Научная статья на тему 'Особенности взаимодействия органов государственной власти и средств массовой информации'

Особенности взаимодействия органов государственной власти и средств массовой информации Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
27598
2732
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ИНФОРМАЦИОННАЯ СФЕРА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Богомолова Е. Г.

В информационном обществе, к которому идет в своем развитии и многонациональная Россия, многократно возрастает роль и значение средств массовой информации (СМИ). Поэтому характер взаимодействия средств массовой информации и органов власти играет всё более важную роль при проведении долговременных государственных преобразований

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности взаимодействия органов государственной власти и средств массовой информации»

Богомолова Е.Г. студентка 5 курса специальности Государственное и муниципальное управление

Второй Тамбовской филиал РАНХиГС

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И СРЕДСТВ МАССОВОЙ

ИНФОРМАЦИИ

Ключевые слова: государство, средства массовой информации, информационная политика, информационная сфера.

Аннотация. В информационном обществе, к которому идет в своем развитии и многонациональная Россия, многократно возрастает роль и значение средств массовой информации (СМИ). Поэтому характер взаимодействия средств массовой информации и органов власти играет всё более важную роль при проведении долговременных государственных преобразований.

Отчётливо проявляется двойственная роль самих СМИ в системе «государство - СМИ». С одной стороны, СМИ в силу своей природы, объективно в большей или меньшей степени включены в управленческий механизм государственных структур. С другой, они ориентированы на удовлетворение информационных потребностей и интересов, как отдельной личности, так и всех социальных институтов гражданского общества. Помимо этого характер взаимоотношений в системе «государство - СМИ» во многом определяется как особенностями конкретного субъекта Российской Федерации, так и особенностями многонационального государства [7].

Именно СМИ являются важнейшим звеном в системе реализации государственной информационной политики, позволяющей регулировать процессы информационного воздействия в различных сферах жизнедеятельности общества и государства.

Общественное мнение сегодня становится более активным и

действенным регулятором политического процесса. СМИ не только отражают сложившиеся настроения, но и формируют это общественное мнение.

Информационная сфера становится одним из важнейших объектов государственного управления. Основной инструмент государственного управления информационной сферой - государственная информационная политика. Коммуникационный потенциал государственной власти заключается не только в наличии эффективных информационных каналов, с помощью которых власть может объяснять обществу свои решения, но и в установлении обратной связи с обществом, которая позволяет слышать запросы различных социальных групп, анализировать и корректировать государственную информационную политику.

Взаимоотношения власти и СМИ осуществляются за счет пресс -служб, созданных в органах власти. Эти отношения многоплановы и могут иметь множество форм (как конфронтации, так и позитивного взаимодействия). В большинстве случаев основной формой взаимоотношений является конструктивный диалог. На современном этапе сотрудничество между органами государственной власти и СМИ строится исходя из понимания того, что власть не может проводить эффективную политику без оперативного освещения своей деятельности, а СМИ необходим беспрепятственный доступ к информации, имеющей государственную значимость. СМИ оперативно освещают работу органов государственной власти, являясь при этом посредником между обществом и государством. В настоящее время, когда будущее власти во многом определяется общественностью, деятельность СМИ становится решающей. Лояльные масс-медиа становятся для государства одним из факторов стабильности, предоставляя ей право рассчитывать на политическое долголетие. В свою очередь СМИ ждут от государства свободы слова и финансовой поддержки, что является одним из важнейших стимулов их деятельности [6].

Взаимодействию органов государственной власти и СМИ в форме диалога способствуют: Конституция РФ; ФЗ РФ «О средствах массовой информации»; ФЗ РФ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных СМИ»; Распоряжение Правительства РФ «О стратегии развития информационного общества».

Так, например, гарантируется свобода массовой информации, обеспечивается открытость и публичность органов государственной власти перед СМИ, например, пресс-службы федеральных органов государственной власти, ведут аудио- и видеозапись всех официальных мероприятий с участием Президента Российской Федерации, заседаний Совета Федерации и Государственной Думы, Правительства Российской Федерации и его Президиума [1].

Не допускается цензура, а именно цензура массовой информации, то есть требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей, - не допускается.

Создание и финансирование организаций, учреждений, органов или должностей, в задачи либо функции которых входит осуществление цензуры массовой информации, - не допускается [2].

