Научная статья на тему 'Особенности взаимодействия следователя с органами дознания и общественностью при установлении факта и обстоятельств оборонительных действий'

Особенности взаимодействия следователя с органами дознания и общественностью при установлении факта и обстоятельств оборонительных действий Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
284
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛЕДОВАТЕЛЬ / ОРГАН ДОЗНАНИЯ / ПОРУЧЕНИЕ О ПРОИЗВОДСТВЕ ОТДЕЛЬНЫХ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ / ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ОБЩЕСТВЕННО ОПАСНОГО ПОСЯГАТЕЛЬСТВА / ОБЩЕСТВЕННОСТЬ / ИНФОРМАЦИЯ О СОБЫТИИ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОМУ РАССЛЕДОВАНИЮ / НЕОБХОДИМАЯ ОБОРОНА / INVESTIGATOR / BODY OF INQUIRY / ORDER FOR THE PRODUCTION OF INDIVIDUAL INVESTIGATIVE ACTIONS / CIRCUMSTANCES OF SOCIALLY DANGEROUS ENCROACHMENT / PUBLIC / INFORMATION ABOUT A CRIME EVENT / OPPOSITION TO A PRELIMINARY INVESTIGATION / NECESSARY DEFENSE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Цурбанов Сергей Александрович

Рассматриваются особенности взаимодействия следователя с органами дознания и общественностью применительно к проверке версий и к решению сопутствующих задач по установлению факта и обстоятельств совершения общественно опасного посягательства и необходимой обороны от него. Отмечается, что поручение органу дознания о проведении отдельных следственных действий необходимо давать преимущественно в отношении следственных действий имеющих поисковую направленность; информация, поступающая от общественности, является ориентирующей, ее также необходимо проверять следственным и оперативно-розыскным путем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Цурбанов Сергей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the interaction of the investigator with the bodies of inquiry and the public in establishing the fact and circumstances of defensive actions

The features of the interaction of the investigator with the bodies of inquiry and the public in relation to the verification of versions and to the solution of related tasks to establish the fact and circumstances of the commission of socially dangerous encroachment and the necessary defense against him are considered. It is noted that the instruction to the body of inquiry on the conduct of individual investigative actions should be given mainly in relation to investigative actions with a search orientation; Information from the public is orienting; it also needs to be checked through investigative and operational search.

Текст научной работы на тему «Особенности взаимодействия следователя с органами дознания и общественностью при установлении факта и обстоятельств оборонительных действий»

formulated. The conclusion is made about the need for further theoretical and practical developments in the field of protection of morality.

Key words: morality, public morality, protection of morality, restriction of rights and freedoms of man and citizen, the object of constitutional and legal protection, the content of morality, legal restriction based on morality, constitutional concept, evaluation concept.

Fomichev Andrei Andreevich. postgraduate student, andry2453@yandex.ru, Russia, Moscow, Academy of Management of the Interior Ministry of Russia.

УДК 343.98

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЛЕДОВАТЕЛЯ С ОРГАНАМИ ДОЗНАНИЯ И ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ ПРИ УСТАНОВЛЕНИИ ФАКТА И ОБСТОЯТЕЛЬСТВ ОБОРОНИТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ

С.А. Цурбанов

Рассматриваются особенности взаимодействия следователя с органами дознания и общественностью применительно к проверке версий и к решению сопутствующих задач по установлению факта и обстоятельств совершения общественно опасного посягательства и необходимой обороны от него. Отмечается, что поручение органу дознания о проведении отдельных следственных действий необходимо давать преимущественно в отношении следственных действий имеющих поисковую направленность; информация, поступающая от общественности, является ориентирующей, ее также необходимо проверять следственным и оперативно-розыскным путем.

Ключевые слова: следователь, орган дознания, поручение о производстве отдельных следственных действий, обстоятельства общественно опасного посягательства, общественность, информация о событии преступления, противодействие предварительному расследованию, необходимая оборона.

