Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ'

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
взаимодействие школы и семьи / учительско-родительские сообщества / наставническая деятельность / ассоциации родителей и учителей / school-family interaction / teacher-parent community / mentoring / parent-teacher network

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бокова Татьяна Николаевна

В статье обоснована важность взаимодействия семьи и образовательных институтов в процессе формирования личности ребенка. Интеграция усилий семьи и образовательных институтов в воспитательном процессе является важным фактором для создания благоприятных условий для развития детей, формирования у них ценностей и умений, необходимых для успешной адаптации в обществе. Выявлены и описаны особенности взаимодействия семьи и школы в ряде зарубежных стран: Китае, Франции, Германии, Кубы, Мексики, Финляндии и США. Выделены такие направления взаимодействия семьи и образовательного института, как создание учительско-родительских сообществ, взаимодействие в области образовательной деятельности, взаимодействие в области воспитательной деятельности, государственно-общественного управления школой, повышения педагогической компетентности родителей. Приведены примеры инновационных моделей взаимодействия школы и родителей обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бокова Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PECULIARITIES OF INTERACTION BETWEEN THE FAMILY AND EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN FOREIGN COUNTRIES

The article substantiates the importance of family and educational institutions interaction in the process of forming a child’s personality. The integration of the efforts of the family and educational institutions in the educational process is an important factor in creating favorable conditions for the development of children, the formation of their values and skills necessary for successful adaptation in society. The features of family and school interaction in the following foreign countries are identified and described: China, France, Germany, Cuba, Mexico, Finland and the USA. The following areas of interaction between the family and the educational institution are highlighted, such as: creating communities of teachers and parents, interaction in the field of educational activities, management of public schools and improving the pedagogical competence of parents. Examples of innovative models of interaction between schools and parents of students are given.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ»

ОБРАЗОВАНИЕ ЗА РУБЕЖОМ |

УДК 373.3/5.06(4/9)

DOI: 10.31862/1819-463X-2024-3-164-172

ББК 74.205(3)

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

Т. Н. Бокова

Аннотация. В статье обоснована важность взаимодействия семьи и образовательных институтов в процессе формирования личности ребенка. Интеграция усилий семьи и образовательных институтов в воспитательном процессе является важным фактором для создания благоприятных условий для развития детей, формирования у них ценностей и умений, необходимых для успешной адаптации в обществе. Выявлены и описаны особенности взаимодействия семьи и школы в ряде зарубежных стран: Китае, Франции, Германии, Кубы, Мексики, Финляндии и США. Выделены такие направления взаимодействия семьи и образовательного института, как создание учительско-родительских сообществ, взаимодействие в области образовательной деятельности, взаимодействие в области воспитательной деятельности, государственно-общественного управления школой, повышения педагогической компетентности родителей. Приведены примеры инновационных моделей взаимодействия школы и родителей обучающихся.

Ключевые слова: взаимодействие школы и семьи, учительско-родительские сообщества, наставническая деятельность, ассоциации родителей и учителей.

Для цитирования: Бокова Т. Н. Особенности взаимодействия семьи и образовательной организации в зарубежных странах // Наука и школа. 2024. № 3. С. 164-172. Б01: 10.31862/1819-463Х-2024-3-164-172.

© Бокова Т. Н., 2024

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

THE PECULIARITIES OF INTERACTION BETWEEN THE FAMILY AND EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN FOREIGN COUNTRIES

T. N. Bokova

Abstract. The article substantiates the importance of family and educational institutions interaction in the process of forming a child's personality. The integration of the efforts of the family and educational institutions in the educational process is an important factor in creating favorable conditions for the development of children, the formation of their values and skills necessary for successful adaptation in society. The features of family and school interaction in the following foreign countries are identified and described: China, France, Germany, Cuba, Mexico, Finland and the USA. The following areas of interaction between the family and the educational institution are highlighted, such as: creating communities of teachers and parents, interaction in the field of educational activities, management of public schools and improving the pedagogical competence of parents. Examples of innovative models of interaction between schools and parents of students are given.

Keywords: school-family interaction, teacher-parent community, mentoring, parent-teacher network.

