УДК 94(470.67-13=351.32):91.373 Караханов Савзихан Сейфулаевич,
кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин Дагестанского государственного института народного хозяйства karakhanov65@maji.ru
О ВОЗНИКНОВЕНИЕ СЕЛЕНИЙ КОРЧАГСКОЙ ДОЛИНЫ (Краткое историкоэтнографическое исследование)
В статье показано, что человек заселил Корчагскую долину еще в древности. Хронологически наиболее ранний памятник (Нютюгское поселение) относится к эпохам энеолита (5-е - 4-е тыс. до н.э.) и ранней бронзы (3-е - 2-е тыс. до н.э.). Средневековая и новая история лезгин-корчагцев тесно связана с историей лезгин основного этнического массива и особенно Табасарана, в политическую и административную структуру которого они входили начиная с XVI в. вплоть до первых десятилетий советской власти и до проведения нового районирования в 1929 г.
Ключевые слова: археологические раскопки, Нютюгское поселение, энеолитическая культура, тухум, сторожевая башня, отселки, крепость, сельское общество, раятское население, новые подати и повинности.
Karakhanov Savzihan Seyfulaevich,
Candidate for Doctorate in History, Associate Prof., Chair of Humanities, Dagestan State Institute of National Economy. karakhanov65@mail.ru
EMERGENCE OF SETTLEMENTS IN KORCHAG VALLEY (Brief survey of history and cultural anthropology)
The paper "Emergence of Settlements in Korchag Valley" demonstrated that the Korchag valley was inhabited by the man since the ancient times. The earliest monument (the Nyutyugsky settlement) referred to the Chalcolithic Age (V-IV Millennia B.C.) and the Early Bronze Age (III-II thousand years B.C.). In the Medieval Age and Modern History the Korchagian Lezghins were closely integrated into the history of the main ethnic population of Lezghins and particularly Tabasaran, being incorporated into political and administrative structure of the latter from the XVI century until the first decades of the Soviet rule, and further till the new zoning carried out in 1929.
Key words: archeological excavations, Nyutyugsky settlement, Chalcolithic Age culture, tukhum, watch tower/ keep, move-outs, fortress/ stronghold, rural community, Rayat population/ inhabitants, new taxes and duties.
Видный историк, академик Б. Рыбаков пишет: «В наше время история - прежде всего знания своего прошлого, своих корней. Знания того, как образовался наш народ, что было на его пути хорошего и плохого. Какие периоды были временем подъёма, а какие - упадка, какие причины это порождали. Каждый народ должен знать свою историю и уметь соотнести её с историей других народов. Ведь у каждого из них своё прошлое, своя культура, свой язык» [1].
Селения Корчагской долины: Корчаг, Нютюг, Экендиль и Зизик, со своей богатой историей, этнокультурой, сохранившимся до настоящего времени своеобразием кюринского диалекта лезгинского языка, отдельных говоров и патрономических групп и т.д. - в прошлом называли Магал-Даре, или Дере-Камъ [2].
По сведениям Мунчаева Р. М., Нютюгское поселение Корчагской долины является частью Куро-Аракской культуры и представляет собой памятник эпохи энеолита [3].
В 1959 г. на Нютюгском поселении была проведена большая научная археологическая работа М.И. Пикуль по изучению найденных при раскопках экспонатов различного характера. В основном это были орудия труда, предметы домашнего обихода, керамические изделия, глиняная посуда и т.д. Данные находки дают возможность воссоздать в общих чертах древнейшую культуру, общую характеристику основных видов хозяйственной деятельности жителей данного поселения и датировать Нютюгское поселение началом ранней бронзы рубежа 3-го - 2-го тыс. до н.э., когда ещё сохранились традиции энеолитической культуры [4].
