Научная статья на тему 'Особенности взаимодействия китайских студентов в системе «преподаватель – студент» в процессе обучения в российском вузе'

Особенности взаимодействия китайских студентов в системе «преподаватель – студент» в процессе обучения в российском вузе Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
30
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Казачество
ВАК
Ключевые слова
китайские студенты / педагогическое общение / учебное взаимодействие / межкультурные коммуникации / социокультурный подход / Chinese students / pedagogical communication / educational interaction / intercultural communication / socio-cultural approach

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Тянь Фаньюй

Статья посвящена проблеме взаимодействия китайских студентов в системе «преподаватель – студент» в процессе обучения в российском вузе. Показано, что современные педагогические технологии обучения китайских студентов в российских вузах опираются на системно-деятельностный подход, на личностно-ориентированное взаимодействие в системе отношений «преподаватель – студент». Раскрыта роль педагогического общения в процессе обучения. Описаны межкультурные различия в системе отношений «преподаватель – студент» в российской и китайской аудитории. Обоснована необходимость реализации социокультурного подхода, который обеспечивает преодоление барьеров межкультурной коммуникации в системе «преподаватель-студент» в китайской аудитории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of interaction of Chinese students in the “teacher – student” system in the process of studying at a Russian university

The article is devoted to the problem of interaction of Chinese students in the “teacher – student” system in the process of studying at a Russian university. It is shown that modern pedagogical technologies of teaching Chinese students in Russian universities are based on a system-activity approach, on personality-oriented interaction in the system of teacher–student relations. The role of pedagogical communication in the learning process is revealed. The article describes the intercultural differences in the system of teacher–student relations in the Russian and Chinese audiences. The necessity of implementing a socio-cultural approach that ensures overcoming the barriers of intercultural communication in the “teacher-student” system in the Chinese audience is substantiated.

Текст научной работы на тему «Особенности взаимодействия китайских студентов в системе «преподаватель – студент» в процессе обучения в российском вузе»

Альманах «Казачество»

Тянь Фаньюй

Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы.

Особенности взаимодействия китайских студентов в системе «преподаватель - студент» в процессе обучения в российском вузе

Одним из ведущих направлений образовательной политики высших учебных заведений ведущих стран мира в настоящее время является ориентация на интернационализацию образовательной деятельности. Реализация международных образовательных программ, обмен студентами и преподавателями повышает конкурентоспособность вузов в международном образовательном пространстве. Укрепление международного сотрудничества России и Китая в сфере образования привело к росту образовательной миграции китайских студентов с целью получения высшего образования в российских вузах. Актуальным становится анализ различных аспектов обучения китайской аудитории в образовательной среде вузов принимающей страны, в частности вопросы взаимодействия китайских студентов в системе «преподаватель - студент» в процессе обучения в российском вузе.

Взаимодействие преподаватель-студент в учебном процессе представляет собой процесс взаимного влияния субъектов взаимодействия на сознание и поведение друг друга, в ходе которого развивается совместная деятельность, в частности учебно-профессиональная деятельность. Взаимодействие преподаватель-студент связано с учебным процессом - деятельностью преподавателя и студента, ее структурой, средствами, методами и формами, в которой ведущее место занимает педагогическое общение [2].

Особенности учебного взаимодействия китайских студентов в системе «преподаватель - студент» в условиях поликультурной образовательной среды российского высшего учебного заведения опосредованы комплексом социокультурных и социально-психологических факторов. К ним относятся различия в межкультурной коммуникации и в моделях коммуникативного поведения, социально-психологические особенности китайских студентов, предыдущий опыт учебной деятельности и учебного взаимодействия с преподавателями в _

Педагогика №68 год 2023

условиях китайской педагогической системы, имеющей межкультурные и образовательные различия по сравнению с российской моделью обучения [1; 3; 4].

В первую очередь следует отметить различия в российской и китайской моделях обучения. Современные педагогические технологии обучения китайских студентов в российских вузах опираются на системно-деятельностный подход, на личностно-ориентированное взаимодействие в системе отношений «преподаватель - студент». Личностно-ориентированное взаимодействие предполагает субъект-субъектное общение, опору на личностные особенности студента и его индивидуальный опыт обучения. Со стороны преподавателя личностно-ориентированное взаимодействие в системе отношений «преподаватель - студент» предполагает «обязательное использование техник фасилитационного общения: обращение к студенту по имени; прием «зеркало отношений»; создание ситуации успеха, авансирование похвалы, что повышает способности студентов; оптимистические гипотезы о возможностях и способностях студентов» [2, с. 58]. В таком взаимодействии определяющим фактором педагогического процесса является «использование стратегий сотрудничества и компромисса, обусловленных личностно-ориентированным образованием» [2, с. 61]. В российской педагогической модели ведущую роль играет не столько результат, сколько творческий процесс обучения и те изменения личности студента как субъекта обучения, которые он приобретает в процессе обучения. Поэтому важную роль играет творческая организация процесса обучения, а не личность преподавателя, который выступает в качестве координатора учебного взаимодействия, творческая инициатива и проявление самостоятельности со стороны студентов.

