Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЕЖКУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОССИЙСКИХ И ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА'

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЕЖКУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОССИЙСКИХ И ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ВУЗА / ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Селькова Анна Владимировна, Лаврентьева Зоя Ивановна

Цель исследования - научно обосновать педагогические условия организации профессионального межкультурного взаимодействия российских и иностранных студентов в воспитательном пространстве вуза. В статье показана необходимость внедрения в воспитательное пространство вуза следующих педагогических условий: включение российских и иностранных студентов в совместную внеаудиторную деятельность, содержание которой имеет отношение к будущей профессии в условиях поликультурного мира; совместное освоение российскими и иностранными студентами профессионально-культурного пространства города; использование разветвленной системы партнерских отношений с внешними субъектами профессиональной деятельности. Научная новизна исследования заключается в создании теоретических предпосылок для преобразования структуры воспитательного пространства вуза в новое спроектированное состояние на основе внедрения новых педагогических условий в отношении взаимодействия субъектов образовательно-воспитательного процесса, являющихся представителями разных культур. В результате раскрыты процессуальные характеристики организации воспитательной деятельности с российскими и иностранными студентами, определена структура и границы внедрения педагогических условий организации профессионального межкультурного взаимодействия российских и иностранных студентов, выявлена динамика профессионального межкультурного взаимодействия на основе разработанных авторами когнитивного, мотивационного, эмоционального и поведенческого критериев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Селькова Анна Владимировна, Лаврентьева Зоя Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANISATION OF PROFESSIONAL CROSS-CULTURAL INTERACTION BETWEEN RUSSIAN AND FOREIGN STUDENTS IN THE EDUCATIONAL SPACE OF THE UNIVERSITY

The purpose of the study is to provide a scientific substantiation of the pedagogical conditions for the organisation of professional cross-cultural interaction between Russian and foreign students in the educational space of the university. The paper shows the need to introduce the following pedagogical conditions into the educational space of the university: the inclusion of Russian and foreign students in joint extracurricular activities, the content of which is relevant to their future profession in a multicultural world; the joint exploration of the professional and cultural space of the city by Russian and foreign students; the use of an extensive system of partnerships with external subjects of professional activities. The study is novel in that it creates theoretical prerequisites for the transformation of the structure of the university’s educational space into a new designed state based on the introduction of new pedagogical conditions regarding the interaction of subjects of the educational process representing different cultures. As a result, the paper has provided insight into the processual features characterising the organisation of educational activities involving Russian and foreign students, has determined the structure and limits of the introduction of pedagogical conditions for the organisation of professional cross-cultural interaction between Russian and foreign students, has identified the dynamics of professional cross-cultural interaction on the basis of the cognitive, motivational, emotional and behavioural criteria developed by the authors.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЕЖКУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОССИЙСКИХ И ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА»

^rpamoTQ

ISSN 2686-8725 (online) ISSN 2500-0039 (print)

Педагогика. Вопросы теории и практики Pedagogy. Theory & Practice

2022. Том 7. Выпуск 2. С. 168-175 | 2022. Volume 7. Issue 2. P. 168-175

Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): pedagogy-journal.ru

RU

Организация профессионального межкультурного взаимодействия российских и иностранных студентов в воспитательном пространстве вуза

Селькова А. В., Лаврентьева З. И.

Аннотация. Цель исследования - научно обосновать педагогические условия организации профессионального межкультурного взаимодействия российских и иностранных студентов в воспитательном пространстве вуза. В статье показана необходимость внедрения в воспитательное пространство вуза следующих педагогических условий: включение российских и иностранных студентов в совместную внеаудиторную деятельность, содержание которой имеет отношение к будущей профессии в условиях поликультурного мира; совместное освоение российскими и иностранными студентами профессионально-культурного пространства города; использование разветвленной системы партнерских отношений с внешними субъектами профессиональной деятельности. Научная новизна исследования заключается в создании теоретических предпосылок для преобразования структуры воспитательного пространства вуза в новое спроектированное состояние на основе внедрения новых педагогических условий в отношении взаимодействия субъектов образовательно-воспитательного процесса, являющихся представителями разных культур. В результате раскрыты процессуальные характеристики организации воспитательной деятельности с российскими и иностранными студентами, определена структура и границы внедрения педагогических условий организации профессионального межкультурного взаимодействия российских и иностранных студентов, выявлена динамика профессионального межкультурного взаимодействия на основе разработанных авторами когнитивного, мотивационного, эмоционального и поведенческого критериев.

EN

Organisation of Professional Cross-Cultural Interaction between Russian and Foreign Students in the Educational Space of the University

Selkova A. V., Lavrentieva Z. I.

