Научная статья на тему 'Влияние длительности проживания в учреждении на характеристики взаимодействия ребенка с матерью после перевода в семью'

Влияние длительности проживания в учреждении на характеристики взаимодействия ребенка с матерью после перевода в семью Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
287
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТЕЙ С МАТЕРЯМИ / ДЕТИ С ОПЫТОМ ПРОЖИВАНИЯ В УЧРЕЖДЕНИИ / ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЖИВАНИЯ В УЧРЕЖДЕНИИ / CAREGIVER-CHILD INTERACTION / CHILDREN WITH INSTITUTIONAL EXPERIENCE / LENGTH OF INSTITUTIONALIZATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Плетенёва Мария Валентиновна, Мухамедрахимов Рифкат Жаудатович

В статье рассматривается проблема влияния длительности проживания ребенка раннего возраста в учреждении и после учреждения в семье на характеристики взаимодействия ребенка с близким взрослым, ухаживающим за ним. Взаимодействие ребенка с близким взрослым происходило в процессе совместной игры в домашних условиях и фиксировалось на видеопленку представителем исследовательской группы. Анализ видеозаписей проводился в соответствии с требованиями метода PCERA. Результаты исследования показывают, что с увеличением длительности проживания в доме ребенка возрастает количество трудностей во взаимодействии диады: у взрослых повышается раздражительность, тревожность, недовольство, снижаются характеристики настроения, у детей — повышается уровень эмоциональной лабильности и агрессивности. C увеличением периода проживания ребенка в семье количество трудностей уменьшается: у взрослых снижается уровень тревоги, у детей улучшаются показатели саморегуляции, интереса, уровня развития игры, в показателях взаимодействия диады отмечается снижение уровня напряжения и тревоги.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Плетенёва Мария Валентиновна, Мухамедрахимов Рифкат Жаудатович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Caregiver-child interaction in post-institutional family and its association with the length of institutionalization

The article examines characteristics of caregiver-child interaction in relation with the length of early institutionalization and the length of children’s life in the substitute family. Caregiver-child interaction in post-institutional home environment was performed in a form of a game, it was video-recorded and analyzed according to the PCERA method (Clark, 1985). The results of the study show that the longer children stay at the orphanage, the more difficult dyadic interaction becomes: caregivers tend to have higher level of irritation, anxiety, dissatisfaction, and lower mood; children demonstrate higher level of emotional liability and aggression. The longer children live in the family, the rarer difficulties arise: caregivers tend to have lower level of anxiety, while children are becoming better at self-regulation, tend to express their interest and increase the quality of the game, with level of tension and anxiety in dyadic interaction being decreasing.

Текст научной работы на тему «Влияние длительности проживания в учреждении на характеристики взаимодействия ребенка с матерью после перевода в семью»

УДК 159.922.73

Вестник СПбГУ. Сер. 12. 2013. Вып. 4

М. В. Плетенёва, Р. Ж. Мухамедрахимов

ВЛИЯНИЕ ДЛИТЕЛЬНОСТИ ПРОЖИВАНИЯ В УЧРЕЖДЕНИИ НА ХАРАКТЕРИСТИКИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РЕБЕНКА С МАТЕРЬЮ ПОСЛЕ ПЕРЕВОДА В СЕМЬЮ1

Многочисленные литературные данные свидетельствуют о негативом влиянии на развитие ребенка депривирующих условий детского учреждения [1-4]. Было описано значительное возрастание предрасположенности к инфекциям в сиротском учреждении, несмотря на высокий уровень гигиенических и пищевых стандартов [1]. Отмечалось значительное отставание в показателях роста, веса [4, 5], а также нарушения в когнитивном [6] и социально-эмоциональном развитии [7].

Одним из ключевых факторов, определяющих количество и степень нарушений у ребенка, является длительность проживания в доме ребенка [3, 4, 8, 9]. В одном из самых первых исследований детей, имевших опыт депривации в раннем возрасте, отмечалось, что в развитии детей, находившихся в учреждении более трех месяцев в течение первого года жизни, наблюдалось отставание, а в случае их проживания в учреждении более 8 месяцев — психиатрические нарушения [10]. В последующих работах сообщалось, что после трех лет жизни в учреждении изменения становятся необратимыми [2, 3, 11]. При этом отмечалось, что нарушения у детей, подвергшихся депривации на первом году жизни, необратимы, но отставание детей, поступивших в учреждение на втором и третьем году жизни, может быть скорректировано [11].

