Научная статья на тему 'ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ'

ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
298
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ / ЛЮБОВЬ / СВОБОДА / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / СОБОРНОСТЬ / INTERACTION BETWEEN FAMILY AND SCHOOL / LOVE / FREEDOM / RESPONSIBILITY / SPIRITUAL UNITY / COOPERATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чугаева Ирина Григорьевна

Обосновывается актуальность определения духовных сущностей взаимодействия семьи и школы в условиях ценностного плюрализма современного общества. Подчеркивается возрастание образовательных потребностей родителей в процессе воспитания детей, стремление к диалогу с педагогами. В исследовании используется экзистенциальный подход, позволяющий описать взаимодействие семьи и школы в целостности их со-существования. В результате исследования выявлены духовные экзистенциалы взаимодействия семьи и школы: любовь, свобода и ответственность, соборность. Взаимодействие семьи и школы характеризуется как социальный союз, строящийся на любви, задача которого состоит в том, чтобы развить в ребенке коммуникативные способности и индивидуальные особенности, необходимые в социальной коммуникации. Взаимодействие требует единства в принятии и родителями, и педагогами ценности свободы и ответственности в непрерывном образовании детей, способствующих активизации процессов самопозна ния, саморазвития и самоопределения, формирующих умение осуществлять свободный выбор и нести ответственность за него. Отношения семьи и школы характеризуются как соборность, то есть духовная связь, основанная на чувствах любви, уважения, солидарности. Школа при этом является устроителем «встречи» взрослых и детей, позволяющей обнажить ценности и смыслы разных поколений. Делается вывод о том, что взаимодействие семьи и школы - это творческий процесс обретения смысла в педагогической деятельности и педагогов, и родителей, где модус их со-бытия строится на ответственности за судьбоносный период в жизни детей, их личностного становления. Отношения педагогов и родителей основываются на значимости для них общих ценностей: любви как принятия ребенка в его уникальности, ценности и неповторимости, развиваемых в ситуации социальной коммуникации; свободы и ответственности через осмысление историчности и неповторимости образовательной ситуации, соборности как переживания единения, основанного на общности судьбы, бескорыстности и всеобщности «добра» как регуляторов взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чугаева Ирина Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUE-BASED FOUNDATIONS OF INTERACTION BETWEEN FAMILY AND SCHOOL

The importance of identifying spiritual foundations of interaction between a family and a school in the reality of value-based pluralism in contemporary society is explained. The growing demand on education among parents to provide proper upbringing is emphasized, as well as their desire to communicate with the teachers. The research is based on the existential approach that makes it possible to describe interaction between a family and a school in the unity of their co-existence. The research results revealed the following spiritual existential units of interaction between a family and a school: love, freedom and responsibility and spiritual unity and cooperation. Interaction between a family and a school may be treated as a social unity based on love, the goal of which is to develop communicative skills and individual features necessary in social interaction. Such interaction requires understanding of the value of freedom and responsibility in continuous education by both parents and teachers. It will stimulate self-cognition, self-development and self-identification that contribute to the skills of independent choice and form the ability to bear responsibility for the choice. The relations between a family and a school are characterized by spiritual unity, in other words it is an inner link based on the feelings of love, respect and solidarity. A school in this case provides a “meeting” between adults and children that allows revealing the values and spirit of different generations. The following conclusion about interaction between a family and a school is made: it is a creative process of finding the meaning of teaching by both pedagogues and parents, where the modus of their co-existence is based on responsibility for the crucial period in children's lives and for the process and result of their personalities shaping. Relations between teachers and parents are based on the role of common values: love in the form of acceptance of the child and his/her unique features, his/ her importance and individuality developed during social communication; freedom and responsibility via comprehension of educational situation, and spiritual unity and cooperation as togetherness based on similarity of fate, unselfishness and universality of “the good” as regulators of interaction.

Текст научной работы на тему «ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ»

