ART STUDIES
ОСОБЕННОСТИ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ И КОМПОЗИЦИОННЫХ ПРИЕМОВ В
СОВРЕМЕННОЙ ХОРЕОГРАФИИ
Кирьянкова А.П.
Сибирский государственный институт искусств им. Д. Хворостовского, ст. преподаватель
Комович С.Э.
Сибирский государственный институт искусств им. Д. Хворостовского, преподаватель
CHARACTERISTICS OF EXPRESSIVE MEANS AND COMPOSITION TECHNIQUES OF MODERN
CHOREOGRAPHY
Kiryankova A.,
Dmitri Hvorostovsky Siberian State Academy of Arts, Senior Lecturer
Komovich S.
Dmitri Hvorostovsky Siberian State Academy of Arts, Lecturer
Аннотация
Постоянное развитие современного танца дает свободу хореографам для своих собственных исследований. Композиция в современном танце - это процесс принятия решения, что поставить рядом, с чем смешать, в каких пропорциях, а также выбор момента, когда это совершать. Наряду с хореографическим текстом, композиция подвергается непрерывному исследованию в процессе создания, как со стороны балетмейстера, так и со стороны самих исполнителей. Эта особенность современной хореографии открывает более широкое поле творческих возможностей для хореографа-постановщика. Авторы статьи выделяют особенности средств и приемов выражения в современной хореографии, рассматривают составляющие хореографической композиции.
Abstract
Constant development of modern dance gives choreographers freedom to carry out their own research. Composition in modern dance is a decision-making process: what and where to be used, what to be mixed with, in what proportions, as well as the choice of the moment when it should be done. Along with the choreographic text, the composition undergoes a continuous research within the creative process, both by the choreographer and the performers. This characteristic of modern choreography suggests a wider field of creative opportunities for a choreographer and director. The authors of the article highlight characteristics of expressive means and composition techniques of modern choreography, and consider components of choreographic composition.
Ключевые слова: хореография, композиция, композиционные приемы, выразительные средства в хореографии, хореографический образ, искусство.
Keywords: choreography, composition, composition techniques, expressive means in choreography, choreographic image, art.
На сегодняшний день понимание современного искусства можно рассматривать как мастерство. Многие виды искусства: архитектура, живопись, литература, музыка, хореография выражаются посредством человека с древнейших времен, являются продуктом, доставляющим эстетическое удовольствие. Хореография буквально означает искусство сочинения и постановки танца (от греческого слова хораа - круговой танец и ураф^ - писать). В 1936 году во время дебюта Джорджа Балан-чина на Бродвее в качестве хореографа было впервые использовано слово хореография. Ранее использовались такие фразы, как танцы или ансамбли в постановке.
Опорой для создания композиции в современной хореографии является система средств и приемов выражения, художественный язык, лексический материал, связь с музыкой, хореографический образ. Особенность образа заключается в том, что он несет в себе не обязательно явные черты характера, а условно обобщенные, иногда предметные,
которые определяют внешний и внутренний мир танцовщика.
Танцевальная композиция, как отмечает Ю.А. Мочалов [10], создается через поиски хореографической лексики, процесс проживания пантомимы и актерской игры. Немаловажным фактором является разработка и создание танцевального костюма и оформление сценического пространства.
Рисунок танца играет важную роль применительно к созданию композиции. Её формирование происходит посредством соединения рисунка с хореографической лексикой, музыкой и пространством. Этот синтез служит средством выражения мыслей балетмейстера. Хореография является одним из самых актуальных видов искусства в современном обществе. Выражение сущности, проявление своей личности, раскрытие внутреннего мира характерно каждому балетмейстеру при постановке нового спектакля.
Появление новых современных танцевальных течений предполагает новый момент развития в хореографии. Новая форма, новый уровень, новый
смысл, новая организация движения в пространстве и времени - все это является актуальным художественным высказыванием в современном мире.
Выявление особенностей композиционных приемов создает альтернативу традиционным подходам к постановочной работе. Они представляют собой четкую процедуру и отношения, которые не иерархичны, практичны и совместимы по своей природе. Эти отношения между человеком и пространством позволяют сделать свежий выбор в генерации действия на сцене на основе понимания этого пространства и времени, в котором происходит событие.
Хореографическая композиция представляет собой практику выбора и размещения отдельных компонентов танцевального языка в связное произведение искусства на сцене. Это та же техника, используемая любым художником, писателем, композитором или режиссером в своих соответствующих дисциплинах. Композиция в хореографии представляет собой способ генерации, определения и развития танцевальной лексики, которая будет использоваться для любой данной части постановочного процесса посредством идей, моментов, изображений, предметов, включенных в постановочный процесс.
