УДК 94(470.67-13=351.32):91.373
Караханов Савзихан Сейфулаевич
кандидат исторических наук,
доцент кафедры гуманитарных дисциплин
Дагестанского государственного института
народного хозяйства
Savzihan S. Karakhanov
Candidate of historical sciences,
associate professor o fhumanitiesat
Dagestan StateInstituteof National Economy
Особенности возникновения лезгинских поселений в предгорьях Южного Дагестана в XIX - начале XX в.
Features of emergence of the Lezghin settlements in the foothills Southern Dagestan in XIX - the beginning of the XX century.
Аннотация. В статье «Особенности возникновения лезгинских поселений в предгорьях Южного Дагестана в XIX - начале XX в.» актуальность наблюдается повышение интереса к генезису и этнической истории своего народа, его историческому прошлому и настоящему, особенностям его культуры и быта; делается анализ различных эколого-хозяйственных и культурных особенностей, а также изучаются компоненты материальной культуры лезгин, проживающих в селениях Южного Дагестана в их органической взаимосвязи и взаимодействии с экономическими, социальными, культурными и политическими факторами; прослеживается сходство и различие в компонентах хозяйства и материальной культуры основного этнического массива лезгин, а также других народов Дагестана и Северного Кавказа.
Ключевые слова: Южный Дагестан, Кюринсий округ, материальная культура, тухум, сторожевая башня, искусственные сооружения, крепость, бойницы, тухумно-родственное поселение.
Abstract. Inthearticle " Features of lezghin settlements in the foothills of Southern Dagestanin XIX - early XX century. " Relevance observed in an increasing interest in the genesis and ethni chistory of its people, its historic past and present, especially its culture and life, and the analysis revealed different economic and cultural characteristics, as well as the study of material culture Lezghins components residing in the villages of southern Dagestan in their symbiotic relationship and interaction of economic, social, cultural and political factors; traced the similarities and differences in the components of the economy
and material culture of the main ethnic Lezghins array, as well as other peoples of Dagestan and the North Caucasus.
Keywords: Southern Dagestan, Kyurinsy District, materialculture, tuhum, storzhevayatower, artificialstructures, castlebattlements, tuhumno-relatedsettlement.
Изучение материальной культуры Дагестана или отдельного этноса во взаимосвязи с экологией и уровнем экономического и общественно-политического развития представляется целесообразным, актуальным и важным для отечественной этнологической науки.
Лезгины, как и другие народы Южного Дагестана, в зависимости от природно-географического положения и рельефа местности, при выборе места для поселения руководствовались определенными принципами [1].
Важнейшим фактором выступала проблема водоснабжения. Поэтому многие селения лезгин Южного Дагестана располагались по берегам рек или в непосредственной близости от них и, кроме того, часто имели общесельские родники.
Другой важнейший фактор - оборонный. Само расположение некоторых лезгинских селений в закрытых естественными условиями предгорьях уже говорит о значимости этого фактора для местного населения. В наиболее уязвимых местах были построены боевые башни, создавались искусственные сооружения, возводились стены, строились крепости, насыпались холмы и т. д. Кроме того, строения селения располагались таким образом, что к путям, ведущим к ним, были обращены преимущественно глухие стены, нередко с бойницами. Строения, примыкая друг к другу, представляли собой сплошную оборонительную линию с единственной, как правило, дорогой, тропой, ведущей к ней. Такой порядок стратификации поселений у народов Южного Дагестана отмечался целым рядом исследователей [2]; то же, разумеется, было характерно и для народов Дагестана и Северного Кавказа [3].
«Каждая деревня (в Дагестане - авт.) составляет крепость, представляющую весьма крепкую оборону», - отмечал полковник Ф. И. Гене [4]. «Места поселений горцев, называемые аулами, строятся в Дагестане по известному типу, - писал и Р. Фон Эркерт, - как и на Востоке, на стратегически и топографически удобных местах; выступающий вперед оборонительный характер их устройства и строения прямо-таки бросается в глаза» [5]. О «лезгинах», имея ввиду народы Дагестана, В. Потто писал следующее: «Аулы лезгин строились всегда на труднодоступной местности, и чтобы добраться до них, надо было или карабкаться по отвесным тропам под градом пуль и огромных камней, сбрасываемых со скал, или, напротив, спускаться в бездонные пропасти, лепясь по карнизам или по ступеням, высеченным в скале, висевшей над бездною в тысячи футов глубиной» [6].