УДК 37. 018. 263

DOI 10. 23951/2307-6127-2020-4-37-46

ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ

И. Г. Чугаева

Уральский государственный педагогический университет, Екатеринбург

Обосновывается актуальность определения духовных сущностей взаимодействия семьи и школы в условиях ценностного плюрализма современного общества. Подчеркивается возрастание образовательных потребностей родителей в процессе воспитания детей, стремление к диалогу с педагогами. В исследовании используется экзистенциальный подход, позволяющий описать взаимодействие семьи и школы в целостности их со-существования. В результате исследования выявлены духовные экзистенциалы взаимодействия семьи и школы: любовь, свобода и ответственность, соборность. Взаимодействие семьи и школы характеризуется как социальный союз, строящийся на любви, задача которого состоит в том, чтобы развить в ребенке коммуникативные способности и индивидуальные особенности, необходимые в социальной коммуникации. Взаимодействие требует единства в принятии и родителями, и педагогами ценности свободы и ответственности в непрерывном образовании детей, способствующих активизации процессов самопознания, саморазвития и самоопределения, формирующих умение осуществлять свободный выбор и нести ответственность за него. Отношения семьи и школы характеризуются как соборность, то есть духовная связь, основанная на чувствах любви, уважения, солидарности. Школа при этом является устроителем «встречи» взрослых и детей, позволяющей обнажить ценности и смыслы разных поколений. Делается вывод о том, что взаимодействие семьи и школы - это творческий процесс обретения смысла в педагогической деятельности и педагогов, и родителей, где модус их со-бытия строится на ответственности за судьбоносный период в жизни детей, их личностного становления. Отношения педагогов и родителей основываются на значимости для них общих ценностей: любви как принятия ребенка в его уникальности, ценности и неповторимости, развиваемых в ситуации социальной коммуникации; свободы и ответственности через осмысление историчности и неповторимости образовательной ситуации, соборности как переживания единения, основанного на общности судьбы, бескорыстности и всеобщности «добра» как регуляторов взаимодействия.

Ключевые слова: взаимодействие семьи и школы, любовь, свобода, ответственность, соборность.

Исторический анализ взаимодействия семьи и школы, проводимый в ряде исследований, позволяет сказать, что на современном этапе культурно-исторического развития социальные отношения семьи и школы рассматриваются в рамках равноправного педагогического взаимодействия. Эти два важных социальных института становятся участниками совместной деятельности в воспитательном процессе [1, 2].

В отличие от предшествующих исторических периодов, школа делается открытой педагогической системой, пытающейся обеспечивать баланс реализации интересов семьи и общества в образовании детей. Характеристикой таких отношений является «равноправие и полномочность сторон в постановке и обсуждении проблем (задач), норм взаимодействия, добровольность принятия обязательств при заключении договоров и соглашений, полная ответственность за их выполнение, достижение договоренности без ущемления интересов какой-либо из сторон на основе их позитивного взаимодействия» [3, с. 18]. Педагоги— 37 —

ческие исследования обнаруживают тенденцию возрастания образовательных потребностей родителей, их стремление к диалогу с педагогами в процессе воспитания [3]. В связи с этим задача современного образования состоит в выработке общей стратегии воспитательного процесса семьи и школы, согласованных социально-педагогических взглядов и установок на образование детей.

Цель статьи заключается в выявлении ценностных основ взаимодействия семьи и школы через их общее со-существование в едином историческом, социокультурном пространстве и миссию в воспитании детей.

Задачи исследования:

1. Уточнить понятие «взаимодействие семьи и школы».

2. Определить духовные ценности со-существования семьи и школы.

Методология данного исследования строится на экзистенциальном подходе, позволяющем выявить в процессе взаимодействия с родителями ценностные основания совместной педагогической деятельности, обрести личностный смысл в деле воспитания, избегая обезличенного долженствования, излишней назидательности, ухода от ответственности, характеризующегося перекладыванием полномочий между педагогами и родителями. Экзистенциальный подход позволяет выделить ценностные основания педагогического взаимодействия, основывающегося на осознании и переживании субъектами образования единых духовных сущностей.

В связи с тем что в исследовании необходимо рассматривать отношения взаимодействия в процессе их становления, целесообразнее пользоваться экзистенциалами, позволяющими описать взаимодействие семьи и школы в целостности со-бытия. Такими экзистен-циалами являются: осознание ответственности за переживаемый важный период в становлении личности ребенка; соборность как регулятор взаимодействия, смыкающего «должное» и «сущее», необходимое и полезное для всех; любовь к ребенку как выход за «пределы» своих жизненных представлений и стереотипов; свобода от детерминизма (неблагоприятных процессу воспитания жизненных обстоятельств).

