УДК 258
Храмова Елена Викторовна слушатель курсов подготовки церковных специалистов Белгородской православной духовной семинарии, катехизатор Борисовского Богородице-Тихвинского женского монастыря Губкинской епархии РПЦ
georgvh@mail.ru
Иерей Даниил Горячев кандидат богословия, старший преподаватель кафедры библеистики и богословия Белгородской православной духовной семинарии
rasumihin@yandex.ru
Особенности воцерковления людей с ограниченными возможностями
здоровья
Аннотация. Статья излагает обобщённый опыт практической деятельности в области катехизации людей с серьёзными нарушениями здоровья. Авторы формулируют основные принципы, методы и рекомендации по церковно-образова-тельной работе с данной категорией лиц. Выводы делаются на основе эмпирических данных, полученных авторами за время продолжительного сотрудничества с медико-социальными учреждениями и катехизаторской работы непосредственно с людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.
Ключевые слова: катехизация, диакония, медико-социальное служение, обучающийся с ограниченными возможностями здоровья, христианская этика, диа-логика, пастырское богословие.
Khramova Elena Viktorovna student of courses for church specialists Belgorod Orthodox Theological Seminary, katechist of the Borisov Theotokos-Tikhvin monastery of the Russian Orthodox Church
georgvh@mail.ru
Priest Daniil Goryachev PhD in Theology Senior lecturer
of the Department of Bible studies and Theology of the Belgorod Orthodox Theological Seminary
Russia, Belgorod rasumihin@yandex.ru
Features of the Church education of people with disabilities
Abstract. The article presents a generalized experience of practical activity in the field of catechization of people with health disorders. The authors formulate the basic principles, methods and recommendations for church-educational work with this category of persons. Conclusions are drawn on the basis of empirical data obtained by the authors during long-term cooperation with medical and social institutions and catechetical work directly with people with limited health opportunities.
Keywords: catechesis (катлхП01?), diaconia (SiaKovia), medical and social ministry, student with disabilities, Christian ethics, dialogics, pastoral theology.
1. Принципы и методы катехизации людей с ограниченными возможностями здоровья
Забота о ближнем, тем более находящемся в стеснённых обстоятельствах, является главнейшей христианской заповедью, вплоть до того, что в лице ближнего христианин благотворит, как это ни парадоксально, Самому Богу: «Помощь страждущим есть в полном смысле помощь Самому Христу, и с исполнением этой заповеди связана вечная судьба всякого человека (Мф. 25:31-46)» (п. 1.2 «Основ социальной концепции РПЦ» [12]). Естественно, что история Церкви и её Священное Предание полны наставлениями, как следует исполнять заповедь милосердия. Однако новые условия требуют постоянного прояснения и уточнения современных возможностей служения ближнему, в том числе, помощи в во-церковлении людям, испытывающим физические и психологические трудности.
Уход за больными у первых христиан считался богоугодным делом, ему посвящали себя почти все члены общины, но, в основном, женщины (диаконисы).
В период правления римского императора Константина Великого (IV в.), поддерживавшего христианство, попечение о больных принимает новый вид - учреждаются общественные больницы и госпитали для больных и бесприютных. Отцы, учителя и пастыри Церкви служили делу христианского милосердия пастырским научением и собственным примером. К XI в. создаются во многих городах Западной Европы христианские общины женщин и девиц, принадлежащих даже к аристократическим родам, для служения делу милосердия и ухода за больными в первых общественных больницах.
В христианском сознании славян слово «убогий» понималось буквально - у Бога под защитой. Князем Владимиром на Руси были заложены основы милосердного отношения к убогим, сиротам, нищим. При церквях и монастырях были организованы больницы и «странноприимицы». Это дело продолжили Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, князь Иван III и его жена Софья Палеолог. Древнерусский памятник «Домострой» отражает стремления к праведной жизни через любовь к ближнему. Цари из рода Романовых продолжали благочестивую традицию призрения убогих. С середины XVI в. решением Стоглавого собора создается целая система общественного призрения. К концу XIX в. благотворительность и дела милосердия в России стали широчайшим общественным явлением.
Христианская забота о немощных, страждущих, недугующих, скорбящих сама по себе являясь свидетельством о Христе, традиционно сопровождалась словесной проповедью, молитвенной практикой и богослужением, т. е. непременным атрибутом церковной диаконии выступает катехизическая деятельность.