Abstract. The purpose of the study is to provide a scientific substantiation of the pedagogical conditions for the organisation of professional cross-cultural interaction between Russian and foreign students in the educational space of the university. The paper shows the need to introduce the following pedagogical conditions into the educational space of the university: the inclusion of Russian and foreign students in joint extracurricular activities, the content of which is relevant to their future profession in a multicultural world; the joint exploration of the professional and cultural space of the city by Russian and foreign students; the use of an extensive system of partnerships with external subjects of professional activities. The study is novel in that it creates theoretical prerequisites for the transformation of the structure of the university's educational space into a new designed state based on the introduction of new pedagogical conditions regarding the interaction of subjects of the educational process representing different cultures. As a result, the paper has provided insight into the processual features characterising the organisation of educational activities involving Russian and foreign students, has determined the structure and limits of the introduction of pedagogical conditions for the organisation of professional cross-cultural interaction between Russian and foreign students, has identified the dynamics of professional cross-cultural interaction on the basis of the cognitive, motivational, emotional and behavioural criteria developed by the authors.

Введение

Профессиональная направленность взаимодействия в студенческой среде обусловлена ситуацией, складывающейся на рынке труда, когда востребованными являются специалисты, обладающие пониманием

Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/ped20220024

© 2022 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2022 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/

широкого контекста профессиональной деятельности, готовые работать в условиях усиления взаимосвязи технологических сфер и интенсификации сотрудничества между странами в высокотехнологических, научных и информационных сферах (Martynenko, 2021; Vora, Martin, Fitzsimmons et al., 2018). В этой связи представляется эффективным использование потенциала воспитательного пространства вуза для осуществления профессионального межкультурного взаимодействия как процесса, направленного на формирование ресурсов личностного и профессионального развития российских и иностранных студентов в формате совместной внеаудиторной деятельности. В свою очередь, успешная реализация профессионального межкультурного взаимодействия в воспитательном пространстве требует внедрения новых педагогических условий.

Актуальность исследования обусловлена противоречием между потребностью вузов, принимающих иностранных студентов, в повышении эффективности их профессиональной подготовки и слабой научной разработанностью педагогических условий, направленных на совершенствование профессионального межкультурного взаимодействия в воспитательном пространстве вуза. Научная проблема заключается в обосновании и экспериментальной проверке педагогических условий, позволяющих использовать воспитательное пространство вуза в качестве фактора развития профессионального межкультурного взаимодействия и повышения качества профессиональной подготовки современных студентов.

Достижение поставленной цели предполагается осуществить посредством решения следующих задач:

- раскрыть педагогическую сущность организации профессионального межкультурного взаимодействия студентов;

- доказать целесообразность предложенных авторами педагогических условий организации профессионального межкультурного взаимодействия российских и иностранных студентов в воспитательном пространстве вуза;

- подтвердить успешность внедрения педагогических условий в практику организации профессионального межкультурного взаимодействия российских и иностранных студентов.

Теоретическая база исследования выстроена на теоретических выводах отечественных (Баранова, 2012; Лаврентьева, 2021) и зарубежных (Altbach, Knight, 2007; Li, 2018) исследователей о влиянии педагогически организованной среды на формирование личности и взаимообогащении культур в процессе межличностного взаимодействия. Наше исследование опирается на научные взгляды о принципах и механизмах развития профессионализма во внеучебной деятельности студентов, утверждающих, что общение между участниками образовательного процесса, являющимися представителями разных культур, является фактором профессиональной подготовки студентов. Пришедшие с новой парадигмой студентоцентрированные принципы образования позволяют нам ориентироваться на динамику общения между участниками образовательного процесса за счет более разнообразных форм взаимодействия (Воронина, Курьян, 2020, с. 62). Именно внеаудиторный контакт, по наблюдению исследователей, может оказывать существенное влияние на межличностное пространство студентов (Pascarella, Edison, Nora et al., 1996; Лаврентьева, 2021) и способен обеспечить появление и развитие у студентов потребности в межкультурном взаимодействии, которое, на наш взгляд, должно быть профессионально ориентированным (Селькова, 2021). В качестве теоретических рамок определения критериев эффективности формирования профессионального межкультурного взаимодействия выступают работы Е. В. Какалиной (2010), В. В. Гриценко, О. Е. Хухлаева, О. С. Павловой и др. (2020).

Методологическая основа исследования выстроена на фундаментальных положениях средового и социокультурного подходов, позволяющих раскрыть педагогическую сущность и определить критерии результативности профессионального межкультурного взаимодействия в воспитательном пространстве вуза. В качестве методов исследования выступили теоретический анализ проблемы и педагогический эксперимент. Опора на концептуальные положения о сущности и характере организации профессионального межкультурного взаимодействия российских и иностранных студентов позволила продемонстрировать необходимость внедрения в воспитательное пространство вуза предложенных авторами педагогических условий. Опытно-экспериментальная работа и современные методы сбора эмпирических данных подтвердили эффективность научно обоснованных авторами педагогических условий организации профессионального межкультурного взаимодействия российских и иностранных студентов.