Экзистенциал ответственности включает в себя представление о долге и обязательстве. В экзистенциальной традиции долг и обязательство рассматривают не только как социальные ценности, но и как личностные смыслы человека. Это связано с историчностью бытия человека, где человек не отделим от своего времени, системы общественных отношений, социального пространства [4]. Живя в обществе, человек подвергается «диктату ценностей», которые он должен творчески переработать и претворить в жизнь. В этом заключается большой труд человека, его созидательная деятельность в поиске смысла, так как смысл не может быть дан человеку извне, но может быть найден только самим человеком. Найденный смысл в созидательной деятельности, переживании определенного состояния или определении ценностно-смыслового отношения дает человеку полноту жизни, осознание значимости и ценности текущего исторического момента, себя в мире, способствует стремлению человека понять сознание Другого [4]. При этом стремление понять Другого не возникает по просьбе, команде, это связано с желанием и способностью увидеть смыслотворчество Другого, понять способ выявления смысла.

Экзистенциал ответственности связан с соборностью, основанной на общности судьбы и всеобщности «добра» как регулятора взаимодействия. Соборность характеризуется нравственными отношениями, построенными не на «долженствовании», «внешнем единстве, где власть целого нормирует и ограничивает свободу отдельных членов и где единство осуществляется в форме внешнего порядка, разграничении компетенций, прав и обязанностей отдельных членов, единство соборности есть свободная жизнь, как бы духовный капитал,

питающий и обогащающий жизнь его членов» [5, с. 61]. Бытие человека, протекая в двойном поле между «должным» и «сущим», требует от человека его творческого разрешения. Единство соборности строится на укреплении значения прошлого, культурно-исторических традиций в общественной жизни, в воспитании детей в совестливости и любви. Совестливость при этом понимают и как «богочеловечность» (С. Л. Франк), и как интуитивную способность человека находить смысл ситуации (В. Франкл). В связи с этим молодых людей необходимо учить быть совестливо чуткими к различным жизненным обстоятельствам, уметь их осмысливать, разрешать в акте свободного выбора и быть ответственным за него.

Исходя из экзистенциальной позиции, любовь является духовной связью, в которой субъект отношения, будучи «вне нас, есть вместе с тем наше достояние» (В. Франкл). Это отношение определяется как способность понять другого человека в его сути, в его конкретности, его уникальности и неповторимости. Из этого следует, что любви присуща когнитивная сущность. Любить - значит быть в отношении к кому-либо или чему-либо. Данное отношение характеризуется со-присутствием иному сущему, равно как и себе. В. Франкл характеризует любовь как способность «отдать себя другому без остатка», забыть себя в акте переживания «ценности и необходимости» Другого. Этой способностью человека к трансценденции в любви объясняется ее когнитивный характер. Данное отношение «делает человека зрячим» для того, чтобы возможное в другом человеке сделать действительностью: «тем, чего еще нет, но что находится лишь в становлении, что может стать и должно стать». При этом любящий «предоставляет себя», поступается собой, чтобы познавая и любя, отдать себя. Данное отношение характеризует его в его высшем человеческом измерении, его духовности.

Экзистенциал свободы от детерминизма характеризуют как способность человека занять определенную позицию по отношению к тем жизненным обстоятельствам, которые действуют на него. Быть определенным обстоятельствами или действовать, несмотря на данные обстоятельства? Решение этого вопроса человеком является проявлением его сво-бодоспособности. Человек может проявлять свободу в недопутимости полного обусловливания себя. Он сам может решить, «будет ли он противостоять или сдастся» (В. Франкл). При этом Ф. Франкл убежден, что свобода как ценность может проявляться не только в созидательном действии, но и переживании определенного ценностного состояния (страдания, радости, горя и др.), выражаться в ценностном отношении к социальному явлению или человеческому поступку.

Свобода обязывает человека проявлять ответственность в своих решениях, испытывать напряжение в столкновении с ценностями и идеалами, переживать мучения выбора в определении личностного отношения к действительности, не прибегая к конформизму или тоталитаризму. Представляются интересными, в рамках экзистенциального подхода, современные копинг-стратегии (способы выхода из трудных жизненных ситуаций): «1)принятие произошедшего и нацеленность на конструктивное решение проблемы; 2) планирование, осознанный выбор действий в проблемной ситуации; 3) поиск социальной поддержки, необходимость услышать совет, сочувствие, поддержку; 4) сдерживание совладания, ожидания наилучшего времени для реализации выбранного решения; 5) личностный рост, переосмысление сложившейся ситуации в позитивном контексте; 6) подавление конкурирующей деятельности, сосредоточенность на преодолении конкретного стресса и избегание иных форм активности; 7) активное совладание, т. е. конкретные действия, направленные на разрешение стрессовой ситуации» [6].

