Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ С СУБЪЕКТАМИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА'

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ С СУБЪЕКТАМИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
9
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНЫ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ВЛАСТИ / СУБЪЕКТЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ИНФРАСТРУКТУРА ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хуснутдинова Р.Д., Рафиков Р.И.

В статье рассматривается взаимодействие органов муниципальной власти с субъектами малого предпринимательства в Республике Башкортостан, а также основные модели ожиданий при взаимодействии органов муниципальной власти с субъектами малого предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ С СУБЪЕКТАМИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»

Башкирский сельскохозяйственный институт. Уфа, 1989.

14. Ханнанов Р.А. УСТОЙЧИВОСТЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Право и политика. 2011. № 11. С. 1828-1854.

15. Ханнанов Р.А. ПРИРОДА, ПРАВО, ЮРИДИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ Уфа, 2009.

16. Ханнанова Т.Р., Балашов Е.В. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ Аграрное и земельное право. 2008. № 9. С. 67-88.

17. Ханнанова Т.Р. ГОСУДАРСТВЕННАЯ АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА В СИСТЕМЕ АГРАРНОГО ПРОИЗВОДСТВА: ПРОБЛЕМЫ «ПРИЗЕМЛЕНИЯ» Право и политика. 2014. № 2. С. 153-160.

18. Ханнанов Р.А., Ханнанова Т.Р. МОДЕРНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ Уфа, 2013.

19. Ханнанов Р.А. УЧЕНИЕ О СОЦИАЛЬНЫХ СОБЫТИЯХ КАК НАУЧНАЯ ОСНОВА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИРОДЫ, ОБЩЕСТВА, ГОСУДАРСТВА И ПРАВА Право и политика. 2010. № 3. С. 384-397.

20. Ханнанов Р.А. НОВАЯ ПАРАДИГМА ТРУДА: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Теоретическая и прикладная экономика. 2013. № 4. С. 93-157.

УДК 35.07

Хуснутдинова Р.Д. студент 4 курса факультет «Экономико-математический»

Рафиков Р.И. старший преподаватель Нефтекамский филиал Башкирский государственный университет

Россия, г. Нефтекамск ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ С СУБЪЕКТАМИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Аннотация:

В статье рассматривается взаимодействие органов муниципальной власти с субъектами малого предпринимательства в Республике Башкортостан, а также основные модели ожиданий при взаимодействии органов муниципальной власти с субъектами малого предпринимательства.

Ключевые слова: органы муниципальной власти; субъекты малого предпринимательства; инфраструктура поддержки малого предпринимательства.

Husnutdinova R. D.

student

4 course, faculty «Economic-mathematical»

Rafikov R.I.

Senior teacher

Neftekamsk branch of the Bashkir state university

Russia, Neftekamsk

Annotation:

The article deals with the interaction of municipal authorities with small businesses in the Republic of Bashkortostan. The basic model of the interaction of expectations municipal authorities with small businesses.

Keywords: municipal government agencies; small businesses; small business support Infrastructure.

На сегодняшний день устойчивое развитие субъектов малого предпринимательства является одним из приоритетных направлений в концепциях социально-экономического развития регионов, которое способствует решению проблем, связанных с безработицей и улучшением качества жизни населения. Роль субъектов малого предпринимательства в способствовании решению проблем с безработицей и обеспечении качества жизни населения в конкретном субъекте Российской Федерации обуславливает важность не только экономического, но и правового регулирования взаимодействия между органами власти субъектов Федерации, органов муниципальной власти с субъектами малого предпринимательства.

Полномочия органов власти региона и муниципалитетов в сфере регулирования малого предпринимательства закреплены в Федеральном законе от 06.10.2003 №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 133, Федеральном законе от 24.07.2007 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» 134.