Целью катехизации (оглашения, научения вере) является оказание помощи человеку осознать вероучение Церкви и приступить к духовной жизни, т. е. совершить воцерковление. Воцерковление, в свою очередь, есть «ограниченный по времени педагогический процесс вхождения человека в Церковь, имеющий конечной целью самостоятельное, свободное и ответственное построение человеком своей духовной жизни под руководством Церкви. Целью же церковной жизни в целом является приобщение к спасению, обретение Царства Божия (Лк.17:21) и святости Христовой (Мф.5:48, 1Пет.1:15-16)» [3]. Свои особенности существуют в общении педагога с людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Чтобы выяснить, какой именно круг лиц подпадает под это понятие, воспользуемся так называемым легальным определением, т. е. содержащимся в нормативно-правовом акте: «Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом
развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий» (п. 16 ст. 2 Федерального закона «Об образовании в РФ» [19]). Таким образом, речь идёт о людях с серьёзными недостатками здоровья, которые не имеют физической возможности получать образование в обычных условиях.
Рассмотрим основные педагогические принципы воцерковления и их особенности для людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Компетентность. Человеку, берущемуся за осуществление катехизации, приходского просвещения и социального служения, необходимо определить цель своего служения и помнить, что дело будет по-настоящему богоугодным в том случае, если делается не только ради спасения людей, а от начала и до конца ради самого Христа, т. к., согласимся, «обильная благодать Божия подается только за те дела, которые были без остатка посвящены благоугождению Христу, а не с иной, даже правильной мотивацией» [5, с. 71]. И для достижения этого самому церковному специалисту необходимо знать основы православной веры, быть активным членом православной общины, участвовать в Евхаристии, иметь духовный опыт личной и соборной молитвы, осуществлять идеалы Евангельской нравственности в общении с людьми, в повседневной жизни, творить дела милосердия, быть образцом в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте (1Тим. 4:12). Всё выше перечисленное принадлежит к церковной компетентности катехизатора.
К компетентности в просветительской деятельности относится:
- знать Священное Писание Ветхого и Нового Завета, литургику, историю Церкви, церковное искусство и применять знания в практической деятельности;
- иметь навык чтения молитв, богослужебных текстов, Священного Писания на церковнославянском языке и перевода их на современный русский язык;
- уметь выбирать методы, содержание, форму катехизации для людей разного уровня воцерковления, особенно для тех, кто приходит из тоталитарных сект, языческих и оккультных движений;
- желательно иметь навыки общения с людьми с ОВЗ и необходимые знания в области педагогики, психологии, некоторых аспектов медицинской реабилитации людей с ОВЗ для полноценной адаптации в общине и церковной жизни.
К компетентности в педагогической деятельности относится умение способствовать духовно-нравственному развитию личности людей разных возрастных категорий и психофизических состояний на основе традиций православной педагогики и христианской антропологии.
К организаторской компетенции относится умение работать в коллективе и самостоятельно, планировать и организовывать просветительскую деятельность на приходах, подчиняться вышестоящей церковной иерархии [14]. В то же время церковный специалист должен осознавать рамки своей компетенции, не считать себя носителем полноты истины и признавать свободу катехуменов. С этим положением перекликаются следующие взаимосвязанные педагогические принципы - личностность и диалогичность.