Решение задачи обоснования методологических рамок исследования посредством средового и социокультурного подходов позволило нам перейти к выявлению педагогической сущности и определению критериев результативности профессионального межкультурного взаимодействия в воспитательном пространстве вуза.

Практическая значимость исследования заключается в разработке и внедрении педагогических условий организации воспитательной работы с иностранными студентами в вузе и разработке критериальных показателей эффективности воспитательной деятельности со студентами по формированию профессионального межкультурного взаимодействия.

Педагогическая сущность организации профессионального межкультурного взаимодействия студентов

Определение педагогического смысла профессионального межкультурного взаимодействия российских и иностранных студентов осуществлялось за счет нахождения научных связей между культурологическим понятием «межкультурное взаимодействие» и педагогическим понятием «профессиональное становление и развитие» будущих специалистов. Как педагогическое явление, организация работы со студентами

рассматривалась с процессуальной точки зрения и точки зрения определения структуры, ресурсов и границ профессионального взаимодействия в воспитательном пространстве вуза.

Интерпретация понятия «межкультурное взаимодействие» в педагогическом аспекте представлена в работах Е. Н. Мажар (2018), И. Е. Кутеневой (2019), Н. И. Иоголевич (2020) и др. Особенности подготовки будущих специалистов к осуществлению межкультурного взаимодействия стали предметом педагогических исследований в работах О. В. Гукаленко и соавторов (Гукаленко, Колокова, Лабунский и др., 2018), В. И. Каза-ренкова (2014), В. Н. Карпенко (2011). Исследования, затрагивающие вопросы непосредственно межкультурного взаимодействия, связанного с пребыванием иностранных студентов в образовательном пространстве российского вуза, представлены в работах И. С. Батраковой, Ю. А. Комаровой, А. В. Тряпицына (2019), H. О. Li (2018), Y. Wang, X. Y. Lin (2014).

Взаимодействие с точки зрения профессионального воспитания раскрыто в работах Н. М. Борытко (2005), Н. Н. Дьяченко, О. М. Капленко (2018), А. В. Репринцева (2021), Т. А. Ромм (2009). Существенную роль в определении связей между культурным и профессиональным взаимодействием студентов играют положения концепции воспитательного пространства (Новикова, 2009), подходы к определению понятия «воспитательное пространство» вуза (Селиванова, Баранова, Шакурова и др., 2017; Якушкина, 2015), работы, посвященные сущности межкультурного взаимодействия (Блинов, Карпенко, 2016; Карпенко, 2011; Рыженков, 2019) и интерпретации понятия «педагогические условия» (Ипполитова, Стерхова, 2012; Ширяева, 2009).

Педагогическая сущность профессионального межкультурного взаимодействия заключается в обогащении и глобализации профессиональных компетенций будущих специалистов за счет обмена ценностями, мотивами, эмоциональными состояниями, опытом и достижениями профессиональных сообществ разных стран.

Анализ теоретических исследований позволил нам прийти к выводу, что педагогическая сущность процесса формирования профессионального межкультурного взаимодействия заключается в организации взаимодействия между российскими и иностранными студентами специалистами воспитательных служб вузов. Именно профессорско-преподавательский состав должен быть включен в организацию такого взаимодействия, чтобы максимально обеспечить профессиональную направленность общения и организации деятельности студентов. Воспитательное пространство вуза, направленное на профессиональное межкультурное взаимодействие, может послужить дополнительным фактором профессионального становления будущего специалиста.

Педагогические условия организации профессионального межкультурного взаимодействия российских и иностранных студентов в воспитательном пространстве вуза

В статье под педагогическими условиями понимается целенаправленное создание совокупности устойчивых обстоятельств, компонентов, отношений, средств в структуре воспитательного пространства вуза, обеспечивающих успешную реализацию профессионального межкультурного взаимодействия российских и иностранных студентов, в процессе которого российские и иностранные студенты получают возможность учиться взаимодействовать между собой, осознавая перспективы полученного в результате такого взаимодействия опыта для будущей профессиональной деятельности.

На основе концептуального анализа эмпирического психолого-педагогического материала и обобщения собственного педагогического опыта нами были разработаны описанные ниже педагогические условия организации профессионального межкультурного взаимодействия российских и иностранных студентов в воспитательном пространстве вуза.

Первое условие основывается на включении российских и иностранных студентов в совместную внеаудиторную деятельность, содержание которой имеет отношение к будущей профессии в условиях поликультурного мира.

