Научная статья на тему 'Особенности взаимодействия детей раннего возраста с родителями в замещающих семьях'

Особенности взаимодействия детей раннего возраста с родителями в замещающих семьях Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
942
232
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТЕЙ С МАТЕРЯМИ / ДЕТИ С ОПЫТОМ ПРОЖИВАНИЯ В ДОМЕ РЕБЕНКА / ЗАМЕЩАЮЩИЕ СЕМЬИ / РАННИЙ ВОЗРАСТ / MOTHER-CHILD INTERACTION / INFANTS HAVING AN EXPERIENCE OF LIVING IN THE ORPHANAGE / SUBSTITUTE FAMILIES / EARLY AGE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Плетенёва Мария Валентиновна, Мухамедрахимов Рифкат Жаудатович

В данной работе представлены результаты сравнительного анализа характеристик взаимодействия матерей с детьми, имеющими опыт проживания в доме ребенка, и детьми, с рождения воспитывавшимися в семье. Взаимодействие детей с родителями происходило в процессе совместной игры и записывалось на видеопленку представителями исследовательской группы. Результаты исследования показывают, что большая часть характеристик взаимодействия пар «мать-ребенок с опытом проживания в учреждении» хуже соответствующих характеристик взаимодействия пар «мать-ребенок без опыта проживания в доме ребенка».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Плетенёва Мария Валентиновна, Мухамедрахимов Рифкат Жаудатович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interaction between infants and parents in substitute families

The article presents a comparative analysis of interaction between mothers and infants in substitute families. The first group includes infants having an experience of living in the orphanage and the second group includes infants having been brought up in substitute families since birth. The interaction between parents and infants was analysed in a form of a game and was recorded by the members of the research group. The results of the study show that most of the characteristics of interaction between mothers and infants having an experience of living in the orphanage are worse than the corresponding characteristics of interaction between mothers and infants without such experience.

Текст научной работы на тему «Особенности взаимодействия детей раннего возраста с родителями в замещающих семьях»

2013

ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Сер. 12

Вып. 3

ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ

УДК 159.922.73

М. В. Плетенёва, Р. Ж. Мухамедрахимов

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С РОДИТЕЛЯМИ В ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЬЯХ1

Благодаря многочисленным исследованиям известно, что пребывание детей раннего возраста в сиротских учреждениях накладывает необратимые негативные изменения на их физическое и психическое развитие[1-3]. Так, показатели роста, веса, окружности головы и груди у детей в учреждении значительно меньше, чем у сверстников, воспитывающихся в семье [4]. Согласно результатам лонгитюдных исследований, усыновление и изменение условий проживания детей на начальном этапе положительно сказывается на познавательных функциях, наблюдается мощный скачок в улучшении показателей роста и веса [5]. Однако даже при таких изменениях сохраняется отставание в когнитивном развитии [6-10], отмечаются серьезные нарушения поведения: неразборчивое дружелюбие [8, 11, 12], дефицит внимания и гиперактивность, псевдоаутистические признаки [7, 11]. У детей школьного возраста наблюдаются трудности в понимании границ одобряемого обществом поведения, нарушение этики в общении [3, 5, 7, 12]. Степень нарушений у ребенка с опытом пребывания в учреждении оказывается пропорциональной длительности нахождения в депривационных условиях [4, 11].

Многие исследователи, занимающиеся данной проблематикой, отмечают нарушения привязанности у детей, воспитывавшихся в учреждении. Было показано, что у 66% детей проявляются грубые нарушения поведения привязанности [13, 14], самым распространенным у детей из учреждений является паттерн дезорганизованной привязанности ф) [14, 15]. Некоторые дети демонстрируют паттерн безопасной привязанности, но вместе с тем у них проявляются признаки неразборчивого дру-

Плетенёва Мария Валентиновна — аспирант, Санкт-Петербургский государственный университет; e-mail: [email protected]

Мухамедрахимов Рифкат Жаудатович — д-р психол. наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет; e-mail: [email protected]

1 Исследование выполнено в рамках российско-американского проекта «Долгосрочное влияние раннего социально-эмоционального опыта на развитие ребенка», грант Национального Института Детского Здоровья и Развития Человека (USA National Institute of Child Health and Human Development) № HD050212.