Экзистенциальный анализ позволил выделить ценностные основания взаимодействия семьи и школы в воспитании детей. Мы понимаем под ценностными основаниями взаимо-

действия семьи и школы творческий процесс обретения смысла в педагогической деятельности и педагогов, и родителей, где модус их со-бытия строится на ответственности за судьбоносный период в жизни детей, их личностного становления. Данный процесс является воспитанием детей в атмосфере совестливости и любви, развитием у них ответственности в процессе осуществления ценностно-смыслового выбора. Педагогическая поддержка родителя в данном процессе будет нацелена на осознание родителями ценности и неповторимости данного этапа в развитии и личностном становлении их ребенка. Это придаст их педагогической деятельности стремление избежать или максимально нивелировать жизненные обстоятельства, не благоприятствующие воспитанию детей. Свободоспособ-ность как жизненное качество родителя будет примером для детей родительской любви и ответственности в деле воспитания.

Итак, мы выделили ценности, которые являются основанием для взаимодействия семьи и школы. Постараемся их описать более подробно.

Любовь в экзистенциальном подходе рассматривают и как созидательную деятельность субъекта, и как его состояние, и как отношение к субъекту любви. Наша задача описать любовь как союз двух социальных институтов (семьи и школы) в отношении ребенка. Школа не может диктовать матери и учить ее, как любить своего ребенка, в то же время ни один учитель не сможет любить ребенка как его любят родители. На наш взгляд, это можно рассматривать не барьером в данных отношениях, а их социальным союзом. Общая задача при этом состоит в том, чтобы увидеть в ребенке те его индивидуальные особенности, которые помогут ему жить в обществе, уметь взаимодействовать с другими людьми, выражать свое мнение, понимать другого человека, чувствовать его эмоциональное состояние, стремиться к совместным действиям в социальной коммуникации. Задача и школы, и семьи - раскрыть в ребенке потенциальные особенности в силу их непохожести, которые можно обозначить как сверхличностные, и направить в отношении общего блага. В данной ситуации школа занимает лидирующее положение, так как учитель имеет большие возможности, по сравнению с родителями, целенаправленного наблюдения за развитием ребенка в детском коллективе. Таким образом, когнитивная особенность любви к ребенку со стороны школы и семьи связана с педагогически выстроенной социализацией через воспитательный детский коллектив. Относительно школы эта позиция неоспорима, но и педагогическое сопровождение семьи относительно активизации ее коммуникативной функции в процессе социализации ребенка также является приоритетной задачей современного образования [7, 8]. В подтверждении этого стоит обратиться к результатам эмпирического исследования, проведенного Е. А. Юмкиной и А. А. Медведевой [8]. Авторы выявили взаимосвязь между самооценкой социальных умений уже взрослых людей и стилями общения в их родительской семье в детстве. Был сделан вывод о том, что «высокие оценки человеком своих социальных умений проявляются в том случае, когда родители видели в нем самоценную уникальную личность, имеющую право на свои желания и цели. Их социальная компетентность заключалась в интегральном умении создать условия для раскрытия и поддержи инициатив ребенка. Напротив, поглощенность родителей своими желаниями, представлениями, целями (которая может быть выражена в различных поведенческих моделях и маркирует социальную некомпетентность) приводит к низкой уверенности ребенка в своей социальной жизнеспособности» [8, с. 96-97]. Данный вывод, полученный эмпирическим путем, подтверждает результаты экзистенциального анализа ценностных оснований взаимодействия с родителями, основанных на такой общей ценности, как любовь, в ее когнитивной сущности.

Свобода и ответственность связаны с обретением человеком осмысленности собственной жизни, активности в наполнении каждого прожитого дня деятельностью. Это связа-

но с самоопределением человека, когда он с малых лет учится осуществлять свободный выбор, разрешать жизненные ситуации в пользу созидания жизни и самого себя, быть ответственным за свой выбор. Данные ценности вырабатывались отечественной педагогикой с 80-х годов прошлого столетия и являются основополагающими в современной гуманистической концепции образования. Проблема, на наш взгляд, состоит в отсутствии единства в принятии данных ценностей между семьей и школой. Большей частью родители находятся в плену обыденного педагогического сознания, для которого свойственны стихийно сложившиеся взгляды и представления на процесс воспитания, опора на «опыт бабушек и дедушек» в разрешении педагогических ситуаций, квазикомпетенции, полученные в процессе бессистемных знаний в сети Интернет в рамках родительского всеобуча, отсутствие единой принятой педагогической концепции.