Реализация данного условия предполагает организацию профессионального межкультурного взаимодействия российских и иностранных студентов в воспитательном пространстве вуза, что позволяет им непосредственно участвовать в межкультурном взаимодействии, осваивать различные роли, быть причастными и активными. Организация такого рода деятельности во внеаудиторное время ведет к определенной структурированности воспитательного пространства, созданию атмосферы диалога и сотрудничества, поощрению позитивного отношения к реалиям другой культуры, приобщению к общим профессиональным ценностям (Tsang, 2022; Watson, Kumar, Michaelsen, 1993). Существенное значение внеаудиторной деятельности как деятельности, осуществляемой вне формата предписанных занятий, определяющей пространство для новых возможностей личностного развития студентов на основе живого непосредственного взаимодействия, подчеркивается в работах (Воронина, Курьян, 2020; Pascarella, Edison, Nora et al., 1996).

В свою очередь, в содержательном отношении организация внеучебной воспитательной деятельности должна соответствовать следующим принципам: наличие связи содержательного компонента деятельности с предметными и социальными условиями будущей профессии (Лаврентьева, 2018); создание событийного повода для совместной деятельности в формате профессионального межкультурного взаимодействия; формирование единого коммуникативного поля профессиональной терминологии; разработка тем для профессионального общения/коммуникации.

Характерными особенностями включения российских и иностранных студентов в профессиональное межкультурное взаимодействие являются:

- моделирование ситуаций профессионального межкультурного взаимодействия с использованием потенциала воспитательного пространства вуза;

- возможность освоения и активного использования профессиональной лексики российскими и иностранными студентами во внеучебном формате профессионального межкультурного взаимодействия.

Реализацию первого условия целесообразно осуществлять через привлечение всех субъектов воспитательного пространства - как сотрудников педагогического коллектива вуза, так и специалистов, практиков из соответствующих структур, установивших связи и партнерские отношения с университетом в рамках воспитательного пространства. Средство реализации условия - программа воспитательной работы со студентами. Формами педагогической работы на данном этапе выступают кураторские часы, консультации и тренинги по профессионально-личностному определению, поиску личностных смыслов в осваиваемой специальности с перспективой работы в поликультурной профессиональной сфере, неформальные тематические встречи на производственных площадках с обсуждениями, направленными на удовлетворение познавательных интересов, касающихся имеющихся в другой культуре особенностей профессии, расширение знаний в интересующих областях. В качестве инновационных форм выступают социальные проекты и стартапы в смешанных научно-исследовательских группах российских и иностранных студентов, участие в российских конкурсах профессионального мастерства и программах «Молодые лидеры России».

Вторым педагогическим условием организации профессионального межкультурного взаимодействия выступает совместное освоение российскими и иностранными студентами профессионально-культурного пространства города.

Следует отметить в этой связи опыт разработки и использования комплексного подхода к изучению города в структуре воспитательного пространства как особого исторического, социального и культурного феномена (Баранова, 2012). Были выделены компоненты воспитательного пространства малого города (Поздеева, 2003), способы совершенствования образовательно-воспитательной системы в условиях малого города (Азариа-швили, 2009), научно-педагогические основания формирования и развития социально-педагогической инфраструктуры города как части единого воспитательного пространства (Прохорова, 2006) и т.д. Определенные перспективы в исследовании города в структуре воспитательного пространства в контексте заявленного выше педагогического условия позволяют определить экскурсии и профессиональные экспедиции как ведущие формы освоения пространства города. В качестве инновационных технологий используются разработка и реализация профессиональных социальных проектов (в нашем случае проведение в г. Новосибирске экскурсий в единственном в стране музее железнодорожного транспорта под открытым небом на китайском языке для иностранных туристов); реализация на предприятиях железной дороги студенческих стартапов (бегущая строка на китайском языке в электричках до Обского моря; подготовка информационных стендов с названием станций на английском и китайском языках в пунктах массовых пересадок на транспорте).

Основными целями совместных с российскими и иностранными студентами экскурсий в освоении пространства города являются:

- расширение общего кругозора и формирование зоны ближайшего развития посредством знакомства с инфраструктурой и историко-культурным наследием выделенной профессиональной отрасли;

- создание целостного представления о выбранной специальности и наблюдение ее в непосредственной связи с жизнью во время экскурсии или экспедиции;

- формирование стимулов для партнерства, привлечение экспертов и представителей из посещаемых объектов города для проведения экскурсий;

- воспитание чувства профессиональной общности посредством экскурсионной деятельности.

Организация совместных с российскими и иностранными студентами экскурсий, на наш взгляд, должна

базироваться на следующих принципах: связь содержательного компонента экскурсии с профилем специальности; наглядная демонстрация синтеза научно-исследовательских и производственных составляющих, представленных в профессиональной отрасли города; объединение участников экскурсии в совместную интеллектуально-познавательную деятельность.

