Научная статья на тему 'Особенности выбора профессии учениками с разной гендерной ориентацией'

Особенности выбора профессии учениками с разной гендерной ориентацией Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
345
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫБОР ПРОФЕССИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ПОДРОСТКИ / ЛИЧНОСТЬ / ГЕНДЕРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пудова Е. А.

Актуальность исследования заключается в важности профессиональной ориентации школьников с разной гендерной идентичностью, в период становления личности. Целью исследования является изучение гендерной идентичности подростков в период выбора профессии. В статье рассматриваются особенности выбора профессии учениками с разной гендерной ориентацией. Анализируется методологическая база изучения профориентации подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности выбора профессии учениками с разной гендерной ориентацией»

УДК 159.9.07

Е.А.Пудова

магистрант ВлГУ, педагог-психолог г. Муром, РФ E-mail: [email protected]

ОСОБЕННОСТИ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ УЧЕНИКАМИ С РАЗНОЙ ГЕНДЕРНОЙ ОРИЕНТАЦИЕЙ

Аннотация

Актуальность исследования заключается в важности профессиональной ориентации школьников с разной гендерной идентичностью, в период становления личности. Целью исследования является изучение гендерной идентичности подростков в период выбора профессии. В статье рассматриваются особенности выбора профессии учениками с разной гендерной ориентацией. Анализируется методологическая база изучения профориентации подростков.

Ключевые слова:

Выбор профессии, профессиональная ориентация, профориентация, подростки, личность, гендерная

идентичность, методы исследования.

Профессиональное самоопределение человека определяется жизненными ценностями, которые и определяют профессиональную мотивацию.

С раннего возраста, человек очень восприимчив к воздействию на него социума. Общество создаёт определённую установку на разные виды деятельности, и даже готовит представителей разных полов к разным профессиям еще с ранних лет [1].

Выбор профессии является одной из важнейших проблем для человека. Подросток понимает, что его дальнейшая жизнь зависит от сделанного выбора. Ведь правильный выбор профессии способствует достижению высоких результатов в трудовой деятельности, а как итог и успеха в жизни. Таким образом, точный выбор будущего профессионального пути является важным фактором в современном мире.

В определение понятия выбор профессиональной ориентации, учёные ссылаются на работы Е.А. Климова и Н.С. Пряжникова и отмечают, что профессиональный выбор подростка - это длительный и сложный путь осознания своих способностей и знаний ведущих к началу профессионального пути.

Стандарты новой системы образования ставят перед школой задачи, которые направлены на формирование у учеников готовность к выбору профессии, которая будет соответствовать потребностям рынка труда и учитывать способности, склонности, интересы и особенности учащихся.

Стандарты формирования профессиональной ориентации у школьников, не учитывают гендерные особенности личности ученика. Хотя феномен тендера оказывает большое влияние на формирование готовности к самостоятельному и осознанному выбору профессии [1].

По мнению многих учёных, гендер - это социальный пол личности, а пол - это творение эволюции. Это значит, что при выборе жизненного пути и профессиональной деятельности, человек неосознанно поддается социальным стереотипам, носителями которых выступают семья, учебные заведения, окружающая среда, а также средства массовой информации. Очень часто ребёнок выбирает профессию, соответствующую его гендерной роли. С самого детства девочкам говорят о профессиях учителя, врача, няни, а мальчикам о так называемых «мужских профессиях» - водитель, пожарный, полицейский.

К чертам маскулинности в поведении относят: активность, агрессивность, амбициозность, грубость, властность, доминирование, крепкое тело, самоуверенность, серьёзность, мудрость, реализм, рискованность, храбрость и многое другое. А вот основными признаками феминности считают: нежность, заботу, скромность, очарование, любовь к детям, краткость, любопытство, мягкость, разговорчивость,

сексуальность, эмоциональность и чувствительность. Так же встречаются люди с ярко выраженным смешение маскулинных и феминных черт, такой тип называют андрогинным. Тип человеческой личности в основном формируется под влиянием половых гормонов, но также не маловажную роль играют воспитание ребёнка, его окружение, модель поведения взрослых. Мужчины с андрогинными чертами личности могут быть решительными и независимыми и одновременно внимательными и чуткими, способными к сопереживанию. Женщины с андрогинными чертами личности могут быть деятельными, активными и как настоящие женщины заботливыми и нежными по отношению к близким [3].

