотрудника в «борьбе с терроризмом», но также и помощника в противостоянии увеличению сферы влияния Китая.

В ходе правления премьер-министра Манмохана Сингха, представителя левоцентритской партии «Индийский национальный конгресс», Индия постепенно сближалась с развивающимися странами, которые стали требовать реформирования

11 Stravers A.J., Harris P. Indian Foreign Policy: The Cold War Lingers // The Diplomat [International current-affairs magazine for the Asia-Pacific region]. 24.03.2014. URL: http://thediplomat.com/2014/03/indian-foreign-policy-the-cold-war-lingers/ (05.08.2014).

нынешнего миропорядка12. Вопреки попыткам Запада изолировать Россию, Индия стала одной из немногих стран, высказывавшихся в защиту интересов РФ в Крыму13. Надо отметить, что с 2005 года Индия участвует в трехстороннем форуме ядерных держав — РИК, включающих Россию и Китай. В последние годы, страна закупала ряд военной техники у России. Будучи ее главным партнером по военной торговле, в 2013 году Индия отвечала за 35,6% экспорта военного аппарата РФ, а именно 4,7 из 16,1 млрд долларов14.

Избранный в 2014 году премьер, представитель правой партии «Бхаратия джаната парти», экономист Нарендра Моди уже дал понять, что основные векторы внешней политики не будут сильно отличаться от направлений его предшественника: прагматизм и экономические интересы будут преобладать над идеологическими соображениями. На саммите БРИКС в Форталезе Моди подчеркнул, что объединение должно сосредотачиваться не только на первичных темах, но и на вторичных, в том числе на выстраивании отношений на наднациональном уровне и в отдельных социальных сферах: «Мы должны настаивать на срочных реформах глобальных институтов управления, таких как Совет Безопасности ООН и международных финансовых институтов. [...] БРИКС уже приобрел достаточное горизонтальное влияние, чтобы привлечь внимание всего мира. Тем не менее, перед нами стоит важная цель углубить наши связи по вертикали. [...] Нам надо расти за пределами круга саммитов и добиваться построения наднациональных связей, в том числе между штатами, городами и другими органами МСУ. БРИКС должен управляться "народом для народа". [...] БРИКС должен разработать иновационные механизмы вовлечения молодежи. Идеальная инициатива могла бы сосредатачиваться на поощрении иноваций, при помощи учреждения молодежного форума ученых БРИКС. Еще одно предложение — создание школ по изучению языков стран БРИКС. [...] Мы также могли бы создать университет БРИКС, объединив университеты из каждой страны-участницы в целях стимуляции студенческого, вузовского и исследовательского сотрудничества»15.

12 AyresA. The Indian Elections — What the Congress Party Has to Say About Foreign Policy // Council on Foreign Relations [Official Site]. 04.04.2014. URL: http://thediplomat.com/2014/03/indian-foreign-policy-the-cold-war-lingers/ (05.08.2014).

13 Stravers A.J., Harris P. Op. cit.

14 Russia Sold $4,7 Bln in Arms to India in 2013 // RIA Novosti. 06.02.2014. URL: http://en.ria.ru/trend/russian arms export/ (06.08.2014).

15 BRICS Summit 2014: Full Text of PM Narendra Modi speech // One India News [Site]. 16.07.2014. URL: http://news.oneindia.in/india/brics-summit-2014-full-text-of-pm-narendra-modi-speech-1483935.html (06.08.2014).

Среди десяти самых важных партнеров Индии по объему товарооборота важную позицию занимает только Китай. Бразилия и ЮАР занимают 13-е и 15-е места соответственно по объему экспорта16.

ЮАР (13%)

Бразилия (9%)

(6%)

Россия

Китай (72%)

Source: Based on UN COMTRADE and http://\vits. worId bank, org/wits/

График 4. Торговля между Индией и странами БРИКС

Южно-Африканская Республика

По сравнению с другими странами БРИКС, экономика Южно-Африканской Республики является менее развитой. В основном на вступление ЮАР в объединение оказало сильное влияние геополитический фактор, поскольку это вторая самая развитая страна в Африке, активно участвующая в региональных форумах и организациях. Хотя она отличается от других африканских стран, у нее немало важных сходств с ними, в том числе культурное и этническое разнообразие, социальное неравенство, высокий уровень нищеты и обеспокоенность вопросами, связанными с правопорядком, противодействием насилию и развитием демократии.

С момента окончания апартеида в 1994 году в ЮАР правит левоцентристская

16 India // Observatory of Economic Complexity [Official Site]. URL: http://atlas.media.mit.edu/profile/country/ind/ (06.08.2014).

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 46. Октябрь 2014 г.

партия Нельсона Манделы — «Африканский национальный конгресс» (АНК).

Подобно геополитическим целям «Партии трудящихся» в Бразилии, АНК выступает

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

за усиление кооперации Юг — Юг за счет зависимости от северных стран. В своей

программе внешней политики АНК сделала акцент на необходимости продвигать

демократизацию структур глобального управления в пользу развивающихся стран:

«Мы обеспокоены тем, что интересы и потребности Юга оказывают лишь

незначительное влияние на решения, принимаемые международными финансовыми и

торговыми учреждениями. Мы будем работать над укреплением голоса Юга в

многосторонних организациях и содействовать их демократизации. [...] Мы

поддерживаем всякие усилия провести демократизацию Организации Объединенных

Наций. В его нынешнем виде, Совет Безопасности ООН поддается концентрации

власти, приводя к тому, что глобальные темы регулируются небольшой группой

могущественных стран»11.

На саммите в Форталезе действующий президент ЮАР Джейкоб Зума заявил, что создание банка БРИКС — это исторический факт, первая финансовая инициатива с момента установления Бреттон-Вудской системы. По его словам, цели объединения направлены на улучшение жизни народов, а именно на борьбу с неравенством, нищетой и безработицей18. Следует отметить, что эти темы также обсуждаются на международном форуме ИБСА (Индия, Бразилия, Южная Африка), где с 2006 года принимают участие ЮАР, Бразилия и Индия.

Хотя Китай является первым партнером ЮАР по импорту и экспорту, экономические отношения с другими странами БРИКС остаются слабыми. Кроме КНР, среди 10 основных партнеров только один принадлежит группе БРИКС — Индия. Страны Запада, в том числе США, Великобритания и Германия, занимают первые места в торговом балансе Южно-Африканской Республики19.

17 Foreign Policy Perspective in a Democratic South Africa. December 1994 // African National Congress [Official Site]. URL: http://www.anc.org.za/show.php?id=230 (07.08.2014).

