Научная статья на тему 'Характеристики поведения детей с ранним опытом институционализации'

Характеристики поведения детей с ранним опытом институционализации Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
641
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ / CHILDREN / ОПЫТ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ / INSTITUTIONALIZATION EXPERIENCE / БИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЗАМЕЩАЮЩИЕ СЕМЬИ / BIOLOGICAL AND SUBSTITUTE FAMILIES / BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Агаркова Варвара Владимировна, Мухамедрахимов Рифкат Жаудатович

Статья представляет результаты исследования поведенческого развития детей с опытом депривации в возрасте 5–8 лет. В исследовании участвовали 31 ребенок с опытом институционализации из замещающих семей и 19 детей без опыта институционализации из биологических семей. Для оценки поведенческого развития детей использовался Опросный лист детского поведения Т. Ахенбаха (CBCL). Результаты методики сравнивались между двумя группами российских детей и с нормативными данными методики CBCL. В статье представлены результаты статистического анализа, которые показали значимые различия между двумя группами российских детей — дети из замещающих семей значимо чаще имеют критические проявления агрессивного поведения, а дети из биологических семей значимо чаще имеют критические проявления замкнутого/депрессивного поведения и проблем интернализации. По сравнению с выборкой стандартизации дети с опытом институционализации имеют больше критических проблем экстернализации и социальных проблем. Дети из биологических семей значимо чаще имеют критические проявления проблем интернализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Агаркова Варвара Владимировна, Мухамедрахимов Рифкат Жаудатович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Behavior characteristics of children with early institutionalization experience

The article focuses on the behavioral development of 5–8 year-old children with early experience of deprivation. It represents the results of the research involved 31 children with institutionalization experience from substitute families and 19 children without institutionalization experience from their biological families. The Child Behavior Check List by T. Achenbach was used to examine behavioral development of children. We compared data on CBCL between two Russian groups of children and compared it to the CBCL standardization sample rate. Based on statistical data, the article reveals signifi cant differences between two Russian groups — children from substitute families had significantly more extreme aggressive behavior, and children from biological families had significantly more extreme withdrawn/depressed and internalizing behavior. In comparison with standardization sample children from substitute families had more extreme social problems and externalizing problems. Children from biological families had much more extreme internalizing behavior.

Текст научной работы на тему «Характеристики поведения детей с ранним опытом институционализации»

УДК 159.9

Вестник СПбГУ. Сер. 12. 2013. Вып. 4

В. В. Агаркова, Р. Ж. Мухамедрахимов

ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ С РАННИМ ОПЫТОМ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ

Во все времена существовали дети-сироты. Их численность и судьба менялись в зависимости от исторической эпохи, в которой они жили. Издревле забота о сиротах лежала на плечах церкви, которая и организовывала первые учреждения для призрения сирот — сторожки, куда привозили брошенных детей, «убогие дома», «божьи дома», «скудельные дома», а затем и приюты для «робят» при богадельнях, в которых воспитывались подкидыши и сироты. Первая идея государственного призрения родилась в 1551 г. при царе Иване Васильевиче. Но только в XVIII в. Петр I заложил основы государственной системы призрения, при которой государство должно было прокормить и обучить полезным ремеслам всех сирот. Дети до 7 лет воспитывались в госпиталях, в богадельнях при церквях и воспитательных домах при монастырях. Затем мальчики отправлялись на обучение в школы, а девочек обучали грамоте, прядению, шитью, плетению кружев и отдавали в услужение. В целом вплоть до XX в. при активном участии государства в призрении сирот фактическое обеспечение и воспитание таких детей лежало на плечах благотворительных организаций. Только в 1917 г. правительство официально провозгласило отказ от благотворительности и переход к государственной помощи нуждающимся детям. Стремление государства взять помощь детям в свои руки объяснялось желанием воспитать человека коммунистического общества. Так стали появляться детские дома в том виде, в каком мы можем наблюдать их и сейчас. В разные годы обстановка в детских учреждениях менялась в зависимости от социально-экономической и политической ситуации в стране. Чаще всего своей основной задачей государство видело поместить ребенка в детское учреждение — убрать с улицы, изъять из неблагополучной семьи, считая, что это лучший способ помощи ребенку. И лишь в XX в. возник интерес и первые попытки объяснить, что происходит с ребенком в детском учреждении и какие последствия для развития ребенка может иметь опыт жизни в детском учреждении [1].