Анализ современной работы по просвещению родителей позволяет сказать, что она имеет мозаичный характер, лишена единой методологической платформы. В современных исследованиях говорится о том, что в многочисленных образовательных программах для родителей нет «разделов, направленных на развитие методологической культуры родителя, на формирование научной картины мира, на осмысление базовых вопросов жизни человека, на освоение ценностей и смыслов родительства» [9]. В ситуации ценностного плюрализма необходимо осмысление родителями своего места и миссии в этом мире, принятие единых со школой базовых ценностей в процессе воспитания. На наш взгляд, надо помочь родителям принять единую со школой концептуально-мировоззренческую платформу в воспитании, позволяющую соблюсти принцип непрерывности образования.

В рамках гуманистической концепции образования необходимо обучение родителей технологии педагогической поддержки. Это педагогический опыт О. С. Газмана, Т. В. Анохиной, Н. Н. Михайловой, педагогические работы Е. В. Бондаревской, С. В. Кульневича, А. В. Мудрика, И. С. Якиманской и др. Цель педагогической поддержки состоит в создании условий для проявления ребенком активности и самостоятельности в поиске решений собственных проблем. Принятие родителями ценностей свободы и ответственности как основополагающих в их педагогической деятельности будет способствовать активизации процессов самопознания, саморазвития и самоопределения ребенка, так необходимых для формирования его активной жизненной позиции и способствующих самореализации молодого человека в будущем. Отметим, что организация образования родителей должна соответствовать принципу рефлексивности, то есть преодолению «ограниченности жизни, осмыслению того, что еще можно сделать, какие ресурсы не использованы» [10, с. 13]. Это должен быть свободный выбор родителей, сделанный в процессе проживания нового опыта, способствующий формированию педагогического сознания родителя. В связи с этим можно отметить интересный опыт клуба «Школы для родителей», целью которого является мотивация родителей к сотрудничеству с педагогами [11].

Соборность определяется как духовная связь людей, основывающаяся на чувствах любви, уважения, солидарности. Она необходима человеку для жизни в обществе, так как и сам человек существует через связь с другими людьми. Соборность - это определение человеком себя связанным общей жизнью и судьбой с другими людьми. Это отношение проявляется особенно явно в минуты переживания общей радости или общего горя. Соборность выражается в уважении к другому человеку, в бескорыстности добра. Данное единство коренится в историческом прошлом, а также связано с устремленностью общества в будущее через общую идею, идеал, вдохновляющие на творчество.

На наш взгляд, единство семьи и школы должно рассматриваться через выстраивание отношений на основе уважения друг к другу, понимания значимости участия и родителей, и учителей в становлении личности ребенка. Формирование отношения участливой заботы со стороны родителей к воспитательному процессу школы должно измеряться, прежде всего воспитанием у ребенка уважения к учителю, детям и родителям. Однако социологические исследования показывают возрастание негативного отношения родителей к педагогам [12]. Это связано большей частью с прагматизмом современного образования, с его «консьюмеризацией, когда образование из общественного блага превращается в сферу услуг» [12]. Мы согласны с Е. Ю. Сысоевой, М. В. Корсун, авторами упоминаемой статьи, которые предлагают разработать этический кодекс ученика, мы же говорим о том, что в создании такого этического кодекса в первую очередь нуждаются родители.

Со стороны школы единение связано с уважением учителей к родителям, семейным традициям и укладу, учетом образовательных потребностей семей в условиях поликультурности современного образовательного пространства.

В современной образовательной практике есть хорошая тенденция ухода от практики мероприятий, когда единство семьи и школы воплощалось лишь в участии родителей в школьных мероприятиях, проводимых педагогами для детей, к переходу к взаимодействию школы и семьи в организации события, ценностно значимого для всех.

К такому новому опыту отношений можно отнести: семейный театр, детско-родитель-ские игры, детско-родительские праздники, семейные творческие дни, конкурсы исполнителей, хор родителей и др. Значимые события помогают обеспечивать «встречу детства взрослых с детством современных детей» [13], «со-переживание детей совместно со взрослым событий и тем, связанных с патриотикой, но при этом обращенных не столько в прошлое, в историю, сколько в современность и будущее» [14, с. 7].

Данные отношения необходимо рассматривать в рамках социального партнерства как совместных действий субъектов по организации, обогащению и развитию образовательного процесса, построенных на общих интересах и решающих общие задачи [15].

В связи с этим представляет особый интерес опыт лицея № 590 Санкт-Петербурга, где реализуется образовательная практика долговременных масштабных мегапроектов. Одним из них является проект «Добрая лира», который представляет собой конкурс для взрослых профессиональных писателей, в котором на начальном этапе экспертами являются дети, их родители и педагоги.