Согласно п.4 ч.2 ст.38 УПК РФ следователь уполномочен давать органу дознания в случаях и порядке, установленных УПК РФ, обязательные для исполнения письменные поручения. Реализовать данное процессуальное полномочие следователь может, как для установления и проверки различных обстоятельств по делу, так и факта и обстоятельств общественно опасного посягательства и оборонительных действий от него, данных характеризующих личности нападавшего и оборонявшегося, иной информации, имеющей значение для правильной оценки происшедшего события и уголовно-правовой

квалификации содеянного.

Давая органу дознания поручения о проведении оперативно -розыскных мероприятий или отдельных следственных действий по установлению и проверке факта общественно опасного посягательства и оборонительных действий от него, следователю необходимо обеспечить его должную информативность. Помимо версии о возможно имевшей место необходимой обороне или эксцессе обороны в таком письменном поручении целесообразно указать и те информационные и розыскные задачи, которые в рамках оперативно-розыскной деятельности должен в связи с этим решить орган дознания. В их числе задачи по:

- установлению очевидцев происшедшего и других лиц, обладающих значимой информацией о происшедшем и его участниках;

- получению информации о действиях нападавшего, оборонявшегося, других лиц, предшествовавших расследуемому событию (например, возникновение ссоры, факты оскорблений, угроз, насильственных действий и пр.), а также их последующему поведению;

- обнаружению дополнительных источников материальной криминалистически значимой информации (в том числе видеозаписей происшедшего) и их местонахождения;

- установлению принадлежности использованных при совершении общественно опасного посягательства и обороны от него оружия и других орудий и средств, а также проверка относимости предметов к расследуемому событию;

- получению сведений о личности нападавшего, оборонявшегося и других участников события, в том числе наличие у них боевых, специальных, спортивных навыков и умений, фактов обладания оружием и пр.;

- получение сведений о личности свидетелей, потерпевшего по делу, в том числе наличие криминального прошлого, склонности к даче ложных показаний, иному противодействию расследованию и пр.;

- установлению личности и розыска лиц из числа нападавших или оборонявшихся в ходе расследуемого события;

- реализации решения о государственной защите потерпевшего, свидетеля или других лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве.

Е.С. Дубоносовым справедливо отмечено, что одной из задач оперативно-розыскного обеспечения расследования выступает выявление предпринимаемых подозреваемыми, обвиняемыми и их окружением мер по противодействию органам расследования и суду, имея цель избежать уголовной ответственности [1, с. 103]. Поэтому сотрудники органов дознания, как при исполнении письменного поручения следователя, так и исходя из общих задач оперативно-розыскного обеспечения предварительного расследования, должны быть нацелены на выявление фактов оказания (попыток оказания) противодействия предстоящему и осуществляющемуся расследованию, его последствий, а также подготовки таких действий, и преодоление такого противодействия. Это предполагает:

- информирование следователя обо всех полученных оперативно-

212

розыскных и других имеющих отношение к расследуемому событию данных;

- создание дополнительных условий сохранности имеющих отношение к делу предметов и документов, а также выявленных материальных следов преступления, их фиксации и изъятия в ходе следственных действий;

- оперативный контроль за подозреваемым (обвиняемым) и связанными с ним лицами, их контактами со свидетелями и другими участниками предварительного расследования;

- по поручению следователя привод лиц, уклоняющихся от явки к следователю, розыск и задержание лиц, скрывающихся от следствия, и другие мероприятия.

Говоря об особенностях поручения сотрудникам органов дознания производства отдельных следственных действий, следует отметить имеющуюся на данный счет дискуссионную точку зрения, согласно которой сотрудники оперативно-розыскных подразделений могут привлекаться к производству или участию в следственном действии лишь с согласия лица, с которым проводится такое следственное действие (в частности, допрос или следственный эксперимент) [2, с. 12]. В данной ситуации полагаем, правильнее говорить о том, что следователю при даче поручения сотруднику органа дознания о производстве отдельного следственного действия либо привлечении к участию в проведении следственного действия, необходимо учитывать характер его взаимоотношений с подозреваемым (обвиняемым), свидетелем, потерпевшим, а также иными участниками предварительного расследования и другими сотрудниками правоохранительных органов. Имеется в виду своевременное выявление и профилактика возможной конфликтной ситуации в ходе проведения таких следственных действий, что может негативно отразиться на их результатах. В данном случае при установлении фактов и обстоятельств совершения общественно опасного посягательства и обороны от него необходимо избегать подобных конфликтов в ходе отдельных следственных действий, имеющих цель получение и проверку вербальной криминалистически значимой информации.

