Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ'

К ВОПРОСУ О РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
39
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / КОМПЕТЕНЦИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / ПРЕДМЕТЫ ВЕДЕНИЯ СУБЪЕКТОВ РФ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Захарова А.А., Рафиков Р.И.

Статья посвящена вопросам сущности реализации полномочий органов местного самоуправления в России, рассмотрены категории, обуславливающие полномочия и предметы ведения органов местного самоуправления. Изучены источники проблем реализации полномочий. Местное самоуправление - самостоятельная реализация народом своей власти. Власть на уровне самоуправления народ осуществляет как самостоятельно (путем различных форм волеизъявления), так и через органы местного самоуправления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF EXERCISING POWERS OF BODIES OF LOCAL SELF-GOVERNMENT IN RUSSIA

The article is devoted to the essence of exercising powers of bodies of local self-government in Russia, discusses the categories, determining the powers and functions of local authorities. Studied the problems of implementing powers. Local government - self realization by people of their power. The power level of the people exercise government as yourself (through various forms of expression), and through local authorities.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ»

УДК 3507

Захарова А.А. студент

4 курс, экономико- математический факультет Башкирский государственный университет

Россия,г. Нефтекамск Рафиков Р.И.

старший преподаватель кафедры «Экономики и управления»

Башкирский государственный университет

Россия, г. Нефтекамск К ВОПРОСУ О РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ

МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ Аннотация: Статья посвящена вопросам сущности реализации полномочий органов местного самоуправления в России, рассмотрены категории, обуславливающие полномочия и предметы ведения органов местного самоуправления. Изучены источники проблем реализации полномочий. Местное самоуправление - самостоятельная реализация народом своей власти. Власть на уровне самоуправления народ осуществляет как самостоятельно (путемразличных форм волеизъявления), так и через органы местного самоуправления.

Ключевые слова: полномочия органов местного самоуправления, местное самоуправление, компетенция органов местного самоуправления, предметы ведения субъектов РФ.

Zakharova A. A.

4th year student of the economic - mathematical faculty Bashkir state University in Neftekamsk

Rafikov R. I.

senior lecturer of Department "Economic and management"Bashkir state

University Russia, Neftekamsk TO THE QUESTION OF EXERCISING POWERS OF BODIES OF LOCAL SELF-GOVERNMENT IN RUSSIA Abstract: The article is devoted to the essence of exercising powers of bodies of local self-government in Russia, discusses the categories, determining the powers and functions of local authorities. Studied the problems of implementing powers. Local government - self realization by people of their power. The power level of the people exercise government as yourself (through various forms of expression), and through local authorities.

Key words: powers of local authorities, local government, the competence of local self-government bodies, subjects of conducting subjects of the Russian Federation.

Местное самоуправление - самостоятельная реализация народом своей власти. Власть на уровне самоуправления народ осуществляет как

самостоятельно (путем различных форм волеизъявления), так и через органы местного самоуправления. Органами местного самоуправления являются выборные и другие органы, которые наделены полномочиями на решение вопросов местного значения. К ним относятся: представительный орган муниципального образования; глава муниципального образования; местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования); контрольный орган муниципального образования.

Конституция Российской Федерации предполагает под понятием «полномочия местного самоуправления» признание и гарантию осуществления местного самоуправления, а также четкое определение его статуса в системе народовластия.

Юридическая наука использует данное понятие для характеристики в равной степени прав и обязанностей какого - либо органа местного самоуправления или же должностного лица. В этом аспекте состоит некая особенность полномочий отдельного муниципального образования, т.е. от имени муниципального образования может произойти осуществление полномочий как населения субъекта, так в равной степени органами и должностными лицами местного самоуправления.

Профессора В.И. Фадеев и О.Е. Кутафин считают, что: «Полномочия местного самоуправления - это закрепленные нормами муниципального права за населением, органами и должностными лицами местного самоуправления за муниципальными образованиями в целом как за субъектами правовых отношений, права и обязанности, необходимые для осуществления задач и функций местного самоуправления»118. Подобное определение полномочий местного самоуправления можно обнаружить и у других авторов, так как по нашему мнению оно является наиболее расширенным и ясным.

