Научная статья на тему 'К вопросу о взаимоотношениях государственной власти и СМИ в дореволюционном и советском Таджикистане'

К вопросу о взаимоотношениях государственной власти и СМИ в дореволюционном и советском Таджикистане Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
570
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / STATE INFORMATIONAL POLICY / ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ВЛАСТИ И СМИ / INTERRELATIONS BETWEEN POWER AND MM / МОДЕЛИ ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / MODELS OF INFORMATIONAL INTERCONNECTION / ИНФОРМАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / INFORMATIONAL MANAGEMENT / УНИПОЛЯРНАЯ И АСИММЕТРИЧНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / UNIPOLAR AND ASSYMMETRIC COMMUNICATION / ПРЕСС-СЕКРЕТАРЬ / PRESS-SECRETARY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Якубов Джума Калонович

Автор на основе сравнительного ретроспективного анализа проводит исследование проблемы взаимоотношений государственной власти и СМИ в дореволюционном и советском Таджикистане. Выявляется общая тенденция возрастания роли и влияния различных средств массовой информации при государственном управлении, то есть использование СМИ в государственной информационной политике. В работе речь идёт о модели взаимодействия власти и СМИ, о полном контроле государства над средствами массовой информации. Отмечено, что формы взаимоотношений органов государственной власти и масс-медиа в разных странах строятся своеобразно. В разных государствах организованы многочисленные механизмы, советы и ведомства, контролирующие СМИ. Указывая на развитие средств массовой коммуникации Республики Таджикистан советского периода, автор констатирует: органы государственной власти и средства массовой информации взаимодействуют на основе трех моделей: конфликтной, консенсуальной и конфликтно-консенсуальной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the Issue of Interrelations between State Power and MM in pre-Revolutionary and Soviet Tajikistan

On the basis of comparative retrospective analysis the author conducts a research of the problem in reference to interrelations between state power and MM in prerevolutionary and Soviet Tajikistan. He elicits a common tendency of augmenting the role of mass-media and their influence under state management, i.e., utilization of MM in statal informational policy. The author speaks about the model of interaction between power and MM, complete monitoring of the state over mass media. It is noted that the forms of these interrelations are built differently in different countries. In different counries they organize numerous mechanisms, councils and departments controlling MM. Pointing to the development of mass communication in Tajikistan Republic of the Siviet period the author asserts: state power bodies and mass media interact on the basis of three models: conflicting, consensual and conflicting-concencual.

Текст научной работы на тему «К вопросу о взаимоотношениях государственной власти и СМИ в дореволюционном и советском Таджикистане»

ФАЛСАФА ва СИЁСАТШИНОСЙ ФИЛОСОФИЯ и ПОЛИТОЛОГИЯ PHlLOSOPHY апй POLlTOLOGY

УДК 32 (Т) Дж. К. ЯКУБОВ

ББК 66.61.(2)253 (Т)

К ВОПРОСУ О ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И СМИ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОМ И СОВЕТСКОМ

ТАДЖИКИСТАНЕ

Проблемы формирования взаимоотношений власти и средств массовой информации в связи с изданием первых царских указов и актов правительства Российской империи, касающихся прессы, волновали органы государственной власти Бухарского эмирата еще в XIX веке, когда он находился под протекторатом царской России. Важно подчеркнуть тот факт, что печать явилась, например для России, «продуктом импорта из Европы». А в Бухарский эмират, зависимый от царской России, она проникла из России.

Анализ результатов важных политических реформ за последние сто лет в царской России и Советском Союзе указывает на тенденцию возрастания роли и влияния различных средств массовой информации в государственном управлении, то есть на использование средств печати в государственной информационной политике. Реформы 60-х - 70-х годов XIX века, 1905-1907 гг., период с 1985 г. и по сегодняшний день свидетельствуют о существующей тенденции. Начало данной тенденции приходится на период провозглашения гласности как государственной политики и постепенной трансформации ее в свободу печати. Данный процесс являет собой основу для противоречий, существующих во взаимодействиях государственной власти и СМИ. Хронология реформ показывает, что в период 60-х -70-х годов XIX века был принят закон о печати - «Закон от 6 апреля 1865 года, который провозглашает свободу слова в России». А «Программа о делах печати» Александра II стала опытом нормативного документа, который на основе закона строит взаимоотношения государственной власти и прессы.

