Научная статья на тему 'Факторы социально-психологической адаптации выпускников школ для слепых и слабовидящих детей'

Факторы социально-психологической адаптации выпускников школ для слепых и слабовидящих детей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
735
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / СЛЕПЫЕ / СЛАБОВИДЯЩИЕ / ИНВАЛИДЫ ПО ЗРЕНИЮ / ВЫПУСКНИКИ ШКОЛ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Малкова Татьяна Петровна

В статье на основе результатов экспериментального исследования рассматриваются такие факторы социально-психологической адаптации выпускников школ для слепых и слабовидящих детей, как самосознание («Я»-концепция), состояние эмоциональной сферы, потребностная сфера и позиция в межличностном взаимодействии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Факторы социально-психологической адаптации выпускников школ для слепых и слабовидящих детей»

УДК 159.9:376-056.26(045)

МАЛКОВА Татьяна Петровна, старший преподаватель кафедры специальной педагогики и психологии Волгоградского государственного педагогического университета. Автор трех научных публикаций

ФАКТОРЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ ДЛЯ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ

В статье на основе результатов экспериментального исследования рассматриваются такие факторы социально-психологической адаптации выпускников школ для слепых и слабовидящих детей, как самосознание («Я»-кон-цепция), состояние эмоциональной сферы, потребностная сфера и позиция в межличностном взаимодействии.

Социально-психологическая адаптация, слепые, слабовидящие, инвалиды по зрению, выпускники школ

На современном этапе развития общества, характеризующемся динамическими изменениями условий социальной жизнедеятельности человека, повышаются требования к социальной мобильности личности, к ее способности адаптироваться к новым социальным реалиям. В связи с этим проблема социально-психологической адаптации личности приобретает сегодня принципиальную важность для педагогики и психологии.

Особую остроту проблемы социально-психологической адаптации, выработки оптимальных способов социально-адаптивного поведения приобретают применительно к условиям зрительной депривации, и поэтому проблема социально-психологической адаптации при зрительной депривации традиционно находилась и находится в поле исследовательских интересов тифлологии (А.Г. Литвак3, В. Гудонис2, И.П. Волкова1 и др.).

Известный парадокс, однако, заключается в том, что фактически за рамками специальных исследований в тифлологии до настоящего времени оставались вопросы адаптации такой категории лиц с нарушением зрения, как выпускники школ для слепых и слабовидящих. Между тем можно обоснованно предполагать, что слепые и слабовидящие выпускники при переходе к взрослой жизни за рамками школы могут испытывать в плане социально-психологической адаптации особые проблемы, связанные с тем, что социально-психологические трудности, присущие юношескому возрасту как таковому, здесь сочетаются с действием специфических социально-психологических факторов. Однако эмпирические данные, которые могли бы подтвердить или опровергнуть эти предположения, сегодня в тифлологии отсутствуют, что и предопределило целесообразность проведения соответствующего экспериментального исследования.

Респондентами в этом исследовании, проводившемся в сравнительном плане, выступили 217 человек в возрасте 19-25 лет, проживающие в Санкт-Петербурге, Омске и Волгограде и окончившие школу не более чем 6 лет назад, в том числе: 112 инвалидов по зрению, из них 51 человек - инвалиды I группы (25 мужчин и 26 женщин), 61 человек - инвалиды II группы (32 мужчины и 29 женщин) и 105 нормально видящих (55 мужчин и 50 женщин).

В ходе эксперимента были использованы следующие методики:

1) шкала социально-психологической адап-тированности (шкала СПА), разработана К. Роджерсом и Р. Даймондом;

2) методика диагностики уровня невротиза-ции Л.И. Вассермана;

3) методика диагностики самооценки психических состояний (по Айзенку);

4) методика уровня тревожности Тейлора (адаптация Т.А. Немчинова);

5) методика оценки степени удовлетворенности основных потребностей методом парных сравнений, разработанная М.А. Литвинцевой;

6) методика для психологической диагностики уровня социальной фрустрированности Л.И. Вассермана.

Полученные результаты исследования свидетельствуют о том, что для выпускников школ для слепых и слабовидящих детей характерна низкая самооценка, самоизоляция, а отсюда - неудовлетворенность своим социальным статусом, избегание преодоления трудностей, неудовлетворенность своим здоровьем и работоспособностью. У инвалидов по зрению завышены показатели по параметрам невротизации и тревожности, а высокие показатели по таким параметрам, как фрустрация, агрессивность, ригидность, указывают на более весомые трудности процесса социально-психологической адаптации слепых и слабовидящих выпускников специальных школ в общество зрячих людей, в отличие от их нормально видящих сверстников.

С целью выявления обобщенных характеристик, определяющих особенности социально-психологической адаптации выпускников школ для слепых и слабовидящих детей в срав-

нении с их нормально видящими сверстниками и позволяющих описать эти особенности, была использована техника факторного анализа (метода главных компонентов).