Cite as: Bokova T. N. The peculiarities of interaction between the family and educational institutions in foreign countries. Nauka i shkola. 2024, No. 3, pp. 164-172. DOI: 10.31862/1819-463X-2024-3-164-172.

Введение

Советский педагог В. А. Сухомлинский однажды сравнил школу и семью с двумя «воспитателями», считая, что они «должны не только действовать в унисон и предъявлять одинаковые требования к ребенку, но и быть единомышленниками и разделять одни и те же убеждения» [1]. Взаимодействие между семьей и образовательными институтами важно не только для успешной социализации ребенка, но и для воспитания его нравственности, гражданской ответственности, уважения к окружающим и культурным ценностям. Кроме того, взаимодействие семьи и школы сегодня является одним из системообразующих организационно-педагогических условий повышения качества образования. Если школа призвана в строго организованной образовательной среде обеспечить определенную базу знаний, воспитать основополагающие человеческие качества и обучить основам социального поведения обучающихся, то семья обеспечивает комфортную для роста среду и родительскую заботу, оказывая важное влияние на формирование характера и личности ребенка.

Объявление 2024 г. «Годом семьи» по инициативе Президента России В. В. Путина свидетельствует о стремлении укрепить семейные узы, поддержать семьи в их родительской функции и обеспечить благополучие детей. Это показывает важность неразрывной связи между семьей и образованием в процессе формирования личности, интеграции в общество и преемственности ценностей поколений. Только объединенные усилия могут обеспечить детям необходимые знания, ценности и навыки для успешной жизни и карьеры. В любом диалоге, в диалоге семьи и школы в частности, осуществляются важнейшие проявления человеческих отношений: взаимоуважение, взаимодополняемость, взаимообогащение, сопереживание, сотворчество [2]. Поэтому актуализация взаимодействия семьи и образовательных институтов в воспитательных процессах

становится краеугольным камнем модернизации образования и укрепления семейных ценностей. Это ценно не только для успешного развития индивида, но и для общества в целом в условиях современной глобализации и разобщенности. Более того, рассматривая важность семьи, представляется актуальным усвоение национально-культурной информации, механизмов ее передачи при обучении и приемов формирования соответствующих ассоциаций и образов [3]. В данной статье мы проанализируем некоторые сложившиеся направления взаимодействия семьи и образовательной организации в ряде зарубежных стран: Китае, Японии, Кубе, Мексике, Германии, Финляндии и США.

Взаимодействие в условиях различных учительско-родительских сообществ

Для регулирования отношений между родителями и детьми в Японии создаются ассоциации родителей и учителей (parent-teacher association (PTA)). Эта рекомендованная ООН форма взаимодействия была заимствована и быстро прижилась в Японии. Однако современный функционал РТА в Японии не вполне соответствует изначальной задумке. PTA создавались для работы в направлении обеспечения благоприятного обучающего окружения для детей, проведения различных мероприятий и акций по улучшению качества образования. В Японии PTA по большей части занимается финансовой поддержкой школ.

В Финляндии функционирует Союз родителей, в который объединились местные родительские организации из разных коммун. Союз разрабатывает проекты по развитию сотрудничества семьи и школы, проводит консультации и обучение родителей. У него есть собственный печатный орган - общегосударственная газета «Вести родителей».

В школах Кубы также создаются такие объединения, как учительско-родитель-ские советы. В Совет входят по одному родителю из каждого класса, представители школьной администрации и педагоги. В функции Совета входят в основном организация школьных мероприятий (культурных, спортивных, образовательных, воспитательных, общественно-значимых и т. д.), обсуждение актуальных проблем на уровне школы и поиск путей их решения. Кроме того, администрация образовательной организации согласует с Советом выбор школьных учебников, обсуждает итоги успеваемости в пределах отдельно взятого класса или всей школы.

В США в каждой крупной школе есть филиал общенациональной Ассоциации родителей и учителей. Родители - активные участники школьных реформ. В некоторых школах мнение родительских комитетов играет доминирующую роль в организации учебного процесса вплоть до утверждения программ и методов обучения. Многие школы стремятся к еще большему взаимодействию с родителями: например, устанавливают «горячую телефонную связь» - дежурство опытных педагогов у школьного телефона для родителей, нуждающихся в безотлагательной беседе и консультации.