По наличию и характеру факторов, негативно влияющих на развитие ребенка, различают учреждения разного уровня депривационных условий. Учреждения с абсолютно депривационными условиями (globally depriving) не предоставляют ребенку адекватного медицинского обслуживания, санитарных условий, питания, социальных и психологических условий. Дети в таких учреждениях большую часть времени проводят в своих кроватках или манежах, у них нет достаточного количества игрушек, и они практически не имеют опыта взаимодействия с персоналом «один на один». В учреждениях с условиями социально-эмоциональной депривации

Агаркова Варвара Владимировна — психолог, Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение «Центр помощи семье и детям»; e-mail: [email protected]

Мухамедрахимов Рифкат Жаудатович — доктор психологических наук, профессор, заместитель декана факультета психологии по научной работе, заведующий кафедрой социальной адаптации и психологической коррекции личности, Санкт-Петербургский государственный университет; e-mail: [email protected]

© В. В. Агаркова, Р. Ж. Мухамедрахимов, 2013

у детей есть адекватное медицинское сопровождение и питание, но, так же как и в абсолютно депривационных учреждениях, во время ежедневного рутинного ухода за ребенком персонал ведет себя механически, поверхностно, а попыток взаимодействия персонала с детьми крайне мало [2-5].

Одними из самых депривационных учреждений считаются учреждения Румынии 1990-х гг. [6, 7]. При описании румынских учреждений авторы подчеркивают, что на одного воспитателя приходилось около 30 детей, практически не было игрушек и развивающих занятий, взаимодействие и общение персонала с детьми было минимальным, кормление преимущественно осуществлялось посредством зафиксированных бутылочек с большими сосками, а мытье представляло собой подмывание под струей холодной воды [8]. Несмотря на отсутствие точных количественных данных, известно, что уровень смертности детей в румынских учреждениях того времени был очень высок.

Детские учреждения Российской Федерации отличаются разными деприваци-онными условиями. В Санкт-Петербурге большинство домов ребенка характеризуются хорошим материальным оснащением и медицинским обслуживанием, но при этом — неблагополучной социально-эмоциональной обстановкой. Наиболее часто встречающиеся характеристики современных домов ребенка: персонал проводит очень мало времени во взаимодействии и разговорах с детьми и проявляет социально-эмоциональную отстраненность, взаимодействие направляется воспитателем без учета социальных инициатив со стороны ребенка, уход за детьми подчиняется режиму и четкому расписанию, дети долгое время находятся в кроватках или манежах, где часто совершают стереотипные действия или занимаются самостимуляцией, сотрудники не быстро реагируют на плач детей, дети не обращают внимания или проявляют неразборчивое дружелюбие по отношению к незнакомым людям, не знают, как играть с предметами или со сверстниками [3, 5, 9].

Первые исследования развития детей в условиях детских учреждений появились за рубежом в первой половине ХХ в. Эти исследования указывали на наличие больших эмоциональных, поведенческих, социальных и других проблем у детей, имеющих опыт жизни в детском учреждении, по сравнению с детьми, не имеющими такого опыта [10-14]. В дальнейшем многие исследователи изучали последствия опыта жизни в учреждениях для развития детей и выяснили, что дети из абсолютно депривационных учреждений более других подвержены риску возникновения нарушений в разных областях, в том числе интеллекта, привязанности, эмоционального и поведенческого развития. Например, участники канадского лонгитюдного исследования выявили, что дети, усыновленные из румынских учреждений 1990-х годов имеют значимо больше поведенческих проблем, чем усыновленные дети без опыта жизни в учреждении и неусыновленные дети. В частности у детей с опытом жизни в румынских учреждениях через 11 месяцев после усыновления выше уровень поведенческих проблем в целом и уровень проблем интернализации, а через 4,5 года после усыновления значимо выше уровень проблем экстернализации [15]. В дальнейшем эти тенденции сохраняются [16]. В. Гроза и С. Райан [17] также выявили более высокий уровень проблем интернализации у детей с опытом жизни в румынских учреждениях по сравнению с детьми, усыновленными непосредственно из румынских семей.