Результаты, полученные в ходе факторного моделирования адаптационного потенциала инвалидов по зрению I и II групп (соответственно - слепых и слабовидящих) позволили сделать следующие выводы:

• Инвариантным фактором, который обусловливает низкий уровень адаптированности инвалидов по зрению, выступают такие характеристики «Я»-концепции, как неприятие себя и других, особенности волевой сферы (внешний локус контроля), определенная интеллектуальная и волевая ригидность.

• Слабовидящим выпускникам школ свойственно стремление к доминированию в ходе межличностного взаимодействия; инвалиды по зрению II группы, которым свойственно приятие себя и других, характеризуются более стабильной эмоциональностью и адаптивностью.

В свою очередь, результаты факторного анализа по группе выпускников школ из числа слепых и слабовидящих мужчин дают основания для следующих констатаций:

• Слепым мужчинам свойственно дисгармоничное самоотношение, выражающееся в неприятии себя и других людей; их эмоциональная сфера характеризуется тревожностью и агрессивностью вследствие фрустрации потребности в самовыражении и признании; в системе межличностных отношений они склонны к проявлению доминантности, при внешней локализации контроля и ведомости, что в целом приводит к сужению внешнесоциальных контактов, взаимодействию преимущественно в кругу родных и близких, снижению уровня социально-психологической адаптации.

• Слабовидящим мужчинам также свойственны негативные установки в структуре «Я»-кон-цепции по отношению к себе и другим людям, внешняя локализация контроля, фрустрация потребностей в социальном признании, безопасности и самовыражении; те из них, кто удовлетворен ближайшим социальным окружением, более высоко оценивают свои возможности в социальнопсихологической адаптации.

Что касается результатов факторного анализа, полученных по группе слепых и слабовидящих женщин - выпускников школ, то они дают возможность сделать следующие выводы:

• Слепым женщинам свойственна пассивность жизненной позиции, связанная с внешней локализацией контроля за событиями собственной жизни, ведомостью, эскапизмом иригид-ностью в ходе социального взаимодействия; переживание неудовлетворенности фрустрации потребности в безопасности, напряжение потребности в самовыражении приводят их к неудовлетворенности своим социальным статусом; эмоциональная сфера характеризуется тревожностью и агрессивностью, в структуре «Я»-кон-цепции выражены отрицательные установки по отношению к себе и другим людям; социальные межличностные потребности реализуются в кругу родных и близких.

• У слабовидящих женщин затруднения в ходе социально-психологической адаптации связаны с негативными установками по отношению к себе и другим людям, внешним локусом контроля. Те из них, кто отличается внутренней локализацией ответственности за собственную жизнь, склонны более высоко оценивать свою социально-психологическую адаптацию, возможности которой

снижаются из-за неконструктивных проявлений в межличностном взаимодействии, связанных со стремлением к доминированию.

В этом контексте становится возможным обобщенно представить систему факторов, детерминирующих социально-психологическую адаптацию выпускников школ для слепых и слабовидящих детей.

Ведущим фактором выступает самосознание («Я»-концепция) испытуемых, для которого характерны негативные установки в системе отношений «Я» - другие люди и в адрес собственного «Я». Вторым по значимости фактором является состояние эмоциональной сферы, характеризующееся тревожностью, агрессивностью, ригидностью, невротизацией. В качестве третьего фактора предстает потребностная сфера выпускников школ для слепых и слабовидящих детей, в которой фрустрированы потребности в безопасности, социальном признании, самовыражении. В свою очередь, четвертым фактором являются личностные особенности волевой саморегуляции, характеризующиеся преимущественно внешней локализацией ответственности. Наконец, пятым фактором выступает позиция слепых и слабовидящих выпускников в межличностном взаимодействии, связанная со стремлением к доминированию.

Примечания

1 Волкова И.П. Самооценка личностных качеств как фактор производственной адаптации инвалидов по зрению // Модернизация специального образования: проблемы коррекции, реабилитации и интеграции. СПб, 2003. Ч. 2.

2 Гудонис В. Основы и перспективы социальной адаптации лиц с пониженным зрением. М., 1998.

3 Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих: учебное пособие. СПб, 1996.

Malkova Tatiana

FACTORS OF SOCIAL-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF GRADUATES FROM SCHOOLS FOR BLIND AND PARTIALLY-SIGHTED CHILDREN

This article based on the results of the experimental research considers such factors of social-psychological adaptation of graduates from schools for blind and partially-sighted children as self-actualization («I-Conception»), the state of emotional sphere, necessity sphere and the position in the interpersonal interaction.

Рецензент - Флотская Н.Ю., доктор психологических наук, профессор, декан факультета коррекционной педагогики Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.