Научная статья на тему 'Особенности выборов-2014 в местные Советы республики Беларусь'

Особенности выборов-2014 в местные Советы республики Беларусь Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
50
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫБОРЫ / ELECTION / БЕЛОРУССИЯ / BELARUS / ОППОЗИЦИЯ / OPPOSITION / ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ELECTORAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Фадеев А.В.

В статье на базе большого количества актуальных данных о Республике Беларусь описывается механизм проведения выборов в Местные советы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE 2014 ELECTIONS TO LOCAL COUNCILS OF THE REPUBLIC OF BELARUS

In the article on the basis of a large number of relevant data on the Republic of Belarus provides a mechanism for elections to local councils.

Текст научной работы на тему «Особенности выборов-2014 в местные Советы республики Беларусь»

УДК: 324 ФАДЕЕВ A.B.,

заведующий отделом Белоруссии Института стран СНГ

Эл. адрес: bb@materik.ru FADEEV А.,

head of Department of Belarus, Institute of CIS Countries

Ключевые слова:

выборы, Белоруссия, оппозиция, избирательная система

Keywords:

election, Belarus, opposition, electoral system

ОСОБЕННОСТИ ВЫБОРОВ - 2014 В МЕСТНЫЕ СОВЕТЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

В статье на базе большого количества актуальных данных о Республике Беларусь описывается механизм проведения выборов в местные советы.

FEATURES OF THE 2014 ELECTIONS TO LOCAL COUNCILS OF THE REPUBLIC OF BELARUS

The article on the basis of a large number of relevant data concerning the Republic of Belarus provides a mechanism of elections to local councils.

Готовиться к очередным выборам в местные Советы власти Белоруссии начали задолго до их проведения, хотя фактический старт избирательной кампании был дан Президентом Республики Беларусь (РБ) Александром Лукашенко 2 декабря 2013 года. При этом глава государства назначил местные выборы на 23 марта 2014 года и одновременно обязал властную вертикаль «вполне серьезно подойти

к этому этапу развития нашего государства» [7]. Соответствующий указ (№ 557), который возложил на государственные органы и организации обеспечение подготовки и проведения выборов, а на республиканский бюджет — их финансирование, был подписан 16 декабря 2013 года [13]. Однако косвенные свидетельства о тщательной и заблаговременной подготовке правящего класса к выборам

в рамках цикла «местные Советы (2014) — президент (2015) — Национальное собрание (2016)» прослеживались гораздо раньше. Еще в начале прошлого года Лукашенко провел совещание, на котором инициировал срочное внесение частичных изменений в Избирательный кодекс и другие законы Республики Беларусь. Из интервью председателя Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов Лидии Ермоши-ной Первому национальному каналу Белорусского радио (21 октября 2013 года) стало ясно, что предлагаемые изменения целенаправленно разрабатывались в недрах президентской администрации и Центризбиркома в течение последних 1,5— 2 лет [1].

Стоит заметить, что как в целом в республике, так и в белорусских регионах политические элиты (в их классическом понимании) пока не сложились. Также не сформировались механизм рекрутирования и селекции политически активного класса и группы влияния на выработку ценностей и примеров подражания для общества. Прошедшая в 2010 году избирательная кампания по выбору депутатов местных Советов 26-го созыва достаточно ясно показала, что население Белоруссии в условиях все возрастающей аномии испытывает недоверие ко

всем политическим партиям и их лидерам, включая пропрезидентские общественно-политические структуры. Заметный скепсис избиратели проявляют и ко всем органам исполнительной власти на местах, довольно безразлично относятся к деятельности Советов. Депутатство в этих организациях местного самоуправления рассматривается как самый низкий уровень причастности к государственной власти, а депутат в этой связи имеет довольно низкий социальный статус. Проведенные в последние годы социологические опросы подтверждают, что устойчивым доверием белорусского общества неизменно пользуются только два института — Православная церковь и армия1.

У широких электоральных масс налицо падение интереса к политике, заслоняемое стремлением к достижению собственных интересов, повышению материального достатка. К тому же следует учитывать одну важную особенность национального менталитета — белорусы вообще не сторонники публичной коллективной деятельности, к активистам которой относятся прохладно. Собственную социальную и политическую активность (и только в случае крайнего обострения ситуации) жители республики предпочитают проявлять в скрытой форме, оставаясь в тени.

1 По последнему соцопросу НИСЭПИ (Вильнюс), в РБ (2014 год), наибольшим доверием населения пользуется Православная церковь (ей доверяют 63%, не доверяют — 26%), на 2-м месте — армия (доверяют — 44%, не доверяют — 40%), президент А. Г. Лукашенко оказался только на 9-м месте (ему доверяют — 38%, а не доверяют — 48% (!).

