Научная статья на тему 'Катехуменат как первая ступень вступления в православную церковь в современных исторических условиях'

Катехуменат как первая ступень вступления в православную церковь в современных исторических условиях Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
337
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАКТИКА ОГЛАШЕНИЯ / ТАИНСТВО КРЕЩЕНИЯ / ВНУТРЕННЯЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ / СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ / CATECHETICAL PRACTICE / BAPTISM / INTERNAL ACTIVITY OF THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH / MODERN PROBLEMS OF THE CHURCH LIFE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Malovechkina A.V.

Анализируется вопрос о необходимости практики оглашения на современном этапе жизни Русской православной церкви. Оглашение рассматривается как каноническая норма церковной жизни, утверждённая Священным Писанием. В настоящее время ежегодное пополнение церкви новыми членами зачастую является лишь количественным, а не качественным показателем. Поэтому исследование проблемы эффективности работы церкви с категорией «оглашенные», готовящейся к переходу в категорию «верные», имеет первостепенное значение в процессе формирования церковной позиции по отношению к вызовам времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author of the article appeals to the question of the need of catechetical practice at the present stage of life of Russian Orthodox Church. Catechization is considered as the canonical norm of church life approved by the Scripture. Now annual replenishment of Church by new members often is only a quantitative, but not quality indicator. Thus, research of a problem of efficiency of work of Church with category “catechumens” which prepare for transition to category of “faithful” has paramount value in the course of formation of a church position in relation to time challenges.

Текст научной работы на тему «Катехуменат как первая ступень вступления в православную церковь в современных исторических условиях»

Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2017. № 1 (13). С. 138-143. УДК 268

А. В. Маловечкина

КАТЕХУМЕНАТ КАК ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ ВСТУПЛЕНИЯ В ПРАВОСЛАВНУЮ ЦЕРКОВЬ В СОВРЕМЕННЫХ ИСТОРИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

Анализируется вопрос о необходимости практики оглашения на современном этапе жизни Русской православной церкви. Оглашение рассматривается как каноническая норма церковной жизни, утверждённая Священным Писанием. В настоящее время ежегодное пополнение церкви новыми членами зачастую является лишь количественным, а не качественным показателем. Поэтому исследование проблемы эффективности работы церкви с категорией «оглашенные», готовящейся к переходу в категорию «верные», имеет первостепенное значение в процессе формирования церковной позиции по отношению к вызовам времени.

Ключевые слова: практика оглашения; таинство крещения; внутренняя деятельность Русской православной церкви; современные проблемы церковной жизни.

A. V. Malovechkina

CATECHUMENATE AS THE FIRST STEP OF ENTRY INTO THE ORTHODOX CHURCH

IN MODERN HISTORICAL TERMS

The author of the article appeals to the question of the need of catechetical practice at the present stage of life of Russian Orthodox Church. Catechization is considered as the canonical norm of church life approved by the Scripture. Now annual replenishment of Church by new members often is only a quantitative, but not quality indicator. Thus, research of a problem of efficiency of work of Church with category "catechumens" which prepare for transition to category of "faithful" has paramount value in the course of formation of a church position in relation to time challenges.

Keywords: catechetical practice; baptism; internal activity of the Russian Orthodox Church; modern problems of the church life.

Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам.

Мф. 28:19-20

На современном этапе жизни Русской православной церкви ведётся работа по ряду важных вопросов, определяющих дальнейшее развитие церкви как Тела Христова в её духовном значении и как социального института и требующих переосмысления применительно к современным реалиям. Среди этих вопросов наибольшее внимание следует уделить практике оглашения, ведущей своё начало с первых веков христианства и, по сути, являющейся канонической нормой церкви.

Выражением общности с церковью служит в первую очередь жизнь в соответствии

с евангельской верой и нравственностью, а не только внешние, часто привычные и формальные действия и культурные проявления нашего исторического опыта. Принадлежность к церкви определяется не только знанием основ веры, церковного учения и истории, но прежде всего участием в таинствах. Поэтому для вступления в церковь необходима серьёзная предварительная подготовка, включающая в себя как передачу знаний, так и содействие их практическому усвоению и формированию самостоятельной, ответственной, активной жизненной позиции верующего человека. История церкви и её каноны говорят о важнейшем значении и роли этой подготовки - оглашения.

