Научная статья на тему 'Место суеверий в студенческой среде'

Место суеверий в студенческой среде Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1402
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / СТУДЕНЧЕСКАЯ СРЕДА / СУЕВЕРИЯ / ПРИЧИНЫ / ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ СЕССИЯ / ПОСЛЕДСТВИЯ / STUDENTS / STUDENT'S ENVIRONMENT / SUPERSTITION / REASONS / EXAMS / CONSEQUENCES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Воронежский И.С. И.С., Зинченко Я.Г.

В данной статье рассматривается проблема суеверий в студенческой среде, характеризующая возросшим интересом студентов к приметам и суевериям, особенно в период экзаменационной сессии. Представлен анализ суеверных представлений студентов с 1 по 5 курс, на примере учащихся Южно-Российского Института Управления РАНХиГС. Выявлены причины верования в те или иные приметы. Определена роль и место суеверий в студенческой среде

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PLACE OF SUPERSTITIONS IN THE STUDENT'S ENVIRONMENT

This article deals with the problem of superstition in the student's environment characterized by increased interest of students to the beliefs and superstitions, especially during the exam session. The article presents the analysis of the superstitious ideas of students from 1 to 5 course, an example of students of South-Russian Institute of Management RANEPA. Also there are revealed the causes of belief in certain omens. The role and place of of superstitions in the student's environment

Текст научной работы на тему «Место суеверий в студенческой среде»

УДК 398.3:378

МЕСТО СУЕВЕРИЙ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ PLACE OF SUPERSTITIONS IN THE STUDENT'S ENVIRONMENT

Воронежский И.С. ЮРИУ РАНХиГС Зинченко Я.Г. к.с.н., доцент кафедры социологии, ЮРИУ РАНХиГС

Voronezchsky I.S. SRIoM RANEPA Zinchenko Y.G. Associate Professor of Department of Sociology, SRIoM RANEPA

В данной статье рассматривается проблема суеверий в студенческой среде, характеризующая возросшим интересом студентов к приметам и суевериям, особенно в период экзаменационной сессии. Представлен анализ суеверных представлений студентов с 1 по 5 курс, на примере учащихся Южно-Российского Института Управления РАНХиГС. Выявлены причины верования в те или иные приметы. Определена роль и место суеверий в студенческой среде.

Ключевые слова: студенты, студенческая среда, суеверия, причины, экзаменационная сессия, последствия.

This article deals with the problem of superstition in the student's environment characterized by increased interest of students to the beliefs and superstitions, especially during the exam session. The article presents the analysis of the superstitious ideas of students from 1 to 5 course, an example of students of South-Russian Institute of Management RANEPA. Also there are revealed the causes of belief in certain omens. The role and place of of superstitions in the student's environment.

Keywords: students, student's environment, superstition, reasons, exams, consequences.

В современном мире одно из важных мест в сознании значительной части населения занимают суеверные представления и суеверия в целом. При этом, данная тема является недостаточно изученной в силу своей специфичности. Поскольку действия, на вере в которые основывается суеверие, не просто объяснить законами природы и физики.

Что же такое суеверие? Суеверие — предрассудок, представляющий собой, веру в какие-либо сверхъестественные, потусторонние силы. Стоит отметить, что количество определений суеверия ровно столько, сколько авторов этих определений, то есть, ученых, кого заинтересовала данная тема. При этом, в трактовку определения «суеверия» различные исследовател и вкладывают совершенно разнообразный смысл.

Суеверие представляет собой явление, которое избавляет человека от страха перед неизведанным, рождает «уверенность в завтрашнем дне». Отсутствие той самой «уверенности», особенно необходимой в кризисных ситуациях, усиливает потребность индивида руководствоваться в своей жизнедеятельности исторически установленными традициями, обрядовыми действиями, именуемыми ритуалами, к числу которых отнесены и суеверия.

В основе суеверных представлений лежат разнообразные страхи, часто иррациональные, необъяснимые; суеверным же поведением человека движет желание избавиться от нависающих над ним аффективных переживаний [1]. В данном случае, особое место занимают приметы, имеющие, своего рода, прогностический характер, касательно определенного события в будущем. Такие приметы являются подтверждением точек зрения многих ученых, которые считают, что вера в приметы связана по своему происхождению со, своего рода, магическим мышлением, которое существовало на ранних этапах исторического развития человечества, и подразумевает веру человека в субъективную способность повлиять на явления внешнего мира в будущем сверхъестественным образом [2].

Данная тема нашла отражение у множества ученых. Например, Владимир Иванович Даль трактует суеверие как ошибочное, ложное верование; веру в чудесное, сверхъестественное, гадания, приметы; веру в причину и последствие, где никакой причинной связи не видно.

У Л. Леви-Брюля суеверия представляют собой разновидность коллективных наблюдений и умозаключений, которые возникают в ходе передачи их от поколения к поколению в результате действия механизмов внушения, заражения и подражания.

Согласно мнению В. Мезенцева, суеверия представляют собой не что иное, как совокупность наблюдений, основанных на вере в чудесное, сверхъестественное, которое возникает от недостатка знаний. А сверхъестественным является все, что выходит за рамки повседневного практического опыта индивида и не способно уложиться в его привычные представления.

Борис Федорович Поршнев, в свою очередь, утверждает, что суеверные представления противостоят разуму человека и как проявления доисторического сознания являются продуктом несвободы, свойственной родоплеменным традициям и обычаям.

