Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ВЫЯВЛЕНИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ В ОБЛАСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ, КАК ОСНОВАНИЕ ВОЗБУЖДЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОИЗВОДСТВА'

ОСОБЕННОСТИ ВЫЯВЛЕНИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ В ОБЛАСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ, КАК ОСНОВАНИЕ ВОЗБУЖДЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОИЗВОДСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
9
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и управление
ВАК
Область наук
Ключевые слова
административно-правовой спор / административное производство / исполнение постановления / объективность / своевременность.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гутаев Алим Магомедович, Кривицкий Дмитрий Евгеньевич

Принятие КоАП РФ стало завершением процесса демократизации законодательства об административной ответственности и приведение его в соответствие с положениями Конституции РФ. Процессуальные разделы КоАП РФ претерпели концептуальные изменения: установлен строгий перечень субъектов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях; впервые урегулирован институт отводов; детальную регламентацию получили вопросы связанные с доказательствами по делу об административном правонарушении; уточнен состав и правовой статус участников производства, конкретизированы его стадии. КоАП РФ является сложным законодательным актом, при его разработке нельзя было предусмотреть все возможные практические ситуации. Только реализация положений КоАП РФ с последующим обобщением практики его применения позволили выявить вопросы, требующие дополнения или редакционного уточнения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ВЫЯВЛЕНИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ В ОБЛАСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ, КАК ОСНОВАНИЕ ВОЗБУЖДЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОИЗВОДСТВА»

ГУТАЕВ Алим Магомедович,

преподаватель кафедры организации правоохранительной деятельности Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, старший лейтенант полиции, e-mail: mail@law-books.ru

КРИВИЦКИЙ Дмитрий Евгеньевич,

преподаватель кафедры специальных дисциплин Краснодарского университета МВД России, подполковник полиции, e-mail: mail@law-books.ru

ОСОБЕННОСТИ ВЫЯВЛЕНИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ В ОБЛАСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ, КАК ОСНОВАНИЕ ВОЗБУЖДЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОИЗВОДСТВА

Аннотация. Принятие КоАП РФ стало завершением процесса демократизации законодательства об административной ответственности и приведение его в соответствие с положениями Конституции РФ. Процессуальные разделы КоАП РФ претерпели концептуальные изменения: установлен строгий перечень субъектов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях; впервые урегулирован институт отводов; детальную регламентацию получили вопросы связанные с доказательствами по делу об административном правонарушении; уточнен состав и правовой статус участников производства, конкретизированы его стадии. КоАП РФ является сложным законодательным актом, при его разработке нельзя было предусмотреть все возможные практические ситуации. Только реализация положений КоАП РФ с последующим обобщением практики его применения позволили выявить вопросы, требующие дополнения или редакционного уточнения.

Ключевые слова: административно-правовой спор, административное производство, исполнение постановления, объективность, своевременность.

GUTAEV Alim Magomedovich,

teacher of the department organization of law enforcement activities North Caucasus Institute for Advanced Studies (branch) Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, senior police lieutenant

KRIVITSKY Dmitry Evgenievich,

Lecturer at the Department of Special Disciplines of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Police Lieutenant Colonel

PECULIARITIES OF DETECTION OF OFFENSES COMMITTED IN THE FIELD OF ROAD TRAFFIC AS THE BASIS FOR INITIATION OF ADMINISTRATIVE PROCEEDINGS

Annotation. The adoption of the Code of Administrative Offenses of the Russian Federation marked the completion of the process of democratization of legislation on administrative responsibility and bringing it into conformity with the provisions of the Constitution of the Russian Federation. The procedural sections of the Code of Administrative Offenses of the Russian Federation have undergone conceptual changes: a strict list

чтттжжжжжжжжжжжжтттттттяетmimmmsmmmmmmmmmmmmmmmmmmmiiim^

DOI: 10.24412/2224-9133-2023-9-338-340 NIION: 2021-0079-9/23-557 MOSURED: 77/27-025-2023-09-557

of entities authorized to consider cases of administrative offenses has been established; the institution of recusals was regulated for the first time; Issues related to evidence in a case of an administrative offense received detailed regulation; The composition and legal status of the participants in the proceedings have been clarified, and its stages have been specified. The Code of Administrative Offenses of the Russian Federation is a complex legislative act; during its development, it was impossible to provide for all possible practical situations. Only the implementation of the provisions of the Code of Administrative Offenses of the Russian Federation with the subsequent generalization of the practice of its application made it possible to identify issues that require additions or editorial clarification.

Key words: administrative legal dispute, administrative proceedings, execution of the resolution, objectivity, timeliness.

В процессе своей деятельности органы государственной власти рассматривают различные индивидуальные дела, принимают управленческие решения в пределах своей компетенции. Все действия органов власти и их должностных лиц четко урегулированы правовыми нормами и подпадают под понятие «административный процесс», который имеет различное выражение в зависимости от характера рассматриваемых индивидуальных дел[1].