Стоит отметить, что экскурсия как форма освоения профессионального пространства города соответствует событийному характеру организации деятельности в воспитательном пространстве и является эффективным средством профессионального становления и развития студентов. Кроме того, экскурсия выступает как живая непосредственная форма профессионального общения, способствующая эмоциональному отклику, развивающая у обучающихся коммуникативные умения, необходимые для взаимодействия в профессии за счет возможности общения со специалистами отрасли на профессиональном языке.

Третьим педагогическим условием организации профессионального межкультурного взаимодействия мы выделяем организацию профессионального общения российских и иностранным студентов в контексте межкультурного взаимодействия за счет использования разветвленной системы связей и отношений, заданным целостной структурой воспитательного пространства.

В контексте выделенного нами третьего педагогического условия подразумевается расширение границ воспитательного пространства за счет соответствующих отношений договоренности с различными учреждениями, к которым могут относиться муниципальные, региональные органы и учреждения образования, культуры, молодежной политики, физической культуры и спорта; региональные объединения молодежи и студентов (молодежные общественные организации, союзы, ассоциации, органы молодежного парламентаризма ит. п.), молодежные средства массовой информации и др. (Баранова, 2012; Якушкина, 2015) .

Формирующиеся связи и отношения между субъектами воспитательного пространства в контексте содействия развитию профессионального межкультурного взаимодействия российских и иностранных студентов

могут осуществляться в следующих видах деятельности: научно-исследовательская деятельность, проектная деятельность, информационно-просветительская деятельность, социально-значимые акции, поддержка и реализация студенческих инициатив.

Партнерские отношения вуза в контексте профессионального межкультурного взаимодействия с внешними субъектами могут реализовываться на уровне условно выделенных секторов воспитательного пространства:

Научно-исследовательский сектор:

- привлечение российских и иностранных студентов к реальной проектной и исследовательской деятельности, осуществляемой совместно при содействии внешнего субъекта (предприятия, компании) воспитательного пространства;

- осуществление совместных НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ), инновационных разработок, внедрение и выпуск продукции на базе предприятия, находящегося в партнерских отношениях с вузом;

- проведение совместных конференций, школ-семинаров, инициатором которых является организация, входящая в структуру воспитательного пространства или заинтересованная стать его частью;

- использование кадрового и научного-технического потенциала организации-партнера в образовательно-воспитательном процессе.

Профессионально-производственный сектор:

- организация конкурсных мероприятий, где могут быть представлены выполненные совместно с российскими и иностранными студентами работы, относящиеся к профессионально-творческой сфере;

- организация тематических мероприятий, мастер-классов с участием представителей организаций -партнеров вуза;

- организация совместной с российскими и иностранными студентами производственной практики, при необходимости - дипломного проектирования.

Информационный сектор:

- предоставление доступа российским и иностранным студентам к сотрудничеству с ведущими информационными агентствами города;

- обеспечение информационно-консультативной поддержки студентов, предоставление возможности для выражения позиций студентов, площадок для дискуссий в СМИ;

- направление усилий средств массовой информации на освещение опыта профессионального межкультурного взаимодействия российских и иностранных студентов;

- информационное сопровождение проводимых в контексте межкультурного взаимодействия российских и иностранных студентов мероприятий, публикация статей;

- формирование студенческого информационного пространства в формате социальных сетей.

Cектор досуга:

- установление сотрудничества с культурно-оздоровительными и спортивными учреждениями для расширения круга партнеров, осуществляющих сопровождение российских и иностранных студентов как в учебный, так и в каникулярный период;

- сотрудничество с профессионально-досуговыми учреждениями КДЦ, клубами, а также кафе и ресторанами в целях организации совместных развлекательных программ для российских и иностранных студентов.

Итак, комплекс предложенных условий, выбор которых был обеспечен строгой методологической базой, непротиворечивостью выбранных теоретических предпосылок, последовательностью решения задач исследования и научной логикой доказательства, направлен на обеспечение профессиональной составляющей межкультурного взаимодействия российских и иностранных студентов. Воспитательная среда вуза, преобразованная с помощью данных условий, выступает фактором профессионального становления студентов. Эффективность внедрения предложенных условий в воспитательное пространство вуза определяется динамикой профессионального поведения студентов в процессе межличностного взаимодействия.

Результаты внедрения педагогических условий в практику организации профессионального межкультурного взаимодействия российских и иностранных студентов

Опытно-экспериментальная работа проводилась на факультетах управления процессами перевозок на железнодорожном транспорте (УПП), строительства железных дорог (СЖД), промышленного и гражданского строительства (ПГС), мировой экономики и права (МЭиП) Сибирского государственного университета путей сообщения (г. Новосибирск). Этапы исследования: 2017-2018 гг. - констатирующий эксперимент, направлен на выявление исходного уровня восприятия и отношения российских и иностранных студентов к профессиональному межкультурному взаимодействию, а также наиболее часто встречающихся проблем, препятствующих данному взаимодействию; 2018-2019 гг. - формирующий эксперимент; 2019-2021 гг. - обобщение и систематизация результатов опытно-экспериментальной работы. В эксперименте было задействовано 236 студентов 3-5 курсов, в составе которых 133 человека - российские студенты, 103 человека - китайские студенты.

