Альманах «Казачество»
Тянь Фаньюй
Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы.
Особенности взаимодействия китайских студентов в системе «преподаватель - студент» в процессе обучения в российском вузе
Одним из ведущих направлений образовательной политики высших учебных заведений ведущих стран мира в настоящее время является ориентация на интернационализацию образовательной деятельности. Реализация международных образовательных программ, обмен студентами и преподавателями повышает конкурентоспособность вузов в международном образовательном пространстве. Укрепление международного сотрудничества России и Китая в сфере образования привело к росту образовательной миграции китайских студентов с целью получения высшего образования в российских вузах. Актуальным становится анализ различных аспектов обучения китайской аудитории в образовательной среде вузов принимающей страны, в частности вопросы взаимодействия китайских студентов в системе «преподаватель - студент» в процессе обучения в российском вузе.
Взаимодействие преподаватель-студент в учебном процессе представляет собой процесс взаимного влияния субъектов взаимодействия на сознание и поведение друг друга, в ходе которого развивается совместная деятельность, в частности учебно-профессиональная деятельность. Взаимодействие преподаватель-студент связано с учебным процессом - деятельностью преподавателя и студента, ее структурой, средствами, методами и формами, в которой ведущее место занимает педагогическое общение [2].
Особенности учебного взаимодействия китайских студентов в системе «преподаватель - студент» в условиях поликультурной образовательной среды российского высшего учебного заведения опосредованы комплексом социокультурных и социально-психологических факторов. К ним относятся различия в межкультурной коммуникации и в моделях коммуникативного поведения, социально-психологические особенности китайских студентов, предыдущий опыт учебной деятельности и учебного взаимодействия с преподавателями в _
Педагогика №68 год 2023
условиях китайской педагогической системы, имеющей межкультурные и образовательные различия по сравнению с российской моделью обучения [1; 3; 4].
В первую очередь следует отметить различия в российской и китайской моделях обучения. Современные педагогические технологии обучения китайских студентов в российских вузах опираются на системно-деятельностный подход, на личностно-ориентированное взаимодействие в системе отношений «преподаватель - студент». Личностно-ориентированное взаимодействие предполагает субъект-субъектное общение, опору на личностные особенности студента и его индивидуальный опыт обучения. Со стороны преподавателя личностно-ориентированное взаимодействие в системе отношений «преподаватель - студент» предполагает «обязательное использование техник фасилитационного общения: обращение к студенту по имени; прием «зеркало отношений»; создание ситуации успеха, авансирование похвалы, что повышает способности студентов; оптимистические гипотезы о возможностях и способностях студентов» [2, с. 58]. В таком взаимодействии определяющим фактором педагогического процесса является «использование стратегий сотрудничества и компромисса, обусловленных личностно-ориентированным образованием» [2, с. 61]. В российской педагогической модели ведущую роль играет не столько результат, сколько творческий процесс обучения и те изменения личности студента как субъекта обучения, которые он приобретает в процессе обучения. Поэтому важную роль играет творческая организация процесса обучения, а не личность преподавателя, который выступает в качестве координатора учебного взаимодействия, творческая инициатива и проявление самостоятельности со стороны студентов.
В китайской модели обучения доминирующими являются следующие положения: преподавателю отводится ведущая роль в учебном процессе, в котором он выступает как субъект воздействия на личность студента и не имеет права на ошибку; учебный процесс нацелен на результат, например, на правильно решенную задачу; в учебной деятельности студент ориентирован на получение конкретных заданий со стороны преподавателя. В Китае стиль взаимодействия учителя «в силу большой численности учеников в классе, скорее авторитарный, отсутствует диалог с аудиторией» [3, с. 407]. Поэтому китайский студент «склонен скорее пассивно воспринимать информацию, чем участвовать в диалоге с преподавателем, а также не переходит в общении с ним на позицию равных» [3, с. 407].
Альманах «Казачество»
Внимания заслуживают и межкультурные коммуникативные трудности учебного взаимодействия. У китайских студентов в процессе обучения в условиях культурного разнообразия российских вузов могут возникнуть такие учебные ситуации, которые приводят к межкультурным противоречиям и барьерам общения. К созданию непонимания и напряженности в учебном взаимодействии китайских студентов в поликультурной среде образовательного учреждения приводят наличие этнических предрассудков, отсутствие компетенции в понимании знаков невербального общения, отсутствие представления о тематической табуированности, обусловленной нормами и традициями общения [1; 3; 4].
Решение задачи, направленной на создание благоприятных педагогических условий учебного взаимодействия китайских студентов с преподавателями вуза, предполагает реализацию социокультурного подхода в образовательном процессе высшего учебного заведения. Возникает необходимость реализации специальных программ подготовки китайских студентов, направленных на овладение «знаниями о новой социокультурной среде, об этнических особенностях иной культуры и её духовных ценностях, взаимодействием в ином социокультурном пространстве» [4, с. 12-13]. Такая подготовка позволит китайским студентам преодолеть коммуникативные трудности обучения, связанные с различиями академических систем родной и принимающей страны, с пониманием лекционного материала, с интерпретацией поставленных преподавателем вопросов в различных ситуациях учебного взаимодействия, что обеспечит высокое качество обучения.
Итак, анализ литературы показал, что взаимодействие китайских студентов в системе «преподаватель - студент» в процессе обучения в российском вузе имеет ряд трудностей, связанных с межкультурными различиями китайской и российской системы обучения и студенческой аудитории. Поэтому важнейшей задачей российских вузов, обучающих китайских студентов, является подготовка китайских студентов к успешному межкультурному взаимодействию с субъектами обучения на основе реализации принципов социокультурного подхода. Такая подготовка позволит преодолеть межкультурные коммуникативные трудности в системе взаимодействия «преподаватель - студент», связанные с различиями академических систем родной и принимающей страны, что обеспечит высокое качество обучения китайских студентов в поликультурной среде российских вузов.
Педагогика №68 год 2023
Список литературы
1. Варламова Н.В. Особенности менталитета китайских студентов // Омский научный вестник. 2012. № 1. С. 31-34.
2. Дарьенкова Н.Н. Адаптация студентов первого курса к обучению в техническом вузе в условиях информатизации образования: дис. ... кандидата педагогических наук. - Н. Новгород, 2015. 188 с.
3. Рыкова С.А., Киришева И.Е. Социально-культурные и личностные особенности социализации иностранных студентов (на примере китайских студентов Владивостокского государственного университета экономики и сервиса) // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 1. С. 402-410.
4. Ширкова Н.Н. Педагогическое обеспечение социокультурной адаптации иностранных студентов: дис. ... кандидата педагогических наук. - Москва. 2017. 228 с.
References
1. Varlamova N.V. Features of the mentality of Chinese students // Omsk Scientific Bulletin.
2012. № 1. P. 31-34.
2. Darienkova N.N. Adaptation of first-year students to study at a technical university in the context of informatization of education: dis. ... candidate of pedagogical sciences. -N. Novgorod, 2015. 188 p.
3. Rykova S.A., Kirisheva I.E. Socio-cultural and personal features of the socialization of foreign students (on the example of Chinese students of the Vladivostok State University of Economics and Service) // Modern Problems of Science and Education.
2013. № 1. P. 402-410.
4. Shirkova N.N. Pedagogical support of socio-cultural adaptation of foreign students: dis. ... candidate of pedagogical sciences. - Moscow. 2017. 228 p.