Один из последних мета-анализов исследований международно усыновленных детей [18] указывает на более высокие показатели проблем интернализации детей, усыновленных из более суровых условий по сравнению с показателями детей из менее тяжелых депривационных условий. Некоторые авторы утверждают, что увеличение проблем поведения связано с более длительным пребыванием в учреждении [19, 20]. Однако более ранние исследования не выявляют высокий уровень проблем интернализации у детей даже из тяжелых депривационных условий [21].

Исследуя сферы экстернализации и взаимоотношений со сверстниками, большинство авторов указало на наличие проблем в этих сферах у детей, усыновленных из румынских детских учреждений [15, 19, 22, 23]. Была выявлена взаимосвязь высоких показателей поведенческих проблем с тяжестью опыта ребенка до усыновления [18].

Многие авторы отмечают, что дети с опытом институционализации (в учреждениях как Румынии, так и других стран мира) имеют высокий уровень проблем внимания [7, 17, 24-26], который повышается с увеличением возраста на момент усыновления.

Уровень социальных проблем у детей с опытом жизни в учреждениях с тяжелыми депривационными условиями выше, чем у детей, воспитывающихся в своих биологических семьях [24], и усыновленных детей, не имеющих опыта жизни в учреждении [17]. Эти же дети отличаются проявлением проблем мышления по сравнению с детьми из биологических семей [24] и усыновленных детей без опыта институционализации [17].

Намного меньше исследований было посвящено поведенческим особенностям детей, усыновленных из социально-эмоционально депривационных учреждений [12, 27-30]. Исследования Б. Тизард и ее коллег показали, что у детей, усыновленных из социально-эмоционально депривационных учреждений больше проблем внимания, экстернализации и проблем во взаимоотношениях со сверстниками, чем у неусыновленных детей из английских семей рабочего класса. Эти результаты были получены у детей в 8 [29] и 16 лет [12].

В самых последних исследованиях поведения детей из социально-эмоционально депривационных учреждений участвовали дети, усыновленные из домов ребенка Санкт-Петербурга [27, 28]. Авторы сообщают, что по сравнению с выборкой стандартизации методики оценки поведения детей, разработанной Т. Ахенбахом [31, 32], большее число усыновленных детей имели пограничные/клинические показатели проблем внимания и экстернализации. Также выяснилось, что возраст на момент усыновления значимо связан с наличием пограничных/клинических показателей по шкалам интернализации, экстернализации, проблемы внимания, социальных проблем — дети, усыновленные после 18 месяцев, имеют больше пограничных/клинических показателей по сравнению с детьми, усыновленными до 18 месяцев. К тому же возраст усыновления значимо влияет на показатели проблем поведения для детей в возрасте 12-18 лет, но не в 6-11 лет. То есть подростки, усыновленные после 18 месяцев, имеют больше поведенческих проблем внимания, экстернализации и взаимодействия со сверстниками по сравнению с группой стандартизации CBCL (Child Behavior Check List — Опросный лист детского поведения Т. Ахенбаха), и детьми, усыновленными до 18 месяцев [28].

Таким образом, проанализировав вышеизложенные результаты исследований, мы можем сделать вывод, что опыт жизни в детском учреждении влияет на дальнейшее развитие ребенка. Прослеживается взаимосвязь тяжести депривационных условий и проявляемых в поведении ребенка последствий — чем хуже условия, тем тяжелее последствия. Большинство исследований было направлено на изучение детей, имеющих опыт проживания в абсолютно депривационных учреждениях, либо детей из недепривационных условий, и всего несколько исследований сконцентрировано на изучении детей из учреждений с условиями социально-эмоциональной деприва-ции. Следует отметить, что исследования поведенческих проблем детей с опытом жизни в учреждении проводились преимущественно у международно усыновленных (за исключением исследований Б. Тизард, Дж. Ходжес и Дж. Тизарда [29, 30]). Вероятно, культуральные и ментальные особенности родителей и семьи приемного ребенка могут вносить вклад в развитие ребенка и влиять на особенности его поведения. До настоящего момента нет ни одного исследования, изучающего особенности поведения детей, усыновленных из учреждений Российской Федерации в российские семьи.

