Научная статья на тему 'КАТЕХИЗАТОРСКАЯ ПРАКТИКА НА ПРИХОДАХ БЕЛОРУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ: СОВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ'

КАТЕХИЗАТОРСКАЯ ПРАКТИКА НА ПРИХОДАХ БЕЛОРУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ: СОВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
184
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Православная Церковь / Таинство Крещения / оглашение / оглашенные / огласительные беседы / катехизация / приход / Символ Веры / Orthodox Church / Sacrament of Baptism / catechesis / catechumen / catechetical talks / catechism / parish / Symbol of Faith

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Иерей Виктор Владимирович Савчук

Практика огласительных бесед вновь приобретает свою актуальность и востребованность. На общецерковном уровне принято решение об обязательном прохождении прихожанами данных бесед перед участием в Таинствах Крещения и Венчания. Разработаны методические указания для проведения катехизации. Смысл статьи заключается в анализе проведения огласительных бесед в храмах Минской епархии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CATECHETICAL PRACTICE IN THE PARISHES OF THE BELARUSIAN ORTHODOX CHURCH: CURRENT SITUATION

The practice of catechetical talks is once again becoming relevant and in demand. At the general church level, a decision was made on the mandatory passage of these talks by parishioners before participating in the Sacraments of Baptism and Wedding. Methodological guidelines for catechization have been developed. The purpose of the article is to analyze the conduct of catechetical talks in the churches of the Minsk Diocese.

Текст научной работы на тему «КАТЕХИЗАТОРСКАЯ ПРАКТИКА НА ПРИХОДАХ БЕЛОРУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ: СОВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ»

ЦЕРКОВЬ И ВРЕМЯ

УДК 266(476)

DOI: 10.24412/2309-5164-2021-4-92-106

Иерей Виктор Владимирович Савчук

магистр богословия, аспирант Минской духовной академии e-mail: victorsauchuk@gmail.com

КАТЕХИЗАТОРСКАЯ ПРАКТИКА НА ПРИХОДАХ БЕЛОРУССКОЙ

ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ: СОВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Практика огласительных бесед вновь приобретает свою актуальность и востребованность. На общецерковном уровне принято решение об обязательном прохождении прихожанами данных бесед перед участием в Таинствах Крещения и Венчания. Разработаны методические указания для проведения катехизации. Смысл статьи заключается в анализе проведения огласительных бесед в храмах Минской епархии.

Ключевые слова: Православная Церковь, Таинство Крещения, оглашение, оглашенные, огласительные беседы, катехизация, приход, Символ Веры. Цитирование: Савчук В. В., иерей. Катехизаторская практика на приходах Белорусской Православной Церкви: современное положение // Ипатьевский вестник. — 2021. — № 4. — С. 92-106.

Практика огласительных бесед вновь приобретает свою актуальность и востребованность. На общецерковном уровне принято решение об обязательном прохождении прихожанами данных бесед перед участием в Таинствах Крещения и Венчания. Разработаны методические указания для проведения катехизации. Актуальность данной статьи заключается в анализе проведения огласительных бесед на приходах Белорусской Православной Церкви.

Практика огласительных бесед на приходах 1-го Минского благочиния

Храм Минской духовной академии в честь святителя Кирилла Туровского

Храм Минской духовной академии существует на протяжении 5 лет. Но за своё недолгое существование он насчитывает огромное количество прихо-

Иерей Виктор Владимирович Савчук

жан. Это благополучное явление можно объяснить тем, что клир и помогающие при совершении богослужения являются учащимися академии и преподавателями.

В храме Минской духовной академии имеется одна особенность при проведении огласительных бесед. Перед тем, как восприемники прослушают цикл бесед, посвященных оглашению, им предлагается для заполнения анкета, которая включает в себя небольшой ряд вопросов. Эти вопросы помогают узнать больше дополнительной информации о людях и сократить ряд задаваемых вопросов.

Что касается самого чина оглашения, то его продолжительность составляет цикл бесед. Это обуславливается тем, что в современных реалиях у людей не имеется в распоряжении достаточного количества времени и поэтому приходится адаптировать временной континуум под общую массу людей.

Поскольку катехизатором в храме Минской духовной академии является, как правило, студент духовного заведения, который обладает всеми теми нужными качествами, прописанными в руководстве проведения катехизических бесед, то ему удается довольно быстро установить контакт с людьми и избегать общераспространённых ошибок.

Периодичность проведения также варьируется, всё зависит от занятости людей, но по общеустановленной практике беседы проходят за одну неделю.