18 Address by President Jacob Zuma to the Sixth BRICS Summit Plenary Session, Fortaleza, Brazil, 15 July 2014 // Departament of International Relations and Cooperation — Republic of South Africa [Official Site]. URL: http://www.dirco.gov.za/docs/speeches/2014/jzum0715.html (07.08.2014).

19 South Africa // Observatory of Economic Complexity [Official Site]. URL: http://atlas.media.mit.edu/profile/c ountry/zaf/ (06.08.2014).

Россия (1%)

Ин----

(20

Бразилия (7%)

Китай (72%)

Боигсе: Ваьес! оп UN СОМШАОЕ and http://wits.worldbank.org/wits/

График 5. Торговля между ЮАР и странами БРИКС

3. Основные политико-экономические сходства между странами БРИКС

Несмотря на то, что страны БРИКС отличаются рядом социальных и политических характеристик, мы можем выделить несколько важных сходств между ними: 1) показатели экономического роста, связанного отчасти с повышением цен на биржевые товары; 2) высокий уровень неравенства и неудовлетворительные социальные условия; 3) растущий средний класс и поддержка государственных программ; 4) идеологическая установка и политические показатели во внутренней политике; и 5) идеологическая установка во внешней политике. Далее будет подробно проанализирован каждый из этих пунктов.

Показатели экономического роста, связанного отчасти с повышением цен на биржевые товары

В нулевые годы все страны БРИКС развивались быстрыми темпами: к 2007 году все пять стран превысили отметку в 5% роста ВВП в год, причем Китай достиг почти 15%. Как было оговорено ранее, это была одна из основных причин, по

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 46. Октябрь 2014 г.

которой экономист банка Goldman Sachs Джим О'Нил придумал акроним «БРИК».

Экономический кризис резко затормозил этот оптимистический период, особенно для

России, пострадавшей больше всех: рост 8,5% в 2007 году упал до -7,8% в начале

2009 года20. В 2009-2010 годах все участники объединения стали восстанавливаться, но

до сих пор темпы роста ВВП во всех странах БРИКС, за исключением Китая,

оказываются ниже отметки 5% в год. Нынешние прогнозы не исключают период

рецессии.

Рост ВВП (%)

15

2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013

■ Brazil ■ Russian Federation ■ India ■ China ■ South Africa

Sou rce: http://data.worldba n k.org/i nd icator/

График 6. Рост ВВП (%) в странах БРИКС в 2004-2013 годах

Все страны БРИКС, кроме Китая, сильно зависят от экспорта биржевых товаров (коммодити), стоимость которых часто колеблется на международном рынке. Это придает нестабильную (уязвимую) составляющую их экономикам: бурный рост и резкий спад в последнем десятилетии непосредственно связаны с их подорожанием и падением в цене. В 1990 году экспорт составлял лишь 6% ВВП Бразилии, а на сегодняшний день достигает 16%. Поставка сои в Китай насчитывает 40% бразильского общего экспорта21. Низкая, по сравнению с Китаем, конкурентоспособность на мировом рынке еще больше сокращает долю промышленных экспортируемых товаров в торговом балансе. Россия является самой уязвимой страной БРИКС по колебанию

20 GDP (current US$) // The World Bank [Official Site]. URL: http://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP.MK TP.CD/countries/IN-BR-RU-ZA?displav=graph (09.08.2014).

21 Kingstone P. Brazil's Reliance on Commodity Exports Threatens Its Medium- and Long-term Growth Prospects // Americas Quarterly. Summer 2012. URL: http://www.americasquarterlv.org/kingstone (09.08.2014).

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 46. Октябрь 2014 г.

стоимости коммодити. На Графике 7 показано, как доходы страны резко уменьшились

в связи с падением в цене нефти во время кризиса 2008 года.

График 7. Российская Федерация: номинальный ВВП и цены на нефть

Бурная внешнеторговая динамика привела к подорожанию национальных валют и, следовательно, повлияла на рост импорта и инфляции, превысившей 5% во всех странах БРИКС, кроме Китая, и 10% в Индии22. Пытаясь контролировать инфляцию путем увеличения стоимости кредита, данные страны обеспечивают относительно высокую процентную ставку, в промежутке между 5% и 10% 23.

Большой объем экспорта позволил странам БРИКС накопить огромные международные резервы: все страны объединения, кроме ЮАР, находятся среди 10 ведущих стран по объему резервов, опережая многие развитые страны. Именно эти запасы способствовали сглаживанию эффектов кризиса 2008 года и обеспечению ликвидности. Их также используют как инструмент стабилизации курса валюты, с помощью которого государства вмешиваются в экономику для корретировки сильных колебаний. Мы можем привести в качестве примера КНР, которая обладает

22 Inflation, consumer prices (annual %) // The World Bank [Official Site]. URL: http ://data.worldbank. org/indic ator/FP.CPI.TOTL.ZG/countries/BR-RU-IN-CN-ZA?display=graph (10.08.2014).

23 Deposit interest rate (%) // The World Bank [Official Site]. URL: http://data.worldbank.org/indicator/FR.INR. DPST/countries/BR-RU-IN-CN-ZA?display=graph (10.08.2014).

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 46. Октябрь 2014 г.

сравнительными преимуществами в торговле благодаря занижению курса юаня.

Данный механизм вызывает много споров с развитыми странами, обеспечивающими

плавающий курс.

Согласно рейтингу ведения бизнеса, у большинства стран БРИКС неудовлетворительные показатели: ЮАР занимает 41-е место, Россия — 92-е, КНР — 96-е, Бразилия — 116-е, и Индия — 134-е24. Отметим, что Россия стала участницей Всемирной торговой организации (ВТО) только в 2012 году.

Таблица 1. Список стран по международным резервам

Ранг Страна/Валютно-финансовое управление Международные резервы (миллионов долларов) Данные по состоянию на

1 China $ 3,821,000,000,000 31 December 2013 est.

2 Japan $ 1,268,000,000,000 31 December 2012 est

3 European Union $ 863,800,000,000 31 December 2011

4 Saudi Arabia $ 739,500,000,000 31 December 2013 est

5 Switzerland $ 536,300,000,000 31 December 2013 est.

6 Russia $ 515,600,000,000 01 December 2013 est

7 Taiwan $ 414,500,000,000 31 December 2013 est.

8 Brazil $ 378,300,000,000 31 December 2013 est

9 Korea. South $ 341,800,000,000 31 December 2013 est.

10 Hona Kona $ 311,200,000,000 31 December 2013 est

11 India $ 295,000,000,000 31 December 2013 est.

12 Sinaapore $ 273,100,000,000 31 December 2013 est

13 Germany $ 248,900,000,000 31 December 2012 est.

14 France $ 198,700,000,000 31 December 2012 est

15 Alaeria $ 192,500,000,000 31 December 2013 est.

16 Italy $ 181,700,000,000 31 December 2012 est

17 Thailand $ 167,200,000,000 31 December 2013 est.

18 Mexico $ 167,100,000,000 31 December 2013 est

19 United States $ 150,200,000,000 31 December 2012 est.

20 Malaysia $ 139,400,000,000 31 December 2013 est

Источник: https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/rankorder/2188rank.html

Высокий уровень неравенства и неудовлетворительные социальные условия ЮАР и Бразилия находятся среди 15 стран с самым высоким уровнем неравенства в мире, они занимают 4-е и 13-е места соответственно (по коэффициенту

24 Рейтинг экономик // Doing Business [Site]. URL: http://russian.doingbusiness.org/rankings (11.08.2014).