Профессиональные писатели заинтересованы во вдумчивом прочтении произведений, поиске «своего читателя». После оценки экспертов (детей, родителей и педагогов) наиболее понравившиеся рассказы и повести передаются профессиональному жюри и отобранные произведения печатаются в сборнике «Добрая лира» [15]. Такая художественная коммуникация позволяет, на наш взгляд, активизировать ценностно-смысловые отношения в процессе прочтения художественных произведений, оживить диалог поколений.

В условиях сегодняшних реалий родители, живущие в условиях ценностного плюрализма, порой сами находясь в состоянии фрустрации, дезориентации, не решаются воздействовать на детей в воспитательных целях, боятся навязывать детям устаревшие ценности и идеалы. Но жизнь без ценностных координат, лишает подрастающее поколение воли к жизни, направленности на смысл, духовного напряжения в его поисках.

На наш взгляд, только «столкновение с ценностями» и свободный осмысленный выбор способствуют активизации самопознания человека и его жизненного самоопределения. В связи с этим организация «встречи» необходима для межпоколенного сообщества,

для осмысления и родителями, и педагогами ценностных основ взаимодействия, генерирования новых ценностей.

Итак, экзистенциональный анализ позволил уточнить понятие «взаимодействие семьи и школы». Это творческий процесс обретения смысла в педагогической деятельности и педагогов, и родителей, где модус их со-бытия строится на ответственности за судьбоносный период в жизни детей, их личностного становления.

Отношения педагогов и родителей основываются на значимости для них общих ценностей: любви как принятия ребенка в его уникальности, ценности и неповторимости, развиваемых в ситуации социальной коммуникации; свободы и ответственности через осмысление историчности и неповторимости образовательной ситуации, соборности как переживания единения, основанной на общности судьбы, бескорыстности и всеобщности «добра» как регуляторов взаимодействия в условиях межпоколенной «встречи» мира взрослых и мира детей.

Список литературы

1. Попова М. Н. Исторические основы взаимодействия семьи и школы // Педагогическое образование в России. 2017. № 1. С. 124-128.

2. Скороход А. С., Муляр Е. А., Пристав Е. С. Развитие взаимодействия семьи и школы в истории отечественной педагогики и практики // Материалы Междунар. науч. конф. «XXI Царскосельские чтения». СПб., 2017. Т. II. С. 97-101. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29209920 (дата обращения: 05.05.2020).

3. Бывшева М. В., Чугаева И. Г. Социальное партнерство семьи и школы в непрерывном воспитании детей // Нижегородское образование. 2018. № 2. С. 17-24.

4. Франкл В. В борьбе за смысл. URL: https://royaUib.com/book/frankl_viktor/v_borbe_za_smisl.html (дата обращения: 05.05.2020).

5. Франк С. Л. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992. 511 с.

6. Блинова О. А. Персональная идентичность как ресурс совладающего поведения // Личность в трудных жизненных ситуациях: ресурсы и преодоление: материалы Междунар. научно-практ. конф., посвященной 25-летию факультета психологии Омского гос. ун-та им. Ф. М. Достоевского / отв. ред. А. Ю. Маленова. Омск, 2018. С. 15-17.

7. Завгородняя Т. В. Влияние детско-родительских отношений на особенности взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со сверстниками: результаты эмпирического исследования // Вестник Челябинского гос. пед. ун-та. 2018. № 1. С. 204-213.

8. Юмкина Е. А., Медведева А. А. Самооценка социальных умений личности в связи со стилем взаимоотношений с родителями в детстве // Петербургский психол. журнал. 2019. № 29. С. 84-101.

9. Самохвалова С. Ю. Проблемный анализ содержания просветительской работы с родителями в современных образовательных учреждениях // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-4. С. 191-197. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30743676 (дата обращения: 05.05.2020).

10. Беляева Л. А., Ниязбаева Н. Н. Экзистенциальный смысл образования взрослых // Образование взрослых в условиях современности: проблемы и перспективы. Екатеринбург, 2017. С. 12-14.

11. Сафина С. Б. Педагогические условия формирования коммуникативной компетенции родителей младших школьников // Актуальные проблемы современного общего и профессионального образования: сб. ст. IV Всерос. заочной научно-практ. конф. / под ред. Т. В. Кружилиной, Т. Ф. Ореховой. Магнитогорск, 2019. С. 257-265.

12. Сысоева Е. Ю., Корсун М. В. Авторитет педагога в трансформирующемся российском обществе // Вестник Оренбургского гос. ун-та. 2018. № 5 (217). С. 73-77. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36609831 (дата обращения: 05.05.2020).