При организации оглашения в условиях города необходимо учитывать высокий образовательный уровень горожан. Это накладывает определенную ответственность на катехизатора, который призван соответствовать своим прихожанам в культурном и интеллектуальном смысле1.

Храм равноапостольной

Марии Магдалины (г. Минск)

В храме равноапостольной Марии Магдалины на протяжении длительного времени проводятся две беседы, которые проходят еженедельно по вторникам в 17.00.

В клире данного храма имеется достаточное количество священников, совершающих богослужение согласно установленному расписанию. Исходя из данного распорядка времени, огласительные беседы проводятся тем священником, чреда которого попадает на определенный день. В такой практике имеются свои недостатки, так как у каждого священнослужителя своя методика, единой системы как таковой не имеется.

Следует привести пример проведения огласителной беседы одним из этих священнослужителей. Все начинается со вступления, в котором говорится о самом Таинстве, восприемниках, о сути самого Крещения. Как говорил протопресвитер Александр Шмеман: «И потому совсем исключительная ответственность лежит на священнике, родителях и восприемниках, обязанных передать ребенку, когда он вырастет, содержание крещальных обетов, истины христи-

1 Усатов, А., священник. Оглашение на современном этапе // Официальный сайт Московского

Патриархата [Электронный ресурс]. — URL: — : http://patriarchia.ru/2012/07/30/12364178

3 8/usatov.oglashenie (дата обращения 2021-05-15).

анской веры и образ христианской жизни. Данное преподавание и должно быть именно таким крещальным оглашением, т.е. совершенно необходимым дополнением в таинстве крещения, раскрытием его смысла. И страшный грех совершают те родители и восприемники, которые не заботятся об этом научении детей и о введении их в церковную жизнь»1.

Далее идет краткое систематическое объяснение чинопоследования самого Таинства, после чего происходит плавный переход к истолкованию Таинств Причащения и Покаяния. Если в ходе проведения беседы у слушающих возникают вопросы, то священнослужитель предоставляет на них конструктивные ответы.

Как видно из вышеприведенного описания, сама информативная база выглядит неплохо, она доступна для общего восприятия. Недостатки заключаются в том, что в рамках одной беседы не всегда получается донести до людей важную информацию в полной мере и каждый священнослужитель проводит её так, как считает нужным.

Свято-Духов кафедральный собор (г. Минск)

В Свято-Духовом кафедральном соборе г. Минска огласительные беседы перед Таинством Крещения проводятся в формате 3 встреч продолжительностью в 1 час.

На первой встрече говорится о 7 Таинствах, вдобавок к этому объясняется, как правильно подготовиться к Таинству Исповеди и Причастия.

На второй встрече дается пространное объяснение православного вероучения на примере Символа Веры, с сопровождающимися комментариями.

Третья встреча заключает в себе смысл 10 заповедей и их значение в современном обществе. Далее говорится о Таинствах Крещения и Венчания, а также о всех практических моментах при совершении Таинства.

По окончании цикла бесед, крёстным родителям дается домашние задание: прочитать Евангелие от Марка, необходимые молитвы. На сайте прихода имеются молитвы на русском, белорусском языках для лучшего восприятия читаемого. Людям, которые хотят продолжить своё образование в плане православного вероучения, предлагается перейти на сайты www.azbyka.ru и www.pravoslavie.ru.

Формат данных бесед лекционный; если у собравшихся по ходу беседы имеются вопросы, священнослужитель старается на них максимально содержательно ответить.

Приход Свято-Петро-Павловского собора (г. Минск)

Огласительные беседы перед Таинством Крещения проходят в приходском доме по воскресениям и понедельникам. Всего четыре занятия: первое в 17:00, следующие в 18:00, 19:00 и 20:00. После первого занятия люди приглашаются на следующее через неделю или больше, чтобы они не спеша усвоили полученную информацию. Одно занятие длится около 60 минут.

Первая беседа почти целиком посвящена мотивации изучения веры и непосредственно Символу Веры, молитве «Отче наш». Вторая беседа о За-

1 Шмеман, А., протопресвитер. Водою и Духом. О Таинстве Крещения. — М.: Издательство Гранат, 2018. — С. 154.

коне Божием и 10-ти заповедях. Третья беседа о Церкви и таинствах (с акцентом на Причастие и Исповедь). Четвёртая беседа: более-менее подробный разбор крещения (или венчания). Здесь же происходит и окончательная запись на Таинство. Огласительные беседы проводятся на должном уровне благодаря удобному расположению прихода в центре города, наличию нескольких подготовленных священнослужителей, хорошему настоятельскому руководству.

