Священник Максим Антоненко, преподаватель Нижегородской Духовной семинарии
Программа предкрещальной катехизации
для храмов Нижнего Новгорода
-+-
ИСТОРИКО-КАНОНИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
Каноническое предание Православной Церкви уделяет большое внимание предкрещальной катехизации, свидетельствуя о неразрывной связи в церковном сознании таинства возрождения Духом с таинством просвещения Словом. 46-й канон Лаодикийского Собора постановляет, что «крещаемым должно изучати веру». Согласно 47-му канону того же Собора, «в болезни приявшим крещение, и потом получившим здравие, подобает изучати веру и познавати, яко божественнаго дара сподобилися». 78-й канон VI Вселенского Собора также определяет: «Готовящимся ко крещению надлежит обучатися вере».
К III веку в Церкви четко оформилось деление катехуменов на две группы, в соответствии с двумя этапами катехизации. Используя терминологию действующего ныне в Русской Православной Церкви «Служебника», первую группу можно назвать «оглашаемыми», а вторую — «просвещаемыми».
«Оглашенному потребно время» — гласит 2-й канон I Вселенского Собора. Срок пребывания в группе оглашаемых, как правило, составлял два (42-й канон Эльвирского Собора, 144-я новелла св. имп. Юстиниана) или три года («Апостольское предание» 17. 1; «Апостольские Постановления» VIII. 32; 14 канон I Вселенского Собора). В течение этого времени специальных занятий с оглашаемыми не проводилось, но они призывались к посещению богослужений, изучению Священного Писания и общению со своими поручителями-восприемниками.
Пребывание в группе «просвещаемых» ограничивалось, как правило, сорокадневным периодом, то есть временем Великого Поста. 45-й
канон Лаодикийского Собора особо оговаривает, что «по двух седмицах Четыредесятницы не должно принимати к крещению». Просвещаемые проходили интенсивную предкрещальную катехизацию: занятия, которые нередко проводил сам епископ, проходили каждый день.
В настоящее время мы располагаем историческими свидетельствами о продолжительности, структуре и содержании предкрещальной катехизации в церквах Рима, Карфагена, Александрии в III веке, в церквах Палестины, Каппадокии и Константинополя в IV веке, в церквах Антиохии, Милана и Северной Африки в V веке. Общая структура катехизации во всех церквах была приблизительно одинаковой, что позволяет говорить о канонической, или соборной, практике катехизации в древней Церкви. Основные элементы этой практики могут быть сведены к следующим.
1. Предварительное собеседование и посвящение в катехумены.
2. Первый этап катехизации.
3. Собеседование с епископом.
4. Второй этап катехизации:
а) история спасения
б) моральный катехизис
в) догматический катехизис
5. Отречение от сатаны и Крещение.
6. Тайноводственный катехизис.
