Научная статья на тему 'ОГЛАСИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА И ВОЦЕРКОВЛЕНИЕ'

ОГЛАСИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА И ВОЦЕРКОВЛЕНИЕ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
216
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАТЕХИЗАЦИЯ / ОГЛАШЕНИЕ / ВОЦЕРКОВЛЕНИЕ / ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / ХРИСТИАНСТВО / ВЕРОУЧЕНИЕ / ВЕРА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Краснопёров Дионисий Викторович, Кириллов Андрей Алексеевич

В статье рассматривается практика оглашения и воцерковления в актуальной практике Русской Православной Церкви. Во время оглашения катехизатор старается направить на верное понимание вероучительных истин. Священнослужитель отвечает на вопросы, касающиеся практического совершения таинств и обрядов, а объясняет непонятные моменты катехизатор. Оглашаемые сразу понимают, готовы ли они креститься или венчаться, либо стоит отложить и ходить на занятия по катехизису. Было выявлено, что при успешном совместном оглашении отмечается впоследствии интерес к посещению богослужений и интерес к познанию православной веры, стремление воспитывать ребенка православным христианином, жить православной семьей, быть прихожанами данного прихода и иметь собственного духовника на этом приходе, который проявляет внимание к их церковной жизни, наставляет на пути воцерковления, в том числе с помощью катехизатора. Миссионерская деятельность мирянина дополняет работу духовенства в деле привлечения новых членов Церкви как из номинальных христиан, так и из псевдорелигиозных движений. Раздача буклетов и Святого Евангелия, привлечение к волонтерскому труду способствует формированию объективного мнения о Православной Церкви, тем самым меняется и мнение о деятельности духовенства. Через систематическое катехизическое обучение таких категорий людей мы можем получить укрепившихся в вере прихожан, которых катехизатор - мирянин передаст пастырю, и они осознанно будут участвовать в таинствах, выполнять послушания на приходе. Впоследствии, по желанию, лица мужского пола могут продолжить обучение в высших духовных заведениях и, если отсутствуют канонические препятствия, принять священный сан. Привлечение мирян на катехизическое служение осуществляется на епархиальном, благочинническом и приходском уровнях, что существенно помогает духовенству в деле просвещения прихожан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CATECHETICAL PRACTICE AND CHURCHING

The article discusses the practice of catechumens and churching in the actual practice of the Russian Orthodox Church. During the announcement, the catechist tries to direct to a correct understanding of the doctrinal truths. The clergyman answers questions regarding the practical performance of the sacraments and rituals, and the catechist explains incomprehensible moments. Those who are announced immediately understand whether they are ready to be baptized or get married, or whether it is worth putting it off and going to catechism classes. It was revealed that with a successful joint announcement, there is subsequently an interest in attending services and an interest in learning the Orthodox religion, a desire to raise a child as an Orthodox Christian, live in an Orthodox family, be parishioners of this parish and have their own confessor in this parish, who shows attention to their church life, instructs on the path of churching, including with the help of a catechist. The missionary activity of the lay person complements the work of the clergy in attracting new members of the Church from both nominal Christians and pseudoreligious movements. The distribution of booklets and the Holy Gospel, involvement in volunteer work contributes to the formation of an objective opinion about the Orthodox Church, thereby changing the opinion about the activities of the clergy. Through the systematic catechetical training of such categories of people, we can get parishioners strengthened in faith, whom the lay catechist will hand over to the pastor, and they will consciously participate in the sacraments, fulfill obediences in the parish. Subsequently, if desired, males can continue their studies in higher spiritual institutions and, if there are no canonical obstacles, take holy orders. The involvement of the laity in catechetical service is carried out at the diocesan, deanery and parish levels, which significantly helps the clergy in the education of the parishioners.

Текст научной работы на тему «ОГЛАСИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА И ВОЦЕРКОВЛЕНИЕ»

Миссион Ерство

УДК 271.2

Иерей Дионисий Викторович Краснопёров, преподаватель Нижегородской духовной семинарии, Протоиерей Андрей Алексеевич Кириллов, кандидат богословия, преподаватель Нижегородской духовной семинарии

Огласительная практика и воцерковление

Аннотация: В статье рассматривается практика оглашения и воцерковления в актуальной практике Русской Православной Церкви. Во время оглашения катехизатор старается направить на верное понимание вероучитель-ных истин. Священнослужитель отвечает на вопросы, касающиеся практического совершения таинств и обрядов,

а объясняет непонятные моменты катехизатор. Оглашаемые сразу понимают, готовы ли они креститься или венчаться, либо стоит отложить и ходить на занятия по катехизису. Было выявлено, что при успешном совместном оглашении отмечается впоследствии интерес к посещению богослужений и интерес к познанию православной веры, стремление воспитывать ребенка православным христианином, жить православной семьей, быть прихожанами данного прихода и иметь собственного духовника на этом приходе, который проявляет внимание к их церковной жизни, наставляет на пути воцерковления, в том числе с помощью катехизатора. Миссионерская деятельность мирянина дополняет работу духовенства в деле привлечения новых членов Церкви как из номинальных христиан, так и из псевдорелигиозных движений. Раздача буклетов и Святого Евангелия, привлечение к волонтерскому труду способствует формированию объективного мнения о Православной Церкви, тем самым меняется и мнение о деятельности духовенства. Через систематическое катехизическое обучение таких категорий людей мы можем получить укрепившихся в вере прихожан, которых катехизатор-мирянин передаст пастырю, и они осознанно будут участвовать в таинствах, выполнять послушания на приходе. Впоследствии, по желанию, лица мужского пола могут продолжить обучение в высших духовных заведениях и, если отсутствуют канонические препятствия, принять священный сан. Привлечение мирян на катехизическое служение осуществляется на епархиальном, благочинническом и приходском уровнях, что существенно помогает духовенству в деле просвещения прихожан.

Ключевые слова: катехизация, оглашение, воцерковление, Православная Церковь, христианство, вероучение, вера.