Экзамены не проводятся. Домашнее, настойчиво рекомендуемое, задание: выучить Символ веры, «Отче наш», прочитать одно из Евангелий. Почти то же с Исповедью и Причастием — крёстные и родные родители сами добровольно направляются к этим Таинствам. Взрослые крестящиеся направляются на исповедь до своего Крещения!

Для лучшей подготовки к таинству крестным родителям рекомендуется читать Библию, внутриприходские брошюры, использовать интернет-ресурсы.

Храм святого праведного Иоанна Кронштадтского (г. Минск)

Беседы в храме святого праведного Иоанна Кронштадтского проводятся со времени его основания в 1998 г. Поскольку Крещения бывают нерегулярно, то и беседы проводятся по необходимости. Обычно это богослужебные дни (пятница, суббота, воскресенье) после Литургии или вечерней службы (акафиста). При крещении детей проводится одна беседа, взрослых — три. Встреча ориентировочно длится около 1 часа.

Практика огласительных бесед на приходах 2-го Минского благочиния

Храм Архангела Михаила (г. Минск)

В храме Архангела Михаила огласительные беседы перед Таинством Крещения проводятся два раза в неделю одним священником, во вторник и пятницу вечером.

Во время первой огласительной беседы даются основные понятия — о Троице, об Иисусе Христе, о грехе, о смысле Крещения, о семи Таинствах как таковых, кратко рассказывается о чине Крещения.

Во время второй огласительной беседы разбирается Символ Веры и Евангелие от Марка. После чего восприемникам дается домашнее задание самостоятельно изучить и читать осмысленно Символ Веры и разобрать один из отрывков Евангелия от Марка.

Данная практика привлекает внимание тем, что восприемникам дается домашнее задание на дом, это помогает выработать чувство ответственности и прилежности к Таинству Крещения.

Приход иконы Божией Матери

«Всех скорбящих радость» (г. Минск)

В храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» огласительные беседы перед Таинством Крещения проводятся дважды. Общение организовывается: с родителями, восприемниками, с самими крещаемыми в возрасте старше 15 лет.

Первое собеседование включает в себя следующие темы:

• история и внутренний смысл Таинства Крещения;

• о Крещении детей и о восприемничестве;

• содержание «Символа Веры»;

Второе собеседование:

• обязанности крёстных родителей (восприемников).

Приход храма святителя Николая Японского (г. Минск)

Практика огласительных бесед перед Таинством Крещения в Храме святителя Николая Японского базируется на общих документах Московской Патриархии, относящихся к вопросам катехизации.

Количество бесед — две. Первая беседа проводится в пятницу, вторая — в воскресенье. Первая беседа вводная, на которой узнается, кто пришел и зачем. Если это крёстные родители, то план проведения беседы один, если это пришли люди уже в зрелом возрасте, то для них существует иная программа. На первой встрече узнается мотив прихода людей, также говорится о неправильных мотивах для того, чтобы пришедшие относились к Таинству более ответственно. Далее говорится о самой сути Крещения и о Его роли в жизни крещаемого. После этого объясняется условия, при которых может быть совершенно Таинство, а именно — вера и покаяние. На первой беседе не ставится акцент на том, чтобы загрузить человека информацией, потому что, как правило, люди не сильно воспринимают большой объем информации. Учитывая это, катехизатор старается поставить человеку нужные вопросы, ответив на которые, он сможет получить конструктивное понимание происходящего. Вводная беседа длится примерно час. На сайте прихода имеются короткометражные фильмы, содержащие в себе информацию об основах Православной Веры, с которыми желающие могут ознакомиться. Крёстных родителей, которые приходят на первую беседу, записывают, ведётся учет, это всё обусловлено психологическим фактором ответственности; когда они ставят свою подпись напротив своего имени, чувство ответственности у них возрастает.

На второй беседе более подробно говорится о Символе Веры. Символ Веры больше всего вызывает вопросов у приходящих. Как показывает практика, большинство крёстных родителей просто не понимают, что в нём написано. Разбирается каждый член Символа Веры, на который даётся краткий комментарий. После этого катехизатор спрашивает, согласны ли крёстные родители с тем, что в Нём изложено, мыслят ли они в том же ключе, как и Православная Церковь? Далее идет речь касательно восприемников: требования к ним и препятствия, которые могут помешать стать крёстным родителем. Уделяется внимание личному примеру, благодаря которому ребенка можно правильно ввести в Церковь, заложить верное восприятие христианской жизни. По окончании беседы в помощь даётся методическая брошюра, где изложены вкратце все основы Православной Веры.

Если желающий принять Таинство Крещения взрослый, то после второй беседы ему предоставляется дополнительная катехизация, в которой даётся более углубленное понимание Православия и напоминание о том, что всё понять невозможно, некоторые моменты нужно будет принимать сугубо на веру.

