© Т.Н. Рымина, Е.В. Пятырова, 2014 г. УДК 613.68(571.64)
Т.Н. Рымина, Е.В. Пятырова
особенности воздействия стресса на работников плавсостава
в условиях работы в море
ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае».
Представлены результаты оценки воздействия факторов производственной среды в условиях работы на море. Выявлено, что целый комплекс факторов судовой среды оказывает влияние на состояние здоровья моряков, вызывая ответную реакцию в виде стресса.
Ключевые слова: морские опасности, работники плавсостава, материалы аттестации рабочих мест, напряженность трудового процесса, условия труда, эмоции, стресс.
Цитировать: Рымина Т.Н., Пятырова Е.В. Особенности воздействия стресса на работников плавсостава в условиях работы в море // Здоровье. Медицинская экология. Наука. 2014. №4(58). С. 103-105. URL: https://yadi.sk/ i/2NolXmTxZKuvj
Привычным явлением стал стресс на работе. Фактически любая служебная ситуация может стать и является потенциальным источником стресса. Мореплавание неизбежно связано с воздействием опасностей, могущие привести судно к потере управления, аварии и даже гибели. Нет такого явления или процесса, которые бы полностью или частично не представляли опасность для деятельности человека на море. Уже само по себе море, как чуждая для естественного обитания среда, враждебно для человека. «Опасность» в мореплавании - это опасность как возможность утраты судами мореходного состояния вследствие воздействия на них опасных для мореплавания факторов. Это определение позволяет дать количественную оценку степени опасности, мерой которой является вероятность [2, 5].
По физической природе выделяют следующие виды морских опасностей [1]:
- формы рельефа дна и береговой черты (мели, рифы, скалы, банки и т.п.);
- искусственные неподвижные технические и плавающие сооружения (буровые вышки, платформы, пирсы, мосты, встречные суда и т.п.);
- гидрометеорологические явления (плотный туман, ветер, течение, штормовые волны, плавающие льды, айсберги, обильные снегопады, ливни, низкие температуры воздуха, метели, ураганы, приливо-отливные явления) считаются особо опасными и чрезвычайными;
- плавающие неуправляемые предметы (бревна, деревья, утерянные рыболовные снасти, сорванные с якорей буи, бочки и т.д.);
- отказ механизмов, устройств, конструкций;
- эпидемии и другие причины, вызывающие физиологический отказ членов экипажа;
- неправильное размещение груза, топлива, балласта, промыслового вооружения и т.п., их неудовлетворительное крепление;
- преднамеренное разрушающее или поражающее воздействие на судно и экипаж (военные действия, пиратство, преступление);
- прочее.
В практике мореплавания возникают опасности, само существование которых трудно или даже невозможно предположить априори. Ответом организма на неблагоприятное воздействие окружающей среды - эмоции. Наиболее мощное проявление эмоций вызывает комплексную физиологическую реакцию - стресс. Выраженность стресса определяется от восприятия угрозы, в значительной мере осознанием человеком своей ответственности за себя, за окружающих, его установкой на свою роль в создавшейся ситуации [2, 3].
Стресс - комплексный процесс, он включает непременно и физиологические и психологические компоненты. С помощью стресса организм как бы мобилизует себя целиком на самозащиту, на приспособление к новой ситуации, приводит в действие неспецифические защитные механизмы, обеспечивающие сопротивление воздействию стресса или адаптацию к нему.
Основные черты психического стресса [4, 6]:
1) стресс - состояние организма; его возникновение предполагает взаимодействие между организмом и средой;
2) стресс - более напряженное состояние, чем обычное мотивационное; оно требует для своего возникновения восприятия угрозы;
3) явления стресса имеют место тогда, когда нормальная адаптивная реакция недостаточна.
За последние три года 2011-2013 гг. ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае» было оформлено 375 санитарно-гигиенических характеристик условий труда работников разных профессий, работающих в различных сферах экономики. Из них 40% составляют характеристики условий труда работников профессии которых связаны с морем, 17% работников летного состава, 28% работников ручного физического труда (маляры, докеры механизаторы, водители, судокорпусники и т.д.), 7% медицинские работники, 2% инженерно-технические работники и 6% работники прочих профессий.