Prieft Dionysius Viktorovich Krasnoperov, Lecturer at the Nizhny Novgorod Theological Seminary, Archprieft Andrey Alekseevich Kirillov, PhD in Theology, Lecturer at the Nizhny Novgorod Theological Seminary

Catechetical Practice and Churching

Abñract: The article discusses the practice of catechumens and churching in the actual practice of the Russian Orthodox Church. During the announcement, the catechift tries to direct to a correct undemanding of the doctrinal truths. The clergyman answers queftions regarding the practical performance of the sacraments and rituals, and the catechift explains incomprehensible moments. Those who are announced immediately underftand whether they are ready to be baptized or get married, or whether it is worth putting it off and going to catechism classes. It was revealed that with a successful joint announcement, there is subsequently an intereft in attending services and an intereft in learning the Orthodox religion, a desire to raise a child as an Orthodox Chriftian, live in an Orthodox family, be parishioners of this parish and have their own confessor in this parish, who shows attention to their church life, inftructs on the path of churching, including with the help of a catechift. The missionary activity of the lay person complements the work of the clergy in attracting new members of the Church from both nominal Chriftians and pseudo-religious movements. The diftribution of booklets and the Holy Gospel, involvement in volunteer work contributes to the formation of an objective opinion about the Orthodox Church, thereby changing the opinion about the activities of the clergy. Through the syftem-atic catechetical training of such categories of people, we can get parishioners ftrengthened in faith, whom the lay catechift will hand over to the paftor, and they will consciously participate in the sacraments, fulfill obediences in the parish. Subsequently, if

desired, males can continue their ftudies in higher spiritual infti-tutions and, if there are no canonical obftacles, take holy orders. The involvement of the laity in catechetical service is carried out at the diocesan, deanery and parish levels, which significantly helps the clergy in the education of the parishioners. Key words: Catechesis, Announcement, Churching, Orthodox Church, Chriftianity, Dogma, Faith. Проблема взаимодействия катехизатора-мирянина и священнослужителя приобрела актуальность в Русской Православной Церкви по причине пресечения института учительства в советское время, когда люди не имели возможности изучать фундаментальные основы православного вероучения, и прекращения религиозного воспитания в атеистическом государстве. В наше время возрождения православия люди старого поколения и молодежь испытывают духовный вакуум и желают утолить жажду религиозных знаний и стать полноценными членами Церкви Христовой, но ограничиваются чтением Евангелия, оставляя вне поля зрения духовную литературу. Верующие стремятся постичь свою веру и воцерковиться, но не знают, как это сделать правильно, кто им в этом поможет и проведет по пути, в конце которого всех ожидает Спаситель, принимающий заблудших либо отпавших христиан. Многолетний отрыв от истоков религиозности пока не удается преодолеть, но Церковь делает все возможные шаги к научению своих чад вере их православных предков, преодолению суеверий и предрассудков.

Взаимодействие катехизатора-мирянина и священнослужителя происходит постоянно: как в огласительных беседах, так и в повседневной приходской жизни. Любой человек, воцерковленный или начинающий свой духовный путь, может поговорить о наболевших вопросах, касающихся православной веры, с катехизатором-мирянином, который в силу своей компетентности постарается помочь и обучить основам православного вероучения, а если возникают более сложные и серьезные, требующие пастырской беседы — направит к священнослужителю. Образно говоря, катехизатор-мирянин оказывает первую духовную

помощь, а священнослужитель — духовно врачует в сложных и запущенных случаях.

На приходе катехизатор-мирянин — помощник настоятеля, имеет опыт духовной жизни и духовное образование, полученное либо на соответствующих курсах, либо в духовных учебных заведениях. Священнослужитель в соответствии со своим статусом имеет высшее духовное образование и опыт пастырской деятельности. Существуют разные представления о целях катехизации у священника и катехизатора-мирянина. Последний не должен передачу своих знаний подменять пастырством, читать им проповеди и интересоваться греховным прошлым оглашаемых; он должен именно научить, чтобы человек имел уже не наивное представление о церковной жизни, а осознал ее в русле святоотеческой традиции, через которую смог бы осмысленно участвовать в жизни прихода и в целом в жизни Церкви. В отличие от катехизатора-мирянина, священник совершает таинства, читает проповеди, проводит более глубокую духовную работу, становится духовником. При взаимодействии катехизатора-мирянина и священника происходит полное общинное во-церковление, а не «одиночного» проповедника, и тем самым отсутствует ограничение индивидуальной христианско-воспитательной работы.

Катехизатор-мирянин, начиная свою работу на приходе, должен увидеть полноценную приходскую общину, созданную священнослужителем, с помощью которой он может быстрее и успешнее помогать воцерковляться членам приходской общины. В общинном воцерковлении наилучшим образом воплощаются слова Спасителя: «Истинно говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:19-20). Общинный образ жизни заложен в самом основании Церкви Христовой.

У невоцерковленных людей зачастую отсутствует вера в Бога, православное воспитание и христианский образ жизни. Присутствует религиозная безграмотность, примитивное восприятие Церкви, незнание как начать церковную жизнь, боязнь обратиться к священнику.

Катехизатор-мирянин готов помочь им сделать первые шаги в храме Божием; объяснить иконографию, название, значение и прообразы, присутствующие в богослужениях; разъяснить отличие таинств и обрядов, подготовку к важному таинству — Евхаристии, соблюдение постов и т. п. При этом идет и взаимодействие со священником, который становится для новообращенного личным примером веры, мудрости и любви, ведет «духовного младенца» к осознанию своих грехов, к раскаянию и личной встрече со Христом в Таинстве Причащения (Евхаристии). Неофит под руководством катехизатора-мирянина и священника начинает свой осознанный путь ко Христу.

Как правило, с людьми, которые начинают свой путь воцерковления, внебогослужебная форма катехизации проходит в виде встреч, на которых объясняются богослужения, богослужебные тексты, символический смысл и внутреннее содержание непонятных многим прихожанам моментов богослужения. Преобладающей формой внебогослужебных собеседований на приходах являются воскресные школы, в том числе и для взрослых.

Другой подход, который помогает новообращенным понять жизнь прихода, — миссионерский, который проходит вне стен храма и направлен на то, чтобы привлечь к Церкви людей далеких от нее. Предполагается, что такой человек не готов посещать богослужение, поэтому необходимо правильно организовать досуг и бесплатное качественное образование. Деятельность должна быть полезная, оставляющая положительные эмоции и тем самым человек останется и будет продолжать свой путь к вере. Главное, что это «ненавязчивое» христианство.

На втором этапе — воцерковления — помочь человеку осознать и приобрести опыт общения с Богом через богослужение и молитву. Здесь требуется систематическая катехизация, возможно, и с объяснением символизма и хода всех богослужений.

Третий этап — служение — человек возвращается к тому, что его привело в Церковь, но уже не в качестве участника, а в качестве организатора, готовый делиться с другими своей жизнью.

Следовательно, катехизацию проводит катехизатор-мирянин, а священнослужитель на всех этапах является гарантом церковности.