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 46. Октябрь 2014 г.

Джини)25. Последствия апартеида в плане социальной сегрегации, традиционная

индийская система каст и феномен бразильских фавел известны во всем мире. Не

случайно бразильское правительство выбрало лозунг «Богатая страна — это страна

без нищеты» в качестве критики международных показателей, измеряющих

«богатство» с помощью ВВП. По данным Всемирного банка, за чертой бедности

проживают 2,8% населения Китая, 11,1% населения России, 21,4% Бразилии, 23%

ЮАР и 29,8% Индии26. При таком неблагоприятном сценарии, из 214 миллиардеров,

занесенных в список журнала «Форбс» в 2011 году, 108 относятся к странам БРИКС27.

Россия занимает третье место в мире по региональному неравенству вслед за

Таиландом и Венесуэлой: доходы самого богатого региона были в 25,4 раза, чем

доходы самого бедного28.

Самый высокий уровень безработицы в БРИКС отмечается в ЮАР — 24,9%. В остальных странах данный показатель составляет менее 10%. Ожидаемая продолжительность жизни почти во всех странах относительно небольшая: 52 года в ЮАР, 65 лет в Индии, 69 в России, 73 года в Китае и Бразилии29. Процесс урбанизации, характерный для современных обществ, пока не осуществился в половине стран — участниц БРИКС: в городах проживают 32% населения Индии, 53,2% — Китая, 62,9% — ЮАР, 74,2% — России, 85,2% — Бразилии30. За исключением Бразилии, где коэффициент Джини снизился с 0,59 в 2001 до 0,53 в 2007 году, уровень неравенства доходов увеличился во всем объединении БРИКС. Самый низкий уровень грамотности зафиксирован в Индии — 62,8%, в то время как в остальных приблизительно 90%, а в России — 99,7% 31.

25 Human Development Report 2014 — Sustaining Human Progress: Reducing Vulnerabilities and Building Resilience / United Nations Development Programme (UNDP). 2014. URL: http://hdr.undp.org/sites/default/file s/hdr14-report-en-1.pdf (11.08.2014).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

26 BRICS and the Challenges in Fighting Inequality // BRICS Policy Center — Centro de Estudos e Pesquisas BRICS [Official Site]. URL: http://bricspolicycenter.org/homolog/uploads/trabalhos/6442/doc/61964930.pdf (12.08.2014).

27 Rapoza K. BRICs: Where the Billionaires Are // Forbes. 03.09.2011. URL: http://www.forbes.com/sites/kenra poza/2011/03/09/brics-where-the-billionaires-are/ (12.08.2014).

28 Россия — на третьем месте в мире по неравенству регионов // Информационное агентство «Финмаркет». 12.04.2013. URL: http://www.finmarket.ru/main/article/3303366 (12.08.2014).

29 Human Development Report 2014 — Sustaining Human Progress: Reducing Vulnerabilities and Building Resilience.

30 BRICS and the Challenges in Fighting Inequality.

31 Human Development Report 2014 — Sustaining Human Progress: Reducing Vulnerabilities and Building Resilience.

2000-ые годы

1990-ые годы

ЮАР

Бразилия

Россия

Китай

Индия

ОЭСР

0.00

0.10

0.20

0.30

0.40

0.50

0.60

0.70

0.80

Источник: http://bricspolicycenter.org/homolog/uploads/trabalhos/6442/doc/61964930.pdf

График 8. Уровень неравенства в странах БРИКС и ОЭСР (коэффициент Джини)

По индексу развития человеческого потенциала (ИРЧП), измеряющему показатели, связанные с образованием, здравоохранением и доходом, страны объединения значительно расходятся. ИРЧП считается высоким у трех стран: России (57-е место из 187 стран, индекс составляет 0,778), Бразилии (79-е место; 0,744) и Китая (91-е место; 0,719)32. Оставшиеся две считаются средними: ЮАР (118-е, 0,658) и Индия (135-е, 0,586).

Тот факт, что каждое государство определяет свою черту бедности, затрудняет любую попытку сравнения. Так, Китай, известный во всем мире своими плохими трудовыми условиями и низкими зарплатами (что, кстати, является одной из составляющих его высокой конкурентоспособности) насчитывает лишь 2,8% населения, проживающего за чертой бедности.

Растущий средний класс и поддержка государственных программ

Несмотря на то, что у участников БРИКС много неудовлетворительных показателей, мы можем констатировать положительную динамику, если рассмотрим временную шкалу. Таблица 2 показывает, как численность городского населения, проживающего в трущобах, снизилась с 1990 по 2009 год. Самый резкий спад

32 Human Development Report 2014 — Sustaining Human Progress: Reducing Vulnerabilities and Building Resilience.

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 46. Октябрь 2014 г.

произошел в Индии: в 1990 году 54,9% городского населения проживало в трущобах, а

в 2009 — 29,4%.

Таблица 2. Численность городского населения Бразилии, Индии, Китая и ЮАР,

проживающего в трущобах

В Графике 9 показан рост ВВП на душу населения с 2004 по 2009 год. Особенно он заметен в России и Бразилии, где данный показатель превысил порог 10 тыс. долларов. Все участники БРИКС, кроме Индии, превысили порог 5 тыс. долларов за последнее десятилетие. Такой бурный рост привел к появлению так называемых новых средних классов. Важно отметить, что до 2000 года только 4% китайских семей принадлежали к среднему классу, а в 2012 году данная цифра достигла 68%.

ВВП на душу населения (US$)

2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013

■ Brazil ■ Russian Federation ■ India ■ China ■ South Africa

Source: http://data.worldbank.org/indicator/

График 9. ВВП на душу населения (08$)

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 46. Октябрь 2014 г.

