Научная статья на тему 'Инновационные технологии обучения китайских студентов в российских вузах'

Инновационные технологии обучения китайских студентов в российских вузах Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
28
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
китайские студенты / инновация / педагогические инновации / педагогические технологии / социокультурный подход / поликультурное образование / Chinese students / innovation / pedagogical innovations / pedagogical technologies / socio-cultural approach / multicultural education

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Тянь Фаньюй

В статье представлена проблема использования инновационных технологий обучения китайских студентов в российских вузах. Показано, что современные педагогические технологии обучения китайских студентов в российских вузах должны опираться на социокультурный подход и создание поликультурного образовательного пространства вуза. Раскрыты сущность понятия «педагогические инновации», которая определяется как целенаправленное введение новшеств в педагогическую систему с целью повышения качества образования. Описана специфика инновационных педагогических технологий в поликультурном образовательном пространстве вуза. Показана их интерактивная и коммуникативная направленность, которая может вызывать барьеры межкультурной коммуникации в китайской аудитории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative technologies for teaching Chinese students in Russian universities

The article presents the problem of using innovative technologies for teaching Chinese students in Russian universities. It is shown that modern pedagogical technologies of teaching Chinese students in Russian universities should be based on a socio-cultural approach and the creation of a multicultural educational space of the university. The essence of the concept of «pedagogical innovations» is revealed, which is defined as the purposeful introduction of innovations into the pedagogical system in order to improve the quality of education. The specifics of innovative pedagogical technologies in the multicultural educational space of the university are described. Their interactive and communicative orientation, which can cause barriers of intercultural communication in the Chinese audience, is shown.

Текст научной работы на тему «Инновационные технологии обучения китайских студентов в российских вузах»

Тянь Фаньюй

Башкирский государственный педагогический университет имени М. Ак-муллы.

Инновационные технологии обучения китайских студентов в российских вузах*

Приоритетным направлением современного высшего образования является поиск и внедрение образовательных инноваций, направленных на удовлетворение социального запроса и потребностей субъектов образовательного процесса. Открытость образовательного пространства привела к росту образовательной миграции в вузы ведущих стран мира. В настоящее время между Россией и Китаем укрепляются внешнеполитические и социально-экономические связи, получило развитие сотрудничество в социально-культурной и образовательной сферах, что привело к повышению числа китайских студентов, обучающихся в российских вузах. В связи с этим актуализировались проблемы поиска и внедрения инновационных технологий обучения китайских студентов в российских вузах.

Для выявления специфики педагогических инноваций обучения китайских студентов в российских вузах необходимым является определение сути понятий «инновация» и «педагогические инновации». С позиции системно-деятельностного подхода инновационный процесс имеет полифункциональный, субъект-объектный и системный характер и осуществляется в различных формах, к которым относятся «модернизация, означающая осовременивание посредством тех или иных улучшений, усовершенствований; модификация, подразумевающая определенные видоизменения, появление новых признаков; рационализация, предполагающая усовершенствование на рационально-прагматической основе» [5, с. 262-263].

Инновации в образовании имеют свою специфику. В сфере образования выделяют инновации, происходящие стихийно, без полноты осознания системы условий и средств осуществления инновационного процесса. Ко второму типу образовательных инноваций относится це-

© Тянь Фаньюй, 2023.

ленаправленная, научно обоснованная инновационная деятельность [4]. Ведущим в образовательных инновациях является инновационная педагогическая деятельность, предполагающая творческий подход и высокий уровень развития профессиональных компетенций, обеспечивающих высокий уровень качества обучения, в том числе и в китайской аудитории в условиях обучения в российских вузах [4].

Обучение китайских студентов в российских вузах происходит в пространстве культуры принимающей страны, отличной от ценностей и норм родной культуры. Россия принадлежит к странам, в которых имеется значительное влияние европейской культуры, в то время, как Китай относится к странам с азиатским типом культуры, что обуславливает различия в культурно-языковых и коммуникативных образцах поведения представителей этих стран. Менталитет китайского студента имеет культурные отличия, которые проявляются в характере, в поведении, в отношении к преподавателю, в характере межкультурной коммуникации и в нормах межкультурного взаимодействия. В отличие от российских студентов, китайские студенты обладают «строгой системой норм и моральных ценностей, приоритетными из которых являются семья, уважение к старшим» [1, с. 32]. Поэтому в процессе обучения в российском вузе, в учебном взаимодействии в системе преподаватель-студент, студент-студент у китайских студентов как представителей китайской культуры могут возникнуть проблемы взаимопонимания и культурной совместимости [2].

В связи с этим внедрение инновационных технологий обучения китайских студентов в российских вузах предполагает реализацию принципов социокультурного подхода, поликультурности образовательного процесса, которые являются ведущими характеристиками современного образования в высшей школе. Содержание поликультурного образования включает как усвоение знаний о культурном многообразии современного мира, особенностях установления межличностных отношений с носителями разных культур, так и овладение приемами межкультурного взаимодействия, что предполагает «овладение вербальными и невербальными способами общения, умением анализировать культурную ситуацию и выбирать адекватное решение возникающей проблемы» [3, с. 41].