Практика огласительных бесед на приходах 3-го Минского благочиния

Приход Воскресения Христова (г. Минск)

В храме Воскресения Христова несколько лет назад проводился цикл из трёх бесед, последняя проводилась священником. Сейчас проводится одна беседа, по продолжительности как два академических часа, священником. В дальнейшей перспективе планируется увеличение количества огласительных бесед.

Практика огласительных бесед на приходах 4-го Минского благочиния

Храм в честь преподобномученика Афанасия Брестского (г. Минск)

В приходе данного храма огласительные беседы перед Крещением проводятся для восприемников один раз по субботам с 13-30 до 15-00. Эти беседы проводятся священниками прихода по чреде согласно общему расписанию прихода и очередности. Огласительные беседы перед Таинством Крещения проводятся в храме в честь преподобномученика Афанасия Бресткого на протяжении длительного времени.

В начале огласительной беседы священнослужитель уточняет общие вопросы, которые касаются всех родных и восприемников, и отвечает на них (имеется список как этих вопросов, и так и ответов).

Храм Живоначальной Троицы (г. Минск)

В храме Живоначальной Троицы преобладает традиция индивидуальной подготовки ко Крещению оглашенного. Преимущественно крестят по одному. Стоит отметить, что это хорошая традиция, благодаря которой можно постараться провести огласительные беседы и само Таинство на высоком уровне.

Город Минск включает огромное количество населения, и в силу этого во многих храмах города наблюдается практика массового Крещения. Поэтому крещальная практика храма Живоначальной Троицы привлекает внимание к себе тем, что к желающим стать восприемниками используется индивидуальный подход.

В храме Живоначальной Троицы имеется практика проведения огласительных бесед с иностранцами. Жители из Британии и Ирана через переводчика получали азы Православия, после чего были допущены настоятелем стать восприемниками.

Состав огласительных бесед идентичен беседам, которые проводятся преимущественно во всех храмах города. Основная цель бесед — дать основы Православной Веры.

В скором времени планируется покупка баптистерия, чтобы и взрослые люди могли погружаться целиком.

Храм Всех Святых (г. Минск)

В храме Всех Святых города Минска огласительные беседы перед Таинством Крещения проводятся 4 раза. Если у крестных родителей имеется больше свободного времени, то им предлагается пройти полный цикл, который состоит из 5 бесед.

Каждую субботу в 15:00 проходит «Собеседование перед Таинством Крещения», после которого можно записаться на Крещение. До Крещения ребенка убедительно просят посетить хотя бы одну «огласительную беседу», каждая из которых самостоятельная, имеет начало и логическое завершение и не зависит от предыдущей и последующей беседы.

Многое зависит от формы проведения бесед; важно, чтобы они были содержательны и интересны. В храме Всех Святых беседы сопровождаются видеопрезентацией. Если человеку понравится беседа, то оставшийся цикл можно будет посетить уже после Крещения младенца.

«Огласительные беседы» проходят во вторник в 18:30 в храме в честь Всех Святых. На ближайшие два месяца вывешивается расписание с датами и темами бесед. Беседы каждый месяц повторяются для того, чтобы была возможность желающим побывать на пропущенной беседе.

Собеседование перед Крещением длится примерно 45 минут.

Выделяется 3 главных момента всей беседы, а именно: подготовка крёстных к Крещению — сходить на Исповедь и Причастие, подготовить чтение Символа Веры, отношение к Таинству, которое будет выражаться даже во внешнем виде, наличие у всех нательных крестиков».

Практика огласительных бесед на приходах 5-го Минского благочиния

Храм Святителя Николая-чудотворца (микр-н Шабаны)

В Свято-Никольском храме беседы перед Крещением проводятся раз в неделю — в пятницу после вечерней службы. До недавнего времени настоятель их проводил сам, но теперь он ввёл новый порядок, согласно которому беседу проводит тот, кто совершал вечернюю службу. Настоятель храма проводит огласительную беседу около двух часов, где старается провести общую катехизацию присутствующих. Главной задачей оглашения не ставится многочасовое пересказывание «Православного катехизиса», так как за одну беседу это сделать всё равно невозможно, кроме того, это, как правило, вызывает негативную реакцию у пришедших (по крайней мере, части из них).