Исследование формирования взаимоотношений СМИ и властных структур дореволюционного и советского Таджикистана показывает, что таджикская журна-

листика начиналась с джадидов, социал-демократов и просветителей. Её появление являлось следствием роста национального самосознания и культуры, было потребностью общества. Об этом свидетельствовало все более частое появление и проникновение политической нелегальной литературы на северную территорию Туркестана, бывшего под протекторатом царской России, которая пропагандировала революционные идеи. «В крупных городах были открыты типографии, появились первые газеты на языках местных национальностей, напечатанные типографическим способом (1906 г.)». (3, с. 25) В самом Туркестане издавался ряд большевистских газет, таких как «Солдатский листок», «Правда», «Урал», «Рабочий», легальные прогрессивные газеты «Русский Самарканд» и др. (5) Таджикская журналистика формировалась в начале ХХ века опираясь на русскую журналистику. Джадиды (99% из них были таджиками) выступали новаторами в области народного образования и просвещения. В этом деле личный пример подал Бехбуди. В 19131915 гг. на свои средства он издавал газету «Самарканд» и журнал «Оина» («Зеркало»), со страниц которых вел пропаганду, нацеленную против невежества и фанатизма, алчности и казнокрадства, за реформирование всех сфер жизни колониального Туркестана. (3, с. 38-39).

Таджикская пресса формировалась в культурных центрах как система и самостоятельный общественный институт и по мере возможности удовлетворяла запросы читателей, часто выступая критически по отношению к властям. Власти Бухарского эмирата, находясь под протекторатом Российской империи, с целью предотвращения критики и ограничения свободы слова пользовались законодательством царской России о СМИ. Правительство царской России после Первой русской революции 1905 г., стремясь смягчить революционные настроения, выпустило Манифест от 17 октября 1905 г. Этот документ провозгласил в самой общей форме политические свободы. Манифест даровал населению России гражданские права «на началах неприкосновенности личности, свободы слова, совести, собраний и союзов» (2, с.69), которые повлияли на развитие таджикской журналистики и течение политических процессов в Туркестане. В условиях нового революционного подъема в Туркестане, в том числе в северных районах Таджикистана, стала заметна деятельность социал-демократической прессы: газет «Самарканд», «Русский Туркестан», «Зеравшан», а также джадидской газеты «Таракки» («Прогресс»), на страницах которых печатались революционные статьи. (3, с. 46-47) В 1909 году в Ходженте вышел первый и единственный номер журнала «Красное солнышко». Большое влияние на подготовку политического восстания масс и сплочения революционных сил вокруг российского пролетариата сыграла учрежденная в мае 1912 г. большевистская газета «Правда», некоторые номера которой попадали и в неведомый горный край-Таджикистан. Среди таджикской интеллигенции было немало не только читателей, но и подписчиков этой газеты. Организовывались публичные чтения, которые имели огромное значение для развития политического самосознания населения кишлаков. Особенности взаимоотношений между властями и прессой в этот период заключались в том, что, в зависимости от военно-политического положения, национальная буржуазия, материально и политически зависимая от русского военно-феодального империализма,

на страницах газет «Бухорои шариф» («Благородная Бухара»), «Турон», «Садои Тур-кистон» («Голос Туркестана»), журнала «Оина» («Зеркало») и других джадидских изданий вела двойную игру, пропагандировала верноподданнические симпатии к «белому царю» (3, с. 48).

