Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ДЕТЕРМИНАЦИИ ТОЛЕРАНТНОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ'

ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ДЕТЕРМИНАЦИИ ТОЛЕРАНТНОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
21
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ВОЗРАСТНАЯ ДЕТЕРМИНАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ильясова Н.А.

Рассматривается особенности возрастной детерминации толерантности межличностных отношений в структуре профессиональной деятельности учителя. Представлены результаты исследования, в которых рассматриваются особенности проявления толерантности педагогов, в связи возрастной детерминацией.The peculiarities of the age determination of tolerance of interpersonal relations in the structure of professional activity of the teacher are considered. The results of the study are presented, in which the peculiarities of the tolerance of teachers are examined, in connection with the age determination.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ДЕТЕРМИНАЦИИ ТОЛЕРАНТНОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ»

просоциальный тип телесного потенциала, при этом, обнаружено, что у условно-здоровых респондентов наблюдается более выраженная удовлетворенность своими покровами.

Выводы. Доказано, что по степени выраженности особенностей восприятия своей внешности между лицами с кожными заболеваниями различного генеза и условно-здоровыми респондентами существуют различия. Выявлено, что у людей с психосоматическим генезом кожных заболеваний, по сравнению с условно-здоровыми респондентами, наблюдается значимо более выраженная степень дифференцированности образа физического Я, при этом, именно у условно-здоровых респондентов выявлена более выраженная удовлетворенность своим телом (головой, туловищем, покровами и телом в целом). Также доказано, что у обследуемых с соматическим генезом кожных заболеваний, по сравнению с условно -здоровыми респондентами, наблюдается более выраженная степень дифференцированности образа физического Я и более выраженный просоциальный тип телесного потенциала, при этом, обнаружено, что у условно-здоровых респондентов наблюдается более выраженная удовлетворенность покровами своего тела.

Использованные источники:

1. Бокум Д. Психология развития. / Д. Бокум, Г. Крайг. - СПб.: Питер, 2008. - 940 с.

2. Газарова Е. Психология телесности. - М.: Академия, 2002. - 192 с.

3. Тхостов А. Ш. Психология телесности. - М.: Смысл, 2002. - 288 с.

4. Цветков А.В. Образ Я: структура, функции, развитие. - М.: ИСК, 2012. -304с.

5. Штрахова А.В., Харисова А.Р. Психосоматические аспекты нейродермита, телесный образ «я» и его границы у больных с атипичными дерматитами. Сообщение 1 // Вестник ЮУрГУ. Серия: Психология. - 2013. -№3. - С. 101-109.

УДК 159.923.2

Ильясова Н.А. магистр 2 курса

факультет «Психологии и педагогического образования» Государственное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет»

Россия, г. Симферополь ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ДЕТЕРМИНАЦИИ ТОЛЕРАНТНОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ Аннотация. Рассматривается особенности возрастной детерминации толерантности межличностных отношений в структуре профессиональной деятельности учителя. Представлены результаты исследования, в которых рассматриваются особенности проявления толерантности педагогов, в

связи возрастной детерминацией.

Ключевые слова: толерантность, возрастная детерминация, профессиональная деятельность учителя.

PECULIARITIES OF AGE DETERMINATION OF TOLERANCE OF INTER-RELATIONAL RELATIONS IN THE STRUCTURE OF PROFESSIONAL ACTIVITY OF THE TEACHER.

Annotation. The peculiarities of the age determination of tolerance of interpersonal relations in the structure of professional activity of the teacher are considered. The results of the study are presented, in which the peculiarities of the tolerance of teachers are examined, in connection with the age determination.

Keywords: Tolerance, age determination, professional activity of the teacher.

Постановка проблемы.

Современное общество предъявляет высокие

требования к педагогам школы, исходя из которых, учитель должен обл адать рядом профессионально важных качеств. Анализ специфики профессиональной деятельности специалистов сферы образования показал, что толерантность - необходимое для них профессиональное качество. Однако, среди них не были выявлены исследования, в которых рассматривались бы возрастные особенности проявления толерантности.

Целью статьи является выявление особенностей возрастной детерминации толерантности в структуре профессиональной деятельности учителя.

Анализ последних публикаций по теме. Социально-философские аспекты проблемы толерантности рассматривали М. Уолце р, М.П. Мчедлов, А.П. Оконешникова, Р.Р. Валитова, Ю.А. Ищенко, В. А. Лекторский.В большинстве имеющихся педагогических исследований основное внимание уделяется межэтнической толерантности (Б.Риэрдон, Г.У. Солдатова и др.). Изучением толерантности как качества личности занимались такие ученые, как А.Г. Асмолов, В.Г. Маралов, М.С. Мириманова, В.А. Ситаров, К. Фопель и др.