Укреплены были и непосредственно сами селения. Так, например, селение Корчаг, резиденция Мустафы-бека, было расположено на притоке реки Рубас Зындаке и защищалось со стороны гор поперечной стеной с
двумя башнями, а со стороны реки - каменистым утесом и горами. Соответствующим образом, оборонительными сооружениями и естественными преградами были укреплены и другие селения долины [7]. Оборонный характер играл доминирующую роль в условиях неравномерного и затяжного становления феодальных отношений в различных частях Дагестана, взаимных столкновений и набегов местного населения и феодальных владений Закавказья. Немаловажен в этом отношении и тот факт, что через Дагестан, главным образом через его приморскую и южную часть, пролегал важнейший военно-стратегический и торговый путь, связывающий Европу и Азию.
В выборе места для поселения немаловажен был также фактор близости сельскохозяйственных угодий, пахотной земли, сенокосов и пастбищ, а также экономии полезной для хозяйства площади. Поэтому некоторые лезгинские селения Южного Дагестана были расположены на непригодных для возделывания или эксплуатации участках, что опять-таки характерно для подавляющего большинства поселений Дагестана.
Жители лезгинских селений Южного Дагестана, как другие дагестанцы и особенно горцы, стремились расположить селение таким образом, чтобы оно круглый год, особенно в осенне-зимний период, было обращено к солнцу. Для места поселений характерны южные склоны так или иначе возвышенной местности; окна, двери, веранды, галереи, лоджии тоже преимущественно обращены на юг, юго-восток, юго-запад. Среди лезгинских селений, с ярко выраженной подобной ориентацией, можно выделить Филя, Гоган, Гапцах, Микрах, Каладжух, Мака, Мискинджа, Юхари-Тахирджал, Хюрелар, Орта-Стал, Зизик, Нютюг, Юхари-Стал, Гильяр, Койсун, Корчаг и Экендиль [8]. Такую ориентацию этнографы считают практически оправданной и закономерной. Особая приверженность к солнцу у лезгин, как у других народов предгорного Дагестана, прежде всего, должна быть поставлена в связь с суровыми природно-географическими условиями края. И летом и зимой почти все домашние работы мужчины и женщины выполняли во дворе на квартальной площади или крышах домов. В селениях, где зачастую не хватало топлива для обогрева помещений, дома специально строились так, чтобы максимально использовать солнечное тепло.
Солнечная ориентация поселений характерна и для других народов Дагестана и Северного Кавказа. Тип поселения «селение» на территории Южного Дагестана возник, по всей вероятности, давно. Свидетельство об этом хотя бы эпиграфическая надпись в селении Нютюг, относящаяся к VIII в [9].
Селения Южного Дагестана, как и повсеместно в Дагестане, прошли путь развития от небольших тухумно-родственных поселений через родственно-территориальные, территориально-родственные в
территориальные [10]. Родственники старались в пределах селения располагать свои жилища рядом или невдалеке друг от друга. Так образовывались тухумные кварталы, имевшие свой молитвенный дом и свое
кладбище. Со временем этот порядок нарушался, и в отдельных кварталах селений стали проживать уже представители разных тухумов.
Иначе говоря, как уже отмечалось выше, с развитием социальных отношений и производительных сил общества произошло объединение нескольких мелких родственных поселений в одно крупное родственно-территориальное (где преобладал родственный принцип расселения), затем в территориально-родственное (где преобладал территориальный принцип расселения) и, наконец, в территориальное поселение, где расселение было преимущественно по территориальному принципу, а родственный, тухумный фактор окончательно отошел на задний план.
К примеру, селение Корчаг в указанный период состояло из 10 тухумов: Абдурагиман тухум «династия», Абдидин тухум, Ашурбеган тухум, Аскеран тухум, Кадималидин тухум, Калабеган тухум, Псетарин тухум, Урдиханан тухум, Эврезан тухум и Эседулаган тухум. Наибелее влиятельными были здесь тухумы Аскера, Урдихана и Абди. Местным считался Псетарин тухум, который возглавлялся старейшиной Мелюком.