Война 1914 г. внесла существенные коррективы в положение печати. С началом военных действий правительством была введена военная цензура. Легальные большевистские издания были закрыты. Легальные социал-демократические и эсеровские издания в годы войны чаще появлялись в провинции, в том числе в Туркестане, но были, как правило, недолговечны. Нужно отметить, что законодательство о СМИ носило преимущественно запретительный характер. Характерно, что при отсутствии политических свобод законы о СМИ приобретают подобный характер. Большевистские издания в свое время весьма пострадали от цензуры, но сами большевики, когда пришли к власти, в том же духе решали судьбу прессы. В «Декрете о печати» Совета Народных Комиссаров (27 октября 1917 г.) говорилось следующее: «...со всех сторон поднялась критика о том, что новая социалистическая власть нарушила основной принцип своей программы, посягнув на свободу печати. Всякий знает, что буржуазная пресса есть одно из могущественных оружий буржуазии. Это оружие не менее опасно,. чем бомыа и пулеметы. Вот почему были приняты временные и экстренные меры для пресечения потока грязи и клеветы, в которых охотно потопила бы молодую победу народа жёлтая и зеленая пресса» (1, с. 57-58). Далее в декрете утверждалось, что, «как только новый порядок упрочится, всякие административные меры воздействия на печать будут прекращены, для неё будет установлена полная свобода в пределах ответственности перед судом, согласно самому широкому и прогрессивному в этом отношении закону» (4, с. 110).

Данный декрет устанавливал преграды для тех органов прессы, которые призывали к сопротивлению правительству Советов. Следовательно, уже в этом документе были зафиксированы определенные ограничения для участия оппозиции в освещении происходящих событий. Возрастала классовость - отсюда и провозглашение административного воздействия на средства массовой информации. Между средствами массовой информации и властью всегда были противоречия. Они включали не только попытки власти подчинить себе средства массовой информации, но и иные формы взаимодействия. Конституция РСФСР 1918 г. оказала заметное влияние на историческое развитие и становление таджикской советской печати. В 20 - е годы в Таджикистане была создана советская журналистика. Деятельность печати стала рассматриваться исключительно с классовых позиций. Для того, чтобы удержать власть, Советам была необходима монолитная партия. С этой целью СМИ должны были играть роль коллективного агитатора и организатора. Поэтому СМИ не имели возможности всесторонне отражать реальность и не обладали возможностью влиять на государство и общество. В этих условиях законодательное оформление отношений прессы с государством и обществом не входило в интересы правящей партии. Взаимоотношения прессы с государством были очень простыми, упрощенными и подчиненными, как будто современных обсуждаемых проблем вокруг СМИ просто не существовало.

В конце 20-х годов в советском Таджикистане была сформирована подконтрольная государству советская журналистика. Радио и пресса сыграли заметную роль в политическом просвещении и коммунистическом воспитании народных масс. С ноября 1929 г. начали печататься ежедневные республиканские газеты «Советский Таджикистан», «Кзыл Таджикистан» - «Красный Таджикистан». Народный комиссариат просвещения Таджикской АССР издавал общественно-политические и литературно- художественные журналы «Рохбари дониш» - «Путеводитель к знанию», «Дониш ва омузгор» - «Учитель и знание», «Маориф ва маданият» - «Просвещение и культура» (3, с. 136).

В Советском Союзе, и, следовательно, в советском Таджикистане в двадцатые годы двадцатого века подверглась изменению модель взаимоотношений органов государственной власти и средств печати. В течение семидесяти лет сохранялась модель тотального контроля органов власти над средствами массовой коммуникации. В Стране Советов СМИ выступали в роле исполнителя и инструмента политики Коммунистической партии. Систему СМИ формировали партийные и государственные органы, и они выполняли свои задачи при полном контроле власти. СМИ также контролировали партийные структуры, которые обладали управленческими и директивными полномочиями. В Уставе КПСС было отмечено, что «на республиканские, краевые, областные, окружные, городские и районные организации партии и их руководящие органы возлагается руководство местной печатью, радио и телевидением». Партийные структуры определяли содержание работы СМИ и их функцию пропаганды. Руководящая деятельность партийного аппарата по отношению к СМИ состояла в следующем:

- партия заботилась о политической и информационной содержательности выступлений СМИ, их системности и выражении её потребностей;

- партия широко использовала СМИ как инструмент свободной трибуны для последовательного информирования населения о реализуемых мерах и принимаемых решениях;

- партия проявляла заботу о повышении влияния деятельности СМИ;

- осуществлялась партийная забота о кадрах для СМИ, об их подготовке, социализации и распределении.

Деятельность СМИ оценивалась на партийных собраниях, пленумах и съездах ЦК КПСС, где определялись основные функции и направления их работы при выполнении социальных и политических заказов. В это время Компартия имела влияние на все направления жизни общества и СМИ, а также всесторонне координировала их деятельность.