Однако ни один их этих законов не содержит чёткого определения, как происходит взаимодействие между органами местного самоуправления и субъектами малого предпринимательства. Данные нормативно-правовые акты устанавливают лишь то, что органы местного самоуправления имеют полномочия в сфере обеспечения экономической, информационной, имущественной и других видов поддержки, создания инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства. Однако этих полномочий недостаточно, чтобы на их основе говорить, что в Российской

133 Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

134 Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»_

Федерации создана эффективная система взаимодействия малого предпринимательства с органами власти.

На сегодняшнем этапе развития Российской Федерации насчитывается 5,8 млн. малых предприятий из них около 124 тыс. субъектов - это малые предприятия, расположенные на территории Республики Башкортостан 135. Именно поэтому для республики очень важно развить эффективную систему взаимодействия малого предпринимательства с органами власти путем принятия региональных и муниципальных программ развития малого предпринимательства, среди которых можно выделить:

- государственную программу «Развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан»;

- долгосрочную целевую программу «Развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан на 2013-2018 гг.»;

- муниципальную программу «Развития и поддержка малого и среднего предпринимательства в городском округе город Нефтекамск Республики Башкортостан на 2014-2018 годы» и т.д.

В данных программах отражаются условия для благоприятного развития субъектов малого предпринимательства на территории Республики Башкортостан, а также создание эффективной системы получения поддержки. Принимаются меры для благоприятной среды отношений путём повышения вклада малого предпринимательства в решении социально-экономических задач не только на территории конкретного муниципального образования, но и в целом по Республике Башкортостан.

Однако достичь благоприятной среды для эффективного взаимодействия между субъектами малого предпринимательства и органами муниципальной власти невозможно, без создания соответствующей инфраструктуры. Поэтому с этой целью, в Республике Башкортостан функционируют несколько государственных и общественных организаций, которые способствуют налаживанию взаимоотношений между субъектами малого предпринимательства и органов власти. Среди них можно выделить:

1. Торгово-промышленная палата России;

2. Фонд развития и поддержки малого предпринимательства Республики Башкортостан;

3. Координационный Совет по поддержке малого и среднего предпринимательства городского округа г. Нефтекамск и др.136

Торгово-промышленная палата России по Республике Башкортостан представляет интересы субъектов малого предпринимательства в органах государственной и муниципальной власти, участвует в разработке

135 Акьюлов Р.И. Современные методы управления развитием малого предпринимательства в российских регионах // Вопросы управления. - 2016. - №2(20) - С. 178-183.

136 Янгиров А.В., Юсупов К.Н., Ахунов Р.Р., Уразаев Р.А., Рафиков Р.И., Якупова С.В. Проблемы развития регионов Приволжского федерального округа: государственная собственность, диспропорции, накопление

капитала. Монография / отв. ред.: А. В. Янгиров. - Уфа: БашГУ, 2013. - С. 12._

"Экономика и социум" №2(33) 2017 www.iupr.ru

законодательных актов, которые затрагивают интересы предпринимателей. Организуют сотрудничество на взаимовыгодных условиях представителей малого предпринимательства с крупными предприятиями, участвуют в становлении и развитии инфраструктуры обслуживания предпринимательства, повышение их качества и степени доступности для бизнеса, общественных и государственных структур, муниципальных образований.

Фонд развития и поддержки малого предпринимательства в Республике Башкортостан является проводником региональной политики в сфере развития и поддержки малого предпринимательства в бизнес-сообщество республики, ежегодно выполняет целый комплекс мероприятий республиканской программы развития субъектов малого предпринимательства.

Координационный Совет по поддержке малого и среднего предпринимательства городского округа г. Нефтекамск является органом, который реализует муниципальные программы по поддержки малого предпринимательства, организует досуговые мероприятия в рамках проекта «Нефтекамский Бизнес-Клуб», рассматривает обращения субъектов малого предпринимательства по вопросам осуществления и развития предпринимательской деятельности в городском округе и т.д.

