Научная статья на тему 'Особенности выраженности суеверности и представлений на природу суеверий на разных возрастных этапах'

Особенности выраженности суеверности и представлений на природу суеверий на разных возрастных этапах Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
663
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Ключевые слова
СУЕВЕРИЕ / СУЕВЕРНОСТЬ / РИТУАЛ / ВЕРА / ВОЗРАСТ / МЕХАНИЗМ / SUPERSTITION / GHOST FEAR / RITUAL / FAITH / AGE / MECHANISM

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Андрюшкова Н.П.

Статья посвящена анализу феномена суеверия, в частности суеверности как психологическому свойству личности. На основе исследований, направленных на установления причин обращения к суевериям, описаны основные мотивы использования суеверно-ритуальной деятельности в повседневной жизни. Проанализирован этап начала формирования суеверности. С целью более детального изучения трансформации суеверности на разных возрастных этапах, а также анализа обуславливающих ее причин, нами было проведено исследование, в котором участвовали 300 человек в возрасте 19–60 лет, разделенные на три группы в соответствии с их возрастом – молодой возраст, зрелый возраст 1 периода и зрелый возраст 2 периода. Представлены результаты исследования: сопоставлены взгляды на природу и определение понятия суеверия, особенностей применения различной суеверно-ритуальной деятельности в разных возрастных группах, проанализирован уровень выраженности общей суеверности и отдельных ее компонентов в каждой возрастной группе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF MANIFESTATION OF SUPERSTITION AND VIEWS ON THE NATURE OF SUPERSTITION AT DIFFERENT AGE STAGES

The article is devoted to the analysis of the phenomenon of superstition as a psychological property of the individual. The current research is based on various studies aimed at establishing the reasons that encourage people to appeal to superstitions, and features the main motives for using superstitious and rituals in everyday life. The initial stage of superstition formation has been analyzed. A thorough study on the transformation of superstitiousness at different age stages together with the analysis of its causes involved 300 respondents aged 19 – 60 that were divided into three age groups – the young, the first period maturity and the second period maturity. The author has compared the views on the nature and definition of superstitions, the characteristics of various superstitious ritual activities in different age groups, analyzed the level of expression of average superstition and its individual components in each age group.

Текст научной работы на тему «Особенности выраженности суеверности и представлений на природу суеверий на разных возрастных этапах»

ПСИХОЛОГИЯ

PSYCHOLOGY

УДК 159.9

ОСОБЕННОСТИ ВЫРАЖЕННОСТИ СУЕВЕРНОСТИ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ НА ПРИРОДУ СУЕВЕРИЙ НА РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ЭТАПАХ Надежда П. Андрюшкова1 @

1 Донецкий национальный университет, 83001, Украина, г. Донецк, ул. Университетская, 24 @ andruchkova@rambler.ru

Поступила в редакцию 12.01.2018. Принята к печати 13.03.2018.

Ключевые слова: суеве- Аннотация: Статья посвящена анализу феномена суеверия, в частности суевер-рие, суеверность, ритуал, ности как психологическому свойству личности. На основе исследований, направ-вера, возраст, механизм. ленных на установления причин обращения к суевериям, описаны основные мотивы использования суеверно-ритуальной деятельности в повседневной жизни. Проанализирован этап начала формирования суеверности. С целью более детального изучения трансформации суеверности на разных возрастных этапах, а также анализа обуславливающих ее причин, нами было проведено исследование, в котором участвовали 300 человек в возрасте 19-60 лет, разделенные на три группы в соответствии с их возрастом - молодой возраст, зрелый возраст 1 периода и зрелый возраст 2 периода. Представлены результаты исследования: сопоставлены взгляды на природу и определение понятия суеверия, особенностей применения различной суеверно-ритуальной деятельности в разных возрастных группах, проанализирован уровень выраженности общей суеверности и отдельных ее компонентов в каждой возрастной группе.

Для цитирования: Андрюшкова Н. П. Особенности выраженности суеверности и представлений на природу суеверий на разных возрастных этапах // Вестник Кемеровского государственного университета. 2018. № 1. С. 85-89. DOI:10.21603/2078-8975-2018-1-85-89.