В качестве критериев результативности организации профессионального межкультурного взаимодействия были определены: когнитивный, мотивационный, эмоциональный и поведенческий. Методики сбора эмпирического материала: тест мотивационных ориентаций в межличностных коммуникациях И. Д. Лада-нова, В. А. Уразаевой; шкала культурного интеллекта К. Эрли, С. Анга в модификации Е. В. Беловол,

К. А. Шкварило; шкала межкультурной сенситивности О. Е. Хухлаева; экспресс-опросник «Индекс толерантности» Г. У. Солдатовой.

По когнитивному критерию российские студенты увеличили показатели с 72 до 91 по 100-балльной шкале, китайские - с 70 до 93. Мотивационный критерий, напротив, больше увеличился у российских студентов (на 12 пунктов по сравнению с 10 пунктами у китайских студентов). Эмоциональность профессионального взаимодействия улучшилась у российских студентов с 74 до 90 баллов, у иностранных студентов - с 77,7 до 91.

Остановимся более подробно на динамике поведенческого показателя сформированности профессионального межкультурного взаимодействия, так как он наиболее полно отражает характер и показывает ограничения влияния культур на профессиональное становление будущих специалистов.

Таблица 1. Динамика показателей поведенческого компонента (среднее значение)

Российские студенты Иностранные студенты

Шкалы Ср. значение Ср. значение Ср. значение Ср. значение

формирующ. контрольный формирующ. контрольный

этап этап этап этап

Принятие 13,7 1-3 28,3 4-7 15,3 1-3 31,2 4-7

Преуменьшение 41,2 4-7 67,1 8-10 36,8 4-7 59,9 8-10

Абсолютизация 28,5 4-7 51,2 4-7 33,7 4-7 58,4 8-10

Амбивалентность 16,3 1-3 27,7 4-7 14,2 1-3 25,5 4-7

Как видно из Таблицы 1, по шкале «Принятие» показатели российских и иностранных студентов переместились из промежутка 1-3 (низкий уровень) в промежуток 4-7 (средний уровень), что указывает на то, что студенты начинают более осознанно относиться к существованию культурных различий и проявляют способность замечать их в ситуациях межкультурного взаимодействия, имеющих профессиональный характер. Числовые показатели по шкале «Преуменьшение» у российских и иностранных студентов, ранее находящиеся в промежутке 4-7 (средний уровень), переместились в промежуток показателей высокого уровня 8-10, что говорит о сформированное™ относительно устойчивой способности адекватно оценивать влияние культурных различий в общении с представителями других культур в ситуациях межкультурного взаимодействия. Показатели шкалы «Абсолютизация» у российских студентов продолжают оставаться в промежутке 4-7, но уже максимально приближены к переходу на высокий уровень, показатели иностранных студентов по данной шкале переместились в промежуток высокого уровня, что свидетельствует об относительно развитой способности оценивать и контролировать влияние культурных различий в ситуациях межкультурного взаимодействия. Числовые показатели по шкале «Амбивалентность» у российских и иностранных студентов также демонстрируют положительную динамику, перемещаясь из промежутка низких показателей 1-3 в промежуток средних показателей 4-7, что говорит о гармонизации установок по отношению к культурным различиям в ситуациях межкультурного взаимодействия, то есть наряду с убежденностью о важной роли культурных различий у обучающихся начинает появляться уверенность в контролируемости воздействия, оказываемого этими различиями на общение в межкультурном взаимодействии.

Итак, по всем показателям была обнаружена позитивная динамика, что позволяет нам говорить об эффективности предложенных педагогических условий. Вместе с тем стали видны границы внедрения педагогических условий в организацию воспитательной работы со студентами. Во внеурочной деятельности на уровень социальных проектов и стартапов выходили студенты 4-5 курсов. Слабое знание русского языка китайскими студентами не позволяло это делать в первый год совместного обучения. Разница в смысловом содержании профессиональной лексики у российских и китайских студентов мешала устанавливать широкие партнерские отношения с профессиональным сообществом города. Партнерами становились специалисты площадок профессиональных практик, однако среди них не было международных компаний.