Поставленные ими задачи необходимы не только для улучшения качества развития субъектов малого предпринимательства, но и для определения необходимости развития взаимодействия государства, общественных организаций и субъектов малого предпринимательства для достижения укрепления их совместных усилий.

Однако до сих пор нет четкого представления о том, каким оно должно быть и в каких организационно-правовых формах может осуществляться. В основном преобладают упрощенные взгляды на взаимодействие «государство-предпринимательство» как на форму привлечения денежных средств, с одной стороны государства, а с другой стороны, коммерческих структур для решения экономических задач.

Именно поэтому существует проблема незавершенности экономического, правового, информационного обеспечения взаимодействия государственных и общественных организаций, представляющих интересы субъектов предпринимательства, вследствие давления властных структур в ходе регулирования и надзора за деятельностью субъектов малого предпринимательства

На наш взгляд взаимодействие между органами муниципальной власти и субъектов малого предпринимательства должно составлять конструктивный диалог в целях решения экономических и общественно значимых задач, взаимовыгодное сотрудничество, предполагающее передачу не только правомочий, но и обязательств, ответственности 137.

137 Юсупов К.Н., Янгиров А.В., Ахунов Р.Р., Токтамышева Ю.С., Рабцевич А.А., Рафиков Р.И., Уразаев

"Экономика и социум" №2(33) 2017 www.iupr.ru

Одним из основных факторов, который будет определять диалог между органами региональной, муниципальной власти, субъектами малого предпринимательства, и организаций, входящих в состав инфраструктуры поддержки малого предпринимательства является удовлетворение потребностей всех сторон этого взаимодействия. Следуя этому, можно выделить следующие модели ожиданий, которые будут отражаться во взаимодействии:

1. Модель ожиданий государства и субъектов малого предпринимательства. В этой модели субъекты малого предпринимательства ожидают от власти выполнения всех форм поддержек, закрепленных в законодательстве РФ. В свою очередь органы власти ожидают то, что субъекты малого предпринимательства будут стремиться к увеличению численности занятого населения и средних доходов граждан, соблюдению законодательства, в том числе и налогового, к принятию участия в росте социально-экономического потенциала муниципального образования, субъектов РФ. В настоящее время на территории Республики Башкортостан осуществляют свою деятельность 6 технопарков, один из них находится на территории г. Нефтекамск, 1 инвестиционный проект, 2 свободные площадки для развития малого предпринимательства.

2. Модель ожиданий субъектов малого предпринимательства и общественные организации, входящие в состав инфраструктуры поддержки. В этой модели общественные организации являются элементом поддержки и защиты субъектов малого предпринимательства. Они являются посредниками между властью и предпринимательством. Общественные организации созданы по инициативе граждан (предпринимателей) для реализации общих целей. В настоящее время распространены такие формы общественных организаций, как союзы предпринимателей, некоммерческие партнерства, отраслевые ассоциации и другие общественные объединения по профессиональным принадлежностям. Их основной деятельностью является защита прав и интересов предпринимателей; борьба с коррупцией; создание благоприятных условий в российских регионах и т.д.

Субъекты малого предпринимательства настроены на взаимодействие с ними, так как они ориентированы на получение информации, консультаций по поводу налоговых и неналоговых платежей и т.д.

3. Модель ожиданий государства и общественных объединений. В этой модели государство ожидает то, что общественные организации будут способствовать объединению с малым предпринимательством, так же будут проводить анализ и мониторинг деятельности субъектов малого предпринимательства и т.д.

Общественные организации ожидают государственную поддержку, реализацию предложений по внесению изменений в законодательство,

Р.А., Мухаметова А.Д. Социально-экономическое положение Республики Башкортостан в условиях неопределенности. Монография. - Уфа: РИЦ БАШГУ, 2016. - С.14_

создание условий для развития предпринимательства и совершенствования деятельности субъектов, входящих в состав инфраструктуры поддержки.