Представители тухума Эседулы (13 хозяйств, около 40 человек) своего происхождения уже не помнят. Другие тухумы считают свое происхождение от разных селений Южного Дагестана, которые переселились в селение Корчаг: от рухунцев (тухум Абдурагима, 17 хозяйств, 59 человек), цимерханцев (тухум Абди 14 хозяйств, 51 человек), цумурцев (тухум Урдихана, 19 хозяйств, 62 человека), аликентцев (тухум Эвреза, 16 хозяйств, 51 человек) Кюринского округа, вартанцев (тухум Аскера, 24 хозяйства, 78 человек), хурагцев (тухум Калабека, 11 хозяйств, 34 человека) Южнотабасаранского наибства.
Тухумы селения Зизик: Гаргарар, Гамбуяр, Дарвагар, Какалар, Кемкерар, Ченехар, Чакарар, Шувурар, Чеперар. Наиболее влиятельными здесь были тухумы Гамбуяр и Чакарар. Селение было образовано объединением населения тухумных поселений Гуржер, Какалар и Зизикар, ушедших по преданию, со своих мест, когда у них пересохли родники и перестали плодоносить поля. Здесь считали, по сравнению с другими, тухумы в селения Зизик отличаются организованностью и спаянностью.
Из 9 тухумов селения Нютюг происхождение тухума Жинагар неизвестно; Баширар, глава тухума Карахан, 18 хозяйств - выходцы из селения Варта Нижнего Табасарана; Лакарар, глава тухума Лакар, 16 хозяйств, 56 человек - выходцы из селения Лакар с XVIII в.; Курар, глава тухума Шихамир, выходцы из селения Куркент Кюринского округа, 13 хозяйств, 49 человек; Сулейман, глава тухума Сулейман, выходцы из селения Хпедж Кюринского округа, 11 хозяйств, 44 человека; Чепер, глава тухума Гамза, выходцы из селения Ахты, 10 хозяйств, 40 человек; Шувурар, глава тухума Иса, выходцы из селения Цумур Кюринского округа, 9 хозяйств, 35 человек; Курар, глава тухума Сефибег, выходцы из селения Кура Южнотабасаранского наибства, 7 хозяйств, 31 человек; Чакарар, глава тухума Таджиб, выходцы из азербайджанского селения Чакар, 6 хозяйств, 26 человек. Наиболее влиятельными тухумами были Баширар и Лакарар.
Тухумы селения Экендиль: Агьаян тухум, Алибеган тухум, Куджи тухум, Гаджиусманан тухум, Исрафилан тухум, Махмудан тухум, Мирзеханан тухум, Юркулидин тухум, Бреман тухум, Байрамалидин тухум, Наврузалидин тухум, Пулатан тухум, Карбуяр тухум. Последний из них, возглавляемый Абдуселимом, а также и тухум Байрамали (11 хозяйств, 34 человека), считались местными. Члены тухума Пулата, 13 хозяйств, 39 человек, считались выходцами из Кюринского округа; тухума Алибека, 10 хозяйтв, 32 человека - выходцами из селения Асакент Южнотабасаранского наибства; тухума Гаджиусмана, 8 хозяйств, 26 человек, выходцами из селения Куркент Кюринского округа; тухума Исрафила, 6 хозяйств, 22 человека, выходцами из селения Орта-Стал Кюринского округа; тухума Махмуда, 6 хозяйств, 24 человека, выходцами из селения Варта Южнотабасаранского наибства. Наиболее влиятельными были тухумы Куджи и Алибека [11].
Кварталы, заселенные горскими евреями, характеризовались очень тесной застройкой, мизерными усадьбами и почти полным отсутствием садов, что объяснялось безземельем их общин [12].
Представители разных тухумов жили в своих селениях смешанно, хотя при возведении нового жилья каждый стремился строить его рядом с близким родственником.
