Научная статья на тему 'Роль хореографического искусства в профессиональной деятельности режиссера праздничных форм культуры'

Роль хореографического искусства в профессиональной деятельности режиссера праздничных форм культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
899
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО / CHOREOGRAPHIC CREATIVITY / РЕЖИССЕР-ПОСТАНОВЩИК / DIRECTOR / ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / CREATIVE PROCESS / ЗАМЫСЕЛ / DESIGN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тамарзина Татьяна Владиславовна, Кузьмина Ольга Владимировна

В научной статье раскрывается значимость и особенности функционирования хореографии в праздничных формах культуры. Анализу подвергается творческий процесс рождения замысла. Обозначены этапы работы над замыслом хореографической постановки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тамарзина Татьяна Владиславовна, Кузьмина Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The scientific article reveals the significance and features of the functioning of choreography in the festive forms of culture. The creative process of the birth of the concept is subjected to analysis. The stages of work on the idea of a choreographic production are indicated.

Текст научной работы на тему «Роль хореографического искусства в профессиональной деятельности режиссера праздничных форм культуры»

ИССКУСТВОВЕАЕНИЕ

РОЛЬ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕЖИССЕРА ПРАЗДНИЧНЫХ ФОРМ КУЛЬТУРЫ THE ROLE OF CHOREOGRAPHIC ART IN THE PROFESSIONAL ACTIVITY OF _THE REGISTER OF FESTIVE CULTURAL FORMS_

Тамарзина Татьяна Владиславовна

старший преподаватель кафедры режиссуры театрализованных представлений и праздников ФГБОУВО «Кемеровский государственный институт культуры», г. Кемерово

Кузьмина Ольга Владимировна доцент, канд. культурологии, доцент кафедры режиссуры театрализованных представлений и праздников ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры», г. Кемерово

Аннотация: в научной статье раскрывается значимость и особенности функционирования хореографии в праздничных формах культуры. Анализу подвергается творческий процесс рождения замысла. Обозначены этапы работы над замыслом хореографической постановки.

Annotation: the scientific article reveals the significance and features of the functioning of choreography in the festive forms of culture. The creative process of the birth of the concept is subjected to analysis. The stages of work on the idea of a choreographic production are indicated.

Ключевые слова: хореографическое творчество, режиссер-постановщик, творческий процесс, замысел.

Key words: choreographic creativity, director, creative process, design.

Перед будущими режиссерами праздничных форм культуры стоят задачи, для выполнения которых просто необходимо максимально развивать и воспитывать способность к освоению смежных профессий, в том числе и такой как профессия балетмейстер-постановщик хореографических постановок. Балетмейстер - автор и постановщик балетов, хореографических миниатюр, танцев, хореографических номеров и композиций в массовом театрализованном представлении [6].

Р. В. Захаров писал: «Чтобы стать балетмейстером, нужно иметь

не только прекрасное хореографическое образование, но и способности. Талант балетмейстера состоит из многих слагаемых: отлично развитая фантазия, способность мыслить хореографическими образами и сочинять несчетное число разнообразнейших танцевальных композиций. Балетмейстер должен уметь, понимать, чувствовать и воспроизводить всевозможные движения, жесты, позы, присущие людям самых различных характеров, как бы эти движения ни были сложны. Он должен иметь выразительное тело и лицо. Необходимо обладать прекрасной зрительной памятью и открытым взором, способным замечать исполнительную погрешность в массе танцовщиков; музыкальный слух, чувство ритма дает возможность запомнить так, чтобы при сочинении хореографического номера он мог мысленно пропеть. Слово „балетмейстер" означает мастер балетного спектакля. При сочинении балетмейстер должен донести главное, тему, идею, зажечь, увлечь исполнителей. Ставить — чтобы глаза горели, а исполнители стали единомышленниками. Должна быть вера, твердость, что номер успешно будет закончен. Рождается он в муках, в вечном поиске, нельзя стоять на месте, только вперед, пусть не всё гладко, но ждать озарения нельзя» [1].

Поэтому, необходимо знать основополагающие элементы хореографического искусства. Работая с хореографическими коллективами, режиссеру-постановщику нужно «разговаривать» с исполнителями на одном «языке». Соблюдая определенную структуру действий, направленную на осваивание и приобретение новых знаний и навыков в области хореографического искусства, с последующим их закреплением и совершенствованием, у студента приобретается уверенность в качественной и успешной будущей профессиональной деятельности.

Формирование профессионализма, профессиональной культуры и профессионального самосознания у студентов направления подготовки режиссуры театрализованных представлений и праздников средствами хореографии, дает возможность сформировать отношение к профессии режиссера как особой ценности.

С особой определенностью можно сказать, что образовательная направленность у студентов РТПП в сфере хореографической культуры должна означать формирование целостного представления о художественной картине мира, в которой танец -одно из существенных и неограниченных возможностей человека.