Что касается предпринимательского класса, то на фоне известного многолетнего конфликта мелких и средних предпринимателей с правительством интерес их к участию в работе местных Советов (не имеющих полномочий для решения проблем бизнеса) явно угасает. Сегодня предприниматели озабочены исключительно принятием президентского Указа «О некоторых вопросах реализации товаров индивидуальными предпринимателями и иными физическими лицами». Их возможную негативную и бурную реакцию накануне выборов постарался купировать Александр Лукашенко: «Некоторые политики от предпринимательства, хотя их трудно назвать политиками, представляющие интересы предпринимателей, пытаются шантажировать власть, в том числе президента. Вот чего бы я не совето-

вал, так делать подобные заявления в средствах массовой информации, ибо это может просто вылезти боком. Меня пугать бесполезно. Майдана мы не допустим в нашей стране» [14].

Экономические и социальные трудности, несмотря на заверения республиканских властей, только усиливаются, но массы потенциальных избирателей пока, судя во всему, не готовы разделить с режимом ответственность хотя бы за состояние местных дел. Это, конечно, не способствует интенсификации процесса создания снизу системы подлинного самоуправления и народного контроля, элементов какого-то нового социально-политического порядка, да и сама действующая властная вертикаль, учитывая ее авторитарный характер, этого никогда не допустит.

Решение властями главной проблемы избирательного цикла

Отношение президентской администрации к избирательной кампании по выборам в местные Советы, а также к грядущим выборам главы государства во многом определяется теми весьма сложными финансово-экономическими условиями, в которых оказалась Республика Беларусь. Все явственнее проступают негативные стороны «белорусской модели», которая оказалась неадекватной объективным тенденциям социально-экономического развития, а, главное, неспособной противостоять вызовам, порожденным финансово-эконо-

мическим кризисом, пришедшим с Запада.

Для белорусских граждан явное отставание по размерам национального дохода на душу населения от соседних стран (прежде всего России, Польши и Литвы), а также от других развитых стран Евросоюза, все острее ощущается на собственном жизненном уровне. Многие в республике понимают, что программы правительства по выходу из системного кризиса и предпринимаемые им «в ручном режиме» усилия не ставят целью проведение глубоких реформ. А тем временем необходи-

мость таких преобразований, направленных на демонтаж архаичной, громоздкой и затратной структуры производства и управления, маловосприимчивой к внедрению новейших технологий и научно-технических достижений, в белорусском обществе, да и большинством высших управленцев вполне осознается.

Тщетность предпринятых мер видна на примере неудачных попыток Правительства РБ увеличить объем экспорта товаров, повысить производительность труда, снизить энерго- и материалоемкость производства, привлечь масштабные прямые иностранные инвестиции и повысить эффективность капиталовложений. Полностью провалились планы существенно нарастить объем валового внутреннего продукта: по явно завышенным официальным данным за прошлый год объем ВВП увеличился по сравнению с 2012 годом в сопоставимых ценах только на 0, 9% [22]. Производительность труда в среднем удалось поднять всего на 2,2% [27]. В 2013 году впервые объем промышленного производства в Республике Беларусь не только не вырос, но, наоборот, сократился на 4,8% [27]. Эта тенденция усилилась в 2014 году — в январе падение промышленного производства достигло уже 7,1% (в сравнении с не лучшим 2013 годом) [28].

В экспортноориентированной Белоруссии катастрофическое положение наблюдается в сфере внешней торговли товарами: в 2013 году баланс внешнеторговых операций получился отрицательным — 5 млрд. 766,3 млн.

долларов США [2]; с Россией — минус 6 млрд. 058,2 млн. долларов [2]. Внешнеторговый оборот товаров и услуг снизился в 2013 году на 11,2%, экспорт сократился на 16,3% [27].

Самым тяжелым бременем для экономики Белоруссии стал огромный внешний государственный долг и все нарастающие финансовые расходы на его обслуживание. Внешний государственный долг РБ на 1 января 2014 года составил 12,4 млрд. долларов, или 17,4% ВВП [23]. По сведениям Национального банка РБ, совокупный государственный долг на 1 ноября 2013 года составил 144,6 трлн. белорусских рублей, в том числе внутренний — 32,7 трлн. белорусских рублей. Международные резервные активы Республики Беларусь на 1 февраля 2014 года сократились до 6 млрд. 227,8 млн. долларов [24]. Однако это не остановило президента и правительство, которые упорно продолжают изыскивать новые источники кредитов и займов, стремясь с их помощью сохранить стабильность национальной валюты, залатать дыры в бюджете и хоть как-то выполнить свои социальные обязательства перед выборами.

При этом правящий класс республики старается скрыть от населения тот факт, что хронический бюджетный дефицит во многом обусловлен не последствиями мирового экономического кризиса, а падением конкурентоспособности белорусских товаров, как на рынке стран ЕС, так и на рынке союзной России, поскольку они перестали по многим позициям отвечать высоким стандартам качества, технического уровня и по ассортименту.

