Научная статья на тему 'Особенности временной перспективы «Я – концепции» подростков и юношей со зрительной депривацией'

Особенности временной перспективы «Я – концепции» подростков и юношей со зрительной депривацией Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
414
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности временной перспективы «Я – концепции» подростков и юношей со зрительной депривацией»

СПЕЦИАЛЬНОЕ ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Е. Б. Быкова

Особенности временной перспективы «Я - концепции» подростков и юношей со зрительной депривацией

Эволюционный подход к психологическому исследованию личности предполагает анализ различных форм существования и осуществления человека, в эволюции, в онто- и филогенезе, изучение психологического времени как феномена, обладающего качественным индивидуально-психологическим своеобразием. Осмысление и развитие этой проблемы содержится в ряде работ отечественных психологов, которые можно объединить в два основных подхода. Первый - связан с обоснованием специфики философскомировоззренческого понимания времени с философскоонтологическим анализом времени человеческого бытия и раскрытием его сущностных характеристик (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцыферова, Л.В. Сохань). Второй - направлен на изучение времени индивидуальной жизни человека (А.А. Головаха, Е.И. Кроник, В.И. Ковалев, Н.Н. Трауготт).

Л.С. Выготский отмечал, что тяжесть дефекта, в частности нарушения зрительного анализатора, ограничения в жизнедеятельности, создаваемые этим дефектом, заключены не в самом недостатке, а в тех последствиях, вторичных отклонениях, которые вызываются этими недостатками. Глубокие нарушения зрительных функций по-разному влияют на различные структурные компоненты психики слепых и слабовидящих людей. Известный отечественный тифлопсихолог А.Г. Литвак утверждал, что устойчивые свойства личности (мировоззрение, убеждения, темперамент, черты характера и т. п.), хотя и испытывают негативное влияние нарушений зрительного анализатора, но менее всего подвержены этому влиянию.

Целостность структуры личности может быть понята как единство разных временных состояний: «Я» - прошлого, «Я» - настоящего, и «Я» - будущего. Всякий раз, «Я» оказывается, с одной стороны, «растянутым» во времени, с другой - все времена личности «фокусируются». Расхождение «Я реального» и «Я идеального», характерное для подросткового возраста, в условиях зрительной депривации значительно усиливается, что выражается в появлении неуверенности подростка с нарушениями зрения в себе, в замкнутости, повышенной обидчивости, упрямстве, враждебности, неустойчивости уровня притязаний (А.М. Виленская, А.Г. Литвак, Р.А. Курбанов, Л.И. Солнцева и др.). К психологическим особенно-

297

стям подростков с депривацией зрения, затрудняющим взаимодействие с окружающим миром и собой в первую очередь, необходимо отнести недоверие к окружающим, повышенную сензитивность, выраженный высокий уровень невротизма, эмоциональносоматический дискомфорт, а также заниженную самооценку.

В исследовании Е.М. Украинской, посвященном изучению самооценки слабовидящих старших школьников, зафиксировано отсутствие своеобразия самооценки, формирующейся в условиях зрительной депривации. Автор утверждает, что самооценка слабовидящих школьников соответствует возрастным особенностям, свойственным данному феномену, и характеризуется у большинства испытуемых экспериментальной группы адекватностью и устойчивостью. В то же время у слабовидящих школьников, по утверждению автора, наблюдается высокий уровень умений познавать и объективно оценивать нравственно-психологические качества личности своих сверстников. Кроме того, Е.М. Украинская выявила наличие связи между уровнем адекватности самооценки слабовидящих школьников и их социометрическим статусом в коллективе.

Несколько уточняющий характер носит исследование самооценки слепых и слабовидящих старшеклассников, предпринятое И. Гайлене. Так, автор в ходе сравнительного анализа самооценок нормально видящих юношей и старшеклассников с нарушениями зрения, выявил у последних наличие более низкого уровня развития как аффективного, так и когнитивного компонентов самооценки. Экспериментальным путем установлено, что учащиеся специальной школы для детей с нарушениями зрения анализируют себя и представляют значимую информацию о себе значительно хуже, чем их нормально видящие сверстники. Слепые и слабовидящие учащиеся, по мнению автора, больше сомневаются в ценности своей личности, своего духовного «Я». Кроме того, автор утверждает, что слепые и слабовидящие школьники более привязаны к своему «образу Я», более ригидны, консервативны, у них меньше желаний изменить что-то в себе. Состояние дискомфорта является специфичным для подросткового возраста, физиологическое преобразование которого отражается на эмоциональном настрое подростков. Нормально видящим подросткам также присущ эмоционально-соматический дискомфорт, но в меньшей степени выраженности.