Полномочия местного самоуправления, реализуемые органами местного самоуправления и должностными лицами можно условно подразделить на две группы:

1. «Собственные» полномочия органов местного самоуправления (полномочия, признающиеся государством за муниципальным образованием, обеспечивающие самостоятельное решение вопросов местного значения населением муниципального образования);

2. Отдельные государственные полномочия, которые наделяют через законотворческую процедуру, органы местного самоуправления (наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, определение условий, порядка и контроля осуществляется, согласно федеральным законам и законам субъекта Российской Федерации).

Полномочия органов местного самоуправления, а также круг вопросов местного значения, отнесенных к деятельности органов местного значения

118 Кутафин, О.Е., Фадеев, В.И. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник. - М.: Юристъ, 2004.213 с.

можно объединить и выделить как две составные части, раскрывающие понятие «компетенции» органов местного самоуправления. Но ставить знак равенства между этими частями совершенно не стоит, так как полномочия органов местного самоуправления являются более узкой категорией в сравнении с предметами ведения. Приведем краткую характеристику этих двух важных составляющих компетенции органов местного самоуправления.

Полномочия органов местного самоуправления состоят из следующих элементов:

1. Содержание полномочий местного самоуправления:

- отдельные государственные полномочия;

- полномочия по участию в решении государственных задач;

- права по решению вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, они могут быть специальными, дополнительными и добровольными).

2. По степени обязанности. Выделяются как обязательные полномочия (полномочия по решению вопросов местного значения, делегированные полномочия), так и добровольные полномочия органов местного самоуправления.

Правовую основу местного самоуправления в Российской Федерации составляют:

- Европейская хартия местного самоуправления; Конституция Российской Федерации;

- федеральные законы, акты Президента и Правительства Российской Федерации;

- конституции, уставы, законы субъектов Российской Федерации;

- уставы и другие нормативные правовые акты муниципальных образований, регулирующие вопросы организации и деятельности местного самоуправления.

Одной из наиболее стабильных правовых основ полномочий органов местного самоуправления является Конституция РФ. Именно в ней впервые закреплены исходные начала организации и деятельности местного самоуправления, определены его место и роль в государственно-правовой структуре российского общества. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепил перечень полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления. Основным нормативным правовым актом в системе правовых актов муниципального образования является его устав, который на основании федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении определяет организацию и формы осуществления местного самоуправления, компетенцию и порядок деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления в конкретном муниципальном образовании.

Нормативная база российского местного самоуправления достаточно определенно задает параметры его функционирования как института, наиболее тесно связанного с народом, формирующегося и действующего по прямому мандату снизу119. Тем не менее, существуют серьезные проблемы, связанные с неполным соответствием практики организации и осуществления местного самоуправления в Российской Федерации конституционным принципам, заложенным в основу этой сферы общественных отношений.

Серьезную озабоченность проблемами местного самоуправления неоднократно высказывают главы субъектов Федерации. Общая направленность большинства их выступлений касается усиления подотчетности и подконтрольности органов местного самоуправления органам государственной власти, соблюдения законодательства и расходования бюджетных средств, а также укрепления ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением и государством.

Одна из самых острых проблем - несоответствие объема полномочий органов местного самоуправления имеющимся в их распоряжении материально-финансовым ресурсам. Экономическая и финансовая база большинства муниципальных образований недостаточна для осуществления функций местного самоуправления120.

Таким образом, можно сказать, что становление полномочий органов местного самоуправления в современной России является длительным и сложным процессом, который требует учета многих политических, социальных и экономических условий, темпов изменения общественного сознания, а также менталитета российских граждан. Этим объясняется задержка с реализацией закрепленных Конституцией принципов местного самоуправления и соответствующих конституционных прав граждан. Полномочия органов местного самоуправления, контролируют каждую сферу деятельности органов, с помощью которой можно проанализировать и сделать выводы по деятельности местных органов согласно определенной области.