Все страны БРИКС внедрили программы условных денежных переводов, с помощью которых государство предоставляет дополнительные денежные средства при выполнении определенных требований. В Бразилии самой успешной стала программа «Семейный кошелек» (Bolsa familia), согласно которой бедные семьи получают пособие при условии, что все дети посещают школу и регулярно проходят вакцинацию33. В ЮАР существует подобная программа для бедных семей — «Грант в поддержку детей» (Child Support Grant), но она не включает требования по вакцинации и посещению школы34. В КНР минимальная прожиточная стандартная гарантия (Dinbao) предоставляется семьям, в которых общий доход ниже порога бедности, установленного местными властями35. По этой программе государство доплачивает необходимую сумму для уравнивания с этим порогом. В Индии социальная поддержка обеспечивается различными субсидиями и программами против безработицы в сельских районах — в 2011 году они достигли 2% от ВВП36.

В отличие от остальных стран БРИКС, основная социальная программа России направлена не на борьбу с бедностью, а на другую важную проблему страны — убыль населения. Для повышения рождаемости каждой семье, в которой появляется второй ребенок (и больше), предоставляется так называемый материнский (семейный) капитал37. В стране также существуют различные виды льгот для определенных групп населения, в том числе для ветеранов войн.

Хотя данные социальные программы повлияли на повышение уровня внутреннего потребления и способствовали экономическому росту, пока неизвестно, насколько они изменят ситуацию в целом — высокий уровень коррупции в странах БРИКС может нанести вред эффективному распределению любых видов пособий. Согласно Программе развития ООН (ПРООН), «Семейный кошелек» снизил неравенсто в Бразилии на 20-25% и крайнюю бедность на 16% при затрате 0,3% ВВП

33 Bolsa Familia // Caixa Economica Federal [Official Site]. URL: http://www.caixa.gov.br/voce/Social/Transfer encia/bolsa familia/index.asp (13.08.2014); Child Support Grant // South Africa Government Services. URL: http://www.services.gov.za/services/content/Home/ServicesForPeople/Socialbenefits/childsupportgrant/en

ZA (13.08.2014).

34 Child Support Grant.

35 Special Focus: Inequality in Emerging Economies (EEs) // Divided We Stand: Why Inequality Keeps Rising / OECD. December 2011. P. 47-82. URL: http://www.oecd.org/social/soc/49170475.pdf (13.08.2014).

36 Timmons H. India's Anti-Poverty Programs Are Big but Troubled // The New York Times. 18.05.2011. URL: http://www.nytimes.com/2011/05/19/world/asia/19india.html? r=0 (14.08.2014).

37 Про-Материнский-Капитал.Ру [Сайт]. URL: http://pro-materinskiy-kapital.ru/ (14.08.2014).

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 46. Октябрь 2014 г.

(2008-2009), а в ЮАР грант в поддержку детей содействовал снижению бедности среди

детей с 43% до 34% при затрате 0,7% ВВП38.

Идеологическая установка и политические показатели во внутренней политике

Что касается внутреннего сценария нулевых годов и начала 2010-х годов, во всех странах БРИКС либеральные партии либо остались в оппозиционном спектре, либо вовсе не участвовали в политике. Во время бурного экономического роста правили партии левоцентристского толка, применявшие ряд социальных программ, но в то же время они использовали механизмы, характерные для либерализма. Среди таких партий можно назвать: «Партию трудящихся» (с 2003 года) в Бразилии, «Единую Россию» (с 2003 года), «Индийский национальный конгресс» (с 2004 до 2014 года), Коммунистическую партию Китая (с 1949 года) и «Африканский национальный конгресс» (с 1994 года) в ЮАР. Они отстаивают идею сильной государственной власти, при которой государство должно вмешиваться в экономическую и социальную сферы, а также быть основным актором национального развития и модернизации. Социальные программы, распределение пособий, введение льгот и продвижение госкомпаний в стратегических областях находятся среди их основных механизмов стимулирования социально-экономического развития.

Напомним, что три страны БРИКС (Бразилия, Индия и ЮАР) были колониями европейских держав. Последние две принадлежали Англии; при этом они являются участниками Содружества наций и, в отличие от остальных, унаследовали парламентскую систему. В трех (Бразилия, Россия и ЮАР) произошел транзит политического режима в конце 1980-х и начале 1990-х. Согласно западным институтам исследования демократии, переход режима до сих пор не осуществился в странах объединения. Два (Россия и Китая) из пяти участников оцениваются организацией Freedom House как «несвободные»39. Ни один из участников не был назван «свободным» по критерию «свобода прессы»: Бразилия, Индия и ЮАР считаются «отчасти свободными», а Россия и Китай — «несвободными».

Другой важной проблемой стран БРИКС является высокий уровень коррупции. По данным организации International Transparency, все участники объединения показывают неудовлетворительные результаты. Согласно шкале индекса восприятия

38 Special Focus: Inequality in Emerging Economies (EEs).

39 2014 Freedom in the World // Freedom House [Official Site]. URL: http://freedomhouse.org/report-types/freedom-world#.VACC6vmSyEU (15.08.2014).

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 46. Октябрь 2014 г.

коррупции 2013 года, в которой первая страна обладает самым низким уровнем

коррупции, а последняя — самым высоким, Бразилия и ЮАР занимают 72-е место из

177 стран, далее следуют Китай (80-е), Индия (94-е) и Россия (127-е)40. По критерию

«контроль над коррупцией», за исключением Бразилии и ЮАР (с 60% и 61%

соответственно), все участники представляют результаты ниже 40%, причем Россия не

превышает порог 13%.

Идеологическая установка во внешней политике

Идеологическая установка векторов внешней политики отчасти является результатом установок внутренней политики. Как было показано в предыдущем пункте, во время роста и кризиса нулевых годов курс экономики стран БРИКС определяли партии левоцентристского толка. Несомненно, такое идеологическое сходство содействовало развитию БРИКС не только как экономической организации, но и как политической. Во всем мире левые партии оспаривают существующую финансово-экономическую систему и миропорядок, на которых базируются интересы США и Евросоюза. Именно в связи с этим мы настаиваем на том, что сейчас наступил весьма подходящий момент для укрепления БРИКС в его различных векторах.

Изменения во внутренней политике могут ограничивать рамки развития объединения БРИКС в политическом курсе. В краткосрочном плане эти изменения более вероятные в Индии и Бразилии, где уровень политической конкуренции выше: эффективное число партий (ЭЧП) составляет соответственно 7,74 и 11,21 (самый высокий в мире)41. В Китае такая вероятность ниже, так как коммунистическая партия обладает монополией на политической арене. То же самое можно сказать о России (ЭЧП — 3,10), где за последнее десятилетие сформировалась так называемая партия власти, и о ЮАР (ЭЧП — 2,13), где партия «Африканский национальный конгресс» правит с конца апартеида в 1994 году.