Кроме того, правительство, несмотря на неоднократные жесткие указания президента, не может принять меры по разгрузке складов, справиться с ростом количества убыточных предприятий, обуздать инфляцию и отказаться от практики госбюджетных дотаций промышленному сектору и АПК. Склады остаются затоваренными, запасы готовой продукции (в соотношении к среднемесячному объему производства) в 2013 году в фактических ценах составили 70,2% [27]. На 1 декабря 2013 года 70,4% промышленных предприятий республики имели просроченную кредиторскую задолженность и 82,7% — просроченную дебиторскую задолженность [27].

Не лучше положение было в сельском хозяйстве: по итогам работы в январе — ноябре 2013 года убыточными были 811 сельхозпредприятий (54,1% от общего их числа). Однако с учетом оказанной предприятиям господдержки, убыточными по итогам 11 месяцев 2013 года были признаны только 52 сельхозпредприятия (3, 5% от общего числа). Кредиторская задолженность организаций сельского хозяйства достигла 39,4 трлн. белорусских рублей, увеличившись на 52,2%

за январь — ноябрь 2013 года Просроченная кредиторская задолженность составила 7 трлн. белорусских рублей [6].

Пока единственный выход правительству видится в перекладывании финансовых трудностей на плечи населения путем регулярного повышения цен на товары и услуги, изобретения новых и повышения старых налогов, что, естественно, вызывает крайнее раздражение и недовольство у белорусских граждан.

В этих обстоятельствах накануне мартовских выборов в местные Советы президент и его окружение видели свою главную задачу в том, чтобы не допустить резкого падения материального благосостояния потенциальных избирателей на фоне замедления темпов экономического развития, значительного снижения доходов от экспорта и неуклонной девальвации национальной валюты. Успешное решение этой проблемы, как и в прежние годы, официальным Минском решалось путем новых внешних заимствований, а также в удержании жесткого контроля за состоянием банковско-финансовой сферы и хозяйственного комплекса.

Новые предвыборные технологий по нейтрализации структурной оппозиции

Автократический режим, сложив -шийся в Республике Беларусь, в силу особенностей своего характера и методов функционирования постоянно озабочен воспроизведением конформистской модели политического пове-

дения и не заинтересован в расширении демократических прав и свобод, в придании открытости политическим процессам, включая выборы. Все это совершенно не способствует активизации политической активности

граждан РБ, приобретению ими политического опыта и определению собственной ценностной политической позиции. Полностью разгромив слабую и разрозненную оппозицию после президентских выборов 2010 года, белорусская «горка» обеспечила не только политическую стабильность в стране, но и безальтернативность социального выбора, что уже само по себе гарантирует спокойное переизбрание кандидатов от правящего класса на выборах любого уровня.

Вместе с тем, Президент РБ Александр Лукашенко, назначая руководителей местных исполнительных органов 23 января 2014 года, подчеркнул, что особенность политической жизни республики заключается в предстоящих крупных избирательных кампаниях, которые начнутся с выборов в местные Советы депутатов. «Это экзамен, — сказал глава государства, — мы это не скрываем, люди нас будут оценивать... Поэтому я убедительно прошу вас эту политическую составляющую не сбрасывать со счетов» [17]. Ранее председатель Центральной комиссии РБ по выборам и проведению республиканских референдумов Лидия Ермошина подчеркивала: «Это очень глобальная избирательная кампания. Она является самой крупной и самой сложной организационно в силу того, что мы избираем очень большой депутатский корпус» [1].

Поскольку система народовластия в республике, в понимании Александра Лукашенко, базируется на прямом диалоге президента с народом, большое значение придается активности избирателей, их высокой явке на выборы.

Поэтому глава государства специально попросил граждан Республики Беларусь проявить активность на предстоящих выборах местных Советов [19]. На местных выборах 2010 года явка, по официальным данным Центризбиркома РБ, составила 72,5%.

25 ноября 2013 года Национальное собрание приняло Закон Республики Беларусь № 72-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам проведения выборов и референдумов» (вступил в силу 8 декабря 2013 года). С одной стороны, большая часть внесенных изменений в избирательное законодательство республики не касается процедуры местных выборов, что еще раз подтвердил Центризбирком РБ [30]. С другой — белорусские власти, стремясь купировать известную тактику оппозиции, суть которой сводится к побуждению электората бойкотировать выборы, провели поправки, запрещающие призывы к срыву, отмене или переносу сроков выборов всех уровней. При этом глава Центризбиркома Лидия Ермошина открыто призналась, что властями при введении запрета на бойкот выборов была учтена «негативная практика» ведения агитации со стороны оппозиционных кандидатов в рамках последних избирательных кампаний [7].

Не следует также забывать, что перед выборами депутатов местных Советов 25-го созыва в январе 2007 года избирательное законодательство Республики Беларусь уже изменялось путем удешевления и «упрощения» (термин Ермошиной) процедуры местных выборов, которые с тех пор стали

проводиться в один тур на основе принципа относительного большинства.