Учитывая сложность рассматриваемой категории уголовных дел, полагаем, что следователь должен сам производить основные следственные действия (первоначальные и последующие допросы подозреваемого, свидетелей-очевидцев, потерпевшего, очные ставки, проверки показаний на месте, предъявление для опознания и другие), направленные на установление и проверку обстоятельств общественно опасного посягательства и обороны от него, а поручение органу дознания о проведении отдельных следственных действий давать преимущественно в отношении следственных действий имеющих поисковую направленность (обыски, выемки и т.д.).

Качественное совместное планирование расследования следователем и сотрудниками органа дознания возможно только при обеспечении участия в планировании каждого участника взаимодействия. При таком планировании «...должны быть использованы творческие способности всех, чтобы ни одна версия, ни одна мысль не была отвергнута автоматически без детального обсуждения» [3, с. 131]. Сама работа по планированию расследования должна

213

носить системный характер, а обсуждения такого рода могут происходить не один раз в зависимости от изменения обстановки по уголовному делу [4, с. 91]. Аналогично и при планировании каких-либо совместных тактических операций, направленных на установление факта и обстоятельств совершения общественно опасного посягательства и обороны от него, а также на выявление и разоблачение фальсификаций и инсценировок оборонительных действий.

Кроме того, при установлении и проверке факта и обстоятельств общественно опасного посягательства и обороны от него определенную вспомогательную информацию следователь получает от общественности.

Анализ практики работы по рассматриваемой категории дел и специальной криминалистической литературы [5; 6; 7; 8; 9], позволяет сделать вывод, что взаимодействие следователя с общественностью по делам рассматриваемой категории при установлении и проверке факта и обстоятельств общественно-опасного посягательства и обороны от него, в том числе в условиях противодействия предварительному расследованию направлено, прежде всего, на решение следующих задач:

- получение сведений о возможных источниках доказательственной и иной криминалистически значимой информации о расследуемом событии (например, лицах, имеющих видеозапись происшедшего события (снятого на камеру, видеорегистратор автомобиля, телефон); информация о событии, либо видеозапись события, размещенные в сети Интернет на различных сайтах и страницах);

- установление личности участников, очевидцев происшедшего и других свидетелей общественно опасного посягательства и обороны от него;

- получение сведений о знакомстве, характере взаимоотношений и имевших место контактах в период до и после расследуемого события между лицом, совершившим общественно опасное посягательство, оборонявшимся от него, свидетелями и другими лицами;

- сбор дополнительной информации о личности участников расследуемого события (как характеризуется по месту жительства и в быту, наличие криминального прошлого, боевых, специальных или спортивных навыков единоборств, стрельбы, владения огнестрельным или холодным оружием, его постоянном ношении и т.д.;

- доведение до населения информации об обстоятельствах происшедшего в целях снижения искусственно создаваемого общественного ажиотажа вокруг происшедшего и попыток дискредитации органов расследования, подозреваемого (обвиняемого), потерпевшего, свидетелей или других участников уголовного процесса;

- привлечение представителей общественности к мониторингу средств массовой информации, информационных и социальных компьютерных сетей в целях сбора данных о расследуемом событии, его участниках (при их наличии -об источниках размещения данных сведений на общедоступных информационных ресурсах);

- розыск интересующих органы расследования предметов и документов, а также подозреваемых (обвиняемых);

- воздействие через население и средства массовой информации на поведение лиц, не желающих сотрудничать с органами расследования, скрывающихся или оказывающих противодействие предварительному расследованию.