Огласительная практика перед таинствами крещения и венчания В современных условиях в Русской Православной Церкви перед принятием Таинства Крещения необходимо пройти как минимум две огласительные беседы, на которых присутствуют либо сами оглашаемые, либо, в силу младенческого возраста, их восприемники. Целью огласительных бесед перед Таинством венчания является разъяснение вступающим в церковный брак важность и ответственность этого шага, а не магическое действие. Оглашение проводится посредством метода беседы на приходе храма в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы (Нижний Новгород, ул. Б.Покровская, д. 30) на основе плана, состоящего из двух бесед: первую беседу проводит катехизатор, на второй участвует священнослужитель, как правило это священник, реже — диакон.

Во время знакомства с будущими крестными нами было выявлено, что их интересует по большей части сакраментальная сторона жизни Церкви. Просветительские функции может нести катехизатор, хотя фигура священника безусловно имеет более высокий авторитет. Приведем слова протоиерея Геннадия Фаста, которые дают понять нам необходимость присутствия священнослужителя на огласительных беседах: «Значение священника как предстоятеля христианской общины становится для нас уже не просто душеполезным, а абсолютно незаменимым. Так установил Сам Господь»1.

Беседа без священника

На первой беседе после молитвы происходит знакомство с оглашаемыми. Объясняется значение огласительных бесед, о необходимости подготовки к Таинству Крещения. Выясняем мотивы, по которым люди хотят креститься или крестить детей. Спрашиваем, с каким именем будут крестить детей, какое по святцам ближе к дню рождения ребенка, в честь

какого святого. Рекомендуем прочитать житие этого святого (святой), приобрести икону этого святого (святой).

Интересуемся, все ли читают Библию дома. Библия — это духовная пища. Душа требует пищи, как наше тело требует пищи против нашей воли (чувство голода), то же и душа, но пустоту заполнить может только Бог и никто кроме него. Бог — это наш любящий отец, он нас любит намного сильнее, намного больше, чем наши родные родители. Люди сами начинают от него уходить («Папа, Ты мне не нужен»).

Проводим беседы о Боге (кто Он? Мы верим не в какого-то абстрактного Бога. Он не «карманный Бог», которого можно достать, а потом спрятать обратно), о духовной жизни, грехопадении и его последствиях (человек жил в раю, образ и подобие Божие, жизнь и смерть, необходимость спасения), о Боговоплощении и спасении человечества через Иисуса Христа (христиане верят в Бога — Иисуса Христа: Он «умер за грехи наши» (1 Кор. 15:3), чтобы мы были искуплены Его кровью, воскрес из мертвых в третий день. Апостол Павел говорит: «А если Христос не воскрес, то... тщетна и вера ваша» (1 Кор. 15:14), в Крещении человек получает Божию благодать). Бог не только Творец, а еще и Промыслитель, который непрестанно заботиться о всем мире и людях. Глубины промысла Божия непостижимы. Свойства Божии: 1) апофатические свойства, полученные путем отрицания (самобытность, неизмеримость, неименяемость, вечность, вездеприсутствие), 2) ката-фатические — действие, в которых Бог открывает себя человеку (разум, премудрость, всеведение, святость, всемогущество, всеблаженство, благость, любовь, милость).

В продолжении оглашения особо проговариваем: крестные должны вместе (не вместо!) с родителями учить своих крестников духовной жизни, но, чтобы чему-то научить, необходимо что-то знать; но знать мало, надо еще показывать личным примером. У вас духовное младенчество. Когда вы еще ничего не знаете и ничего не умеете, каким образом вы собираете исполнять свои обязанности крестного? Смысл крестного — учить Православной вере, а не чему-то другому (гуманистической философии,

например). Если вы сами не живете духовной жизнью, то каким образом можете поделиться этой духовной жизнью с другим человеком. Как можно ее показать?

Беседуем о посещении богослужений (седмичный, суточный, годовой круг богослужений, двунадесятые и великие праздники), смысле, содержании и богословии церковных праздников, литургическом символизме. Отвечаем на вопрос о языческих элементах в некоторых праздниках, например, Масленице (христианство лишило сакрального смысла и превратилась в неделю отдыха и веселья). Историческое установление даты церковных праздников, например, совпадение даты Рождества Христова и дня непобедимого солнца в истории древней Церкви. М. Н. Скабалланович видит в этом смысл чествования языческого солнцеворота: «Праздник в честь... солнцеповорота назывался днем «Непобедимого». солнца. которого не смогла одолеть зима... В одном римском календаре IV века именно 25 декабря показан этот языческий праздник. Приурочен он к этому именно дню, может быть, потому, что 18-23 декабря в римском культе посвящено было чествованию бога Сатурна, пожиравшему своих детей, — чествованию, потому носившему мрачный характер. За этим печальным праздником «бога времени» следовал светлый праздник «бога солнца», как и у нас пост предшествует великим праздникам»2.

Разбираем десять заповедей Моисея (Декалог), представляющий собой нравственный закон, в котором описана любовь к Богу и любовь к ближнему. Переходим к разбору заповедей блаженств, которые представляют собой в краткой форме изложенное учение Иисуса Христа. В них поднимается нравственная планка, ориентированная на ветхозаветную этику. В каждом изречении рассматривается учение — заповедь, ублажение — обещание награды.

Говорим о молитве (отношения людей невозможны без общения, также люди должны общаться и с Богом — это общение называется молитвой; краткие пояснения к молитве «Отче наш»). В молитве к Богу мы можем обращаться с любыми просьбами: благодарить Его, каяться

Ему, просить что-то. но появляется проблема, когда мы начинаем просить Его дать нам это и это, при этом взамен от себя ничего не отдаем, а Ему лишь одно надо от нас. Что хочет родитель от своего ребенка? Послушания! Любовь заключается в послушании.

Беседуем о Божественном откровении, необходимом для познания Бога и Его воли о нас, и чтении Священного Писания (Евангельский отрывок), отвечаем на вопросы по Евангелию и другим темам. Указываем, что Писание не человеческое измышление, а написано под водительством Святого Духа (Богодухновенно), и читаем мы его с целями научения вере и побуждения к добрым делам. Открываем Библию на стр. и читаем отрывок притчи «О блудном сыне» (Лк. 15:11-32). Беседуем, о чем эта притча, как поступает Бог в отношении к грешникам.

Читаем Символ веры. Говорим о нашей вере в Бога, что мы о нем знаем.

