Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ВЫЯВЛЕНИЯ, РАСКРЫТИЯ И РАССЛЕДОВАНИЯ НЕКОТОРЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ'

ОСОБЕННОСТИ ВЫЯВЛЕНИЯ, РАСКРЫТИЯ И РАССЛЕДОВАНИЯ НЕКОТОРЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
781
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАСКРЫТИЕ / DISCLOSURE / РАССЛЕДОВАНИЕ / INVESTIGATION / ПРЕСТУПЛЕНИЯ / CRIMES / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ / RAILWAY TRANSPORT / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / INTERACTION / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / EFFICIENCY / ХИЩЕНИЕ / THEFT / СПОСОБЫ / METHODS / МЕХАНИЗМ / MECHANISM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кручинин М. В., Потапова Н. Н., Долгачёва О. И.

Рассматривается процесс организации деятельности правоохранительных органов направленный на раскрытие и расследование совершаемых преступлений в сфере железнодорожного транспорта. Акцентируется внимание на алгоритме действий сотрудников оперативных и следственных подразделений в целях борьбы с преступлениями на объектах транспорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кручинин М. В., Потапова Н. Н., Долгачёва О. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME OF THE FEATURES IN THE DETECTION AND INVESTIGATION OF CRIMES COMMITTED ON THE RAILWAY TRANSPORT

The process of organization of activity of law enforcement bodies aimed at the investigation of some crimes in the sphere of railway transport. Focuses on the algorithm of actions of law enforcement agencies to combat crime on transport.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ВЫЯВЛЕНИЯ, РАСКРЫТИЯ И РАССЛЕДОВАНИЯ НЕКОТОРЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ»

В целом же можно отметить, что Япония смогла избежать крупных морских катастроф, если не говорить об инцидентах, связанных в первую очередь с человеческим фактором.

Если же отслеживать динамику аварий на море, то самые крупные из них заканчивались гибелью, как правило, не более нескольких человек. Чаще всего это происходило в результате столкновений судов [5].

Список литературы:

[1] Данные транспортной прокуратуры Нижегородской области - http://www.ptproc.ru/.

[2] Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12.2001 № 195-ФЗ.

[3] «Кодекс Нижегородской области об административных правонарушениях» от 20.05.2003 №34-3 (принят постановлением ЗС НО от 24.04.2003 № 475-Ш) (ред. от 04.02.2014).

[4] Постановление Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2001 г. № 848 о Федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)».

[5] «Российская газета» - Федеральный выпуск №5529 (153).

[6] Статистические данные Минтранса РФ- mintrans.ru.

[7] Статистические данные МЧС РФ - mchs.gov.ru.

[8] Статистические данные rostransnadzor.ru.

THE INTERPRETATION OF THE RULES OF TRANSPORT LAW

L.U. Garnik

Keywords: activity of water transport, the legislation in the transport sector, the development of inland water transport, the transport system, public safety.

The dynamics of contemporary social life is far ahead of the processes offormation of its legal framework, leaving gaps in the legislation. The study of the processes in the field of water transport activities prejudge the adoption of good-quality laws regulating corresponding social relations. All this makes it necessary to study public relations in the administrative and legal process to ensure public safety on water transport.

УДК 3

М.В. Кручинин, кандидат педагогических наук, ФГБОУ ВО «ВГУВТ» 603950, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5

Н.Н. Потапова, кандидат юридических наук, ФГКОУ ВПО «НА МВД России»; О.И. Долгачёва, кандидат юридических наук, ФГКОУ ВПО «НА МВД России» 603144, Нижний Новгород, ул. Анкудиновское шоссе, 3

ОСОБЕННОСТИ ВЫЯВЛЕНИЯ, РАСКРЫТИЯ И РАССЛЕДОВАНИЯ НЕКОТОРЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

Ключевые слова: раскрытие, расследование, преступления, железнодорожный транспорт, взаимодействие, эффективность, хищение, способы, механизм.

Рассматривается процесс организации деятельности правоохранительных органов направленный на раскрытие и расследование совершаемых преступлений в сфере железнодорожного транспорта. Акцентируется внимание на алгоритме действий со-

трудников оперативных и следственных подразделений в целях борьбы с преступлениями на объектах транспорта.