Процесс выдвижения кандидатов в депутаты местных Советов завершился 10 февраля 2014 года. При этом следует отметить, что президентскую администрацию нынешний корпус депутатов местных Советов вполне устраивает и в его обновлении власти республики совершенно не заинтересованы. Поэтому почти половина депутатов действующего созыва (47,3%) и большинство председателей Советов были снова допущены к выборам [26]. И еще один важный аспект, который властями не афишируется — многие кандидаты уже поработали депутатами в местных Советах предшествующих созывов. И это уже стало определенной традицией: на выборах 2010 года, например, более половины кандидатов (11 186 из 21288) были избраны не в первый раз [31], хотя перед голосованием власти уверяли белорусскую общественность, что намереваются значительно обновить депутатский корпус за счет новичков.

Традиционно правящий класс опять сделал ставку на наиболее консервативно настроенные слои населения: крестьян (их было выдвинуто 22,7%, что, правда, меньше, чем на выборах, например, депутатов 25-го созыва — 28,3%), госчиновников — 12%, женщин — 46,3% [11]. К тому же Лидия Ермошина не сомневается, что доля женщин еще более увеличится после регистрации кандидатов, поскольку «они более ответственно подходят к заполнению документов» [3].

Напуганные, как представляется, бурными событиями на Украине, где

наиболее активными в захвате административных зданий и на Майдане были юные боевики, власти негласно уменьшили квоту для кандидатов от молодежи — выдвиженцев моложе 30 лет впервые оказалось допущено к выборам около одной тысячи (менее 5%) [25].

Головной болью властей остаются выборы в Минский городской совет, на место в котором в 2014 году сохраняется самый высокий конкурс — 4,7 соискателя на место. Зато по областям Белоруссии средний конкурс 2,3 соискателя на место, в райсоветы и горсоветы областного подчинения — 1,5, в Советы низового уровня — 1,2. К тому же власти не скрывают, что во многих сельских и поселковых Советах выборы снова пройдут на безальтернативной основе [26]. На выборах в Советы—2010, напомним, было два десятка безальтернативных избирательных округов.

Порядок направления наблюдателей от общественных объединений на местные выборы 19 февраля 2014 неожиданно был упрощен Центризбиркомом года якобы в ответ на обращение председателя Белорусского хельсинского комитета (БХК) Олега Гулака [15]. Однако это была мелкая тактическая уступка: республиканские власти, изменив избирательное законодательство, так и не решились в рамках местных выборов и предстоящих выборов главы государства предоставить право выдвижения кандидатов в депутаты (и в президенты) общественным организациям. По-прежнему в Белоруссии остались три способа выдвижения: от трудовых

коллективов, от официально зарегистрированных Министерством юстиции политических партий и путем сбора подписей [30]. Но и здесь есть тщательно продуманные правящим режимом ограничения. Политические партии, например, могут выдвигать кандидатов в депутаты только в соответствующие Советы: областная организация — в областной, районная — в районный, городская — в городской. Трудовым коллективам, в которых менее 150 работающих, запрещено выдвигать кандидатов в депутаты в областные Советы и Минский городской совет и т. п. [10].

На нынешних выборах кандидатов в депутаты Советов от политических партий, например, было выдвинуто менее 3%. Больше всего выдвинула кандидатов пропрезидентская Коммунистическая партия Беларуси (КПБ) — 276, среди оппозиционных структур на 1-м месте оказалась белорусская партия левых «Справедливый мир» - 119 (у ОГП - 111, БСДП (Гра-мада) — 50, партии БНФ — 35) [26]. В Республике Беларусь официально зарегистрировано 15 партий, однако республиканские органы этих партий в избирательной кампании практически не участвуют. Это подтвердила и глава Центризбиркома РБ Лидия Ер-мошина: «Они, конечно, определяют политику, но юридически значимых действий почти не совершают» [29].

Функционеры политических партий самоустранились и от возможности выдвижения своих кандидатов через механизм сбора подписей избирателей. По официальным данным, менее 2% из общего числа заявлений

о регистрации инициативных групп граждан по сбору подписей избирателей в поддержку лиц, предлагаемых для выдвижения в местные Советы, поступило от членов партий только 303 из 16060 [12].

Власти оставили, за редким исключением, на своих местах председателей и членов избирательных комиссий, которые были сформированы еще перед выборами депутатов палаты представителей Национального собрания РБ в 2012 году [4]. Тогда, напомним, окружные избирательные комиссии были созданы в основном за счет пропрезидентских организаций и партий: Федерации профсоюзов Белоруссии, БРСМ, республиканского общественного объединения»Белая Русь», Белорусского общественного объединения ветеранов, КПБ, Республиканской партии труда и справедливости, Белорусской патриотической партии, Белорусской социально-спортивной партии. От оппозиционных партий в окружные избирательные комиссии было включено всего 48 человек [9]. По признанию главы Лидии Ермо-шиной, многие председатели избирательных комиссий проводили выборы еще в советское время и даже не знают, что подсчет голосов теперь нужно проводить раздельно по ящикам для голосования [30].