Рассказываем о таинствах, уделяя особенное внимание Таинствам Крещения и Миропомазания, Покаяния и Евхаристии. Таинства называются так потому, что Бог в них действует невидимым для нас образом, духовным образом. Казалось бы, человек исповедал свои грехи, что в нем изменилось, остался таким же рост, вес, но духовно происходит таинство: Бог действует прямо в душу человека. Есть два таинства, в которых человек должен принимать участие постоянно после Крещения: Таинство покаяния (исповеди) и причастия (Евхаристии). Крещение — это первое таинство, которым мы входим в Церковь. Через Миропомазание получаем «печать дара Духа Святаго». Исповедь можно сравнить с духовной ванной, очищаемся от грехов. В Евхаристии мы под видом хлеба и вина принимаем истинное тело и истинную кровь Иисуса Христа, мы приобщаемся самого Бога, вступаем в богообщение, принимаем Его в себя.

Даем домашнее задание: прочитать Евангелие от Марка (Библия дарится), читать Символ веры (раздается памятка с текстом), молитвенно обращаться к Богу (молитвы в памятке), подумать о месте Бога в своей жизни.

На огласительных беседах перед Таинством венчания говорим о необходимости подготовки к Венчанию: выявляем степень воцер-ковленности, имеются или отсутствуют канонические препятствия для венчания, искреннее намерение супругов. Венчание совершается только после государственной регистрации в ЗАГСе. Церковный брак — единство мужа и жены по образу Христа и Церкви. Семья — малая Церковь. В Таинстве венчания жениху дается икона Спасителя, а невесте — Богородицы. Этим показывается, что родители должны благословить своих детей этими иконами (перекрестить иконами).

Беседуем о Боге, о духовной жизни, грехопадении и его последствиях, о спасении через Иисуса Христа, о молитве и чтении Священного Писания, о посещении богослужений, об участии в церковных таинствах, разбираем десять ветхозаветных заповедей и заповедей блаженств. Разбираем Символ веры. Даем домашнее задание, аналогичное беседе перед Таинством крещения.

Беседа совместно со священником На второй беседе мы знакомимся со священником и начинаем читать поочередно по одному члену Символа веры.

«Без веры невозможно угодить Богу» (Евр. 11:6). Без нее невозможно принимать участие в Таинстве Крещения и крестить ребенка. Узнаем, что оглашаемые знают о Боге, какой Он (Что или Кто?). Бог, конечно, Личность, Дух, Всеправедный, Всемогущий. Бог троичен и един в трех Лицах: Бог — Отец. Бог — Сын, Бог — Святой Дух. Это не значит, что три бога. Это единое существо. Отношения между ними характеризуются одним словом — любовь. «Бог есть любовь» (1 Ин. 14:16), — говорит нам Священное Писание. Все три лица отличаются ипостасными свойствами, отношения равноценные, единосущные. Мы воспринимаем Бога небесным отцом. Ангельский мир сотворен раньше материального, венцом творения является человек.

Если нас надо спасать, значит, мы погибаем. При грехопадении произошло повреждение образа Божия. Христос пришел спасти нас

от греха. Воплощается посредством наития. Воспринимает все человеческое существо, чтобы воссоздать, обожить и спасти его. У Спасителя не было человеческого отца. Семя Христа исткалось во чреве Богородицы. Зачатие Христа было сверхъестественным. Является одновременно истинным Богом и человеком во всем, кроме греха. Святитель Афанасий Великий о боговоплощении сказал следующее: «Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом»3. В крещении человек становится новым творением.

Христос был распят при Понтии Пилате. Это отмечено для того, чтобы подтвердить историческую реальность. Умирает Бог, ставший человеком. Крест — орудие нашего спасения, символ победы.

Воскресение — основа нашей веры. Христос подтверждает то, что Он всемогущий Бог. Иисус Христос нисходит во ад, чтобы там проповедовать веру над смертью. Смерть не прервала ипостаси природы Бога и человека. Естества в лице Христа соединились неразлучно. Телесное воскресение Христа стало удостоверением совершенного им искупления, это залог нашего воскресения. Тело христово избавилось от тления и наполняется вечной жизнью.

Вознесение Христово не надо понимать переселением. Это возведение человеческого естества в состояние непосредственной близости Богу. Воскресением Спаситель открывает путь на Небо. Христос в вознесении возвращается к Отцу в человеческом теле. Достигнута цель, для которой предназначено было человеческое естество: человеческое тело стало обоженным.

Вместе со священнослужителем читаем отрывок из Евангелия от Марка: «Исцеление расслабленного в Капернауме» (Мк. 2:1-12). Обсуждение о чуде Божием: для чего Бог совершает чудеса, почему требуется вера для исцеления, какие выводы можно сделать из этого, болезнь и грех связаны между собой, какой должна быть жизнь после исцеления.

Читаем «Притчу о милосердном самарянине» (Лк. 10:25-37). Беседуем: что мы можем уяснить из этой притчи, как выражается

жертвенная любовь, кому нужны наше милосердие и любовь, а если это наш недоброжелатель.

Объясняем фрагмент «Кто хочет идти за мною.» (Мк. 8:34-36), что значит нести свой крест.

Как ранее было сказано, Таинство Крещения является дверью, через которую мы входим в Церковь, духовно рождаемся. Это Таинство совершается один раз в жизни. Восприемники (крестные родители) приносят от лица младенца обеты Крещения. Достаточно одного крестного: мальчику нужен крестный отец, девочке — крестная мать. По традиции берут двух крестных. Далее подробно о сакраментальной части рассказывает священник. Он поясняет молитвы: в первый день после рождения младенца, на даровании имени младенцу, в сороковой день после рождения. Говорим о суевериях, магическом восприятии и профанировании данного Таинства. Протоиерей Геннадий Фаст объясняет, что Крещение не страховой полис, по которому мы застрахованы от темных сил. Это рождение свыше и не надо его воспринимать языческим (магическим) ритуалом. Поясняем читаемую молитву священника «о себе» словами протоиерея Александра Шмемана: «Молитва священника о себе напоминает нам об этой страшной ответственности, о нашей всеобщей зависимости друг от друга в том, что касается духовного роста и исполнения. Она показывает, что крещение — не самоцель, а начало процесса, в котором решающую роль должна сыграть вся община и в особенности пастырь»4.

Говорим о Таинстве Миропомазания. В этом Таинстве даруется благодать Святого Духа. О сакраментальной части опять рассказывает священник. Воцерковление мальчиков происходит внесением в алтарь (по ветхозаветной традиции посвящение младенца Богу), девочек — у Царских врат. Воцерковление завершается молитвой священника и отпустом крестом. По возможности происходит во время рассказа проигрывание соответствующих моментов (интерактивный метод, репетиция).