Существует множество различных видов транспорта: железнодорожный, водный (морской и речной), автомобильный, воздушный и также трубопроводный. Нераздельной частью транспортной системы нашего государства является железнодорожный транспорт. Данный вид транспорта выполняет важнейшую роль в обеспечении сообщения между отдаленными регионами страны. Он призван своевременно и высококачественно обеспечивать потребности граждан и государства в перевозках, а также способствовать созданию условий для развития экономики и целостного экономического пространства на территории Российской Федерации.

По уровню общественной значимости железнодорожный транспорт занимает одно из ведущих мест в системе общественных отношений, обеспечивая материальную составляющую коммуникативной системы общества. Пути сообщения, а именно федеральный транспорт находятся в ведении Российской Федерации, что подтверждается статьей 71 Конституции Российской Федерации.

В настоящее время на железнодорожном транспорте осуществляются радикальные изменения, сопровождающиеся криминализацией наиболее прибыльных сфер рынка транспортных услуг, в частности сферы пассажирских перевозок, а также значительным ростом экономических преступлений. Неспроста борьба с различными видами преступлений, в том числе и на железнодорожном транспорте, признана актуальным направлением борьбы с преступностью.

И это направление деятельности не обходит внимание со стороны криминальных структур. Данные преступления совершаются в двух направлениях:

1) на грузовом транспорте;

2) на пассажирском транспорте.

Преступления, совершаемые на объектах железнодорожного транспорта, отличаются определенной спецификой. Индивидуальность совершаемых преступлений определяется их субъектами и способами преступных действий. Здесь же можно говорить о наличии преступных связей у субъектов совершения преступлений с другими структурами и ведомствами, не относящимися к железнодорожному транспорту, однако тесно сотрудничающими с ним.

Только используя комплексный подход для определения оперативной обстановки на железнодорожном транспорте, выделяя все необходимые элементы, тщательно анализируя весь объем полученной информации можно достичь конечной цели в борьбе с преступностью.

Преступления совершаемые в сфере пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте в большинстве случаев выявляются оперативным путем и, за чистую, до возбуждения уголовного дела. Соответственно оперативному сотруднику необходимо по результатам первичных оперативных данных изучить основные элементы уголовно-правовой характеристики прогнозируемых преступлений (объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона преступления).

Для данного вида транспорта характерны определенные способы совершения и сокрытия преступлений. Данные обстоятельства требуют разработки конкретных методик раскрытия преступлений в сфере железнодорожного транспорта, и тщательного сбора информации имеющей доказательственное значение.

Раскрытие и расследование преступлений на железнодорожном транспорте обусловлено особенностью его работы, огромным сосредоточением материальных ценностей и людей, большой протяженностью транспортных путей, круглосуточной работой. Постоянное передвижение поездов дает возможность преступникам мгновенно скрываться с места совершенного ими преступления. Умело маскироваться среди пассажиров. Все это, несомненно, затрудняет установление места совершения противоправных деяний и самих преступников, а также установление свидетелей и очевид-

цев, и как следствие проведение оперативно-розыскных мероприятий, а также следственных действий.

Подразделения органов внутренних дел на транспорте обеспечивают раскрытие и расследование данной категории преступлений, обеспечивают профилактику как общую так и индивидуальную, осуществляют розыск различных категорий граждан.

Несомненно, определена зона обслуживания органов внутренних дел на железнодорожном транспорте. Сюда входят:

1) подвижной состав, находящийся на путях и железнодорожных станциях;

2) стационарные объекты на станциях, вокзалах и перегонах в пределах полосы отвода.

Определяющую роль в успешном раскрытии и расследовании преступлений на транспорте принадлежит взаимодействию между правоохранительными органами такими как транспортная прокуратура, подразделения транспортной полиции, территориальными органами внутренних дел, и иными ведомствами и службами. Данное взаимодействие имеет разнообразные формы:

1) взаимное осведомление об оперативной обстановке на обслуживаемом участке или объекте, а также лицах, которые могут появиться на железнодорожном транспорте с целью совершения противоправных деяний;

2) проведение совокупных мероприятий, в целях предупреждения преступлений, и выявления лиц без определенного места жительства и рода занятий, розыск преступников;

3) совместная проверка прибывающих грузовых поездов;

4) совместная проверка состояния сохранности грузов в складах и на контейнерных площадках;

5) проверка правильности погрузки и выгрузки, соблюдение пропускного режима, тщательное рассмотрение материалов служебных документов по фактам пропажи грузов.

