Научная статья на тему 'ДИАЛОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ: СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ'

ДИАЛОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ: СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
365
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и наука
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ / ДИАЛОГ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ / ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ / ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коротаева Е.В., Андрюнина А.С., Чугаева И.Г.

Введение. Мировая тенденция развития образования связана с конвергенцией социальных институтов семьи и школы, растущей вовлеченностью родителей в образовательный процесс, осознанием родителями значимости образования. Гармонизация отношений семьи и школы возможна, если развитие образовательных отношений выстраивается по принципу диалога, направленного на сближение интересов субъектов образования, выработку единой образовательной стратегии, общих ценностей и целей образования. В связи с этим, необходимо рассмотреть круг вопросов и проблем, требующих активизации диалогической позиции педагогов и родителей.Цель настоящей работы - определение содержания диалогического взаимодействия педагогов и родителей в современной социально-культурной ситуации образовательного процесса и направлений обновления психолого-педагогического знания родителей.Методология и методы. При определении содержательного аспекта взаимодействия педагогов и родителей учитывались теоретические положения философской антропологии о сущности диалога: интенциональность диалога, «встреча» сознаний в процессе диалога, открытость диалога. В исследовании использовался экзистенциальный подход, позволяющий определить ценностно-смысловые основания события семьи и школы.Результаты исследования. В ходе исследования были определены образовательные потребности родителей, состоящие в необходимости организации диалогического взаимодействия с педагогами по вопросам воспитания, взаимоотношений в коллективе учеников и взаимоотношениями с педагогами, вопрос о создании условий, способствующих улучшению морально-психологического состояния ребенка в школе, вопросы развития ребенка и формирования здорового образа жизни. Отмечено, что родители определяют взаимодействие с педагогами как согласование педагогических позиций, ценностей и целей образования. Приоритеты родителей, участвовавших в исследовании, связаны с необходимостью осмысления ценностей и смыслов собственной воспитательной деятельности, насыщением аксиологической и практико-ориентированной составляющей содержания психолого-педагогического знания родителей.Научная новизна. Взаимодействие семьи и школы рассмотрено в контексте активизации диалогической позиции родителей и педагогов как субъектов образовательных отношений. Образовательный выбор родителей связан с переживанием смысла собственной воспитательной деятельности через диалог с педагогами. Обосновано, что диалог является способом взаимодействия субъектов, для которого характерна обращенность на основе их события, незаконченность и открытость, сохранение диалогической позиции в процессе взаимодействия. Диалогическое взаимодействие педагогов и родителей способствует выработке общих экзистенциальных ценностей - любви, свободы и ответственности, соборности.Практическая значимость. Результаты данного исследования могут быть использованы педагогами для выстраивания диалогического взаимодействия семьи и школы. Определение содержания взаимодействия семьи и школы позволит учителям планировать тематику консультаций, родительских конференций, собраний и других форм взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIALOGICAL INTERACTION BETWEEN FAMILY AND SCHOOL: THE CONTENT ASPECT

Introduction. The development of modern education is connected with the convergence of social institutions of family and school, involvement of parents in the educational process, and realization of the role and importance of education by parents. The harmonisation of family and school relations is possible if the development of educational relations is based on the principle of dialogue aimed at bringing together the interests of the subjects of education, elaboration of a unified educational strategy and identification of the common values and goals of education. In this regard, it is necessary to discuss a number of issues and problems that require promotion of dialogue between teachers and parents.Aim. The aim of this research is to determine the content of dialogical interaction between teachers and parents in the modern socio-cultural environment of the educational process and the directions of updating the psychological and pedagogical knowledge of parents.Methodology and research methods. To determine the content of the interaction between teachers and parents, the authors used theoretical provisions of philosophical anthropology about the essence of dialogue: the intention of dialogue, the «encounter» views in the process of dialogue and the openness of dialogue. An existential approach was applied to determine the value-semantic foundations of the co-existence of family and school.Results. This study has revealed educational needs of parents that consist in the promotion of dialogue with teachers on the problems of education and upbringing, relations between students in class and between students and teachers. It has also identified the problems of creation of conditions that improve moral and psychological well-being of a child at school, as well as the issues of a child’s development and promotion of a healthy lifestyle. Parents view interaction with teachers as coordination of pedagogical attitudes, values and goals of education. The survey reveals the priorities of parents connected with the necessity of perception and comprehension of values and meanings of their own upbringing methods, and the need for enrichment of their psychological and pedagogical background with axiological and practice-focused components.Scientific novelty. The interaction of family and school is analysed in the context of dialogue between parents and teachers, who are subjects of educational relations. The educational choice of parents is connected with the assessment of the meaning of their own upbringing methods via the dialogue with teachers. The authors found that dialogue is a way of subjects’ interaction, which is characterized by mutuality due to their co-existence, incompleteness and openness and preservation of the dialogical nature in the process of interaction. Dialogical interaction between teachers and parents contributes to the development of the common existential educational values - love, freedom and responsibility, and collegiality.Practical significance. The results of the present study can be used by teachers to build a dialogical interaction between family and school. The content of the interaction between the family and the school will allow teachers to plan the topics of consultations, parent conferences, meetings and other forms of interaction.

Текст научной работы на тему «ДИАЛОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ: СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ»

УДК 37.018.263

DOI: 10.17853/1994-5639-2023-3-97-121

ДИАЛОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ: СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Е. В. Коротаева1, А. С. Андрюнина2, И. Г. Чугаева3

Уральский государственный педагогический университет, Екатеринбург, Россия. E-mail: 1e.v.korotaeva@yandex.ru; 2shurunko@mail.ru; 3mnachugaeva555@mail.ru

Аннотация. Введение. Мировая тенденция развития образования связана с конвергенцией социальных институтов семьи и школы, растущей вовлеченностью родителей в образовательный процесс, осознанием родителями значимости образования. Гармонизация отношений семьи и школы возможна, если развитие образовательных отношений выстраивается по принципу диалога, направленного на сближение интересов субъектов образования, выработку единой образовательной стратегии, общих ценностей и целей образования. В связи с этим, необходимо рассмотреть круг вопросов и проблем, требующих активизации диалогической позиции педагогов и родителей.

Цель настоящей работы - определение содержания диалогического взаимодействия педагогов и родителей в современной социально-культурной ситуации образовательного процесса и направлений обновления психолого-педагогического знания родителей.

Методология и методы. При определении содержательного аспекта взаимодействия педагогов и родителей учитывались теоретические положения философской антропологии о сущности диалога: интенциональность диалога, «встреча» сознаний в процессе диалога, открытость диалога. В исследовании использовался экзистенциальный подход, позволяющий определить ценностно-смысловые основания со-бытия семьи и школы.

Результаты исследования. В ходе исследования были определены образовательные потребности родителей, состоящие в необходимости организации диалогического взаимодействия с педагогами по вопросам воспитания, взаимоотношений в коллективе учеников и взаимоотношениями с педагогами, вопрос о создании условий, способствующих улучшению морально-психологического состояния ребенка в школе, вопросы развития ребенка и формирования здорового образа жизни. Отмечено, что родители определяют взаимодействие с педагогами как согласование педагогических позиций, ценностей и целей образования. Приоритеты родителей, участвовавших в исследовании, связаны с необходимостью осмысления ценностей и смыслов собственной воспитательной деятельности, насыщением аксиологической и практико-ориентированной составляющей содержания психолого-педагогического знания родителей.

Научная новизна. Взаимодействие семьи и школы рассмотрено в контексте активизации диалогической позиции родителей и педагогов как субъектов образовательных отношений. Образовательный выбор родителей связан с переживанием смысла собственной воспитательной деятельности через диалог с педагогами. Обосновано, что диалог является способом взаимодействия субъектов, для которого характерна обращенность на основе их со-бытия, незаконченность и открытость, сохранение диалогической позиции в процессе взаимодействия. Диалогическое взаимодействие педагогов и родителей способствует выработке общих экзистенциальных ценностей - любви, свободы и ответственности, соборности.

Практическая значимость. Результаты данного исследования могут быть использованы педагогами для выстраивания диалогического взаимодействия семьи и школы. Определение содержания взаимодействия семьи и школы позволит учителям планировать тематику консультаций, родительских конференций, собраний и других форм взаимодействия.

Ключевые слова: взаимодействие семьи и школы, диалог педагогов и родителей, ценностные основания взаимодействия семьи и школы, формы взаимодействия семьи и школы.

Благодарности. Выражаем глубокую благодарность всем, кто участвовал в опросе, а также искреннюю признательность анонимным рецензентам за ценные замечания и рекомендации, позволившие повысить качество статьи в процессе ее доработки.

Для цитирования: Коротаева Е. В., Андрюнина А. С., Чугаева И. Г. Диалогическое взаимодействие семьи и школы: содержательный аспект // Образование и наука. 2023. Т. 25, № 3. С. 97-121. DOI: 10.17853/1994-5639-2023-3-97-121

DIALOGICAL INTERACTION BETWEEN FAMILY AND SCHOOL: THE

CONTENT ASPECT

E. V. Korotaeva1, A. S. Andryunina2, I. G. Chugaeva3

Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia. E-mail: 1e.v.korotaeva@yandex.ru; 2shurunko@mail.ru; 3irinachugaeva555@mail.ru

Abstract. Introduction. The development of modern education is connected with the convergence of social institutions of family and school, involvement of parents in the educational process, and realisation of the role and importance of education by parents. The harmonisation of family and school relations is possible if the development of educational relations is based on the principle of dialogue aimed at bringing together the interests of the subjects of education, elaboration of a unified educational strategy and identification of the common values and goals of education. In this regard, it is necessary to discuss a number of issues and problems that require promotion of dialogue between teachers and parents.