Первое упоминание о Магал-Даре (Корчагская долина), относится к XVI в. [5]. В различные периоды времени на это общество оказывало влияние Табасаранское майсумство. О вхождении аулов Магал-Даре, в том числе Корчаг, Зизик, Нютюг и Экендиль, в майсумство Табасаранское указано в архивных документах [6].
По поводу основания селения Корчаг, занимающего главенствующую роль в долине, существует множество легенд и преданий. История основания селения Корчаг тесно связана с возникновением близлежащих отселков: Шах-шаха хуьр, Лакарар, Ч1уру хуьр и Чепер хуьр. Данные об этих отселках скудны. В связи с ухудшением экономического положения жители этих отселков переселились южнее Кюры и в Северный Азербайджан.
Основание Корчага, по некоторым археологическим данным, сводится к середине XVI в. [7]. По преданию, Корчаг основал небогатый человек по имени Карчу, Кур-чагъ - инсан жегьил - «молодой человек». Родом он был из крепости Чог (местное название Торпах-Кала - «земляная крепость»), которая расположена вблизи территории современного поселка Белиджи Дербентского района. Спасаясь от повинностей и поборов, Карча со своей семьей в поисках плодородной и хорошей земли потянулся в предгорье Южного Дагестана. На крутом склоне горы
(ныне здесь остались развалины старого поселения Корчаг) он обосновался вместе со своей семьей. Через некоторое время сюда потянулись и другие семьи. Здесь находится и мавзолей п1ир. Жители использовали его в качестве святыни [8].
О существовании мавзолея в старом поселении Корчаг, относящегося к XV-XVI вв., указывает С.О. Ханмагомедов [9].
Второе по величине селение, имеющее немаловажное историко-археологическое значение, является Нютюг. Существуют различного рода легенды и предания по поводу основания селения Нютюг. Около тысячи лет назад на месте старого поселения Нютюг находилось городище Гуман. Само название происходит, вероятно, из древнеперсидского языка и означает «крепость на возвышенности». На этом месте и поныне остались могилы с надмогильными памятниками. Надписи на камнях напоминают буквы из армянского алфавита. Это говорит о миссионерской деятельности людей, пришедших из Закавказья, для распространения христианской религии примерно в IV - V вв. н.э. [10].
На месте старого поселения до настоящего времени ещё сохранились развалины старой мечети. Мечеть - с плоской крышей без купола и арки входных дверей. Также сохранилась сторожевая (сигнальная) башня, высотой около 13 м, цилиндрической формы, построенная из тесанного камня. Ханмагомедов С.О. указывает, что сторожевая башня, сохранившаяся на старом поселении Нютюг, относится к XVI в. [11].
Селение Нютюг возникло примерно в первой половине XVI в. Нютюг происходит от слова Нюцдуь чарху - «скалистый» ч1ехи чарх алай чка - «скалистое место»; Уьц1ей («оползень», «после стихийного бедствия»). Видимо, после стихийного бедствия оно разрушилось, и люди близлежащих селений стали называть его Уьц1ей хуьр - «разрушенное село». Нютюг образовался в результате его заселения несколькими тухумами (родами): Баширар, Шувурар, Лака-рар, Чипер, Курар и т.д. Большинство из них являются переселенцами из лезгинских и табасаранских селений. Говор жителей Нютюга отличается своим своеобразием от литературного языка.
По поводу возникновения селения Экендиль, самого маленького по величине в Корчагской долине, тоже существуют различного рода легенды и предания. Если учесть этимологию наименования местности поселений, то название Экендиль, Экель, Экенцилар относится к доисламскому периоду [12].
Старое поселение Экендиль было большим. Об этом свидетельствует множество захоронений с надмогильными памятниками различных размеров, находящихся вокруг старого поселения. На некоторых надмогильных камнях сохранились надписи. Территория, где расположены могилы в 5-6 раз больше, чем территория старого поселения.
Жители Экендиля в эпоху средневековья принимали участие в борьбе против чужеземцев. Лезгинам Корчагской долины приходилось бороться с войсками Надир-шаха. Об этом свидетельствует Р.М. Магомедов: «Иранский шах продолжал свои походы в Табасаран, Кайтаг, Лакию и другие части. Жители Кюринских обществ Табасарана (речь идёт о селениях Корчагской долины - К.С.) продолжали оказывать решительное сопротивление шахским войскам [13].
Селение Зизик образовалось из трёх отсёлков: Гъуьржер, Къакъалар и Зизикар - примерно в середине XVIII в. Подтверждением тому служит святыня п1ир, возле которой собирались представители трёх отсёлков для обсуждения житейских проблем. У каждого представителя здесь было своё место. По три человека от каждого отсёлка входили в совет старейшин. На этой местности сохранился камень, где указана дата - 1759 г., объясняющая некоторые подробности возникновения селения Зизик. Жители данных отсёлков переселились на это место, когда высохли их родники и поля [14].
Территория старого поселения Зизик - это крутой склон горы. Здесь сохранились развалины старой мечети и несколько десятков могил. Зизикцы совсем недавно реконструировали эту мечеть. Они приходят в мечеть молиться и отмечать все празднества, поскольку новое селение Зизик расположено неподалёку, примерно в 300 м от неё. Мечеть Зизика одноэтажная, без купола, но со старинными дверьми, окнами и деревянными столбами с резным орнаментом.
Зизик тоже формировался из тухумов, которые переселились из других селений Южного Дагестана. Основными тухумами считаются Гаргары, Гамбуи, Дарвгъи, Къакъалы, Кьемкьеры и др. Тухумы в Зизике считались более сплочёнными и организованными в хозяйственных и других делах, чем в других селениях [15].
Организация зизикского джамаата определялась и тем, что она имела свои органы управления, места сборищ, собраний, где решались вопросы, касающиеся отдельных членов джамаата - хозяйственные, правовые и другие. При этом ведущая роль принадлежала главам тухумов [16].
б4
В 60-ые гг. XIX в. управление джамаатом в Корчагском сельском обществе осуществлялось выборными лицами. Более важные дела решались на общем сходе, на котором участвовали только лишь совершеннолетние мужчины. На сходах обсуждали в основном земельные вопросы и вопросы, связанные с иноземной опасностью, воровством и убийством. На сходах в Корчаге и Нютюге избирали старшин обычно из одних и тех же фамилий влиятельных тухумов. Так в Корчаге старшин избирали из тухумов: Аскерар и Караханар. А в Нютюге - из Баширар и Лакарар. Старшина кевха избирался Корчагским джамаатом преимущественно из одного какого-либо рода. При этом учитывалось его состоятельность, авторитет как в селении, так и в окрестных селениях, способности и приближённость к беку [17].
В 1831 г. обостряются зависимые отношения в бекствах Южного Табасарана, куда входило и Корчагское сельское общество. Это было связано с непомерно большим количеством налогов и регулярным их повышением. Ибрагим-бек, как полновластный хозяин, имел право распоряжаться налогами, повышать их, а также брать деньгами или серебром [18].
Раятское население Корчага, Зизика, Нютюга и Экендиля обязано было платить Ибра-гим-беку следующие виды налогов:
1) пшеница в рубах (рипе)
2) ячмень в рубах (рипе)
3) чалтык - (рис в шелухе)
4) масло в пудах
5) сыр в бурдюках
6) бараны (овцы) - (голов)
7) производство марены (в деньгах)
8) за продажу орехов (в деньгах)
9) отдельный налог с еврейского населения Корчага (в деньгах)
10) штрафы за преступления (в деньгах) [19].
Размер налога и денежная сумма менялась в зависимости от годичной урожайности и по велению самого бека. Одновременно зависимые крестьяне облагались и различными государственными налогами.
С середины XIX в. Корчагским сельским обществом правил Мустафа-бек Корчагский. Он являлся четвёртым сыном Шихали-бека, члена майсумского рода. За хорошую службу царской администрации на Кавказе Мустафа-бек получил чин прапорщика [20].
Перед смертью в 1850 г. Ибрагим-бек пишет завещание о наследовании владения своему племяннику Мустафа-беку Корчагскому. По этому завещанию Мустафа-бек Корчагский получает 9 населённых пунктов, в том числе Корчаг, Зизик, Нютюг, Экендиль и др., а также 11 ята-гов [21].
Бекская власть была наследственной. Унаследовав от своего дяди Ибрагим-бека феодальную собственность, он стал править порой даже более жестоко. Мустафа-бек правил от имени Майсума и имел право судить раят, налагать на них новые подати и повинности, взыскивать с них штрафы и т.д. Корчагским сельским обществом Мустафа-бек правил до конца XIX в. [22].
Таким образом, как это видно из представленного материала, история возникновения селений Корчагской долины: Корчаг, Нютюг, Экендиль и Зизик, имеет древнее происхождение, то есть относится к эпохе ранней бронзы (3-е - 2-е тыс. до н. э.). Общественный быт, хозяйственные занятия и материальная культура жителей Корчагской долины отличаются определенным локальным своеобразием, связанным с влиянием соседнего Табасарана, в состав которого союз сельских обществ Дере-Кам иногда входил в виде наибства (магала).
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Рыбаков Б. История и перестройка. - M., 19S9. - С.18.
2. Козубский Е.И. Памятная книжка в Дагестанской области. - Темир-Хан-Шура, 1S95. - С. З59.
З. Мунчаев Р.М. Древнейшая культура Северо-Восточного Кавказа. - M., 1961. - ■ С. 6.
4. 4. Пикуль М.И. Итоги археологических разведок в Южном Дагестане в 1959 году. Рукописный фонд ИИЯЛ
Дагфилиала АН СССР. Ф. 9. Оп. 1. Д. 264. - С. З.
5. Гасанов М.Р. Очерки истории Табасарана. - Mахачкала, 1994. - ^12S.
б. ЦГА РД. Ф. 150. Оп. 1. Д. 1. Л. З.
7. Гасанов М.Р. Указ. соч. - С. 146.
S. Рамазанов Х.Х., Шихсаидов А.Р. Указ. соч. - С. 4З.
9. Ханмагомедов С.О. Народная архитектура Южного Дагестана. - M.,1956. - С. 66.
10. Полевой материал (А. Аскеров - 1952 г.р., с. Нютюг).
11. Ханмагомедов С.О. Указ. соч. - С. 68.
12. Ризванов З, Ризванов Р. История лезгин. - Махачкала, 1990. - С.49.
13. Магомедов Р.М. Общественно-экономический и политический строй Дагестана в XVIII - начале XIX в. - Махачкала, 1957. - С. 327.
14. Полевой материал (Н. Алимагомедов - 1920 г.р., с. Зизик).
15. Полевой материал (А. Шерифов - 1927 г.р., с. Зизик).
16. Азизов С.А. Южно-Дагестанская патрономия (тухум) второй половины XIX - начала XX в. - Махачкала, 1997. - С. 97.
17. Полевой материал (Д. Магомедов - 1942 г.р., с Корчаг).
18. Гасанов М.Р. Указ. соч. - С. 203.
19. ЦГА РД. Ф. 150. Оп. 1. Д. 19. Л. 20. (Виды налогов в корчагском сельском обществе)
20. ЦГА РД. Ф. 90. Оп. 2. Д. 19. Л. 8. (О присвоение чина прапорщика Мустафа-беку Корчагскому).
21. Там же. Ф. 150. Оп. 1. Д. 1. Л. 3. (Завещание Ибрагим-бека о наследовании).
22. Караханов С.С. Хозяйство и материальная культура лезгин корчагской долины в XIX - начале XX в. - Махачкала, 2008. - С. 10-11.