Было установлено, что длительность проживания в учреждении определяет степень нарушений в развитии когнитивных функций [12, 13], эмоциональной сферы [13-15] и поведения [16, 17]. Так, дети третьего года жизни, усыновленные из Румынии после восьми месяцев проживания в учреждении, показывали большее количество проблем по методике оценки нарушений поведения [18], чем их сверстники, которые либо были усыновлены до четырех месяцев, либо не имели опыта проживания в учреждении. Родители детей, усыновленных после восьми месяцев, отмечали, что основные трудности носили социальный характер, среди них выделялись склонность к истерикам, избегание общения со сверстниками и сиблингами [15].

В более поздних работах большое внимание уделялось особенностям развития привязанности у детей, имеющих ранний опыт депривации. Было обнаружено, что степень нарушений в развитии привязанности пропорциональна длительности депривации [13] и может проявляться даже у тех, кто был усыновлен до шести месяцев [17].

Плетенёва Мария Валентиновна — аспирант, Санкт-Петербургский государственный университет; e-mail: marjsya@gmail.com

Мухамедрахимов Рифкат Жаудатович — доктор психологических наук, профессор, заместитель декана факультета психологии по научной работе, заведующий кафедрой социальной адаптации и психологической коррекции личности, Санкт-Петербургский государственный университет; e-mail: rjm@list.ru

1 Исследование выполнено в рамках российско-американского проекта «Долгосрочное влияние раннего социально-эмоционального опыта на развитие ребенка», грант Национального Института Детского Здоровья и Развития Человека (USA National Institute of Child Health and Human Development) № HD050212.

© М. В. Плетенёва, Р. Ж. Мухамедрахимов, 2013

В исследованиях, направленных на сравнение особенностей детей, помещенных в семьи в разном возрасте, было показано, что младенцы, усыновленные после шести месяцев, демонстрируют неприятие новой матери, чрезмерное цепляние за нее и долго, безутешно плачут, когда она исчезает из поля зрения [19]. У детей, усыновленных до шести месяцев, подобное поведение наблюдалось только в отдельных случаях. Кроме того, было отмечено, что чрезмерная активность детей, усыновленных позднее, носила более проблемный характер, чем относительно спокойное поведение рано усыновленных детей.

Дети, усыновленные из учреждений, имеют сложности в распознании ситуаций, связанных с выражением радости, печали и страха. Однако они превосходят своих сверстников без опыта проживания в учреждении в определении ситуаций, связанных с выражением гнева. Показатели были тем хуже, чем дольше дети находились в учреждении до усыновления, и возрастали по мере увеличения времени проживания в семье [20].

Данные, полученные в других исследованиях, также подтверждают, что дети, переведенные из учреждений в условия семьи, показывают значительные улучшения в развитии. Однако отставание в эмоциональном и социальном развитии сохраняется на протяжении длительного времени после помещения ребенка в семью [13, 15, 17, 21].

Таким образом, анализ литературы показал, что существует довольно большое количество работ, показывающих, что длительность проживания в депривирующих условиях детского учреждения определяет степень тяжести нарушений в различных сферах развития ребенка. Но при этом исследователи не рассматривали взаимодействие ребенка с опытом проживания в учреждении с близким взрослым, а также изменение взаимодействия в связи с длительностью пребывания ребенка в учреждении. Кроме того в литературе практически не освещается вопрос об изменениях в развитии ребенка, связанных с длительностью проживания в условиях семьи после учреждения.

Целью данной работы являлось изучение влияния длительности проживания в учреждении и после учреждения в семье на характеристики взаимодействия ребенка с близким взрослым. В представленной работе решались задачи: 1) определить, какие из характеристик взаимодействия со стороны ребенка, матери и в диаде взаимосвязаны с длительностью проживания ребенка в учреждении; 2) определить, какие из характеристик взаимодействия со стороны ребенка, матери и в диаде взаимосвязаны с длительностью проживания в семье после принятия ребенка из учреждения.