© М. В. Плетенёва, Р. Ж. Мухамедрахимов, 2013

желюбия. Для описания данного явления было введено понятие «фальшивой безопасности» [15].

Таким образом, у детей, имевших ранний опыт депривации в условиях сиротского учреждения, существуют особенности, к которым относятся: отставание в когнитивном развитии, многочисленные социально-эмоциональные нарушения, сложность формирования долговременных устойчивых отношений.

Анализ литературы по изучению детей, взятых в семью после длительного пребывания в учреждении, показывает, что существуют области, которые остаются за пределом внимания исследователей. Изучение психического развития детей, в том числе характеристик привязанности по отношению к родителям в замещающих семьях, представлено достаточно широко, однако в научной литературе отсутствует важная, определяющая становление личности ребенка информация о том, каковы особенности психологического взаимодействия детей с ранним депривационным опытом в учреждении с родителями, насколько социально-эмоциональный опыт, который они приобретают в семье, соответствует не удовлетворенным ранее потребностям их развития во взаимодействии с чувствительным и отзывчивым близким взрослым.

Целью представленной работы является исследование характеристик взаимодействия у детей раннего возраста, имеющих и не имеющих опыта проживания в доме ребенка, с близкими взрослыми в условиях семьи. В рамках исследования были поставлены следующие задачи: 1) оценить взаимодействие детей, имеющих опыт проживания в учреждении, с матерями по видеозаписям совместной игры; 2) оценить взаимодействие детей без опыта проживания в учреждении с матерями по видеозаписям совместной игры; 3) провести сравнительный анализ характеристик взаимодействия, отмечаемых у детей, матерей и в диадах в семьях, принявших детей из домов ребенка, с соответствующими характеристиками в семьях, воспитывавших ребенка от рождения. Выдвинутая основная гипотеза состояла в том, что характеристики взаимодействия с матерями у детей, не имевших опыта проживания в учреждении, выше, чем у детей, взятых в семью из домов ребенка.

В настоящее время в Российской Федерации активно происходит процесс устройства детей, оставшихся без родительского попечения, в семьи. Кроме возвращения ребенка в биологическую семью (к биологическим родителям), существуют различные формы замещающих семей: усыновление, приемная семья, родственная и неродственная опека. Изучение особенностей взаимодействия детей с опытом проживания в учреждении и их родителей в различных видах семейного устройства является актуальной задачей, позволяющей планировать наиболее эффективные программы сопровождения семей с детьми, имеющими опыт проживания в учреждении.

Метод

Участники исследования

В данном исследовании приняли участие семьи детей, ранее воспитывавшихся в доме ребенка, а также семьи детей без опыта проживания в учреждении. Было обследовано 162 пары с детьми, имеющими опыт проживания в доме ребенка, и 79 пар

с детьми, воспитывающимися в семье от рождения. В результате тщательного отбора, согласно цели и задачам данной работы, из большого массива эмпирических данных для дальнейшего анализа были выделены данные обследования 35 пар «ребенок — близкий взрослый». Основную группу (группу 1) составили 10 детей, имевших опыт проживания в доме ребенка в младенческом или раннем возрасте, и впоследствии переведенных в семьи. Дети поступили в дом ребенка в возрасте 4,9±4,6 месяца. Возраст перехода в семью в среднем составил 15,3±8,6 месяца. Средний возраст детей на время обследования составил 30,3±6,4 месяца. В группу сравнения (группу 2) вошло 25 детей, не имевших опыта проживания в учреждении. В исследовании участвовали семьи, проживавшие в тех же районах, где располагались дома ребенка. Средний возраст детей на время обследования составил 31,0±4,7 месяца. Все дети были типично развивающимися, у них не наблюдалось выраженных нарушений, связанных с генетическими и/или медицинскими факторами. Значимых различий между детьми из групп 1 и 2 по возрасту и полу не обнаружено. Средний возраст женщин, ухаживающих за детьми из основной группы, составил 39±4,6 лет (33-45 лет), матерей из группы сравнения — 31±5,2 лет (22-42 года).