Личностность и диалогичность. Церковная традиция научения вере, основанная на принципах христианской антропологии, имеет личностный характер. Каждый поступай так, как Бог ему определил, и каждый, как Господь призвал. <...> В каком звании кто призван, братия, в том каждый и оставайся перед Богом (1Кор. 7:17, 24). Каждый человек, входящий в жизнь Церкви, получает дарованную Богом сопричастность крестному подвигу Иисуса Христа, возможность победы над грехом и этим - раскрыться во всей полноте как личность. Необходимо учитывать особенности жизни людей с ОВЗ уникальность духовного пути каждого человека, с которым произошла встреча. Диалогический подход может помочь людям в разрешении давних конфликтов и выстроить глубинное понимание спорных вопросов, не через «судейство» и взвешивание принятых решений, а через понимание и научение. Диалог создает доверие, опровергая стереотипы и позволяя людям стать открытыми к перспективам, сильно отличающимся от их собственных, позволяя учиться друг у друга, преобразуя мир. Диалог возможен при взаимной открытости обеих сторон общения, при готовности слушать и понимать, и невозможен из-за страха и недоверия одной стороны, чаще всего возникающие из-за отсутствия смирения и скрытой властности другой стороны. Русский философ М. М. Бахтин был убежден, что «<...> овладеть внутренним человеком, увидеть и понять его нельзя, делая его объектом безучастного нейтрального анализа, нельзя овладеть им и путем слияния с ним, вчувствованием в него. Нет, к нему можно подойти и его можно раскрыть - точнее, заставить его самого раскрыться - лишь путем общения с ним, диалогически» [2, с. 293]. Таким образом, диалогичность это изначально фундаментальная категория личности человека необходимая для Богообщения и взаимодействия людей между собой. С практической стороны в общении от церковного специалиста требуется: особый такт, внимание, терпение, умение выслушать и ответить доступным человеку с ОВЗ языком, т.к. у многих из них есть физические недостатки коммуникации. В настоящее время уже имеется опыт некоторых общин и православных братств по
взаимодействию с слепыми, глухо-немыми людьми, а также имеющими ментальные нарушения. Независимо от внешних проявлений инвалидности, следует общаться с людьми с ОВЗ как с обычными людьми, без подчеркнутого проявления жалости, которая может унизить человеческое достоинство. Если идет беседа с опекуном ребенка или взрослого с ментальными расстройствами, нельзя использовать в речи местоимение, следует называть человека с ОВЗ по имени.
Добровольность и своевременность. Воцерковление возможно только в случае свободного произволения человека, в случае ментальной недееспособности - свободного произволения опекуна или члена семьи. Нужно с Божией помощью научиться чувствовать момент нравственного или мистического поиска, найти точки соприкосновения жизненного и духовного опыта конкретного человека с жизнью Иисуса Христа, известных святых, благочестивых современников. К сожалению, часто встречается в современной околоцерковной среде ситуация, когда жертвами предрассудка «эти люди наказаны за грехи родителей» становятся родители детей-инвалидов, родственники взрослых с врожденными нарушениями. Можно поддержать родственников и самого человека с ОВЗ ответом Иисуса Христа ученикам при встрече слепорожденного: не согрешил ни он, ни родители его, а это для того, чтобы на нем явились дела Божии (Ин 9:1-3). И мы можем явить в жизни человека с ОВЗ и его близких дела Божие - милосердие и любовь. Возможно, это станет своевременной точкой соприкосновения, с которой начнется возвращение человека к Богу [13, с. 48-49].
Целостность и последовательность. Исторический опыт просветительской деятельности Церкви подтверждает, что воцерковление - это последовательный, поступательный процесс передачи от простых духовно-нравственных познаний и навыков - к более сложным, и он должен охватывать все аспекты жизни человека. Так, исследуя практический опыт церковно-приходских школ, а также волонтерских движений, организованных при приходах РПЦ, работающих, в том числе с людьми с ОВЗ, можно отметить, что начальным этапом воцерковления становятся специально организованные паломнические поездки, участие в праздновании церковных дат, работе творческих мастерских и т.д. [20]. Это дает возможность выразить себя через общение и становится в дальнейшем мотивом для знакомства человека со Священным Писанием Нового Завета как основы христианских ценностей и нравственности, затем - знакомство с основными моментами церковной жизни (молитва, покаяние, участие в Евхаристии). Следует учесть, что дети и взрослые с ОВЗ могут быстро утомляться от обилия информации и впе-
чатлений, плохо воспринимать новую информацию и новых людей. Программа катехизации должна быть простой, краткой и реалистичной, не следует давать непосильных заданий. В работе с людьми с ОВЗ, желающими открыть для себя православную веру, необходимо учитывать, что многие наши соотечественники за долгие годы государственного атеизма разучились искать смысл жизни, слышать в себе голос совести. Задачей катехизатора является раскрытие важности добродетельной жизни, реализации евангельских принципов в жизни современного человека, объяснение понятий добра и зла, святости и греха.