13. Широких О. Б. Детство как символ и стратегический ресурс в образовательном пространстве постиндустриального мира // Образовательное пространство детства: исторический опыт, проблемы, перспективы: сб. науч. статей и материалов V Междунар. научно-практ. конф. Коломна, 2018. С. 107-113.

14. Коротаева Е. В., Андрюнина А. С. Вопросы патриотически ориентированного воспитания детей дошкольного возраста. Екатеринбург, 2020. 132 с.

15. Каменский А. М. Социальное партнерство как дополнительный образовательный ресурс // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2018. № 1 (19). С. 181-190.

Чугаева Ирина Григорьевна, кандидат педагогических наук, доцент, Институт педагогики и психологии детства, Уральский государственный педагогический университет (пр. Космонавтов, 26, Екатеринбург, Россия, 620017). E-mail: irinachugaeva555@mail.ru

Материал поступил в редакцию 27.04.2020.

DOI 10. 23951/2307-6127-2020-4-37-46

VALUE-BASED FOUNDATIONS OF INTERACTION BETWEEN FAMILY AND SCHOOL

I. G. Chugayeva

Ural State Pedagogical University, Yekaterinburg, Russian Federation

The importance of identifying spiritual foundations of interaction between a family and a school in the reality of value-based pluralism in contemporary society is explained. The growing demand on education among parents to provide proper upbringing is emphasized, as well as their desire to communicate with the teachers. The research is based on the existential approach that makes it possible to describe interaction between a family and a school in the unity of their co-existence. The research results revealed the following spiritual existential units of interaction between a family and a school: love, freedom and responsibility and spiritual unity and cooperation. Interaction between a family and a school may be treated as a social unity based on love, the goal of which is to develop communicative skills and individual features necessary in social interaction. Such interaction requires understanding of the value of freedom and responsibility in continuous education by both parents and teachers. It will stimulate self-cognition, self-development and self-identification that contribute to the skills of independent choice and form the ability to bear responsibility for the choice. The relations between a family and a school are characterized by spiritual unity, in other words it is an inner link based on the feelings of love, respect and solidarity. A school in this case provides a "meeting" between adults and children that allows revealing the values and spirit of different generations. The following conclusion about interaction between a family and a school is made: it is a creative process of finding the meaning of teaching by both pedagogues and parents, where the modus of their co-existence is based on responsibility for the crucial period in children's lives and for the process and result of their personalities shaping. Relations between teachers and parents are based on the role of common values: love in the form of acceptance of the child and his/her unique features, his/ her importance and individuality developed during social communication; freedom and responsibility via comprehension of educational situation, and spiritual unity and cooperation as togetherness based on similarity of fate, unselfishness and universality of "the good" as regulators of interaction.

Keywords: interaction between family and school, love, freedom, responsibility, spiritual unity, cooperation.

References

1. Popova M. N. Istoricheskiye osnovy vzaimodeystviya sem'i i shkoly [Historical basis of family and school interaction]. Pedagogicheskoye obrazovaniye v Rossii - Pedagogical Education in Russia, 2017, no. 1, pp. 124-128 (in Russian).

2. Skorokhod A. S., Mulyar E. A., Pristav E. S. Razvitiye vzaimodeystviya sem'i i shkoly v istorii otechestvennoy pedagogiki i praktiki [Development of interaction between family and school in the history of Russian pedagogy and practice]. Materialy Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii «XXI Tsarskosel 'skiye chteniya» [Materials of the International Scientific Conference "XXI Tsarskoye Selo Readings")]. Sankt-Peterburg, 2017. Vol. II. Pp. 97101. (in Russian). URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29209920 (accessed 5 May 2020).

3. Byvsheva M. V., Chugayeva I. G. Sotsial'noye partnerstvo sem'i i shkoly v nepreryvnom vospitanii detey [Social partnership of family and school in the continuing children education]. Nizhegorodskoye obrazovaniye, 2018, no. 2, pp. 17-24 (in Russian).

4. Frankl V V bor'be za smysl [In the struggle for meaning] (in Russian). URL https://royallib.com/book/frankl_ viktor/v_borbe_za_smisl.html (accessed 5 May 2020).

5. Frank S. L. Dukhovnye osnovy obshchestva [Spiritual foundations of society]. Moscow, Respublika Publ., 1992. 511 p. (in Russian).