Aim. The aim of this research is to determine the content of dialogical interaction between teachers and parents in the modern socio-cultural environment of the educational process and the directions of updating the psychological and pedagogical knowledge of parents.

Methodology and research methods. To determine the content of the interaction between teachers and parents, the authors used theoretical provisions of philosophical anthropology about the essence of dialogue: the intention of dialogue, the "encounter" views in the process of dialogue and the openness of dialogue. An existential approach was applied to determine the value-semantic foundations of the co-existence of family and school.

Results. This study has revealed educational needs of parents that consist in the promotion of dialogue with teachers on the problems of education and upbringing, relations between students in class and between students and teachers. It has also identified the problems of creation of conditions that improve moral and psychological well-being of a child at school, as well as the issues of a child's development and promotion of a healthy lifestyle. Parents view interaction with teachers as coordination of pedagogical attitudes, values and goals of education. The survey reveals the priorities of parents connected with the necessity of perception and comprehension of values and meanings of their own upbringing methods, and the need for enrichment of their psychological and pedagogical background with axiolog-ical and practice-focused components.

Scientific novelty. The interaction of family and school is analysed in the context of dialogue between parents and teachers, who are subjects of educational relations. The educational choice of parents is connected with the assessment of the meaning of their own upbringing methods via the dialogue with teachers. The authors found that dialogue is a way of subjects' interaction, which is characterised by mutuality due to their co-existence, incompleteness and openness and preservation of the dialogical nature in the process of interaction. Dialogical interaction between teachers and parents contributes to the development of the common existential educational values - love, freedom and responsibility, and collegiality.

Practical significance. The results of the present study can be used by teachers to build a dialogical interaction between family and school. The content of the interaction between the family and the school will allow teachers to plan the topics of consultations, parent conferences, meetings and other forms of interaction.

Keywords: interaction between family and school, dialogue between teachers and parents, value foundations of interaction between family and school, forms of interaction between family and school.

Acknowledgements. The authors express their deep gratitude to everyone who participated in the survey and to the anonymous reviewers for valuable comments and recommendations that made it possible to improve the quality of the article in the process of its revision.

For citation: Korotaeva E. V., Andryunina A. S., Chugaeva I. G. Dialogical interaction between family and school: The content aspect. Obrazovanie i nauka = The Education and Science Journal. 2023; 25 (3): 97-121. DOI: 10.17853/1994-5639-2023-3-97-121

INTERACCION DIALOGICA ENTRE LA FAMILIA Y LA ESCUELA: ASPECTO DE CONTENIDO

E. V. Korotáeva1, A. S. Andriúnina2, I. G. Chugáeva3

Universidad Pedagógica Estatal de Los Urales, Ekaterimburgo, Rusia. E-mail: 1e.v.korotaeva@yandex.ru; 2shurunko@mail.ru; 3irinachugaeva555@mail.ru

Abstracto. Introducción. La tendencia mundial en el desarrollo de la educación está relacionado con la convergencia de las instituciones sociales de la familia y la escuela, la creciente participación de los padres en el proceso educativo y la conciencia de los padres sobre la importancia de la educación. La armonización de las relaciones familiares y escolares es posible si el desarrollo de las relaciones educativas se basa en el principio de un diálogo destinado a aunar los intereses de los agentes de la educación, desarrollando una estrategia educativa unificada, valores comunes y objetivos de la educación. En este sentido, es necesario considerar una serie de cuestiones y problemas que requieren la activación de la posición dialógica de docentes y padres de familia.

Objetivo. El propósito de este trabajo es determinar el contenido de la interacción dialógica entre los docentes y los padres de familia en la situación sociocultural actual del proceso educativo y de las orientaciones para la actualización del conocimiento psicológico y pedagógico de los padres.

Metodología, métodos y procesos de investigación. Al determinar el aspecto de contenido de la interacción entre los docentes y los padres de familia, se tuvieron en cuenta las disposiciones teóricas de la antropología filosófica sobre la esencia del diálogo: La intencionalidad del diálogo, el "encuentro" de conciencias en el proceso de diálogo, la apertura del diálogo. Para el estudio se utilizó un enfoque exis-tencial a fin de determinar los fundamentos valorativos y semánticos de coexistencia entre la familia y la escuela.

Resultados de la investigación. Durante el estudio, se identificaron las necesidades educativas de los padres, conscientes de la necesidad de organizar la interacción dialógica con los pedagógos sobre temas de educación, las relaciones colectivas del alumnado y las relaciones con los docentes, la cuestión de crear condiciones propicias para mejorar el estado moral y psicológico del niño en la escuela, el desarrollo del niño y la formación de un estilo de vida saludable. Se observa que los padres definen la interacción con los docentes como la coordinación de posiciones pedagógicas, valores y objetivos de la educación. Las prioridades de los padres que participaron del estudio están relacionadas con la necesidad de comprender los valores y significados de las propias actividades educativas, para enriquecer el componente axiológico y práctico del contenido del saber psicológico y pedagógico de los padres de familia.

Novedad científica. La interacción entre la familia y la escuela se considera en el contexto de la activación de la posición dialógica tanto de padres y docentes, viéndolos como los agentes actuantes en las relaciones educativas. La elección educativa de los padres está relacionada con experimentar el significado de sus propias actividades educativas a través del diálogo interactivo con los pedagógos. Es evidente, que el diálogo es una forma de interacción entre sujetos, que se caracteriza por la comunicación entre

unos y otros a partir de su coexistencia, insuficiencia y apertura, manteniendo una posición dialógica en el proceso de interacción. La interacción dialógica de los pedagógos y los padres de familia contribuye al desarrollo de valores existenciales comunes: Amor, libertad, responsabilidad y compañerismo.

Significado práctico. Los resultados de este estudio pueden ser utilizados por los docentes para construir una interacción dialógica entre la familia y la escuela. Determinar el contenido de la interacción familia-escuela permitirá a los docentes planificar los temas de consultas, conferencias con los padres de familia, reuniones y otras formas de interacción.

Palabras claves: Interacción entre la familia y la escuela, diálogo entre docentes y padres de familia, base de valores para la interacción entre la familia y la escuela, formas de interacción entre la familia y la escuela.

Agradecimientos. Expresamos nuestro profundo agradecimiento a todos los que participaron en la encuesta, así como un agradecimiento muy especial a los revisores anónimos por sus valiosos comentarios y recomendaciones, que permitieron mejorar la calidad del artículo en el proceso de finalización del mismo.

Para citas: Korotáeva E. V., Andriúnina A. S., Chugáeva I. G. Interacción dialógica entre la familia y la escuela: Aspecto de contenido. Obrazovanie i nauka = Educación y Ciencia. 2023; 25 (3): 97-121. DOI: 10.17853/1994-5639-2023-3-97-121

Введение

В современном обществе формируется особое отношение к образованию как стратегическому ресурсу конструирования будущего. Б. С. Гершунский определил образование как «широкое социальное явление, связанное с экономикой, культурой, научно-техническим прогрессом, экологией, политикой, идеологией» [1]. Главными идеями современного образования, по его мнению, являются интеграция, сотрудничество и взаимопонимание как условия формирования единого образовательного пространства. В связи с этим целесообразно рассматривать образование в системе социальных отношений как сферу духовного производства, целью которой является формирование личности, способной строить свою жизнь через осознание общественной значимости собственной деятельности, социальной ответственности, патриотизма, уважения к другим народам и культурам.

Еще К. Манхейм определял зависимость эффективности образования от координации влияний на молодое поколение различных социальных институтов: школы, семьи, социальных служб, религии [2]. Признание непрерывности образования позволяет ликвидировать барьер между школой и жизнью, школой и семьей, осознать необходимость консолидации усилий учителей и родителей в воспитании детей.

Г. Е. Зборовский пишет о том, что цель современного образования состоит не в том, чтобы дать детям набор готовых знаний, а в том, чтобы научить «эффективнее учиться самой жизни» [3]. Глобальность и сложность воплощения выше обозначенной цели, по его мнению, состоит в синтезе индивидуально-личностной ценности образования с общественными образовательными ценностями и идеалами. Школа при этом становится посредником в гармонизации образовательных отношений между государством и обществом. В связи с этим возрастает необходимость взаимодействия семьи и школы, направленном 25, № 3. 2023 Образование и наука. Научный журнал

ного на конвергенцию общественных, государственных и личностных интересов субъектов образования, выработку образовательной стратегии единых действий, консолидацию в едином образовательном пространстве.

На наш взгляд, действенным принципом, регулирующим взаимодействие семьи и школы в рамках образовательной политики согласования интересов субъектов образовательных отношений, является диалог. Соответственно, возникает необходимость выявления круга вопросов и проблем взаимодействия семьи и школы, требующих активизации диалогической позиции педагогов и родителей, разрешение которых требует научного поиска, а также концептуализации данных проблем как основания для системного подхода в их решении.

Цель настоящей работы - определение содержания диалогического взаимодействия педагогов и родителей в современной социально-культурной ситуации образовательного процесса и направлений обновления психолого-педагогического знания родителей.