В связи с перечисленной выше спецификой проведенных исследований и недостатком существующей научной информации целью нашего исследования являлось изучение особенностей поведения детей с опытом жизни в социально-эмоционально депривационном учреждении Санкт-Петербурга и впоследствии переведенных в семьи Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Для достижения цели были сформулированы следующие задачи: 1) оценить и сравнить характеристики поведения российских детей в возрасте 5-8 лет с опытом и без опыта институциона-лизации; 2) сравнить характеристики поведения детей с нормативными данными методики Т. Ахенбаха [32].

Мы предположили, что опыт жизни детей в условиях дома ребенка будет негативно влиять на поведенческое развитие детей в 5-8 лет. У детей с опытом институ-ализации будет значимо больше проблем поведения по сравнению с детьми из биологических семей, не имеющих опыта проживания в детском учреждении.

Метод

Участники исследования. В основную группу вошел 31 ребенок (9 мальчиков и 22 девочки) с опытом институционализации (ОИ) в возрасте от 61 до 104 месяцев (средний возраст 76,6 ± 11,7 месяцев), воспитывающийся в семьях Санкт-Петербурга. Дети находились в доме ребенка в течение 4-34 месяцев (среднее время пребывания 14,0 ± 7,9 месяцев). Дом ребенка характеризовался удовлетворительным уровнем материальных условий, но недостаточными психосоциальными условиями. Дети в этом учреждении были обеспечены хорошим медицинским обслуживанием, питанием, санитарными условиями, игрушками, оборудованием, но находились в условиях частой смены персонала, низкого качества социальных взаимодействий детей с воспитателями, нечувствительного и неотзывчивого взаимодействия воспитателей с детьми [3]. Часть детей группы ОИ после дома ребенка были помещены в семьи усыновителей, приемных родителей и опекунов, не имеющих биологического родства с ребенком (21 ребенок — 7 мальчиков и 14 девочек), а часть возвращены в биологические семьи к матерям/отцам, взяты под опеку или в приемную семью

бабушками, дедушками и другими близкими родственниками (10 детей — 2 мальчика и 8 девочек). Все дети на момент проведения исследования считались типично развивающимися и не имели тяжелых патологий развития.

Время пребывания детей из группы ОИ в семье на момент обследования варьировалось от 20 до 80 месяцев. Более половины (53,3%) детей группы ОИ проживали в полных семьях, то есть семьях, в которых есть мать и отец, независимо от официальной регистрации брака.

Контрольная группа детей без опыта институционализации (без ОИ) состояла из детей, не имеющих опыта жизни в доме ребенка, чьи родители обращались за медицинской помощью в одну из поликлиник Санкт-Петербурга и проявили желание участвовать в исследовании. Группа включала 19 детей (10 мальчиков и 9 девочек) в возрасте от 61 до 98 месяцев (средний возраст 76,9 ± 12,0 месяцев). Полные семьи составляют 84,2% этой группы. Высокий уровень образования имеют 42% родителей.

Метод исследования. Для изучения эмоциональных и поведенческих проблем у детей в данном исследовании использовался опросник Томаса Ахенбаха — методика CBCL (Child Behavior Check List) [32]. CBCL является наиболее часто используемой методикой для выявления поведенческих отклонений у детей, в том числе имеющих опыт институционализации [27]. В нашем исследовании использовалась форма CBCL/6-18 для заполнения родителями, состоящая из 112 вопросов и переведенная на русский язык с использованием метода двойного перевода. Ответы родителей оценивались по трёхбалльной шкале: ответ «неверно» — 0 баллов, ответ «иногда/ отчасти верно» — 1 балл, ответ «верно полностью/почти всегда» — 2 балла. Вопросы методики направлены на выявление особенностей поведения ребенка/подростка по восьми специфическим и двум обобщающим шкалам. К специфическим шкалам относятся: «тревожный / депрессивный» (13 вопросов), «замкнутый / депрессивный» (8 вопросов), «соматические жалобы» (11 вопросов), «социальные проблемы» (11 вопросов), «проблемы мышления» (15 вопросов), «проблемы внимания» (10 вопросов), «несоблюдение правил поведения» (17 вопросов), «агрессивное поведение» (18 вопросов). К обобщающим шкалам относятся: «интернализация» (включает в себя шкалы «тревожный / депрессивный», «замкнутый /депрессивный» и «соматические жалобы») и «экстернализация» (включает в себя шкалы «несоблюдение правил поведения» и «агрессивное поведение»). Подсчитывается общий балл наличия проблем поведения (totalproblem score) — сумма баллов по всем шкалам методики.