Можно выделить следующие основные категории лиц, совершающих преступления на железнодорожном транспорте:

1) работники железных дорог. В силу профессиональных обязанностей доступ к грузам имеет большая группа лиц: члены локомотивных бригад, проводники, сотрудники военизированной охраны, составители поездов, осмотрщики вагонов, стропальщики, приемосдатчики, грузчики и т. д. Среди них встречаются ранее судимые, ведущие сомнительный образ жизни, нарушающие общественный порядок.

2) лица, проживающие вблизи объектов железнодорожного транспорта. Для этой категории характерны такие преступления, как кража вещей у пассажиров на вокзалах, грабежи и разбои в пригородных поездах и в полосе отвода, а также кражи грузов из подвижного железнодорожного транспорта, в товарных и отстойных парках и на контейнерных площадках.

3) преступники-гастролеры, лица без постоянного места жительства и работы, а также разыскиваемые граждане. В момент передвижения с помощью транспорта они чаще всего совершают кражи, грабежи и разбои на станциях и набережных, изнасилования и убийства в отстойных парках и на перегонах.

Эффективность раскрытия и расследования преступлений, совершаемых на железнодорожном транспорте, прежде всего определяется:

1) знанием особенностей работы в данной области;

2) успешным выявлением способов, механизмов совершения преступлений;

3) взаимодействием всех правоохранительных органов;

4) своевременностью принятия законных решений и т.д.

В условиях железнодорожного транспорта особое значение приобретает фактор времени. Уголовные элементы используют транспорт не только для совершения преступлений, но и для сокрытия следов, выезда в безопасные для них места. Поэтому для успешного расследования криминальных деяний, проведения неотложных след-

ственных действий, раскрытия преступления по горячим следам важно незамедлительно получить информацию о нем. Установление времени совершения позволит определить место происшествия, так как время их совершения не совпадает по времени с местом его обнаружения. Это свойственно для случаев, когда криминальные деяния осуществляются на перегоне, в пути следования. Установление времени совершения преступления и его места позволяет затем развернуть работу по установлению лиц, причастных к нему.

Чаще всего преступлениями, совершаемыми на объектах железнодорожного являются:

- хищения грузов,

- кражи вещей у пассажиров,

- мошенничество,

- взяточничество,

- повреждения путей сообщения и преступные нарушения правил безопасности движения и эксплуатации транспорта, повлекшие крушения и аварии.

Значительную долю занимают преступления:

- против собственности,

- против интересов службы в коммерческих и иных организациях,

- против порядка управления.

Также совершаются преступления против личности (хулиганство, разбойные нападения и грабежи). Как правило, они совершаются в вечернее и ночное время на вокзалах, перегонах и платформах, в электропоездах и лесопосадках, расположенных вдоль железнодорожных путей.

Тем не менее, самыми распространенным из перечисленных выше преступлений являются хищения. При перевозках расхищаются промышленные и продовольственные товары, продукция производственно-технического назначения, разукомплектовываются машины и оборудование, чем причиняется значительный материальный ущерб. Хищения в пути следования на речном, морском или воздушном транспорте ограничены условиями самих перевозок, в то время как на железнодорожном транспорте преступники используют фактор подвижности для совершения криминальных деяний и их сокрытия.

Хищения, совершаемые на железнодорожном транспорте, делятся на две группы.

1) Преступления, которые совершаются посредством подлогов в документах. Как правило, данные преступления совершаются работниками клиентских организаций, транспорта, имеющие отношение к обработке документов, сопровождающих грузы, путем составления подложных коммерческих актов на несуществующие недостачу и порчу груза, а также путем сокрытия его излишков, обнаруженных при выгрузке, занижения или завышения веса вагона, внесения в сопроводительные документы изменений, разъединения документов и груза, изъятия груза в пределах норм естественной убыли с последующей отметкой в документах о несуществующей недостаче.

2) преступления, совершаемые путем нарушения упаковки груза, целостности вагонов, цистерн, контейнеров. Эти хищения совершают как работники транспорта, так и лица, не работающие в данной сфере. При этом отмечается закономерность: работники железнодорожного транспорта совершают хищения преимущественно на станциях и в портах с последующей маскировкой следов преступления (заделка нарушенной упаковки, подвешивание пломб и закруток), в то время как лица, не работающие на железнодорожном транспорте, совершают хищения на перегонах в пути следования или на разъездах, а после совершения хищения не заботятся о сокрытии следов преступления, оставляя значительное число вещественных доказательств.

