УДК 159.9.07
Е.А.Пудова
магистрант ВлГУ, педагог-психолог г. Муром, РФ E-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ УЧЕНИКАМИ С РАЗНОЙ ГЕНДЕРНОЙ ОРИЕНТАЦИЕЙ
Аннотация
Актуальность исследования заключается в важности профессиональной ориентации школьников с разной гендерной идентичностью, в период становления личности. Целью исследования является изучение гендерной идентичности подростков в период выбора профессии. В статье рассматриваются особенности выбора профессии учениками с разной гендерной ориентацией. Анализируется методологическая база изучения профориентации подростков.
Ключевые слова:
Выбор профессии, профессиональная ориентация, профориентация, подростки, личность, гендерная
идентичность, методы исследования.
Профессиональное самоопределение человека определяется жизненными ценностями, которые и определяют профессиональную мотивацию.
С раннего возраста, человек очень восприимчив к воздействию на него социума. Общество создаёт определённую установку на разные виды деятельности, и даже готовит представителей разных полов к разным профессиям еще с ранних лет [1].
Выбор профессии является одной из важнейших проблем для человека. Подросток понимает, что его дальнейшая жизнь зависит от сделанного выбора. Ведь правильный выбор профессии способствует достижению высоких результатов в трудовой деятельности, а как итог и успеха в жизни. Таким образом, точный выбор будущего профессионального пути является важным фактором в современном мире.
В определение понятия выбор профессиональной ориентации, учёные ссылаются на работы Е.А. Климова и Н.С. Пряжникова и отмечают, что профессиональный выбор подростка - это длительный и сложный путь осознания своих способностей и знаний ведущих к началу профессионального пути.
Стандарты новой системы образования ставят перед школой задачи, которые направлены на формирование у учеников готовность к выбору профессии, которая будет соответствовать потребностям рынка труда и учитывать способности, склонности, интересы и особенности учащихся.
Стандарты формирования профессиональной ориентации у школьников, не учитывают гендерные особенности личности ученика. Хотя феномен тендера оказывает большое влияние на формирование готовности к самостоятельному и осознанному выбору профессии [1].
По мнению многих учёных, гендер - это социальный пол личности, а пол - это творение эволюции. Это значит, что при выборе жизненного пути и профессиональной деятельности, человек неосознанно поддается социальным стереотипам, носителями которых выступают семья, учебные заведения, окружающая среда, а также средства массовой информации. Очень часто ребёнок выбирает профессию, соответствующую его гендерной роли. С самого детства девочкам говорят о профессиях учителя, врача, няни, а мальчикам о так называемых «мужских профессиях» - водитель, пожарный, полицейский.
К чертам маскулинности в поведении относят: активность, агрессивность, амбициозность, грубость, властность, доминирование, крепкое тело, самоуверенность, серьёзность, мудрость, реализм, рискованность, храбрость и многое другое. А вот основными признаками феминности считают: нежность, заботу, скромность, очарование, любовь к детям, краткость, любопытство, мягкость, разговорчивость,
сексуальность, эмоциональность и чувствительность. Так же встречаются люди с ярко выраженным смешение маскулинных и феминных черт, такой тип называют андрогинным. Тип человеческой личности в основном формируется под влиянием половых гормонов, но также не маловажную роль играют воспитание ребёнка, его окружение, модель поведения взрослых. Мужчины с андрогинными чертами личности могут быть решительными и независимыми и одновременно внимательными и чуткими, способными к сопереживанию. Женщины с андрогинными чертами личности могут быть деятельными, активными и как настоящие женщины заботливыми и нежными по отношению к близким [3].
Гендерная идентификация подростка - это тяжёлый процесс сравнения себя с определённой социальной группой, образованной по принципу гендерной общности. И как результат, подросток осознаёт свою гендерную идентичность.