Беседуем о православном воспитании младенца и его воцерков-лении крестными родителями: посещать храм, чтобы он относился

с благоговением; научить основам православной веры (Богородица, «Отче наш»). Рекомендуем выбрать подарок крестнику: иконы, детский молитвослов, детская Библия.

Говорим о богослужении: Всенощное бдение и Литургия, их символическое значение, рассматриваем подробно по частям.

Подводим итоги. Кратко повторяем содержание двух бесед. Священник дает рекомендации подготовки к исповедальной беседе (Таинство Исповеди и Евхаристии). Рассказываем, что такое грех, типы грехов, каяться нужно только в своих грехах (если не знаете, как назвать, священник подскажет), объясняем понятие «тайна исповеди».

Отвечаем совместно со священником на вопросы. Говорим о православной семье и христианском воспитании детей.

Рекомендуем приходить на занятия по православному вероучению, чтобы осознанно участвовать в жизни Церкви и прихода. Молимся.

На огласительных беседах перед Таинством венчания священник произносит пастырское слово (о необходимости этого указано в Требнике) и уделяет внимание сакраментальной части (возможно во время рассказа воспользоваться интерактивным методом), объясняются нелепости суеверий, профанации Таинства, нерасторжимость церковного брака.

Таинство венчания характеризуется тем, что человек, который венчается, он венчается на царство, царствовать со своим супругом (супругой) в вечности. Царство показывается тем, что им надеваются венцы, которые являются образом, символом того, что эти два человека обязуются быть царями над своими страстями. Это очень важно: если мы посмотрим на браки, которые, к сожалению, распались, мы увидим, что эти люди не смогли побороть себя, свои страсти, отказаться от своих порочных наклонностей — это является большой преградой для хорошей цельной семьи.

Поются символические тропари, когда брачующихся водят вокруг креста и Евангелия трижды, в образ Святой Троицы. Вначале поется «Исаия ликуй». Это радость, счастье, что мы вместе. Потом поется

«Святые мученицы». Казалось бы, таинство радости, когда в будущем столько полноты ощущений (жизнь вместе, дети, потом внуки), а «Святые мученицы» показывают, что люди начинают бороться с собой, со своими привычками, притираются друг к другу и понимают, рядом с тобой находится слабый человек, не Ангел, и с ним надо жить, потому что ты даешь обет Богу. Таинство венчания говорит, что когда мы созидаем свою семью, то мы созидаем по подобию Церкви (любовь мужа к жене, уважение жены к мужу). Обновление любви происходит только при посещении служб в храме и молитве к Богу. Тогда возможно преодоление всех препятствий, неудач, скорбей, возможно успешное строение семьи, если мы идем рядом с Богом.

Говорится о подготовке к Таинству покаяния (исповеди) и причастию (Евхаристии). Рассказываем, что такое грех, типы грехов, каяться нужно только в своих грехах (если не знаете, как назвать, священник подскажет), объясняем понятие «тайна исповеди». Говорим о Божественной Литургии, о христианской жизни, об отношениях мужа и жены (должны любить друг друга, хранить супружескую верность), о христианском воспитании детей. Выдаются памятки.

Подводятся итоги. Отвечаем на вопросы. Рекомендуем посещать богослужения и занятия по православному вероучению.

Священник дает напутствие вступающим в церковный брак.

Подведем итог этого раздела. Оглашение перед таинствами является неотъемлемой и обязательной частью воцерковления новоначальных. На беседах в краткой и простой форме доходчиво разъясняются основы православной веры и смысл конкретного таинства. Даются рекомендации для дальнейшего воцерковления с целью включения в приходскую общину и в целом в Церковь.

Духовное просвещение как основа повышения церковной грамотности

Крещеные люди, редко посещающие храм («захожане»), не знают основ православной веры, но желают узнать ее и тем самым войти в приходскую

общину, принимать активное участие в жизни прихода. Для таких категорий организуются курсы по православному вероучению, на которых занимаются преподавательской деятельностью как катехизаторы, так и священнослужители. Это положение отражено в первом выпуске «Практического руководства катехизатора»: «Рекомендуется создавать консультативные службы по вопросам православной веры и церковной жизни, привлекая для этого служения как клириков храма, так и духовно просвещенных мирян»5.

В форме длительной катехизации проводится изучение Символа веры, Священного Писания (Библия), писания святых отцов, объясняются Таинства и обряды Православной Церкви. Библейские беседы могут проходить в виде евангельских кружков (группами) под руководством катехизатора-мирянина либо священнослужителя, либо они проводят занятия совместно. Евангельские кружки организуются с целью актуализации религиозного опыта учащихся. Воцерковление также может осуществляться через воскресные школы не только для детей, но и для взрослых. В таких воскресных школах помимо изучения текста Евангелия, изучается Ветхий завет (чтобы понимали о создании мира, о грехопадении), целиком Новый завет (юридическая теория преступления / наказания, искупление), история Церкви, церковное искусство, церковнославянский язык.

Евангельские кружки как способ актуализации религиозного опыта

На занятиях Евангельского кружка происходит обсуждение того, что мы прочитали в отрывке текста Евангелия (богословская рефлексия). Направляющим выступает катехизатор. Он же исправляет неверное высказывание. Священник выступает гарантом того, чтобы Евангелие воспринималось с православной стороны. В группе приветствуется не самостоятельное толкование, а обсуждение личного восприятия в жизни человека.

На первом занятии пока участники собираются организуется стихийное чаепитие. Перед чтением молимся. Берем евангельский синопсис

о родословии Иисуса Христа, каждый читает по стиху в синодальном переводе на русский язык. Обращаем внимание на соответствия и различия.

Объясняем родословие Иисуса Христа.