В своих беседах клирики Свято-Никольского храма стараются буквально в нескольких предложениях передать самую суть христианской веры, вкратце описывают основные черты христианского образа жизни и указывают на основные обязанности крёстных родителей. При этом обязательно в двух словах рассказывают о таинствах Исповеди и Причастия. Как правило, после этого они обращают внимание, что беседа очень краткая и обо всём поговорить невозможно, и призывают слушателей к чтению соответствующей литературы. Затем кратко рассказывают о порядке совершения Таинств Крещения и Миропомазания и объясняют технические моменты, связанные с совершением Таинства. В конце отвечают на вопросы, если они есть (как правило, они бывают очень редко, поскольку священнослужители уже в самой беседе стараются ответить на наиболее часто задаваемые вопросы).

Практика огласительных бесед на приходах 6-го Минского благочиния

Храм святой праведной Софии Слуцкой (г. Минск)

Огласительные беседы перед Таинством Крещения, продолжительность которых составляет 1,5 ч., в данном храме проводятся раз в неделю, в понедельник. Это время, нужно сказать, условное, так как в большинстве своём у крёстных родителей всегда имеются вопросы после беседы, на которые они хотят получить ответы.

В начале беседы катехизатор рассказывает пришедшим о том, насколько ответственно быть крёстным родителем и, руководствуясь благими побуждениями, старается отговорить их быть ими, потому что это очень ответственно. Такой ход мысли обуславливается тем, чтобы крёстные родители лишний раз всё переосмыслили и, если они остались тверды в своем намерении, чтобы их степень ответственности за ребенка стала сильнее.

Далее объясняется суть самого Таинства Крещения с большим уклоном не на техническую сторону, а на то, что в Крещении между людьми и Богом заключается в своем роде договор, что они становятся ответственными за того ребенка, которого хотят крестить.

Принятие Таинства напрямую связано с жизнью в соответствии с Евангелием. Для этого рассказывается о началах евангельских простым, доступным для человека языком. Такая богоугодная жизнь может быть достигнута, если будут присутствовать личные отношения человека с Богом, а такой вид отношений тесно связан с духовным деланием.

Духовное делание включает в себя соблюдение постов, активное участие в Таинствах Исповеди и Причастия. В Таинствах Исповеди и Причастия человек принимает участие преимущественно в Церкви, поэтому на беседе крестным родителям рассказывают о Церкви, о ее духовной состав ляющей.

Формат беседы — свободный, каждый из присутствующих во время беседы может задать вопрос или поделиться своим опытом.

Приход святых равноапостольных

Мефодия и Кирилла (г. Минск)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Приход святых равноапостольных Мефодия и Кирилла находится в центре г. Минска, по своей сути он небольшой. Положительная сторона небольших приходов заключается в том, что члены общины прекрасно знают друг друга, священнослужитель может уделить столько времени, сколько необходимо.

В данном приходе преобладает индивидуальный подход к огласительным беседам перед Таинством Крещения. Собеседования проводятся отдельно с каждой парой, это реально осуществить, так как приход маленький и количество приходящих небольшое.

На огласительной беседе присутствуют крестные родители и биологические, в процессе проведения беседы затрагиваются следующие темы: роль крестных родителей, их необходимость, молитва за крестников, необходимость в регулярном Причащении и т.д.

Далее идет разбор Символа Веры, его уверенное и осознанное чтение. В помощь крестным родителям выдаются приходские брошюры, в которых, имеется вся необходимая информация.

Каждое священнодействие в ходе самого Таинства комментируется.

Практика огласительных бесед на приходах 7-го Минского благочиния

Храм Преображения Господня (г. Минск)

Огласительные беседы перед Таинством Крещения в храме Преображения Господня включают в себя ряд насущных вопросов, которые необходимы каждому желающему принять Таинство Крещения. Проводится 2 беседы, в рамках которых поэтапно объясняются все азы Православной веры.

Приход преподобного Серафима Саровского. Храм Оптинских старцев

(г. Минск)

В храме преподобного Серафима Саровского огласительные беседы перед Таинством Крещения проводятся таким же образом, как в выше рассматриваемых храмах Минской епархии.

Особенностью является то, что на первой беседе крестным родителям доступным образом объясняется отличие Православной Веры от католической. Далее всё следует, согласно определенному плану проведения огласительных бесед.

Практика огласительных бесед на приходах 1-го Минского районного благочиния

Храм Святого Духа (аг. Гатово)

В храме Святого Духа агрогородка Гатово, как правило, проводится одна огласительная беседа, которая длится примерно 2-3 часа. Данная беседа не прикреплена к какому-то конкретному дню, так как храм находится за пределами Минска, и у людей не всегда получается согласовать своё время с проведением беседы.

Структура беседы не имеет определённого характера, это объясняется тем, что оглашаемые подходят к огласительной беседе с разным багажом знаний. Исходя из этого, какая-то часть огласительной беседы посвящается определению степени подготовки человека. Иногда приходится потратить целый час для того, чтобы вывести их на разговор.