Организация исследования

Для получения первичных данных была выбрана форма визита в семью представителей исследовательской группы. После знакомства и краткого объяснения цели исследования проводилась видеозапись взаимодействия взрослого и ребенка в процессе совместной игры. В данной процедуре использовался специальный набор игрушек, подобранный с учетом интересов детей данной возрастной группы.

В соответствии с целью данной работы были использованы следующие методы исследования: инструментальное наблюдение, экспертная оценка поведения ребенка, методы математической обработки данных.

1. Инструментальное наблюдение осуществлялось в соответствии с требованиями, предложенными Р. Кларк [16]. В рамках экспериментальной ситуации взрослому, ухаживающему за ребенком, предлагалось в течение 5 минут поиграть с ребенком так, как он делает это обычно. Формат съёмки позволял анализировать как общие движения тела, так и отдельные эмоциональные реакции на лицах всех участников взаимодействия, которое происходило в присутствии представителя исследовательской группы — оператора.

2. Психологическое взаимодействие взрослого и ребенка анализировалось с помощью метода «Parent-Child Early Relational Assessment», разработанного Р. Кларк и широко используемого как в научных, так и в клинических целях в более чем двухстах проектах в разных странах [16, 17]. Анализ видеозаписи игрового взаимодействия позволяет оценить характеристики психологического взаимодействия со стороны ребенка, взрослого и диады в целом. Метод представляет собой наиболее общий перечень характеристик психологического взаимодействия, который был составлен с привлечением понятий, используемых в психологии развития, теории привязанности и культурно-исторической концепции, психоаналитической теории, и дополнен по результатам эмпирических исследований и клинических наблюдений за взаимодействием родителей и детей.

Для оценки взаимодействия используются 65 шкал, 29 из которых описывают характеристики родителя (или заменяющего его близкого взрослого), 28 — характе-

ристики ребенка и 8 — характеристики диадного взаимодействия. Оценка производится по пятибалльной системе. Все шкалы сгруппированы в 12 субшкал, представляющих характеристики взаимодействия со стороны взрослого (тон голоса, эмоции, настроение, отношение к ребенку, эмоциональная и поведенческая вовлеченность во взаимодействие, родительский стиль), ребенка (эмоции и настроение, адаптация, уровень активности, коммуникация) и в диаде (эмоциональные составляющие взаимодействия, взаимность).

Максимальные оценки соответствуют отсутствию (5 баллов) или слабой степени выраженности негативных проявлений (4 балла) и представляют области сильных сторон наблюдаемого взаимодействия. Оценка в 3 балла отмечает область трудностей, существующих во взаимодействии, 1-2 балла — область выраженных проблем. Видеоматериал анализировался прошедшими специальное обучение экспертами. Уровень совпадений результатов между экспертами 95%.

3. Сравнение средних значений, полученных по методике PCERA, проводилось с использованием однофакторного дисперсионного анализа (ANOVA). Статистические решения принимались на 5% уровне значимости, тенденция к различию обозначалась при достижении 10% уровня значимости. Выделение этого уровня было принято в связи с малочисленностью выборки и возможностью появления значимых различий при увеличении числа участников исследования. Статистическая обработка проводилась при помощи программного обеспечения SPSS-17.0.

Результаты

Характеристики взаимодействия со стороны родителей детей первой и второй групп представлены в табл. 1. Различия были выявлены по показателям «раздражение в голосе» (3,6 ± 0,84 и 4,1 ± 0,70; F(1,33) = 2,98; p < 0,1), «теплота, нежность в тоне голоса» (2,2 ± 0,42 и 3,1 ± 0,88; F(1,33) = 9,86; p < 0,01), «проявление положительного аффекта» (2,6 ± 0,52 и 3,1 ± 0,70; F(1,33) = 3,81; p < 0,1), «раздражительность» (3,6 ± 0,84 и 4,0 ± 0,50; F(1,33) = 3,04; p < 0,1), «энтузиазм, оживленность, жизнерадостность» (2,3 ± 0,48 и 2,7 ± 0,66; F(1,33) = 3,94; р < 0,1), «удовольствие от взаимодействия с ребенком» (2,2 ± 0,42 и 2,7 ± 0,72; F(1,33) = 5,22;p < 0,05), «качество вербализаций» (3,0 ± 0,67 и 3,6 ± 0,76; F(1,33) = 5,44; p < 0,05), «отклик на негативное поведение ребенка» (2,8 ± 0,79 и 3,5 ± 0,82; F(1,33) = 4,99; p <0,05), «структурирование и организация игры ребенка» (2,8 ± 0,42 и 3,3 ± 0,79; F(1,33) = 3,26; p < 0,1), «подлинный интерес к ребенку» (2,5 ± 0,53 и 2,9 ± 0,57; F(1,33) = 4,02; p < 0,05), «гибкость/ригидность» (2,7 ± 0,48 и 3,0 ± 0,64; F(1,33) = 2,85; p < 0,1), а также по суммарной характеристике взаимодействия со стороны родителей (3,2 ± 0,25 и 3,5 ± 0,33; F(1,33) = 6,39; p < 0,05).