Очень часто у прихожан возникает вопрос, зачем Иисусу Христу нужна родословная. Современному человеку, который открывает для себя Евангелие, очень скучно читать монотонное перечисление имен: «Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его» (Мф. 1:2). Очень монотонное повторение имен, которые мало что говорят современному читателю. Но тому, кто понимает смысл родословных в Библии, их богословский и литературный характер становится это интересней и понятней. Прежде всего евангелист Матфей начинает свое Евангелие с родословной потому, что по-гречески «родословие» -это книга происхождения. И действительно это почти как книга Бытия: греческие слова фактические совпадают («вф^Ь?» и «уе-угак;»). Другое значение этих родословных в том, что они ведутся по отцовской линии. Нам кажется странным, как это Авраам родил Исаака — Исаака родила Сарра от Авраама, но очень важно понимание того, что через отца передается, как от Адама к его потомкам, образ и подобие Божие. И поэтому это не просто какое-то физическое рождение, не просто биологическая жизнь, но нечто большее, некое достоинство, образ и подобие Божие, сыновство на каком-то ином измерении. Тем, кто бы скорее хотел пере-листнуть эту страницу и перейти к повествовательной части Рождества Христова совершил бы ошибку. Смысл этого родословия в том, что Бог порождает Мессию. Единственный, кто не имеет родословия и это его главное отличие, это антихрист. Поэтому Мессия должен иметь родословную. Господь производит Своего Сына, Своего Помазанника из утробы во плоти и крови, народа которого Он избрал вначале.

И что нас поражает в этом родословии, что в нем есть наряду с великими святыми и праведниками персонажи сомнительные, откровенно грешные, есть прославленные герои, есть люди, которые не оставили никакого следа в истории и памяти народа — здесь они собираются все вместе. Это очень прекрасный знак: мы как будто оказываемся за семейным

столом и, когда все торжествуют, все оказываются за праздничным застольем, иногда мы можем видеть разных людей, иногда таких людей, которых одновременно мы не привыкли видеть вместе, между ними нет ничего общего — общее лишь то, что они являются предками Иисуса Христа. В генеалогии упоминается, например, Иаков — великий патриарх, избранник, но вместе с тем это человек, который сражается с Богом, и в памяти народа он остался тем, кто вступил в схватку с таинственным незнакомцем и борется до наступления зари. С наступлением зари он получает рану, отступает, и эта рана становится для него благословением, он получает новое имя — Израиль. Бог победил, но Иаков тоже вел себя достойно, поэтому получает новое благословение. Такой прекрасный эпизод, потрясающая сцена, которая долго в традиции христианства и иудаизма тоже становится образом человека, который настаивает на своем и общается с Богом в молитве проявляет невероятное упорство и терпение и в конце концов Господь венчает его венцом победителя.

Другой персонаж, который может вызвать недоумение, — это Рахав. Она была язычница и блудница в Иерихоне, но она помогла израильским соглядатаям проникнуть в Иерихон, позволила захватить первый город на святой земле. Сыграв в истории такую роль, она вошла в родословную Иисуса Христа. Поэтому тот, кто старался бы избежать упоминания о Рахав в генеалогии, тоже был бы совершенно не прав. Поэтому кто считает, что Господь не достоин войти под кров души его, упоминание Рахав говорит о том, что Бог не гнушается грешниками, наоборот, больше радости о тех, кому есть путь к покаянию, чем о праведниках, у которых все в порядке. И имя Рахав призывает тех, кто считает себя недостойным, не терять мужество и доверие.

Другой важный ключ к пониманию родословной — число четырнадцать, которое трижды упоминается в этой родословной. Число четырнадцать соответствует имени Давид, тем самым автор трижды говорит: «Давид, Давид, Давид». Тот, кто рождается, является сыном Давида, новым Давидом, истинным царем и помазанником. И подводя итог этому родословию, можем увидеть, что Слово становится плотью,

Бог становится человеком и обитая среди нас Слово Божие, полное благодати и истинны, входит в плоть человеческой истории и поэтому наступает наш черед вписать свои имена в эту родословную тела Христова, в историю Церкви, но в центре всей этой истории остается Иисус Христос.

Священник приводит толкование в контексте Священного Предания и опоры на святоотеческое толкование (зачитывается, например, Василий Великий, Иоанн Златоуст, еп. Михаил (Лузин)). Толкование разбирается. Ведущий-катехизатор следит за тем, чтобы не было поучения одними членами кружка другими, не перебивали говорящего, не допускалось в жесткой форме обращение к участникам. В вежливой форме направлять на путь истинный.

В конце подводим итог. Молимся.

Воскресная школа для взрослых как способ научения православной религии

Воскресная школа для взрослых организуется в виде курсов, на которых изучаются основы православного вероучения. На таких курсах преподавательскую деятельность осуществляют катехизатор-мирянин и священнослужитель, выступающий гарантом церковности.

Катехизатор проводит лекции по «Истории Древней Церкви», касающиеся тем: мужи апостольские, Вселенские соборы и др. Священнослужитель — касающиеся тем патрологии (входящих в курс «Истории Древней Церкви» как святоотеческая письменность), затрагивая имена таких апологетов, как апостол Ерм, Ориген, Тертуллиан, Климент Александрийский, Киприан Карфагенский, святителей: Василия Великого, Иоанна Златоуста, Григория Нисского, Григория Богослова, а также преподобного Симеона Нового Богослова, Иоанна Дамаскина, святителя Григория Паламы. Слушателям рассказываются богословские идеи этих персоналий, которые оказали влияние на богословие в целом и ход церковной истории. Читаются самостоятельно рекомендованные

произведения, по которым проводится семинар (например, «Пастырь» апостола Ерма).

По церковнославянскому языку грамматику преподает катехизатор, чтение — священнослужитель. При изучении грамматики основное внимание уделяется изучению алфавита, словам под титлами, цифровом значении букв, имена: существительное, прилагательное, глаголы, местоимения, причастия и времена: настоящее, прошлое, будущее. При чтении священнослужитель обучает читать нараспев, речитативом, четко, с соблюдением знаков препинания.

При изучении курса Ветхого завета о связи с Новым говорит священнослужитель. При изучении курса Нового завета — смысл притч, молитвы «Отче наш», теории искупления, а также таинствах: покаяния, Евхаристии, крещения, венчания говорит священнослужитель. Тем самым происходит усвоение сакрального содержания Нового завета. Катехизатор преподает соответствующий курс касаемо исагогики (дата, автор, исторический контекст) и экзегетики (толкование текста Библии).