Основная цель огласительной беседы—это разрушить мифы и стереотипы, которые бытуют в умах людей, после чего можно конструктивно объяснять значение и суть Таинства Крещения.

Храм святителя Димитрия Ростовского (д. Михановичи)

В храме святителя Димитрия Ростовского огласительные беседы перед Крещением проходят в два этапа.

Первая встреча с будущими крестными родителями обычно длится около часа. За это время проходит знакомство, решаются острые вопросы при их наличии.

На первой встрече преимущественно говорится о важности Крещения, развенчиваются мифы о том, чем Крещение не является и, наоборот, чем оно

является на самом деле. После этого говорится о христианстве вообще и о том, что принципиально важно и крёстным, и родным родителям младенца быть христианами, иначе во многом Крещение теряет смысл. В конце первой беседы даётся домашнее задание, состоящее из трёх частей:

• поразмышлять над тем, зачем нужно крестить младенца;

• прочитать Евангелие от Луки (с толкованиями);

• прочитать Символ Веры (с толкованиями);

Вторая беседа строится на прочитанном материале. Говорится о Евангелии, о ключевых его моментах (Нагорная Проповедь, Воскресение Христа и т.д.), обсуждение возникших вопросов. Время второй встречи длится обычно около часа, иногда может быть дольше.

Если есть необходимость (например, не все успели проговорить или крёстные пришли на вторую встречу совершенно не готовыми), то назначается ещё одна встреча, задача которой дополнить вторую и решить все вопросы.

Встречи проходят по вечерам с тем расчётом, чтобы крестным родителям было удобно прийти после работы. Также, поскольку храм святителя Димитрия Ростовского находится за чертой города, приходится подстраиваться под расписание железнодорожного транспорта, чтобы крестные из Минска могли комфортно добраться в храм и обратно.

Практика огласительных бесед на приходах 3-го Минского районного благочиния

Храм Святой Живоначальной Троицы (дер. Боровляны)

В храме Святой Живоначальной Троицы (д. Боровляны) проводится две огласительные беседы.

Первая встреча занимает около 30 минут. Включает в себя ряд вопросов, помогающих определить степень воцерковленности человека и его знаний об основах веры. Также выдаётся учебное пособие для подготовки, и определяются основные темы для изучения. Ввиду того, что практически все оглашаемые не знакомы с Евангелием, рекомендуется прочтение одного из них (чаще всего от Марка).

Вторая встреча длится 1-2 часа. Состоит она из обсуждения прочитанного в процессе подготовки, а так же ответов на вопросы проводящего беседу (убедиться в правильном понимании оглашаемым всего необходимого) и самих оглашаемых (практические и теоретические). Догматы Православной Веры разбираются, на основании Символа веры (оглашаемый читает его, отвечает на вопросы и задает свои). Обсуждается духовный смысл Таинств Крещения и Миропомазания и в целом разъясняются все остальные Таинства. Особенно акцентируется внимание на Евхаристии, как обязательной норме христианской жизни и её основе. Также разбирается роль восприемников как духовных родителей и пути реализации их обязанностей. Помимо обязательных тем оглашаемые задают любые интересующие их вопросы. При положительном итоге собеседования выдаётся справка о его успешном прохождении. Встречи проходят в разное время и разные дни. Учитываются возможности людей, связанные с графиком работы и занятости.

Огласительные беседы перед Таинством Крещения проводятся священнослужителями храма Святой Живоначальной Троицы.

Аналитический обзор современных практик катехизических бесед

Для того, чтобы увидеть, насколько в храмах Минской епархии огласительные беседы перед Таинством Крещения продуктивны, необходимо проанализировать их по нескольким определенным критериям: соответствие методическим рекомендациям; частота проведения огласительных бесед; форма отчетности (экзамен, итоговое собеседование); адекватность преподносимого материала (насколько соответствует общепринятым церковным документам).

Соответствие методическим рекомендациям

На данный момент в Русской Православной Церкви самыми актуальными методическими пособиями по оглашению являются «Практическое руководство катехизатора, выпуски 1-2», на основании их стоит рассмотреть, насколько преподносимый материал в храмах Минской епархии соответствует этим рекомендациям.