Современная хореография предполагает использование человеческого тела как инструмента для организации движения во времени и пространстве, развития тела танцовщика и формирования его индивидуальности через синтез, актуализацию и развитие танцевальной техники. Исследовательская направленность, обусловленная взаимодействием танца с постоянно развивающейся философией движения и комплексом знаний о возможностях человеческого тела и взаимодействия тела-разума, тела-пространства, тела-тела, характерны для приемов композиции в современной хореографии.
Занятия современной хореографией предполагает практику вынужденных изменений тела внутри и снаружи. Происходит накопление знаний о движении внутри своего тела, взаимодействии и окружающего пространства, внутри которого совершается движение. Изучение вариантов партнерства и взаимодействия в одной действительности осуществляется посредством танца. Изменения, приходящие в тело и действие посредством психофизических процессов, соответственно влияют и на другие сферы нашей жизнедеятельности. В этом, на наш взгляд, огромная, если не наибольшая, ценность танца.
Основополагающими принципами работы с композицией, на наш взгляд, являются спонтанность, концентрация, дисциплина, работа с ритмом, креативность и исследовательская направленность. Взаимодействие танца и пантомимы, их грамотное сочетание в постановочном процессе, представляют собой основополагающую часть хореографической композиции [2].
При постановочной работе создание композиции обычно происходит в сжатый период времени.
Состав и структуру работы обеспечивают внутренние импульсы балетмейстера-режиссера. Композиция представляет собой способ выявления скрытых мыслей и чувств на заданную тему. Балетмейстер формулирует свой взгляд, суждение, мировоззрение посредством создания конкретного или обобщенного образа в хореографии [15, 49]. Из этого следует, что создание хореографического образа и композиции в целом - это процесс индивидуальный для каждого и осуществляется посредством таких качеств, как интуиция, креативность, наблюдательность, эмоциональность.
Мы используем композиционные приемы во время репетиций, занимаясь сотворчеством со своими танцовщиками в процессе создания собственной работы. Содержание композиции, как правило, включает в себя общее намерение или структуру, а также значительный перечень приемов и техник, которые должны быть включены в работу. Этот список - «рабочий материал», исходя из которого можно выявить принципы, которые являются полезными для постановки и создания композиции современной хореографии (симметрия против асимметрии, использование масштаба и перспективы, сопоставление и т.д.) или составляющие, которые конкретно принадлежат к работе (объекты, текстуры, цвета, звуки, действия и т.д.). Эти составляющие композиции представляют собой «одиночные слова к абзацу или статье». Балетмейстер создает смысл через их расположение и связь в единую структуру [5; 6; 14].
Любая хореографическая постановка предполагает использование ряда составляющих компонентов композиционного построения. Посредством их внедрения в рабочий процесс, хореографическая лексика получает больше развития, следовательно, появляется возможность разрушить стереотипы сознания человека, дать возможность для размышлений своему зрителю при просмотре определенной постановки.
В настоящее время можно выделить следующие составляющие хореографической композиции:
1. Драматургия (содержание) хореографического произведения. В современной хореографии драматургия не является основополагающим элементом, чаще всего она «скрыта» от зрителя.
2. Музыка и ритмический рисунок. Соотношение темпа движений, продолжительность пауз и моментов полной остановки, для того, чтобы зритель успел что-то понять и осознать момент присутствия «здесь и сейчас».
3. Хореографический текст или лексика. Движения тела, движения в разных частях тела, позы, жесты, используемые танцовщиками для передачи своего внутреннего состояния и выражения главной идеи хореографического произведения.
4. Перемещение в пространстве или рисунок танца (пространственные отношения между танцовщиками и объектами на сцене, ракурсы, организация пространства, архитектура) [1, 83].
Все эти составляющие композиции выражаются посредством действенной задачи - отображение главной мысли хореографической постановки и эмоционального состояния танцовщиками.
В современном искусстве понятие драматургии стало использоваться применительно не только к драматическому искусству, но и в хореографическом. Исходя из этого, балетмейстер должен уметь размышлять хореографическими образами, представляя образы исполнителей и их взаимодействие [11]. Для балетмейстера стало важным создание такой постановки, восприятие которой сможет вывести аудиторию в эмоциональное напряжение, дать почву для размышлений каждому зрителю, заставить человека испытывать эмоции, чувства, задать направление мысли.