Оглашение - русский синоним терминов «катехизация», или «катехуменат» (от греч.

© Маловечкина А. В., 2017 138

- «поучение», «наставление»). Обозначение категории людей, готовящихся к принятию крещения, словом «катехумены» (греч. Катпхоиц^од) впервые встречается у Климента Александрийского [1]. О месте, занимаемом в церкви этой категорией людей, свидетельствует разделение Литургии святителя Иоанна Златоуста на литургию оглашенных и литургию верных.

Основанием и руководством в деле катехизации для церкви, несомненно, является последняя заповедь Иисуса Христа, данная апостолам в конце Его земного присутствия: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» (Мф. 28: 19); «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасён будет; а кто не будет веровать, осуждён будет» (Мк. 16: 15-16). Подчёркнутая Христом первоначальность веры и научения перед крещением определила дальнейшую деятельность церкви. Но единая система катехизации появилась далеко не сразу. Научение вере происходило в процессе живой вдохновенной проповеди, которая нередко сопровождалась вещественными проявлениями благодати Святого Духа. Во времена апостолов христиане явственно ощущали мистическое действие таинств и свою принадлежность к церкви как к Телу Христову, осознавали себя сотаинниками и сотрудниками в деле домостроительства Божия на земле. Они жили в напряжённом ожидании скорого пришествия Христа, что ещё больше объединяло их и отделяло от внешнего мира. Начиная с апостольских времён практика оглашения служила защитой христианской общины от влияния языческого мира и все, вступающие в неё, должны были отложить «ветхого человека» и начать новую жизнь в собрании верных, объединённых евхаристическим общением.

С концом эпохи гонений на христиан и обретением церковью государственного значения усилились её внутренние настроения - ереси и расколы. Кроме того, в христианской среде начали появляться люди, которым религиозная принадлежность могла дать какие-либо преимущества. Эти явления не могли остаться без внимания видных церковных деятелей того времени: Оригена,

Афанасия Великого, Кирилла Александрийского, Иоанна Златоуста и др. В своих трудах они вновь и вновь напоминали о значительной роли правильной огласительной практики как основы внутреннего устройства церкви.

Святитель Кирилл Иерусалимский предостерегает входящих в церковь без искренней веры: «Хотя Бог и щедр в благотворении, но ожидает от каждого искреннего произволения. Посему если ты находишься здесь только телом, а не душой, то нет пользы. И мы, служители церкви, принимаем всякого, и нет запрета войти сюда и с нечистым намерением. Но смотри, чтобы у тебя при наименовании верным не было расположения неверного. Если ты приемлешь крещение только устами, а не сердцем, то берегись суда Сердцеведца; и если ты отступил от веры, то огласители не виновны; тебя приняла только вода, а не Дух» [2, с. 96]. Святитель Афанасий Великий во втором Слове против ариан вновь напоминает о заповеди Христа и указывает на важность оглашения как залога правильной веры [3]. Святитель Иоанн Златоуст говорит о роли катехизатора следующее: «...оглашаемый - это не помеченный овен, пустая гостиница, проходной двор, прибежище разбойников, пристанище диких зверей, жилище бесов. Когда же Царь решил по Своему великому человеколюбию превратить эту пустую, проходную гостиницу, пристанище разбойников в царский дворец, Он для этого послал нас, наставников, и тех заклинателей, чтобы заблаговременно привести в порядок этот постоялый двор» [4, с. 111]. Святоотеческие труды свидетельствуют, что церковь осознавала свою ответственность за каждого приходящего: за чистоту от заблуждений его исповедания, за приготовление его как будущего дома Божьего.

Уже во II в. внутри церкви назрела необходимость разработки единой системы огласительной практики. Эта сфера деятельности регламентировалась Правилами Вселенских соборов [5], которые, в свою очередь, составлялись на основе Апостольских правил. Церковь создала детально разработанный пастырский институт катехумената, направленный прежде всего на качественную подготовку каждого желающего принять крещение. Во II-III вв. катехизическая подготовка получила свою полностью закончен-

ную форму. Действия церкви по отношению к кандидатам в её члены обусловливались пониманием того, что первый порыв новообращённых был зачастую лишь порывом, который мог исчезнуть так же быстро, как и появился. Поэтому обращённые требовали научения и испытания для истинного вступления на путь духовного роста, прежде чем они сознательно становились членами церкви. Основной акцент при подготовке делался на нравственное обращение, на изменение образа жизни как выражение внутреннего обращения к Богу.