Как и на выборах в местные Советы и президента в 2010 году, власти постараются состав сформированных региональных избирательных комиссий оставить без изменений к выборам главы государства в 2015 году. Поэтому вполне понятны интерес и особая придирчивость, проявленные

Центризбиркомом РБ к кандидатам в избирательные комиссии регионального уровня, вплоть до районного, когда по формальным основаниям ряд кандидатов в члены таких комиссий, прежде всего от оппозиции, решительно отводились. На сей раз тщательно проверялись не только биография, декларация о доходах и имуществе, но и документы о наличии или отсутствии непогашенной судимости. Стоит при этом напомнить, что и на прошлых выборах депутатов местных Советов 26-го созыва, по оценке, только 0, 3% членов избирательных комиссий представляли структурную оппозицию [32].

Функционеры белорусской оппозиции и правозащитных организаций подчеркивают, что процедура формирования избирательных комиссий в 2014 году продолжала оставаться негласной и закрытой для общественного контроля. При этом по-прежнему в Белоруссии отсутствуют законодательно определенные критерии для включения претендентов в состав избиркомов, что приводит к формальному и произвольному определению их состава со стороны органов, которые их образуют, и делает неэффективным обжалование в судебном порядке решений о невключении в состав комиссий. По сведениям правозащитников, в большинстве случаев решения о составе комиссий принимались без обсуждения кандидатур, а голосование проводилось сразу по всему списку [4].

Однако при этом следует заметить, что белорусская оппозиция на выборах местных Советов 27-го созыва в этом

году, как и прежде, особо не усердствовала в выдвижении кандидатов: на 67 тыс. мест в избирательных комиссиях всех уровней было выдвинуто 372 «демократических активиста» [4]. Всего же в состав участковых избирательных комиссий по выборам в местные Советы выдвигалось 75786 человек [8]. Причем наиболее активными по выдвижению кандидатов в избиркомы были такие пропрезидентские структуры, как Республиканская партия труда и справедливости, Коммунистическая партия Беларуси, ФПБ, РОО «Белая Русь», Белорусский союз женщин, БРСМ, Белорусское общественное объединение ветеранов. Больше всего усердствовала Федерация профсоюзов Беларуси (ФПБ) — 12,4% от общего числа выдвиженцев [8].

Особенностью новой, успешной тактики правящего режима по нейтрализации структурной оппозиции на выборах в 2014 году явился законодательный запрет на регистрацию инициативных групп по сбору подписей и выдвижению кандидата в депутаты сразу по нескольким округам. Учитывая крайне ограниченные кадровые, финансовые и организационные ресурсы слабых оппозиционных групп и партий, такой запрет буквально перечеркнул их планы. Отчаянные попытки функционеров Объединенной гражданской партии (ОГП) и партии «Белорусский народный фронт» (БНФ) обойти этот запрет были пресечены и квалифицированы председателем Центризбиркома РБ Лидией Ермошиной как желание организовать провокацию [16]. Не смогли выдвинуться кандидатами в

депутаты местных Советов сразу по нескольким округам, были «пойманы за руку» Центризбиркомом также и те представители оппозиции, которые являются членами незарегистрированных политических партий, а также те, кто предпочел выдвигаться в качестве беспартийного претендента на депутатское место [16].

Другим непроходимым фильтром для оппозиционеров стал пакет документов, который каждый кандидат в депутаты должен представить в избирательную комиссию. Здесь присутствует не только декларация о доходах и имуществе (для кандидатов в депутаты Советов низового уровня она, правда, не нужна), а также указание источника, за счет которого он живет (если не работает), но главное — сведения о судимости, в том числе погашенной [10]. С последним у большинства активистов радикальной оппозиции, как известно, дело обстоит совсем плохо. Так, например, после избирательной кампании по выборам главы государства в 2010 году против целого ряда функционеров оппозиции были открыты уголовные дела.

Впервые на выборах 2014 года республиканские власти решили раз и навсегда покончить с практикой двойного голосования, к которой с относительным успехом прибегала раньше оппозиция. Теперь к голосованию на выборах местных Советов избиратели будут допускаться только по месту их регистрации, понятие «по месту жительства» исключается [21].

Другой новацией стало фактическое прекращение бюджетного финансирования предвыборной агитации,

что мало касается претендентов на место депутата от власти, программы которых совпадают с политикой правительства РБ и местной администрации, широко представленной в СМИ. Таким образом, режимом был нанесен еще один удар по оппозиционным кандидатам в депутаты местных Советов, которым предложили завести личные финансовые фонды на цели агитации [1]. Одновременно белорусские власти отвергли все предложения оппозиции о допуске кандидатов в депутаты в теле- или радиоэфир республиканских СМИ. Кандидатам в депутаты районных и областных Советов, а также в Минский городской совет, правда, разрешили в течение пяти минут изложить свою предвыборную программу по местному радио и в довольно неудобное для большинства избирателей время (когда они или еще находятся на работе или едут с работы домой) [16].