В век технического прогресса люди все реже обращаются к собственным мыслям, своему воображению. Мы цитируем, поглощаем и редко создаем какие-то свои уникальные мысли. Поэтому очень часто хореограф пытается завуалировать свою идею. Это и дает ощущение непонятности и отталкивает некоторых зрителей. Здесь очень важна грань между искусством и абсурдом. Нарушение баланса происходит из-за того, что некоторые хореографы думают, что они могут не соблюдать законы драматургии в своих работах, пренебрегать эстетикой и выразительными средствами. Но до нас дошли рамки, правила из опыта предшественников, и, пренебрегая ими, мы рискуем потратить очень много времени в поиске уже всем известных истин. Как отмечают А.В. Лопухов, А.В. Ширяев, А.И. Бочаров, всё чаще драматургия принимает значения не только жанра, но и действия в целом [9, 156].
Для основного закона построения хореографического произведения характерно выражение состояние человека. Соответствие этому закону предполагает совмещение в танце всех пяти его частей:
1. Экспозиция - начальная точка, введение. Она настраивает на восприятие будущего спектакля или перформанса. В отличие от классической хореографии здесь представляется не обязательно яркое и доходчивое объяснение зрителю главных героев и их характеров. Как правило, в современном танце это может быть точка, пауза, с которой начнется «старт» всего действия. Также это может быть решение в пространстве, содержащее в себе постоянные и непостоянные признаки. Основные вопросы, используемые при работе с экспозицией -кто я, где я, когда я.
2. Завязка - начало действия, движения. Осознание каждым танцовщиком своего внутреннего состояния - зачем я здесь. Эта часть хореографии должна быть проработана не только лексически, но и композиционно. Пространственные отношения решаются не только расстоянием между объектами на сцене, но и отношением к архитектуре, топографии, дизайну сценической площадки.
3. Развитие действия - характерно развитию содержания хореографической постановки. Чаще всего включает в себя нескольких этапов, ведущих
к кульминации, но нарастающая структура, в которой каждая последующая комбинация «перекрывает» по лексике, ритму, динамике предыдущую, не всегда должна соблюдаться. Таким образом, создается возможность поиска моментов спада «напряжения», как бы возвращающих зрителя назад с целью накопления средств для последующего перехода на новый этап. Исходя из этого, балетмейстер устанавливает продолжительность и количество ступеней для выхода на кульминацию произведения. Вопросы, определяющие развитие действия -что я делаю, зачем и как я это делаю.
4. Кульминация - вершина, наивысшая точка развития хореографического действия. Может быть выражена «точкой» (паузой) как в хореографической лексике, так и в музыке. Все составляющие композиции танца приводят к кульминации в своем пластическом сочетании и логическом построении, затрагивая темпо-ритмическую организацию движения.
5. Развязка - логическое завершение действия, подготовленное всем развитием от экспозиции до кульминации. Она должна завершить мысль постановщика. Разрешение всего действия в современном танце - оставить вопрос для зрителей, размышления на какую-то тему по итогам просмотренного спектакля.
Мастерство балетмейстера заключается в грамотном применении законов построения танца, композиционных приемов, чтобы различные соотношения частей, их продолжительность, способность воспринимать логические системы, психологическое повествование осуществлялись в контексте с движением.
Современная хореография - это постоянно развивающийся вид искусства, для которого характерна пространственно-временная организация движения. Занятия хореографией становятся практикой по накоплению знаний о движении, конструировании последовательностей этих движений и восприятии окружающего нас пространства, в котором эти движения совершаются. На сегодняшний день посредством хореографии решаются и выражаются многие смыслы в различных областях и видах искусства, включая фигурное катание, кинематографию, театр, гимнастику и другие.
Немаловажную роль применительно к сочинению танца занимает хореографический текст (лексика). Лексика - это танцевальный язык, состоящий из движений, мимики, жестов, относящихся к определенной танцевальной системе [13, 139]. Посредством хореографической лексики выражаются мысли, чувства, идея, характеры, взаимоотношения и образы. Хореографический текст несет главную художественно-эстетическую функцию в композиции. Любой художественный текст должен обладать следующими признаками:
- выраженностью (текст должен быть зафиксирован языком данного искусства);
- ограниченностью (иметь начало, середину и конец);
- высоким уровнем структурности (композиционная выстроенность).