Заключение

Теоретический анализ и практика внедрения педагогических условий в организацию воспитательной работы вузов, принимающих иностранных студентов, позволили нам сделать следующие выводы:

- межкультурное взаимодействие российских и иностранных студентов не только в учебной, но и в воспитательной работе должно быть направлено на профессиональное становление и развитие будущих специалистов;

- компонентами педагогически организованного процесса обогащения профессионального межкультурного взаимодействия между российскими и иностранными студентами выступают знания, ценности, мотивы, эмоциональные состояния, опыт и достижения профессиональных сообществ разных стран;

- структура необходимых и достаточных условий организации результативного профессионального межкультурного взаимодействия российских и иностранных студентов включает в себя: реализацию программы совместной профессиональной внеаудиторной деятельности; вовлечение студентов в освоение и преобразование профессионально-культурных пространств города; установление партнерских отношений с представителями отрасли в отечественных и международных компаниях;

- границами внедрения условий организации профессионального межкультурного взаимодействия могут стать: устойчивость национального восприятия смыслов профессиональной деятельности; слабая связь

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

вузов с международными профессиональными компаниями и недостаточный уровень знаний русского языка у иностранных студентов;

- предложенный диагностический инструментарий может быть использован при оценке воспитательной деятельности с иностранными студентами российских вузов.

Перспективы дальнейшего исследования. Исследование может быть продолжено в направлении поиска других педагогических условий и уточнения технологических приемов мотивирования российских и иностранных студентов к профессиональному межкультурному взаимодействию.

Источники | References

1. Азариашвили С. Г. Поликультурное воспитание в воспитательном пространстве малого города // Образование и саморазвитие. 2009. № 2 (12).

2. Баранова Н. А. Особенности воспитательного пространства современного вуза // Вопросы воспитания. 2012. № 2 (11).

3. Батракова И. С., Комарова Ю. А., Тряпицын А. В. Межкультурное взаимодействие китайских и российских студентов в образовательном процессе вуза: коллективная монография. СПб., 2019.

4. Блинов Л. В., Карпенко В. Л. Межкультурное взаимодействие - концепт социальной компетентности личности: монография. Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2016.

5. Борытко Н. М. Система профессионального воспитания в вузе: уч.-метод. пособие. М.: АПКиППРО, 2005.

6. Воронина Е. А., Курьян М. Л. Особенности внеадудиторного общения преподавателей и студентов // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. Т. 1. № 6 (72).

7. Гриценко В. В., Хухлаев О. Е., Павлова О. С., Ткаченко Н. В., Усубян Ш. А., Шорохова В. А. Анализ зарубежных эмпирических моделей межкультурной компетентности и методик для ее оценки // Современная зарубежная психология. 2020. Т. 9. № 1.

8. Гукаленко О. В., Колокова И. В., Лабунский В. В., Панова Л. Д. Воспитание студенческой молодежи в поликультурном пространстве современного вуза: к постановке проблемы // Научные исследования проблем детства, воспитания, социализации: актуальные аспекты, теоретические и методические основы: сб. науч. тр. М.: ИИДСВ РАО, 2018.

9. Дьяченко Н. Н., Капленко О. М. Развитие выносливости у студентов технического вуза с учетом профессиональной деятельности // Интерэкспо Гео-Сибирь. 2018. № 6.

10. Иоголевич Н. И. Формирование универсальных компетенций «межкультурное взаимодействие» в профессиональной подготовке студентов вуза // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». 2020. Т. 30. № 1.

11. Ипполитова Н. В., Стерхова Н. С. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация // General and Professional Education. 2012. № 1.

12. Казаренков В. И. Формирование у студентов опыта межкультурного взаимодействия в высшей школе // Вестник Витебского государственного университета. 2014. № 4 (82).

13. Какалина Е. В. Критерии оценки воспитательного пространства в системе открытого образования // Вестник Тамбовского университета. Серия «Гуманитарные науки». 2010. № 2 (82).

14. Карпенко В. Н. Формирование опыта межкультурного взаимодействия у будущих специалистов социокультурной сферы: автореф. дисс. ... к. пед. н. Краснодар, 2011.

15. Кутенева И. Е. Генезис становления проблемы межкультурной коммуникации в научном ракурсе // Наука XXI века: взгляд в будущее: мат. XI Всерос. науч.-практ. конф. учащейся молодежи. Шадринск, 2019.

16. Лаврентьева З. И. Интеллектуализация профессионального социально-педагогического образования // Социальная педагогика. 2018. № 4.

17. Лаврентьева З. И. Фундаментальные проблемы воспитания в условиях современных социальных процессов (Международная научно-практическая конференция в Новосибирском государственном педагогическом университете) // Вестник Костромского государственного университета. Серия «Педагогика. Психология. Социокинетика». 2021. Т. 27. № 1.

18. Мажар Е. Н. Практико-ориентированный подход в профессиональной подготовке студентов-лингвистов к межкультурному взаимодействию: дисс. ... д. пед. н. М., 2018.

19. Новикова Л. И. Педагогика воспитания: избранные педагогические труды / под. ред. Н. Л. Селивановой, А. В. Мудрика; сост. Е. И. Соколова. М., 2009.