Суеверия являются неотъемлемой частью всех культур и осуществляют непосредственное влияние на повседневную жизнь человека. Достаточно актуальными являются вопросы о трактовке понятия суеверия, механизмах их возникновения, поддержания и распространения, мотивах, которые побуждают человека использовать суеверия, и особенности проявления суеверности как личностной характеристики на разных возрастных этапах [1-6].

Как и понятия «ложь», «истина», понятие «суеверие» четко не определено, и отнесение того или иного суждения к суевериям во многом субъективно. Как правило, к суевериям относят все, что невозможно объяснить рационально.

Суеверия уходят корнями в ранние этапы истории человечества, когда использовались тотемы, магия, амулеты, чтобы уберечься от зла. Одной из основных причин возникновения суеверий стало постоянное стремление людей предвидеть, что их ожидает в будущем (завтра, через месяц, через год). Такая необходимость у людей возникла с началом освоения трудовой деятельности. Чтобы подготовиться к трудностям, которые их ожидают при выращивании урожая или в путешествиях, нужно было эти трудности предусмотреть. Ситуации, в которых человек хочет достичь успеха, несмотря на собственные усилия, и быть уверенным, что он сделал все возможное, что-

бы гарантировать желаемый результат, могут побудить к суеверному поведению и, как следствие, повышению уровня суеверности. Важнейший результат, который получает человек на эмоциональном уровне от суеверий - ощущение безопасности и уверенности. Это тесно связано с плацебо - эффектом, что выражается в огромной силе веры в то, что выполнение определенного ритуала действительно помогает.

Суеверия упрощают и стабилизируют образ изменяющегося социального мира, обеспечивают его большую прогнозируемость и понятность. А. Спиноза достаточно четко определил причину использования людьми суеверий. По его мнению, страх есть причина, благодаря которой суеверия возникают, поддерживаются и сохраняются [7]. Люди обращаются к суевериям, чтобы уменьшить чувство беспомощности, чтобы стать более уверенными в себе. Суеверия позволяют экономить время на обдумывание, а потому не ограничены в использовании в повседневной, бытовой деятельности. Суеверные люди верят, что могут управлять собственным будущим, выполняя определенные ритуальные действия, это помогает уменьшить их беспокойство и улучшить собственные возможности в определенной ситуации. Человек может связать поведение и дальнейшее событие и начинает верить, что его поведение вызвало это событие. Таким образом, определенное действие

закрепляется и начинает использоваться чаще. Суеверия можно рассматривать как форму психического отражения окружающего и внутреннего мира, что не требует логических доказательств и довольствуется любым предлагаемым решением. Если человек сомневается в положительном результате важных для него событий, поддержку ему обеспечивают суеверия. Даже когда вера в суеверия непосредственно не влияет на события, она все же снижает внутреннее напряжение, а следовательно, реально влияет на субъективное благополучие человека. Чаще всего целью обращения к суеверно-ритуальной деятельности становятся деньги, достаток, хорошие оценки на экзаменах (или просто их сдача), хорошее настроение, успешная реализация задуманного дела, знание своего будущего, физическое и душевное благополучие, сохранение жизни, здоровья, семьи и т. п. [8].

Анализ исследований, направленных на установления причин обращения к суевериям, позволяет утверждать, что они распространены в тех областях, где есть риск потерять что-то значимое. Уровень суеверности растет в условиях напряжения, опасности. Часто люди используют суеверия в экстремальных ситуациях, в которых решается их судьба, испытывается их потенциал, способности и устойчивость. Стрессовыми являются ситуации соревнований и ситуации, которые требуют принятия ответственного решения при решении особо важных дел (свидание, свадьба, вынашивание и рождение ребенка, уход за ним, похороны, важные поездки, встречи и т. д.). И. Ялом считает, что функция веры в суеверия заключается в защите индивида от страха старения и неизбежности смерти. Таким образом, они уменьшают чувствительность к негативным жизненным событиям потерь, горя, одиночества, неразделенной любви, депрессии, отсутствия смысла жизни [9]. По мнению Д. А. Рома-нюка, суеверия для военных являются специфическим квазиресурсом, который позволяет расширить их психологический потенциал, модернизировать их устойчивость в условиях боевых действий [10].