Профессия балетмейстера предполагает способность передавать жизненные впечатления посредством движений и жестов, выстроенных в определенной последовательности. Умение балетмейстера создавать художественно-осмысленный последовательный ряд хореографических движений свидетельствует о его высоком техническом мастерстве, о владении приемами лексического комбинирования.
Комбинирование - важнейший способ деятельности балетмейстера. Последовательность движений дискретна и небезгранична: ее строение осуществляется в форме комбинаций - конструктивной единице хореографического текста. Величина комбинации зависит от степени развития заключенной в ней хореографической мысли.
На первом этапе вхождения в материал балетмейстеру необходимо из великого множества существующих движений отобрать основные, главные движения, которые по своим характеристикам (рисунок движения, его темпоритм, эмоционально-выразительные возможности) составляли бы «зерно» будущего образа, его начальное пластическое решение. Выстраивая последовательность движений, можно воспользоваться следующими способами комбинирования:
- сочетать традиционные движения;
- искать новое, необычное сочетание традиционных движений;
- сочинять свои собственные, несуществующие движения;
- использовать все перечисленные способы комбинирования (как традиционные, так и новаторские), при этом балетмейстер сумеет достигнуть оптимального контакта со зрителем.
Опираясь на что-то привычное для понимания, легче понять и принять новую художественную информацию. В балетмейстерской практике уже сложились некоторые приемы развития, разработки начального материала, такие как вычленение, дробление, варьирование, обновление, усложнение. Движения, используемые людьми в повседневной жизни (бытовые) также могут стать материалом для развития хореографического текста. Пройдя все эти этапы, хореографическая тема позволяет создать структурно-завершенный хореографический текст, содержанием которого и является художественный образ в его динамическом существовании.
Для развития композиционных приемов также существуют виды организации хореографического текста на сцене:
1. Гомофоническое развитие. Для данного вида многоголосья характерно главенство одной партии движений над остальными. Исходя из гомофонического приема многоголосья, возникает организации движения солиста и остальных танцовщиков, которые аккомпанируют соло. Способы развития этого приема:
- унисон (действие совершается на единую тему, солист отдельно или в центре основной массы танцовщиков);
- контраст (солист танцует свою партию, а остальные двигаются на контрасте с ним, возможна полная остановка движения, для усиления соло);
- аккомпанемент (движения солиста повторяются в интерпретации для усиления его образа);
- перекличка (поочередное воспроизведение движений солистом и остальными танцовщиками);
- остинатный бас (танцовщики создают «фон» для исполнителя основной партии посредством повторов одного и того же движения).
2. Cуществует вид многоголосья, который предполагает одновременное сочетание и развитие самостоятельных движений. Полифония занимает ведущее место при работе над способами организации хореографической лексики или рисунка танца. Зачастую полифония используется как необходимые включения в композицию для более полного раскрытия темы. В современной хореографии часто используются следующие полифонические приемы:
- имитация (хореографическая комбинация движений исполняется одним танцовщиком, затем другим или группой, в то время как первый танцовщик продолжает свои действия);
- контрапункт (согласный - темы действия не противопоставлены друг другу, контрастный -темы отличаются друг от друга по содержанию);
- перекличка (поочередное исполнение движения разными танцовщиками, в разных местах сцены);
- перехват (хореографическую комбинацию движений исполняет первый танцовщик, затем ее подхватывают остальные, заканчивают все одновременно);
- множественность (постепенное нарастание количества танцовщиков при исполнении комбинации движений);
- волна (использование повторов движений в определенной последовательности и темпе).
Полифония предполагает наличие широких возможностей для реализации авторского замысла, воплощения новых взглядов и форм, по сравнению с гомофонией. Однако наглядность восприятия хореографии требует от зрителя концентрации внимания, посредством переключения то на технические возможности танцоров, то на рисунок танца или хореографическую лексику. Таким образом, восприятие композиции усложняется в связи с появлением нескольких партий на сцене, усложняется и главная задача зрителя - определение смысла всего происходящего. Исходя из этого, для более яркого раскрытия ключевых моментов в хореографической композиции, необходимо проявить максимум умения и не навредить восприятию продукта своего сочинения. Сознательное выделение балетмейстером значимых частей в постановке осуществляется посредством удобного сценического расположения танцовщиков. Оно предполагает периодическое усиление или ослабление исполнительских тем, в зависимости от содержания.
Характерное использование приема полифонии в современной хореографии предполагает постоянное развитие хореографической композиции с использованием новых методов и приемов. Практически все балетмейстеры, работающие в направлении современного танца, используют полифонические приемы в основе композиционной работы с будущей постановкой.