Проблемы организации взаимодействия разных видов СМИ ясно отмечались в тактико-стратегических планах партийной власти. В плане определялись содержание, темы, рубрики, выступления, основные формы организации деятельности СМИ, и т.д. В соответствии с особенностью СМИ для каждого её структурного органа определялись конкретные функции. Например: «Внимание газет должно быть акцентировано на глубоком и всестороннем освещении опыта лучшей организации труда; телевидение призвано было показывать лучший опыт, быть трибуной почета для героев труда, раскрывать нравственную красоту их трудовых подвигов;

радиовещание должно было широко и оперативно информировать о размахе социалистического соревнования, о передовом опыте, готовить специальные литературно-художественные передачи, посвященные людям труда, и т. Д.». (1, с. 209)

Одной из форм совместной деятельности СМИ и парткомов были пресс-конференции. Содержание тем пресс-конференций в зависимости от задач определяли парткомы. При взаимодействии с сотрудниками СМИ партийные сотрудники индивидуально общались с ними, принимали непосредственное участие в работе редакции в процессе выпуска печатных газет и подготовки радио - и телепередач. Взаимодействие руководства партии и СМИ проявлялось в разнообразной форме, например, в виде выступлений партийных сотрудников на «летучках» редакций, совместных поездок с журналистами в командировки, организации «круглых столов». В период тоталитарных отношений одной из основных функций СМИ стала пропагандистская деятельность; при этом свободная трибуна, личные и общественные болевые проблемы оказались отодвинутыми в сторону.

Напрашивается вывод, что средства массовой информации на самом деле объединились с органами власти, превратились в пропагандиста ее политики. Следовательно, органы власти и СМИ оказались по одну сторону баррикады. Своеобразно складывались взаимоотношения органов власти и СМИ в период гласности и после перестройки, когда место модели тотального контроля госвласти над СМИ заняла модель «независимости от государства и сотрудничества с властными структурами».

Анализ отношений власти и СМИ в восьмидесятые годы двадцатого века приводит к выводу, что это не модель «информационного взаимодействия», а прежде всего «модель информационного управления обществом со стороны государства». В Советском Союзе подавляющее большинство средств массовой информации выполняло агитационно-пропагандистскую задачу государства Советов, которая была направлена на формирование общественного мнения и идеологических стереотипов. Особенности и специфика модели информационного управления заключались в следующем:

- госцензура информации на соответствие государственной идеологии;

- запрет или малый объем определенной информации;

- политико-информационная социализация всех слоев населения;

- малый уровень оперативности информации;

- малое количество СМИ;

- отсутствие прямых эфиров, обратной связи.

Особенность взаимодействий тогда заключалась в содержании государственной информационной политики, которая ставила целью контролировать информацию, получаемую обществом. Следует сделать вывод о том, что в отмеченный период развития СССР и советского Таджикистана между обществом и государством функционировала односторонняя коммуникация, которую полностью контролировали партийные органы власти. Это не говорит о том, что в Советском Союзе не имела места информационная обратная связь общества с органами госвласти, без которой не было бы возможности для улучшения государственного контроля и управления. Однако существовавшая обратная связь контролировалась сотрудниками госбезопасности и была достаточно специфичной, а также неэффективной и

слабой. Органы государственной безопасности выступали в роли передаточного звена между властью и обществом. Подобный механизм управления не мог удовлетворять социальные запросы населения. Следовательно, напрашивается вопрос о существовании в СССР односторонней и равноправной коммуникации между обществом и органами государственной власти. Судя по характеру отношений между органами государственной власти и масс-медиа, имела место односторонняя (униполярная) система информационного взаимодействия. Примером тому служит существовавшая обратная информационная связь от общества к власти, которая использовалась только в целях самой государственной власти и государственного информационного управления обществом. Другими словами, в подобной системе взаимодействия был забыт общественный интерес, так что мы вправе говорить об «униполярности коммуникации». Однако при этом, если не брать во внимание тематику потоков информации и их цели, следует констатировать существование равноправной (асимметричной) связи между обществом и органами власти, ибо реально, хоть и формально, все же существовали средства обратной информационной связи.