В Германии в школах создаются такие органы родительской общественности, как Родительский консультативный совет и Родительская конференция. Эти родительские представительства на школьном уровне объединяются в межшкольные родительские советы округа или федеративной земли, а также на федеральном уровне в Федеральный родительский совет.

Взаимодействие в направлении образовательной деятельности

В КНР родители разделяют ответственность за качество образования. Семья и школа в Китае считаются двумя самыми важными «основами» в процессе обучения и роста каждого человека, а «рождение в семье и взросление в школе» -

это еще и самый большой вызов, с которым должна столкнуться образовательная деятельность. Оценка удовлетворенности родителей качеством преподавания и обучения имеет решающее значение для развития школ. Для родителей существует несколько способов высказать свои предложения по организации образовательного процесса. Во-первых, это родительские собрания: школы обычно регулярно проводят родительские собрания, которые являются важной коммуникативной площадкой для родителей, позволяющей им высказывать свои мнения и предложения школе. Во-вторых, письменное обращение: если родители чувствуют необходимость высказать школе свои мнения или предложения, но им неудобно выражать их непосредственно на родительских собраниях, они могут написать письмо. В-третьих, телефонные или личные беседы: родители также могут поговорить с учителями или администраторами школы по телефону или лично и напрямую высказать им свои мнения и предложения. Таким образом, между школой и родителями поддерживается постоянная обратная связь, при этом соблюдаются принципы взаимного понимания, доверия и уважения.

В японской школе сохраняются традиции отделения родителей от учебного процесса. Учебный процесс (программы, формы, методы обучения) остается для родителей запретной зоной. При этом в Основном законе об образовании [4] страны говорится, что школы, семьи и общины должны осознавать свои соответствующие роли и обязанности и стремиться к взаимной координации и взаимному сотрудничеству. А школы должны прилагать дополнительные усилия вместе с родителями и местными сообществами для создания наиболее благоприятных условий для развития детей. Родители несут основную ответственность за образование своих детей. Следовательно, школы должны понимать и уважать образовательную политику семей. Однако в отсутствии тесных связей школы и семьи в ситуации возникновения проблем у детей педагоги и родители могут не найти согласия, что иногда приводит к задержке в решении проблемы или к длительной задержке в ее разрешении.

В Германии практикуется общение родителей с педагогами по поводу содержания рабочих программ или других вопросов организации образовательного процесса. Школа рассматривает мнение родителей как экспертное и стремится к конструктивному диалогу с ними. В обязанности родителей входит оказание помощи ребенку в выполнении домашних заданий, обеспечение участия детей в различных школьных мероприятиях. Родители несут ответственность за освоение учениками школьной программы, например, обязуются обеспечивать посещение занятий и выполнение домашних работ. Родительские права и обязанности регулируются федеральным законодательством в сфере образования.

В государственных школах и колледжах Мексики взаимодействие семьи и школы сводится к участию родителей в родительских собраниях, проводимых раз в месяц. Со стороны школы возможна помощь в получении социальных льгот для семей одаренных детей или же наоборот, детей с проблемами развития. В частных школах, где образование осуществляется на платной основе за счет родителей, родители очень активно участвуют в выборе школьных учебников и принятии решения о содержании обучения. Новая образовательная модель и новый тип учебника, используемый в Мексике, предусматривает больше межпредметных связей и большую гибкость программы. Кроме того, родители принимают активное участие в организации и проведении различного типа школьных мероприятий.

Интересен опыт Финляндии, где реализуется проект по введению полного школьного дня («Mukava»). Он проводится университетом г. Ювяскюля и финансируется фондом независимости Финляндии [5]. В ходе проекта учителя, родители

и педагоги-организаторы совместно разрабатывают и утверждают не только индивидуальные учебные планы, но и планы проведения свободного времени для каждого ребенка (уараа-а]ап эииппИе^а - УАРБЫ). В план вносится описание групп по проведению свободного времени и кружков, которые ребенок хочет посещать. План УАРБи ежегодно обновляется.

