Научная статья на тему 'Особенности преподавания учебных дисциплин китайским студентам в российских вузах'

Особенности преподавания учебных дисциплин китайским студентам в российских вузах Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
21
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
китайские студенты / российские вузы / педагогическая деятельность / межкультурное взаимодействие / межкультурная адаптация / поликультурная среда учебного заведения / Chinese students / Russian universities / pedagogical activity / intercultural interaction / intercultural adaptation / multicultural environment of an educational institution

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Цуй Линь

В статье раскрыта специфика преподавания учебных дисциплин китайским студентам в российских вузах. Показано, что рост образовательной миграции китайских студентов актуализировало вопросы преподавания учебных дисциплин китайским студентам в российских вузах. Описаны межкультурные различия в моделях поведения и общения китайских и российских студентов, которые оказывают влияние на процесс обучения. Раскрыты особенности учебной деятельности и когнитивных установок китайских студентов в процессе обучения, которые необходимо учитывать преподавателю российского вуза. Показано, что учет опыта обучения в китайской системе образования, межкультурных различий в моделях поведения, общения, познавательной деятельности, уровня языковой подготовки и межкультурной адаптации у китайских студентов, обеспечивает высокое качество преподавания учебных дисциплин в китайской аудитории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of teaching academic disciplines to Chinese students in Russian universities

The article reveals the specifics of teaching academic disciplines to Chinese students in Russian universities. It is shown that the growth of educational migration of Chinese students actualized the issues of teaching academic disciplines to Chinese students in Russian universities. Intercultural differences in the behavior and communication patterns of Chinese and Russian students, which influence the learning process, are described. The features of educational activity and cognitive attitudes of Chinese students in the learning process, which must be taken into account by a teacher of a Russian university, are revealed. It is shown that taking into account the experience of learning in the Chinese education system, intercultural differences in behavioral patterns, communication, cognitive activity and the level of language training and intercultural adaptation among Chinese students ensures high quality teaching of academic disciplines in the Chinese audience.

Текст научной работы на тему «Особенности преподавания учебных дисциплин китайским студентам в российских вузах»

Цуй Линь

Магистр, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова.

Особенности преподавания учебных дисциплин китайским студентам в российских вузах*

В настоящее время образовательная политика ведущих российских вузов направлена на развитие партнерских связей с китайскими университетами. Сотрудничество России и Китая в сфере высшего образования привело к росту совместных научно-исследовательских проектов, программ по академическому обмену студентов и преподавателей, к повышению образовательной миграции китайских студентов в российские вузы. Данные тенденции определяют проблемы реализации педагогических форм, методов и технологий образовательной деятельности высшей школы, обеспечивающих высокое качество обучения китайских студентов в условиях российских вузов. Актуальными становятся вопросы об особенностях преподавания учебных дисциплин китайским студентам в российских вузах.

Обучение китайских студентов вузах России связано с «получением нового опыта взаимодействия с другой, чужой, незнакомой культурой» [4, с. 407]. Китайские студенты попадают в поликультурную образовательную среду российского вуза, где, в отличие от Китая, «сочетаются различные традиции, культурные нормы и ценности, обусловленные полиэтническим составом населения страны» [2, с. 33]. Имеют место межкультурные различия и в паттернах поведения и общения китайских и российских студентов, которые оказывают влияние на процесс обучения. Например, сравнивая межкультурные различия в моделях коммуникативного поведения, следует отметить, что, если у китайских студентов «уход от конфликта и сохранение гармонии в межличностных отношениях являются обязательными, то в российской культуре нормой является проявление прямодушия и недостаточной вежливости при взаимодействии» [2, с. 33]. В связи с этим, повышение качества преподавания учебных дисциплин китайским студентам в российских вузах, в первую очередь, предполагает «учет наличия социально-культурных различий между представителями разных стран, участников образовательного процесса..., что, соответственно, будет влиять на качество получаемого образования» [4, с. 407].

© Цуй Линь, 2023.

Преподавание учебных дисциплин китайским студентам в российских вузах связано с необходимостью учитывать предыдущий опыт учебной деятельности у китайских студентов, который они получили в средних учебных заведениях Китая. Прежде всего, необходимо выделить роль и статус педагога, поскольку в Китае школьные учителя и университетские преподаватели «традиционно обладают высоким социальным статусом в обществе, в связи с чем китайские учащиеся нередко испытывают потребность в большем руководстве своей образовательной деятельностью и одобрении ее результатов со стороны преподавателя, чем российские» [3, с. 104]. Важно отметить, что образовательная среда китайской педагогической модели носит конкурентный характер, поэтому в процессе обучения необходимо «создавать условия для проявления китайскими студентами результатов образовательной деятельности в форме различных учебных и профессиональных конкурсов» [3, с. 104].

Существуют ряд методических и организационно-педагогических различий в педагогических моделях России и Китая, которые, в свою очередь, могут влиять на процесс обучения китайских студентов в российских вузах. Преподаватель в китайской модели обучения, как отмечалось выше, обладает непререкаемым авторитетом. Целью обучения для китайского студента является запоминание большого объема информации и его последующее воспроизведение, а не критическое осмысление материала и высказывание собственной точки зрения. Поэтому китайские студенты чаще выступают в роли объекта педагогического воздействия, а не активного субъекта обучения в условиях равноправного личностно-ориентированного взаимодействия с преподавателем, проявляющего самостоятельность и инициативность, что характерно для российской модели обучения. Процесс обучения китайские студенты воспринимают скорее, как передачу готовых знаний, «поэтому китайцы больше склонны слушать преподавателя, чем возражать ему или вступать в дискуссию» [1, с. 163]. Такая учебная установка затрудняет усвоение учебного материала при активном использовании педагогом коммуникативных и интерактивных методов обучения. Для китайских студентов характерны учебные навыки выполнения заданий с образцами, письменными заданиями, когнитивная установка на получение единственно правильного ответа. В процессе преподавании учебных дисциплин китайским студентам важным является четкая формулировка вопросов, инструкций и указаний, тезисное изложение лекционного материала, не допущение двоякой трактовки излагаемого. Преподавателю вуза необходимо давать письменные задания китайским студентам, что облегчает им процесс усвоения учебного материала, а коммуникативные и проблемные методы обучения вводить в образовательный процесс постепенно [1].