Достаточно интересным является вопрос об изменении суеверности на протяжении всей жизни, возраст, в котором она начинает формироваться, и возраст, в котором она имеет наибольшую выраженность. Можно предположить, что первые зачатки суеверности могут закладываться уже в возрасте 4-10 лет. В данном периоде у детей происходит формирование образа Я, развитие самосознания и личности в целом. Дети уже знакомы с такими понятиями, как «планета», «мир», «смерть» и др. Дошкольники уже могут дать определение смысла жизни. Компоненты веры во что-либо формируются в совместной деятельности ребенка с близкими людьми и характеризуются интенсивным развитием волевой сферы. Происходит механизм интериоризации социальных норм, культурных ценностей, передаваемых ребенку через общение и опыт; отделения себя от окружающих людей; формирование у ребенка индивидуального опыта. Объектами веры в этом возрасте становятся близкие люди, значимые другие, сказочные герои

из кино, книг, мифологической литературы, поэтому наиболее характерной для данного этапа является вера в магию, волшебство, существование тайн. В подростковом и юношеском возрасте происходит становление личности, значимость приобретает референтная группа и социальное окружение. Суеверность в данном возрастном периоде либо закрепляется и проявляется в повседневной жизни через суеверно-ритуальную деятельность, либо остается на низком уровне и не используется личностью.

Возраст молодости и зрелости является наиболее длительным и продуктивным в жизни человека. Какие трансформации происходят с суеверностью на данных возрастных этапах? Для того чтобы более подробно изучить данный вопрос, нами было проведено исследование. Приступая к исследованию, мы предположили, что существуют определенные различия в выраженности суеверности и представлений на природу суеверий на разных возрастных этапах.

Эмпирическую базу исследования составили 300 человек. Возраст испытуемых - 19-60 лет.

Исследование проводилось в несколько этапов.

На первом - подготовительном - этапе в соответствии с задачами и целями исследования была разработана анкета, в которой учитывалось: понимание понятия «суеверие», самоопределение своей суеверности, отношение к суевериям и использование их в повседневной жизни. Также была подобрана методика «Опросник верований и суеверий» И. Я. Стояновой (ОВИС) [11], которая определяет степень выраженности в повседневной жизни примет, ритуалов, поверий, закрепленных социокультурными традициями либо сформированных индивидуально. Опросник содержит в себе 6 шкал: шкала пралоги-ческого восприятия, шкала магической тревожности, шкала магического прогноза, шкала использования нетрадиционных способов лечения, шкала активного применения пралогической защиты и шкала общего уровня суеверности.

На втором этапе исследования испытуемые были разделены на 3 группы в соответствии с их возрастом:

1 группа - молодой возраст (19-30 лет) - 100 испытуемых;

2 группа - зрелый возраст 1 периода (30-45 лет) -100 испытуемых;

3 группа - зрелый возраст 2 периода (45-60 лет) -100 испытуемых.

Все группы были урегулированы по половому составу. На данном этапе было проведено диагностическое обследование испытуемых.

Третий этап был направлен на анализ полученных результатов, анализировались полученные по анкете данные, и сравнивались показатели по методике в группах разного возраста при помощи метода математической статистики - однофакторного дисперсионного анализа с апостериорным попарным сравнением ^критерием Шеффе.

Анализируя результаты, полученные по анкете, важно отметить, что понятие суеверие в разных возрастных группах не одинаково. Например, в группах

молодого возраста 65 % выборки, а в группе зрелого возраста 1 периода 59 % выборки определяют суеверия как веру во что-либо необъяснимое и нерациональное. «Суеверие - это неправильная вера во что-то и это необъяснимо»; «суеверия - это закономерности в жизни, которые не объяснимы и в которые верит человек»; «суеверия - это вера людей в события, которые им неподвластны и которые они не могут объяснить». В группе же зрелого возраста 2 периода суеверия в большей степени (52 % выборки) характеризуются как встреча с необъяснимым, однако имеющем весомое влияние на жизнь человека и общества в целом. «Суеверия - это что-то потустороннее, влияющие на нашу жизнь»; «Суеверия - это предостережения человека от беды и неудач»; «Это вера в сверхъестественные силы, которая передается из поколения в поколения и служит для защиты человека». Большое количество испытуемых 34 % в группе молодого возраста, 40 % в группе зрелого возраста 1 периода и 46 % в группе зрелого возраста 2 периода определили суеверия как просто веру в приметы, поверия, сверхъестественные силы и т. д. Для части испытуемых было затруднительно дать определение понятию «суеверие».