Метод Участники исследования

В данном исследовании приняли участие семьи, воспитывающие детей из домов ребенка. Было обследовано 162 пары с детьми, имеющими опыт проживания в домах ребенка. В дальнейшем был проведен отбор семей, воспитывавших детей в возрасте от 20 до 42 месяцев и согласившихся на видеозапись 5-минутной свободной игры. Такой отбор был связан как с целью данного исследования, направленного на изучение взаимодействия детей из домов ребенка с матерями в замещающих и биоло-

гических семьях, так и с возможностью использования методов исследования детей в определенном возрастном диапазоне. В итоге, после тщательного предварительного отбора из большого массива эмпирических данных для дальнейшего анализа были выделены данные обследования 10 пар «ребенок — близкий взрослый». Дети поступили в дом ребенка в возрасте 4,9 ± 4,6 мес. Возраст перехода в семью в среднем составил 15,3 ± 8,6 мес. Средний возраст детей на время обследования составил 30,3 ± 6,4 мес. Таким образом, дети провели в учреждении в среднем 10,5 ± 5,9 мес. (от 5 до 21 мес.). Ко времени визита дети провели в семье в среднем 14,9 ± 4,3 мес. (от 9,6 до 24 мес.). Все дети были типично развивающимися, у них не наблюдалось выраженных нарушений, связанных с генетическими и/или медицинскими факторами. Средний возраст матерей, ухаживающих за детьми в биологических и замещающих семьях, составил 39 ± 4,6 лет (33-45 лет).

Организация исследования

Для получения первичных данных была выбрана форма визита в семью представителей исследовательской группы. После знакомства и краткого объяснения цели исследования проводилась видеозапись взаимодействия взрослого и ребенка в процессе совместной игры. В данной процедуре использовался специальный набор игрушек, подобранный с учетом интересов детей изучаемой возрастной группы.

В соответствии с целью данной работы были использованы следующие методы исследования: инструментальное наблюдение, экспертная оценка поведения ребенка, методы математической обработки данных.

1. Инструментальное наблюдение осуществлялось в соответствии с требованиями, предложенными Р. Кларк [22]. В рамках экспериментальной ситуации взрослому, ухаживающему за ребенком, предлагалось в течение 5 минут поиграть с ребенком так, как он делает это обычно. Формат съемки позволял анализировать как общие движения тела, так и отдельные эмоциональные реакции на лицах всех участников взаимодействия, которое происходило в присутствии представителя исследовательской группы — оператора.

2. Психологическое взаимодействие взрослого и ребенка анализировалось с помощью метода «Parent-Child Early Relational Assessment», разработанного Р. Кларк, и широко используемого как в научных, так и в клинических целях в более чем двухстах проектах в разных странах [5, 22, 23]. Анализ видеозаписи игрового взаимодействия позволяет оценить характеристики психологического взаимодействия по 12 субшкалам, включающим 65 шкал. Характеристики близкого взрослого описывают шесть субшкал: тон голоса — раздражение, эмоциональность, теплота; эмоции — положительные, отрицательные; настроение — раздражительность, депрессивность, тревожность, жизнерадостность; отношение к ребенку — критицизм, удовольствие от взаимодействия; вовлеченность во взаимодействие — позитивный и негативный физический контакт, зрительный контакт, качество и количество вербализаций, социальные инициативы, реагирование на позитивное и негативное поведение ребенка, организация игры, чувствительность к сигналам, интерес к ребенку, отражение сигналов ребенка; родительский стиль — гибкость, креативность, вмешательство, постоянство. Поведение ребенка представляют четыре субшкалы: эмоции и настроение — позитивный и негативный аффект, жизнерадостность, апатия, тревожность, раздражительность, хмурость, лабильность; адаптация — интерес, социальные

инициативы, отклик на предложения взрослого, избегание, послушность, агрессивность, двигательное развитие, игра, внимание, истощаемость, настойчивость, импульсивность, саморегулция, фокус на состоянии взрослого; уровень активности — пассивность, гиперактивность; коммуникация — зрительный контакт, коммуникативная компетентность. Характеристики диадного взаимодействия отражают две субшкалы: эмоции — раздражительность, бессодержательность, напряжение, радость; взаимность — совместное внимание, цикличность, организация, сходство состояний.

Оценка производилась по пятибалльной системе. Максимальные оценки соответствовали отсутствию (5 баллов) или слабой степени выраженности негативных проявлений (4 балла) и представляли области сильных сторон наблюдаемого взаимодействия. Оценка в 3 балла отмечала область трудностей, существующих во взаимодействии, 1-2 балла — область выраженных проблем. Видеоматериал анализировался прошедшими специальное обучение экспертами. Уровень совпадений результатов между экспертами — 95%.