Основное изложение материала.Профессиональную деятельность осуществляет человек ^к целостная личность, проходящая в своем стaновлении через возрaстные этапы. Профессиональная жизнь взрослого человекаa не является одитаковой на протяжении всей его жизни, a зaвисит от ряда факторов, в том числе и возрaстных. Процесс профессионального стaновления человек, опосредовaнный его возрaстом, назовем условно профессиональным возрaстным рaзвитием[1].

На протяжении всей жизни, проходя определенные этапы развития, во время которых человек сталкивается с возрастными кризисами. И от того на сколько успешно он их проходит в дальнейшем определяет его жизненный путь и становление его как личности.

Возрастная детерминация межличностной толерантности - это возрастные причины, факторы, особенности проявления толерантности в межличностных отношениях.

В своей работе мы рассматриваем возрастные особенности толерантности, основываясь на появлении таких факторов как профессиональное выгорание.

Профессиональное выгорание - полисиндромное психическое расстройство пограничного уровня связанное с длительными истощающими психогениями производственного характера, перегрузками.В группу риска по данному синдрому входят профессии связанные со значительным (более 70% рабочего времени) общением с людьми, высокой ответственностью, значительным психоэмоциональным напряжением. Это медицинские работники, педагоги, психологи, социальные работники, руководители всех рангов, сотрудники правоохранительных органов, менеджеры, представители сферы услуг[2].

Каждый возрастной период характеризуется своими особенностями развития и, соответственно, исследование возрастной динамики формирования толерантности в межличностных отношениях позволит проследить ее связь с возрастом, выявить ее специфичность в онтогенезе, определить соотношение выраженности эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов установок толерантности учителей. В практическом плане это даст возможность учесть вариативность и своеобразность возрастных закономерностей формирования толерантных установок на разных этапах возрастного развития учителей, что сопряжено с разработкой интерактивной технологии, направленной на развитие толерантности межличностных отношений в профессиональной деятельности учителя [3].

С целью выявления особенностей возрастной детерминации межличностных отношений в структуре профессиональной деятельности учителямы провели исследование, в котором приняли участие педагогиче ские работники школ Крыма в количестве 150 человек из них МБОУ «Пушкинская СШ», МБОУ «Советская ОШ с крымскотатарским языком обучения», МБОУ «Льговская ОШ», МБОУ «Долиновская ОШ», МБОУ «Цветочненская СШ».

Испытуемые разного возраста и с разным педагогическим стажем, учителя начальной школы, среднего и старшего звена. Из них 15 мужчин,135 женщин. 48 учителей в возрасте-до 30 лет; 30 учителей в возрасте-до 40 лет; 33 учителя в возрасте-до 5о лет; 39 учителя в возрасте-более 50 лет. Стаж работы от 1 до 45 лет. Данный подход к определению выборки испытуемых позволил выявить возрастные детерминации толерантности межличностных отношений в структуре профессиональной деятельности.Эксперимент проводился в естественных условиях педагогической деятельности учителей.

Мы полагаем, на разных этапах возрастного развития толерантность

имеет свою специфику.

В работе использовались следующие психодиагностические методи

ки:

- определение общего уровня толерантности экспресс-опросник «Индекс толерантности» Г.В. Солдатовой [5]

- Тест сортировка, методика В.Стефансона;

- Диагностика межличностных отношений (ОМО). В.Шутца, адаптация А.А. Рукавишников;

- Пятифакторный опросник Мак крае-Коста «Большая пятерка» Рассмотрим результаты по одной из методик -«Индекс толерантности»

Г.В. Солдатовой. Возрастные категории были разбиты на 4 группы: 1) до 30лет 2) 31-40лет 3)41-50 4) больше 50лет.

Из представленных показателей в Таблице 1 видно, что педагоги имеют разные уровни сформированности толерантности.

Педагоги в возрасте до 30 лет в количестве 48 человек. Низкий уровень отсутствует. Средний уровень 39 человек, что составило 81,25%. Высокий уровень имеет 9 человек, что составляет 18,75%. При качественной обработке данных можно выделить 3 человек с низким социальным уровнем толерантности.

Результаты исследования общего уровня толерантности педагогов по экспресс-опроснику «Индекс толерантности» Г.У.Солдатовой

Таблица 1

Возраст Стаж Низкий уровен ь Средний уровень Высокий уровень Качественная обработка данных

До 30 лет До 10 лет _ _ 39 чел 81,25% 9 чел. 18,75 % 3чел 6,25% Низкая соц. толерантност ь

31-40лет От 5 до 20лет _ _ 27 чел 90% 3чел 10% 9чел 30% Низкая социальная толерантност ь

41-50 От 15 до 30 лет _ _ 30 чел 90,9% 3 чел 9,1% 3 чел 9,1% Низкая социальная толерантност ь

Больше 50лет От 30 до 45 лет 39 чел 100% 15ч, 38,5% 2 ч. 5,2% Низкая этнич.толер Низкая соц. тол.