Внимания заслуживают вопросы педагогических технологий обучения, обеспечивающих высокий уровень качества обучения китайских студентов и обладающих признаками инноваций. Опишем педагогические технологии, которые в настоящее время нашли широкое применение в практике обучения китайских студентов в условиях российской

высшей школы:

- традиционные технологии, предполагающие трансляцию знаний от преподавателя к студенту на основе объяснительно-иллюстративных методов обучения, что является наиболее доступным для китайских студентов, поскольку в наибольшей степени соответствует китайской модели обучения. Однако и традиционные технологии можно проводить в инновационном формате в форме семинара-беседы и эвристической беседы;

- технологии проблемного обучения, предполагающие создание учебных проблемных ситуаций, которые, как правило, проводятся на основе диалогического общения субъектов обучения, что зачастую вызывает затруднения в китайской аудитории;

- игровые технологии в форме деловых и ролевых игр, что предполагает активно-действенный и интерактивный характер учебного взаимодействия, способного вызвать барьеры межкультурной коммуникации в китайской аудитории;

- технологии проектного обучения - организация образовательного процесса на основе поэтапного решения проблемной задачи, предполагающей совместную деятельность группы студентов;

- интерактивные технологии на основе активного и нелинейного взаимодействия субъектов обучения по достижению личностно значимого образовательного результата, например, в форме лекции-провокации, когда учебная информация подается с заранее запланированными ошибками, семинары-дискуссии, семинары-дебаты, которые также отличаются активным взаимодействием субъектов обучения и могут вызвать затруднения у китайских студентов;

- информационно-коммуникационные технологии, основанные на использовании специализированных электронно-цифровых средств обучения.

Инновационные педагогические технологии, как правило, характеризуются вариативностью, интерактивностью и коммуникативной направленностью образовательного процесса. Их успешное внедрение в образовательный процесс при обучении китайских студентов в российских вузах, как отмечалось выше, требует реализации социокультурного подхода, позволяющего преодолеть барьеры межкультурной коммуникации в китайской аудитории.

Таким образом, использование современных инновационных технологий обучения китайских студентов в российских вузах будет эффективным при соблюдении ряда педагогических условий, к которым относятся педагогические методы коммуникативного и социокультурного подхо-

дов, предполагающих поликультурный характер образовательного процесса и учет специфики китайской аудитории.

Библиографический список:

[1] Варламова Н.В. Особенности менталитета китайских студентов // Омский научный вестник. 2012.

№ 1. С. 31-34.

[2] Гребенникова И.А. Педагогическое сопровождение адаптации иностранных студентов в россий-

ском вузе (на примере китайских студентов): автореферат дис. ... кандидата педагогических наук. - Комсомольск-на-Амуре, 2010. 21 с.

[3] Гридин С.В. Поликультурное образование старшеклассников в электронной информационно-обра-

зовательной среде: дис. ... кандидата педагогических наук. - Пятигорск, 2014. 200 с.

[4] Истрофилова О.И. Инновационные процессы в образовании: учебно-методическое пособие. - Ниж-

невартовск: Изд-во Нижневартовского государственного университета, 2014. 133 с.

[5] Цырельчук Н.А. Рефлексивное управление: монография / Н.А. Цырельчук, И.Н. Цырельчук,

Н.Н. Цырельчук. - Мн.: МГВРК, 2008. 512 с.

Reference

[1] Varlamova N.V. Features of the mentality of Chinese students // Omsk Scientific Bulletin. 2012. № 1.

P. 31-34.

[2] Grebennikova I.A. Pedagogical support for the adaptation of foreign students in a Russian university (on

the example of Chinese students): Abstract of the thesis. ... candidate of pedagogical sciences. - Komso-molsk-on-Amur, 2010. 21 p.

[3] Gridin S.V. Polycultural education of high school students in the electronic information and educational

environment: dis. ... candidate of pedagogical sciences. - Pyatigorsk, 2014. 200 p.

[4] Istrofilova O.I. Innovative processes in education: teaching aid. - Nizhnevartovsk: Publishing House of

Nizhnevartovsk State University, 2014. 133 p.

[5] Tsyrelchuk N.A. Reflexive control: monograph / N.A. Tsyrelchuk, I.N. Tsyrelchuk, N.N. Tsyrelchuk. - Minsk:

MGVRK, 2008. 512 p.

Тянь Фаньюй

Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы.

Инновационные технологии обучения китайских студентов в российских вузах Аннотация. В статье представлена проблема использования инновационных технологий обучения китайских студентов в российских вузах. Показано, что современные педагогические технологии обучения китайских студентов в российских вузах должны опираться на социокультурный подход и создание поликультурного образовательного пространства вуза. Раскрыты сущность понятия «педагогические инновации», которая определяется как целенаправленное введение новшеств в педагогическую систему с целью повышения качества образования. Описана специфика инновационных педагогических технологий в поликультурном образовательном пространстве вуза. Показана их интерактивная и коммуникативная направленность, которая может вызывать барьеры межкультурной коммуникации в китайской аудитории.

Ключевые слова: китайские студенты, инновация, педагогические инновации, педагогические технологии, социокультурный подход, поликультурное образование.

Tian Fanyu

Bashkir National Normal University.

Innovative technologies for teaching Chinese students in Russian universities Abstract. The article presents the problem of using innovative technologies for teaching Chinese students in Russian universities. It is shown that modern pedagogical technologies of teaching Chinese students in Russian universities should be based on a socio-cultural approach and the creation of a multicultural educational space of the university. The essence of the concept of «pedagogical innovations» is revealed, which is defined as the purposeful introduction of innovations into the pedagogical system in order to improve the quality of education. The specifics of innovative pedagogical technologies in the multicultural educational space of the university are described. Their interactive and communicative orientation, which can cause barriers of intercultural communication in the Chinese audience, is shown.

Key words: Chinese students, innovation, pedagogical innovations, pedagogical technologies, socio-cultural approach, multicultural education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.