Являясь фактором формирования профессионализма у режиссеров ТПП, хореография осуществляет не только познание, а также формирует отношение личности молодого специалиста к реальной действительности по законам красоты. Следовательно, развивается интеллект, формируется поведение, отношение личности к миру, к людям, природе, к результатам труда, к себе. В танце происходят сознательные процессы личностного творчества, то есть выражение живого личного чувства под влиянием подсознательных психических импульсов [5].

Хореографическое творчество как предмет исследования всегда являлось одной из сложнейших для постижения областей жизни. Вместе с тем, задачи управления его процессами постоянно волновали умы человечества. Изучение истории создания тех или иных шедевров мирового искусства, эпох и этапов развития искусства, творчества видящихся художников, приоткрыло завесы над многими, казалось бы, непостижимыми для человека, тайнами творческого процесса.

В постановке - искусстве, произведения которого создаются на глазах у зрителя, загадок и тайн больше, чем в творении других искусств именно потому, что хореографическое, сценическое преображение жизни действительной в образ иной, художественно созданной действительности, осуществляется и на глазах у зрителя и вместе с ним. Есть, однако, скрытые от зрительного зала процессы, предшествующие рождению хореографической постановки, которыми обеспечивается рождение живого сценического произведения. Свое допостано-вочное бытие произведение проживает в разных формах. Главные из них - замысел хореографического произведения, балетмейстерская разработка, постановочный и репетиционный процессы. В них взращивается нечто, еще невиданное зрителем [3].

Следует отметить, что творческий процесс в любом жанре искусства состоит из накопленного жизненного опыта, путем длительного наблюдения над явлениями жизни, тщательного их изучения и создания общего замысла, т.е. отбора жизненного материала и определение своего отношения к нему с целью создания художественного образа. Мейлах Б.С. делит творческий процесс на пять этапов: интуитивное осознание замысла; осознание цели замысла; процесс накопления наблюдений; выбор лучшего из возможных вариантов решения задач; результат творческого процесса и его оценка [2].

Творческий процесс происходит на двух фиксируемых уровнях: неосознанном - интуитивном и осознаваемом - логическом. Осознанность и неосознанность психических моментов имеет в соответствии со степенью ясности сознания взаимообусловленные переходы один в другой. Тем самым, режиссер, постепенно, загружает свою память жизненными знаниями и наблюдениями, оставляя время на вынашивание замысла [4].

Происходит переход неосознанного в осознанное. Этот переход можно поделить на следующие этапы:1 этап: интуиция и желание; рождение замысла.

2 этап: знание и рассуждение; в процессе происходит выработка схемы и плана. 3 этап: совокупность умений, позволяющих конструктивно воплотить замысел.

Таким образом, сознательно накопленный, отобранный материал переходит в сознательный образ, соответствующий законам драматургической логики. В свою очередь, неосознанные формы высшей нервной деятельности в творческом процессе выступают способом переработки информации на эмоциональном уровне.

Чтобы понять природу замысла, прежде всего необходимо помнить, что он начинается с выработки логически-чувственного авторского отношения к поднятой проблеме. Ни в какой другой сфере человеческой деятельности фантазия не проявляется так полно, как в искусстве. В нем возможны смещение времени, самые неожиданные контрасты и многое другое.

В процессе разработки замысла, режиссер-постановщик определяет конфликт всей постановки, отрабатывает режиссёрский приём, устанавливает структуру (композицию) всей постановки.

Замысел и все его компоненты не могут существовать в отрыве от философских раздумий режиссера-постановщика, от богатства его внутреннего мира. Замыслы обычно не описывают, так как какие бы ни были прекрасные мысли, но выраженные вслух, они бледнеют. Тем более, что от замысла до осуществления - большой, полный препятствий и противодействий путь. Вопрос: «Каким вы видите свой замысел?» - требует не абстрактной декларации, а определения его образной сущности, пусть даже очень краткой и лаконичной.

Таким образом, задача заключается в творческой организации всех элементов спектакля или танцевального номера с целью создания единого, гармонически целостного хореографического произведения. Этой цели режиссер-постановщик достигает на основе своего творческого замысла и осуществляя руководство творческой деятельностью всех участвующих в коллективной работе над сценическим воплощением танца или хореографического номера.

Режиссер театрализованных представлений и праздников — профессия творческая. Она требует от человека, выбравшего ее, очень многого: и знаний, и трудолюбия, и умения работать с людьми, и, конечно же, таланта. Быть передовым человеком своего времени, человеком высокой культуры и глубоких знаний, в совершенстве владеющим основами профессионального мастерства. Это создатель новых произведений, помимо профессиональных знаний и навыков в области, режиссуры ТПП, сценарного и актерского мастерства, пластики, а в нашем случае, и хореографии, должен овладеть способностями и знаниями автора (драматурга) и режиссера - постановщика хореографического номера. Способность мыслить хореографическими образами, но с драматургическими и режиссерскими «привычками», кроме того, быть мыслителем, психологом и педагогом. «Продумывая драматургию хореографического номера, воплощая ее средствами хореографической композиции, пластичными образами, он работает с участниками коллектива как режиссер-постановщик» [2].