Таким образом, мы видим катехуменат на его первом историческом этапе с позиции катехумена не просто как акт рационального восприятия истин веры, но прежде всего как умственное и телесное приготовление, как деятельное участие в делах общины и мистическое очищение от «ветхого человека», предполагающее сознательный и ответственный выбор. Со стороны же общины он выглядит как акт восприятия нового члена в процессе очищения его от всего нечистого, выделяющий его из мира, освящающий его и включающий его в полноту общения. Такая схема строительства церкви наглядно представлена в «Видении третьем» книги «Пастырь» Ерма [6].

Ситуация изменилась примерно с середины V в., когда предкрещальная практика оглашения стала сокращаться и постепенно выходить из употребления. Катехизация начала приходить в упадок, чему способствовали внешние и внутренние причины. Во-первых, массовое принятие крещения недавними язычниками. Во-вторых, развитие учения о благодати и первородном грехе и распространение взгляда на обязательность крещения для спасения, вследствие чего практика совершения крещения над детьми становится всеобщим правилом, что серьёзно сказалось на значении института оглашения, так как привело к уменьшению количества взрослых прозелитов. Внутренней же причиной отступления от огласительной практики можно назвать изменение взгляда общины на её бытие в христианской империи [7].

Языческая Русь, приняв в IX в. крещение от Византии, не получила должного оглашения. Отсюда происходит существующий и по сей день феномен двоеверия. Наша цер-

ковная история показывает многовековую борьбу иерархов с язычеством среди крещёного русского народа. В Российской Империи институт оглашения находился на уровне поздневизантийского периода. Целый ряд факторов способствовал запуску процесса постепенной формализации духовной жизни. Рождалось искажённое понимание церкви лишь как государственного аппарата, инструмента идеологической направленности. События революции 1917 г., ставшие трагическими для церкви, вернули её в эпоху гонений на христиан, когда проповедь каралась законом, а вера и крещение были уже испо-ведническим актом. В это время люди становились христианами не по необходимости, не отдавая дань традиции, но по призванию. Конец XX в. принёс церкви долгожданную свободу действий и новую форму взаимодействия с государством. Оправившись после потрясений, войдя в колею, церковь занимается восстановлением канонических практик применительно к современным условиям. И нужно сказать, что в этих условиях как нельзя более уместно возрождение практики оглашения именно по раннехристианскому образцу.

Сегодня в ситуации, на первый взгляд, расцвета православия и расширения сферы влияния церкви её внутренний состав напоминает описанное в Евангелии общество, где «много званых, но мало избранных». Существует проблема несоответствия религиозной самоидентификации и степени вовлечённости в религиозную практику: люди, считающие себя православными, не являются членами церкви в полном смысле. У большого числа верующих наблюдается низкий уровень знаний о христианской вере и церковной жизни. Данная проблема свидетельствует о действии губительных для церкви процессов утраты её первоначального духовного смысла и предназначения, когда православное христианство воспринимается как некий традиционный элемент национальной принадлежности. Частым явлением стало обря-доверие при отсутствии ориентации на нравственную и духовную жизнь. Распространённое потребительское отношение к церкви как к «лавке духовных услуг» является следствием обесценивания важнейших церковных таинств, в частности крещения [8].

Таким образом, перед Русской православной церковью возникает ряд практических вопросов: куда входит человек в крещении и куда воцерковляется? Что делать с подавляющим большинством номинальных православных христиан, принадлежащих церкви только в силу своего крещения? Продолжать ли принимать людей в церковь как в эфемерную и идеалистичную реальность или вводить людей в зримо явленную церковь - в христианскую общину, собранную вокруг евхаристии?

Уже на протяжении десятка лет Русская православная церковь ведёт работу по восстановлению практики оглашения. В 2008 г. Архиерейским собором было принято положение о необходимости катехизической подготовки к таинству крещения. Это положение гласит о том, что «развитие церковной жизни серьёзно ставит проблему подготовки взрослых людей к принятию Святого Крещения, а также повышения уровня знаний уже принявших это Таинство. Необходимо систематизировать имеющиеся подходы и дать действенные рекомендации пастырям по совершению катехизической деятельности» [9].