Взаимодействие в направлении воспитательной деятельности

В японских школах родители помогают школе в обеспечении качества воспитания, однако, большая ответственность все же лежит на школе. Система воспитания, которой придерживается большинство японских родителей, подразумевает минимальное количество запретов и ограничений, поэтому перед школой стоит непростая задача: научить детей жить в обществе. Родители принимают участие в воспитательной деятельности, оказывают материальную поддержку, берут на себя расходы на создание комфортной образовательной среды, помогают в организации школьных поездок. Однако число родителей, готовых принимать активное участие в жизни класса, не так велико. Внеурочная деятельность, которая в России по большей части организовывается при поддержке родителей, в Японии практически полностью контролируется школой. После уроков школьники посещают различные кружки «букацу», которые делятся на два вида: спортивные кружки и общеобразовательные кружки. Участие в кружках является добровольным, а не обязательным. Однако большинство школьников состоят в клубах, так как японские клубы являются «частью образования», и с этой точки зрения они уникальны по сравнению с клубной деятельностью в других странах. Посещение «букацу» помогает школьникам научиться командной работе и сотрудничеству. В частности, спортивные клубы имеют строгую вертикальную иерархию и полезны для освоения особенностей этикета. Также важно отметить, что деятельность клубов младших и старших классов средней школы повлияла на то, как работают японские компании - именно на выстраивание отношений «старший-младший», или сэмпай и кохай, которое строится на уважении к старшим. В присутствии ребенка родители никогда не подвергнут сомнению суждения педагога. Они всегда могут рассчитывать на обстоятельную беседу с учителем [6].

В КНР распространена наставническая деятельность родителей. Однако она направлена не на какого-то конкретного ребенка, а на целый класс. В связи с тем, что многие родители очень много работают и не всегда могут каждый день уделять время на помощь ребенку с домашним заданием, в китайских школах раз в месяц каждый родитель должен вместе с учителем помогать ученикам класса своего ребенка делать домашние задания во время урока по самоподготовке (специально отведенное время, когда ученики сидят в классе и готовят свое домашнее задание). Та же самая практика применима и к старшеклассникам: родитель приходит в класс вместе со своим ребенком и помогает ему и его одноклассникам готовиться к экзаменам. Таким образом, у родителей есть возможность глубже понять как своих детей, так и их одноклассников.

В Основном законе в Германии воспитание детей закреплено за родителями как естественное право и обязанность. Правовые нормы ответственности родителей закреплены в соответствующих школьных законах федеральных земель. Например, Шестая статья Основного закона [7] закрепляет за родителями неотъемлемое право и обязанность обеспечения ухода за детьми и их воспитания. Последующая статья гарантирует осуществление государственного надзора за соблюдением данного права и обязанностей. В Германии школа также консультирует родителей по вопросам воспитания, ссылаясь на предложения по обучению родителей на местном

и региональном уровнях, и поддерживает инициативы по повышению квалификации родителей в области образования.

В 2001 г. в Финляндии «Союз коммун Финляндии» начал реализацию проекта «Воспитание для будущего». В учебном плане коммуны Муураме подробно обозначены цели и предпосылки сотрудничества родителей и школы, точно оговорены обязательства сторон [5]. Особое внимание уделяется налаживанию контактов с семьями на переходных этапах: при переводе из детского сада в первый класс, в среднюю и старшую школу. В Финляндии считается, что на переходных этапах принципиальную роль играет так называемая «коллегиальность в воспитании»: тесное сотрудничество семьи, учителей, классных руководителей, педагогов дополнительного образования. Изучению «коллегиальности» сегодня посвящаются курсы для персонала детских садов, учителей первых классов и классных руководителей.

Отношения в сфере воспитательной деятельности в Мексике и на Кубе связаны с участием в совете родителей, участием в организации и проведении различного типа школьных воспитательных мероприятий. Как в Мексике, так и на Кубе практикуется посещение педагогами домов отдельных учеников для детального обсуждения с родителями возникших проблем и более глубокого понимания педагогом их причин, диагностики благополучия семьи и атмосферы, в которой воспитывается ребенок [8]. Следует отметить, что, как правило, школа и дом ученика находятся в одном районе, жители которого знакомы между собой, таким образом, взаимодействие школьной дирекции, педагогов и родителей может носить неформальных характер. Активно проводятся совместные трудовые дни («субботники»). Даты и частота их проведения определяются на Советах родителей. Совместными силами родителей и детей проводится уборка школьной территории, ремонт здания, приведение в порядок библиотеки и библиотечных каталогов и т. д.