Режиссер-постановщик в процессе воплощения замысла проходит через следующие этапы:

а) Застольный период работы над постановкой - это очень важный этап работы постановщика с участниками. Это закладка фундамента общей идеи постановки. От того, как будет протекать этот период, в огромной степени зависит конечный ре-

зультат. К тому времени в сознании режиссера-постановщика уже определена сверхзадача праздника, намечено сквозное действие и узловые моменты, дана характеристика каждому исполнителю и определено его значение. В режиссерском воображении уже возникли образные видения различных элементов будущей постановки: мизансцены, передвижения, стоп-кадры. И, хотя бы в общих чертах, представлена внешняя и внутренняя среда, в которой будет протекать постановка. Хорошо, если в ходе работы не только режиссер информировал бы участников о замысле, но и обогатил бы его за счет творческой инициативы хореографического коллектива, т.е. режиссерский замысел стал бы творческим замыслом всего коллектива.

б) Работа над мизансценами. Мизансценирова-ние - основное содержание репетиций в выгородке. Мизансценой принято называть расположение действующих лиц на сценической площадке в определенных физических отношениях друг к другу и к окружающей их вещественной среде. Назначение мизансцены - через внешние физические взаимоотношения между действующими лицами выражать их внутренние взаимоотношения и действия. В непрерывном потоке мизансцены, сменяющих друг друга, находят себе выражение сущность совершающегося действия. Умение создавать яркие, выразительные мизансцены является одним из важнейших признаков профессиональной квалификации режиссера. Следует отметить, что создавать яркие и выразительные мизансцены в хореографических постановках это одна из специфических особенностей работы постановщика ТПП с хореографическими коллективами. Режиссер-постановщик работает над мизансценами или за столом, или в процессе творческих репетиций. Режиссер должен уметь «увидеть» в своем воображении то, что он хочет реализовать. Разработанные мизансцены - это проект. Он должен пройти испытание в процессе творческого взаимодействия режиссера с участниками.

в) Окончательная отделка постановки.

Происходит шлифовка постановки, все уточняется и закрепляется. Все элементы постановки: актерская игра исполнителей хореографического коллектива, внешнее оформление, свет, грим, костюмы, музыка, шумы и звуки согласовываются друг с другом, создается гармония единого и целостного образа.

Любое произведение искусства, будь оно индивидуальное или коллективное, отмечено печатью

индивидуальности его создателей. Поэтому в современной эстетической мысли утверждается невозможность выработки предварительной схемы конкретного творческого акта, невозможность создания его алгоритма. Это общая закономерность для всякого художественного творчества. Но вместе с тем движение художественного сознания от сознания объективной действительности к ее художественной модели обладает принципиальной однотипностью и, потому, позволяет вскрыть общие закономерности художественно-творческого процесса, рассмотреть внутреннее самодвижение художнической мысли [3].

Творческий процесс разработки хореографической постановки соответствует этим общим закономерностям художественной деятельности и действительно однотипен со всяким другим творческим процессом. Многостепенность постановки выражены с очевидностью, пожалуй, большей, чем в любом другом виде искусства. Как бы ни была неповторима история создания любой постановки, общими и однотипными моментами создания являются балетмейстерская разработка и определение будущего результата в замысле режиссера-постановщика праздничных форм культуры.

Литература

1. Захаров Р. В. Сочинение танца. Страницы педагогического опыта. Москва, Искусство, 1983. — 237 с., ил..

2. Мейлах Б.С., Высочина Е.И. Новое в изучении художественного творчества. - М.: Наука,

1983. - С.38

3. Норенко В. В. Режиссерский замысел в структуре спектакля. Диссертация. Ленинград,

1984. [Электронный ресурс]. - Режим до-ступа^йр ://www.dissercat.com/content/rezhisserskii-zamysel-v-strukture-spektaklya

4. Ожегов С.И. Словарь русского языка.- М.: Русский язык, 1989. - 900 с.

5. Скрипина, Н.В. Прикладная хореография в театрализованном представлении и празднике : Учебное пособие / Скрипина Наталья Витальевна, Челяб. гос. акад. Культуры и искусств, Н.В. Скрипина .— М. : ПРОМЕДИА, 2013 .— 104 с.

6. Футлик Л.И. Словарь «Режиссура массового театрализованного действа»: Учебное пособие / Л.И. Футлик, Р.П. Козлова. - Пермь: УПЦ «ДИККС», 1999. - 113 с. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://textarchive.ru/c-2465613.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.