Первостепенные задачи церкви на сегодняшний день отражены в словах председателя Отдела религиозного образования и катехизации епископа Зарайского Меркурия: «Люди, давшие обеты крещения, продолжают совершать смертные грехи, подвержены той или иной форме идолопоклонства, суевериям. Содержанием их жизни остаётся суета мира сего, а не Христос и не исполнение Его заповедей. Христианство становится лишь внешней формой бытования человека в мире. Это трагедия нашего времени, с которой не может мириться верующее сердце, да и не должно мириться. Постепенное вхождение человека в жизнь церкви должно предшествовать Таинству Крещения и продолжиться после него. Это достаточно длительный процесс, который, как правило, занимает до нескольких лет. Когда человек, желающий принять Таинство Крещения, предоставлен сам себе, лишён должной помощи, научения как до крещения, так и после, то на деле он становится православным лишь формально, и ответственность за это в немалой степени лежит на священнослужителях, не выполнивших свой пастырский

долг, и мирянах, призванных содействовать им в осуществлении катехизической деятельности. Конечно, прохождение должного оглашения не гарантирует в полной мере, что человек будет ревностным христианином, но, по крайней мере, ему будут предложены для этого все возможности. Таким образом, первейшая задача сейчас состоит в том, чтобы необходимость катехизации воспринималась как императив: как обращающимися в церковь людьми, так и самими священнослужителями» [10].

К сожалению, этот призыв воспринят не всеми членами Русской православной церкви. Две-три огласительные беседы «для галочки» всё ещё считаются нормой подготовки к крещению. Но существуют и серьёзные проекты, уже имеющие положительный опыт. Ярким примером является Научно-методический центр по миссии и катехизации при Свято-Филаретовском институте, занимающийся подготовкой катехизаторов и актуализацией святоотеческой традиции оглашения. Отдел религиозного образования и катехизации в настоящее время уже разработал принципы современной огласительной практики. Эти принципы доступно изложены в работе Ю. С. Белановского «Катехизация в Русской Православной Церкви на современном этапе».

Чтобы быть результативной в условиях нашего времени, катехизация должна не только соответствовать традиции, но и последовательно развиваться. Церковь, в силу своей природы, призвана непрестанно и живым языком нести всем людям слово о спасении, отвечая на сущностные и актуальные вопросы современности. От этого во многом зависит, насколько удастся передать богатство евангельского духовного опыта в данную эпоху, насколько мы как члены церкви сможем ответить на нужды, запросы и трудности людей, на их потребность в духовных поисках в современных условиях.

В процессе организации служения миссионеры и катехизаторы призваны отовсюду использовать лучшее, разрабатывать новые оригинальные методики, уточнять их, совершенствовать, сверяя со Священным Писанием и церковной традицией, испытывать их на практике. При этом сложность дела катехизации требует пристального внимания

и глубокой вовлечённости. Одинаково вредны как формальный отказ от всяких изменений, так и необдуманная импровизация и сомнительные эксперименты.

Церковь сегодня призывается Богом и происходящими историческими событиями, свидетельствующими о Божьем промысле, деятельно заботиться о будущем. Нельзя жалеть сил, стараний, трудов и материальных средств для лучшей организации катехизической деятельности и воспитания тех, кто будет соответствующим образом проводить её. Чем больше церковь уделяет внимание катехизации, тем больше она обнаруживает, как катехизация укрепляет внутреннюю жизнь церковных общин и внешнюю деятельность миссионеров [8].

Жизнь человека в церкви, согласно заповедям Христа, всегда охватывает всё его существование и не может быть фрагментарной. Христианин не может мыслить свою общественную, семейную жизнь, профессиональную деятельность вне духовного и нравственного контекста евангельской веры. Однако вера человека и его церковная жизнь могут пострадать от столкновения с иными стандартами и нормами жизни, другими категориями мышления и стереотипами. Поэтому необходимо формирование при вхождении человека в церковь особенного евангельского мышления, православного мировоззрения, которое могло бы поддержать человека в следовании избранным непреходящим ценностям и целям.