Общественным центром селения, прежде всего, были мечеть и общая площадь «ким». Кроме общей площади, имелись небольшие квартальные площади «мягьледин ким», куда собирались мужчины выполнять какие-либо мелкие работы (точить ножи, делать чарыки, плести веревки, изготовлять мелкие деревянные изделия, например, ложки, и пр.) и беседовать. Квартальных мечетей не было. Например, мечеть селения Корчаг, построенная в начале XVIII в. (камень в её стене помечен датой 1719 г.) была соборной (джума мечеть).
Свои мечети были и во многих селениях Южного Дагестана, причем в некоторых функционировал мектеб «примечетьская школа». В XIX - начале XX в. тухумных кладбищ при селениях уже не было, они были общими, но на них отводились тухумные участки (например, «Аскерар чка» (место Аскеровых), «Урдиханар чка» (место Урдихановых), «Кадималийрин чка» (место Кадималиевых) и т.д) [13].
Таким образом, в рассматриваемое время селения Южного Дагестана представляли собой территориальные поселения, в которых от былых традиций родственных поселений остались лишь отдельные рудименты. Существенные изменения в планировке лезгинских селений произошли с развитием капиталистических отношений. Вместо старых домов, выходящих глухими стенами на улицу, появились новые дома с окнами, балконами, галереями и пр.
Литература
1. Рамазанов Х. Х., Шихсаидов А. Р. Очерки истории Южного Дагестана. Махачкала, 1964. - С.131.
2. Лапухин А. Журнал путешествия через Дагестан. // ИГЭД. 1718. - С. 30.
3. Стрейс Л. Три путешествия. М., 1935. - С. 219.
4. Гене Ф. И. Сведения о горном Дагестане. // ИГЭД. 1935. - С. 346.
5. Erkert R. von. Der Kaukasus und Volktr Leipzig, 1887. - С. 150.
6. Потто В. Кавказская война в отдельных очерках, эпизодах, легендах, и биографиях. СПб., 1888. Т. 2. Вып. 2. - С. 188.
7. Симонович Ф. Ф. Описание Южного Дагестана. // ИГЭД. 1796 . -С. 151.
8. Агаширинова С. С. Материальная культура лезгин. XIX - начало XX века. М., 1978. - С. 98.
9. Лавров Л. И. Эпиграфические памятники Северного Кавказа X -XVIIвв. М., 1966. Ч. I.- С. 88.
10. Гаджиева С. Ш. Материальная культура аварцев. Махачкала, 1967. [10].
11. Полевой материал (А. Магомедов - 1927 г. р., с. Экендиль).
12. Ихилов М. М. Народности лезгинской группы. Махачкала, 1967. -
С. 96.
13. Караханов С. С. Хозяйство и материальная культура лезгин корчагской долины вXIX- началеXXв.- С. 103, 104, 105.
Literature
1 . Ramazans H. H., Shikhsaidov A. R. Sketches of history of Southern Dagestan. Makhachkala, 1964. Page 131.
2 . Lapukhin A. the travel magazine through Dagestan. // IGED. 1718 . -Page 30.
3 . Стрейс L. Three travel. M, 1935. - Page 219.
4 . Genya F. I. Data on mountain Dagestan. // IGED. 1935 . - Page 346.
5 . Erkert R. von. Der Kaukasus und Volktr Leipzig, 1887. - Page 150.
6 . Potto V. Kavkazskaya war in separate sketches, episodes, legends, and biographies. SPb. 1888. T. 2 . Vyp. 2 . - Page 188.
7 . Simonovich F. F. Description of Southern Dagestan. // IGED. 1796 . -Page 151.
8 . Agashirinova S. S. Material culture Lezgian. XIX - the beginning of the XX century. M, 1978. - Page 98.
9 . L. I. Epigraficheskiye's laurels monuments of the North Caucasus to the X-XVII centuries of M, 1966. H. I. - Page 88.
10 . Gadzhiyeva S. Sh. Material culture of Avars. Makhachkala, 1967. [10] ]
11 . Field material (A. Magomedov -1927, Ekendil).
12 . Ikhilov M. M. Nationalities of the Lezghin group. Makhachkala, 1967. -Page 96.
13 . Karakhanov S. S. Economy and material culture the Lezgian of a korchagsky valley in XIX - the beginning of the XX century of - Page 103, 104, 105.