Помимо педагогических принципов научения вере, следует отметить необходимость соблюдения специфических православных аспектов работы с катехуме-нами, которые должны соблюдаться при общении с людьми с ОВЗ:
Христоцентричность. Необходимо раскрыть глубинный смысл Таинств, объяснить важность Евхаристии в жизни православного христианина. Господь Иисус Христос спасает людей только в Церкви: это не только видимая Православная Церковь с Преданием и Писанием, богослужением, священнослужителями, клиром, верующими, святынями, храмами и искусством - это живое Воскресшее Тело Иисуса Христа, объединившее все тварное мироздание. Необходимо дать понятие об иерархии ценностей, что наивысшей ценностью в Церкви и её Главой является Господь Иисус Христос. При этом взрослым людям с ОВЗ, а также родителям таких детей (испытывающим страдания и даже определенную отверженность людьми), по словам митр. Антония Сурожского, важно показать, что Он нам свой: человек может отвернуться и предать, а Он остается верным и любящим до конца - смерти на кресте. Раскрыть радость Воскресения Христова, что страдания конечны, а блаженство будет вечным [1, с. 54]. Господь принимает нас такими, какие мы есть, верит в нас безусловно, приобщился к нам до конца и дает человеку свободу выбора в его ответе.
Общинность. Без участия в жизни христианской общины (в первую очередь литургической) невозможно полноценное воцерковление. Поэтому соборная молитва является необходимой «формой духовного попечения евхаристической общины о катехуменах» [3]. Наиболее эффективной является организация на приходе воскресной школы семейного типа, где учатся и трудятся люди с ОВЗ вместе со своими родными и близкими. Нужно помочь членам церковной общины увидеть в человеке с ОВЗ не столько объект помощи, сколько брата, сестру, друга. Лучше всего, когда церковная община или специальная группа внутри церковной общины объединяется вокруг людей с ОВЗ не ради деятельности, а для жизни на
евангельских началах и общего церковного служения, помогая человеку с особенностями участвовать в жизни православной общины. «Настоящая христианская община - это и есть возможность засвидетельствовать о вере, о живой Церкви и о любви, которая в ней есть. Ведь любовь - не абстрактное понятие, а действие, которое требует выражения, приложения. Община - это возможность человеку встретиться со Христом через встречу с христианами. Община живет по принципу семьи, малой Церкви, где в сердцевине - личное отношение со Христом, а рядом - братья и сестры. Где служение Богу и людям дает возможность учиться любви и преодолевать разделение» [11, с. 175].
Любовь и смирение. Проявлять любовь - это значит стараться увидеть самому и показать человеку Божественный замысел о нем. Нужно быть готовым ответить на вопросы «почему я страдаю?», «за что мне это?», объяснить евангельскую мысль «блаженны плачущие». Каждый христианин должен осознавать, что он -соработник у Бога (1Кор. 3:9). Важно помнить, что не человек ведет человека к вере, а Сам Господь через Свой Промысл о каждом человеке.
Основными практическими методами работы можно назвать следующие:
- специально-организованное общение (в игре, учебе, работе, досуге);
- использование выработанных эталонов поведения, ориентиров (подсказок). Общение с человеком-носителем православных христианских ценностей и норм поведения дает примеры реагирования в различных ситуациях повседневной жизни, позволяет человеку даже с нарушениями интеллекта усваивать эти ценности. Например, существует замечательный пример такой работы с неговорящими инвалидами (теми, кто произносит только отдельные звуки и слова или не может полноценно пользоваться речью) в приобщении их к Таинствам [16];
- организация посещений храма, празднования православных памятных дат, участия в паломнических поездках, так как усвоение норм православного мировоззрения лучше всего происходит через непосредственное участие в жизни церковной общины. Тут важно отметить роль членов общины, подающих добрый пример христианской жизни;
- активное участие в просвещении не только самих людей с ограниченными возможностями здоровья, но и членов их семей, помогающих им специалистов, прихожан церковной общины, изменение отношения общества к людям с ОВЗ;
- организация встреч со священнослужителем.
Перечень методов работы в процессе практической деятельности расширяется в каждом индивидуальном случае и находится в зависимости от возможностей
конкретного церковного прихода. Важно помнить, что практическая деятельность начинается с малого, перерастая в большее: дружба - общие дела - наставление в вере.
Можно сделать вывод о важной роли катехизации и адаптации на приходе для полноценного воцерковления обратившихся ко Христу людей, для спасения и благодатного преображения всего естества человека в общении с Богом в Его Церкви. От качества воцерковления будет зависеть способность человека изменить личную, семейную и общественную жизнь, а также нести другим свидетельство христианской веры.
2. Катехизация и диакония в больнице: опыт священнического служения
Практика священнического служения (с 2010 г.) соавтора данной статьи в различных социальных и медицинских учреждениях позволяет обобщить полученный им опыт. Речь идёт о практике исполнения священнических обязанностей в родильном доме, детском доме, доме престарелых, больницах, в т. ч., онкоди-спансере, психдиспансере, тюремной больнице, хосписе. Исследование данной практики приходит к следующим заключениям.