Межгрупповое сравнение российских групп с данными, полученными авторами методики CBCL [32], проводилось по трем специфическим шкалам («проблемы внимания», «проблемы мышления», «социальные проблемы») и двум обобщающим шкалам («интернализация», «экстернализация»).

В качестве критерия оценки поведенческих нарушений у детей нами был выбран порог в виде Т > 61 [31, с. 58; 7, 28]. Иными словами, если Т-баллы ребенка по шкале были больше или равны 61, то они являлись пограничными/клиническими. Анализ первичных результатов проводился исходя из того, находятся ли показатели ребенка в пограничном/клиническом диапазоне или нет.

Процедура обследования. Методика Ахенбаха заполнялась наиболее близким ребенку взрослым во время домашнего визита к ребенку и семье членами исследовательской группы.

Математические методы обработки данных. Анализ данных был проведен с использованием программного комплекса SPSS 20.0. Для межгрупповых парных сравнений использовался критерий х2.

Результаты

Значения характеристик поведения детей из двух исследуемых групп с опытом и без опыта институционализации, а также результаты межгруппового сравнения характеристик поведения представлены в табл. 1.

Результаты межгруппового сравнения свидетельствуют, что критические показатели замкнутого/депрессивного поведения имеют значимо больше детей без ОИ, чем дети с ОИ (р = 0,50), частота проявления критического агрессивного поведения у детей, воспитывавшихся в доме ребенка, значимо выше, по сравнению со сверстниками, с рождения проживающими в своих семьях и не имеющими опыта пребывания в доме ребенка (р = 0,025). В группе детей, никогда не имевших опыта проживания в детском учреждении (без ОИ), нарушения интернализации встречаются значимо чаще, чем у детей, имеющих опыт жизни в учреждении (ОИ) (р = 0,050).

Таблица 1. Параметры и результаты сравнения характеристик поведения детей с опытом (ОИ) и без опыта институционализации (без ОИ) по х2 (1, п = 49)

Характеристики поведения детей (по методике CBCL; Achenbach, Rescorla 2001) Наименование групп, общее число детей в группе (Ы) и количество детей, имеющих значение характеристики поведения выше критического (Т > 61), %

ОИ (N = 31) без ОИ (N = 19)

Замкнутый/депрессивный 9,7 31,6*

Тревожный/депрессивный 22,6 15,8

Соматические жалобы 16,1 21,1

Социальные проблемы 35,5 26,3

Проблемы мышления 16,1 15,8

Проблемы внимания 25,8 21,1

Нарушение правил поведения(Т > 61) 35,5 42,1

Агрессивное поведение 32,3 5,3*

Интернализация 9,7 31,6*

Экстернализация 35,5 21,1

Общий балл проблемности 19,4 21,1

Примечание: * — показаны уровни значимости р < 0,05.

Сравнение характеристик поведения детей с опытом и без опыта институционализации с нормативными данными [32] представлены в табл. 2.

Таблица 2. Количество детей (в группах ОИ и без ОИ), имеющих значение характеристики поведения выше критического (Т > 61), и уровень значимости различий (р) по сравнению с нормативными данными (по Achenbach, Rescorla, 2001)

Характеристики поведения детей (по методике CBCL; Achenbach, Rescorla 2001) Наименование групп Общее число детей в группе (N) Количество детей (п), имеющих значение поведения выше критического (Т > 61) Количество детей (%), имеющих значение поведения выше критического (Т > 61)

Интернализация ОИ 31 3 9,7

Экстернализация ОИ 31 11 35,5*

Проблемы внимания ОИ 31 8 25,8+

Социальные проблемы ОИ 31 11 35,5*

Проблемы мышления ОИ 31 5 16,1

Интернализация без ОИ 19 6 31,6*

Экстернализация без ОИ 19 4 21,1

Проблемы внимания без ОИ 19 4 21,1

Социальные проблемы без ОИ 19 5 26,3

Проблемы мышления без ОИ 19 3 15,8

Примечание: * — показаны уровни значимости р < 0,05; + — р < 0,10.