В результате анализа материалов (профмаршрута работника согласно трудовой книжке, аттестаций рабочих мест на судах, выписок из амбулаторных карт с указанием диагнозов заболеваний и прочее) при оформлении санитарно-гигиенических характеристик условий труда работников обнаружено наибольшее количество случаев сердечнососудистых заболеваний (ССЗ), артериальной гипертензии (АГ), язвенной болезни желудка (ЯБ) и двенадцатиперстной кишки у группы лиц профессии которых связанных с повышенной опасностью в море.
В 150 случаях при изучении фактического состояния условий труда по материалам аттестации в обследуемой профессиональной группе отражающие некоторые особенности труда и быта этой группы лиц - «моряки» оказалось 145 рабочих мест (97%) с классами условий труда 3 - вредные условия труда, которые характеризуются наличием вредных факторов, уровни которых превышают гигиенические нормативы и оказывают неблагоприятное действие на организм работника и/или его потомство. Из них 40% рабочих мест с вредным воздействием факторов рабочей среды - шум, вибрация, температура и 60% с фактором трудового процесса - напряженности трудового процесса.
Напряженность труда - характеристика трудового процесса, отражающая нагрузку преимущественно на центральную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу работника. Согласно Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда» к факторам, характеризующим напряженность труда, относятся: интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные нагрузки, степень монотонности нагрузок, режим работы. Судовой экипаж состоит из капитана (высшее руководство), лиц командного состава (старший помощник капитана, 2 помощник капитана, старший механик, 2, 3 механики и электромеханик (электрик) и команды - боцман, матросы, мотористы, повар.
При исследовании сведений из амбулаторных карт работников плавсостава - результатами медицинских осмотров, выставленных диагнозов в динамике за несколько лет выявлено, что заболеваний связанных с перенапряжением центральной нервной системы в 80% отмечается у группы лиц командного состава и только 20% остальные работники судового экипажа. Высшее руководство и командный состав несет огромную ответственность за судно и жизни людей. По материалам аттестации рабочих мест у капитана судна, помощников капитана, механиков и электромехаников напряженность трудового процесса оценены на 3 класс 2 степени и 3 класс 1 степени (вредные условия труда).
Неблагоприятные производственные факторы в сочетании с нервно-эмоциональным напряжением испытывают на себе люди профессии «моряк» [3, 7]:
• воздействие на работника общей вибрации, шума возникающих от работающего гребного вала, технологического оборудования судна и передающихся по металлическим переборкам и конструкциям судна в помещения независимо от назначения производственные или жилые в течение всего рейса;
• воздействие неблагоприятных метеофакторов в различный сезон года, в различных широтах (влажности, температуры, скорости ветра);
• недостаточная искусственная освещенность и отсутствие естественной освещенности, в производственных помещениях;
• физические нагрузки (при перегрузочных работах - подъем и перемещение тяжестей свыше 30 кг), пребывание в рабочей позе стоя более 80% времени рабочей смены;
• психическая напряженность - работа в условиях дефицита времени при устранении аварийных ситуаций, степень ответственности за безопасность других лиц, степень риска для собственной жизни, степень ответственности за результат собственной деятельности, разборчивость слов в производственной обстановке менее 50%, решение сложных задач с выбором по серии инструкций, обработка, проверка и контроль за выполнением задания, сменность с работой в ночное время (связанная со спецификой лова морепродуктов), 12 часов продолжительность рабочего дня, работа в ночную смену, отсутствие регламентированных перерывов, психоэмоциональные нагрузки - длительное пребывание в условиях ограниченного пространства судна, по приказу капитана участие в трудовых процессах неспецифичных основной деятельности - переработке морепродуктов, перегрузках мороженной рыбопродукции, участие в постановке тралов и растяжке орудий лова на палубе, ограниченность информации о тех или иных обстоятельствах профессиональной деятельности, высокая динамика либо, наоборот, монотонная трудовая деятельность и др.;
• нарушение биологических ритмов весьма актуально и имеет большое медико-социальное значение;
• в результате соотношения спроса и предложения, потребности в рабочей силе - частые переводы работников с одного судна на другие суда в рамках одной судоходной компании. Очередное привыкание к новому рабочему месту, налаживание отношений с новыми людьми и т.д. приводит к напряжению.