Таким образом, достижение хорошего уровня взаимодействия между органами власти субъектов РФ и муниципальных образований возможно лишь при условии совершенствования нормативно-правовой базы, повышения роли общественных организаций. Развития муниципально-частного партнерства и встречных усилий, как со стороны органов власти, так и со стороны субъектов малого предпринимательства для того чтобы сформировать благоприятные условия для развития предпринимательства и социально-экономического статуса региона в целом.

При этом действенную роль в создании системы эффективного взаимодействия может сыграть формирование программ мониторинга состояния субъектов малого предпринимательства, с позиции анализа тенденций и региональных проблем развития предпринимательства и благоприятности условий для его успешного развития. Необходимо оценить эффективность взаимодействия малых предприятий, институтов государственной власти и общественных организаций.

Только так можно достичь эффективного развития уже налаженных связей, привлечения инвестиций и создания новых производств, повышения уровня занятости и инфраструктурной обеспеченности не только муниципального образования, но и региона в целом

Использованные источники:

1. Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (принят Государственной Думой 06.07.14) (ред. от 03.06.2016) // справ.-правовая система «КонсультантПлюс». ВерсияПроф. - [М., 2016]. - Электрон. текст. дан. - Послед. обновление 19.02.2017 г.

2. Федеральный закон от 06.10.2013 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (принят Государственной Думой 08.07.06) (ред. от 09.03.2016) // справ.-правовая система «КонсультантПлюс». ВерсияПроф. - [М., 2016]. - Электрон. текст. дан. - Послед. обновление 19.02.2017 г.

3. Акьюлов, Р.И. Современные методы управления развитием малого предпринимательства в российских регионах / Р.И. Акьюлов // Вопросы управления. - 2016. - №2(20) - С. 178-183.

4. Янгиров, А.В., Юсупов, К.Н., Ахунов, Р.Р., Уразаев, Р.А., Рафиков, Р.И., Якупова, С.В. Проблемы развития регионов Приволжского федерального округа: государственная собственность, диспропорции, накопление капитала. Монография / отв. ред.: А. В. Янгиров. - Уфа: БашГУ, 2013. - 68 с.

5. Юсупов, К.Н., Янгиров, А.В., Ахунов, Р.Р., Токтамышева, Ю.С., Рабцевич, А.А., Рафиков, Р.И., Уразаев, Р.А., Мухаметова, А.Д. Социально-экономическое положение Республики Башкортостан в условиях неопределенности. Монография / К.Н. Юсупов, А.В. Янгиров, Р.Р. Ахунов,

Ю.С. Токтамышева, А.А. Рабцевич, Р.И. Рафиков, Р.А. Уразаев, А.Д. Мухаметова. - Уфа: РИЦ БАШГУ, 2016. - 168 с.

УДК 332.14

Целищева Е. Ф. старший преподаватель кафедра «Экономики и управления»

Калимуллина Г.Д. студент, 3 курс факультет «Экономики и менеджмента»

Семакина В.В. студент, 3 курс факультет «Экономики и менеджмента» Уральский институт управления РАНХиГС

Россия, г. Екатеринбург АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ

СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

Аннотация:

Предметом исследования является структура экономики региона. Проблема несбалансированности соотношения различных отраслей экономики должна быть решена за счет проведения региональной политики. Анализ ключевых документов показал, что, несмотря на генеральную цель - построение структурно сбалансированного промышленного комплекса, проводимые на региональном уровне мероприятия приводят к усилению отраслевой специализации региона. В работе выделены преимущества и недостатки диверсификации структуры экономики. Предложены общие рекомендации по совершенствованию региональной политики.

Ключевые слова: региональная экономика, региональное развитие, промышленность, региональная и территориальная структура экономики, промышленная политика.

Tselishcheva E.F.

senior lecturer at economics and management department RANEPA, Urals Institute of Administration

Russia, Yekaterinburg Kalimullina G.D., student

3 course, department of economics and management

Russia, Yekaterinburg Semakina V. V. student

3 course, department of economics and management

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.