Взаимодействие в направлении развития педагогической компетенции родителей

Как уже отмечалось выше, многие современные родители из-за занятости на работе не располагают временем для заботы об образовании и развитии своих детей. Именно поэтому на базе школ часто организуются различные родительские клубы, деятельность которых довольно разнообразна. Задача родительского клуба - укреплять связь и сотрудничество между родителями, оказывать поддержку и финансирование, а также способствовать всестороннему развитию детей.

Деятельность такого клуба в КНР включает образовательные беседы: приглашаются специалисты, которые проводят беседы и отвечают на вопросы по образовательным темам, таким как семейное воспитание и методы обучения детей. Члены родительского клуба ведут общественную работу: организуют совместные с родителями мероприятия, направленные на воспитание у детей гражданского самосознания и чувства социальной ответственности; организуют тематические собрания для родителей и детей. Для повышения педагогической грамотности родителей и развития навыков семейного воспитания родительские клубы могут организовывать тренинги для родителей о концепциях семейного воспитания.

На Кубе в школах активно функционирует «Школа семейного образования» [9]. Заседания проводятся раз в месяц, могут присутствовать родители всего класса, но работа в первую очередь направлена на помощь неблагополучным семьям или родителям, чьи дети демонстрируют девиантное поведение. С родителями работают педагоги-психологи, проводится воспитательная работа и выдаются рекомендации по взаимодействию с ребенком. Для выявления «проблемных» семей классным

руководителем проводится диагностика. Согласно положению о школе семейного образования, она ставит перед собой следующие цели: демократизировать отношения между школой и семьей, между учителями, школьной администрацией и родителями. Этот новый тип отношений осуществляется в их участии в управлении школой, в принятии решений об образовании детей или подростков; в подготовке родителей к выполнению своей внутрисемейной воспитательной функции; в координации воспитательных воздействий между обоими институтами и т. д.

Основным полем для диалога родителей и школы в Японии является вышеупомянутая ассоциация родителей и учителей. Однако в последние годы появляется все больше родителей, которые не умеют правильно обращаться со своими детьми. Для решения данной проблемы создаются родительские программы. Эти программы часто проводятся в форме лекций и круглых столов, а также семинаров и практических занятий. Темы лекций различны, посвящены актуальным проблемам семейного воспитания, например, как воспитывать детей до и после поступления в школу, как формировать основные жизненные ценности в раннем детстве и др. В ходе этих мероприятий родители получают возможность узнать об особенностях детского поведения и приобрести необходимый опыт для более успешного взаимодействия как со своими детьми, так и другими родителями и их детьми.

В Германии родителям доступно множество программ, в рамках которых они могут развивать свои педагогические компетенции. Так, разрабатываются образовательные программы, целью которых является предоставление эмпирически проверенных знаний о процессах развития ребенка в их взаимосвязи с тем, как должны формироваться отношения между родителями и детьми и конкретные воспитательные действия в повседневной жизни [10]. Согласно федеральной системе образования Германии, школьная психологическая служба в каждой федеральной земле продолжает развиваться самостоятельно. Помимо консультативной деятельности данная служба по мере необходимости принимает участие в урегулировании конфликтов и разногласий между преподавателями, учениками или их родителями, а также между учениками или их семьями непосредственно.

Взаимодействие в направлении государственно-общественного управления образовательной организацией

В КНР родители избираются в состав Попечительских и Управляющих советов, принимают участие в обсуждении вопросов организации образовательного процесса, с правом решающего голоса.

А в Мексике и на Кубе участие родителей в управлении образовательной организацией не предусмотрено, за исключением частных образовательных организаций, где совет родителей имеет право участия в принятии решений по утверждению образовательной программы.

Во Франции родители учащихся, избранные в школьный совет или совет директоров средней школы, являются полноправными членами этих органов с правом совещательного голоса. Он голосуют за правила внутреннего распорядка школы, утверждают школьные проекты, высказывают свое мнение и вносят предложения по функционированию школы и по всем вопросам, касающимся школьной жизни: школьного питания, школьной гигиены, безопасности детей и т. д., утверждают бюджет и внутренние правила, дают свое согласие на образовательную программу.