3. Для выявления взаимосвязей применялся непараметрический корреляционный анализ Спирмена. Статистические решения принимались на 5%-м уровне значимости, тенденция к различию обозначалась при достижении 10%-го уровня значимости. Статистическая обработка проводилась при помощи программного обеспечения SPSS-17.0.

Результаты

Взаимосвязь длительности проживания в доме ребенка и характеристик взаимодействия детей с близкими взрослыми

Результаты анализа взаимосвязей характеристик взаимодействия с длительностью проживания ребенка в учреждении представлены в табл. 1.

Табпица 1. Значения коэффициентов корреляций (г) и уровней значимости взаимосвязей ф) характеристик взаимодействия ребенка и близкого взрослого c длительностью проживания

ребенка в учреждении

Характеристики взаимодействия Шкала: 1 (проблемная область) — 5 (область благополучия) г

Близкий взрослый

Тон голоса -0,623*

Раздражение в голосе ♦ -0,771**

Отрицательный аффект ♦ -0,683*

Характеристики настроения матери -0,630*

Недовольство, критические замечания ♦ -0,683*

Количество вербализаций -0,576+

Суммарная характеристика взрослого -0,585+

Pебенок

Лабильность ♦ -0,545+

Агрессивность ♦ -0,731*

Примечание: + p < 0,1; * p < 0,05; ** p < 0,01.

♦ обратные шкалы (минимальный балл соответствует отсутствию трудностей в данной области).

Были выявлены взаимосвязи длительности проживания в доме ребенка со следующими характеристиками взаимодействия со стороны близких взрослых: суммарная родительская характеристика (г = -0,585, p < 0,1), субшкала «тон голоса» (г = -0,623, p < 0,05), показатель раздражения в голосе (г = -0,771, p < 0,01), уровень проявления отрицательного аффекта (г = -0,683, p < 0,05), субшкала «характеристики настроения матери» (г = -0,630, p < 0,05), проявление недовольства и критики ребенка (г = -0,683, p < 0,05), количество вербализаций (г = -0,576, p < 0,1). Все отмеченные связи оказались отрицательными. Данные результаты свидетельствует о том, что с увеличением периода проживания ребенка в учреждении увеличивается количество трудностей, с которыми сталкивается родитель, снижается качество взаимодействия. Близкие взрослые, воспитывающие детей после учреждения, проявляют больше раздражения, негативных эмоций, чаще критикуют детей, общее количество вербализаций при этом уменьшается.

Анализ взаимосвязей характеристик детей с длительностью проживания в доме ребенка показал наличие отрицательных взаимосвязей с показателями лабильности (г = -0,545, p < 0,1) и агрессивности (г = -0,731, p = 0,02). Данные результаты обозначают, что с возрастанием длительности периода проживания ребенка в учреждении, ухудшается его способность к регуляции состояния: уровень эмоциональной устойчивости снижается, уровень агрессивности возрастает.

Результаты корреляционного анализа характеристик взаимодействия в диаде и длительности проживания ребенка в доме ребенка показали отсутствие значимых взаимосвязей.

Взаимосвязь длительности проживания ребенка в семье после его перевода из учреждения и характеристик взаимодействия детей с близкими взрослыми

Данные корреляционного анализа характеристик взаимодействия ребенка и близкого взрослого с длительностью проживания в семье показаны в табл. 2.

Были выявлены взаимосвязи для следующих характеристик взаимодействия со стороны близкого взрослого: суммарный показатель всех родительских характеристик (г = 0,585, p < 0,1), субшкала «характеристики настроения матери» (г = 0,605, p < 0,1), уровень тревожности (г = 0,711, p < 0,05). Положительная корреляционная связь свидетельствует о том, что по мере увеличения периода проживания детей в семье растет спокойствие и уверенность в общении с ребенком, улучшается настроение матери и общее качество взаимодействия.