При сравнении с нормативными данными, полученными авторами методики СВ^ [32], было выявлено, что дети с опытом институционализации значимо чаще имеют критические проявления проблем экстернализации (35,5%, р = 0,001) и социальных проблем (35,5%, р = 0,001), а также проблем внимания (25,8%, р = 0,071). Российские дети без опыта институционализации и постоянно воспитывавшиеся в семье биологических родителей имеют значимо больше критических проблем ин-тернализации (31,6%, р = 0,033).

Обсуждение результатов

Таким образом, изучая две группы российских детей — с опытом жизни в социально-эмоциональном депривационном учреждении и без подобного опыта, с рождения воспитывающихся в биологических семьях, мы выявили разнонаправленные тенденции в развитии детей в возрасте 5-8 лет. По сравнению с выборкой стандартизации методики Ахенбаха, дети с ОИ имеют больше проблем в сфере экстернализации и в сфере взаимоотношений со сверстниками. Эти данные подтверждают результаты авторов других исследований [12, 15, 17, 19, 22-24, 28-30]. При сравнении с выборкой стандартизации у детей с опытом институционализации была обнаружена тенденция к более частому проявлению критических проблем внимания, что также подтверждает результаты многих предыдущих работ [7, 17, 24-26]. Вероятно,

при увеличении числа детей в выборке данные результаты стали бы статистически значимы.

Дети из биологических семей без опыта институционализации, по сравнению с детьми нормативной выборки методики СВ^ Т. Ахенбаха [32], имеют больше внутренних проблем — проблем интернализации, в данном случае это, прежде всего, связано с критическим проявлением замкнутого и депрессивного поведения. Этот факт получен в научной литературе впервые, может объясняться либо особенностями данной выборки, либо культуральными особенностями российских биологических семей, что требует дальнейшего изучения. Следует отметить, что нормативные данные методики СВ^ были получены на выборке американских детей, поэтому мы не можем говорить о степени отклонения поведения данной выборки детей из биологических семей без опыта институционализации от российских нормативных данных. Однако использование норм, полученных автором методики СВ^, позволяет нам сравнивать результаты настоящей работы с результатами других исследований, в том числе с данными зарубежных сравнительных исследований поведения детей после пребывания в депривационных условиях.

При сравнении групп детей с опытом институционализации и без него между собой мы выявили более частое проявление критического агрессивного поведения у детей первой группы. В научной литературе встречается сравнение усыновленных и неусыновленных детей по результатам обобщающей шкалы «экстернализация», в которую входит шкала «агрессивное поведение» [напр., 22]. Однако более глубокого анализа характеристик, входящих в поведение экстернализации, проведено не было.

Также в ходе исследования было выявлено, что дети из биологических семей чаще проявляют критическое замкнутое/депрессивное поведение, чем дети из замещающих семей. Этот факт также впервые встречается в научной литературе, однако может быть объяснен не только особенностями детей из российский семей, но и особенностями усыновленных детей. Дети с опытом институционализации, по данным литературы, часто характеризуются неразборчивым дружелюбием — дружелюбным, иногда заискивающим поведением по отношению ко всем взрослым [14, 23]. Такое поведение детей не может быть расценено взрослым как «замкнутое/ депрессивное», поэтому результаты методики СВ^ по этой шкале для детей с ОИ могут быть значимо лучше результатов детей без ОИ. К тому же следует учитывать, что методика СВ^ — родительский опросник, где на ответы родителя может влиять не конкретный факт поведения ребенка, а особенности восприятия родителем поведения ребенка. Например, вопрос, относящийся к шкале «замкнутый/депрессивный» — «Больше нравится быть одному, чем с другими» может быть оценен взрослым исходя из его представлений и желаний, связанных с социальной жизнью ребенка. Также полученные различия могут указывать на различия воспитательской позиции и личностных особенностей биологических и замещающих родителей как отдельных групп.