Гендерная идентификация подростка - это тяжёлый процесс сравнения себя с определённой социальной группой, образованной по принципу гендерной общности. И как результат, подросток осознаёт свою гендерную идентичность.

Наличие стойких гендерных различий в склонностях и способностях объясняет наличие разных интересов и предпочтений в выборе профессии. Большое значение при выборе профессии играют мотивация, профессиональные и жизненные планы, притязание на общественное признание, которые также имеют гендерную окраску. При выборе профессии мужчины руководствуются такими факторами, как дальнейшая перспектива, возможность карьерного роста, высокая заработная плата, а главной мотивацией для них является стремление к власти и независимости. Для женщин, при выборе профессии, характерна большая эмоциональность, зависимость и ситуативность, а главная мотивация для них - это получить интересный опыт, быть социально значимой, взаимодействие с людьми.

Предметом исследования являются профессиональная ориентация подростков с разной гендерной ориентацией.

Гипотеза исследования: нами было выдвинуто предположение влияния гендерной ориентации подростка на выбор профессии.

В исследовании принимали участие 54 подростка, в возрасте 14-15 лет.

Для достижения целей нашего исследования была изучена гендерная идентичность личности подростков с помощью методики маскулинность-феминность Бем С.

Результаты исследования представлены на рисунке 1.

35%

■ маскулинность

■ феминность

—андрогинность

Рисунок 1 - Диаграмма результатов диагностики гендерной идентичности личности подростков с помощью методики маскулинность-феминность Бем С.

По результатам диагностики гендерной идентичности личности подростков с помощью методики маскулинность-феминность Бем С. можно сделать вывод:

Феминность проявляется у 37%, то есть большинства испытуемых, это значит, что у этих подростков в большей степени проявляются женские психологические качества.

Маскулинность проявляется у 35% испытуемых подростков, это значит, что у них в большей степени

проявляются мужские качества.

Андрогинность проявляется у 28% подростков, это значит, что мужские и женские психологические качества сочетаются у них в одинаковой степени.

Таким образом, существование видимых гендерных различий выражается в наличие разных интересов и склонностей подростков. Ранее существовавшие традиционные образы женственности и мужественности под влиянием современных условий, сильно изменились. Список использованной литературы:

1. Волков Б. С. Выбираем профессию. Основы профориентации. - М.: Говорящая книга, 2015. - 171 с.

2. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников - М.: Педагогика, 1989. - 321 с.

3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 198 с.

© Пудова Е.А., 2019

УДК1

Т.С.Тихонова

Магистрант Факультет психологии, педагогики

и социальной работы.

АНО ВО «Московский гуманитарный университет» Кафедра общей психологии и истории психологии

ИССЛЕДОВАНИЕ АДАПТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МУЖЧИН В ЗАВИСИМОСТИ

ОТ ИХ ПОЛОРОЛЕВОГО ТИПА

Аннотация

Адаптивность как индивидуальное комплексное качество личности включает в себя психологические, интеллектуальные, личностные и психофизиологические особенности. Важнейшими в процессе психологической адаптивности являются такие качества, как коммуникативность, моральная нормативность, умение построить отношения с другими людьми. Большую роль в формировании способности к адаптации играют как личностные особенности, так, и ценности, и установки общества.

Одним из важнейших показателей является соответствие или же несоответствие личности полоролевым стереотипам. Значимый вклад в теорию половых ролей внесла Сандра Бем, доказавшая значение общества и культуры в формировании полоролевых представлений, а также в формировании половых когнитивных структур, которые обеспечивают постоянство соответствия гендерных ролей и пола [Bem, 1981].

Ключевые слова:

Адаптивность,восприятие, коммуникативность, представление, приспособление.

Целью данной работы является изучение взаимосвязи адаптивных способностей мужчин и их полоролевого типа.

Объект исследования - 60 мужчин в возрасте от 18 до 67 лет.

Методы и приемы исследования. На основании методики «Маскулинность-фемининность», разработанной Сандрой Бем была выявлена степень выраженности маскулинных и фемининных характеристик у мужчин исследуемой выборки [оригинальный текст в «Практикуме по гендерной психологии Под ред. И.С. Клециной. СПб., 2003. С. 277-280].

Для определения личностного адаптационного потенциала использовался многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина[см.:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.