Итак, родители детей, воспитывавшихся в семье с самого рождения, при взаимодействии со своим ребенком проявляют меньше раздражения и больше теплоты в тоне голоса, испытывают больше энтузиазма, удовольствия, интереса в общении с ребенком, проявляют больше положительных эмоций и меньше раздражения, лучше комментируют то, что с ним происходит, меньше концентрируются на негативном поведении ребенка, успешнее организуют его деятельность и способны к большей гибкости во взаимодействии. В целом, взаимодействие родителей с детьми, не имевшими опыта проживания в учреждении, строится значительно успешнее.

Таблица 1. Значения характеристик взрослых (М ± SD) и показателей различия между группами Д p) в процессе взаимодействия с детьми с опытом (группа 1) и без опыта проживания в доме

ребенка (группа 2)

Показатели взаимодействия по методике PCERA, М ± SD F (1, 33)

характеристики взрослого Группа 1 Группа 2

Тон голоса 5,54*

Раздражение в голосе 3,6 ± 0,84 4,1 ± 0,70 2,98 +

Неэмоциональный голос 3,2 ± 0,63 3,2 ± 0,95 0,14

Теплота, нежность в тоне голоса 2,2 ± 0,42 3,1 ± 0,88 9,86 **

Аффект матери 6,11 *

Положительный аффект 2,6 ± 0,52 3,1 ± 0,70 3,81 +

Отрицательный аффект 3,3 ± 0,67 3,4 ± 0,65 0,53

Характеристики настроения матери 6,02 *

Раздражительность 3,6 ± 0,84 4,0 ± 0,50 3,04 +

Депрессивность, отстраненность, апатия 3,4 ± 0,52 3,8 ± 0,82 2,05

Тревожность 3,1 ± 0,74 3,6 ± 0,49 1,05

Энтузиазм, оживленность, жизнерадостность 2,3 ± 0,48 2,7 ± 0,66 3,94 +

Установки по отношению к ребенку 6,62 *

Недовольство, критические замечания 3,3 ± 0,67 3,5 ± 0,58 1,30

Удовольствие от взаимодействия с ребенком 2,2 ± 0,42 2,7 ± 0,72 5,22 *

Аффективная и поведенческая вовлеченность 2,67

Качество и количество позитивного физического контакта 1,5 ± 0,70 1,4 ± 0,71 0,01

Качество и кол-во негативного физического контакта 4,2 ± 0,79 3,9 ± 1,01 0,80

Качество и количество зрительного контакта 3,0 ± 0,00 3,2 ± 0,65 0,94

Количество вербализаций 4,2 ± 0,63 4,3 ± 0,74 0,20

Качество вербализаций 3,0 ± 0,67 3,6 ± 0,76 5,44 *

Социальные инициативы 3,9 ± 0,31 4,1 ± 0,60 1,20

Отклик на позитивное поведение ребенка 3,1 ± 0,57 3,5 ± 0,65 2,59

Отклик на негативное поведение ребенка 2,8 ± 0,79 3,5 ± 0,82 4,99 *

Структурирование и организация игры ребенка 2,8 ± 0,42 3,3 ± 0,79 3,26 +

Чувствительность к сигналам ребенка и адекватное реагирование 3,0 ± 0,47 3,0 ± 0,68 0,03