Шведский танцовщик, хореограф и режиссер Матс Эк (Mats Ek), поставивший в советские годы свой балет «Лебединое озеро», заставил зрителей воспринимать его по-новому. Он воспользовался множеством приемов полифонии, такие как: волна (в исполнении лебедей), повтор-перекличка, контрапункт и др.
Американский хореограф и балетмейстер Джордж Баланчин (George Balanchine) в балете «Щелкунчик» использовал следующие полифонические приемы: имитационная полифония, волна (вальс цветов).
Немецкая танцовщица и хореограф Пина Бауш (Pina Bausch) в спектакле «Весна священная», украинский хореограф-новатор Раду Поклитару в спектакле «Дождь» и другие известные балетмейстеры также использовали полифонические приемы при создании новых тем хореографических композиций.
Любая тема в современной хореографии определенно должна нести в себе смысл. Балетмейстер должен ощущать находящуюся вокруг него реальность [7, 326]. Важным элементом, на наш взгляд, здесь является понятие «необходимости». Необходимость балетмейстеру создать что-то, что имеет отношение к его времени и его культуре. Нет никаких правил, нет ничего, что не может быть сделано или использовано. Нужно чтобы хореографическая тема развивалась, усложнялась или даже изменялась в зависимости от ситуации. По мнению русского балетмейстера Федора Лопухова, значимость и смысл имеет каждое движение [9, 156].
Нужно отметить, что рисунок танца и хореографическая лексика неразрывно связаны между собой и дополняют друг друга. Для рисунка танца характерно усиление значимости хореографической лексики. Он организует движение танцовщиков, систематизирует их перемещение по сценической площадке [3]. Вместе с хореографической лексикой рисунок танца является составным элементом синтеза в композиции танца.
Развитие рисунка осуществляется от простого к сложному и предусматривает связь с предыдущим рисунком и последующим. Не должно нарушаться художественное качество. Тесная связь с хореографической лексикой, выражение мысли и характера, заложенных в номере, раскрывается при подробной проработке рисунка танца.
Смена рисунка, как отмечает в своей работе А.П. Глушковский, осуществляется посредством организованного продвижения или перестроения танцовщиков. Композиционный переход приводит к возникновению нового рисунка и соединяет их между собой [4, 234].
Важным аспектом в работе с рисунком является выразительность, способствующая пониманию основной идеи хореографической композиции. Таким образом, опираясь на замысел и задачу действия, балетмейстер продумывает необходимый рисунок и композиционный переход. Рисунок не должен отвлекать зрителя своей оригинальностью. Логика развития через поставленную балетмейстером задачу должна способствовать пониманию замысла балетмейстера.
Применительно к выстраиванию рисунка на сценической площадке, балетмейстеру нужно научиться выделять главное, оказывать влияние на внимание зрителей с помощью таких приемов развития пространственной композиции, как: обобщение (от единичного к общему), дробление (от общего к единичному), контраст, повторение, наращивание и другие.
По мнению французского балетмейстера Жана Жоржа Новерра (Jean George Noverre), знакомство с геометрией также может принести немалую пользу в танцевальном искусстве посредством упорядочения комбинаций, внесения ясности в фигурах, четкости форм [12, 86].
Также важным ресурсом в создании композиции является музыка. Применительно к сочинению и развитию лексики музыка является важным элементом. Однако на сегодняшний день нельзя утверждать о неразрывной связи танца и музыки. Современный танец может исполняться и в тишине, способствующей созданию танца именно из желания и потребностей двигаться, а не «иллюстрировать» уже готовые объекты искусства в других жанрах. Иногда использование музыки как фона практикуется на уроках по современному танцу и в некоторых танцевальных постановках. Поиск музыкального сопровождения предполагает возможность сотворчества с современными композиторами, которые могут создать уникальную мелодию для передачи эмоционального и психологического содержания будущей композиции.
Темп, ритм, динамика логически связаны и представляют собой способ организации и выражения не только в музыке, но и в танце, посредством диапазона движения и амплитуды. Каждое произведение имеет свой ритм [8].
В XXI веке появление новых технических возможностей усилило воздействие на зрителей. Использование технологий, позволяющих автоматизировано проектировать и управлять новой сценографией (динамическая проекция, коллажирование, световая и цветовая партитура, воспроизведение звуков, видео и проекционная информация), осуществляется посредством технологии визуального воздействия на сознание зрителей. Виртуальное искусство внесло в современное искусство уникальные возможности имитации реальности через отражение жизни в трехмерном отображении пространства, трансформацию места действия и времени. Яркое восприятие образов, необычное взаимодействие между объектами осуществляется посредством использования новых технологий, совершен-
ствующих хореографическую композицию. Информационные технологии также применяются в он-лайн-трансляции мировых премьер современного танца через форму интерактивного вовлечения зрителей внутрь действия.