Таким образом, при глубоких нарушениях зрения развитие «Я -концепции» происходит в условиях зрительной депривации, которая оказывает опосредованное негативное влияние на самооценку и определяет ее своеобразие. Это своеобразие проявляется низким уровнем знаний субъекта о себе, в негативном отношении к себе как

298

субъекту жизнедеятельности, в завышенной (игнорирование отрицательных последствий слепоты) или заниженной (глобализация этих последствий) самооценке.

В то же время анализ специальной литературы позволяет говорить о влиянии на формирование «Я - Концепции» школьников с нарушениями зрения многочисленных факторов, таких как отношение к собственному дефекту, глубина зрительных нарушений, возраст, статусное положение.

Анализ общей и специальной психологической литературы по проблеме «Я - концепции» лиц с нарушениями зрения позволяет говорить о том, что, находясь в условиях зрительной депривации, подросток или юноша обнаруживает определенное своеобразие, проявляющееся в низком уровне знаний о себе, в негативном отношении к себе как к субъекту жизнедеятельности, в преобладании завышенной или заниженной самооценки. Подросткам, имеющим физические недостатки или негативный телесный образ Я, труднее сформировать положительное самовосприятие и самооценку, чем подросткам со средними внешними и физическими данными. Несомненно, что степень физической привлекательности и принятия индивидом своего телесного Я являются факторами, влияющими на формирование общей «Я - концепции».

В ходе исследования временной перспективы подростков и юношей со зрительной депривацией нами был установлен перечень личностных качеств, отражающих структуру «Я - образа» слабовидящих подростков и юношей.

Наибольшее значение в образе «Я» слабовидящих подростков имеют качества личности, относящиеся к группам «отношение к себе» и «отношение к другим».

Образ «Я - настоящего» у слабовидящих подростков является более полным по сравнению с образом «Я - динамического», так как для описания себя через 5 лет выбрано меньше качеств, чем для описания «Я - настоящего». Чаще всего подростки с нарушениями зрения выбирают для описания образа «Я - настоящего» следующие характеристики: самостоятельность, отзывчивость, активность, упрямство. Небрежность, боязливость, медлительность не были выбраны для описания Я - настоящего ни одним испытуемым.

Временная перспектива развития личности не представляется испытуемым актуальной. «Я - динамическое» не сформировано в достаточной мере, однако тенденции в развитии личности проявляются в уменьшении количества выборов в образе «Я - динамического» отрицательных характеристик личности.

Положительных характеристик как в образе Я - настоящего, так и в образе «Я - динамического» слабовидящих подростков больше,

299

чем отрицательных. «Я - динамическое» слабовидящих подростков находится в стадии формирования.

Анализ предложений проективного интервью В. Михала позволил определить отношение слабовидящих подростков к значимым сферам жизни.

Отношение с ровесниками преимущественно описываются слабовидящими испытуемыми как положительные. На предложение «Бываю среди детей, но...», получено наибольшее количество нейтральных ответов. Слабовидящие подростки ориентированы на установление положительных отношений с ровесниками, в ходе которых развивается образ «Я». Отношение к собственным способностям («Я достаточно ловкий, чтобы.», «Я самый слабый.») распределилось поровну между положительным и отрицательным отношением в соответствии с характером предложений. Умение оценить свои способности является важной составляющей Я - образа в подростковом и раннем юношеском возрасте. Отношение к болезни подростков с депривацией зрения является нейтральным, не выраженным («Больной ребенок, который заболел», « .потому. Что он простыл» или отрицательным («.как жаль», « .это несчастье»).

Негативные переживания у подростков со снижением зрения часто вызывают фиксацию на собственных недостатках (лень, дурные привычки, двойки, комплексы), напряженность во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, моральные конфликты (предательство, ложь, обман). Положительное отношение к ситуации, вызывающее негативные переживания, связано с осознанием наличия у самих себя недостатков и стремлением справиться с ними.

Сфера мечтаний и планов на будущее отличается положительной эмоциональной окраской. В этой сфере наличествуют и стремление к самосовершенствованию («был бы умным, хорошо бы сдал экзамены везде, где надо, стала бы самостоятельной») и стремление развивать межличностные отношения («найти хороших друзей», «мечтаю о любви») и ситуативное представление о счастье («попасть на концерт», «пошла бы скорее гулять», «поцеловать девушку»); и глобальное понимание счастья («мечтаю о спокойной жизни», «все, всегда, везде было хорошо»).

Приведенные примеры свидетельствую о том, что образ желаемого будущего у слабовидящих подростков и юношей находится на стадии формирования, но в целом Я - желаемое (будущее) скорее имеет положительную эмоциональную окраску и подчиняется общим возрастным закономерностям.