В Германии возможности самостоятельного участия родителей или же их коопераций с преподавательским составом в управлении образовательной организацией ре-

ализуются во всех федеральных землях. Функционирующие родительские консультативные советы или родительские конференции обладают правами на принятие решений в области управления организацией в соответствии с правилами конкретной образовательной организации. К примеру, в Бремене и Саксонии существует постановление, согласно которому представителям родителей должно быть предложено повышение квалификации, чтобы они могли получить необходимые знания для соответствующей деятельности в школе. В Гессене, Нижней Саксонии, Северном Рейне-Вестфалии и Рейнланд-Пфальце регулируется представленность родителей иностранных учеников в подобных органах.

Заключение

Подводя итог, отметим, что в опыте зарубежных стран наблюдаются разные подходы к организации взаимодействия школы и родителей обучающихся. Однако инициатором выстраивания взаимодействия всегда выступает образовательная организация. Основная активность, мотивирующая родителей на контакт, как правило, исходит именно со стороны педагогов. Ведь именно от качественного педагогического обеспечения взаимодействия семьи и школы зависит эффективность решения образовательных и воспитательных задач, сформулированных в стратегиях развития национальных образовательных систем.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Сухомлинский В. А. Проблемы воспитания всесторонне развитой личности II История педагогики в России. М., 1999. С. 373.

2. Постмодернизм как доминанта развития системы образования в США и России I Т. Н. Бокова, В. Г. Малахова, Е. Г. Тарева [и др.]. М.: Языки Народов Мира, 2020. 224 с.

3. Воронина Л. А., Летун С. А. Роль национально-культурного компонента при обучении иностранному языку (на примере корейского) II Вестн. Новосибирского гос. ун-та. Сер.: История, филология. 2021. Т. 20, № 2. С. 49-56.

4. Основной закон об образовании Японии (^WS^/È). URL: https:llwww.mext.go.jplb_menul kihonlaboutlmext_00003.html (дата обращения: 14.04.2024).

5. Родственные отношения: За рубежом семья и школа коллегиально решают все проблемы: Финляндия II Управление школой. 2007. № 06 (438). URL: https:llupr.1sept.rularticle. php?ID=200700605 (дата обращения: 10.04.2024).

6. Cave P. Bukatsudö: The Educational Role of Japanese School Clubs II The Journal of Japanese Studies. 2004. 30 (2). P. 383-415. DOI: https:lldoi.orgl10.1353ljjs.2004.0041.

7. Bildung und Erziehung als gemeinsame Aufgabe von Eltern und Schule (Beschluss der Kultusministerkonferenz vom 11.10.2018). URL: https:IIclck.ruI3A3UhZ (дата обращения: 09.04.2024).

8. Ducoing-Watty P. Rutas de las reformas de educación preescolar, primaria y. secundaria en México Il Ducoing-Watty P. (coordinador) Educación preescolar, primaria y secundaria y reforma educativa. México: UNAM-IISUE; 2018. P. 45-46.

9. Las escuelas de educación familiar y los consejos de escuela y círculo infantil. La Habana, 2014.

10. Вострикова Т. А., Зайцева Н. В. Организация школьной психологической помощи в Германии II Psychology. Historical-critical Reviews and Current Researches. 2021. Vol. 10, Iss. 2A. URL: http:llpublishing-vak.гu/filelarchive-psycology-2021-2l1e-vostrikova-zaitseva.pdf (дата обращения: 09.04.2024).

11. Закон о школьном образовании Японии URL: https:llelaws.e-gov.go.jpldocument (дата обращения: 09.04.2024).

12. Ishii T. The Future of "Japanese Schools" as a Community: Points of Discussion on the Liberalization and Personalization of Education and the "Small Schools" Debate II Educational Studies in Japan: International Yearbook. 2022. No. 16. P. 147-164. DOI: https:lldoi.orgl10.7571lesjkyoiku.16.147.