Из всех посягательств на грузы наиболее распространенными на железнодорожном транспорте являются хищения из подвижного состава. При перевозках больше всего страдают автомобильная, автотракторная и сельскохозяйственная техника, а также всевозможные импортные и экспортные товары. Их хищения не только наносят

материальный ущерб, но и подрывают престиж нашей страны в международной торговле.

Хищения по предварительному сговору и в группе нередко совершают сами работники транспорта, обрабатывающие грузы в силу служебных должностных обязанностей.

Большинство хищений реализуется на передаточных станциях, а также на станциях выдачи груза. С подвижного состава крадут чаще всего на приемно-отправочных железнодорожных путях, сортировочных парках и парках формирования. Нередко грузы похищаются на железных дорогах при техническом и коммерческом осмотрах подвижного состава. Хищения грузов совершаются также путем срыва пломб и закруток на дверях вагонов и контейнеров, взламывания боковых и потолочных люков вагонов, повреждения стен, крыш вагонов, контейнеров, просверливания пола вагонов и стен цистерн. Хищения из контейнеров совершаются как в пути следования, так и на контейнерных площадках во время погрузочно-разгрузочных операций.

Признаки, свидетельствующие о том, что в данном случае имело место хищение, следующие:

а) отсутствие груза или его части;

б) повреждение и вскрытие тары, нарушение защитной маркировки груза;

в) повреждение или отсутствие пломб и закруток;

г) повреждение стен, пола и крыши вагона или контейнера;

д) повреждение складских помещений, отсутствие или взлом запирающих устройств;

е) разукомплектование техники, перевозимой открыто.

Успех в раскрытии и расследовании хищений грузов на железнодорожном транспорте во многом зависит от того, насколько правоохранительные органы владеют знаниями нормативно-правовых документов. Важное значение имеет своевременное и обоснованное выдвижение версий о месте совершения преступлений, субъектах, способах совершения данного преступления, маршрутах следования груза, информация о лицах, имевших отношение к противоправному деянию и т.д.

Существуют типовые первоначальные следственные действия и оперативно-розыскными мероприятиями по делам о хищении грузов. К ним относятся:

- обнаружение признаков хищения;

- следственный осмотр объекта, из которого совершено хищение, и документов, сопровождающих груз;

- установление и допрос лиц, ответственных за сохранность груза;

- установление, задержание и допрос подозреваемых;

- производство обыска.

Объектами следственного осмотра могут быть:

а) груз, его тара и упаковка; вагон, цистерна, контейнер, из которых было совершено хищение;

б) транспортное средство;

в) склады, территория грузового двора, платформы и рампы;

г) железнодорожные пути и прилегающие к ним полосы отвода;

д) следы преступления и преступника;

е) орудия преступления;

ж) документы, сопровождающие груз.

Так как существует определенная специфика работы транспорта осмотр подвижного железнодорожного состава тоже будет иметь ряд характерных особенностей, а именно:

1) место обнаружения вагона (контейнера) с признаками хищения в большинстве случаев не совпадает с местом происшествия. Чтобы провести осмотр места, где было совершено преступление, приходится сначала изучить маршрут движения вагона (контейнера), обстоятельства стоянки, обработки состава на промежуточных станци-

ях, следования его через определенные перегоны. Лишь после этого с учетом указанных и иных данных можно определить наиболее вероятное место совершения преступления и осмотреть его. Таким образом, сам факт обнаружения хищения на станции назначения, не свидетельствует о том, что именно здесь совершено преступление.

2) осмотру подвергается множество объектов, территориально не связанных друг с другом. Чтобы своевременно и быстро осмотреть наиболее вероятные места совершения преступления, следователь должен немедленно выехать по маршруту или дать поручение оперативным работникам отделений (групп) по борьбе с преступными посягательствами на грузы произвести осмотр территорий тех станций, где вагон (контейнер) подвергался сортировке, поезд имел стоянку, а также перегонов, на которых мог быть выброшен похищенный груз.

Опрос граждан. В данном случае будет проводится оперативными сотрудниками для установления способа и механизма совершения хищения, а также лицах причастных к совершенному противоправному деянию.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Со стороны оперативных работников может проводиться такое мероприятие как отождествление личности. Полученная информация будет использоваться для дальнейшего выдвижения обоснованной версии о совершенном преступлении.

Так как несколько сотрудников отделов внутренних дел на транспорте одновременно или в разное время производят осмотр многих объектов в связи с одним и тем же преступлением, в деле появляется несколько протоколов осмотров, которые только вместе могут создать полную версию относящеюся к обстановки совершенного преступления. Чтобы такие раздельные осмотры отвечали предъявленным требованиям, необходим тесный контакт между субъектами на транспорте.