Анализ взаимосвязей длительности проживания ребенка в семье с характеристиками взаимодействия со стороны ребенка обнаружил наличие взаимосвязи с общим суммарным показателем характеристик ребенка (г = 0,644, p = 0,04). Положительные связи также были обнаружены для характеристик тревожности (г = 0,532, p = 0,06), интереса (г = 0,603, p = 0,06), агрессивности (г = 0,592, p = 0,07), качества свободной игры (г = 0,666, p = 0,03), устойчивости внимания (г = 0,640, p = 0,04), упорства, настойчивости в достижении цели (г = 0,603, p = 0,06), саморегуляции (г = 0,623, p = 0,05) и сфокусированности на эмоциональном состоянии взрослого (г = 0,555, p = 0,08). Наличие положительной связи указывает на улучшение состояния ребенка, уменьшение количества проблемных областей. Чем дольше ребенок находится в семье, тем менее он склонен к проявлению агрессивности, растет устойчивость его интереса, качество свободной игры, улучшаются способность

к концентрации, устойчивость к трудностям, возникающим в ходе деятельности, способность к регуляции своего состояния. Суммарный балл по взаимодействию также повышается по мере роста продолжительности пребывания ребенка в семье.

Таблица 2. Значения коэффициентов корреляций (г) и уровней значимости взаимосвязей ф) характеристик взаимодействия ребенка и близкого взрослого с длительностью проживания

ребенка в cемье

Характеристики взаимодействия Шкала: 1 (проблемная область) — 5 (область благополучия) г

Близкий взрослый

Характеристики настроения матери 0,605+

Тревожность ♦ 0,711*

Суммарная характеристика взрослого 0,585+

Ребенок

Тревожность ♦ 0,592+

Поведенческие / адаптивные способности 0,671*

Интерес 0,603+

Агрессивность ♦ 0,592+

Качество игры 0,666*

Внимание 0,640*

Упорство, настойчивость в достижении цели 0,603+

Саморегуляция 0,623*

Фокус на эмоциональном состоянии взрослого ♦ 0,555+

Суммарная характеристика ребенка 0,644*

Диада

Аффективное качество взаимодействия 0,763*

Раздражительность ♦ 0,811**

Напряжение, беспокойство ♦ 0,722*

Организация и регуляция взаимодействия 0,572+

Суммарная характеристика диады 0,699*

Примечание: + р < 0,01; * р < 0,05

♦ обратные шкалы (минимальный балл соответствует отсутствию трудностей в данной области).

Результаты анализа показателей взаимодействия в диадe с длительностью проживания ребенка в семье продемонстрировали наличие значимых взаимосвязей для общего суммарного показателя взаимодействия диады (г = 0,699, p = 0,03), для показателей раздражительности (г = 0,811, p = 0,004), напряжения и беспокойства (г = 0,722, p = 0,01). Чем дольше ребенок находится в семье, тем меньше раздражения и напряжения проявляется в паре, повышается качество взаимодействия.

Необходимо отметить, что с длительностью проживания в семье положительную корреляционную связь имеет суммарный показатель всех шкал методики PCERA (характеристики взаимодействия со стороны взрослого, ребенка и диады) (г = 0,830, p = 0,004). То есть суммарные характеристики взаимодействия пары мать — ребенок с опытом проживания в доме ребенка улучшаются по мере возрастания периода нахождения ребенка в семье.

Обсуждение

Данные настоящего исследования свидетельствуют, что длительность проживания в учреждении негативно влияет на взаимодействие ребенка и матери. Как и предполагалось, по мере увеличения периода, проведенного в доме ребенка, увеличивается количество трудностей, с которыми сталкивается пара в процессе взаимодействия. При этом сложности отмечаются как со стороны матери, так и со стороны ребенка.

В более ранних исследованиях состояния усыновителей отмечалось, что показатели родительского стресса значительно выше у родителей, взявших ребенка из учреждения, по сравнению с родителями, воспитывавшими собственных детей [24]. Но при этом не обсуждалось, какое влияние на переживания родителей оказывает длительность воздействия на ребенка депривирующих факторов. Результаты проведенного исследования показали, что изменения в поведении матерей проявляются в повышении раздражительности, тревожности, недовольства, ухудшения настроения в целом. При общем снижении количества вербализаций возрастает уровень критических замечаний по отношению к ребенку.

В поведении детей наблюдается повышение уровня эмоциональной лабильности и агрессивности в связи с увеличением длительности проживания в доме ребенка. Эти результаты подтверждают выводы, сделанные предыдущими исследователями, об увеличении социально-эмоциональных трудностей при возрастании периода, проведенного ребенком в учреждении [8, 15].