В период становления гражданского общества на территории бывшего Союза, с конца восьмидесятых и до начала девяностых годов ХХ века разрешение проблемы взаимодействий государства, СМИ и общества стало наиболее востребованным. В этот период положение основательно изменилось. Государственные структуры предложили концептуально новую модель информационного взаимодействия с обществом, которая отказывалась от полного контроля над информационным пространством и предоставляла необходимые условия для создания и развития независимых от власти СМИ. В этот период появляются новые, независимые средства массовой информации, некоторые газеты и журналы. Учредителями большинства масс-медиа становились сами редакционные коллективы, которые проводили независимую от органов власти информационную политику. Также в разных уголках огромной страны постепенно создавались независимые печатные и другие СМИ. Нужно отметить, что на пост советском пространстве, а позже и в независимом Таджикистане, функционировали конкурентоспособные по отношению к государственным СМИ массовые коммуникации. Информационное пространство, которое создавалось в данное время, обладало следующими новыми чертами:

- отсутствие государственной цензуры и деидеологизация;

- отсутствие ограничений на освещение запрещенных тем;

- оперативность информации;

- рост и развитие массовых информационных средств;

- появление «интерактивных методов коммуницирования», то есть телемостов, прямых эфиров;

- артикуляция СМК по содержанию;

- рынок масс-медиа;

- демократизация и децентрализация информационной политики.

Происходит замена модели взаимоотношений государственной власти, общества

и СМИ, которая принципиально изменилась и действительно стала моделью взаимодействия. Между властными структурами и обществом сформировалась двухсторонняя связь, и у населения появилась возможность с помощью массовых комму-

никаций предъявлять свои требования органам власти. Население также приобрело возможность публично контролировать и критиковать деятельность представителей государственной власти. В трансформационный период истории Таджикистана сформировались механизмы влияния, с помощью которых население приобрело возможность участвовать посредством СМИ в процессе принятия решений государственными структурами. Общественное мнение формировалось под влиянием представителей СМИ, и оно соответствующим образом оказывало воздействие на представителей власти. В этих условиях информация СМИ, которая выражает массовое мнение, заставляет представителей власти реагировать на критику. В то время как до недавних пор сами представители власти решали, на какую информацию реагировать, а на которую - нет. Теперь у государственных органов возникла необходимость идти навстречу представителям масс-медиа, реагировать на социально-публичные запросы для сохранения своего политического авторитета.

В трансформационный период также изменилась государственная информационная политика. Советские пропагандистские методы воздействия уже не давали результатов, что толкнуло на применение новых, жестких методов информационного влияния на общество. В то же время, с целью привлечения внимания нейтральных независимых масс-медиа к властям, государственные органы приняли меры воздействия на них, от оказания финансовой поддержки до создания льгот.

Проблема взаимодействия органов власти и СМИ имела место и в зарубежных странах. Они прошли долгий путь к формированию модели сотрудничества и независимости. В XIX - начале ХХ веков в передовых западных демократических государствах, как и в Советском Союзе, СМИ находились под контролем властей. Но провозглашение гласности и обретение свободы СМИ началось там намного раньше, чем на постсоветском пространстве. В современных условиях в зарубежных странах СМИ функционируют отдельно от властей, не допускается подчинение СМИ правительству, кроме государственных СМК. В Испании, Португалии, Греции в трансформационный период от тоталитарных отношений к демократическому режиму существовала конфликтная модель взаимоотношений органов власти и масс-медиа. Во время Фолклендской войны произошел открытый конфликт между британскими СМИ и правительством М. Тетчер. Прессе был запрещен доступ в зону боевых столкновений. Военное ведомство Великобритании заведомо ложно сориентировало СМИ. Представители масс-медиа с целью добывания правдивой информации обращались к зарубежным каналам информации, и это стало причиной возникновения конфликта с властями.