Реализуется стратегия в сфере средств массовой информации, которая обеспечивает решение задачи предупреждения угроз, возникающих в информационном обществе, в части недопущения распространения запрещенной и противоречащей приоритетам развития России информации. Сюда же относятся задачи обеспечения доступа граждан и организаций к услугам на основе информационных технологий в части обеспечения права на информацию, расширения и модернизации форм донесения информации, позиционирования России в мировом информационном пространстве,

поощрения интереса к чтению и культурным традициям, потребности в нравственных ценностях [3].

Сегодня происходит развитие всех сфер жизни общества (политики, экономики, культуры, информационной сферы). Это развитие носит как положительный характер, так и отрицательный, противоречивый. Не исключением являются взаимоотношения средств массовой информации и органов государственной власти. Суть конфликтной формы их отношений заключается в наличии между СМИ и органами государственной власти разногласий по поводу принимаемых решений и попыток убедить общество в своей правоте. СМИ могут представлять интересы государства либо выражать мнение политических кругов, стремящихся к власти. При этом противостояние может выглядеть не как борьба власти и оппозиции, а как конфликт органов государственной власти и СМИ, которые стремятся к отображению истинной ситуации.

Особое значение приобретает экономическая зависимость СМИ от учредителей, существенно влияющая на их политические ориентации; ограничение их доступа к информации, вызванное «закрытостью» органов власти; недостаточно разработанная правовая основа деятельности СМИ; отсутствие реакции органов власти на критику и др. В совокупности это приводит к тому, что значительная часть СМИ также приобретает «закрытый» от гражданского общества характер, превращается в корпоративное, монопольное, монологическое средство, используемое в растущем противоречии с интересами и потребностями как органов власти, так и институтов гражданского общества. И те, и другие могут предъявить свои претензии к СМИ по поводу отсутствия объективности при подаче информации, ангажированности, нарушении этических норм, профессиональной безответственности и т.д.

Существует несколько вариантов развития конфликта между властью и

СМИ:

1. «власть-власть» (конфликт между разными уровнями власти, в этом

случае в конфликт втянуты государственные СМИ);

2. «СМИ-СМИ» (конфликт между СМИ, представляющими разные уровни власти).

3. «власть-СМИ» (давление государства на СМИ с целью соблюдения законности и выражения собственных интересов, и, наоборот, давление СМИ на власть для максимальной объективности информации или исполнение политического заказа по снижению рейтингов той или иной властной структуры) [4].

Таким образом, взаимоотношения власти и СМИ весьма многоплановы и могут иметь множество форм (как конфронтации, так и позитивного взаимодействия). Сегодня следует развивать и поддерживать позитивное взаимодействие органов государственной власти и средств массовой информации, потому что СМИ являются посредником между обществом и государством. Посредническая роль СМИ заключается, прежде всего, в том, что они представляют интересы общества перед властью, помогают обществу их формулировать и защищать, сами являются важнейшим институтом гражданского общества, не уклоняясь при этом от роли своего рода передаточного механизма импульсов, идущих от государства к обществу и обратно. Для власти в данных отношениях приоритетным интересом является поддержка общества, благополучие государства и собственное благополучие, а для СМИ стремление максимально полезно для аудитории осуществлять свою деятельность и быть при этом контролером и посредником между государством и обществом.

Список литературы

1. О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных СМИ: федер. закон от 13.01.1995 № 7 (редакция от 12.05. 2009)

2. О средствах массовой информации: федер. закон от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 (с изменен. и дополнен. от 1.09.2013)

3. О государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011 - 2020 годы)»: распоряжение Правительства РФ от 20 октября 2010 г. N 1815-р//Гарант

4. Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. Взаимодействие органов государственной власти со СМИ. 2013. - № 9(493).

5. Беспалов М.В. Национальное государство как субъект глобализации в условиях трансформации социально-экономической системы // диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Тамбов, 2006.

6. Леонтьева, Л.С. Государственное управление информационными процессами / Л.С.Леонтьева. - Казань, центр инновационных технологий, 2008. - 124 с.

7. Марков, Е.Л. Взаимодействие органов государственной власти и СМИ как фактор реализации информационной политики / Е.Л.Марков. - М., 2003. - 154 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.