При осуществлении своей деятельности, органы государственной власти или должностные лица считающие, что установленное государством правило поведения нарушено, возникает административно-правовой спор.

Производство по делам об административных правонарушениях как одна из функций органов власти играет значимую роль в плане совершенствования правопорядка и законности.

Основными задачами являются:

- полнота рассмотрения обстоятельств дела. При возникновении новых обстоятельств по делу необходимо их тщательно проанализировать и, если необходимо, истребовать дополнительные материалы;

- объективность;

- своевременность;

- законность.

Главным из элементов производства по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения выступают принципы. Любое производство должно осуществляться с соблюдением принципов, вытекающих из законодательства. Рассмотрим наиболее общие из них:

- равенство лиц перед законом. Данный принцип носит конституционный характер;

- принцип невиновности;

- принцип гласности.

Доминирующим фактором производства по делам об административных правонарушениях можно назвать его стадии. Анализируя сущность производства можно заметить, что оно представляет собой последовательно развивающиеся во времени связанные друг с другом действия, которые носят процессуальный характер[2]. На

каждой стадии происходят определенные действия, решаются задачи и в итоге оформляются определенные процессуальные документы. После принятия такого акта начитается следующая стадия. Несмотря на то, что стадии связаны между собой, они могут отличаться участниками, их правами и обязанностями.

Производство по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения включает в себя четыре стадии:

- возбуждение дела и его административное расследование;

- рассмотрение и вынесение;

- обжалование, опротестование и пересмотр постановления;

- исполнение постановления.

Однако данную классификацию стадий нельзя признать безусловной.

В рамках настоящего исследования наибольший интерес вызывает первая стадия, основная цель которой официально констатировать факт совершения административного правонарушения и документально закрепить данное обстоятельство.

В ходе осуществления административного расследования по делу об административном правонарушении в области дорожного движения, сотрудник ГИБДД либо следователь (дознаватель) должен выявить правонарушение, собрать следы совершенного нарушения правил дорожного движения (если таковые имеют место быть), доказательства и исследовать для дальнейшего установления истины по делу[3].

После завершения административного расследования составляется протокол об административном правонарушении, либо выносится постановление о прекращении производства по делу, сущность которых будет рассмотрена в следующей главе настоящего пособия.

В действующем административном законодательстве отсутствует легальное понимание выявления административного правонарушения, в связи с чем в научной литературе предлагаются различные дефиниции исследуемого явления.

Однако данное определение нельзя признать исчерпывающим, поскольку администра-

тивные правонарушения могут выявляться не только посредством непосредственного обнаружения сотрудниками ГИБДД, но и на основании заявлений. При выявлении правонарушения, совершенного участником дорожного движения, могут быть осуществлены:

- остановка ТС или пешехода для пресечения административного правонарушения и осуществления в дальнейшем административного производства по делу об административном;

- выявление административного правонарушения в области безопасности дорожного движения и передача ближайшему экипажу, либо доклад в дежурное отделение подразделения

ГИБДД или в дежурную часть территориального органа МВД России.

Учитывая многообразие дефиниций рассматриваемого правового института представляется целесообразным представляется целесообразным закрепить понятие производства по делам об административных правонарушениях непосредственно в тексте КоАП РФ с целью предотвращения различного его толкования. Также наряду с понятием производства необходимо закрепить его стадии, которые, несмотря на свою самостоятельность подчинены решению общей задачи административного процесса.

Список литературы:

[1] Акулкина О.А. Меры административно-процессуального обеспечения в производстве по делам об административных правонарушениях // Право и жизнь. 2008. № 118..

[2] Дерюга А.Н., Дерюга Н.Н. Протокол как доказательство по делу об административном правонарушении // Судебная реформа: вчера, сегодня, завтра: материалы межрегионального научно-практического «круглого стола», посвященного 155-летию Судебной реформы 1864 года. Хабаровск, 2020.

[3] Законопроект № 291354-7 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях об уточнении порядка фиксации нарушений правил дорожного движения техническими средствами)» [Электронный ресурс] URL: https://sozd.duma.gov.ru/ bill/291354-7.

Spisok literatury:

[1] Akulkina O.A. Mery administrativno-processual'nogo obespecheniya v proizvodstve po delam ob administrativnyh pravonarusheniyah // Pravo i zhizn'. 2008. № 118..

[2] Deryuga A.N., Deryuga N.N. Protokol kak dokazatel'stvo po delu ob administrativnom pravonarush-enii // Sudebnaya reforma: vchera, segodnya, zavtra: materialy mezhregional'nogo nauchno-prakticheskogo «kruglogo stola», posvyashchennogo 155-letiyu Sudebnoj reformy 1864 goda. Habarovsk, 2020.

[3] Zakonoproekt № 291354-7 «O vnesenii izmenenij v Kodeks Rossijskoj Federacii ob administrativnyh pravonarusheniyah ob utochnenii poryadka fiksacii narushenij pravil dorozhnogo dvizheniya tekhnicheskimi sredstvami)» [Elektronnyj resurs] URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/291354-7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.