Таким образом, целый ряд перечисленных факторов способствует выработке ответной реакции организма, которая возникает вследствие нервов, напряжения, переутомления, негативных эмоций и так далее и как следствие пребыванию членов экипажа в состоянии стресса на протяжении многих по 5-8-12 месяцев рейса. Постоянное пребывание в состоянии стресса приводит к угасанию энтузиазма, разочарованию в работе и даже к опустошенности, профес-
сиональному выгоранию, когда человек совершенно теряет интерес к работе. Стрессы оказывают отрицательное влияние, как на психологическое состояние, так и на физическое здоровье человека.
ЛИТЕРАТУРА
1. Малкина-Пых И.Г. Психологичная помощь в кризисных ситуациях. M.: Эксмо, 2010. 928 с.
2. Министерство рыбного хозяйства СССР, Устав Службы на судах флота Рыбной промышленности СССР, 1973. 212 с.
3. Тареева Е.М., Безродных А.А. Профессиональные болезни, М., 1976. 407 с.
4. Р 2.2.2006-05 Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда. М., 2005. 142 с.
5. Leadership and Teamwork. Model Course N 1.39; STW 44/WP.5/Add.1/Rev.1, London, 2013. 51 с.
6. Crisis Management and Human Behaviour Training including Passenger Safety, Cargo Safety and Hull Integrity Training. Model Course N 1.29; IMO, London, 2000. 112 с.
7. Crowd Management, Passenger Safety and Safety Training for Personnel Providing Direct Services to Passengers in Passenger Spaces. Model Course N 1.28; IMO, London, 2000. 92 c.
Rimm T.N., Pyatirova E.v.
features of the impact of stress on employees seafarers in terms of working in the sea
FBuz «center of hygiene and epidemiology in the Primorsky territory».
Presents the results of estimating the impact of occupational factors in the working conditions at sea. It is revealed that the whole complex of factors of the marine environment affects the health of seafarers, causing a backlash in the form of stress.
Keywords: marine hazards, workers, seafarers, materials, certification of workplaces, the intensity of the labour process, labour conditions, emotions, stress.
Citation: Rimina T.N., Pyatirova E.V Features of the impact of stress on employees seafarers in terms of working in the sea. Health. Medical ecology. Science. 2014; 4(58): 103-105. URL: https://yadi.sk/i/2NolXmTxZKuvj
Сведения об авторах
Рымина Татьяна Николаевна, врач отделения обеспечения санитарного надзора ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае», тел.: 8(423)265-08-66, e-mail: [email protected];
Пятырова Елена Владимировна, заведующая отделом санитарно-гигиенической экспертизы ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае», тел.: 8(423)265-00-67, e-mail: [email protected].
© Л.П. Саломатова, 2014 г УДК 614.34
Л.П. Саломатова
сравнительная оценка радиационной обстановки
на территориях дальнегорского городского округа, тернейского и кавалеровского муниципальных районов приморского края
Филиал ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае в городе Дальнегорск», г. Дальнегорск.
В данной статье приведены результаты радиационного мониторинга на территориях Дальнегорского городского округа, Тернейского и Кавалеровского муниципальных районов. Дана оценка коллективной и средней индивидуальной дозы облучения населения выше перечисленных районов, за счет различных источников ионизирующего излучения. Проанализированы результаты радиационного контроля объектов окружающей среды.
Ключевые слова: радиационная безопасность населения, мониторинговые наблюдения, радиологические показатели, мощность дозы гамма-излучения, коллективная доза облучения населения, средняя индивидуальная доза облучения.
Цитировать: Саломатова Л.П. Сравнительная оценка радиационной обстановки на территориях Дальнегорского городского округа, Тернейского и Кавалеровского муниципальных районов Прииморского края // Здоровье. Медицинская экология. Наука. 2014. №4(58). С. 105-108. URL: https://yadi.sk/i/_JgDESijZKuvo