Данные исследования взаимосвязи характеристик взаимодействия с длительностью проживания в семье показали, что с увеличением периода времени, проведенного ребенком в семье, улучшаются характеристики взаимодействия пары, отмечаемые у близких взрослых, у детей и в диаде. У матерей снижается уровень тревоги, у детей улучшаются характеристики саморегуляции, интереса, развивается свободная игра, в показателях взаимодействия диады отмечается снижение уровня напряжения и раздражения. При этом у ребенка выявлено наличие положительных корреляционных связей с 30% характеристик, а в диаде — с 40%, что свидетельствует о важности фактора длительности периода, проведенного ребенком в семье после учреждения, для развития отношений матери и ребенка. Ранее в литературе описывалось значительное улучшение состояния ребенка [6, 21] и скачок в его развитии [4], который происходит после перевода ребенка из учреждения в семью, но наблюдения касались показателей физического и интеллектуального развития. Результаты российско-американского исследования, направленного на изменение условий проживания детей в учреждении, показали, что в случае появления чувствительного и отзывчивого взрослого, постоянно ухаживающего за ребенком, улучшения показателей взаимодействия наблюдаются у детей даже в условиях дома ребенка [5].

Таким образом, выявлены факты положительного влияния общения с постоянным близким взрослым на развитие ребенка, как в учреждении, так и в замещающих семьях.

Вместе с тем в литературе представлено множество свидетельств долговременного негативного влияния опыта проживания в сиротском учреждении на последующее развитие ребенка. Исследования детей школьного возраста описывают большое количество социально-эмоциональных трудностей у воспитанников учреждений даже после длительного проживания в семье [4, 8, 21, 25]. В предыдущей работе нами было показано, что у детей раннего возраста, переведенных из дома ребенка в семью и проживших в семье от 9 до 24 мес., характеристики взаимодействия с близким взрослым значительно хуже, чем у их сверстников, не имевших деприва-ционного опыта [26].

Таким образом, несмотря на значительные позитивные изменения, происходящие у ребенка при переходе в семью, в том числе и во взаимодействии с близким взрослым, нарушения поведения в процессе общения продолжают наблюдаться. Ребенок меняет свое поведение, оказываясь в новых условиях, но остается в зоне социального риска. Использование метода видеонаблюдения с покадровым анализом материала свидетельствует о том, что проблема установления близких отношений отмечается у детей, которые находились в учреждении более 5 мес., и даже двухлетнего периода проживания в условиях семьи оказывается недостаточно для преодоления трудностей, возникших вследствие отсутствия взаимодействия со стабильным близким взрослым в период формирования у ребенка базовой модели отношения к себе и миру. Попадая в семью, ребенок продолжает опираться на свой искаженный опыт предшествовавшего взаимодействия с большим числом постоянно меняющегося персонала учреждения. Как показывают данные исследования, ребенок и его близкие в большинстве случаев не могут самостоятельно справиться c возникающими сложностями даже на раннем этапе вхождения ребенка в семью. В связи с этим нам представляется необходимым создание служб, направленных на длительное сопровождение детей и родителей, начиная с первых дней перехода ребенка из учреждения в семью.

Литература

1. Bakwin H. Loneliness in infants // American Journal of Diseases in Children. 1942. Vol. 63. P. 30-40.

2. Bender L., Yarnell H. An observation nursery: A study of 250 children in the psychiatric division of Belleview Hospital // American Journal of Psychiatry. 1941. Vol. 97. P. 1158-1174.

3. Goldfarb W. The effects of early institutional care on adolescent personality // Journal of Experimental Education. 1043. Vol. 12. P. 106-129.

4. Effects of profound early institutional deprivation: An overview of findings from a UK longitudinal study of Romanian adoptees / Rutter M., Beckett C., Castle J., Colvert E., Kreppner J., Mehta M., Stevens S., Sonuga-Barke E. // European Journal of Developmental Psychology. 2007. Vol. 4 (3). P. 332-350.

5. St. Petersburg — USA Orphanage Research Team. The Effects of Early Social-Emotional and Relationship Experience on the development of Young Orphanage Children // Monographs of the Society for Research in Child Development. 2008. Vol. 73, N 3. 297 p.

6. Hodges J. Tizard B. IQ and behavioural adjustment of ex-institutional adolescents // Journal of Child Psychology and Psychiatry and Allied Disciplines. 1989. Vol. 30. P. 53-75.