Важная черта внешней политики стран БРИКС заключается в отстаивании принципа суверенитета, а именно невмешательства во внутренние дела других государств. Из девяти вето на резолюции Совета Безопасности ООН с января 2007 до мая 2014 года, восемь были наложены Россией, причем к шести из них присоединилась

40 Transparency International [Official Site]. URL: http://www.transparency.org/ (15.08.2014).

41 Gallagher M. Electoral Systems // Trinity College Dublin [Official Site]. URL: http://www.tcd.ie/Political Science/staff/michael gallagher/ElSystems/index.php (15.08.2014).

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 46. Октябрь 2014 г.

КНР, также пользуясь своим правом ветирования42. Данный факт доказывает

настоящее сближение между странами БРИКС, так как с момента основания ООН в

1945 году Китай никогда не накладывал вето вместе с Россией (или СССР). Почти все

названные вето касались резолюций Западных держав в связи с внутренними

конфликтами в Зимбабве, Мьянме, и, особенно, Сирии. Как заявил президент РФ

Владимир Путин:

«Именно благодаря твердой позиции России и Китая в Совете Безопасности ООН, поддержанной другими участниками БРИКС, нам удалось сплотить большинство участников международного общения, имею в виду и Евросоюз, и Соединенные Штаты, и удалось предотвратить иностранное военное вторжение в Сирию, добиться уничтожения сирийского химического оружия»43.

Остальные страны БРИКС также непосредственно или косвенно выражали свое несогласие с вмешательством в дела других государств, тем более с военными вторжениями. В период своего временного участия в СБ ООН в 2010-2011 годах Бразилия наложила вето на резолюцию против ядерной программы Исламской Республики Иран, а вместе с Индией и ЮАР воздержалась от голосования по резолюции против Сирии44. Подобные подходы также были применены вне рамок СБ в связи с вторжением в Ирак и Ливию.

Разумеется, отстаивание принципа национального суверенитета обусловлено геополитическими интересами. Об этом свидетельствуют отношения России с непризнанными государствами в постсоветском пространстве и кризис на Украине. Интересно отметить, что все страны БРИКС не противостояли России, даже при том, что западные державы подавляли их с целью присоединения к санкциям. Также все члены БРИКС признали Палестину как суверенное государство.

Важно подчеркнуть, что БРИКС способствует формированию межконтинентальных сетей между различными организациями и объединениями. «Входящие в объединение государства являются авторитетными участниками ведущих международных организаций и структур (ООН, "Группа двадцати", "Группа восьми", Движение неприсоединения, "Группа 77"), а также региональных объединений: Российская Федерация — Содружества Независимых Государств, Организации

42 Security Council — Veto List // United Nations Research Guides and Resources [Official Site]. URL: www.un.org/depts/dhl/resguide/scact veto en.shtml (16.08.2014).

43 Выступление В.В. Путина на встрече лидеров Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР в расширенном составе. 15 июля 2014 года, Форталеза.

44 Ferreira C.E.R. Brazil as a Non-Permanent Member of the UN Security Council During the 2010-2011 Term. Berlin: Friedrich Ebert Stiftung, 2012. URL: http://library.fes.de/pdf-files/iez/09466.pdf (16.08.2013).

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 46. Октябрь 2014 г.

Договора о коллективной безопасности, Евразийского экономического сообщества,

Таможенного союза; Российская Федерация и КНР — Шанхайской организации

сотрудничества, Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества;

Бразилия — Союза южноамериканских государств, Южноамериканского общего

рынка, Сообщества латиноамериканских и карибских государств; Южно-Африканская

Республика — Африканского союза, Сообщества развития Юга Африки; Индия —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ассоциации регионального развития стран Южной Азии»45.

* * *

Группу БРИКС объединяет ряд экономических, социальных и политических факторов, хотя все они имеют важные различия. В области экономики Россия, Бразилия и Индия имеют значительные сходства по росту объема ВВП, но Китай намного опережает их; в то же время ЮАР сильно отстает. В социальной сфере у них много неудовлетворительных показателей: часть, особенно Индия, остается аграрной, а уровень бедности и неравенства относительно высокий почти везде. Государственные программы по повышению доходов и рост ВВП на душу населения содействовали появлению новых средних классов.

За исключением Китая, бурный рост, наблюдаемый в нулевые годы, связан с экспортом сырья, что придает уязвимую составляющую их экономикам. Мировой кризис 2008 года показал, как колебание в цене биржевых товаров может навредить развитию стран БРИКС: при падении стоимости нефти на мировом рынке Россия испытывала один из самых высоких в мире отрицательных ростов. В связи с этим перед участниками БРИКС стоят задачи снизить зависимость от экспорта сырья, обеспечить устойчивое развитие и модернизировать экономику путем инвестиций в образование и секторы высоких технологий.

В области политики все участники схожи тем, что за последнее десятилетие левоцентристские партии преобладали над либеральными, что привело к совпадению установок во внутренней и внешней политике. Данный фактор отчасти содействовал развитию БРИКС в качестве политизированного режима антизападного толка, стремящегося к утверждению многополярного миропорядка. Международный кризис и кризис на Украине дали особенный толчок развитию объединения в различных направлениях.

45 Концепция участия Российской Федерации в объединении БРИКС.

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 46. Октябрь 2014 г.

Необходимость реформировать финансово-валютную архитектуру, сформированную на основе интересов западных держав, становится сильнее. При этом страны БРИКС требуют усиления своего представительства в органах глобального управления, в том числе МВФ и Всемирном банке, и разработки новой, более независимой от доллара системы. Напряженные отношения между РФ и Западом в последние годы привели к тому, что Россия стала «вдохновителем» БРИКС. Кризис на Украине еще больше усиливает эту роль, поскольку отношения со странами-участницами смогут сглаживать эффекты экономических санкций, введенных Западом.

Как было показано, слишком политизированные режимы редко набирают силу, так как повышение уровня разногласий между акторами может завести их в тупик. Изменения в рамках внутренней политики или в геополитических установках могут отрицательно сказаться на продожительности режима, организации или объединения как таковых. Настоящий момент идеален для расцвета БРИКС, ведь сходства установок способствуют его углублению в ряде вторичных тем, включая нормативные и неполитизированные. Формирование различных видов сетей при укреплении дву- и многосторонних связей в социально-экономических сферах представляет собой необходимый фактор для успешного функционирования объединения даже в условиях возможных будущих политических разногласий.

Напомним, что экономические отношения внутри объединения пока что слабые. Единственная страна, занимающая важное место в торговом балансе каждой страны БРИКС — это КНР. В свою очередь, в балансе Китая совокупность товарооборота с участниками БРИКС отстает от объема торговли с западными странами. Маловероятно, что самый главный экономический актор объединения будет всерьез выступать за изменения статуса-кво в международной системе, приносящей ему выгоду.