В президентской администрации также придумали, как оградить процесс голосования и подсчета голосов от международных и местных наблюдателей. Ноу-хау здесь состоит в том, что иностранных наблюдателей на местные выборы — 2014 вообще не позовут, поскольку «международные обязательства Беларуси не предполагают такой обязанности» [20]. При этом стоит напомнить, что на предшествующих местных выборах — 2010 под нажимом Верховного представителя Евросоюза по внешним связям Кэтрин Эштон власти Белоруссии в последний момент разрешили представителям дипломатического корпуса осуществлять наблюдение за ходом выборов.

Правящий режим, учитывая антипрезидентские выступления оппозиции в центре Минска 19 декабря 2010 года, а также последние события на киевском Майдане, постарается сделать все, чтобы не допустить уличных шествий и манифестаций, которые может организовать оппозиция накануне и в день голосования. Александр Лукашенко несколько раз прямо и жестко предупредил лидеров оппозиции, что «не допустит Майдана в Белоруссии».

В первый раз он сказал это 18 февраля т.г. на совещании с представителями правительства и предпринимательского сообщества по обсуждению проекта указа президента, Лукашенко тогда буквально обрушился с критикой на «политиков от предпринимательства» которые, по его словам, пытаются шантажировать власть, в том числе президента. Лукашенко при этом подчеркнул, что «меня пугать бесполезно, Майдана мы не допустим в нашей стране» [14].

Участие в выборах российских граждан, проживающих в РБ

По-прежнему бесправными, устраненными от участия в политической жизни, несмотря на изменения в ряде законов РБ, касающихся выборов, остались граждане России, которые постоянно проживают и имеют вид на жительство в Республике Беларусь. Такие жители Белоруссии не могут выдвигаться кандидатами в депутаты палаты представителей Национального собрания или в президенты Республики Беларусь, участвовать в выборах парламента и главы государства. Это отражает степень недоверия и настороженности правящего класса республики к гражданам союзной России, постоянно живущим на ее территории.

Однако такая категория российских граждан все-таки может формально претендовать на депутатские мандаты местных Советов и участвовать в местных выборах. В то же время нынешние выборы со всей наглядностью пока-

зали, что российских граждан дальше поселковых и сельских Советов власти республики не пустят — только 28 гражданам Российской Федерации было дано разрешение на участие в выборах и то только в качестве кандидатов в Советы низового уровня [26]. Если учесть, что всего Центризбирком РБ зарегистрировал в 2014 году кандидатами 22784 человек [11], то кандидаты-россияне буквально растворились в этой массе. К тому же половина из них по результатам выборов (по опыту прошлых двух избирательных кампаний) просто не пройдет в депутаты. К тому же не исключено, что многие граждане России, имеющие вид на жительство в Республике Беларусь, просто не найдут свою фамилию в списках избирателей, как это уже было 25 апреля 2010 года, в день выборов депутатов местных Советов 26-го созыва. Подобное опасение

неоднократно публично высказывала и председатель Центризбиркома РБ Лидия Ермошина [30].

В перечне документов, установленных Центризбиркомом РБ для получения бюллетеня для голосования на местных выборах — 2014, специально указано, что россияне, постоянно проживающие в республике, могут быть допущены к голосованию только на основании вида на жительство, выданного властями Республики Беларусь [15]. При этом стоит отметить, что в республике установлен упрощенный порядок получения разрешения на постоянное жительство для российских граждан. Наличие у ходатайствующего лица российского гражданства является основанием для получения разрешения на постоянное жительство в Республике Беларусь. Однако точное количество граждан РФ, получивших вид на жительство в Белорус-

сии и постоянно проживающих на ее территории, назвать никто не может, поскольку их и лиц без гражданства, прибывших из России, относят к одной группе. Так, по официальным данным белорусской стороны, в 2005 году в Республике Беларусь граждан РФ и лиц без гражданства, прибывших из России, числилось 74637 человек [18]. По данным переписи населения 2009 года, правда, приводится якобы точная цифра постоянно проживающих в РБ граждан Российской Федерации — 83600 человек. Но тут же дается ссылка, что более 90% российских граждан прибыли в РБ до 2005 года, и почти 40% из них на момент переписи были в возрасте 50 лет и старше. Из этого явствует, что часть из 83, 6 тыс. — это лица без гражданства, прибывшие из РФ и не имеющие права участвовать в выборах или быть избранными в Республике Беларусь.