Данное исследование включает в себя 20 приходов, из которых 11 храмов проводят свои огласительные беседы перед Таинством Крещения в строгом соответствии с рекомендуемыми методическими пособиями (храм Минской Духовной Академии в честь святителя Кирилла Туровского, храм в честь пре-подобномученика Афанасия Брестского, храм Преображения Господня, храм Святой Живоначальной Троицы (д. Боровляны), храм святителя Димитрия Ростовского (д. Михановичи), приход иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость», храм Всех Святых, Свято-Духов кафедральный собор, храм святой праведной Софии Слуцкой, приход храма святителя Николая Японского, приход Свято-Петро-Павловского собора, приход Воскресения Христова. Про оставшиеся 9 приходов нельзя сказать, что там проходит оглашение не так как положено, такое стечение обстоятельств обусловлено совсем другими факторами: местоположение храма, количество прихожан и т.д.

Частота проведения огласительных бесед

Частота проводимых огласительных бесед перед Таинством Крещения в храмах Минской епархии будет представлена в виде таблицы, где наглядным образом можно будет проследить, как обстоит данная ситуации в отдельно взятом приходе.

Наименование прихода Количество проводимых бесед

Храм Минской Духовной Академии в честь святителя Кирилла Туровского 3

Храм равноапостольной Марии Магдалины 2

Храм Святого Духа (аг. Гатово) 1

Храм в честь преподобномученика Афанасия Брестского 2

Наименование прихода Количество проводимых бесед

Храм Архангела Михаила 2

Храм Живоначальной Троицы 2

Храм Преображения Господня 2

Храм Святой Живоначальной Троицы (д. Боровляны) 2

Храм святителя Димитрия Ростовского (д. Михановичи) 2

Приход иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» 2

Храм Всех Святых 4-5

Свято-Духов кафедральный собор 3

Приход преподобного Серафима Саровского. Храм Оптинских старцев 2

Храм святой праведной Софии Слуцкой 1

Приход храма святителя Николая Японского 2

Храм святого праведного Иоанна Кронштадтского 1-3

Приход Свято-Петро-Павловского собора 4

Приход святых равноапостольных Мефодия и Кирилла 1

Храм Святителя Николая-Чудотворца 1

Приход Воскресения Христова 1-3

Форма отчетности (экзамен, итоговое собеседование)

Проведение огласительных бесед перед Таинством Крещения ставит собой задачу — преподать людям самые необходимые сведения об этом. Но для того, чтобы убедиться в том, насколько хорошо методический материал был усвоен восприемниками, необходимо это проверить при помощи экзамена либо итогового собеседования, где катехизатор сможет увидеть объективную картину всего.

В храмах Минской епархии такая традиция существует, но не во всех исследуемых приходах наблюдается такая форма отчетности.

Форму отчетности в виде итогового собеседования практикуют следующие приходы: храм Минской Духовной Академии в честь святителя Кирилла Туровского, храм в честь преодобномученика Афанасия Брестского, храм Преображения Господня, храм Святой Живоначальной Троицы (д. Боровляны), храм святителя Димитрия Ростовского (д. Михановичи), приход преподобного Серафима Саровского, храм Оптинских старцев, храм Всех Святых, Свято-Духов кафедральный собор, приход храма святителя Николая Японского, приход Воскресения Христова.

В виде экзамена форму отчётности практикует приход Свято-ПетроПавловского собора.

Оставшиеся храмы не имеют как таковой формы отчетности, но это не говорит о том, что восприемники не обладают достаточной базой данных, способствующей им с полным осмыслением подойти к Таинству Крещения.

Адекватность преподносимого материала (насколько соответствует общепринятым церковным документам)

Из 20 рассматриваемых приходов Минской епархии только один храм, (в честь преодобномученика Афанасия Брестского) имеет расхождение с официальными документами Русской Православной Церкви. Данное разногласие заключается в том, что восприемники не могут быть в дальнейшем мужем и женою. Согласно нормативным документам, это не так. Документ «О канонических аспектах церковного брака» был принят на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, прошедшем в Москве с 29 ноября по 2 декабря 2017 года, в котором говорится, что браки между восприемниками могут совершаться по благословению епархиального архиерея (с учетом указа Святейшего Синода от 31 декабря 1837 года)1.

На основании анализа огласительных практик перед Таинством Крещения в храмах Минской епархии наиболее новаторскими, подходящими к собеседованию, являются огласительные практики следующих приходов: приход храма святителя Николая Японского, храм Минской Духовной Академии в честь святителя Кирилла Туровского, приход иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость», храм Преображения Господня. Эти храмы имеют в своих огласительных практиках особенности, которые не встречаются в оставшихся исследуемых приходах.