Результаты данного исследования поддерживают теоретические представления о негативном влиянии раннего опыта институционализации в психосоциально де-привационных учреждениях на поведенческое развитие ребенка, в частности сферы экстернализации, социальных проблем и проблем внимания, независимо от страны, в которую был усыновлен ребенок [7, 12, 15, 17, 19, 22-26, 28-30]. Однако получен-

ные данные о высоком уровне проблем интернализации в выборке российских детей из биологических семей могут быть свидетельством неких культурных и психологических особенностей российских семей в целом, которые могут приводить к формированию подобных нарушений у детей либо могут быть связаны со спецификой изученной группы детей без ОИ. Данное обстоятельство требует дальнейшего изучения.

Как указывалось выше, в экспериментальную группу входили дети, проживающие в разных типах семей, а следовательно, в разных социально-психологических и финансово-экономических условиях, что может оказывать влияние на особенности развития детей. В связи с этим видится необходимым последующее изучение влияния особенностей семьи и условий жизни на развитие ребенка. Кроме того, необходимо исследование взаимосвязи поведения детей с опытом институциона-лизации с различными параметрами жизни в детском учреждении — возрастом на момент попадания в детское учреждение; временем, проведенным в учреждении; возрастом на момент усыновления; временем, проведенным в семье. Для более глубокого понимания особенностей развития российских детей в замещающих семьях необходимо провести сравнительное лонгитюдное исследование развития и изменения поведения детей с опытом пребывания в учреждении.

Полученные на выборке российских детей данные могут быть использованы специалистами в различных областях работы с замещающими семьями с целью разработки более эффективных программ сопровождения замещающей семьи и оказания необходимой помощи приемному ребенку. Результаты работы могут быть использованы сотрудниками сиротских учреждений с целью организации жизни ребенка и взаимодействия с ним таким образом, чтобы свести к минимуму вероятность проявления вышеописанных проблем ребенка при переходе в семью.

Литература

1. Занозина В. Н., Колосова Е. М., Чистиков А. Н. Сиротство и беспризорность в России. История и современность. СПб.: Изд-во Лики России, 2008. 304 с.

2. Gunnar M. R. Effects of early deprivation: Findings from orphanage-reared infants and children // Handbook of developmental cognitive neuroscience / eds C. A. Nelson, M. Luciana. Cambridge: MIT, 2001. P. 617-629.

3. Muhamedrahimov R. J. New attitudes: Infant care facilities in St. Petersburg, Russia // WAIMH handbook of infant mental health. Perspectives on infant mental health / eds J. D. Osofsky, H. E. Fitzgerald. New York: Wiley, 2000. Vol. 1. P. 247-294.

4. Rosas J., McCall R. B. Characteristics of institutions, interventions, and resident children's development. Pittsburgh, PA: University of Pittsburgh Office of Child Development. Unpublished manuscript, authors, 2010.

5. The St. Petersburg — USA Orphanage Research Team. Characteristics of children, caregivers, and orphanages for young children in St. Petersburg, Russian Federation // Journal of Applied Developmental Psychology: Child Abandonment. 2005. Vol. 26. P. 477-506. Special Issue.

6. Ames E. W. Development of Romanian orphanage children adopted to Canada (Final Report to the Human Resources Development Office, Ottawa, Canada) // Burnaby, British Columbia: Simon Fraser University, 1997. 138 p.

7. Gunnar M. R., Manfred H. M. van. Dulmen and the International Adoption Project Team. Behavior problems in postinstitutionalized internationally adopted children // Development and Psychopatology. 2007. Vol. 19 (1). P. 129-148.

8. Effects of profound early institutional deprivation: An overview of findings from a UK longitudinal study of Romanian adoptees / Rutter M., Beckett C., Castle J., Colvert E., Kreppner J., Mehta M., Stevens S., Sonuga-Barke E. // European Journal of Developmental Psychology. 2007. Vol. 4 (3). P. 332-350.

9. The St. Petersburg — USA Orphanage Research Team. The effects of early social-emotional and relationship experience on the development of young orphanage children // Monograph of the Society for Research in Child Development. 2008. Vol. 73 (3). 297 p.

10. Goldfarb W. The effects of early institutional care on adolescent personality // Journal of Experimental Education. 1943. Vol. 12. P. 106-129.

11. Goldfarb W. Infant rearing and problem behavior // American Journal of Orthopsychiatry. 1943. Vol. 13. P. 249-265.

12. Hodges J., Tizard B. Social and family relationships of exinstitutional adolescents // Journal of Child Psychology and Psychiatry and Allied Disciplines. 1989. Vol. 30. P. 77-97.