В соответствии с целью были сформулированы следующие исследовательские задачи:

1) выявить темы взаимообращений педагогов и родителей обучающихся;

2) определить наиболее проблемные вопросы, беспокоящие родителей и требующие обсуждения с педагогами;

3) раскрыть актуальные направления взаимодействия родителей с педагогами в соответствии с современной образовательной ситуацией.

Ограничения исследования. В рамках нашей статьи мы ограничиваемся выделением содержательного аспекта диалога родителей и педагогов, то есть проблем, служащих причиной обращений учителей и родителей как субъектов образования. В исследовании используется ограниченная выборка, составляющая родителей учащихся начального и основного общего образования Свердловской области РФ. Данное исследование организовано с целью восполнения информационного пробела в исследованиях по выявлению актуальных вопросов, беспокоивших родителей и требующих разрешения через диалог с педагогами в современной образовательной ситуации в данном регионе.

Обзор литературы

В анализе научной литературы нас интересуют особенности диалогического взаимодействия семьи и школы: актуализация ценностей со-бытия семьи и школы, образовательные практики диалогического взаимодействия семьи и школы.

В рамках системного подхода J. Malmqvist и Л. Н. Фахрадова с коллегами рассматривают необходимость взаимодействия школьных учителей и социальных служб в работе с семьями. Данное взаимодействие строится на подходе, учитывающем ценностные ориентиры семьи, особенности взаимоотношений и направленном на интериоризацию общественных ценностей в систему личностных смыслов субъектов взаимодействия [4,5].

В связи с этим, становится важным рассмотреть исследования, которые выявляют общие ценности семьи и школы.

Л. А. Беляева и Н. Н. Ниязбаева в рамках экзистенциальной антропологии образования рассматривают возможность вовлеченности субъекта в образовательный процесс через поиск смысла собственного существования, осуществления свободного выбора ценностей образования [6]. Нам особенно важно положение о том, что самоосуществление человека в образовании связано с рефлексивным выбором экзистенциальных ценностей, осознанием образования как самоосуществления.

R. М. А^^ определяет важность экзистенциальных ценностей в семейных отношениях, и социальном взаимодействии с семьями в период обучения детей. Автор указывает, что именно в этот жизненный период происходит становление системы ценностно-смысловых отношений. В связи с этим в семье важно актуализировать экзистенциальные ценности участия, ответственности, прощения [7].

И. Г. Чугаева наряду с ценностями свободы и ответственности во взаимодействии семьи и школы, определяет экзистенциальные ценности любви и соборности. Любовь выражается в приятии ребенка и педагогами и родителями в его уникальности, ценности и неповторимости. Соборность семьи и школы -это переживание единения педагогов, родителей и детей, основанного на общности судьбы, бескорыстности и всеобщности добра. Автор характеризует взаимодействие семьи и школы как «творческий процесс обретения смысла в педагогической деятельности и педагогов и родителей, где модус из со-бытия строится на ответственности за судьбоносный период в жизни детей» [8].

Об экзистенциальной любви как ценности, актуализация которой необходима в процессе взаимодействия семьи и школы, говорится в исследовании Li Zhangи и Ош Zeqi [9]. Авторы указывают, что функция семьи состоит в поддержке подростков, в создании отношений, построенных на любви, внимании, заботе. L. "и и соавторы определяют поддержку семьи и школы, как два важных условия, помогающие подросткам справиться с тревогой и стрессом [10].

Е. А. Петраш, Е. А. Мануйлова, J. М. Aldridge и К. McChesney отмечают, что социально-психологический климат во многом зависит от восприятия школы родителями и опекунами. Исследователи считают, что взаимоприятие и взаимопонимание являются педагогическими условиями установления доверительных отношения между семьей и школой, выстраивания диалога на равных [11,12]. И. Ф. Исаев и Т. Н. Позднякова заключают, что для диалогического взаимодействия в системе «учитель - родитель - ученик» необходимо формирование способности данных субъектов в принятии Другого, установлении уважительных отношений [13].

На наш взгляд, ценным является определение диалога как творческого взаимодействия педагогов и родителей, данное А. С. Шумаковой, И. Г. Третьяк [14]. Они характеризуют диалог как «открытое общение», основанное на обмене мнениями, со-авторстве в организации общей педагогической деятельности, понимании интересов, принятии друг друга.

В связи с этим становится важной проблема готовности педагога к актуализации данных ценностей, к организации диалога с родителями, взрослыми людьми, имеющими различные мировоззренческие позиции, опыт воспитания, ценностные представления и ориентиры. Сможет ли педагог направить данный диалог на осмысление родителями педагогической деятельности, определение своей мисси в образовании детей?

А. C. Muñoz и L. Garcia Hernandez провели эмпирическое исследование подготовки магистрантов педагогики для осуществления взаимодействия с родителями обучающихся. Был сделан вывод о недостаточности подготовки студентов в аспектах взаимодействия школы и семьи как ключевых позициях их компетентности [15; p. 670]. Исследователями было отмечено, что среди рейтинга учебных тем, выбираемых студентами, интерес к работе с родителями имеет небольшой процент, хотя именно умение взаимодействовать с семьей является необходимой в современной образовательной практике.

А. В. Лубков считает, что модернизация образования связана, прежде всего, с аксиологизацией педагогического образования. По его мнению, конструируемый образ учителя будущего сопрягается с такими ценностями, как соборность, справедливость и солидарность [16]. А. В. Савченков и Н. В. Уварина отмечают, что наряду с аксиологизацией педагогического образования необходимо формировать мотивацию будущего педагога к осуществлению педагогической деятельности через интеграцию личностных, профессиональных ценностей и смыслов будущих педагогов, самомотивацию [17].

Таким образом, ценностными основаниями взаимодействия семьи и школы являются экзистенциальные ценности со-бытия, которые принимаются, осмысливаются и актуализируются всеми основными субъектами образовательных отношений в процессе педагогической деятельности.

Каковы же образовательные практики диалогического взаимодействия семьи и школы?

J. L. Epstein с соавторами опубликовали двадцатилетний опыт исследования взаимодействия школ, семей и общественности, отмечая, что целью взаимодействия семьи и школы является помощь молодым людям в достижении успеха в школе и в дальнейшей жизни. Причем, успешность понимается как преуспевание в учебе [18]. Описан опыт осуществления взаимодействия семьи и школы в рамках одного образовательного учреждения через работу инициативной группы, которая разрабатывает план мероприятий по осуществлению взаимодействия, а именно: выступления на встречах родителей и учителей, опросы родителей, организация встреч родителей с администрацией школы, в том числе и на завтраках родителей у директора школы.

В современной российской школе также существует опыт взаимодействия образовательного учреждения, родителей и общественности, осуществляемый в рамках деятельности школьного Управляющего совета, который стоит на защите интересов всех субъектов образовательных отношений. С. Г. Косарецкий с соавторами выделяют координирующую функцию Управляющего совета школы, что помогает администрации и работникам школы узнать мнение ро-

дителей об организации образовательного процесса, помочь выстроить последующую управленческую деятельность с учетом образовательных потребностей детей и их родителей [19].

O. J. Flores и E. Kyer был проанализирован опыт работы директоров американских школ, которым удалось выстроить позитивные отношения с родителями, различными по культурному уровню и расовой принадлежности [20]. В частности, говорится о том, что для эффективного взаимодействия с семьями обучающихся необходимо систематическое изучение семей, их потребностей и ресурсов. Для этого предпринимались регулярные ежемесячные встречи администрации школы и педагогов с родителями, со школьным советом. Этот же вывод мы находим в исследовании В. Б. Веретенниковой и соавторов [21]. Исследователи заключают, что добровольное и долговременное сотрудничество возможно, если оно построено на доверии, признании взаимной ответственности, общих целях и ценностях.

Е. Lombardi рассматривает поддержку родителей, их участие в школьной жизни как условие повышения уровня академических достижений у детей, испытывающих трудности в обучении [22]. T. Zhang, Z. Wang также оценивают активное участие семей в образовательном процессе как ресурс повышения академической успеваемости детей в начальной и средней школе, а последнее - как условие получения хорошего образования учениками в дальнейшем. Исследователями сделан вывод, что на академическую успеваемость детей влияют не только социальные и экономические ресурсы семьи, но и заинтересованность самих родителей, их умение привить ребенку интерес и привычку к учебе, способность поддержать его, проявить заботу, а также активное общение родителей с учителями [23; р.21]. Те же результаты получены в исследовании М. Е. Гошина и Т. А. Мерцаловой [24], которые подчеркивают, что вовлеченность родителей в образовательный процесс способствует повышению результатов академической успеваемости детей, нивелирует разницу между детьми из семей с разным экономическим статусом.

О. В. Бочкарева выявляет направления диалогического взаимодействия семьи и школы в музыкальном образовании детей: организация семейной музыкальной среды; семейное единство в понимании целей музыкального воспитания и образования; направление и стимулирование музыкально-эстетических предпочтений ребенка как со стороны педагогов, так и родителей; выработка чувства педагогической меры в корректировке музыкальных интересов растущей личности [25]. В данном исследовании также поднимается вопрос о выработке диалогической позиции педагога и родителей, способствующей эстетическому и музыкальному развитию ребенка, однако, не определяются ценностно-смысловые основания со-бытия семьи и школы.