Судя по результатам последнего саммита в городе Форталезе, БРИКС приобретает институциональный характер. Несомненно, создание Банка развития и общего пула резервных валют еще больше сплотит группу, способствуя координации общих векторов макроэкономической политики стран-участниц. Каждый год проводятся приблизительно 25 совещаний по обсуждению первичных и вторичных

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 46. Октябрь 2014 г.

тем46. На данный момент один бразильский предприниматель даже продвигает

инициативу проведения первого Кубка БРИКС по футболу.

В заключение стоит привести отрывок выступления премьер-министра Индии

Нарендра Моди в Форталезе: «Уникальность БРИКС в том, что впервые

международный институт объединил нации с опорой на "будущие потенциалы ", а не

на существующее процветание или общую идентичность. Поэтому самая главная идея

БРИКС — нацеленность на будущие результаты»>47.

Список литературы:

1. Александров Д. Путин призвал снизить зависимость мировых финансов от доллара // Slon.ru [Site]. 15.07.2014. URL: http://slon.ru/fast/economics/putin-prizval-snizit-zavisimost-mirovykh-finansov-ot-dollara-1127297.xhtml (02.08.2014).

2. Выступление В.В. Путина на встрече лидеров Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР в расширенном составе. 15 июля 2014 года, Форталеза // Президент России [Официальный сайт]. URL: http://www.kremlin.ru/transcripts/46229 (03.08.2014).

3. Концепция участия Российской Федерации в объединении БРИКС // Президент России [Официальный сайт]. URL: http://www.kremlin.ru/media/events/files/41d452a8a23 2b2f6f8a5.pdf (02.08.2014).

4. Про-Материнский-Капитал.Ру [Сайт]. URL: http://pro-materinskiy-kapital.ru/ (14.08.2014).

5. Рейтинг экономик // Doing Business [Site]. URL: http://russian.doingbusiness.org/ranki ngs (11.08.2014).

6. Россия — на третьем месте в мире по неравенству регионов // Информационное агентство «Финмаркет». 12.04.2013. URL: http://www.finmarket.ru/main/article/3303366 (12.08.2014).

7. 2014 Freedom in the World // Freedom House [Official Site]. URL: http://freedomhouse.org/report-types/freedom-world#.VACC6vmSyEU (15.08.2014).

8. Address by President Jacob Zuma to the Sixth BRICS Summit Plenary Session, Fortaleza, Brazil, 15 July 2014 // Departament of International Relations and Cooperation — Republic of South Africa [Official Site]. URL: http://www.dirco.gov.za/docs/speeches/2014/! zum0715.html (07.08.2014).

46 Eventos no ambito do BRICS — de 2006 a 2013 // Ministerio de Relagoes Exteriores do Brasil [Official Site]. URL: http://www.itamaraty.gov.br/temas-mais-informacoes/saiba-mais-bric/eventos-bric-2006-a-2010 (17.08.2014).

47 BRICS Summit 2014: Full Text of PM Narendra Modi speech.

© Факультет государственного управления МГУ имени М.В.Ломоносова, 2014 252

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 46. Октябрь 2014 г.

9. Ayres A. The Indian Elections — What the Congress Party Has to Say About Foreign Policy // Council on Foreign Relations [Official Site]. 04.04.2014. URL: http://thediplomat.co m/2014/03/indian-foreign-policy-the-cold-war-lingers/ (05.08.2014).

10. Bolsa Familia // Caixa Económica Federal [Official Site]. URL: http://www.caixa.gov.br/ voce/Social/Transferencia/bolsa familia/index.asp (13.08.2014).

11. Brazil // Observatory of Economic Complexity [Official Site]. URL: http://atlas.media.mit.edu/profile/country/bra/ (04.08.2014).

12. BRICS and the Challenges in Fighting Inequality // BRICS Policy Center — Centro de Estudos e Pesquisas BRICS [Official Site]. URL: http://bricspolicycenter.org/homolog/upload s/trabalhos/6442/doc/61964930.pdf (12.08.2014).

13. BRICS Summit 2014: Full Text of PM Narendra Modi speech // One India News [Site]. 16.07.2014. URL: http://news.oneindia.in/india/brics-summit-2014-full-text-of-pm-narendra-modi-speech-1483935.html (06.08.2014).

14. Child Support Grant // South Africa Government Services. URL: http://www.services.gov.za/services/content/Home/ServicesForPeople/Socialbenefits/c hildsupportgrant/en ZA (13.08.2014).

15. China // Observatory of Economic Complexity [Official Site]. URL: http://atlas.media.mit.edu/profile/country/chn/ (05.08.2014).

16. Deposit interest rate (%) // The World Bank [Official Site]. URL: http://data.worldbank.org/indicator/FR.INR.DPST/countries/BR-RU-IN-CN-ZA?display=graph (10.08.2014).

17. Dilma: Brics nao abrirao mao de instituios como FMI // Diário de Pernambuco [Site]. 16.07.2014. URL: http://www.diariodepernambuco.com.br/app/noticia/economia/2014/07/16/ internas_economia,516423/dilma-brics-nao-abrirao-mao-de-instituicoes-como-fmi.shtml (04.08.2014).

18. Discurso da Presidenta da República, Dilma Rousseff, durante o encerramento da Sessao Plenária da VI Cúpula do Brics — Fortaleza/CE // Planalto — Presidencia da República [Official Site]. 15.07.2014. URL: http://www2.planalto.gov.br/acompanhe-o-planalto/discursos/discursos-da-presidenta/discurso-da-presidenta-da-republica-dilma-rousseff-durante-o-encerramento-da-sessao-plenaria-da-vi-cupula-do-brics-fortaleza-ce (04.08.2014).

19. Eventos no ámbito do BRICS — de 2006 a 2013 // Ministério de Relaces Exteriores do Brasil [Official Site]. URL: http://www.itamaraty.gov.br/temas-mais-informacoes/saiba-mais-bric/eventos-bric-2006-a-2010 (17.08.2014).

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 46. Октябрь 2014 г.

20. Ferreira C.E.R. Brazil as a Non-Permanent Member of the UN Security Council During the 2010-2011 Term. Berlin: Friedrich Ebert Stiftung, 2012. URL: http://library.fes.de/pdf-files/iez/09466.pdf (16.08.2013).

21. Foreign Policy Perspective in a Democratic South Africa. December 1994 // African National Congress [Official Site]. URL: http://www.anc.org.za/show.php?id=230 (07.08.2014).