В наше время в большинстве демократических стран существует цензура, где регулируется содержание материалов СМИ и рекламы. Эта процедура контролируется законом, а также с помощью системы саморегулирования. Что представляет собой эта процедура в Великобритании, США, Франции и Японии? В США деятельность СМИ контролирует Национальный Совет по новостям, и они привыкли воспринимать и реагировать на критику и признают социальную ответственность перед обществом и государством. Функция Национального Совета по новостям состояла в рассмотрении исков против СМИ. Когда же принимались эти жалобы? Лишь тогда, когда сами представители масс-медиа отказывались отвечать на

запросы граждан. Совет состоит из 18 граждан и штата профессионалов при них. Средства массовой информации представляли 8 членов Совета. В заседаниях участвовали адвокаты, которые представляли СМИ, а также истца. Существование Национального Совета выгодно тем гражданам, которые не обладают материальными средствами и не желают обращаться в суд.

Членами Национального Совета в США являются представители масс-медиа, а во Франции, согласно закону 1986 года, было разрешено свободное вещание, и началась конкуренция между государственными и частными каналами. В соответствии с законом «Об аудиовизуальных средствах» была создана Комиссия по коммуникациям и свободам, которая в 1989 году превратилась в Высший Совет по аудиовизуальным средствам. Совет был организован по структуре Конституционного Совета, в состав которого входили 9 назначаемых членов, из которых 3 члена Совета назначаются Президентом Республики, три члена назначаются Председателем Сената и Председателем Национального Собрания - тоже три члена. Высший Совет получает полномочия на срок шесть лет. Мандат членов возобновлению и отмене не подлежит. На момент назначения возрастное ограничение членов Совета определяется в шестьдесят пять лет. Членам Совета запрещается занимать руководящие должности в области коммуникации в срок до одного года после окончания членства. Данный Совет уполномочен назначать президентов и генеральных директоров государственных телеканалов. Он устанавливает спецификацию и артикуляцию телевизионных каналов и следит за ее использованием, выдает разрешение на вещание и заключает соглашения с частными телеканалами. В данных соглашениях указываются права и обязанности телевизионных каналов и санкции в случае нарушения этих обязанностей. Совет контролирует выполнение принятых соглашений.

Сфера полномочий Высшего Совета по аудиовизуальным средствам распространяется на все государственное и частное вещание, кабельное и спутниковое телевидение, и он имеет право на месяц или более полностью или частично приостановить разрешение на вещание. Может сократить срок разрешения на вещание и даже изъять его, налагать денежные санкции в размере 0,3% от общего оборота. Данный Совет функционирует весьма эффективно. До настоящего времени во Франции наблюдается очень мало конфликтогенных методов взаимодействия государственных органов и масс-медиа.

Взаимодействия власти и СМИ в Британии строятся несколько своеобразно и опираются на саморегулирование и самоконтроль. Совет по делам прессы был создан в 1953 году, цель создания состояла «в устранении запретительного характера законодательного контроля». Членами Совета являлись представители масс-медиа. Основной задачей Совета являлось рассмотрение общественных исков и защита плюрализма. Однако Совет особым авторитетом не пользовался. Напротив, органы власти в 1989 году создали Комитет для регулирования деятельности прессы. Настоящий Комитет предлагает создать взамен Совета по делам прессы Комиссию по жалобам на прессу, работающую по принципу системы самоконтроля и саморегулирования. В правительстве Британии, помимо данной Комиссии, функционирует специальная служба по связям с общественностью и прессой. Пресс-секретарь Премьер-министра является источником ежедневных сообщений о политике прави-

тельства. Модель взаимодействия масс-медиа и государственной власти в Японии другая. Так, созданная еще в 1925 году и до сих пор действующая Японская вещательная корпорация является общественной, а не коммерческой. Данная организация систематически анкетирует реципиентов и проводит мониторинг общественного мнения. Корпорацией руководит Совет директоров, состоящий из двенадцати членов. Совет директоров с одобрения обеих палат парламента назначает Премьер-министр. Взаимодействие государственных органов организовано непосредственно со СМИ. Многовековые традиции Японии играют важную роль в существующих взаимоотношениях. Об этом свидетельствует то, что до настоящего времени не было ни одного разногласия и конфликта между властью и этой корпорацией.