Использованные источники:

1. Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. (с изм. от 21.07.2014 г.) // справ.-правовая система «КонсультантПлюс». ВерсияПроф.- [М., 2016]. - Электрон. Текст. дан. -Послед. Обновление 12.02.2017.

2.Кутафин О. Е., Фадеев В. И. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник / О. Е. Кутафин, В. И. Фадеев. - М.: Юристъ, 2004. - 213 с.

119Юсупов К.Н., Янгиров А.В., Ахунов Р.Р., Токтамышева Ю.С., Рабцевич А.А., Рафиков Р.И., Уразаев Р.А., Мухаметова А.Д. Социально-экономическое положение Республики Башкортостан в условиях неопределенности. - Уфа: БашГУ, 2016. - 168 с.

120 Янгиров А.В., Юсупов К.Н., Ахунов Р.Р., Уразаев Р.А., Рафиков Р.И., Якупова С.В. Проблемы развития регионов Приволжского федерального округа: государственная собственность, диспропорции, накопление капитала / ответственный редактор: А. В. Янгиров. - Уфа: БашГУ, 2013. - 68 с._

3.Янгиров А.В., Юсупов К.Н., Ахунов Р.Р., Уразаев Р.А., Рафиков Р.И., Якупова С.В. Проблемы развития регионов Приволжского федерального округа: государственная собственность, диспропорции, накопление капитала / ответственный редактор: А. В. Янгиров. - Уфа: БашГУ, 2013. - 68 с.

4.Юсупов К.Н., Янгиров А.В., Ахунов Р.Р., Токтамышева Ю.С., Рабцевич А.А., Рафиков Р.И., Уразаев Р.А., Мухаметова А.Д. Социально-экономическое положение Республики Башкортостан в условиях неопределенности. Монография / К.Н. Юсупов, А.В. Янгиров, Р.Р. Ахунов, Ю.С. Токтамышева, А.А. Рабцевич, Р.И. Рафиков, Р.А. Уразаев, А.Д. Мухаметова. - Уфа: БашГУ, 2016.- 168 с.

УДК 336.221(470+571)

Зацепина Ю. С. студент

4 курс, факультет «Налоги и налогообложение»

Тюнина О.С., канд. экон. наук доцент кафедры налогов и налогообложения ФГБОУВО «Кубанский государственный аграрный университет

имени И. Т. Трубилина» Россия, г. Краснодар

РОЛЬ ФЕДЕРАЛЬНЫХ НАЛОГОВ В ФОРМИРОВАНИИ ДОХОДНОЙ

ЧАСТИ БЮДЖЕТА РФ Аннотация: В статье рассматривается роль федеральных налогов в формировании доходной части бюджета страны, проанализированы поступление от налоговых и неналоговых доходов, а также безвозмездных поступлений в федеральный бюджет за 2013 - 2015гг., рассмотрены поступления от федеральных налогов в бюджет РФ за 2013 - 2015гг.

Ключевые слова: налог, налоговые доходы, неналоговые доходы, безвозмездные поступления, федеральный бюджет.

ZatsepinaY. S.

student of 4rd year of the Faculty of "Taxes and taxation"

Tyunina O. S., Cand. Ekon. Sciences associate Professor of the Department of taxes and taxation Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin

Russia, Krasnodar THE ROLE OF THE FEDERAL TAX IN FORMATION OF BUDGET REVENUES OF THE RUSSIAN FEDERATION Abstract: the article discusses the role of the Federal tax in formation of budget revenues of the country, analyzed the receipts from tax and non-tax revenues and grant revenues to the Federal budget considered revenues from Federal taxes to the Russian budget.

Keywords: tax, tax revenues, Nontax revenues, royalty revenues, the Federal budget.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.