М. П. Воюшиной и Е. П. Суворовой предложена модель взаимодействия семьи, школы, учреждений дополнительного образования в организации внеурочной деятельности младших школьников, выстроенная на принципах диалога. Однако авторы отмечают, что ведущая роль в данной деятельности принадлежит школе, которая «формирует образовательные запросы обучаю-

щихся в процессе урочной деятельности... информирует обучающихся и семью о возможностях участия ребенка во внеурочной деятельности как в школе, так и вне школы, стимулирует активное участие семьи и обучающихся в социально значимых акциях и программах» [26]. Мы согласны с авторами статьи, что организация внеурочной деятельности обучающихся зависит от потребностей, направленности интересов, уровня развития, кругозора, потенциальных возможностей личности. Однако в предлагаемой модели взаимодействия семьи и школы не обозначены способы выявления образовательных запросов и направлений взаимодействия семьи и школы, их учитывающие.

По мнению Е. В. Коротаевой и И. Г. Чугаевой, особым направлением в диалогическом взаимодействия педагогов и родителей является проблема социально-нравственного воспитания детей [27]. Ими предложена программа социально-нравственного воспитания, целью которой является обучение диалогическому взаимодействию детей и взрослых.

Еще одним значимым направлением во взаимодействии семьи и школы является создание условий, способствующих психологическому здоровью детей и подростков. Так, R. Garrfa-Carrion с коллегами приходят к выводу о благоприятном влиянии взаимодействия семьи и школы на решение проблем, связанных с психологическим здоровьем детей и подростков. При этом под психологическим здоровьем понимается способность субъекта управлять своими мыслями, эмоциями, строить социальные отношения, способность к обучению [28]. Это соотносится с мнением ряда российских исследователей, обзор которых сделан С. В. Кудрявцевым и его коллегами. Они заключают, что для сохранения психологического здоровья первостепенное значение имеет семейное окружение, адекватный стиль воспитания и взаимодействия родителей с ребенком и школьное взаимодействие (детско-детские и детско-учительские отношения) [29].

Таким образом, семья и школа представляют собой тесно связанные системы, диалогическое взаимодействие в которой помогает субъектам образовательных отношений достичь оптимального развития, самопринятия, развивает способность к рефлексии, способствует к установлению партнерских отношений и социальных связей. Проблема взаимодействия семьи и школы сопряжена с установлением доверительных отношений между педагогами и родителями, с необходимостью организации систематических встреч администрации школы и педагогов с родителями, с изучением семей и их образовательных потребностей, с определением ценностных оснований взаимодействия в процессе диалога и т. д.

Установление диалогических отношений между педагогами и родителями возможно при условии опоры на ценностные основания данного взаимодействия, как на уровне педагогического принципа, так и на уровне локального взаимодействия школы, учителя, родителей. Необходимы социально-педагогические исследования, направленные на изучение образовательных потребностей родителей, актуализирующие содержание взаимодействия родителей и педагогов, работу координационных центров данного взаимодействия.

Методология. Материалы и методы

В настоящем исследовании методологией выступают теоретические положения о сущности диалога, раскрытые в философской антропологии. Известно, что для диалога как способа взаимодействия субъектов характерны интенциональность, то есть направленность сознания на Другого, «встреча» сознаний в процессе диалога, открытость диалога. Рассмотрим интересующие нас характеристики диалога более подробно.

Интенциональность диалога. Целью диалога является установление ценностно-смысловых отношений, то есть возникновение «обращения друг к другу». По мнению М. Бубера «Диалог не ограничивается общением людей друг с другом, он есть отношение друг к другу, выражающееся в общении. Отсюда следует, что даже если можно обойтись без слов, без общения, одно должно в любом случае необходимо присутствовать в диалоге - взаимная направленность действия. Два участвующих в диалоге человека, очевидно, должны быть обращены друг к другу, должны быть - все равно с какой мерой активности или сознания активности - обращены друг к другу» [30]. М. Бубер указывает, что это возможно, если человек исходит из действительности своего бытия, понимает ее, т. е. «для того, чтобы идти навстречу другому, надо иметь отправную точку, быть у себя» [31, с. 110].

М. М. Бахтин отмечал, что диалогическому сознанию свойственна соучастная установка, которая связана с принятием чужого слова всерьез, эта позиция не сливается, не поглощает и не растворяется в своей значимости. В диалоге надо удержаться на диалогической позиции, сохранить дистанцию в диалоге, оставаясь «быть у себя» [32].

«Встреча» сознаний в процессе диалога. «Встреча» сознаний в диалоге сопряжена со способностью субъектов к пониманию Другого, умением мыслить существующего Другого в конкретности его мира, его действительности. В связи с этим, субъект, вступающий в диалог, характеризуется действенностью, рождением нового знания, воплощением личностного знания в жизненной действительности. Нам особенно важно в связи с этим обращение к философии Сократа, который был мастером диалога. Философствование Сократа называли «повивальным искусством», так как оно связано с процессом рождения нового знания в сознании другого человека. Философ говорил о том, что истина не может «перетекать, как только мы коснемся друг друга, из того, кто полон ею, к тому, кто пуст, как перетекает вода по шерстяной нитке из полного сосуда в пустой»1. Истину надо услышать из собственных уст, тогда это знание станет для человека его личностным знанием. Сократический метод включает в себя сопоставление различных точек зрения на определенный предмет (синкри-за) и умение вызвать человека на разговор, провоцирование собеседника на

1 Мыслители Греции. От мифа к логике. Сочинения. Москва: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, Харьков: Изд-во Фолио, 1999. 832 с. Режим доступа: https://spblib.rU/ru/catalog/-/books/11517176-mysliteli-gretsii (дата обращения: 30.12.2021).

высказывание своего мнения (анакриза). Именно такая организация «встречи сознаний в диалоге» заставляет идеи спорить между собой, а самого субъекта выходить за пределы его вещности.

Открытость диалога. Встречу можно характеризовать как взаимовлияние, открытость без всякой цели и используемого средства, когда человек как духовная сущность, как «другой Ты» воспринимается в своей целостности, нерасчлененности: «Основное слово Я - Ты может быть сказано только всем существом... я становлюсь Я, соотнеся себя с Ты, становясь Я, я говорю Ты» [33, с. 115]. Новый для XXI века способ мышления является логикой диалога логик, который В. С. Библер характеризовал, как умение понять множество «различных форм разумения»: диалог начал как инициирование иного мышления в его началах; работа мысли в сопряжении: логика - иная логика, логика - вне-логичное бытие. Способ мышления «логика диалога логик» предполагает открытость и актуализируется как разум общения логик, диалог культур.

Определив, таким образом, характеристики диалога как способа взаимодействия субъектов, можно сделать вывод о том, что диалог является формой взаимодействия субъектов, для которой характерна обращенность друг к другу на основе со-бытия, выстраивание ценностно-смысловых отношений в процессе понимания Другого, незаконченность и открытость диалога как культуры мышления.

Выявленные нами характеристики диалога субъектов, вступающих в диалогические отношения, требуют уточнения в образовательной практике взаимодействия педагогов и родителей. В педагогических исследованиях необходимо выявить проблемы, являющиеся основанием для обращений родителей к педагогам, ценностно-смысловые основания диалога педагогов и родителей, определить педагогические условия, обеспечивающего открытость диалога.

В качестве метода эмпирического исследования был выбран метод опроса родителей. Данный метод помогает выявить содержательный аспект диалога с педагогами, основания со-бытия семьи и школы, условия и факторы развития социально-педагогических отношений данных субъектов образования.

На основании вышеизложенных теоретических положений нами была разработана анкета онлайн-опроса Google. Выборка составила 100 респондентов: родителей учащихся начального и основного общего образования, проживающих в городе Екатеринбурге и Свердловской области. В анкетировании приняли участие 65 % женщин и 35 % мужчин. Родителям были заданы следующие вопросы:

1. Через какие источники Вы получаете информацию о воспитании и развитии детей?

2. Что, на Ваш взгляд, включает понятие «взаимодействие семьи и школы»?

3. Насколько, на Ваш взгляд, важно взаимодействие педагога и родителей?

4. С какими вопросами Вы чаще всего обращаетесь к учителю?

5. С какими вопросами к Вам чаще всего обращается учитель?

6. Какие формы взаимодействия с учителем Вы считаете более эффективными? (беседы с учителем (индивидуальные и групповые); индивидуальное кон-

сультирование (в том числе дистанционное); общие родительские собрания; тематические родительские собрания в классе; переписка с учителем с помощью мессенджера; посещение учебных занятий; совместное планирование и проведение мероприятий)

7. Какие из перечисленных форм взаимодействия Вам знакомы: (конференции по вопросам теории и практики воспитания детей с участием родителей; родительские встречи с администрацией школы, учителями-предметниками; собрания-тренинги; педагогические мастерские; собрания-практикумы; вечера вопросов и ответов; собрания-диспуты; родительские собрания с применением ролевых игр; родительский университет)?

8. Какие формы взаимодействия Вам кажутся интересными?

9. Какие проблемы, на Ваш взгляд, требуют совместного решения (обсуждения) со стороны семьи и школы?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Что, на Ваш взгляд, мешает эффективному взаимодействию семьи и школы?

Оцените по шкале от 1 до 5, где 1 - совершенно не важно, 5 - крайне важно. После проведения опроса был проведен контент-анализ ответов родителей. В данной ситуации мы опирались на принцип анализа речевой деятельности, принятий в психолингвистике, где анализ осуществляется по смысловым единицам. Были выделены следующие единицы контент-анализа: участие родителей в совместных мероприятиях, внесение вклада в создание школьной среды, воспитание детей, развитие детей, академическая успеваемость детей, поведение детей, участие родителей в организации процесса обучения, взаимоотношение субъектов образовательных отношений (в коллективе учеников, взаимоотношение с педагогами), морально-психологическое состояние ребенка, организация досуга.