7. Влияние изменения раннего социально-эмоционального опыта на развитие детей в домах ребенка / Р. Ж. Мухамедрахимов, Н. В. Никифорова, О. И. Пальмов, К. Я. Гроарк, Р. Б. МакКолл. М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2009. 296 с.

8. Hawk B., McCall R. B. CBCL Behavior Problems of Post-Institutionalized International Adoptees // Clinical Child and Family Psychology Review. 2010. Vol. 13 (2). P. 199-211.

9. Tizard B., Rees J., Coram T. The effect of early institutional rearing on the behaviour problems and affectional relationships of four-year-old children // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 1975. Vol. 16 (1). P. 61-73.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Мухамедрахимов Р. Ж. Влияние опыта жизни в закрытом учреждении на последующее развитие ребенка // Дефектология. 2006. № 1. С. 21-24.

11. Lowrey L. G. Personality distortion and early institutional care // American Journal of Orthopsychiatry. 1940. Vol. 10 (3). P. 576-585.

12. ERA Study Team. Effects of qualities of early institutional care on cognitive attainment / Castle J., Groothues C., Bredenkamp D., Beckett C., O'Connor T., Rutter M. // American Journal of Orthopsychiatry. 1999. Vol. 69. P. 424-437.

13. ERA Study Team. The effects of global severe privation on cognitive competence: Extension and longitudinal follow-up / O'Connor T. G., Rutter M. R., Beckett C., Keaveney L., Kreppner J. M. // Child Development. 2000. Vol. 71. P. 376-390.

14. Ames E. The development of Romanian orphanage children adopted to Canada (Final report to the National Welfare Grants Program: Human Resources Development Canada). Burnaby, British Columbia: Simon Fraser University, 1997. 138 p.

15. Fisher L., Ames E. W., Chisholm K., Savoie L. Problems reported by parents of Romanian orphans adopted to British Columbia // International Journal of Behavioral Development. 1997. Vol. 20. P. 67-82.

16. Gunnar M. R. Effects of early deprivation: Findings from orphanage-reared infants and children // Handbook of developmental cognitive neuroscience / eds Nelson C. A., Luciana M. Cambridge, MA: MIT, 2001. P. 617-629.

17. Rutter M. ERA Study Team. Developmental catch-up, and deficit, following adoption after severe global early privation // Journal of Child Psychology and Psychiatry and Allied Disciplines. 1998. Vol. 39. P. 465-476.

18. Achenbach T. M. Child behavior checklist/4-18 and 1991 profile. Burlington, VT: Department of Psychiatry, University of Vermont, 1991. 5 p.

19. Yarrow L. J., Goodwin M. S. The immediate impact of separation: Reactions of infants to a change in mothergure // The competent infant: Research and commentary / eds L. J. Stone, L. B. Murphy. New York: Basic Books, 1973. P. 1032-1040.

20. Wismer Fries A. B. W., Pollak S. D. Emotion understanding in postinstitutionalized Eastern European children // Developmental Psychopathology. 2004. Vol. 16 (2). P. 355-369.

21. Hodges J., Tizard B. Social and family relationships of ex-institutionalized adolescents // Journal of Child Psychology and Psychiatry and Allied Disciplines. 1989. Vol. 30. P. 77-97.

22. Clark R. The Parent-Child Early Relational Assessment: A Factorial Validity Study // Educational and Psycological Measurement. 1999. Vol. 59. P. 821-846.

23. Kivuarvi M., Marinus J. M. Maternal sensitivity behavior and infant behavior in early interaction // Infant Mental Health Journal. 2001. Vol. 22 (6). P. 627-640.

24. Mainemer H., Gilaman L. C., Ames E. W. Parenting stress in families adopting children from Romanian orphanages // Journal of Family Issues. 1998. Vol. 19 (2). P. 164-180.

25. Van Ijzendoorn M. H., Juffer F., Klein Poelhuis C. W. Adoption and cognitive development: A meta-analytic comparison of adopted and nonadopted children's IQ and school performance // Psychological Bulletin. 2005. Vol. 131. P. 301-316.

26. Плетенёва М. В., Мухамедрахимов Р. Ж. Особенности взаимодействия детей раннего возраста с родителями в замещающих семьях // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 12. 2013. Вып. 3 (в печати).

Статья поступила в редакцию 20 июня 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.