Подлинный интерес к ребенку 2,5 ± 0,53 2,9 ± 0,57 4,02 *

Отражение сигналов ребенка 2,8 ± 0,63 2,7 ± 0,72 0,02

Стиль взаимодействия матери 3,77 +

Гибкость/ригидность 2,7 ± 0,48 3,0 ± 0,64 2,85 +

Креативность 2,8 ± 0,63 3,1 ± 0,72 1,49

Вмешательство 3,1 ± 0,74 3,4 ± 0,71 1,26

Последовательность, постоянство, предсказуемость 3,5 ± 0,71 3,6 ± 0,48 0,77

Суммарная характеристика взрослого 3,2 ± 0,25 3,5 ± 0,33 6,39 *

Примечание:*р < 0,1, *р < 0,05, **р < 0,01.

В табл. 2 представлены результаты анализа межгрупповых различий параметров взаимодействия детей с матерями. Обнаружены отличия по показателям: «моторная компетентность» (4,2 ± 0,42 и 4,6 ± 0,65; F(1,33) = 3,25; p < 0,1), «качество

игры» (3,2 ± 0,63 и 4,6 ± 0,65; F(1,33) = 3,13; p < 0,1), «внимание» (3,4 ± 0,52 и 3,9 ± 0,60; F(1,33) = 4,92; p < 0,05), «зрительный контакт» (3,5 ± 0,53 и 2,8 ± 0,82; F(1,33) = 6,24; p < 0,05).

Таким образом, дети, не имевшие опыта проживания в доме ребенка, в процессе взаимодействия с матерями демонстрируют лучшее двигательное развитие, большую способность к концентрации внимания и произвольной игре. Дети, попавшие в семью из дома ребенка, гораздо чаще используют зрительный контакт при взаимодействии.

Таблица 2. Значения характеристик детей (М ± SD) и показателей различия между группами Д p) в процессе взаимодействия с матерями

Показатели взаимодействия со стороны ребенка М ± SD F(1, 33)

Группа 1 Группа 2

Настроение ребенка 0,76

Позитивный аффект 2,6 ± 0,52 2,8 ± 0,69 0,99

Негативный аффект 3,0 ± 0,67 3,3 ± 0,56 2,11

Счастье, удовольствие, жизнерадостность 2,5 ± 0,71 2,6 ± 0,71 0,05

Апатия, отстраненность, депрессивность 3,8 ± 0,92 3,6 ± 0,50 0,69

Тревожность 3,5 ± 0,53 3,3 ± 0,54 1,20

Раздражительность, сердитость 3,4 ± 0,70 3,8 ± 0,66 2,04

Хмурость, эмоциональная невыразительность 2,9 ± 0,74 3,1 ± 0,76 0,41

Лабильность 4,0 ± 0,47 4,2 ± 0,80 0,35

Поведенческие/адаптивные способности 2,19

Интерес 3,3 ± 0,67 3,6 ± 0,49 2,76

Социальные инициативы 3,2 ± 0,63 3,0 ± 0,71 0,60

Отклики на социальные инициативы взрослого 3,2 ± 0,63 3,3 ± 0,48 0,38

Избегание, сопротивление, уход от взаимодействия 3,1 ± 0,57 3,2 ± 0,68 0,55

Послушность 3,3 ± 0,67 3,5 ± 0,59 0,62

Агрессивность 4,5 ± 0,53 4,6 ± 0,64 0,38

Моторная компетентность 4,2 ± 0,42 4,6 ± 0,65 3,25 +

Качество игры 3,2 ± 0,63 4,6 ± 0,65 3,13 +

Внимание 3,4 ± 0,52 3,9 ± 0,60 4,92 *

Истощаемость 3,9 ± 0,88 4,0 ± 0,50 0,18

Упорство, настойчивость в достижении цели 3,3 ± 0,88 3,7 ± 0,85 1,58

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Импульсивность 3,9 ± 0,32 4,2 ± 0,75 1,12