Другой важной особенностью преподавания учебных дисциплин ки-

тайским студентам в условиях обучения в российских вузах является необходимость учитывать процесс адаптации к новым социокультурным условиям обучения, который проходят китайские студенты. Исследуя особенности адаптации китайских студентов, Н.Н. Ширкова выделила ряд педагогических условий, затрудняющих процесс обучения китайских студентов в российских вузах. К ним относятся «недостаточность знания сотрудниками вуза особенностей конкретной этнокультуры, специфики проблем адаптации иностранных студентов, наличие лингвистических трудностей и языковой барьер» [5, с. 6]. Поэтому необходимо в настоящее время внедрять в образовательный процесс российского вуза новые образовательные технологии, соответствующие уровню социокультурной адаптированности китайских студентов, которые направлены на снижение барьеров обучения и повышение качества учебного процесса.

Таким образом, преподавание учебных дисциплин китайским студентам в российских вузах, обеспечивающее высокое качество обучения, должно учитывать следующие организационно-педагогические и социокультурные условия: опыт обучения в китайской системе образования, знание межкультурных различий в моделях поведения, коммуникации и процесса обучения у китайских студентов, реализацию педагогических технологий, соответствующих уровню социокультурной адаптированности и языковой подготовки китайских студентов.

Библиографический список:

[1] Антонова Ю.А. Национально-психологический портрет китайского студента, изучающего русский язык

// Филологический класс. 2022. Том 27. № 2. С. 161-171.

[2] Варламова Н.В. Особенности менталитета китайских студентов // Омский научный вестник. 2012. № 1.

С. 31-34.

[3] Поздняков И.А. Специфика системы школьного образования КНР в контексте педагогической под-

держки иностранных студентов в университетах России // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2017. № 184. С. 98-105.

[4] Рыкова С.А., Киришева И.Е. Социально-культурные и личностные особенности социализации ино-

странных студентов (на примере китайских студентов Владивостокского государственного университета экономики и сервиса) // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 1. С. 402-410.

[5] Ширкова Н.Н. Педагогическое обеспечение социокультурной адаптации иностранных студентов: авто-

реферат дис. ... кандидата педагогических наук. - Москва. 2017. 23 с.

Reference

[1] Antonova Yu.A. National-psychological portrait of a Chinese student studying Russian // Philological class.

2022. Volume 27. № 2. P. 161-171.

[2] Varlamova N.V. Features of the mentality of Chinese students // Omsk Scientific Bulletin. 2012. № 1. P. 31-34.

[3] Pozdnyakov I.A. Specifics of the PRC School Education System in the Context of Pedagogical Support for For-

eign Students at Russian Universities // Proceedings of the Russian State Pedagogical University. A.I. Herzen. 2017. № 184. P. 98-105.

[4] Rykova S.A., Kirisheva I.E. Socio-cultural and personal features of the socialization of foreign students (on the

example of Chinese students of the Vladivostok State University of Economics and Service) // Modern Problems of Science and Education. 2013. № 1. P. 402-410.

[5] Shirkova N.N. Pedagogical support of socio-cultural adaptation of foreign students: Abstract of the thesis. ...

candidate of pedagogical sciences. - Moscow. 2017. 23 p.

Цуй Линь

Магистр,

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова.

Особенности преподавания учебных дисциплин китайским студентам в российских вузах

Аннотация. В статье раскрыта специфика преподавания учебных дисциплин китайским студентам в российских вузах. Показано, что рост образовательной миграции китайских студентов актуализировало вопросы преподавания учебных дисциплин китайским студентам в российских вузах. Описаны межкультурные различия в моделях поведения и общения китайских и российских студентов, которые оказывают влияние на процесс обучения. Раскрыты особенности учебной деятельности и когнитивных установок китайских студентов в процессе обучения, которые необходимо учитывать преподавателю российского вуза. Показано, что учет опыта обучения в китайской системе образования, межкультурных различий в моделях поведения, общения, познавательной деятельности, уровня языковой подготовки и межкультурной адаптации у китайских студентов, обеспечивает высокое качество преподавания учебных дисциплин в китайской аудитории.

Ключевые слова: китайские студенты, российские вузы, педагогическая деятельность, межкультурное взаимодействие, межкультурная адаптация, поликультурная среда учебного заведения.

Cui Lin

Lomonosov Moscow State University.

Features of teaching academic disciplines to Chinese students in Russian universities Abstract. The article reveals the specifics of teaching academic disciplines to Chinese students in Russian universities. It is shown that the growth of educational migration of Chinese students actualized the issues of teaching academic disciplines to Chinese students in Russian universities. Intercultural differences in the behavior and communication patterns of Chinese and Russian students, which influence the learning process, are described. The features of educational activity and cognitive attitudes of Chinese students in the learning process, which must be taken into account by a teacher of a Russian university, are revealed. It is shown that taking into account the experience of learning in the Chinese education system, intercultural differences in behavioral patterns, communication, cognitive activity and the level of language training and intercultural adaptation among Chinese students ensures high quality teaching of academic disciplines in the Chinese audience.

Key words: Chinese students, Russian universities, pedagogical activity, intercultural interaction, intercultural adaptation, multicultural environment of an educational institution.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.