Церковное предание хранит в своей сокровищнице не только догматические и экзегетические труды отцов Церкви, но и святоотеческие катехизисы, чтение которых позволяет нам прикоснуться к живой реальности огласительной практики древней Церкви. Это анонимный памятник «Дидахе» (I-II вв.), «Изложение апостольской проповеди» св. Иринея Лионского (130-202) и «Апостольское предание» его ученика св. Ипполита Римского (170-236), «Педагог» Климента Александрийского (150-215), «Поучения огласительные и тайноводственные» св. Кирилла Иерусалимского (315-387), «Большое огласительное слово» св. Григория Нисского (335-394), «О таинствах» св. Амвросия Медиоланского (333-397), «Слова огласительные» св. Иоанна Златоуста (347-407), «О символе к ка-техуменам» блж. Августина Иппонского (354-430), «Сокращенное изложение божественных догматов» блж. Феодорита Кирского (393-457) и еще несколько произведений менее известных отцов и церковных авторов. Все
они согласны в том, что принятие Крещения без предварительной подготовки противоречит смыслу таинства и заповеди Спасителя, учившего, что кто будет веровать и креститься, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет (Мк. 16: 16). По мысли святых отцов, вера в то, что Иисус есть Сын Божий, не может существовать отдельно от покаяния и изменения всей жизни в соответствии с учением Христа. Веровать — значит быть верным Господу во всем, и переориентация воли человека от греха к Божьей правде должна совершиться еще до участия в таинстве. Только в этом случае таинство Крещения, как обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа (1 Пет. 3: 21). Св. Григорий Нисский уже в IV веке писал о необходимости обращать внимание на то, «что оставляют в небрежении многие из приступающих к благодати крещения, самих себя вводя в обман и почитаясь только возрожденными, а не действительно таковыми делаясь», — на покаяние, предшествующее таинству. «Итак, если, по слову пророка, измывшись в этой таинственной бане, стали мы чисты произволениями, смыв лукавства от души (Ис. 1: 16), то соделались лучшими и претворились в лучшее. Если же баня послужила телу, а душа не свергла с себя страстных нечистот — напротив того, жизнь по тайнодействию сходна с жизнью до тайнодействия, то, хотя смело будет сказать, однако же скажу и не откажусь, что для таких вода остается водой, потому что в рождаемом нимало не оказывается дара Святого Духа...»1. Св. Григорию вторят свв. Кирилл Иерусалимский, Иоанн Златоуст, Амвросий Медиоланский и блж. Августин.
Возможная модель катехизации в современных условиях
Институт катехумената как неотъемлемая составляющая церковной жизни прекратил свое существование в V-VI веках. С тех пор внешние и внутренние условия жизни Церкви претерпевали многочисленные изменения, и сегодня мы находимся в ситуации, глубоко отличной от той, в которой осуществляла катехизацию ранняя Церковь. Многовековая практика крещения младенцев сформировала в церковном сознании устойчивый стереотип, что таинство Крещения не требует длительной и серьезной подготовки,
1 Григорий Нисский, свт. Большое огласительное слово. Киев, 2003. С. 296, 298.
так же, как и сознательного участия в таинстве самого крещаемого. Вместе с тем, пастыри и учители Церкви утратили навыки проведения катехизации и духовно-просветительской работы со взрослыми людьми, желающими принять Крещение. Организация и уклад современной приходской жизни также не рассчитаны на катехизацию как жизненно важный элемент литургической и духовной жизни церковно-приходской общины.
Принимая во внимание все эти факторы, трудно надеяться на то, что сегодня возрождение предкрещальной катехизации в том масштабе, который задает древняя церковная традиция, представляется возможным. В связи с этим встает вопрос о творческом отношении к церковному наследию в области катехизического служения и создании современной модели катехизации, которая сохраняла бы принципиальную верность канонической норме, и в то же время учитывала бы обстоятельства жизни Церкви в современном секулярном обществе.
Предание Церкви ясно свидетельствует, что подготовка ко Крещению — достаточно длительный процесс. Действительно, человеку нужно время, чтобы преодолеть личные духовные затруднения, получить ответы на животрепещущие вопросы, а также утвердиться в решении отказаться от греха и следовать за Христом. Спаситель называет Крещение рождением от Духа (Ин. 3: 6). Появление ребенка на свет происходит довольно быстро, но этому событию предшествует многомесячный период внутриутробного развития. Предкрещальная катехизация — это время «чревоношения» для Церкви, совершенно необходимое для благополучного рождения ее новых членов, которые бы воистину от Бога родились (Ин. 1: 13). Этот духовный ритм, безусловно, должен быть удержан в современной практике.