Саморегуляция 3,4 ± 0,70 3,5 ± 0,92 0,14

Фокус на эмоциональном состоянии взрослого 4,2 ± 0,63 4,4 ± 0,57 0,81

Уровень активности 0,01

Пассивность 4,4 ± 0,70 4,3 ± 0,69 0,10

Гиперактивность 4,9 ± 0,32 5,0 ± 0,00 0,32

Коммуникация ребенка 3,25 +

Зрительный контакт 3,5 ± 0,53 2,8 ± 0,82 6,24 *

Коммуникативная компетентность 3,4 ± 0,70 3,2 ± 0,78 0,32

Суммарная характеристика ребенка 3,6 ± 0,37 3,7 ± 0,28 0,80

Примечание^ р < 0,1; * р < 0,05.

Результаты анализа различий характеристик диады отражены в табл. 3. Наблюдаются отличия по показателям «напряжение, беспокойство» (2,7 ± 0,48 и 3,0 ± 0,53; F(1,33) = 3,01; p < 0,1); «энтузиазм, радость» (2,1 ± 0,57 и 2,4 ± 0,50; F(1,33) = 3,06; p < 0,1). Следовательно, пары мать—ребенок с опытом проживания в доме ребенка во время общения имеют тенденцию испытывать больше напряжения и меньше радости.

Таблица 3. Значения характеристик диады (М ± SD) и показателей различия между группами Д p) в процессе взаимодействия матерей с детьми с опытом (группа 1) и без опыта проживания

в доме ребенка (группа 2)

Показатели взаимодействия диады М±SD F (1, 33)

Группа 1 Группа 2

Аффективное качество взаимодействия 2,28

Раздражительность 3,6 ± 0,70 3,8 ± 0,50 0,91

Поверхностное, бессодержательное взаимодействие 2,9 ± 0,57 3,0 ± 0,61 0,07

Напряжение, беспокойство 2,7 ± 0,48 3,0 ± 0,53 3,01 +

Энтузиазм, радость 2,1 ± 0,57 2,4 ± 0,50 3,06 +

Совместность 0,23

Совместное внимание и активность 3,6 ± 0,52 3,4 ± 0,58 0,91

Реципроктность 2,7 ± 0,48 2,9 ± 0,64 0,96

Организация и регуляция взаимодействия 2,9 ± 0,74 3,1 ± 0,60 0,84

Сходство в уровне активности и эмоциональном состоянии 2,9 ± 0,57 3,0 ± 0,58 0,22

Суммарная характеристика диады 2,9 ± 0,41 3,1 ± 4,0 1,82

Примечание: + р < 0,1, *р < 0,05.

Суммарный показатель всех шкал методики PCERA (показатели взаимодействия со стороны взрослого, ребенка и диады) также имеет тенденцию к различиям (3,3 ± 0,26 для группы 1 и 3,5 ± 0,28 для группы 2; F(1,33) = 3,59;p < 0,1). Данный факт указывает на то, что взаимодействие в целом успешнее складывается в группе детей, никогда не проживавших в учреждении.

В дополнение к обнаруженным значимо более высоким показателям взаимодействия пар с детьми без опыта проживания в учреждении необходимо отметить, что среднегрупповые значения характеристик взаимодействия как со стороны матери (22 показателя из 27 — см. табл. 1), так и со стороны ребенка (19 из 26 — см. табл. 2), а также диадные характеристики (7 из 8 — см. табл. 3) выше во второй группе. Взаимодействие с детьми, воспитывавшимися с самого рождения в семье, складывается более успешно по сравнению с детьми, взятыми в семью из дома ребенка. Родители из второй группы испытывают больше удовольствия и радости от взаимодействия, проявляют меньше раздражения и недовольства в голосе, более вариабельны и лучше структурируют деятельность ребенка, при этом они в меньшей степени склонны заострять внимание на негативном поведении ребенка, чем родители детей из первой группы. Дети, воспитывавшиеся в семье с самого рождения, оказались более

ловкими, более способными к длительному сосредоточению и развитию игры. Во взаимодействии диады во второй группе также наблюдается больше энтузиазма и радости, в первой группе выше напряжение и беспокойство. Показатель, по которому дети с опытом проживания в доме ребенка получили более высокие баллы, — «зрительный контакт».