22. Gallagher M. Electoral systems // Trinity College Dublin [Official Site]. URL: http://www.tcd.ie/Political_Science/staff/michael_gallagher/ElSystems/index.php (15.08.2014).

23. GDP (current US$) // The World Bank [Official Site]. URL: http://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP.MKTP.CD/countries/IN-BR-RU-ZA?display=graph (09.08.2014).

24. Human Development Report 2014 — Sustaining Human Progress: Reducing Vulnerabilities and Building Resilience / United Nations Development Programme (UNDP). 2014. URL: http://hdr.undp.org/sites/default/files/hdr14-report-en-1.pdf (09.10.2014).

25. India // Observatory of Economic Complexity [Official Site]. URL: http://atlas.media.mit.edu/profile/country/ind/ (06.08.2014).

26. Inflation, consumer prices (annual %) // The World Bank [Official Site]. URL: http://data.worldbank.org/indicator/FP.CPI.TOTL.ZG/countries/BR-RU-IN-CN-ZA?display=graph (10.08.2014).

27. Keohane R.O. The Demand for International Regimes // International Organization. 1982. No 36 (2). P. 325-355.

28. Kingstone P. Brazil's reliance on commodity exports threatens its medium- and long-term growth prospects // Americas Quarterly. Summer 2012. URL: http://www.americasquarterly.org/kingstone (09.08.2014).

29. Krasner S.D. Structural Causes and Regime Consequences: Regimes as Intervening Variables // International Organization. 1982. No 36 (2). P. 185-205.

30. Rapoza K. BRICs: Where the Billionaires Are // Forbes. 03.09.2011. URL: http://www.forbes.com/sites/kenrapoza/2011/03/09/brics-where-the-billionaires-are/ (12.08.2014).

31. Russia // Observatory of Economic Complexity [Official Site]. URL: http://atlas.media.mit.edu/profile/country/rus/ (03.08.2014).

32. Russia Sold $4,7 Bln in Arms to India in 2013 // RIA Novosti. 06.02.2014. URL: http://en.ria.ru/trend/russian arms export/ (06.08.2014).

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 46. Октябрь 2014 г.

33. Security Council — Veto List // United Nations Research Guides and Resources [Official Site]. URL: www.un.org/depts/dhl/resguide/scact_veto_en.shtml (16.08.2014).

34. South Africa // Observatory of Economic Complexity [Official Site]. URL: http://atlas.media.mit.edu/profile/country/zaf/ (06.08.2014).

35. Special Focus: Inequality in Emerging Economies (EEs) // Divided We Stand: Why Inequality Keeps Rising / OECD. December 2011. P. 47-82. URL: http://www.oecd.org/soci al/soc/49170475.pdf (13.08.2014).

36. Stravers A.J., Harris P. Indian Foreign Policy: The Cold War Lingers // The Diplomat [International current-affairs magazine for the Asia-Pacific region]. 24.03.2014. URL: http ://thediplomat.com/2014/03/indian-foreign-policy-the-cold-war-lingers/ (05.08.2014).

37. TimmonsH. India's Anti-Poverty Programs Are Big but Troubled // The New York Times. 18.05.2011. URL: http://www.nytimes.com/2011/05/19/world/asia/19india.html? r=0 (14.08.2014).

38. Transparency International [Official Site]. URL: http://www.transparency.org/ (15.08.2014).

Giaccaglini F.J.V.

Prospects for the Development of BRICS after the Summit in Fortaleza: Political and Economic Situation of the Member Countries

Vicente Giaccaglini Ferraro Jr. — member of Center for Asian Studies at University of Sao Paulo (LEA - USP), B.A. in International Relations at Pontifical Catholic University of Sao Paulo (PUC-SP); M.A. student in Applied Political Science at National Research University «Higher School of Economics», Moscow, Russian Federation. E-mail: vgferraro.ir@hotmail.com

Abstract

The emergence of BRICS marked an important moment for the contemporary International System. Emerging powers are beginning to create their own mechanisms of socio-economic development, demanding more representation in the organs of global governance and insisting on the reform of financial and monetary architecture. Geopolitical factors, the tension between the West and Russia, the international economic crisis and the similarities in ideological orientation during the rule of center-left parties have contributed to the development of BRICS as a political association. The challenge now is to use this favorable moment to deepen other areas of cooperation, including trade and education.

The aim of this article is to analyze the prospects of development of BRICS and its ability to carry out significant changes in the status quo of the International System. The main research method applied was the analysis of different (geo)political, social and economic indicators of each participating country, as well as the speeches of their leaders at the summit of Fortaleza in July 2014. It is expected that this work will contribute to a better understanding of BRICS and the conditions to strengthen it as a major actor in the international relations.

Keywords

BRICS, Brazil, Russia, India, China, South Africa, developing countries, International Regime, World Order, The New Development Bank, the monetary and financial architecture, Global Governance, summit in Fortaleza.

References:

1. Aleksandrov D. Putin prizval snizit' zavisimost' mirovykh finansov ot dollar. Slon.ru [Site], 15.07.2014. URL: http ://slon. ru/fast/economics/putin-prizval-snizit-zavisimost-mirovykh-finansov-ot-dollara-1127297. xhtml (02.08.2014).

2. Vystuplenie V.V. Putina na vstreche liderov Brazilii, Rossii, Indii, Kitaia i IuAR v rasshirennom sostave. 15 iiulia 2014 goda, Fortaleza. PrezidentRossii [Ofitsial'nyi sait]. URL: http://www.kremlin.ru/transcripts/46229 (03.08.2014).

3. Kontseptsiia uchastiia Rossiiskoi Federatsii v ob'edinenii BRIKS. Prezident Rossii [Ofitsial'nyi sait]. URL: http://www.kremlin.ru/media/events/files/41d452a8a232b2f6f8a5.pdf (02.08.2014).

4. Pro-Materinskii-Kapital.Ru [Sait]. URL: http://pro-materinskiy-kapital.ru/ (14.08.2014).

5. Reiting ekonomik. Doing Business [Site]. URL: http://russian.doingbusiness.org/rankings (11.08.2014).

6. Rossiia — na tret'em meste v mire po neravenstvu regionov. Informatsionnoe agentstvo «Finmarket». 12.04.2013. URL: http://www.finmarket.ru/main/article/3303366 (12.08.2014).

7. 2014 Freedom in the World. Freedom House [Official Site]. URL: http://freedomhouse.org/report-types/freedom-world#.VACC6vmSyEU (15.08.2014).

8. Address by President Jacob Zuma to the Sixth BRICS Summit Plenary Session, Fortaleza, Brazil, 15 July 2014. Departament of International Relations and Cooperation — Republic of South Africa [Official Site]. URL: http://www.dirco.gov.za/docs/speeches/2014/jzum0715.html (07.08.2014).