Результаты исследования

Контент-анализ ответов родителей показал, что главными вопросами, которые обсуждают родители и педагоги, являются успеваемость и поведение обучающихся. Так, обращения родителей к учителю по проблеме успеваемости занимает 54 %, поведение обучающихся - 23 % от общего количества других вопросов. Остальные обращения к учителю связаны с вопросами организации обучения (9 %), взаимоотношений в коллективе учеников и взаимоотношение с педагогами (7 %), морально-психологическим состоянием ребенка в школе (5 %), с развитием ребенка (1 %), организацией досуга (1 %).

По тематике обращений педагогов к родителям можно сказать, что она связана: с вопросами успеваемости (44 %) и поведения (21 %), организацией обучения (16 %), участием родителей в мероприятиях школы (10 %), материальным обеспечением школы и класса (5 %), посещаемостью ребенка школы (2 %), развитием ребенка (2 %), взаимоотношениями учеников и учителей (1 %).

При этом родители определили широкий спектр проблем, которые требуют совместного обсуждения с педагогами. Кроме вопросов об успеваемости

(31 %) и поведении (18 %), которые по-прежнему лидируют в рейтинге обсуждаемых тем, родители также указывают на проблемы, связанные с воспитанием (18 %), взаимоотношениями в коллективе учеников и взаимоотношениями с педагогами (15 %), морально-психологическим состоянием ребенка в школе (7 %), развитием ребенка (5 %), организацией обучения (4 %), здоровым образом жизни (2 %).

По мнению родителей, наиболее значимыми причинами, мешающими взаимодействию семьи и школы, является большая загруженность учителей, пандемия коронавируса и дистанционное обучение, нежелание самих родителей взаимодействовать, занятость родителей, отстраненность родителей и школы, отсутствие совместной согласованной деятельности, непонимание между учителями и родителями, формализация процесса образования.

Однако родители, отвечая на вопрос «Через какие источники Вы получаете информацию о воспитании и развитии детей?» отдают предпочтение ресурсам Интернет и обращению к школьному учителю и специалистам школы, по сравнению с другими источниками: советами старшего поколения, чтением специальной литературы, обращение к педагогам и специалистам вне школы (рис. 1).

Через какие источники вы получаете информацию о воспитании и развитии детей? (100 ответов) / What sources do you get the information about your children's development from?( 100 responses)

а) обращение к школьному учителю и специалистам школы / consultation of a school teacher or a school specialist б) обращение к педагогам и другим специалистам вне школы / consultation of teachers and other specialists outside the school

в) чтение специальной литературы / reading specialized literature

г) ресурсы Интернет / the Internet

д) советы старшего поколения / advice from the older generation

другое/other

0 20 40 60 80

Рис. 1. Источники получения информации о воспитании детей родителями

Fig. 1. Sources of information about the upbringing of children by parents

Отметим, что наряду с тем, что большинство родителей отмечают деятельность по решению проблем успеваемости как ведущую, тем не менее, согласование позиций, целей и ценностей занимает важное место 55 % (рис.2).

Рис. 2. Определение родителями сущностных характеристик взаимодействия семьи и

школы

Fig. 2. Parents' views on the essential characteristics of the interaction between family and

school

В 87 % ответов родители определяют взаимодействие семьи и школы как крайне важную деятельность и связывают направленность данной деятельности с решением проблем успеваемости и согласованием позиций, целей и ценностей воспитания ребенка (рис.3).

Насколько, на Ваш взгляд, важно взаимодействие педагога и родителей? Оцените по шкале от 1 до 5, где 1 - совершенно не важно. 5 - крайне важно (100 ответов) / What, in уоит opinion, is the importance of cooperation of a teacher and parents? Grade it from

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

1Z

0 0 1

1 2 3 4 5

Рис. 3. Определение родителями значимости взаимодействия семьи и школы Fig. 3. Parents' views on the importance of interaction between family and school

Рейтинг интересных для родителей форм взаимодействия складывается следующим образом. Наибольший интерес для родителей представляют такие формы взаимодействия как индивидуальные консультации (24 %) и групповые тренинги (22 %). Далее идут педагогические мастерские (12 %), вечера вопросов и ответов (10 %), конференции с участием родителей (9 %), собрания-практикумы (8 %). Менее интересны для родителей - родительский клуб (5 %), родительские собрания (4 %), собрания-диспуты (3 %), открытые занятия (2 %), мероприятия (1 %).

Обсуждение

Результаты проведенного исследования говорят о том, что наиболее часто обсуждаемыми вопросами между родителями и педагогами являются вопросы успеваемости, поведения, организации обучения, а менее обсуждаемыми -вопросы взаимодействия между детьми, отношения детей с педагогами, вопросы организации досуга, дополнительного образования. Такие же результаты были получены в исследованиях К. А. Любицкой, М. А. Шакаровой [34], И. С. Верник [35].

Но, в отличие от вышеупомянутых исследований, в нашем исследовании было выявлено, что со стороны родителей существует гораздо больше тем для диалога с педагогами, чем родители получают в реальной образовательной практике. Отвечая на вопрос о проблемах, которые требуют совместного решения (обсуждения) со стороны семьи и школы, родители называют проблемы воспитания, взаимоотношений в коллективе учеников и взаимоотношениями с педагогами, вопрос о создании условий, способствующих улучшению морально-психологического состояния ребенка в школе, вопросы развития ребенка и формирования здорового образа жизни. Это говорит о желании родителей совместно с педагогами выявить те ценности, которые будут являться регуляторами отношений детей с другими учениками и с педагогами. Отметим, что беспокоящая родителей проблема морально-психологического состояния ребенка в школе, также связана с духовно-практической деятельностью учеников по актуализации ценностей воспитания в процессе взаимодействия в учебном коллективе, с приобретаемым опытом данного взаимодействия, его осмыслением.

В связи с этими результатами мы берем на себя ответственность заявить, что необходимо аксиологическое насыщение психолого-педагогических знаний родителей, связанное с осмыслением родителями базовых ценностей современного общества через диалог с педагогами и последующей их актуализацией в процессе воспитания. Это положение доказывается еще и тем, что родители выбирают такие формы взаимодействия семьи и школы, как педагогические мастерские (12 %), вечера вопросов и ответов (10 %), конференции с участием родителей (9 %), собрания-практикумы (8 %). Данные формы способствуют активизации просветительской (содержательной) функции пси-

холого-педагогического образования родителей и обеспечивают его практи-ко-ориентированную направленность.

Отметим, что родители оценивают взаимодействие с педагогами крайне важным педагогическим условием эффективности образовательного процесса, а сущностной характеристикой взаимодействия называют согласование позиций, ценностей и целей образования семьи и школы.

Рассматривая образовательный процесс как организованную систему, можно сказать, что избираемые школой и родителями проблемы успеваемости и поведения являются важными, но не основополагающими. На наш взгляд, успеваемость и поведение обучающихся следует рассматривать результатами обученности и воспитанности обучающихся, то есть показателями эффективности образовательного процесса в целом. Данное положение дел, на наш взгляд, связано с проблемами процесса воспитания, отсутствием ценностно-ориентационного ядра образовательного процесса. Мы согласны с мнением В. И. Загвязинского, что воспитание социально активной, гармонично развитой личности, характеризуется не только овладением знаниями и внешней культурой поведения, но и способностью учеников к сотрудничеству, продуктивному взаимодействию, к самообучению и самовоспитанию [36].

Результаты нашего исследования согласуются с выводами исследования Г. Е. Зборовского [37] о том, что родители важным каналом коммуникации выбирают индивидуальную консультацию, обращение к учителю в индивидуальной беседе. По результатам исследований видно, что родители выражают отношения доверия к учителю и специалистам школы как компетентным людям, умеющим организовать процесс воспитания. Очевидно, что родители хотят построить диалог со знающим, заинтересованным, располагающим к себе учителем (специалистом школы), который умеет объяснить сущность проблемы на высоком теоретическом уровне с примерами из практики, выстроить диалог и групповое обсуждение актуальных вопросов обучения и воспитания в логике разных мировоззренческих подходов.

Отметим, что родители мыслят процесс воспитания в общем образовательном пространстве семьи и школы. Родителей интересуют такие формы взаимодействия, которые позволили бы им повысить уровень педагогических и психологических знаний и сформировали бы умение применить данное знание, а также помогли в осведомленности о положении ребенка в детском коллективе, взаимоотношении учащегося с педагогами. Это видно из рейтинга предпочитаемых форм взаимодействия семьи и школы: групповые тренинги, педагогические мастерские, вечера вопросов и ответов, конференции с участием родителей, собрания-практикумы. Данные формы предполагают активизацию образовательной позиции родителя, практико-ориентированное содержание педагогического знания, овладение компетенциями.

Результаты подтвердили предшествующее исследование М. В. Бывшевой и И. Г. Чугаевой [38], в котором была выявлена востребованность родителями диалоговых форм взаимодействия с педагогами. На собраниях родители хотели

бы строить общение с педагогами в русле обсуждения различных точек зрения на воспитание, позволяющем оказать им помощь в самообразовании и самовоспитании. Родители высказываются в пользу организации собраний как активного взаимодействия «при условии и на основе грамотного руководства встречей», в форме «обсуждения или дискуссии при хорошем модераторе» [38; с. 20]. В высказывании родителей определяется направленность обращения к педагогу как организатору «встречи» различных субъектных позиций, мировоззренческих установок, педагогических идей.