Педагоги в возрасте 31-40 лет в количестве 30 человек. Низкий уровень отсутствует. Средний уровень 27 человек, что составило 90%. Высокий уровень 3 человека, что составило 10 %. При качественной обработке данных можно выделить 9 человек с низким социальным уровнем

толерантности.

Педагоги в возрасте 41-50 лет в количестве 33 человека. Низкий уровень отсутствует .Со средним уровнем 30 человек, что составило 90,9%. С высоким уровнем 3 человека, что составило 9,1%. При качественной обработке данных можно выделить 3 человек с низким социальным уровнем толерантности.

Педагоги в возрасте более 50 лет представлены в количестве 39 человек. Низкий уровень толерантности отсутствует. Средний уровень определили 39 человек, что составило 100%. Высокий уровень отсутствует. При качественной обработке данных можно выделить 2 человека с низким социальным уровнем толерантности и 15 человек с низкой этнической толерантностью.

Анализ результатов данной методики позволил нам сделать следующие выводы.

У 150 педагогов школ Крыма разного возраста доминирует средний уровень толерантности. Индекс толерантности составляет 66,9 %. Это свидетельствует о том, что для респондентов характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность.

Для учителей с высоким уровнем толерантности характерна твердость убеждений, которая отлично сочетается с большей тонкостью, гибкостью ума. Они могут принять любую идею, с пониманием и уважением отнестись к поступку, даже если они их не одобряют. Достаточно критически относятся к своему мнению и способны с уважением и тактом по отношению к собеседнику отказаться от взглядов, которые, как выяснилось, были ошибочны. Отдают предпочтение работе с людьми, проявляют щедрость в личных отношениях, не боятся критики, обладают эмоциональной зрелостью и устойчивостью, уверенностью в себе.

Учителя с низким уровнем толерантности не наблюдаются. Однако при качественной обработке данных можно выделить низкую социальную толерантность, что составило 11,3% и низкую этническую толерантность, что составило 10%.

Вывод. Таким образом, можно отметить, что деление педагогов на толерантных и интолерантных достаточно условно, так как каждый в своей жизни совершает толерантные, так и интолерантные поступки. Однако профессия учителя ставит перед ним высокие требования, как профессионально важные качества. Ведь профессия учителя требует находить подход к разным людям, принимать и учитывать любые личностные, национальные и религиозные собенности учащихся. В связи с этим возникает

необходимость в разработке и проведении профилактических мероприятий для педагогов, направленных на развитие толерантности и разработке интерактивной технологии, направленную на развитие толерантности межличностных отношений в профессиональной

деятельности учителя.

Использованные источники:

1. Анициферова Л.И. Психология формирования и развития личности/ Л.И. Анициферова// Психология личности: хрестоматия по психологии/ сост.Л.В.Куликов.- Санкт-Петербург,2000.-С.207-213.

2. Ганзин И.В. Психологическая экспертиза с основами психиатрии/ И.В.Ганзин//Учебное пособие для студентов психологов.- Симферополь: ДИАЙПИ, 2015.-171с.

3. Нурлигаянова О.Б. Психологическое содержание педагогической толер антности как профессионально важного качества учителя [Текст]: дис. н а соискание степени канд. психол. наук: (19.00.07). Ярославль: Ярославс кий государственный педагогический университет, 2006. — 147 с.

4. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А. Психодиагностика толерантности ли чности [Текст]/ Под редакцией Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой. М.: Смысл, 2008. — С. 46.

УДК 001.740

Имаева А.В. студент 3 курса факультет «Философии и социологии» Башкирский государственный университет

Россия, г. Уфа

ОБРАЗ УСПЕШНОГО ЧЕЛОВЕКА В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ МОЛОДЕЖИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Аннотация: Статья отображает взгляды современной молодежи на приоритеты и рисует образ успешного человека. У каждого поколения свои ценности, цели, и наше поколение сильно отличается от предыдущего. Со временем понятие «успешный человек» меняется. Мы сами создаем этот образ, но главное правильно расставить ценности и цель для самих себя. Ключевые слова: успех, ценность, цель, приоритет, дисциплина.

Imaeva A. V. student

The 3rd course, faculty of "Philosophy and sociology"

Bashkir state University Russia, Ufa

THE IMAGE OF A SUCCESSFUL PERSON IN THE VIEWS OF YOUNG PEOPLE: THE HISTORICAL ASPECT.

Abstract: the Article displays the views of today's youth on the priorities and draws the image of a successful person. Every generation has its own values, goals, and our generation is very different from the previous one. Over time, the concept of "successful person" is changing. We create this image, but most importantly the right set of values and purpose for ourselves. Keywords: success, value, purpose, priority, discipline.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.