Наличие стойких гендерных различий в склонностях и способностях объясняет наличие разных интересов и предпочтений в выборе профессии. Большое значение при выборе профессии играют мотивация, профессиональные и жизненные планы, притязание на общественное признание, которые также имеют гендерную окраску. При выборе профессии мужчины руководствуются такими факторами, как дальнейшая перспектива, возможность карьерного роста, высокая заработная плата, а главной мотивацией для них является стремление к власти и независимости. Для женщин, при выборе профессии, характерна большая эмоциональность, зависимость и ситуативность, а главная мотивация для них - это получить интересный опыт, быть социально значимой, взаимодействие с людьми.
Предметом исследования являются профессиональная ориентация подростков с разной гендерной ориентацией.
Гипотеза исследования: нами было выдвинуто предположение влияния гендерной ориентации подростка на выбор профессии.
В исследовании принимали участие 54 подростка, в возрасте 14-15 лет.
Для достижения целей нашего исследования была изучена гендерная идентичность личности подростков с помощью методики маскулинность-феминность Бем С.
Результаты исследования представлены на рисунке 1.
35%
■ маскулинность
■ феминность
—андрогинность
Рисунок 1 - Диаграмма результатов диагностики гендерной идентичности личности подростков с помощью методики маскулинность-феминность Бем С.
По результатам диагностики гендерной идентичности личности подростков с помощью методики маскулинность-феминность Бем С. можно сделать вывод:
Феминность проявляется у 37%, то есть большинства испытуемых, это значит, что у этих подростков в большей степени проявляются женские психологические качества.
Маскулинность проявляется у 35% испытуемых подростков, это значит, что у них в большей степени
проявляются мужские качества.
Андрогинность проявляется у 28% подростков, это значит, что мужские и женские психологические качества сочетаются у них в одинаковой степени.
Таким образом, существование видимых гендерных различий выражается в наличие разных интересов и склонностей подростков. Ранее существовавшие традиционные образы женственности и мужественности под влиянием современных условий, сильно изменились. Список использованной литературы:
1. Волков Б. С. Выбираем профессию. Основы профориентации. - М.: Говорящая книга, 2015. - 171 с.
2. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников - М.: Педагогика, 1989. - 321 с.
3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 198 с.
© Пудова Е.А., 2019
УДК1
Т.С.Тихонова
Магистрант Факультет психологии, педагогики
и социальной работы.
АНО ВО «Московский гуманитарный университет» Кафедра общей психологии и истории психологии
ИССЛЕДОВАНИЕ АДАПТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МУЖЧИН В ЗАВИСИМОСТИ
ОТ ИХ ПОЛОРОЛЕВОГО ТИПА
Аннотация
Адаптивность как индивидуальное комплексное качество личности включает в себя психологические, интеллектуальные, личностные и психофизиологические особенности. Важнейшими в процессе психологической адаптивности являются такие качества, как коммуникативность, моральная нормативность, умение построить отношения с другими людьми. Большую роль в формировании способности к адаптации играют как личностные особенности, так, и ценности, и установки общества.
Одним из важнейших показателей является соответствие или же несоответствие личности полоролевым стереотипам. Значимый вклад в теорию половых ролей внесла Сандра Бем, доказавшая значение общества и культуры в формировании полоролевых представлений, а также в формировании половых когнитивных структур, которые обеспечивают постоянство соответствия гендерных ролей и пола [Bem, 1981].
Ключевые слова:
Адаптивность,восприятие, коммуникативность, представление, приспособление.
Целью данной работы является изучение взаимосвязи адаптивных способностей мужчин и их полоролевого типа.
Объект исследования - 60 мужчин в возрасте от 18 до 67 лет.
Методы и приемы исследования. На основании методики «Маскулинность-фемининность», разработанной Сандрой Бем была выявлена степень выраженности маскулинных и фемининных характеристик у мужчин исследуемой выборки [оригинальный текст в «Практикуме по гендерной психологии Под ред. И.С. Клециной. СПб., 2003. С. 277-280].
Для определения личностного адаптационного потенциала использовался многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина[см.: