Научная статья на тему 'Особенности возникновения и развития права народов Крайнего Севера'

Особенности возникновения и развития права народов Крайнего Севера Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
176
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности возникновения и развития права народов Крайнего Севера»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ОСОБЕННОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРАВА

НАРОДОВ КРАЙНЕГО СЕВЕРА

И.Ю. АНТОНОВ,

кандидат юридических наук, начальник Управления судебного департамента в Ямало-Ненецком Автономном округе

Научный консультант доктор юридических наук, профессор

М.М. РАССОЛОВ

Право на территориях, где жили народы Крайнего Севера, появляется еще задолго до возникновения здесь государства (т.е. задолго до создания органов Российского государства на северных территориях, до образования судов, появления там российских чиновников и т.д.). В этом состоит первая и главная особенность возникновения права народов Крайнего Севера. Эти народы в своем экономическом развитии отличались от многих прочих народов России, и право у них поэтому возникает как архаичное право. Такое право понимается самими северными народами как совокупность или система норм обычаев, обрядов, норм морали, религиозных норм, ритуалов, норм этикета и т.д.

Вторая особенность возникновения права народов Крайнего Севера заключается в том, что в их «слаженном» догосударственном обществе (допустим такое общество) нет серьезных социальных антагонизмов, конфликтов и др. и поэтому здесь нормы возникшего архаичного права действуют как единая целостная система. Или, как показал Г.В. Мальцев, они действуют как «...слаженные механизмы регулирования общественной, коллективной и индивидуальной жизни; и здесь возможна согласованная работа четко настроенных друг на друга нормативных регуляторов на основе, главным образом, ценностной однородности религиозных, моральных, этических и иных требований»1. Нормативно-регулятивные системы в этом обществе — это многообразные религиозные, моральные, этические и иные средства и методы, которые представляют в своем единстве «рычаг» управления. Поэтому при исследовании проблем возникновения прав у народов Крайнего Севера, да и этой проблемы вообще, требуется серьезное знание природы и особенностей регулятивных общественных механизмов, а правильное сочетание религиозных,

1 Мальцев Г.В. Нравственные основания права. М., 2008. С. 49—53.

правовых и иных социальных методов воздействия на людей может быть здесь достигнуто лишь на основе глубокого исследования проблемы единства, общности социальных регуляторов и закономерностей их взаимодействия.

Однако каждый взятый в отдельности вид саморегуляции поведения никогда не бывает самодостаточным, способным найти в себе необходимые силы против угрозы болезненной гипертрофии или возможной деградации. Если бы нормы архаичного права народов Крайнего Севера действовали сами по себе, не опираясь на благоприятную мотивацию, вызванную в психике людей факторами религии, морали, силы привычек, традиций и т.п., то все заинтересованные группы людей не смогли бы справиться с разрешением конфликтов и в одной небольшой группе, роде, племени и т.д. Не может рассчитывать на успех требование, если оно не поддержано всеми социальными средствами архаичного права, а тем более противоречит им.

В этой связи третья особенность возникновения права народов Крайнего Севера связана с так называемыми коммуникативными (социо-психическими и социокультурными) условиями их жизни.

Право у народов Крайнего Севера как порядок должного принципиально отличается от природного порядка, в котором долженствование отсутствует. Явления природного порядка таковы, каковы они есть. Например, материя находится в движении не потому, что она должна двигаться, а потому, что это способ ее существования. Право как сфера должного и наличного в реальном поведении не может быть здесь вне людей (ненцев, хантов, гиляков и др.), обладающих специфическими интеллектуальными, эмоциональными и волевыми возможностями и создающих право в актах интерсубъективной коммуникации. Право у рассматриваемых народов в этом случае есть компонент жизненного мира человека.

Вестник Московского университета МВД России № 10

2008

5

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Поэтому социопсихическими условиями права являются возникновение у индивидуумов способностей: понимать идеальный смысл правил должного поведения, выраженных в общеобязательных нормах, образуемых путем истолкования, интерпретации внешних, знаковых форм их выражения; признавать их (прямо или опосредованно) в качестве необходимых оснований своих внешних поступков (совершать акты ценностной легитимации) и самостоятельно действовать, ре-ализовывать вытекающие из них (норм) полномочия и обязанности.

К социокультурным условиям относится наличие в обществе у хантов, ненцев, селькупов и др. самих текстуально объективированных, общезначимых и общеобязательных правил поведения, определяющих права и обязанности членов социума и выступающих в качестве общезначимых ценностей, своеобразных культурных кодов, способных властно воздействовать на поведение людей.

С возникновением государства на территории народов Крайнего Севера право вступает в новый этап своего развития. Его текстуальные источники становятся более формализованными и системными. Возникает такая их письменная форма, как законы.

На основании вышеизложенного, обращаясь к эволюции, развитию права народов Крайнего Севера, можно выделить наличие следующих двух этапов. Первый — архаичный. Это этап так называемого архаичного права, которое появляется у данных народов задолго до возникновения государства. Второй этап — государственный. Это этап, когда право появляется и развивается у народов Крайнего Севера с появлением у них органов государства (суда, чиновников-управленцев, сборщиков дани, пушнины, рыбы и др.).

На первом этапе своего развития главной особенностью права народов Крайнего Севера является то, что нормы поведения хантов, ненцев, селькупов и др. в этот период имеют местный характер. То есть здесь, что ни община, поселение, племя, народ, то «свой образ жизни», своя система норм. Отсюда можно говорить о племенном праве народов Крайнего Севера. Вырабатываются нормы архаичного права у этих народов «снизу», самими хантами, ненцами, селькупами и др. Возможно, поэтому данные нормы чаще всего принимают характер обычаев, традиций, т.е. правил поведения, сложившихся исторически, на протяжении жизни многих и многих поколений, и ставшие всеобщими в результате многократного повторения (обычное право).

Конечно, архаичное право народов Крайнего Севера очень сильно не дотягивает до современного понимания права. В частности, мы справедливо можем задаться вопросом, что же это за право, если отсутствуют элементарные правовые понятия, техника разрешения споров, не проводится различие между гражданскими, семейными и другими делами и т.д. (отсюда и название — примитивное право). В то же время различия между обычаями, основными средствами регулирования жизни первобытных людей и архаичным правом народов Крайнего Севера и других народов нарастают и постепенно становятся все более очевидными.

Второй этап развития рассматриваемого права может быть назван классовым, сословным. Единые ранее северяне (ханты, ненцы, селькупы и др.) стали отличаться друг от друга по социальному положению (главы семей, вожди, шаманы, воины), по роду занятий (рыбаки, охотники, и др.).

К классовому, сословному, праву есть множество вопросов. В частности, непонятно, как тот или иной класс, сословие, мог защищать нормы, им установленные, если они нарушались либо его членами, либо иными людьми. Отсюда — право невозможно без принуждения. Конечно, действенных средств принуждения к исполнению таких норм в то время не было. Вот почему классовое, сословное право народов Крайнего Севера — это право его отдельных общественных слоев; и его можно назвать всего лишь протопра-вом, т.е. как бы правом не в полном понимании этого слоя, или ненастоящим правом2.

Настоящее, подлинное право у народов Крайнего Севера появляется лишь с XIII по XVIII в. Оно непосредственно ассоциируется с Ренессансом, или Возрождением, появившимся вначале в Италии на рубеже ХШ—Х^ вв., а позднее распространившимся на всю Западную Европу и Россию. Возрождение, символизировавшее собой обращение к культурному наследию античности (его «возрождение»), проявляло себя во многих планах, в том числе и юридическом. Идея обращения к великому прошлому, в частности к правовым традициям и к самой правовой системе Древнего Рима, распространившейся в свое время практически на всю Западную Европу, на некоторые страны Африки и Ближний Восток, способствовала развитию правовой культуры народов Крайнего Севера в новых условиях и осознанию необходимости существования подлинного права.

2 См.: Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. М.: Высшая школа, 2004. С. 211—214.

6

Вестник Московского университета МВД России № 10 • 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.