13. Spitz R. Hospitalism. A follow up report. Psychoanalytic Study of the Child. 1945. Vol. 2. P. 113-118.

14. Tizard B. Adoption. A second chance. London: Open Books, 1977. 251 p.

15. Ames E. W. Spitz revised: A trip to Romanian «orphanages» // Canadian Psychological Association Developmental Psychology Section Newsletter. 1990. Vol. 9. P. 8-11.

16. Warford L. Peer relationships of Romanian orphans 10 years after adoption to Canada. A longitudinal study thesis. Burnaby, Canada: Simon Fraser University, 2002. 178 p.

17. Groza V., Ryan S. D. Pre-adoption stress and its association with child behavior in domestic special needs, and international adoptions // Psychoneuroendocrinology. 2002. Vol. 27(1/2). P. 181-198.

18. Juffer F., van IJzendoorn M. H. Behavior problems and mental health referrals of international adoptees: a meta-analysis // Journal of the American Medical Association. 2005. Vol. 293(20). P. 2501-2515.

19. MacLean K. The impact of institutionalization on child development // Development and Psychopathology. 2003. Vol. 15. P. 853-884.

20. Rutter M., Kreppner J. M., O'Connor T. G. Specificity and heterogeneity in children's responses to profound institutional privation. English and Romania Adoptees (ERA) Study Team // British Journal of Psychiatry. 2001. Vol. 179. P. 97-103.

21. Verhulst F. C., Althaus M., Versluis-den Bieman H. J. Damaging backgrounds: Later adjustment of international adoptees // Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry. 1992. Vol. 31(3). P. 518-524.

22. Fisher L., Ames E. W., Chisholm K., Savoie L. Problems reported by parents of Romanian orphans adopted into British Columbia // International Journal of Behavioral Development. 1997. Vol. 20. P. 67-82.

23. Determinants of behavioral problems in Romanian children adopted in Ontario / Marcovitch S., Goldberg S., Gold A., Washington J., Wasson C., Krekewich K., Handley-Derry M. // International Journal of Behavioral Development. 1997. Vol. 20. P. 17-31.

24. Hoksbergen R., Rijk K., van Dijkum C., ter Laak J. Adoption of Romanian children in the Netherlands: behavior problems and parenting burden of upbringing for adoptive parents // Developmental and Behavioral Pediatrics. 2004. Vol. 25(3). P. 175-180.

25. Kreppner J. M., O'Connor T. G., Rutter M. Can inattention/overactivity be an institutional deprivation syndrome? // Journal of Abnormal Child Psychology. 2001. Vol. 29. P. 513-528.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

26. Inattention/overactivity following early severe institutional deprivation: presentation and associations in early adolescence / Stevens S. E., Sonuga-Barke E. S., Kreppner J. M., Beckett C., Castle J., Colvert E., Groothues C. // Journal of Abnormal Child Psychology. 2007. Vol. 36. P. 385-398.

27. Hawk B. N., McCall R. B. Specific Extreme Behaviors of Postinstitutionalized Russian Adoptees // Developmental Psychology. 2011. Vol. 47 (3). P. 732-738.

28. Merz E. C., McCall R. B. Behavior problems in children adopted from psychosocially depriving institutions // Journal of Abnormal Child Psychology. 2010. Vol. 38. P. 459-470.

29. Tizard B., Hodges J. The effect of early institutional rearingon the development of eight-year-old children // Journal of Child Psychology and Psychiatry and Allied Disciplines. 1978. Vol. 19. P. 99-118.

30. Tizard J., Tizard B. The social development of two-year old children in residential nurseries // The origins of human social relations / ed. by H. R. Schaffer. 1971. P. 147-163.

31. Achenbach T.M., Rescorla L.A. Manual for the ASEBA school-age forms and profiles. Burlington: University of Vermont, Research Center for Children, Youth, and Families, 2001. 238 p.

32. Achenbach T. M. Manual for the child behavior checklist/4-18 and 1991 profile. Burlington: University of Vermont, Department of Psychiatry, 1991. 214 p.

Статья поступила в редакцию 20 июня 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.