1. Люди, находящиеся в перечисленных учреждениях, а также люди с ОВЗ, обнаруживают общую для них особенность, а именно открытость к христианской проповеди. Одним из последствий телесных и душевных скорбей оказывается состояние, противоположное библейской характеристике: люди с необрезанным сердцем <...> вы всегда противитесь Духу Святому (Деян. 7:51, ср.: Втор. 30:6, Иез. 44:7, Иер. 4:4). В данном случае, напротив, расположенность к слову Божию, отзывчивость и восприимчивость слушателей создаёт благоприятную среду для общения и даже атмосферу радости.
Речь идёт не только об эмоциональности, но и о прямом духовном воздействии. Об этом действии Святого Духа, в частности, свидетельствует евангельский отрывок (Лк. 4 зач.), который читается на молебне «жене пред порождением» [18, с. 400]. Этот фрагмент повествует о встрече двух беременных женщин Елизаветы и Марии; Елизавета носит под сердцем будущего Иоанна Крестителя, а Мария -Христа. И бысть яко услыша Елисавет целование Мариино, взыграся младенец во чреве ея: и исполнися Духа Свята Елисавет (Лк. 1:41). Описываемое взыгра-ние младенца означает, что будущий Иоанн Креститель «Духом Святым познал Господа» [17, с. 343], как говорит преп. Силуан Афонский (подобное толкование
видим у преп. Ефрема Сирина и св. Максима Туринского [4, с. 25]). Несмотря на исключительность ситуации, у нас есть основания утверждать, что ребёнок во чреве матери уже открыт для духовной жизни, для его духовного питания, для духовной заботы о нём. Предание Церкви подтверждает эту мысль: вспомним троекратное «воскликновение» будущего преподобного Сергия на Литургии, находящегося в тот момент также в материнской утробе [7, с. 512]. Новое направление науки - перинатальная психология (психология ещё не родившегося ребёнка) - также оказывает поддержку христианской апологии жизни, уверяя о душевной восприимчивости младенца (см. работы авторов - докторов медицинских наук, представителей общества православных врачей [15]).
2. Состояние открытости слушателей, с одной стороны, значительно облегчает труд священника, но с другой стороны, накладывает на него серьёзную ответственность, т. к. этой другой стороной чуткости является ранимость. Слово или поведение представителя Церкви, воспринятое как грубое или жёсткое (особенно при исповеди - максимальной открытости и поиске утешения), может выразиться отторжением церковности как таковой. Ту же осторожность, выверенность своих слов, тактичность необходимо отнести и к содержанию проповеди. Чуткость слушателя обязывает к чуткости самого проповедника.
Что касается священнического слова, по содержанию свободного от крайностей, то в качестве примера такого разумного баланса стоит обратиться к практике истолкования таинства Елеосвящения. Объясняя назначение данного Таинства, многие священники цитируют его чинопоследование: Болен ли кто из вас, пусть призовёт пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему (Иак. 5:14-15). Проповедник отмечает здесь два аспекта: исцеления и покаяния; чередования просьб к Богу о даровании здоровья и прощения грехов. Разочарование от неполученного дара исцеления может быть уравновешено воспоминанием собственных грехов и, следовательно, личной ответственности за состояние своего здоровья. Покаяние же как исправление своей жизни сопровождается надеждой на облегчение недугов и выздоровления. Укрепляют эту надежду примеры благодатной помощи, особенно в современном мире.
3. Проповедь о всемогущем и всеблагом Боге призвана сообщить слушающим положительный настрой: если всё происходит по воле Божией, а она всегда ведёт ко благу, то такой настрой вполне оправдан и предполагает перенос фиксации
внимания с болезни на благость Промысла Божия, на то доброе, что уже есть и ещё будет в жизни. Здесь можно вспомнить златоустовское завещание: «слава Богу за всё» [6, с. 365], наставления святителя Игнатия почаще говорить «Слава Богу!» («От одного звука этих слов <...> отступают тягость и скука от души; к ней приходят и в ней водворяются легкость, спокойствие, мир, утешение, радость» [8, с. 405]), и конечно, апостольское Всегда радуйтесь! (1Фес 5:16), заключительным аккордом звучащее на Соборовании.
