СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 1/2020
2.Мамайчук И. М. Психокоррекция детей и подростков с нарушениями в развитии: Учебное пособие. СПб., 2000.
3. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями. Учебный план и программы по специализации / Под ред. А. Г. Пашкова и Н. С. Степашова. Курск, 1996.
© Байдикова О.В., Бронникова В.А., Черемных Н.Н., 2020
УДК 037
Забусова Е. И.
учитель начальных классов МБОУ «Гимназия №12»
г. Белгород. РФ E - mail:[email protected] Толмачева В. В.
учитель начальных классов МБОУ «Гимназия №12»
г. Белгород. РФ E - mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ СТИХОТВОРЕНИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Аннотация
Выразительному чтению как средству эстетического воспитания младших школьников сегодня уделяется значительное внимание. Об этом свидетельствуют требования программы, специальные указания в методических пособиях, различные рекомендации.
Ключевые слова
В первом классе школы мы знакомим учеников с рифмой и ритмом. В процессе чтения учащиеся отмечают, что концы строк произносятся похоже (рифмуются).
Выразительному чтению как средству эстетического воспитания младших школьников сегодня надо уделять много внимания. Об этом свидетельствуют требования ФГОС, рекомендации и указания психологов.
В настоящее время учителя не уделяют достаточного внимания выразительному чтению лирические. Это объясняется, прежде всего нехватке времени на уроке чтения.
Стоит обращать внимание как на внутренний мир героя, переживания человека так и на картины природы.
Надо формировать у учащихся видеть зависимость между главной мыслью и выразительным звучанием художественного произведния.
Особенность стихотворной речи - ее повышенную эмоциональность. В стихотворениях предметом изображения становятся переживания. Учитель проверяет впечатления детей, возникших у учащихся.
Работу нужно начинать с подготовки детей к чтению лирического произведения. На первом этапе настраиваем ребят на анализ текста, вызываем представления образов и картины стихотворения, познакомить с автором, выяснить значения новых и труднопроизносимых слов.
Теперь можно приступить к первичному осознанному чтению, комбинированное чтение, прослушивание текста, выразительное чтение стихотворения учителем, самостоятельное чтение про себя .Необходимо использовать беседу с опорой на личные наблюдения и опыт детей, а также такие виды искусства , как живопись и музыка .Учеников необходимо вовлечь в активную творческую деятельность на основе текста художественного произведения. Этому содействует выразительное чтение лирического произведения. Главная цель учителя -добиваться того, чтобы учащиеся овладели, почувствовали верные его
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 1/2020
интонации.
Процесс творческой работы над стихотворением затрудняется тем, что дети имеют ограниченный словарный запас, пассивный словарь, недостаточно у них развита связная речь и затруднены процессы обобщения. [1,79]
Обучение выразительному чтению стихотворения -это прежде всего процесс поиска верной интонации, темпа, тембра и мелодики речи. Это процесс длительный, творческий, сложный так как интонация рождается на основе глубокого понимания содержание текста.
Обязательным условием обучения выразительному чтению произведений выступает соотносящийся с его природой набор особых дидактических средств. Известно, что лирика как род художественной литературы имеет совокупность отличительных качеств, связанных с особенностями отражения действительности через призму личностно-эмоционального восприятия ее автором. Следовательно, конечный результат обучения выразительному чтению стихов в большой мере зависит от того, насколько полно и осознанно усвоят учащиеся содержание прочитанного.
Первой и самой главной отличительной чертой стихотворного произведения является его особое построение. Мы видим, что столбик, которым располагаются стихи, сразу ориентируют ученика на поиск ритма и рифмы. Поэтому, увидев всего часть, а иногда и строфу, дети готовы продолжать чтение в ритмическом режиме. Для того чтобы дальнейшее чтение не нарушило цельность воспринимаемого стихотворения, каждая стихотворная строка (стих) пишется отдельно. Такое расположение стихотворных строк у начинающего читать, при условии читать вслух, вызывает закономерный вопрос: нужна ли остановка при переходе от одного стиха к другому или же правильно читать безостановочно?