Однако в настоящем исследовании видно, что все же ведущим информационным каналом для родителей является Интернет. По нашему мнению, это можно объяснить его доступностью, высокой скоростью получения ответа на интересующий вопрос. В этих условиях, на наш взгляд, школе необходимо более чутко относиться к образовательным потребностям родителей, к вопросам воспитания и образования, вызывающих у родителей определенный интерес.

Таким образом, в процессе исследования мы выявили содержание диалогического взаимодействия диалога учителей и родителей, направленность которого связана с обсуждением вопросов воспитательных отношений в целом, созданием благоприятного морально-психологического климата в семье и в школе, развитием детей в процессе обучения и воспитания в школе и дома, организацией досуговой деятельности. Данные результаты исследования позволят учителям планировать тематику консультаций, родительских конференций, собраний и других форм взаимодействия педагогов и родителей.

На наш взгляд, педагогам и администрации школы необходимо определить эффективные способы получения образовательного запроса от родителей, касающегося возникающих проблем в воспитании и развитии детей. Методическая работа школы по выявлению образовательных потребностей родителей должна вестись систематически с активным участием субъектов образовательных отношений: администрацией школы, педагогов, классных руководителей, представителей родительского и педагогического сообщества в составе «рабочей группы» Управленческого совета школы. Также необходимо активизировать взаимодействие школы с педагогическими университетами, способствующее научно-методическому сопровождению педагогов школы в организации просвещения родителей.

В целом можно сказать, что диалогическое взаимодействие родителей и педагогов направлено на создание общего образовательного пространства, способствующего формированию личности обучающихся. Диалогическое взаимодействие педагогов и родителей активизирует процесс понимания, способствует выработке единых ценностных оснований воспитания, определению способов организации познания ребенком мира в процессе учебы и досуговой деятельности. Общее образовательное пространство семьи и школы характеризуется активной деятельностью субъектов образовательных отношений, наполняющих и создающих данное пространство, их взаимодействием.

Отметим, что диалогическое взаимодействие семьи и школы является необходимостью в современных реалиях организации образовательного процесса, характеризующегося все более опосредованным характером взаимодействия учителя и обучающихся. Организация дистанционного обучения, использование электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе, являющие собой тенденции развития современного образования, все более нивелируют коммуникативно-стимулирующую функцию педагогической деятельности. В связи с этим, в современных исследованиях аксиологизация образования, насыщение его ценностно-смысловым содержанием определяется как современная тенденция обновления содержания образования.

Заключение

Таким образом, в ходе исследования были сделаны следующие выводы:

В современной образовательной практике основной контент для взаимообращений педагогов и родителей составляют вопросы академической успеваемости обучающихся, поведения детей и общие вопросы организации обучения.

У родителей возникает необходимость и потребность обсуждения вопросов воспитания, взаимоотношений в коллективе учащихся и взаимоотношений с педагогами, создания условий, способствующих улучшению морально-психологического состояния ребенка в школе, развития ребенка и формирования здорового образа жизни.

Образовательные потребности родителей связаны с насыщением аксиологической и практико-ориентированной составляющей содержания психолого-педагогического знания родителей.

Выше названные вопросы не только очерчивают насущное содержание взаимодействия педагогов и родителей, но и являются ориентирами для продолжения исследования в данном направлении, в частности, определения условий, форм и средств диалогического взаимодействия педагогов и родителей, включая и цифровое пространство, которые позволят обеспечить открытость и продуктивность этого диалога.

Список использованных источников

1. Гершунский Б. С. Философия образования [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https:// www.studmed.ru/gershunskiy-bs-filosofiya-obrazovaniya_b3bfc684e24.html (дата обращения: 26.12.2021).

2. Манхейм К. Диагноз нашего времени [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://sbiblio. com/BIBLIO/archive/mangeym_diagnos/01.aspx (дата обращения: 26.12.2021).

3. Зборовский Г. Е. Знание и образование в социологии: теория и реальность. Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2013. 484 с. Режим доступа: https://www.koob.ru/zborovskiy/ (дата обращения: 26.12.2021).

4. Malmqvist J. The PRU: The solution for whom? // Education Sciences. 2021. № 11 (9). P. 545. DOI: 10.3390/educsci11090545

5. Фахрадова Л. Н., Барсуков В. Н., Смолева Е. О., Разварина И. Н. Профилактика и коррекция девиантного поведения несовершеннолетних на уровне образовательной организации [Электрон. ресурс] // Проблемы развития территории. 2016. Вып. 2 (82). С. 123-136. Режим доступа: https:// elibrary.ru/item.asp?id=25781390 (дата обращения: 26.12.2021).

6. Беляева Л. А., Ниязбаева Н. Н. Аксиология образования: образование как понимающее бытие // Международный педагогический форум «Стратегические ориентиры современного образования»: сборник научных статей, 5-6 ноября 2020 г. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2020. С. 147-149. DOI: 10.26170/Kso-2020-46

7. Avilés R. M. Prevention in mental health, family, school and society // Neurología, Neurocirugia y Psiquiatria. 2020. № 48 (1). Р. 28-37. DOI: 10.35366/95397

8. Чугаева И. Г. Ценностные основания взаимодействия семьи и школы // Научно-педагогическое обозрение. 2020. № 4. С. 37-46. DOI: 10.23951/2307-6127-2020-4-37-46

9. Zhonglu Li, Zeqi Oiu. How does family background affect children's educational achievement? // The Journal of Chinese Sociology. 2018. № 13. DOI: 10.1186/s40711-018-0083-8

10. Wu L., Ding F., Hu T., Cheng G., Chen X. Daily Stress and Behavioral Problems in Chinese Children: The Moderating Roles of Family Functioning and the Classroom Environment // Frontiers in Psychology. 2019. № 12. article number 742293. DOI: 10.3389/fpsyg.2021.742293

11. Петраш Е. А., Мануйлова Е. А. Механизмы формирования доверия между субъектами образовательного процесса в обществе риска и неопределенности // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2020. Т. 5. Выпуск 3. С. 227-281. DOI: 10.30853/pedagogy.2020.3.1

12. Aldridge J. M., McChesney K. Parents' and caregivers' perceptions of the school climate: development and validation of the Parent and Caregiver Survey (PaCS) // Learning Environments Research. 2021. Vol. 24. Р. 23-41. DOI: 10.1007/s10984-020-09308-z

13. Исаев И. Ф., Позднякова Т. Н. Формирование диалогичности взаимодействия семьи и школы в контексте гендерного подхода // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 6. С. 221 - 229.

14. Шумкова А. С., Третьяк И. Г. Диалог как творческое взаимодействие в совместной деятельности педагогов и родителей [Электрон. ресурс] // Диалог культур - диалог о мире и во имя мира. 2014. № 1. С. 112-116. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/eli-brary_21842047_70075662.pdf (дата обращения: 26.12.2021).

15. Muñoz C. Á. Teacher and School Counsellor Training to Promote a Collaborative Family-school Relationship: An Empirical Study // Procedia - Social and Behavioral Sciences. Vol. 237. P. 667-671. DOI: 10.1016/j.sbspro.2017.02.039

16. Лубков А. В. Современные проблемы педагогического образования // Образование и наука. 2020. Т. 22, № 3. С. 34-54. DOI: 10.17853/1994-5639-2020-3-36-54

17. Savchenkov A. V., Uvarina N. V. Motivational and value-based component of future teachers' readiness for moral education: Concept clarification // Science for Education Today. 2021. Vol. 11, № 2, P. 55-79. DOI: 10.15293/2658-6762.2102.03

18. Epstein J. L., Sanders M. G., Simon B. S., Salinas K. C., Jansorn N. R., Van Voorhis F. L. School, Family, and Community Partnerships: Your Handbook for Action. Second Edition, 2002. 434 p. Available from: https://www.govinfo.gov/content/pkg/ERIC-ED467082/pdf/ERIC-ED467082.pdf (date of access: 29.12.2021).

19. Косарецкий С. Г., Седельников А. А., Шимутина Е. Н. Добро пожаловать в Управляющий совет! Руководство для членов школьных Управляющих советов [Электрон. ресурс]. Москва, 2014.

67 с. Режим доступа: https://schzg719.mskobr.ru/files/2019-2020/Руководство%20для%20членов%20 YC.pdf (дата обращения: 30.12.2021).

20. Flores O. J., Kyere E. Advancing equity-based school leadership: The importance of Family-School relationships // Urban Review. 2021. № 53 (1). P. 127-144. DOI: 10.1007/s11256-020-00557-z

21. Веретенникова В. Б., Шихова О. Ф., Шихов Ю. А. Технология развития базовых компетенций педагогов и родителей дошкольников // Образование и наука. 2019. Т. 21, № 9. С. 154-185. DOI: 10.17853/1994-5639-2019-9-154-18

22. Lombardi E., Traficante D., Bettoni R., Offredi I., Vernice M., Sarti D. Comparison on well-being, engagement and perceived school climate in secondary school students with learning difficulties and specific learning disorders: An exploratory study // Behavioral Sciences. 2021. № 11 (7). P. 103. DOI: 10.3390/bs11070103

23. Zhang T., Wang Z. The Effects of Family Functioning and Psychological Suzhi Between School Climate and Problem Behaviors // Frontiers in Psychology. 2019. № 11. P. 212. DOI: 10.3389/ fpsyg.2020.00212

24. Гошин М. Е., Мерцалова Т. А. Типы родительского участия в образовании, социально-экономический статус семьи и результаты обучения // Вопросы образования. 2018. № 3. С. 68-91. DOI: 10.17323/1814-9545-2018-3-68-90

25. Бочкарева О. В. Диалогическое взаимодействие семьи и школы в музыкальном образовании ребенка // Педагогический журнал Башкортостана. 2018. № 4 (77). С. 123-130.