Подобная радость в скорбях, внешнему взгляду являясь парадоксальной, для христианской традиции стала закономерной. Агиологический экскурс (преп. Серафим Саровский, св. Матрона Московская) позволяет убедиться, что страдания составляют неотъемлемый элемент житий святых, и таким же свойством неотъемлемости обладает их радость: и радости вашей никто не отнимет у вас (Ин. 16:22). Само состояние радостопечалия [9, с. 510], харцоМлп [10, с. 162] становится настроением богослужения и иконографии, выражаясь философским языком - экзистенциальной установкой христианства. Отметим ещё одно свойство христианской радости - способность передаваться. И это не редкая ситуация, когда люди, ограниченные в телесном здоровье, становятся источником жизненных сил для окружающих.
Можно подвести общий итог данного отчёта о своём уповании (1Пет. 3:15): сочетание катехизации (научения вере) и диаконии (милосердного служения) как теории и практики христианского свидетельства обладает сильнейшим потенциалом для церковной проповеди.
Литература
1. Антоний (Блум), митр. Беседы о вере и Церкви. М., 1991.
2. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. М.,1979.
3. Белановский Ю. С., Ракушин А. В., Шестаков А. А. Катехизация в Русской Православной Церкви на современном этапе. Учебное пособие для слушателей курсов по подготовке катехизаторов, миссионеров и церковных педагогов. М., 2007. [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/katehizacija/katexizaciya-v-russkoj-pravoslavnoj-cerkvi-na-sovremennom-etape.shtml (дата обращения 5.06.2021).
4. Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I-VIII веков. Новый Завет. Т. III: Евангелие от Луки. Тверь, 2021.
5. Дулевич А. И. Принципы миссионерской деятельности апостола Павла // Духовные ласточки. 2020. Т. 6. С. 48-89.
6. Житие святого отца нашего Иоанна Златоустого, патриарха Константинопольского. Память 13 ноября // Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовского (репринт). Т. III. Месяц ноябрь. Киев, 2004.
7. Житие и чудеса преподобного и богоносного отца нашего Сергия, Радонежского чудотворца. Память 25 сентября // Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовского (репринт). Т. I. Месяц сентябрь. Киев, 2004.
8. Игнатий (Брянчанинов), свт. Аскетические опыты // Полное собрание творений и писем: В 8 т. Т. 1. М., 2014.
9. Игнатий (Брянчанинов), свт. Понятие о ереси и расколе // Полное собрание творений и писем: В 8 т. Т. 5. М., 2014.
10. Иоанн Лествичник, преп. Слово 7, 9 // Лествица. М., 2010. Joannes Climacus. Scala Paradisi, 7, 11 // PG. Т. 88, 149b. Col. 804.
11. Карпова И. В. От прихода к общине: беседы с настоятелями о жизни общины, отношениях с прихожанами, социальном служении / Серия «Азбука милосердия»: метод. и справ. пособия. М, 2021.
12. «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», принятые Архиерейским Собором РПЦ 13-16 августа 2000 г.
13. Особый человек в храме: помощь людям с нарушениями развития и аутизмом/ Серия «Азбука милосердия»: метод. и справ. пособия. М., 2017.
14. Практическое руководство катехизатора. Вып. 1. М.: Фонд сохранения духовно-нравственной культуры «Покров». [Электронный ресурс]. URL: https:// pravobraz.ru/prakticheskoe-rukovodstvo katexizatora-1 (дата обращения 5.06.2022).
15. Сидоров П. И., Чумакова Г. Н., Щукина Е. Г. Перинатальная психология. СПб., 2015.
16. Сонина С. Н. Принципы помощи инвалидам в церковной общине: опыт деятельности «Особой группы» Преображенского православного братства // Избранные доклады секции «Свято-Сергиевская традиция попечения об инвалидах: история и современность» XXII Международных Рождественских образовательных чтений, январь 2014 года [Электронный ресурс] URL: https://www.diaconia. ru/invalidy (дата обращения 20.07.2022).
17. Софроний (Сахаров), архим. Преподобный Силуан Афонский. Житие,
учение и писания. Мн., 2003.
18. Требник. СПб., 2008.
19. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
20. Хохлова М. С. Катехизация людей с ограниченными возможностями здоровья // Доклад на семинаре «Духовное просвещение и катехизация в Церкви», г. Варна, 12.09.2011. [Электронный ресурс] URL: http://smoleparh.ru/ publikatcii/2011/09/katehizatsiya-lyudey-s-ogranichennyimi-vo/ (дата обращения 10.06.2022).