Часто стих - отдельное предложение. Законы членения звучащей речи предполагают паузу в конце предложения. Остановка после чтения стиха обязательна. Однако гораздо чаще стих равен фразе, а одной из ее частей - такту, которая может не только иметь логическую самостоятельность, но и оформляться синтаксически-пунктуационно и интонационно. [2,156]
Иногда встречается и такой стих, который ни равен ни фразе, ни такту, а является лишь фрагментом, отрывком такта. Этот стих характеризуется смысловой и синтаксической открытостью, так как конец его не совпадает с границей такта. Как же должен поступить читающий при совпадении и несовпадении границ стиха с тактовыми границами?
При чтении строфы, которая совпадает с тактом, является целостным синтаксическим и интонационным единством, остановка так же необходима, как и в случае совпадения стиха и фразы. Следовательно, читая такие стихи, мы, подчиняясь закономерностям звучащей речи, не можем перейти к чтению следующего стиха на «едином дыхании», не выдержав паузу. В противном случае чтение может превратиться в бессмысленное «озвучивание» текста.
Бес паузное чтение противоречит природе стихотворной речи, разрушает ее основу - ритмико-интонационную мерность. Значит, и при переносе, т.е. при несовпадении членения стихотворения на стихи с членением синтаксическим и интонационным, пауза после каждого стиха необходима.
Играя роль «держателя» ритма, указывая размер стиха, пауза после стиха имеет еще и психологическое обоснование. Время короткой остановки после чтения каждого стиха дает возможность и читающему, и слушающим представить себе и пережить то, о чем говорит поэт. [4,286]
Значит, обучая учеников выразительному чтению лирики, нужно показывать им своеобразие речи и написание стихотворных произведений. И самое важное, надо научить умению соблюдать паузу после стихотворной строки. Опыт работы показывает, что формирование этого умения надо начинать с I класса, систематически отрабатывая его на последующих этапах.
Список использованной литературы:
1. Кудрина Г.Н., Новлянская З.Н., Мелик-Пашаев А.А. /[Текст]. Как развивать художественное восприятие у школьников М.: Просвещение. 1988. - с.79.
2. Леонтьев А.А. /[Текст]. Обучение чтению младших школьников: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1981.- 156с.
3. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. /[Текст]. Методика преподавания русского языка в
-( 'б )-
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 1/2020
начальных классах. - М.: Академия, 2000. -378 с.
4. Майман Р. Р. /[Текст]. Авторское исполнение при обучении выразительному чтению // Методика выразительного чтения / Под ред. Т. Ф. Завадской. М., 1977. -286с.
5. Малкова М.Н. /[Текст]. Выразительное чтение как средство осмысления литературного произведения // Уроки литературы и проблемы литературного развития учащихся / Под ред. Т. Ф. Курдюмовой. М., 1974. -С. 286.
© Забусова Е.И., Толмачева В.В. 2020
УДК 766/799
И.Н. Калинина
Доктор биологических наук, профессор, заведующая кафедрой анатомии и спортивной медицины ФГБОУ ВО Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма
г. Краснодар, РФ E-mail: [email protected] Я.И. Горохова, магистрант
ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬE СТУДЕНТОК ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ЧЕРЛИДИНГОМ
Аннотация
В статье представлены результаты теоретического обоснования и практической апробации влияния черлидинга на уровень здоровья студенток не физкультурного вуза и их мотивацию к занятиям физической культурой.
Ключевые слова
Черлидинг, мотивация, студентки уровень здоровья
I. N. Kalinina
Doctor of biological Sciences, Professor, head of the Department of anatomy and sports medicine Kuban state University of physical culture, sports and tourism
Krasnodar, Russia E-mail: [email protected] I. I. Gorokhova, undergraduate
PHYSICAL HEALTH OF UNIVERSITY STUDENTS IN THE PROCESS OF CHEERLEADING
Abstracts
The article presents the results of theoretical substantiation and practical approbation of the influence of cheerleading on the level of health of students of non-physical education University and their motivation to physical education.
Keyword
Cheerleading, motivation, female students, health level
Физическая тренировка оказывает мощное воздействие на организм человека. В процессе тренировки
-( " )-