Наиболее распространенными во всех 3-х группах стали такие суеверия, которые связаны с черной кошкой, рассыпанной солью, пустыми ведрами, разбитыми зеркалами, прохождением под лестницей, выносом мусора вечером.

В использовании суеверий в жизни между испытуемыми есть различия в группах. В молодом возрасте в большей степени используют ритуалы, связанные с принесением удачи - 30 % выборки (талисманы,

обереги). Читают и верят в гороскопы 80 % выборки, пытаются предсказать будущее 25 % выборки (различные гадания). В группе зрелого возраста 1 периода отмечались в качестве используемых такие суеверные ритуалы, как гороскопы - 55 % выборки, исполнение желаний - 25 % выборки (загадать желание на падающую звезду, на новый год и др.), а также суеверия, связанные с избеганием неудач (не выносить мусор и не давать в долг вечером, не оставлять ножи на столе ночью, не рассыпать соль). В группе зрелого возраста 2 периода используются суеверия, предотвращающие неприятности, болезнь, горе, -85 % выборки (не расчесываться чужой расческой, не переходить дорогу траурной процессии, не давать никому лекарств, выпивать стакан воды после дурного сна), пользуются гороскопами 75 % выборки.

Как мы видим, во всех группах достаточно выражена вера в астрологию и гороскопы. В более молодом возрасте чаще используются ритуалы для принесения удачи и для того чтобы предугадать будущее, в более позднем возрасте происходит смещение в сторону предотвращения неприятностей и болезней.

Учитывая особенности каждого возрастного периода, характеризующиеся личностными изменениями: накопленным личностным опытом, мудростью, личностной зрелостью, изменением в разном возрастном периоде жизненной ситуации - можно предположить, что и уровень суеверности будет изменяться. Для более подробного анализа суеверности на каждом возрастном этапе рассмотрим результаты, полученные по методике «Опросник верований и суеверий» (таблица).

Таблица. Значимость среднегрупповых показателей в попарном сравнении групп разного возраста по методике ОВИС Table. The significance of average group indicators in the pairwise comparison of different age groups according to the Questionnaire of beliefs and superstitions

Шкалы Молодой возраст / Зрелый возраст 1 период Зрелый возраст 1 период/ Зрелый возраст 2 период Зрелый возраст 2 период/ Юношеский возраст

Шкала пралогического восприятия 16.5 16.0 17.2

Шкала магической тревожности 10.9 10.3 12.0

Шкала магического прогноза 11.0 13.1** 17.3**

Шкала использования нетрадиционных способов лечения 10.5 11.5* 15.5**

Шкала активного применения пралоги-ческой защиты 9 9** 5.7** 9.8

Общий уровень 58.9 56.7** 72.4**

Прим.: * - различие значимо на уровне р<0,05; ** - различие значимо на уровне р<0,01.

Анализируя показатель общего уровня суеверности, важно отметить наличие статистически значимых различий в группах зрелого возраста 1 и 2 периода 0= -15,67; р<0,01) и в группах зрелого возраста 2 периода и молодого возраста 0=13,39; р<0,01). Низкую выраженность данный показатель

имеет в группе зрелого возраста 1 периода и умеренную выраженность в группе молодого возраста и зрелого возраста 2 периода. Как и предполагалось, существуют различия уровня суеверности в разных возрастных группах. Рассмотрим более подробно выраженность шкал методики.

По шкале магического прогноза значимыми являются различия между группами зрелого возраста 1 и 2 периодов 0=-4,11; р<0,01) и между зрелым возрастом 2 периода и молодым возрастом 0=-6,24; р<0,01). Данные показатели указывают на то, что по мере увеличения возраста выборки увеличивается выраженность данного показателя. Чем старше выборка, тем более выражены представления о предначертанности, изначальной заданности судьбы и неизбежности происходящего. Это может быть связано с тем, что по мере роста жизненного опыта у человека накапливаются определенные знания жизненных сценариев и факторов, способных на это влиять. Такого рода проявления суеверности могут выступать в качестве защитной схемы на снижение жизненной активности с возрастом у человека и значительное уменьшение жизненных перспектив, вследствие чего принимается более пассивная позиция, и человек как бы плывет по течению, не пытаясь что-либо изменить и оправдывая свою пассивность неизбежностью происходящего.