Итак, исследование проблемы взаимоотношений государственной власти и СМИ приводит к выводу, что данные взаимоотношения строятся на основе трех моделей: конфликтной, консенсуальной и конфликтно-консенсуальной. Формы взаимоотношения органов государственной власти и масс-медиа в разных странах строятся своеобразно. В условиях современности в разных государствах организованы многочисленные механизмы, советы и ведомства, контролирующие СМИ. К примеру, это Совет по делам прессы в Британии, Национальный Совет по новостям в США, Высший Совет по аудиовизуальным средствам во Франции, основной задачей которых является формирование взаимоотношений властных структур, СМИ и общества. Взаимодействие властных структур и СМИ продиктовано их зависимостью друг от друга: СМИ нуждаются в органах власти как в источнике информации, а властным структурам необходимы масс-медиа для сообщения общественности своих намерений и решений.

Список использованной литературы:

1.Декрет о печати. О партийной и советской печати, радиовещании и телевидении: сборник документов. -М., 1972. - 346 с.

2. Есин Б. И. История русской журналистики (1703-1917). - М: Русский язык, 2000. - 425 с.

3. История таджикского народа: ХХ век. - Худжанд: Ношир, 2000. - 502 с.

4. Комаровский В.С. Государственная служба и СМИ. - Воронеж, 2003. -310 с.

5. Ободии андеша - озодии калам //Джумхурият,10.03.06.

Reference Literature:

1. Decree on Press. On Party and Soviet Press, Broad- and telecasting: Collection of Documents. -M, 1972. - 346pp.

2. Yesin B.I. History of Russian Journalism (1706 -1917). - M.: Russian Language, 2000. - 425 pp.

3. History of the Tajik Nation: the XX-th Century. - Khujand: Noshir, 2000. -502 p.

4. Komarovsky V.S. State Service and MM. - Voronezh, 2003. - 300 pp.

5. Perfection to Ideas - Freedom to Pen //Djumkhuriyat (Republic), 10.03.06.

К вопросу о взаимоотношениях государственной власти и СМИ в дореволюционном и советском Таджикистане

Ключевые слова: государственная информационная политика, взаимоотношения власти и СМИ, модели информационного взаимодействия, информационное управление, униполярная и асимметричная коммуникация, пресс-секретарь

Автор на основе сравнительного ретроспективного анализа проводит исследование проблемы взаимоотношений государственной власти и СМИ в дореволюционном и советском Таджикистане. Выявляется общая тенденция возрастания роли и влияния различных средств массовой информации при государственном управлении, то есть использование СМИ в государственной информационной политике. В работе речь идёт о модели взаимодействия власти и СМИ, о полном контроле государства над средствами массовой информации. Отмечено, что формы взаимоотношений органов государственной власти и масс-медиа в разных странах строятся своеобразно. В разных государствах организованы многочисленные механизмы, советы и ведомства, контролирующие СМИ. Указывая на развитие средств массовой коммуникации Республики Таджикистан советского периода, автор констатирует: органы государственной власти и средства массовой информации взаимодействуют на основе трех моделей: конфликтной, консенсуальной и конфликтно - консенсуальной.

On the Issue of Interrelations between State Power and MM in pre-Revolutionary and

Soviet Tajikistan

Key words: state informational policy, interrelations between power and MM, models of informational interconnection, informational management, unipolar and assymmetric communication, press-secretary

On the basis of comparative retrospective analysis the author conducts a research of the problem in reference to interrelations between state power and MM in pre-revolutionary and Soviet Tajikistan. He elicits a common tendency of augmenting the role of mass-media and their influence under state management, i.e., utilization of MM in statal informational policy. The author speaks about the model of interaction between power and MM, complete monitoring of the state over mass media. It is noted that the forms of these interrelations are built differently in different countries. In different counries they organize numerous mechanisms, councils and departments controlling MM. Pointing to the development of mass communication in Tajikistan Republic of the Siviet period the author asserts: state power bodies and mass media interact on the basis of three models: conflicting, consensual and conflicting-concencual.

Сведения об авторе:

Якубов Джума Калонович, старший преподаватель кафедры политологии ТГУПБП, e-mail: imon-2011@mail.ru

Information about the author:

Yakubov Djuma Kalonovich, senior teacher of the department of politology under the Tajik State University of Law, Business and Politics (Tajikistan, Khujand), e-mail: imon-2011@mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.