Достаточно уникальной и информативной структурой построения огласительной беседы обладают храмы Преображения Господня и приход иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость». Они достаточно объемистые, но, несмотря на большое количество материала, вся информация изложена достаточно грамотно и доступно. Затрагиваются актуальные вопросы, относящиеся к Таинству Крещения и другим техническим моментам. В приходе иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» есть один весьма интересный пункт, который является авторской разработкой катехизатора данного храма: работа с мотивацией.

Иные примеры и сравнения. Чтобы изучение «Символа Веры» проводилось легче, нужно знать, о чем там идет речь.

В самом конце огласительной беседы приводится список рекомендуемой литературы, которая содержит в себе дополнительный материал, относящийся к теме Таинства Крещения.

Дополнить огласительные беседы перед Таинством Крещения в тематическом ключе можно с помощью опыта проведения таких бесед в приходе храма святителя Николая Японского. Структура беседы сохраняется такая же, как и в двух предыдущих храмах, но с одной особенностью: в начале первого собеседования катехизатор задаёт пришедшим наводящие вопросы, ответив на которые им становится ясным сама суть происходящего. Далее узнается мотив, чтобы понять для себя, с кем ответственный за проведение огласительных бесед имеет дело.

1 О канонических аспектах церковного брака // Официальный сайт Московского Патриарахата [Электронный ресурс]. — URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5075384.html (дата обращения 2021-07-15).

Заключительной частью рекомендуемой огласительной беседы можно предложить регистрационную анкету, которая была разработана клириком храма Минской Духовной Академии в честь святителя Кирилла Туровского.

Предлагаемый план огласительных бесед на первый взгляд очень удобен и прост для восприятия восприемниками, но, с другой стороны, здесь имеется проблема: в современных условиях такое количество материала вряд ли будет гарантировать успешный результат.

Приходящим людям очень тяжело концентрировать свое внимание на таком объемном материале, и даже конечная аттестация по прохождению цикла бесед не будет гарантировать христианского восприятия и жизни по Заповедям Божьим.

Поэтому действительно рабочей методикой проведения огласительных бесед будет следующее: харизма катехизатора (т.к. очень важно обладать талантом в преподносении материала и расположенностью к приходящим); акцентуация на самых основополагающих моментах христианского вероучения (Символ Веры, Евангелие); личный пример богоугодной жизни, честность, открытость перед людьми; количество проводимых бесед должно варьироваться в зависимости от того, насколько это необходимо.

ЛИТЕРАТУРА

1. О канонических аспектах церковного брака // Официальный сайт Московского Патриарахата [Электронный ресурс]. — URL.: http://www.patriarchia.ru/ db/text/5075384.html (дата обращения 2021-07-15).

2. Усатов, А., священник. Оглашение на современном этапе / священник А. Усатов // Официальный сайт Московского Патриархата [Электронный ресурс]. — URL: — : http://patriarchia.ru/2012/07/30/1236417838/usatov.oglashenie (дата обращения 2021-05-15).

3. Шмеман, А., протопресвитер. Водою и Духом. О Таинстве Крещения / протопресвитер А. Шмеман. — Москва: Издательство Гранат, 2018. — 244 с.

Priest Viktor Vladimirovich Savchuk

master of Theology, postgraduate student of the Minsk Theological Academy e-mail: victorsauchuk@gmail.com

CATECHETICAL PRACTICE IN THE PARISHES OF THE BELARUSIAN ORTHODOX CHURCH: CURRENT SITUATION

The practice of catechetical talks is once again becoming relevant and in demand. At the general church level, a decision was made on the mandatory passage of these talks by parishioners before participating in the Sacraments of Baptism and Wedding. Methodological guidelines for catechization have been developed. The purpose of the article is to analyze the conduct of catechetical talks in the churches of the Minsk Diocese.

Key words: Orthodox Church, Sacrament of Baptism, catechesis, catechumen, catechetical talks, catechism, parish, Symbol of Faith.

Citation: SavchukV. V., priest. Catechetical practice in the parishes of the Be-larusian Orthodox Church: current situation // Ipatievsky vestnik. — 2021. — № 4. — P. 92-106.

REFERENCES

1. On the canonical aspects of church marriage // The official website of the Moscow Patriarchate [Electronic resource]. — URL.: http://www.patriarchia.ru/db/ text/5075384.html (accessed 2021-07-15).

2. Usatov, A., priest. The Announcement at the present stage / priest A. Usa-tov // The official website of the Moscow Patriarchate [Electronic resource]. — URL: - : http://patriarchia.ru/2012/07/30/1236417838/usatov.oglashenie (accessed 2021-05-15).

3. Schmeman, A., Protopresbyter. With Water and Spirit. On the Sacrament of Baptism / Protopresbyter A. Schmeman. — Moscow: Garnet Publishing House, 2018. — 244 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.