Катехизация через участие в богослужении, занятия церковным искусством, экскурсии по храму

Богослужение, происходящее на церковнославянском языке, бывает непонятно даже людям, регулярно посещающим храм. Диакон Всеволод Чаплин призывает толкование церковного календаря связывать с церковной службой и вовлекать самих прихожан участвовать в ней. Для это, по его мнению, «священник или катехизатор-мирянин за 10-15 минут до начала вечернего богослужения может вкратце поведать о житиях празднуемых святых, указать тему Евангелия, подчеркнув связь этого текста с ближайшими рядовыми или с празднованием дня, рассказать о месте данного дня в Октоихе или Триоди и, наконец, раскрыть смысл важнейших изменяемых молитвословий и песнопений (в первую очередь тропарей и кондаков), объяснив при этом, кому они посвящены и из каких богослужебных книг берутся. Особого объяснения требует богослужение великопостное»6. Специально стоит обозначить место

для изучения основ литургического богословия и церковного искусства, чтобы, по мнению протоиерея Александра Шмемана, в изучении литургического богословия было «раскрытие смысла богослужения»7. Катехизатор рассказывает о богослужебных книгах, в какие моменты богослужения они используются (например, в Великий пост богослужения совершаются по Триоди постной, а после Пасхи — по Триоди цветной). Объясняется чтение тропарей и кондаков, Апостола и Евангелия, канона. Изучаются виды Литургии: св. Иоанна Златоуста и св. Василия Великого (чем отличается), св. Григория Двоеслова (Преждеосвященных Даров) и апостола Иакова (почему запрещена для служения), Всенощное бдение и их символизм. Священнослужитель знакомит с текстами богослужебных книг и приглашает практиковать в чтении во время богослужения. Возможен рассказ о историческом формировании Литургии в Византии во времена Максима Исповедника, а также в IX, XI и XIV веках. Священнослужитель в рамках данной тематики освещает вопросы, связанные с Таинствами Крещения и Миропомазания, о проповеди и практике частого причащения.

Объяснение богослужения на Сретение Господне.

На каждой службе в храме у нас происходит встреча: встреча с Богом, с Божией Матерью, со святыми. Когда мы приходим в храм, то встречаемся с нашими ближними: те, кто стоят рядом и в них можно увидеть брата или сестру, потому что мы близки по духу, у нас одинаковые интересы, одинаковые цели. В храме можно прислушаться к пению хора и чтению чтецов — тогда служба будет наполнена содержанием, потому что, как говорили святые, если не понимаешь службу, повторяй «Господи, помилуй» и этого будет достаточно. Но все-таки когда мы встречаемся с людьми близкими нам по духу, чем более наполнена встреча с людьми содержание, тем больше она запоминается и тем больше она приносит пользу для души. Сретение — это и есть встреча. Далекие от Церкви люди воспринимают этот праздник как встречу зимы и весны: действительно, солнце уже пригревает и снег сияет, уступая место сиянию солнца. Но в Церкви под «зимой» понимается Ветхий завет,

под «весной» - Новый завет. И служение Ветхого завета уступает место служению Нового завета. Ветхозаветное человечество в лице праведного Симеона принимает младенца Христа в свои объятия, как новое послание неба. Понять это можно не только из книг о службе, потому что сама служба это есть книга, она раскрывается перед нами в виде звуков: поет хор, читают чтецы и вместе с ними читает и мы, находясь в храме. Слушаем, проникаемся содержанием текстов, и они наполняют душу тем, что и называется богословием. Причем, это богословие очень простое и доходчиво для каждого человека. Например, первое что услышишь на Всенощном бдении приходя в храм, это будет стихира на «Господи, воззвах», ее автор константинопольский патриарх Герман, исповедник и страдалец за веру в эпоху иконоборчества в VIII веке. Стихира звучит так: «Глаголи, Симеоне, /Кого нося на руку в церкви радуешися? /Кому зове-ши и вопиеши: /ныне свободихся, видех бо Спаса моего? /Сей есть от Девы рождейся, /Сей есть от Бога Бог Слово, /воплотйвыйся нас ради и спасый человека, /Тому поклонимся». Так как старец Симеон олицетворяет Ветхий завет, то мы спрашиваем у всей древней человеческой истории: готово ли ты, человечество, принять Того, Кого в древности предчувствовали и ожидали самые светлые умы. Вот тот, кто сотворил мир и дал людям надежду исцелить грехопадение Адама, теперь Он воплотился, стал ребенком и лежит на старческих руках, поверишь ли ты Ему, человечество, как поверил Ему Симеон, который триста лет ожидал освобождения? В свое время, когда он переводил на греческий язык с еврейского языка древнее пророчество, то написал «жена родит». Ангел явился ему и повелел написать «дева родит», как было в оригинале. В итоге он ожидал триста лет пока не исполнится это пророчество. В стихире Симеон отвечает: «Вот «Он от Девы рожденный, /Он — от Бога Бог Слово, / воплотившийся нас ради и спасший человека! /Ему поклонимся!»

Деву Марию мы прославляем в пении тропаря праздника. Тропарь — это песнопение, которое заключает суть праздника и поется в конце вечерни, в начале утрени, в конце утрени, на Божественной Литургии. Этот тропарь звучит так: «Радуйся, благодатная Богородице

Дево, /из Тебе бо возсия Солнце правды — Христос, Бог наш, /просвещаяй сущия во тьме. /Веселися и ты, старче праведный, /приемый во объятия Свободителя душ наших, /дарующаго нам воскресение». Господь назван здесь Солнцем правды — светом, непобедимым солнцем — в противовес языческому празднику, который отмечался в Риме 25 декабря.

Кульминацией Всенощного бдения является канон. Его автор преподобный Косма Маиумский. Обычно, когда хор начинает петь ирмосы, в храме происходит помазание и воспринимать тексты ирмосов бывает сложновато. Между прочим, именно ирмосы признаются высшим проявлением богослужебной поэзии. Ирмос первой песни звучит следующим образом: «Сушу глубородительную землю /солнце нашествова иногда.: / яко стена, бо, огусте обаполы вода. /лЮдем пешомореходящим и богоугодно поЮщим: /поим Господеви, славно бо просла.вися».

Разбираем.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На сушу, рожденную на глубине вод, на море, превратившееся в землю, упал луч света. В первом ирмосе, как всегда, вспоминается переход израильтян через Красное море в бегстве от египетского фараона. И недаром здесь упоминается солнце, которое осветило землю на глубине моря. Воды, скрывавшие сушу и превращающие нашу жизнь в треволнение морское, расступились, и мы увидели солнце, в данном случае Господа, рожденного среди нас, среди людей и сегодня принесенного в храм Господень. Как стена, загустела вода по обе стороны идущих пешком по морю и прославляющих Бога людей. И для нас здесь пример: подобно отроком вавилонским, которые среди огня были не опаляемыми, так и мы среди волнующегося моря житейского можем быть безопасны и можем быть счастливы. И особенно исповедовать свою веру в храме Божием, месте Его особого присутствия.