Таким образом, основные задачи оглашения заключаются в следующем:

а) помочь обрести Евангелие как жизненный ориентир и принять в его свете Предание Православной церкви;

б) сформировать христианское мировоззрение, базирующееся на Священном Писании и догматических основах православия, заключающихся в Символе веры;

в) приобщить к церкви как Телу Христову, частями которого является каждый из её членов, а единственной Главой - Господь Иисус Христос;

г) разъяснить значение евхаристии как центра и отправной точки христианской жизни и любого церковного служения;

д) ввести новообращённого христианина в христианскую общину, собранную вокруг евхаристической чаши;

е) оказать поддержку в личной духовной жизни;

ж) ознакомить с каноническими и дисциплинарными нормами церковной жизни;

з) показать иерархическую и административную структуру церкви;

и) помочь найти своё место и служение в церкви, осознать степень личной ответственности за церковь.

Результатами катехизации являются принятие христианского мировоззрения и осознанное вхождение в церковную жизнь, участие в её таинствах, прежде всего в святой евхаристии.

Катехизация - это единое служение, общее для всех членов церкви: священников, диаконов, монашествующих и мирян во главе с епископом. В церкви все в той или иной мере причастны к делу катехизации, и содействовать ей - долг каждого христианина. В идеале вся христианская община должна чувствовать свою ответственность за это служение. Однако катехизическая деятельность не может осуществляться только по чьей-либо частной инициативе и на личном энтузиазме. Она должна совершаться церковью и от имени церкви в лице уполномоченных лиц [8]. Таковы общие положения касательно огласительной практики.

Подводя итог, следует отметить, что на сегодняшний день церковь имеет самые широкие возможности для осуществления катехизической деятельности. Однако для наибольшей эффективности этой деятельности необходимо развёртывание катехизации внутренней - уже воцерковленных людей. Богословское и теологическое образование, развивающееся на базе духовных и светских учебных заведений, должно стать отправной точкой для приведения в действие таких проектов. Остаётся только выразить надежду на то, что в ближайшее время выпускники-теологи и будущие пастыри будут максимально востребованы на стезе церковного служения и станут двигателями духовного обновления Русской православной церкви.

ЛИТЕРАТУРА

1. Климент Александрийский (пресвит.). Строма-ты. - ЫЯЬ: http://www.religions.am/files/5109 /ИЬгагу/Ь^опс/Н095.рс^ (дата обращения: 15.11.2016).

2. Болотов В. В. Лекции по истории Древней Церкви : в 4 т. - М., 1994. - Т. 3. - 340 с.

3. Афанасий Великий (свт.). Вторая речь против Ария. - URL: http://www.odinblago.ru/afanas_t2 /na_arian2 (дата обращения: 18.11.2016).

4. Иоанн Златоуст (свт.). Огласительные гомилии / сост., введ., пер., ком., библ. И. В. Про-лыгиной. - Тверь : Герменевтика, 2006. -254 с.

5. Правила Вселенских соборов. - URL: http:// nravbogoslovie.orthodoxy.ru/Kanony2.html (дата обращения: 18.11.2016).

6. Ерм (ап.). Видение третье // Пастырь. - URL: https://azbyka.rU/otechnik/Erm/pastyr_hermy/3 ( дата обращения : 21.11.2016).

7. Гаврилюк Павел (диак.). История катехизации в древней церкви. - URL: https://azbyka.ru /katehizacija/istorija-katekhizatsii-v-drevnej-tserkvi.shtml (дата обращения: 22.11.2016).

8. Белановский Ю. С., Ракушин А. В., Шеста-ков А. А. Катехизация в Русской Православной Церкви на современном этапе : учебное

пособие для слушателей курсов по подготовке катехизаторов, миссионеров и церковных педагогов. - URL: https://azbyka.ru/katehizaciia /katexizaciya-v-russkoj-pravoslavnoj-cerkvi-na-sovremennom-etape.shtml (дата обращения: 25.11.16).

9. О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской православной церкви : определение Освящённого Архиерейского собора Русской православной церкви 2429 июня 2008 года. - URL: http://www.patriarchia.ru /db/text/428914.html (дата обращения: 30.11.2016).

10. Особенности современной катехизации : доклад председателя Отдела религиозного образования и катехизации епископа Зарайского Меркурия на IV Всецерковном съезде епархиальных миссионеров. - URL: http:// www.patriarchia.ru/db/text/1321003.html (дата обращения: 30.11.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.