Информация, поступающая от общественности, является ориентирующей. Её необходимо проверять следственным и оперативно-розыскным путем. Она может быть взята за основу при планировании и производстве различных следственных действий и тактических операций. Например, получив от представителей общественности сведения о размещении в сети Интернет видеозаписи расследуемого события, возможна ее фиксация и приобщение к материалам уголовного дела в качестве доказательства, а в дальнейшем это может послужить основанием для проведения других следственных действий (например, дополнительного осмотра места происшествия, опознания по видеозаписи, проведения экспертиз и т.д.), и разработки тактики допроса подозреваемого (обвиняемого) и других лиц противодействующих расследованию.

Для улучшения взаимодействия следователя с общественностью в целях установления состояния необходимой обороны или эксцесса обороны, необходимо организовать оперативную обратную связь со следователем (например, номер контактного телефона, адрес электронной почты). При этом необходимо, чтобы такие каналы связи обеспечивали поступление к следователю интересующей информации в полном объеме и исключали возможность ее искажения, передачи третьим лицам или утраты в целях противодействия расследованию.

Учитывая, что в настоящее время противодействие предварительному расследованию установления состояния необходимой обороны (эксцесса обороны) осуществляется разнообразными приемами и способами, взаимодействие следователя с органами дознания и общественностью в целях установления факта и обстоятельств совершения общественно опасного посягательства и обороны от него имеет очень важное значение и должно осуществляться на системной и постоянной основе.

Список литературы

1. Дубоносов Е.С. К вопросу о развитии учения об оперативно-розыскном обеспечении расследования преступлений // Вестник Нижегородского университета им.Н.И.Лобачевского.2015. №2. С.102-105.

2. Багаутдинов Ф.Н. Регламентация в УПК РФ участия в следственных действиях сотрудников органов дознания, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность // Российский следователь. 2003. №3. С. 12.

3. Плеснева Л.П. Совместное планирование как форма взаимодействия следователя с органами дознания // Сибирские уголовно-процессуальные и криминалистические чтения. Иркутск: Изд.БГУ, 2014.С.131.

4. Бахтеев Д.В., Драпкин Л.Я. Взаимодействие следователей с органами дознания и другими участниками расследования преступлений // Электронное

215

приложение к Российскому юридическому журналу. 2017. №3. С. 91.

5.Головин А.Ю., Дубоносов Е.С. Использование средств массовой информации в раскрытии и расследовании преступлени. Тула: Изд. ТулГУ, 2001.

6. Гаврилов А.М. Привлечение населения к участию в борьбе с преступностью: дисс. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2004.

7. Ишин А.М. Использование средств массовой информации при управлении и розыске лиц, совершивших преступления в ходе предварительного следствия: дисс. ... канд. юрид. наук. М.,1996.

8. Локтионова Ю.Ю. Понятие и значение привлечения населения к расследованию и профилактике преступлений // Общество и право. 2009. №3. С.235-237.

9. Резникова А.Г. Базовые понятия криминалистического учения о взаимодействии следователя с общественностью в расследовании преступлений // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2017. Вып. 1. Ч. II. С. 167 -171.

Цурбанов Сергей Александрович, аспирант, прокурор Тёпло-Огарёвского района, s. tsurbanov@yandex. ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет.

FEATURES OF THE INTERACTION OF THE INVESTIGATOR WITH THE BODIES OF INQUIRY AND THE PUBLIC IN ESTABLISHING THE FACT AND CIRCUMSTANCES OF DEFENSIVE

ACTIONS

S.A. Tsurbanov

The features of the interaction of the investigator with the bodies of inquiry and the public in relation to the verification of versions and to the solution of related tasks to establish the fact and circumstances of the commission of socially dangerous encroachment and the necessary defense against him are considered. It is noted that the instruction to the body of inquiry on the conduct of individual investigative actions should be given mainly in relation to investigative actions with a search orientation; Information from the public is orienting; it also needs to be checked through investigative and operational search.

Key words: investigator, body of inquiry, order for the production of individual investigative actions, circumstances of socially dangerous encroachment, public, information about a crime event, opposition to a preliminary investigation, necessary defense.

Tsurbanov Sergey Alexandrovich, postgraduate Student, Prosecutor of the Teplo-Ogarevsky District, s.tsurbanov@yandex.ru, Russia, Tula, Tula State University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.