В конце первого часа звучит кондак праздника: «Утробу Девжу освятивый Рождеством Твоим/ и руце Симеоне благословивый,/ якоже по-добаше, предварив,/ и ныне спасл еси. нас, Христе Боже,/ но умири, во бранех жительство/ и укрепи люди, ихже возлюбил еси, Едте Человеколюбче». В кондаке звучит вывод всему вышесказанному и услышанному на службе.

Теперь становится ясно, почему на праздник Сретения освящаются свечи: столько сказано о свете, дающему каждому человеку радость и тепло. Ясно, что не только память о Сретении несут эти свечи, которые мы с трепетом зажигаем дома и называем сретенскими. Можно сказать, что свет этих свечей зажегся еще в день Рождества Христова, он получил развитие на Богоявление при явлении трех лиц Святой Троицы и вот теперь этот свет встречен Симеоном Богопримцем, поэтому эти свечи такие особенные без какого-либо магического смысла.

Если почитать всю службу, то можно увидеть невероятно интересный рассказ, поэму, посвященную празднику. Если добавить поучение святых, которые мы слышим в проповедях наших батюшек, то вообще гамма чувств и мыслей, которые Церковь приводит на праздник Сретения, просто поражает воображение.

Вообще узнать тексты службы заранее — святое дело. И когда научишься внимательности, то службу начинаешь воспринимать полнее, совершеннее, яснее и в общем-то этого ждет каждая душа, приходящая в храм. Здесь мы в полноте встречаемся с Богом, соединяемся в вечности с ближними. Вот такой праздник Сретение — праздник встречи.

Катехизатор в рамках курса по церковному искусству рассказывает об иконографии: изображении Иисуса Христа, Богородицы, святых (апостолов, мучеников, преподобных, праведных, святителей): символизм цвета иконы, внешность и поза, тип лица и выражение. Священнослужитель проводит практическое занятие, предлагая рассказать об иконографии конкретной показанной иконы (возможно находящейся в храме).

Проводится совместная экскурсия по храму, на которой священнослужитель показывает устройство алтаря через открытые двери, священные предметы (потир, лжица, дискос), катехизатор рассказывает значение алтарной и храмовой росписи, чин освящения престола и жертвенника. Кратко рассказывается о изображенных неизвестных или малоизвестных святых, новомучениках, священномучениках и др.

Подводя итог, можно сказать о том, что духовное просвещение является основой устранения богословской безграмотности и суеверий.

Человек, усвоивший знания соответствующих курсов, готов не только осмысленно посещать богослужения, но и участвовать в них, ориентируясь в том числе в богослужебных книгах, а также научить этому других людей. Читает Священное Писание, опираясь на толкование святых отцов Церкви. Духовно совершенствуется и чаще приступает к таинству Евхаристии.

Совместное оглашение и обучение основам православной вере катехизатором-мирянином и священнослужителем является более продуктивным в отношении дальнейшего посещения богослужений новыми прихожанами. Прихожане, прошедшие обучение, могут исполнять обязанности работников прихода, или послушников, и сами осознанно консультируют непросвещенных, либо заблуждающихся, людей по различным вопросам, касающихся церковной жизни.

Библиография

1. Ворохобов А. В. История и методология образования и воспитания в Библии // Дамаскин. Журнал Нижегородской духовной семинарии. Нижний Новгород, 2014. № 1(26). — С. 8-13.

2. Мейендорф И., протопресв. Пасхальная тайна: Статьи по богословию: [пер. с англ., фр.]. М.: Эксмо: Православ. Св.-Тихонов гуманитар. ун-т, 2013. — 832 с.

3. Практическое руководство катехизатора. — Вып. 1. / сайт Синодального ОРОиК. [Электронный ресурс] / URL: https://pravobraz.ru/prakticheskoe-rukovodftvo-katexizatora-i (дата обращения: 27.01.2021).

4. Фаст Г. прот. Жизнь до и после Крещения. 10 бесед / Сайт «Азбука веры». [Электронный ресурс] / [Электронный ресурс] / URL: https://azbyka.ru/otechnik/ Gennadij_Faft/zhizn-do-i-posle-kreshenija (дата обращения: 20.01.2021).

5. Христианские праздники. Книга 4. Рождество Христово / под ред. проф. М. Скабаллановича. Киев, Типография Акц. О-ва «Петр Барский в Киеве», 1916. — 196 с.

6. Чаплин В., диакон. Катехизация через богослужение. Неиспользованные возможности / сайт «Азбука веры». [Электронный ресурс] / URL: https://azbyka. ru/katehizacija/katexizatiya-cherez-bogosluzhenie-neispolzovannye-vozmozhnofti.shtml (дата обращения: 06.02.2021).

7. Шмеман А., протопресв. Водою и духом: о таинстве крещения / Пер. с анг. Дьякова И. З. М.: Гнозис-Паломник, 1993. — 224 с.

Примечания и библиографические ссылки

1. Фаст Г. прот. Жизнь до и после Крещения. 10 бесед / Сайт «Азбука веры». [Электронный ресурс] / [Электронный ресурс] / URL: https://azbyka. ru/otechnik/Gennadij_Fa&/zhizn-do-i-posle-kreshenija (дата обращения: 20.01.2021); Ворохобов А. В. История и методология образования и воспитания в Библии // Дамаскин. Журнал Нижегородской духовной семинарии. Нижний Новгород, 2014. № 1(26). С. 8-13.

2. Христианские праздники. Книга 4. Рождество Христово / под ред. проф. М. Скабаллановича. Киев, Типография Акц. О-ва «Петр Барский в Киеве», 1916. С. 179.

3. Мейендорф И., протопресв. Пасхальная тайна: Статьи по богословию: [пер. с англ., фр.]. М.: Эксмо: Православ. Св.-Тихонов гуманитар. ун-т, 2013. С. 265.

4. Шмеман А., протопресв. Водою и духом: о таинстве крещения / Пер. с анг. Дьякова И. З. М.: Гнозис-Паломник, 1993. С. 52.

5. Практическое руководство катехизатора. — Вып. 1. / сайт Синодального ОРОиК. [Электронный ресурс] / URL: https://pravobraz.ru/prakticheskoe-rukovodftvo-katexizatora-i (дата обращения: 27.01.2021).

6. Чаплин В., диакон. Катехизация через богослужение. Неиспользованные возможности / сайт «Азбука веры». [Электронный ресурс] / URL: https:// azbyka.ru/katehizacija/katexizaciya-cherez-bogosluzhenie-neispolzovannye-vozmozhnofti.shtml (дата обращения: 06.02.2021).

7. Шмеман А., протопресвитер. Введение в литургическое богословие. М.: Крутицкое патриаршее подворье, 1996. С. 24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.