Отношение оппозиции к местным выборам

После президентских выборов 2010 года структурная прозападная оппозиция в Республике Беларусь оказалась практически разгромленной. Все существующие в настоящий момент оппозиционные партии и группы являются не только маргинальными, не представленными ни в Национальном собрании, ни в каких других органах власти, но и крайне малочисленными, слабыми в финансовом и организационном плане. Белорусская оппозиция лишена доступа к средствам массовой информации республики, ограничен-

но присутствуя лишь в Интернете. Во многом финансовое положение оппозиционных структур РБ определялось тем объемом финансовых средств, которые в виде грантов и по другим каналам предоставлялись им различными западными организациями. Сегодня масштабная финансовая помощь западных спонсоров белорусским оппозиционерам свернута.

У лидеров ряда оппозиционных структур, у отдельных белорусских экспертов сложилось убеждение, что потенциальные чрезвычайно

жесткие меры белорусских силовиков изначально не позволят раскрутить единственную объединяющую всю радикальную оппозицию идею «Площади», причем не только в ходе избирательной кампании по выборам депутатов местных Советов, но главное в грядущей президентской гонке.

Интереса и активности в рамках кампании по выборам в местные Советы оппозиция, как и в прежние годы, не проявляет. Объясняется это просто: в условиях авторитарного политического режима, сложившегося в Белоруссии, все довольно ограниченные ресурсы оппозиционные лидеры приберегают исключительно к выборам главы государства. Оппозиционные партии также готовы принять активное участие в потенциальных общереспубликанских референдумах, которые предполагает система плебисцитарной демократии, формально закрепленная в Основном законе Республики Беларусь.

Что касается конкретно местных выборов, то оппозиция и в лучшие для нее годы к ним большого интереса не проявляла, главным образом потому, что они никак не решали вопрос о власти, а также учитывая низкий интерес к ним электоральных групп и свои собственные слабые возможности в большинстве провинций Белоруссии. Если вспомнить прошлые выборы депутатов местных Советов 26-го созыва в апреле 2010 года, то на них от оппозиции был избран только один кандидат — от Белорусской партии левых «Справедливый мир».

Новые поправки в избирательное законодательство, запрещающие любые

призывы к срыву, отмене или переносу сроков выборов всех уровней, лишили оппозицию последнего козыря в борьбе с действующей властью в рамках предвыборных кампаний. Официальный Минск, чтобы избежать критики со стороны оппозиции и Запада в свой адрес за введение запрета на пропаганду бойкота выборов, подчеркнул, что это сделано только чтобы сократить огромные госбюджетные расходы на проведение выборов [1]. На самом деле, попытка бойкота выборов со стороны ряда структур оппозиции в Палату представителей в 2012 году вылилась в агитацию против выборов за бюджетные деньги, что тогда вызвало буквально бешенство у правящего класса, а также твердое намерение не повторить этой ошибки в будущем.

События в соседней Украине еще более ослабили надежды оппозиционных партий на развитие уличного сценария протеста против результатов голосования, продвижение идеи «Площади», поскольку и власти этого не допустят, и избиратели будут только приветствовать жесткие меры правящего режима против активистов радикальной оппозиции. Недоверие электората к политическим партиям, их программам и лидерам после Майдана только возросло. Потуги различных оппозиционных партий и групп стать центрами аккумуляции социального недовольства, которое в республике все нарастает, объединить на этой основе какие-то электоральные группы пока ни к чему не привели.

Известный феномен внепартийнос-ти белорусских граждан в свете оценки ими политического хаоса и напряжен-

ности на Украине породил особый тип подозрительности к любым инициативам оппозиционных структур, тем более что наиболее крупные из них (партия БНФ, Объединенная гражданская партия, движения «За Свободу» и «Говори правду») финансируются рядом западных акторов, волю которых они и выполняют. Отдельные лидеры оппозиции откровенно признают это факт. Глава белорусской партии левых «Справедливый мир» Сергей Калякин, например, с горечью констатировал, что нет оснований надеяться на то, что вместо власти народ станет верить оппозиции: «Если бы я знал, что нуж-

но сделать, чтоб население поверило оппозиции, я бы уже это сделал, и стал президентом страны. Раз этого не произошло, я этого не знаю. Как, думаю, и другие оппозиционеры» [5].

Местные выборы, которые в последние годы проводятся в один тур, фактическая невозможность оппозиционеров использовать фактор низкой явки избирателей, а с этих выборов и прибегнуть к технологии двойного голосования, поскольку, как уже указывалось выше, избиратели могут получить бюллетень исключительно по месту регистрации, добавили пессимизма в нестройные оппозиционные ряды.

Список литературы

1. Актуальный микрофон // Первый национальный канал БР. 21 октября 2013 г.

2. Баланс внешней торговли товарами Республики Беларусь[Электронный ресурс]. URL: http://belstat. gov. by/homep/ru/indicators/trade_balance. php (дата обращения: 12. 03. 2014).