С помощью методики «Изменяя себя» были получены данные исследования особенностей оценочно-волевого компонента Я - динамического слабовидящих подростков и юношей.

300

В образ «Я - настоящего» испытуемые включили только четыре характеристики личностных свойств, что говорит о недостаточной дифференцированности и слабой сформированного оценочноволевого компонента. Образ «Я - будущего» включает черты личности, отражающие желание положительной динамики своих качеств. Оценка себя, как ленивых, 10 слабовидящих испытуемых из 15 и желание стать более трудолюбивыми у 8 человек говорит о недоразвитии волевых качеств, отраженных в образе «Я». Однако не все подростки, оценившие себя как ленивых, хотят уменьшить это отрицательное свойство и стать трудолюбивыми, а только 8 из 10. Это говорит о превалировании оценочной составляющей Я - образа над волевой (оценить могут, изменить нет). Среди других отрицательных качеств подростками с нарушениями зрения перечислены злость, несдержанность. Эти качества испытуемые хотели бы изменить на доброту, ум, сдержанность. При этом, имеющих желание увеличить знания, ум больше, чем оценивающих себя как «глупых» (5 из 2 соответственно).

Желание изменить некоторые отрицательные качества в сочетании с недостаточностью мотивации деятельности, в процессе которой и могут произойти эти изменения при условии приложения волевых усилий. Еще раз подтверждает несформированность оценочно-волевого компонента Я-образа, преимущественно его волевой составляющей.

Анализ данных, полученных с помощью методики «Фотоальбом» показал, что восприятие предложенных картинок у слабовидящих подростков адекватное: изображенную ситуацию описывают и понимают правильно. Оценка отношения к изображенным людям оказалась затруднительной: только двое испытуемых ответили, что уважают бегуна. По-видимому внешний образ ситуации слабовидящим подросткам ясен, но внутренние связи межличностных отношений, психологический аспект деятельности, ее результата сложен для оценивания.

Сравнивая себя с людьми, изображенными на картинках, 5 из 15 школьников сообщили, что хотели бы быть похожими на спортсменов. В целом 9 из 15 испытуемых готовы себя с кем-то сравнивать. Оценочно-волевой компонент Я-образа формируется в сравнении себя с другими, волевой аспект его усиливается, если есть желание изменить себя, ориентируясь на положительные качества других. В данном исследовании сравнение себя с другими осуществили 9 испытуемых, однако только 2 описали людей на картинках как уважаемых. Следовательно, волевая составляющая оценочно-волевого компонента я - образа слабовидящих подростков сформирована недостаточно в сравнении с оценочной.

301

Таким образом, проведенное исследование особенности «Я - концепции» и временной перспективы подростков и юношей со зрительной депривацией позволяет сделать следующие выводы о том, что положительных характеристик как в образе «Я - настоящего», так и в образе «Я - будущего» слабовидящих подростков и юношей больше, чем отрицательных. «Я - динамическое» слабовидящих подростков и юношей сформировано не в достаточной степени. Представление будущего тесно связано с проблемой Я-концепции, так как существует тесная взаимосвязь образа «Я» с творческой деятельностью, ценностными ориентациями, жизненными планами и удовлетворенностью жизнью. Важным представляется соотношение представлений о себе между Я-реальным и Я-идеальным у подростков и юношей со зрительной депривацией. Я-идеальное во многом представлено структурой Я-будущий, которое представлено координатами. Данные координаты и задают способы деятельности.

Ю. А. Воронина, Д. К. Шумилова

Проблема организации диалогического общения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в процессе сюжетно-ролевой игры

По авторитетному мнению М.М. Бахтина, «диалог для ребенка является первой школой овладения родной речью, школой общения, он сопровождает и пронизывает всю его жизнь, все отношения, он, по существу, является основой развивающейся личности». Как известно, диалог является генетически наиболее ранней формой речи, и одновременно той исходной формой общения, которая позволяет ребенку освоить все многообразие родного языка.

Овладение диалогом в условиях нормального онтогенеза происходит в естественных условиях общения и связано с необходимостью налаживания межличностных контактов, удовлетворения потребности в общении, признании, эмоциональном контакте с взрослыми и детьми (М.И. Лисина, А.Г. Рузская). Предшествуя внутренней речи, диалог накладывает отпечаток на ее структуру и функционирование, а тем самым на мышление в целом.

Доказано, что к концу дошкольного возраста нормально развивающиеся дошкольники активно используют все типы коммуникативных высказываний (сообщения, побуждения, вопросы), необходимые для функционирования диалога. Особое место в речи детей 5-6 лет занимают вопросы, которые являются основой диалогического общения. У ребенка, не имеющего нарушений в развитии, к 5-6 годам ведущими становятся личностные и познавательные

302

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.