9. Ayres A. The Indian Elections — What the Congress Party Has to Say About Foreign Policy. Council on Foreign Relations [Official Site], 04.04.2014. URL: http://thediplomat.com/2014/03/indian-foreign-policy-the-cold-war-lingers/ (05.08.2014).

10. Bolsa Familia. Caixa Económica Federal [Official Site].

URL: http://www.caixa.gov.br/voce/Social/Transferencia/bolsa familia/index.asp (13.08.2014).

11. Brazil. Observatory of Economic Complexity [Official Site]. URL: http://atlas.media.mit.edu/profile/country/bra/ (04.08.2014).

12. BRICS and the Challenges in Fighting Inequality. BRICS Policy Center — Centro de Estudos e Pesquisas BRICS [Official Site]. URL: http://bricspolicycenter.org/homolog/uploads/trabalhos/6442/doc/61964930.pdf (12.08.2014).

13. BRICS Summit 2014: Full Text of PM Narendra Modi speech. One India News [Site], 16.07.2014. URL: http://news.oneindia.in/india/brics-summit-2014-full-text-of-pm-narendra-modi-speech-1483935.html (06.08.2014).

14. Child Support Grant. South Africa Government Services.

URL: http://www.services.gov.za/services/content/Home/ServicesForPeople/Socialbenefits/childsupportgrant/en ZA (13.08.2014).

15. China. Observatory of Economic Complexity [Official Site]. URL: http://atlas.media.mit.edu/profile/country/chn/ (05.08.2014).

16. Deposit interest rate. The World Bank [Official Site].

URL: http://data.worldbank.org/indicator/FR.INR.DPST/countries/BR-RU-IN-CN-ZA?display=graph (10.08.2014).

17. Dilma: Brics nao abrirao mao de instituigoes como FMI. Diário de Pernambuco [Site], 16.07.2014. URL: http://www.diariodepernambuco.com.br/app/noticia/economia/2014/07/16/internas economia,516423/dil ma-brics-nao-abrirao-mao-de-instituicoes-como-fmi.shtml (04.08.2014).

18. Discurso da Presidenta da República, Dilma Rousseff, durante o encerramento da Sessao Plenária da VI Cúpula do Brics — Fortaleza/CE. Planalto — Presidencia da República [Official Site], 15.07.2014. URL: http://www2.planalto.gov.br/acompanhe-o-planalto/discursos/discursos-da-presidenta/discurso-da-presidenta-da-republica-dilma-rousseff-durante-o-encerramento-da-sessao-plenaria-da-vi-cupula-do-brics-fortaleza-ce (04.08.2014).

19. Eventos no ámbito do BRICS — de 2006 a 2013. Ministério de Relagoes Exteriores do Brasil [Official Site]. URL: http://www.itamaraty.gov.br/temas-mais-informacoes/saiba-mais-bric/eventos-bric-2006-a-2010 (17.08.2014).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Ferreira C.E.R. Brazil as a Non-Permanent Member of the UN Security Council During the 2010-2011 Term. Berlin: Friedrich Ebert Stiftung, 2012. URL: http://library.fes.de/pdf-files/iez/09466.pdf (16.08.2013).

21. Foreign Policy Perspective in a Democratic South Africa. December 1994. African National Congress [Official Site]. URL: http://www.anc.org.za/show.php?id=230 (07.08.2014).

22. Gallagher M. Electoral systems. Trinity College Dublin [Official Site].

URL: http://www.tcd.ie/Political Science/staff/michael gallagher/ElSystems/index.php (15.08.2014).

23. GDP (current US$). The World Bank [Official Site].

URL: http://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP.MKTP.CD/countries/IN-BR-RU-ZA?display=graph (09.08.2014).

24. Human Development Report 2014 — Sustaining Human Progress: Reducing Vulnerabilities and Building Resilience / United Nations Development Programme (UNDP). 2014. URL: http://hdr.undp.org/sites/default/files /hdr14-report-en-1.pdf (09.10.2014).

25. India. Observatory of Economic Complexity [Official Site]. URL: http://atlas.media.mit.edu/profile/country/ind/ (06.08.2014).

26. Inflation, consumer prices (annual %). The World Bank [Official Site].

URL: http://data.worldbank.org/indicator/FP.CPI.TOTL.ZG/countries/BR-RU-IN-CN-ZA?display=graph (10.08.2014).

27. Keohane R.O. The Demand for International Regimes. International Organization, 1982, 36 (2), pp.325-355.

28. Kingstone P. Brazil's reliance on commodity exports threatens its medium- and long-term growth prospects. Americas Quarterly. Summer 2012. URL: http://www.americasquarterly.org/kingstone (09.08.2014).

29. Krasner S.D. Structural Causes and Regime Consequences: Regimes as Intervening Variables. International Organization, 1982, 36 (2), pp. 185-205.

30. Rapoza K. BRICs: Where the Billionaires Are. Forbes, 03.09.2011.

URL: http://www.forbes.com/sites/kenrapoza/2011/03/09/brics-where-the-billionaires-are/ (12.08.2014).

31. Russia. Observatory of Economic Complexity [Official Site]. URL: http://atlas.media.mit.edu/profile/country/rus/ (03.08.2014).

32. Russia Sold $4,7 Bln in Arms to India in 2013. RIA Novosti, 06.02.2014. URL: http://en.ria.ru/trend/russian arms export/ (06.08.2014).

33. Security Council — Veto List. United Nations Research Guides and Resources [Official Site]. URL: www.un.org/depts/dhl/resguide/scact veto en.shtml (16.08.2014).

34. South Africa. Observatory of Economic Complexity [Official Site]. URL: http://atlas.media.mit.edu/profile/country/zaf/ (06.08.2014).

35. Special Focus: Inequality in Emerging Economies (EEs). Divided We Stand: Why Inequality Keeps Rising / OECD. December 2011, pp. 47-82. URL: http://www.oecd.org/social/soc/49170475.pdf (13.08.2014).

36. Stravers A.J., Harris P. Indian Foreign Policy: The Cold War Lingers. The Diplomat [International current-affairs magazine for the Asia-Pacific region], 24.03.2014. URL: http://thediplomat.com/2014/03/indian-foreign-policy-the-cold-war-lingers/ (05.08.2014).

37. Timmons H. India's Anti-Poverty Programs Are Big but Troubled. The New York Times, 18.05.2011. URL: http://www.nytimes.com/2011/05/19/world/asia/19india.html? r=0 (14.08.2014).

38. Transparency International [Official Site]. URL: http://www.transparency.org/ (15.08.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.