6. Blinova O. A. Personal'naya identichnost' kak resurs sovladayushchego povedeniya [Personal identity as a re-sourse coping behavior]. Materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, posvyashchennoy 25-letiyu fakul 'teta psikhologii Omskogo gosudarstvennogo universiteta im. F. M. Dostoevskogo «Lichnost'v trud-nykh zhiznennykh situatsiyakh: resursy i preodoleniye» [Materials of the International scientific and practical conference dedicated to the 25th anniversary of the Faculty of Psychology of Omsk State University named after F. M. Dostoevsky «Personality in difficult life situations: resources and overcoming»]. Omsk, 2018. Pp. 15-17 (in Russian).

7. Zavgorodnyaya T. V. Vliyaniye detsko-roditel'skikh otnosheniy na osobennosti vzaimodeystviya detey starshego doshkol'nogo vozrasta so sverstnikami: rezul'taty empiricheskogo issledovaniya [The influence of child-parent relations on interaction between senior pre-school children with their peers: result of empirical research]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - Herald of CSPU, 2018, no. 1, pp. 204-213 (in Russian).

8. Yumkina E. A., Medvedeva A. A. Samootsenka sotsial'nykh umeniy lichnosti v svyazi so stilem vzaimootnosh-eniy s roditelyami v detstve [The self-esteem of social skills in parent-child relationships]. Peterburgskiy psikho-logicheskiy zhurnal, 2019, no. 29, pp. 84-101 (in Russian).

9. Samokhvalova S. Yu. Problemnyy analiz soderzhaniya prosvetitel'skoy raboty s roditelyami v sovremennykh obrazovatel'nykh uchrezhdeniyakh [Problem analysis of the content of educational work with parents in modern educational institutions]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya - Problems of modern pedagogical education, 2017, no. 57-4, pp. 191-197 (in Russian). URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30743676 (accessed 5 May 2020).

10. Belyayeva L. A., Niyazbayeva N. N. Ekzistentsial'nyy smysl obrazovaniya vzroslykh [The existential meaning of adult education]. Materialy Mezhregional'noy nauchno-praktichskoy konferentsii «Obrazovaniye vzroslyh v us-loviyakh sovremennosti: problemy i perspektivy» [Materials of the Interregional Scientific and Practical Conference «Adult education in modern conditions: problems and prospects»]. Ekaterinburg, 2017. Pp. 12-14 (in Russian).

11. Safina S. B. Pedagogicheskiye usloviya formirovaniya kommunikativnoy kompetentsii roditeley mladshikh shkol'nikov [Pedagogical conditions of formation of communicative competence of parents of younger pupils].

Materialy Vserossiyskoy zaochnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Aktual'nye problemy sovremennogo ob-shchego iprofessional'nogo obrazovaniya» [Materials of the Russian national correspondence scientific and practical conference «Actual problems of modern General and professional education»)]. Magnitogorsk, 2019. Pp. 257-265 (in Russian).

12. Sysoyeva E. Ju., Korsun M.V Avtoritet pedagoga v transformiruyushchemsya rossiyskom obshchestve [The teacher authority in a transforming Russian society]. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta -Vestnik of the Orenburg State University, 2018, no. 5 (217), pp. 73-77 (in Russian). URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=36609831 (accessed 5 May 2020).

13. Shirokikh O. B. Detstvo kak simvol i strategicheskiy resurs v obrazovatel'nom prostranstve postindustrial'nogo mira [Childhood as a symbol and strategic resource in the educational space of the post-industrial world]. Materialy Mezhdunarodnoy nauchno-praktichskoy konferentsii «Obrazovatel'noye prostranstvo detstva: istoricheskiy opyt, problemy, perspektivy» [Materials of the Interregional Scientific and Practical Conference «Educational space of childhood: historical experience, problems and prospects»)]. Kolomna, 2018. Pp. 107-113 (in Russian).

14. Korotayeva E. V., Andryunina A. S. Voprosypatrioticheski orientirovannogo vospitaniya detey doshkol'nogo vozrasta [Issues of patriotic education of preschool children]. Ekaterinburg, 2020. 132 p. (in Russian).

15. Kamenskiy A. M. Sotsial'noye partnerstvo kak dopolnitel'nyy obrazovatel'nyy resurs [Social partnership as an extra-curricular resource]. Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2018 , no. 1 (19), pp. 181-190 (in Russian).

Chugayeva I. G., Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor, Ural State Pedagogical University (pr., Kosmonavtov, 26, Yekaterinburg, Russian Federation, 620017). E-mail: irinachugaeva555@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.