26. Воюшина М. П., Суворова Е. П. Диалог школы, семьи, социальной и культурно-образовательной среды в организации внеурочной деятельности младших школьников [Электрон. ресурс] // Герценовские чтения. Начальное образование. 2015. Т. 6, № 2. С. 26-36. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_36315895_98248727.pdf (дата обращения: 26.12.2021).

27. Korotaeva E. V., Chugaeva I. G. Socio-Moral Development of Preschool Children: Aspects of Theory and Practice // Behavioral Sciences. 2019. Vol. 9, № 12. P. 129. Available from: https://www.mdpi. com/2076-328X/9/12/129 (date of access: 26.12.2021).

28. Garcia-Carrion R., Villarejo-Carballido B., Villardon-Gallego L. Children and Adolescents Mental Health: A Systematic Review of Interaction-Based Interventions in Schools and Communities // Frontiers in Psychology. 2019. № 10. P. 918. DOI: 10.3389/fpsyg.2019.00918

29. Кудрявцева С. В., Пятакова Г. В., Лебедева Е. И. Основные направления исследований психического и психологического здоровья детей и подростков [Электрон. ресурс] // Человеческий капитал. 2017. № 11 (107). С. 8-17. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/eli-brary_30622633_68117349.pdf (дата обращения: 28.12.2021).

30. Бубер М. Я и Ты [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://royallib.com/book/martin_bu-ber/ya_i_ti.html (дата обращения: 30.12.2021).

31. Бубер М. Два образа веры: пер с нем. [Электрон. ресурс]. Москва: Республика, 1995. 464 с. Режим доступа: https://royallib.com/book/martin_buber/dva_obraza_veri_sbornik_rabot.html (дата обращения: 30.12.2021).

32. Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https:// bookscafe.net/read/bahtin_mihail-problemy_poetiki_dostoevskogo-174563.html#p1 (дата обращения: 30.12.2021).

33. Библер В. С. Два философских введения в двадцать первый век [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://thelib.ru/books/bibler_v/ot_naukoucheniya_k_logike_kultury_dva_filosofskih_vvedeni-ya_v_dvadcat_pervyy_vek-read-3.html (дата обращения: 27.12.2021).

34. Любицкая К. А., Шакарова М. А. Коммуникация семьи и школы: ключевые особенности на современном этапе // Вопросы образования. 2018. № 3. С. 196-215. DOI: 10.17323/1814-9545-2018-3196-215

35. Верник И. С. Взаимодействие педагогов общеобразовательных организаций с родителями обучающихся в современных условиях // Познание и деятельность: от прошлого к настоящему: материалы III Всероссийской научной конференции 11 ноября 2021 г. Омск: Издательство ОмГПУ, 2021. С. 61-64. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=47489413 (дата обращения: 28.12.2021).

36. Загвязинский В. И. О ценностно-ориентационных основаниях образовательной системы страны // Образование и наука. 2016. № 6 (135). С. 11-22. DOI: 10.17853/1994-5639-2016-6-11-22

37. Зборовский Г. Е., Шабарова Н. В. Сообщество родителей школьников как субъект гражданского общества (на материале исследования в российском мегаполисе) // Социологический журнал. 2021. Т. 27, № 3. С. 121-146. DOI: 10.19181/socjour.2021.27.3.8427

38. Бывшева М. В., Чугаева И. Г. Социальное партнерство семьи и школы в непрерывном образовании детей [Электрон. ресурс] // Новгородское образование. 2018. № 2. С. 17-23. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=35357683 (дата обращения: 28.12.2021).

References

1. Gershunsky B. S. Filosofiya obrazovaniya = Philosophy of education [Internet]. 1998 [cited 2021 Dec 26]. Available from: https://www.studmed.ru/gershunskiy-bs-filosofiya-obrazovaniya_b3bfc684e24. html (In Russ.)

2. Mannheim K. Diagnoz nashego vremeni = The diagnosis of our time [Internet]. 1994 [cited 2021 Dec 26]. Available from: http://sbiblio.com/BIBLI0/archive/mangeym_diagnos/01.aspx (In Russ.)

3. Zborovskiy G. E. Znanie i obrazovanie v sociologii: teoriya i real'nost' = Knowledge and education in sociology: Theory and reality. Ekaterinburg: Humanitarian University; 2013. 484 p. Available from: https://www.koob.ru/zborovskiy/ (In Russ.)

4. Malmqvist J. The PRU: The solution for whom? Education Sciences. 2021; 11 (9): 545. DOI: 10.3390/educsci11090545

5. Fahradova L. N., Barsukov V. N., Smoleva E. 0., Razvarina I. N. Prevention and correction of deviant behavior of minors at the level of educational organization. Problemy razvitija territorii = Territory Development Problems [Internet]. 2016 [cited 2021 Dec 26]; 2 (82): 123-136. Available from: https://eli-brary.ru/item.asp?id=25781390 (In Russ.)

6. Belyaeva L. A., Niyazbaeva N. N. Axiology of education: Education as an understanding being. In: International Pedagogical Forum "Strategic Guidelines of Modern Education": A Collection of Scientific Articles; 2020 Nov 05-06; Ekaterinburg. Ekaterinburg: Ural State Pedagogical University; 2020. р. 147149. DOI: 10.26170/Kso-2020-46 (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Aviles R. M. Prevention in mental health, family, school and society. Neurologia, Neurocirugia y Psiquiatria. 2020; 48 (1): 28-37. DOI: 10.35366/95397

8. Chugaeva I. G. Value foundations of interaction between family and school. Nauchno-pedagog-icheskoe obozrenie = Scientific and Pedagogical Review. 2020; 4: 37-46. DOI 10.23951/2307-6127-2020-437-46 (In Russ.)

9. Zhonglu Li, Zeqi Oiu. How does family background affect children's educational achievement? The Journal of Chinese Sociology. 2018; 13. DOI: 10.1186/s40711-018-0083-8

10. Wu L., Ding F., Hu T., Cheng G., Chen X. Daily stress and behavioral problems in Chinese children: The moderating roles of family functioning and the classroom environment. Frontiers in Psychology. 2019; 12: 742293. DOI: 10.3389/fpsyg.2021.742293

11. Petrash E. A., Manuilova E. A. Mechanisms for the formation of trust between the subjects of the educational process in a society of risk and uncertainty. Pedagogika. Voprosy teorii i praktiki = Pedagogy. Questions of Theory and Practice. 2020; 5 (3): 227-281. DOI: 10.30853/pedagogy.2020.3.1 (In Russ.)

12. Aldridge J. M., McChesney K. Parents' and caregivers' perceptions of the school climate: Development and validation of the Parent and Caregiver Survey (PaCS). Learning Environments Research. 2021; 24: 23-41. DOI: 10.1007/s10984-020-09308-z

13. Isaev I. F., Pozdnyakova T. N. Formation of dialogicity of interaction between family and school in the context of a gender approach. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya = Modern Problems of Science and Education. 2018; 6: 221-229. (In Russ.)

14. Shumkova A. S., Tretyak I. G. Dialogue as creative interaction in the joint activities of teachers and parents. Dialog kul'tur - dialog o mire i vo imya mira = Dialogue of Cultures - A Dialogue about Peace and for the Sake of Peace [Internet]. 2014 [cited 2021 Dec 26]; 1: 112-116. Available from: https://www. elibrary.ru/download/elibrary_21842047_70075662.pdf (In Russ.)

15. Muñoz C. Á. Teacher and school counsellor training to promote a collaborative family-school relationship: An empirical study. Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2017; 237 (21): 667-671. DOI: 10.1016/j.sbspro.2017.02.039

16. Lubkov A. V. Modern problems of pedagogical education. Obrazovanie i nauka = The Education and Science Journal. 2020; 22 (3): 34-54. DOI: 10.17853/1994-5639-2020-3-36-54 (In Russ.)

17. Savchenkov A. V., Uvarina N. V. Motivational and value-based component of future teachers' readiness for moral education: Concept clarification. Science for Education Today. 2021; 11 (2): 55-79. DOI: 10.15293/2658-6762.2102.03

18. Epstein J. L., Sanders M. G., Simon B. S., Salinas K. C., Jansorn N. R., Van Voorhis F. L. School, family, and community partnerships: Your handbook for action [Internet]. 2nd ed. 2002 [cited 2021 Dec 26]. 434 p. Available from: https://www.govinfo.gov/content/pkg/ERIC-ED467082/pdf/ERIC-ED467082. pdf

19. Kosaretsky S. G., Sedelnikov A. A., Shimutina E. N. Dobro pozhalovat' v Upravlyayushchij sovet! Rukovodstvo dlya chlenov shkol'nyh Upravlyayushchih sovetov = Welcome to the Governing Council! A guide for members of school governing councils [Internet]. Moscow; 2014 [cited 2021 Dec 30]. 67 p. Available from: https://schzg719.mskobr.ru/files/2019-2020/Руководство%20для%20членов%20УС.pdf (In Russ.)