Обсуждение

Результаты проведенного исследования свидетельствуют, что характеристики взаимодействия родителей и детей раннего возраста, имеющих и не имеющих опыт проживания в доме ребенка, отличаются. Показатели взаимодействия детей из дома ребенка с близкими взрослыми ниже соответствующих показателей пар с детьми, воспитывающимися в семье с самого рождения. Иными словами, ребенок из учреждения и родитель, взявший его на воспитание в семью, в процессе игрового общения демонстрируют большое количество трудностей социально-эмоционального взаимодействия, которые проявляются как отдельно у детей и родителей, так и в паре в целом.

Среди особенностей взаимодействия пар «мать—ребенок с опытом проживания в доме ребенка» отмечается больший уровень напряжения при общении и меньшая интенсивность выражения радости. Для родителей данной группы характерно проявление большей раздражительности и меньшей теплоты при общении. Они склонны критиковать ребенка и акцентировать внимание на его неправильном поведении, но при этом не предлагают приемлемых вариантов исправления, не показывают примеров того, как можно интересно организовать свою деятельность. Родители детей с опытом проживания в учреждении хуже подстраиваются под состояние ребенка и испытывают меньше удовольствия от взаимодействия с ним. Ранее в литературе была получена информация о критическом отношении со стороны биологических родителей к детям, вернувшимся в семью после пребывания в учреждении [4], однако эти данные были получены в Великобритании при изучении родителей детей старших по возрасту, в сравнении с родителями-усыновителями и при использовании метода интервью. С одной стороны, данные проведенного нами исследования соответствуют результатам обследования семей в Великобритании, поскольку и в том и в другом случае изучались родители детей с опытом пребывания в учреждении, с другой стороны, такое сопоставление имеет ограничения, поскольку группы сравнения, возраст детей, метод изучения и культуральный контекст жизни семей в двух исследованиях отличается.

Дети, взятые в семью после дома ребенка, оказались менее ловкими, менее способными к длительному сосредоточению и развитию произвольной игры. Наряду с этим, они значительно чаще используют зрительный контакт в коммуникации. Вероятно, такое поведение отражает выработанную ребенком социально-эмоциональную стратегию, целью которой является поддержание чувства безопасности за счет отслеживания состояния находящегося рядом взрослого, что позволяет менять поведение в случае необходимости. Ранее такая стратегия поведения с взрослыми у детей раннего возраста, воспитывающихся в учреждениях, отмечалась в работах, изучавших взаимодействие сотрудниц домов ребенка с детьми, а также исследовавших привязанность детей в домах ребенка [18-21].

В целом, нарушения взаимодействия в парах «ребенок-взрослый» в семьях, которые взяли на воспитание детей из учреждений соответствует нарушениям социально-эмоционального взаимодействия, наблюдаемого в семьях социального риска. Такие семьи требуют обязательной психологической помощи и сопровождения в течение времени, как предшествующего принятию ребенка в семью (в том числе в процессе подготовки родителей в замещающих семьях), так и в период взаимной адаптации ребенка и семьи, и на протяжении первых лет жизни ребенка в новых условиях. Результаты исследования свидетельствуют, что психологическое вмешательство должно проводиться не только в семье, но и в течение жизни ребенка в учреждении, поскольку создание семейного окружения в учреждении в значительной степени влияет на формирование адаптивных стратегий поведения с взрослыми, которые могут способствовать оптимальному взаимодействию ребенка с близким взрослым при переходе в семью.

Литература

1. Bakwin H. Emotional deprivation of infants // Journal of Pediatrics. 1949. Vol. 35. P. 512-521.

2. Goldfarb W. The effects of early institutional care on adolescent personality // Journal of Experimental Education. 1043. Vol 12. P. 106-129.

3. Spitz R. A. Hospitalism: An Inquiry Into the Genesis of Psychiatric Conditions in Early Childhood // Psychoanal. St. Child. 1945. N 1. P. 53-74.

4. St. Petersburg — USA Orphanage Research Team. The Effects of Early Social-Emotional and Relationship Experience on the Development of Young Orphanage Children // Monographs of the S ociety for Research in Child Development. 2008. Vol. 73. N 3. 297 p.