Таким образом, можно сказать, что большинство ученых, занимающихся проблемой суеверия, трактуют его как негативное явление, характеризующееся верой в ложное, неистинное, противоречащее разуму человека. Но, так ли это на самом деле.

Суеверия особенно сильно распространены в студенческой среде, а именно, в процессе получения образования, чаще всего встречаются суеверия, связанные с экзаменационной сессией [3]. Это легко объясняется тем, что в период экзаменационной сессии студент подвержен психологическому напряжению, которое выражается в волнении перед предстоящим экзаменом или зачетом. Это обуславливается, в первую

очередь, наличием потребности в безопасности и защите своей личности от негативных переживаний. В этот момент, суеверие выступает как некий успокаивающий фактор, который способствует процессу нормализации психологического состояния.

Актуальность данной работы обусловлена сложившейся в современном студенческом обществе обстановкой, которая характеризуется возросшим интересом к приметам и суевериям, особенно в период экзаменационной сессии.

Для выявления степени значимости суеверия в студенческой среде было проведено социологическое исследование, где объектом исследования стали студенты 1-5 курса ЮРИУ РАНХиГС, а предметом послужили их суеверные представления.

Цель данного исследования: выяснить какое же место занимает суеверие в студенческой среде. Отсюда задача: проанализировать мнение студентов на предмет их суеверных представлений. Метод, используемый при сборе данной информации - опрос в форме анкетироавния.

Для сбора, необходимой для социологического исследования, информации была разработана анкета [4]. В данной анкете содержалось 10 вопросов, помогающих наиболее точно проанализировать ответы студентов на предмет их суеверных представлений. Всего в анкетировании участвовало 150 респондентов, это были студенты 1-5 курса ЮРИУ РАНХиГС. По результатам анкетирования можно сделать следующие выводы:

• Из числа испытуемых, суеверными себя считают 76% опрошенных, а это 114 человек. Ответившие отрицательно на данный вопрос в дальнейшем опросе не участвовали. Таким образом, становится очевидно, что большинство студентов ЮРИУ РАНХиГС являются суеверными;

• На вопрос «Для чего людям суеверие?» 68% опрошенных выбрали вариант ответа «предотвращение негативных последствий», остальные же

32% ответили «приманивание удачи». Ответы на данный вопрос способствуют выявлению причин верования в суеверия. Так, например, в первом случае имеет место быть отражение наличия страха и наличия потребности в собственной защите у студентов, а во втором случае, ответ свидетельствует о наличии неуверенности;

• Все респонденты знают о наличие примет, облегчающих сдачу экзамена или зачета, но при этом только 91% верит в данные приметы. Это является достаточно интересным фактом, поскольку свидетельствует о наличии определенной доли скептицизма у студентов по отношению к тем или иным приметам;

• 88% процентов опрошенных, совершают обрядовые действия для успешной сдачи сессии, и любопытным является то, что 93% из этого числа, данные действия действительно помогают. Интересным это является потому, что науке неизвестна вся суть суеверий, остается открытым вопрос « Являются ли суеверия лишь определенным стечением обстоятельств или же имеет место быть закономерность явлений?»;

• Касательно возрастной структуры, различия незначительны. Это означает, что количество студентов, верующих в суеверия, на первом курсе приблизительно соответствует количеству студентов, верующих в суеверия, на втором, третьем и последующих курсах.

• Также следует отметить, что среди опрошенных, относящихся к суеверным,- 33% учатся на оценку «удовлетворительно», 38% - «хорошо», 19%- «хорошо и отлично», и лишь 10% учатся на оценку только «отлично». Таким образом, можно сделать очевидный вывод, что суеверие пользуется возросшим интересом у студентов с оценками «удовлетворительно» и «хорошо», что, на мой взгляд, связано, в первую очередь, с их неуверенностью в собственных силах и глубине знаний при сдаче экзаменационной сессии.

• Стоит отметить, что все респонденты видят суеверия только с положительной стороны, мотивируя это тем, что приметы и суеверия играют важную роль в подготовке к экзамену или зачету в силу своей психологической составляющей, а именно, помогают подавить довлеющее над ними страхи и волнения.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что суеверия не только имеют место быть в студенческой среде, но и играют немаловажную роль. И, самое интересное то, что достаточно большое количество суеверий воплощаются в реалии, поэтому люди продолжают им верить, так как стараются, как сами указали в анкетах, предотвратить негативные последствия и приманить удачу. Поэтому студенты используют талисманы, всевозможные аксессуары, а также совершают обрядовые действия, чтобы чувствовать себя защищенным «на успех» во время сессии.

Таким образом, можно смело утверждать, что суеверия избавляют или, в некоторой степени, уменьшают уровень страха у человека перед неизведанным и рождают определенную уверенность в собственных силах. Но ведь, как говорят: «Главное верить, и это произойдет!»

Библиографический список

• Саенко Ю.В. Суеверия как продукт мифологического мышления // Творческое наследие А. В. Брушлинского и О.К. Тихомирова и современная психология мышления. М.: Ин-т психологии РАН, 2003.

• Суеверие [Электронный ресурс] URL: http://psychlib.ru (Дата обращения 10.04.2016 г.)

• Саенко Ю.В. Суеверия современных студентов // Вопросы психологии. № 4. 2004.

• Саенко Ю.В. Исследование суеверности тестовым методом // Проблемы российской правовой системы. Инновационные процессы в образовании. Таганрог: Изд-во ТИУиЭ, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.