14. Gesetzliche Grundlagen der Elternbeteiligung in Kitas und Schulen // Bundeselternnetzwerk der Migrantenorganisationen für Bildung & Teilhabe. URL: https://www.bundeselternnetzwerk.de/infor-mationen-materialien/gesetzliche-grundlagen (дата обращения: 09.04.2024).

REFERENCES

1. Sukhomlinskiy V. A. Problemy vospitaniya vsestoronne razvitoy lichnosti. In: Istoriya pedagogiki v Rossii. Moscow, 1999. P. 373.

2. Bokova T. N., Malakhova V. G., Tareva E. G. et al. Postmodernizm kak dominanta razvitiya sistemy obrazovaniya v SShA i Rossii. Moscow: Yazyki Narodov Mira, 2020. 224 p.

3. Voronina L. A., Letun S. A. Rol natsionalno-kulturnogo komponenta pri obuchenii inostrannomu yazyku (na primere koreyskogo). Vestn. Novosibirskogo gos. un-ta. Ser.: Istoriya, filologiya. 2021, Vol. 20, No. 2, pp. 49-56.

4. Osnovnoy zakon ob obrazovanii Yaponii (^WS^/i). Available at: https://www.mext.go.jp/b_ menu/kihon/about/mext_00003.html (accessed: 14.04.2024).

5. Rodstvennye otnosheniya: Za rubezhom semya i shkola kollegialno reshayut vse problemy: Finlyandiya. Upravlenie shkoloy. 2007. № 06 (438). Available at: https://upr.1sept.ru/article. php?ID=200700605 (accessed: 10.04.2024).

6. Cave P. Bukatsudö: The Educational Role of Japanese School Clubs. The Journal of Japanese Studies. 2004, 30 (2), pp. 383-415. DOI: https://doi.org/10.1353/jjs.2004.0041.

7. Bildung und Erziehung als gemeinsame Aufgabe von Eltern und Schule (Beschluss der Kultusministerkonferenz vom 11.10.2018). Available at: https://clck.ru/3A3UhZ (accessed: 09.04.2024).

8. Ducoing-Watty P. Rutas de las reformas de educación preescolar, primaria y. secundaria en México. En: Ducoing-Watty P. (coordinador) Educación preescolar, primaria y secundaria y reforma educativa. México: UNAM-IISUE; 2018. Pp. 45-46.

9. Las escuelas de educación familiar y los consejos de escuela y círculo infantil. La Habana, 2014.

10. Vostrikova T. A., Zaytseva N. V. Organizatsiya shkolnoy psikhologicheskoy pomoshchi v Germanii. Psychology. Historical-critical Reviews and Current Researches. 2021, Vol. 10, Iss. 2A. Available at: http://publishing-vak.ru/file/archive-psycology-2021-2/1e-vostrikova-zaitseva.pdf (accessed: 09.04.2024).

11. Zakon o shkolnom obrazovanii Yaponii (^fö^W/i). Available at: https://elaws.e-gov.go.jp/ document (accessed: 09.04.2024).

12. Ishii T. The Future of "Japanese Schools" as a Community: Points of Discussion on the Liberalization and Personalization of Education and the "Small Schools" Debate. Educational Studies in Japan: International Yearbook. 2022. No. 16. P. 147-164. DOI: https://doi.org/10.7571/esjkyoiku.16.147.

14. Gesetzliche Grundlagen der Elternbeteiligung in Kitas und Schulen. In: Bundeselternnetzwerk der Migrantenorganisationen für Bildung & Teilhabe. Available at: https://www.bundeselternnetzwerk. de/informationen-materialien/gesetzliche-grundlagen (accessed: 09.04.2024).

Бокова Татьяна Николаевна, доктор педагогических наук, профессор РАО, профессор кафедры английского языка и лингводидактики, заместитель директора института иностранных языков, Московский городской педагогический университет e-mail: Bokovatn@mgpu.ru

Bokova Tatiana N., ScD in Education, Professor, Russian Academy of Education, Professor, English Language and Linguodidactics Department, Deputy Director, Institute of Foreign Languages, Moscow City University

e-mail: Bokovatn@mgpu.ru

Статья поступила в редакцию 16.04.2024 The article was received on 16.04.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.