Создавая новый объект искусства, танцевальную композицию, музыкальное произведение или драматический спектакль, художник всегда должен находиться в поиске новых средств самовыражения. Применительно к современной хореографии каждый балетмейстер, работая над новой постановкой или спектаклем, старается найти новое решение, интересный способ решения композиционных переходов. Балетмейстер эстетически воспитывает и настраивает на поиск и рождение новых мыслей у зрителей посредством воплощения своих идей.
Таким образом, хореографическая композиция является одним из векторов развития современной хореографии. Композиция характеризуется практикой выбора и размещения отдельных компонентов танцевального языка посредством генерации и развития хореографической лексики в связное произведение искусства. Исследовательская направленность, индивидуальность исполнителей являются основополагающими принципами при работе с композицией. К компонентам хореографической композиции относятся: драматургия (содержание), хореографическая лексика, множество различных ракурсов, рисунок танца, музыкальный и ритмический рисунки, использование инсталляций и других объектов. Значимым фактором является поиск новых средств самовыражения и комбинирование уже известных, для достижения оптимального контакта со зрителем. Творческий характер работы позволяет реализовывать хореографам свои знания и умения в выбранной области посредством собственных исследований, поиска новых способов решения композиционных переходов, подтверждающих постоянное развитие современного танца.
Список литературы
1. Баланчин Д., Мэйсон Ф. Сто один рассказ о большом балете. - М.: КРОН-ПРЕСС, 2001. -494с.
2. Богданов Г., Кириллов А. Композиция и постановка танца. - СПб.: Планета музыки, 2007. -216 с.
3. Буратынская, С.В. Искусство балетмейстера [Электронный ресурс]: учебно-методический
комплекс / С.В. Буратынская. - Кемерово: Кем-ГУКИ, 2013. - 36 с. - Режим доступа: https://lib.rucont.ru/efd/237154.
4. Глушковский А.П. Воспоминания балетмейстера. - СПб.: Лань; Планета музыки, 2010. -576 с.
5. Игнатьева И.П. Особенности и приемы композиции в современной хореографии [Рукопись]: выпускная квалификационная работа. -Красноярск: Касноярский госуд. институт искусств, 2016.
6. Игнатьева И.П. Синтез выразительных средств в композиции современной хореографии // Искусство глазами молодых: материалы VIII Меж-дунар. (XII Всерос.) научн. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых, 14-16 апреля. - Красноярск, 2016. - 252 с. - С. 177-180.
7. Каган М.С. Морфология искусств: учеб. пособие для вузов. - М.: Юрайт, 2018. - 388 с.
8. Красовская В.М. Профили танца: сборник.
- СПб.: Академия Русского балета им. А.Я. Вагановой, 1999. - 395 с
9. Лопухов А.В., Ширяев А.В., Бочаров А.И. Основы характерного танца. - Изд. 4-е, стер. -СПб.: Планета музыки: Лань, 2010. - 343 с.
10. Мочалов Ю.А. Композиция сценического пространства: Поэтика мизансцены: учеб. пособие для учеб. заведений культуры. - М.: Просвещение, 1981. - 239 с.
11. Никитин В. Мастерство хореографа в современном танце: учебное пособие. - М.: ГИТИС, 2011. - 469 с.
12. Новерр Ж. Письма о танце / Жан Жорж Но-верр; пер. с фр. под ред. А.А. Гвоздева. - Изд. 2-е, испр. - СПб. [и др.]: Лань: Планета музыки, 2007. -382 с.
13. Смирнов И. Искусство балетмейстера. -М.: Просвещение, 1986. - 192 с.
14. Тулаева Л.В., Игнатьева И.П. Особенности приемов композиции. Шесть точек зрения // Культурно-образовательное пространство: новые задачи
- новые решения: материалы II Всерос. (с международным участием) заоч. научн. конф., 5-6 октября 2015 г. / ФГБОУ ВПО «Красноярская государственная академия музыки и театра». - Красноярск: ФГБОУ ВПО КГАМиТ, 2015. - 328 с. - С. 308-312.
15. Филатов С. От образного слова - к выразительному движению. - М.: Искусство, 1993. - 128 с.