20. Поздеева Н. А. Управление взаимодействием компонентов воспитательного пространства малого города: автореф. дисс. ... к. пед. н. Чебоксары, 2003.

21. Прохорова О. Г. Формирование и развитие социально-педагогической инфраструктуры малого города России: дисс. . д. пед. н. М., 2006.

22. Репринцев А. В. Этническая социализация личности в поликультурном мире: риски и противоречия формирования этнокультурной идентичности детей и молодежи // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2021. № 4 (60).

23. Ромм Т. А. Профессиональное воспитание: к вопросу о возможности и необходимости // Традиции и новации профессионального воспитания в высшей школе: сб. мат. Всерос. науч.-практ. конф. (г. Кострома, 28-29 октября 2009 г.) / отв. ред. Н. М. Рассадин; Костромской гос. ун-т им. Н. А. Некрасова. Кострома, 2009.

24. Рыженков В. В. Проблема межкультурного взаимодействия в историческом аспекте // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. Т. 7. № 2. URL: https://mir-nauki.com/PDF/18PDMN219.pdf

25. Селиванова Н. Л., Баранова Н. А., Шакурова М. В., Баранов А. Е. Воспитательное пространство вуза в личностном и профессиональном становлении студента: монография. М.: ИСРО РИО, 2017.

26. Селькова А. В. Профессионально ориентированное межкультурное взаимодействие российских и иностранных студентов в образовательной среде нефилологического вуза // Актуальные вопросы образования. 2021. № 3.

27. Ширяева В. И. Педагогические условия формирования универсальной ключевой компетентности // Образование в современном мире: сб. науч. ст. / под ред. проф. Ю. Г. Готлиба. Саратов, 2009.

28. Якушкина М. С. Потенциал сетевого взаимодействия и сетевого проектирования для формирования воспитательного пространства вуза // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4 «Педагогика и психология». 2015. № 4 (39).

29. Altbach P. G., Knight J. The Internationalization of Higher Education: Motives and Realities // Journal of Studies in International Education. 2007. Vol. 11. Iss. 3-4. DOI: 10.1177/1028315307303542

30. Li H. Q. Investigation and Analysis on Satisfaction of Study and Life of Foreign Students in Local Universities with Huzhou University as a Sample // Journal of Huzhou University. 2018. Vol. 40. Iss. 6.

31. Martynenko N. Implementing Pedagogical Conditions of Formation of Future Pilots Readiness to Intercultural Interaction // Polonia University Scientific Journal. 2021. Vol. 42 (5). DOI: 10.23856/4214

32. Pascarella E. T., Edison M., Nora A., Hagedorn L. S., Terenzini P. T. Influences on Students' Openness to Diversity and Challenge in the First Year of College // Journal of Higher Education. 1996. Vol. 67 (2). DOI: 10.2307/2943979

33. Tsang A.Comparing and Contrasting Intra- and Inter-Cultural Relations and Perceptions among Mainstream and Minority Students in Multicultural Classrooms in Higher Education // Intercultural Education. 26 January 2022. DOI: 10.1080/14675986.2021.2016637

34. Vora D., Martin L., Fitzsimmons S. R., Pekerti A. A., Lakshman C., Raheem S. Multiculturalism within Individuals: A Review, Critique, and Agenda for Future Research // Journal of International Business Studies. 2018. Vol. 50 (6). DOI: 10.1057/s41267-018-0191-3

35. Wang Y., Lin X. Y. Satisfaction Level on Educational Administration of International Students: Constitution, Contribution and Strategies // Education Research Monthly. 2014. № 2.

36. Watson W. E., Kumar K., Michaelsen L. K. Cultural Diversity's Impact on Interaction Process and Performance: Comparing Homogeneous and Diverse Task Groups // Academy of Management Journal. 1993. Vol. 36 (3). DOI: 10.2307/256593

Информация об авторах | Author information

RU

Селькова Анна Владимировна1 Лаврентьева Зоя Ивановна2, д. пед. н., доц.

1 Сибирский государственный университет путей сообщения, г. Новосибирск

2 Новосибирский государственный педагогический университет

EN

Selkova Anna Vladimirovna1 Lavrentieva Zoya Ivanovna2, Dr

1 Siberian Transport University, Novosibirsk

2 Novosibirsk State Pedagogical University

1 selkova.av@gmail.com, 2 lzi53@mail.ru

Информация о статье | About this article

Дата поступления рукописи (received): 09.02.2022; опубликовано (published): 31.03.2022.

Ключевые слова (keywords): профессиональное межкультурное взаимодействие; воспитательная деятельность; воспитательное пространство вуза; иностранные студенты; педагогические условия; professional cross-cultural interaction; educational activities; educational space of the university; foreign students; pedagogical conditions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.