Рассматривая результаты групп по шкале использования нетрадиционных способов лечения, также получены значимые различия между группами зрелого возраста 1 и 2 периодов 0=-3,94; р<0,05) и зрелым возрастом 2 периода и молодого возраста 0=4,93; р<0,01). Показатели по данной шкале наименее выражены в группе молодого возраста и имеют наибольшую выраженность в группе зрелого возраста 2 периода. Следовательно, чем старше выборка, тем выше готовность обращаться за помощью в отношении здоровья к знахарям, целителям, экстрасенсам, повышается вера в чудесные исцеления при использовании особых магических лекарств, амулетов, оберегов и т. п. Данная тенденция может быть связана с ухудшением здоровья по мере увеличения возраста. Человек через подобные суеверия пытается взять в руки исправление и контроль своего здоровья.

По шкале активного применения пралогической защиты, которая отражает действенное применение су-

еверно-ритуальной деятельности в практике повседневной жизни, получены статистически значимые различия между группами молодого и зрелого возраста 1 периода 0=4,23; р<0,01) и между зрелым возрастом 1 и 2 периодов 0=4,13; р<0,01). Практически одинаковую умеренную выраженность данная шкала имеет в группах молодого возраста и зрелого возраста 2 периода, при этом в группе зрелого возраста 1 периода выраженность данного показателя низкая. Следовательно, в молодом и в зрелом возрасте 2 периода чаще используются определенные ритуальные действия с расчетом на их реальную помощь и направленные на снижение психоэмоционального напряжения. Это может быть связано с тем, что в молодом возрасте преобладает символическая деятельность, так как в большинстве случаев еще нет возможности реального активного изменения жизненной ситуации. В зрелом возрасте 2 периода снижается активность и стремление к изменению. Суеверия же не требуют особых затрат и усилий, поэтому и используются в большей степени создавая видимость действий по улучшению своей жизненной ситуации.

Таким образом, суммируя результаты, мы видим, что в разных возрастных группах существуют определенные различия во взглядах на суеверия и в особенностях их применения в повседневной жизни. Также мы можем предположить, что суеверность не взаимосвязана с незрелостью мышления или недостаточным личностным опытом, так как имеет высокие показатели не только в молодом, но и в зрелом возрасте. Наибольшую выраженность суеверность приобретает в тех возрастных периодах, в которых у человека создается нестабильная жизненная ситуация или снижается его жизненная активность. Следовательно, можно предположить, что повышению уровню суеверности способствует возрастание беспомощности в определенной жизненной ситуации, а суеверия выступают как некий адаптирующий и снижающий тревожность механизм через создание видимости реальной деятельности.

Литература

1. Саенко Ю. В. Психологические аспекты изучения суеверий // Вопросы психологии. 2006. № 6. С. 85-96.

2. Чеснокова Н. В. Вера как цель нравственного воспитания младшего школьника (новый взгляд) // Омский научный вестник. 2007. № 6. С. 128-131.

3. Ялом И. Д. Лечение от любви и другие психотерапевтические новеллы. М.: Класс, 2005. 114 с.

4. Ofori P. K., Tod D., Lavallee D. Predictors of superstitious beliefs // Journal of Psychology in Africa. 2017. Vol. 27. Iss. 1. P. 1-12.

5. Broch T. B., Kristiansen E. "The margin for error": Ritual coping with cultural pressures // Scandinavian Journal of Medicine. 2014. Vol. 24. Iss. 5. P. 837-845.

6. Fluke S. M., Webster R. J., Saucier D. A. Methodological and theoretical improvements in the study of superstitious beliefs and behavior // British Journal of Psychology. 2014. Vol. 105. Iss. 1. P. 102-126.

7. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. М.: Аспект Пресс, 2003. 368 с.

8. Субботский Е. В. Выживание в мире машин: взгляд психолога на причины веры в магию // Национальный психологический журнал. 2010. № 1. С. 42-47.

9. Bleak J. L., Frederick C. M. Superstitious behavior in sport: Levels of effectiveness and determinants of use in three collegiate sports // Journal of sport behavior. 1998. Vol. 21. № 1. P. 1-15.