3. Белорусские новости. 19 февраля 2014 года.

4. Белорусские новости. 20 февраля 2014 года.

5. Белорусский партизан. 19 декабря 2013 года. [Электронный ресурс]. URL: http://www. belaruspartisan. org/politic/251887/ (дата обращения: 12. 03. 2014).

6. Белстат. Официальный сайт. 29. 01. 2014. [Электронный ресурс]. URL: http:// belstat. gov. by/ (дата обращения: 12. 03. 2014)

7. БЕЛТА. Официальный сайт. 02. 12. 2013. [Электронный ресурс]. URL: http:// www. belta. by/ (дата обращения: 12. 03. 2014)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. БЕЛТА. Официальный сайт. 04 февраля 2014 года. [Электронный ресурс]. URL: http://www. belta. by/ (дата обращения: 12. 03. 2014)

9. БЕЛТА. Официальный сайт. 09 августа 2012 года. [Электронный ресурс]. URL: http://www. belta. by/ (дата обращения: 12. 03. 2014)

10. БЕЛТА. Официальный сайт. 12 января 2014 года. [Электронный ресурс]. URL: http://www. belta. by/ (дата обращения: 12. 03. 2014)

11. БЕЛТА. Официальный сайт. 12 февраля 2014 года. [Электронный ресурс]. URL: http://www. belta. by/ (дата обращения: 12. 03. 2014)

12. БЕЛТА. Официальный сайт. 17 января 2014 года. [Электронный ресурс]. URL: http://www. belta. by/ (дата обращения: 12. 03. 2014)

13. БЕЛТА. Официальный сайт. 17 декабря 2013 года. [Электронный ресурс]. URL: http://www. belta. by/ (дата обращения: 12. 03. 2014)

14. БЕЛТА. Официальный сайт. 18 февраля 2014 года. [Электронный ресурс]. URL: http://www. belta. by/ (дата обращения: 12. 03. 2014)

15. БЕЛТА. Официальный сайт. 19 февраля 2014 года. [Электронный ресурс]. URL: http://www. belta. by/ (дата обращения: 12. 03. 2014)

16. БЕЛТА. Официальный сайт. 21 января 2014 года. [Электронный ресурс]. URL: http://www. belta. by/ (дата обращения: 12. 03. 2014)

17. БЕЛТА. Официальный сайт. 23 января 2014 года. [Электронный ресурс]. URL: http://www. belta. by/ (дата обращения: 12. 03. 2014)

18. В помощь российскому соотечественнику за рубежом// Справочное издание. М. : Институт стран СНГ, 2007.

19. Встреча А. Г. Лукашенко с руководителями крупнейших белорусских СМИ// БЕЛТА. 21 января 2014 года. [Электронный ресурс]. URL: http://www. belta. by/ (дата обращения: 12. 03. 2014).

20. Из выступления Ермошиной Л. на заседании Центризбиркома по вопросам подготовки и проведения выборов депутатов местных Советов РБ 27-го созыва// [Электронный ресурс]. URL: http://www. belta. by/ (дата обращения: 12. 03. 2014).

21. Интерфакс-Запад. 17 декабря 2013 года. [Электронный ресурс]. URL:http:// www. interfax. by/ (дата обращения: 12. 03. 2014).

22. О валовом внутреннем продукте Республики Беларусь в 2013 году[Электронный ресурс]. URL: http://belstat. gov. by/ (дата обращения: 12. 03. 2014).

23. Официальный сайт Министерства финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс]. URL: http://www. minfin. gov. by/ (дата доступа: 04. 02. 2014).

24. Официальный сайт Национального банка Республики Беларусь [Электронный ресурс]. URL: http://www. nbrb. by/ (дата доступа: 01. 02. 2014).

25. Претенденты заявили о себе//Советская Белоруссия, 13. 02. 2014.

26. Самый большой конкурс на депутатское место сложился в Мингорсовете [Электронный ресурс]. URL: http://www. belta. by/ (дата обращения: 12. 03. 2014).

27. Социально-экономическое положение Республики Беларусь в 2013 году [Электронный ресурс]. URL: http://belstat. gov. by/homep/ru/indicators/main2. php (дата обращения: 12. 03. 2014).

28. Социально-экономическое положение Республики Беларусь в январе 2014 года[Электронный ресурс]. URL: http://belstat. gov. by/homep/ru/indicators/ doclad/2014_2. php (дата обращения: 12. 03. 2014)

29. СТВ. 23 декабря 2013 года.

30. У ЦИКа претензий нет // Рэспублжа, 14 января 2014 года.

31. Фадеев А. Итоги местных выборов в Республике Беларусь. Справка. М.: Институт стран СНГ, 2010.

32. Фадеев А. Местные выборы в Белоруссии: проблемы и ожидания[Электронный ресурс]. URL: http://www. materik. ru/rubric/detail. php?ID=9464 (дата обращения: 12. 03. 2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.