Эффективностью работы правоохранительных органов по выявлению, раскрытию и расследованию данной категории преступлений является процесс организации данной деятельности, если в его компоненты входят:

- изучение законодательной и нормативной правовой базы, упорядовающий деятельность объектов транспортной системы;

- оптимальное закрепление сотрудников правоохранительных органов за объектами транспорта;

- непосредственное изучение структуры и характера деятельности железнодорожного транспорта;

- сбор, концентрация, обобщение и оценка полученных сведений, характеризующих обстановку на данных объектах;

- организация тесного взаимодействия между подразделениями органов внутренних дел и другими структурами;

- осуществление полного комплекса профилактической работы.

Список литературы:

[1] Семищенко В.Н. Пассажирские перевозки: пособие для проводников пассажирского вагона. - М.: Маршрут, 2005.

[2] Степаненко Ю.В. Органы внутренних дел на транспорте: Вопросы теории и практики: монография. - М.: ВНИИ МВД России, 2004.

[3] Железнодорожный транспорт: энциклопедия / гл. ред. Н.С. Конарев. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1994.

[4] Никитин О.А. Развивать позитивные тенденции // Железнодорожный транспорт. - 2005. - №1.

[5] Кутяев В.М. Криминологическая характеристика скрытой преступности на железнодорожном транспорте: автореф. дис. канд. юрид. наук. - Нижний Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2003. - 21 с.

[6] Курбатова М.И. Особенности расследования краж грузов из подвижного состава железнодорожного транспорта: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Омск: Омская академия МВД России, 2003. - 23 с.

[7] Титова Е.С. Организация раскрытия и методика расследования хищений грузов на железнодорожном транспорте, совершаемых организованными преступными группами: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Москва: Московский институт МВД России, 2002. - 25 с.

[8] Шишов Е.Е. Использование специальных познаний при расследовании краж грузов из подвижного состава железнодорожного транспорта: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Волгоград: Волгоградский юридический институт МВД РФ, 1999. - 23 с.

[9] Эриашвили Н.Д. Присвоение и растрата чужого имущества как формы хищения. Уголовно-правовой анализ: монография / Н.Д. Эриашвили. - М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2008.

[10] Голубятник И.М. Оперативно-розыскные меры по раскрытию хищений на железнодорожном транспорте: дис. ... канд. юрид. наук. М., 1974. - 190 с.

[11] Моденов А.К. Предупреждение и раскрытие хищений денежных средств на объектах железнодорожного транспорта: дис....канд. юрид. наук. М., 1994.

SOME OF THE FEATURES IN THE DETECTION AND INVESTIGATION OF CRIMES COMMITTED ON THE RAILWAY TRANSPORT

M. V. Kruchinin, N.N. Potapova, O.I. Dolgachevа

Keywords: disclosure, investigation, crimes, railway transport, interaction, efficiency, theft, methods, mechanism.

The process of organization of activity of law enforcement bodies aimed at the investigation of some crimes in the sphere of railway transport. Focuses on the algorithm of actions of law enforcement agencies to combat crime on transport.

УДК 341.4

аА. Соколов, к.ю.н., доцент ФГБОУ ВО «ВГУВТ» 603950, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ИТОГИ И ЗНАЧЕНИЕ НЮРНБЕРГСКОГО И ТОКИЙСКОГО ТРИБУНАЛОВ (К 70-ЛЕТИЮ ИХ УЧРЕЖДЕНИЯ)

Ключевые слова: Нюрнбергский международный военный трибунал; Токийский международный военный трибунал; агрессия; геноцид; преступления против мира; преступления против человечности; военные преступления; главные военные преступники.

Работа посвящена итогам деятельности Нюрнбергского и Токийского международных военных трибуналов. Прошедшие 70 лет после Победы над германским фашизмом и японским милитаризмом и учреждения международных военных трибуналов в Нюрнберге и Токио, показали, что судебные процессы над главными немецкими и японскими военными преступниками заложили основы международной уголовной юстицию. Современное международное право подтвердило принцип неотвратимости наказания и индивидуальной ответственности физических лиц за совершение международных преступлений и принцип международно-правовой ответственности государств за совершение особо социально опасных деяний в виде международный деяний.

Генеральная Ассамблея предлагает государствам «продолжать поощрять публикацию книг и других материалов по тематике международного права».[1]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.