10. Романюк Д. А. Психологический анализ одного суеверия // Вюник шслядипломно! освгги. 2011. № 3. С. 447-451.

11. Стоянова И. Я. Пралогические образования в норме и патологии: автореф. дис. д-ра психол. наук. Томск, 2007. 36 с.

FEATURES OF MANIFESTATION OF SUPERSTITION AND VIEWS ON THE NATURE OF SUPERSTITION AT DIFFERENT AGE STAGES Nadejda P. Andryushkova1 @

1 Donetsk National University, 24, Universitetskaya St., Donetsk, Ukraine, 83001 @ andruchkova@rambler.ru

Received 12.01.2018. Accepted 13.03.2018.

Keywords: superstition, ghost fear, ritual, faith, age, mechanism.

Abstract: The article is devoted to the analysis of the phenomenon of superstition as a psychological property of the individual. The current research is based on various studies aimed at establishing the reasons that encourage people to appeal to superstitions, and features the main motives for using superstitious and rituals in everyday life. The initial stage of superstition formation has been analyzed. A thorough study on the transformation of superstitiousness at different age stages together with the analysis of its causes involved 300 respondents aged 19 - 60 that were divided into three age groups - the young, the first period maturity and the second period maturity. The author has compared the views on the nature and definition of superstitions, the characteristics of various superstitious ritual activities in different age groups, analyzed the level of expression of average superstition and its individual components in each age group.

For citation: Andriushkova N. P. Osobennosti vyrazhennosti suevernosti i predstavlenii na prirodu sueverii na raznykh vozrastnykh etapakh [Features of Manifestation of Superstition and Views on the Nature of Superstition at Different Age Stages]. Bulletin of Kemerovo State University, no. 1 (2018): 85-89. DOI:10.21603/2078-8975-2018-1-85-89.

References

1. Saenko Yu. V. Psikhologicheskie aspekty izucheniia sueverii [Psychological aspects of studying superstitions]. Voprosy psikhologii = Questions of psychology, no. 6 (2006): 85-96.

2. Chesnokova N. V. Vera kak tsel' nravstvennogo vospitaniia mladshego shkol'nika (novyi vzgliad) [Faith as the goal of moral education of the younger schoolchild (a new look)]. Omskii nauchnyi vestnik = Omsk scientific Bulletin, no. 6 (2007): 128-131.

3. Yalom I. D. Lechenie ot liubvi i drugie psikhoterapevticheskie novelly [Treatment of love and other psychotherapeutic novels]. Moscow: Class, 2005, 114.

4. Ofori P. K., Tod D., Lavallee D. Predictors of superstitious beliefs. Journal of Psychology in Africa, vol. 27, Iss. 1 (2017): 1-12.

5. Broch T. B., Kristiansen E. "The margin for error": Ritual coping with cultural pressures. Scandinavian Journal of Medicine, vol. 24, Iss. 5 (2014): 837-845.

6. Fluke S. M., Webster R. J., Saucier D. A. Methodological and theoretical improvements in the study of superstitious beliefs and behavior. British Journal of Psychology, vol. 105, Iss. 1 (2014): 102-126.

7. Stefanenko T. G. Etnopsikhologiia [Ethnopsychology]. Moscow: Aspect Press, 2003, 368.

8. Subbotskii E. V. Vyzhivanie v mire mashin: vzgliad psikhologa na prichiny very v magiiu [Survival in the machine world: a psychologist's view on the causes of faith in magic]. Natsional'nyi psikhologicheskii zhurnal = National psychological journal, no. 1 (2010): 42-47.

9. Bleak J. L., Frederick C. M. Superstitious behavior in sport: Levels of effectiveness and determinants of use in three collegiate sports. Journal of sport behavior, 21, no. 1 (1998): 1-15.

10. Romaniuk D. A. Psikhologicheskii analiz odnogo sueveriia [Psychological analysis of one superstition]. Visnikpisliadiplomnoi osviti = Bulletin of postgraduate education, no. 3 (2011): 447-451.

11. Stoyanova I. Ya. Pralogicheskie obrazovaniia v norme i patologii. Avtoref. diss. doktora psikhol. nauk [Prelogical formations in norm and pathology. Dr. psychol. Sci. Diss. Abstr.]. Tomsk, 2007, 36.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.