20. Flores O. J., Kyere E. Advancing equity-based school leadership: The importance of family-school relationships. Urban Review. 2021; 53 (1): 127-144. DOI: 10.1007/s11256-020-00557-z

21. Veretennikova V. B., Shikhova O. F., Shikhov Yu. A. Technology for the development of basic competencies of teachers and parents of preschool children. Obrazovanie i nauka = The Education and Science Journal. 2019; 21 (9): 154-185. DOI: 10.17853/1994-5639-2019-9-154-18

22. Lombardi E., Traficante D., Bettoni R., Offredi I., Vernice M., Sarti D. Comparison on well-being, engagement and perceived school climate in secondary school students with learning difficulties and specific learning disorders: An exploratory study. Behavioral Sciences. 2021; 11 (7): 103. DOI: 10.3390/ bs11070103

23. Zhang T., Wang Z. The effects of family functioning and psychological suzhi between school climate and problem behaviors. Frontiers in Psychology. 2019; 11: 212. DOI: 10.3389/fpsyg.2020.00212

24. Goshin M. E., Mertsalova T. A. Types of parental participation in education, socio-economic status of the family and learning outcomes. Voprosy obrazovaniya = Educational Studies Moscow. 2018; 3: 68-91. DOI: 10.17323/1814-9545-2018-3-68-90 (In Russ.)

25. Bochkareva O. V. Dialogic interaction of family and school in musical education of a child. Pedagogicheskij zhurnal Bashkokorstana = Pedagogical Journal of Bashkokorstan. 2018; 4 (77): 123-130.

26. Voyushina M. P., Suvorova E. P. Dialogue between school, family, social and cultural-educational environment in the organization of extracurricular activities of primary schoolchildren. Gertsenovskie chteniya. Nachal'noe obrazovanie = Herzen Readings. Primary Education [Internet]. 2015 [cited 2021 Dec 30]; 6 (2): 26-36. Available from: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_36315895_98248727.pdf (In Russ.)

27. Korotaeva E. V., Chugaeva I. G. Socio-moral development of preschool children: Aspects of theory and practice. Behavioral Sciences. 2019 [cited 2021 Dec 30]; 9 (12): 129. Available from: https://www. mdpi.com/2076-328X/9/12/129

28. Garcia-Carrion R., Villarejo-Carballido B., Villardon-Gallego L. Children and adolescents mental health: A systematic review of interaction-based interventions in schools and communities. Frontiers in Psychology. 2019; 10: 918. DOI: 10.3389/fpsyg.2019.00918

29. Kudryavtseva S. V., Pyatakova G. V., Lebedeva E. I. The main directions of research of mental and psychological health of children and adolescents. Human Capital [Internet]. 2017 [cited 2021 Dec 30]; 11 (107): 8-17. Available from: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_30622633_68117349.pdf (In Russ.)

30. Buber M. Ya i ty = I and Thou [Internet]. 1993 [cited 2021 Dec 30]. Available from: https://roy-allib.com/book/martin_buber/ya_i_ti.html (In Russ.)

31. Buber M. Dva obraza very = Two types of faith [Internet]. Moscow: Publishing House Respubli-ka; 1995 [cited 2021 Dec 30]. 464 p. Available from: https://royallib.com/book/martin_buber/dva_obraza_ veri_sbornik_rabot.html (In Russ.)

32. Bakhtin M. Problemy poetiki Dostoevskogo = Problems of Dostoevsky's poetics [Internet]. 2022 [cited 2021 Dec 30]. Available from: https://bookscafe.net/read/bahtin_mihail-problemy_poetiki_dosto-evskogo-174563.html#p1 (In Russ.)

33. Bibler V. S. Dva filosofskih vvedeniya v dvadcat' pervyj vek.= Two philosophical introductions to the twenty-first century [Internet]. 1991 [cited 2021 Dec 27]. Available from: https://thelib.ru/books/ bibler_v/ot_naukoucheniya_k_logike_kultury_dva_filosofskih_vvedeniya_v_dvadcat_pervyy_vek-read-3. html (In Russ.)

34. Lyubitskaya K. A., Shakarova M. A. Communication of family and school: Key features at the present stage. Voprosy obrazovaniya = Educational Studies Moscow. 2018; 3: 196-215. DOI: 10.17323/18149545-2018-3-196-215 (In Russ.)

35. Vernik I. S. Interaction of teachers of general educational organizations with parents of students in modern conditions. In: Cognition and Activity: From the Past to the Present: Materials of the III All-Russian Scientific Conference [Internet]; 2021 Nov 11; Omsk. Omsk: Omsk State Pedagogical University; 2021 [cited 2021 Dec 28]; p. 61-64. Available from: https://elibrary.ru/item.asp?id=47489413 (In Russ.)

36. Zagvyazinsky V. I. On the value-orientational foundations of the country's educational system. Obrazovanie i nauka = The Education and Science Journal. 2016; 6 (135): 11-22. DOI: 10.17853/1994-56392016-6-11-22 (In Russ.)

37. Zborovsky G. E., Shabarova N. V. The community of schoolchildren's parents as a subject of civil society (on the basis of a study in the Russian metropolis). Sociologicheskij zhurnal = Sociological Journal. 2021; 27 (3): 121-146. DOI: 10.19181/socjour.2021.27.3.8427 (In Russ.)

38. Byvsheva M. V., Chugaeva I. G. Social partnership of family and school in the continuous education of children. Novgorodskoe obrazovanie = Novgorod Education [Internet]. 2018 [cited 2021 Dec 28]; 2: 17-23. Available from: https://elibrary.ru/item.asp?id=35357683 (In Russ.)

Информация об авторах:

Коротаева Евгения Владиславовна - доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии детства, Уральский государственный педагогический университет; ORCID 0000-0002-2959-3132; Екатеринбург, Россия. E-mail: e.v.korotaeva@yandex.ru

Андрюнина Анна Сергеевна - кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии детства, Уральский государственный педагогический университет; ORCID 0000-0003-1012-5336; Екатеринбург, Россия. E-mail: shurunko@mail.ru

Чугаева Ирина Григорьевна - кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии детства, Уральский государственный педагогический университет; ORCID 0000-0002-3358-8010; Екатеринбург, Россия. E-mail: irinachugaeva555@mail.ru

Вклад соавторов. Авторы внесли равный вклад в подготовку статьи.

Информация о конфликте интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Статья поступила в редакцию 21.02.2022; поступила после рецензирования 28.01.2023; принята к публикации 08.02.2023.

Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Information about the authors:

Evgeniya V. Korotaeva - Dr. Sci. (Education), Professor, Head of the Department of Pedagogy and Psychology of Childhood, Ural State Pedagogical University; ORCID 0000-0002-2959-3132; Ekaterinburg, Russia. E-mail: e.v.korotaeva@yandex.ru

Anna S. Andryunina - Cand. Sci. (Education), Associate Professor, Department of Pedagogy and Psychology of Childhood, Ural State Pedagogical University; ORCID 0000-0003-1012-5336; Ekaterinburg, Russia. E-mail: shurunko@mail.ru

Irina G. Chugaeva - Cand. Sci. (Education), Associate Professor, Department of Pedagogy and Psychology of Childhood, Ural State Pedagogical University; ORCID 0000-0002-3358-8010; Ekaterinburg, Russia. E-mail: irinachugaeva555@mail.ru

Contribution of the authors. The authors have made an equal contribution to the preparation of the article.

Conflict of interest statement. The authors declare that there is no conflict of interest. Том 25, № 3. 2023 Образование и наука. Научный журнал

Received 21.02.2022; revised 28.01.2023; accepted for publication 08.02.2023.

The authors have read and approved the final manuscript.

Información sobre los autores:

Eugenia Vladislávovna Korotáeva: Doctora en Ciencias de la Pedagogía, Profesora, Jefe del Departamento de Pedagogía y Psicología Infantil, Universidad Pedagógica Estatal de Los Urales; ORCID 0000-0002-2959-3132; Ekaterimburgo, Rusia. Correo electrónico: e.v.korotaeva@yandex.ru

Anna Serguéevna Andriúnina: Candidata a Ciencias de la Pedagogía, Profesora, Profesora Asociada del Departamento de Pedagogía y Psicología Infantil, Universidad Pedagógica Estatal de Los Urales; ORCID 0000-0003-1012-5336; Ekaterimburgo, Rusia. Correo electrónico: shurunko@mail.ru

Irina Grigórevna Chugáeva: Candidata a Ciencias de la Pedagogía, Profesora, Profesora Asociada del Departamento de Pedagogía y Psicología Infantil, Universidad Pedagógica Estatal de Los Urales; ORCID 0000-0002-3358-8010; Ekaterimburgo, Rusia. Correo electrónico: irinachugaeva555@mail.ru

Contribución de coautoría. Los autores aportaron una contribución igual para la preparación del artículo.

Información sobre conflicto de intereses. Los autores declaran no tener conflictos de intereses.

El artículo fue recibido por los editores el 21/02/2022; recepción efectuada después de la revisión el 28/01/2023; aceptado para su publicación el 08/02/2023.

Los autores leyeron y aprobaron la versión final del manuscrito.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.