5. Rutter M. Psychological influences: Critiques, findings, and research needs // Development and Psychopathology. 2000. Vol. 12. P. 265-296.

6. Colombo M., de la Parra A., López I. Intellectual and physical outcome of children undernourished in early life is influenced by later environmental conditions // Developmental Medicine & Child Neurology. 1992. Vol. 34(7). P. 611-622.

7. Kreppner J., Rutter M., Beckett C., Castle J., Colvert E., Groothues C., Hawkins A., O'Connor T., Stevens S., Sonuga-Barke E. Normality and Impairment Following Profound Early Institutional Deprivation: A Longitudinal Follow-Up Into Early Adolescence // Developmental Psychology. 2007. Vol. 43, N 4. P. 931946.

8. Tizard B., Rees J., Coram T. The effect of early institutional rearing on the behaviour problems and affectional relationships of four-year-old children // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 1975. Vol. 16(1). P. 61-73.

9. Van Ijzendoorn M. H., Juffer F., Klein Poelhuis C. W. Adoption and Cognitive Development: A Meta-Analytic Comparison of Adopted and Nonadopted Children's IQ and School Performance // Psychological Bulletin. 2005. Vol. 131, N 2. P. 301-316.

10. Vorria P., Papaligoura Z., Sarafidou J., Kopakaki M., Dunn J., Van Ijzendoorn M. H., Kontopoulou A. The Development of Adopted Children after Institutional Care: A Follow-Up Study // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 2006. Vol. 47(12). P. 1246-1253.

11. O'Connor T. G., Zeanah C. H. Attachment disorders: Assessment strategies and treatment approaches // Attachment & Human Development Taylor&Francis. 2003. Vol. 5, N 3. P. 223-244.

12. Tizard B., Rees J. A Comparison of the Effects of Adoption, Restoration to the Natural Mother, and Continued Institutionalization on the Cognitive Development of Four-Year-Old Children // Child Development. 1974. Vol. 45, N 1. P. 92-99.

13. Chisholm K. A Three Year Follow-Up of Attachment and Indiscriminate Friendliness in Children Adopted from Romanian Orphanages // Child Development. 1998. Vol. 69, N 4. P. 1092-1106.

14. Vorria P., Papaligoura Z., Dunn J., Van Ijzendoorn M. H., Steele H., Kontopoulou A., Sarafidou J. Early experiences and attachment relationships of Greek infants raised in residential group care // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 2003. Vol. 44(8). P. 1208-1220.

15. Marcovitch S., Goldberg S., Gold A., Washington J., Wasson K., Krekewich K., Handley-Derry M. Determinants of Behavioural Problems in Romanian Children Adopted in Ontario // International Journal оf Behavioral Development. 1997. Vol. 20(1). P. 17-31.

16. Clark R. The Parent-Child Early Relational Assessment: A Factorial Validity Study // Educational and Psycological Measurement. 1999. Vol. 59. P. 821-846.

17. Kivuarvi M., Marinus J. M. Maternal sensitivity behavior and infant behavior in early interaction // Infant Mental Health Journal. 2001. Vol. 22(6). P. 627-640.

18. Иванова В. Ю. О психологическом взаимодействии близких взрослых и детей, проживающих в семье и в доме ребенка // Дефектология. 2006. № 1. С. 76-79.

19. Мухамедрахимов Р. Ж., Иванова В. Ю., Вершинина Е. А. Сравнительный анализ психологического взаимодействия близких взрослых и детей раннего возраста, проживающих в домах ребенка и семьях // Эмоции и отношения человека на ранних этапах развития / Коллективная монография под ред. Р. Ж. Мухамедрахимова. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008. С. 100-125.

20. Мухамедрахимов Р. Ж., Плешкова Н. Л. Особенности привязанности у детей в семьях и домах ребенка // Дефектология. 2008. № 2. С. 37-44.

21. Плешкова Н. Л., Мухамедрахимов Р. Ж. Отношения привязанности у детей в семьях и домах ребенка // Эмоции и отношения человека на ранних этапах развития / Коллективная монография под ред. Р. Ж. Мухамедрахимова. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008. С. 198-219.

Статья поступила в редакцию 20 марта 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.