В китайской модели обучения доминирующими являются следующие положения: преподавателю отводится ведущая роль в учебном процессе, в котором он выступает как субъект воздействия на личность студента и не имеет права на ошибку; учебный процесс нацелен на результат, например, на правильно решенную задачу; в учебной деятельности студент ориентирован на получение конкретных заданий со стороны преподавателя. В Китае стиль взаимодействия учителя «в силу большой численности учеников в классе, скорее авторитарный, отсутствует диалог с аудиторией» [3, с. 407]. Поэтому китайский студент «склонен скорее пассивно воспринимать информацию, чем участвовать в диалоге с преподавателем, а также не переходит в общении с ним на позицию равных» [3, с. 407].

Альманах «Казачество»

Внимания заслуживают и межкультурные коммуникативные трудности учебного взаимодействия. У китайских студентов в процессе обучения в условиях культурного разнообразия российских вузов могут возникнуть такие учебные ситуации, которые приводят к межкультурным противоречиям и барьерам общения. К созданию непонимания и напряженности в учебном взаимодействии китайских студентов в поликультурной среде образовательного учреждения приводят наличие этнических предрассудков, отсутствие компетенции в понимании знаков невербального общения, отсутствие представления о тематической табуированности, обусловленной нормами и традициями общения [1; 3; 4].

Решение задачи, направленной на создание благоприятных педагогических условий учебного взаимодействия китайских студентов с преподавателями вуза, предполагает реализацию социокультурного подхода в образовательном процессе высшего учебного заведения. Возникает необходимость реализации специальных программ подготовки китайских студентов, направленных на овладение «знаниями о новой социокультурной среде, об этнических особенностях иной культуры и её духовных ценностях, взаимодействием в ином социокультурном пространстве» [4, с. 12-13]. Такая подготовка позволит китайским студентам преодолеть коммуникативные трудности обучения, связанные с различиями академических систем родной и принимающей страны, с пониманием лекционного материала, с интерпретацией поставленных преподавателем вопросов в различных ситуациях учебного взаимодействия, что обеспечит высокое качество обучения.

Итак, анализ литературы показал, что взаимодействие китайских студентов в системе «преподаватель - студент» в процессе обучения в российском вузе имеет ряд трудностей, связанных с межкультурными различиями китайской и российской системы обучения и студенческой аудитории. Поэтому важнейшей задачей российских вузов, обучающих китайских студентов, является подготовка китайских студентов к успешному межкультурному взаимодействию с субъектами обучения на основе реализации принципов социокультурного подхода. Такая подготовка позволит преодолеть межкультурные коммуникативные трудности в системе взаимодействия «преподаватель - студент», связанные с различиями академических систем родной и принимающей страны, что обеспечит высокое качество обучения китайских студентов в поликультурной среде российских вузов.

Педагогика №68 год 2023

Список литературы

1. Варламова Н.В. Особенности менталитета китайских студентов // Омский научный вестник. 2012. № 1. С. 31-34.

2. Дарьенкова Н.Н. Адаптация студентов первого курса к обучению в техническом вузе в условиях информатизации образования: дис. ... кандидата педагогических наук. - Н. Новгород, 2015. 188 с.

3. Рыкова С.А., Киришева И.Е. Социально-культурные и личностные особенности социализации иностранных студентов (на примере китайских студентов Владивостокского государственного университета экономики и сервиса) // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 1. С. 402-410.

4. Ширкова Н.Н. Педагогическое обеспечение социокультурной адаптации иностранных студентов: дис. ... кандидата педагогических наук. - Москва. 2017. 228 с.

References

1. Varlamova N.V. Features of the mentality of Chinese students // Omsk Scientific Bulletin.

2012. № 1. P. 31-34.

2. Darienkova N.N. Adaptation of first-year students to study at a technical university in the context of informatization of education: dis. ... candidate of pedagogical sciences. -N. Novgorod, 2015. 188 p.

3. Rykova S.A., Kirisheva I.E. Socio-cultural and personal features of the socialization of foreign students (on the example of Chinese students of the Vladivostok State University of Economics and Service) // Modern Problems of Science and Education.

2013. № 1. P. 402-410.

4. Shirkova N.N. Pedagogical support of socio-cultural adaptation of foreign students: dis. ... candidate of pedagogical sciences. - Moscow. 2017. 228 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.