Подготовка ко Крещению — это также время духовной брани, поскольку диавол всячески препятствует человеку соединиться со Христом, предварительно очистив душу покаянием и участвуя в таинстве верой и разумом. Рождение от Бога — болезненный процесс, и трудности, возникающие в ходе подготовки к таинству Крещения, являются лучшим свидетельством ее духовной подлинности. Опыт современной Церкви показывает, что люди, изъявившие намерение пройти курс катехизации перед Крещением, неожиданно и непредсказуемо сталкивались с такими препятствиями, как физическая болезнь, осложнение ситуации на работе, проблемы в семье и т.д. Было бы
ошибкой делать отсюда вывод о невозможности или крайней затруднительности полноценной катехизации в современных условиях жизни. Как раз наоборот — множество препятствий, возникающих на духовном пути современных катехуменов, свидетельствуют о том, что просвещение Словом и сегодня является духовным вызовом и действенным орудием борьбы с диаволом. Естественно и закономерно, что если катехизация — это период «внутриутробного развития» катехумена, то и духовное рождение в двуедином таинстве просвещения Словом и обновления Духом сопряжено с болезненными ощущениями как для самого младенца-катехумена, так и для Матери-Церкви. Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир (Ин. 16: 21). Духовно подлинная и действенная катехизация не может и не должна быть комфортной, она предполагает скорбный труд, точно так же, как принятие Крещения — радость.
Наиболее оптимальным сроком прохождения предкрещальной катехизации в настоящее время является период в 3-6 месяцев. Многие люди, первоначально едва согласившись пройти перед Крещением курс в несколько огласительных бесед, в процессе катехизации начинают ощущать пробуждение духовной жажды, которая влечет их к познанию Бога, так что после окончания катехизации, длившейся от недели до месяца, они изъявляют желание приходить на беседы еще и еще. Самое главное — преодолеть начальную инерцию плоти, пройти через кризис первых двух-трех встреч, и тогда последующие огласительные беседы будут восхождением от силы в силу (Пс. 83: 8).
В отличие от древних времен, современная Церковь в основной своей массе внутренне не организована и не структурирована. Это не позволяет нам сегодня осуществлять полноценную трехэтапную катехизацию: первый этап оглашения, изначально построенный на повседневных контактах неофита с поручителем, в современных условиях не может осуществляться именно по причине отсутствия горизонтальных корпоративных связей в среде мирян. Не наставленные в свое время в вере, прихожане наших храмов не могут наставить в ней и приходящих в Церковь сегодня. Предложить же просящему Крещения человеку в качестве первого этапа катехизации почитать самостоятельно Евангелие
и походить на службы в течение какого-то времени — все равно что потерять его: современный человек привык удовлетворять свои желания непосредственно после их появления или, во всяком случае, как можно скорее. Поэтому в современных условиях представляется оправданным ограничить первый этап катехизации предварительным собеседованием, а самостоятельное чтение Священного Писания и личную молитву отнести ко второму этапу, в ходе которого катехумен имеет возможность поддерживать контакт с катехизатором, который одновременно выполняет и служение поручителя-восприемника.
Сегодня в Нижнем Новгороде крестится 150-200 взрослых людей в год, то есть 15-20 человек в месяц. Соответственно, набор в катеху-мены можно проводить несколько раз в год: например, по окончании Святок — для Крещения в Лазареву и Великую Субботу, в новолетие — для Крещения в Рождество и Богоявление, и т.д. Крестить можно также в любой воскресный и праздничный день. В течение подготовительного ко Крещению периода катехуменам необходимо один раз в неделю посещать огласительные беседы, продолжительность которых может варьироваться от одного до трех часов, а также самостоятельно читать Евангелие и приобретать навык ежедневной молитвы. Как показывает практика, наиболее удобным временем для проведения огласительных бесед является суббота. Содержание бесед не должно исчерпываться монологом катехизатора, а их форма должна как можно меньше походить на академические лекции. Очень важно привлекать конкретные примеры из жизни, давать ссылки на всем известные события, факты и явления, использовать простые и убедительные умозаключения, апеллирующие к здравому смыслу и повседневному опыту. Задача катехизатора заключается в том, чтобы поделиться с катехуменами личным опытом веры во Христа и жизни в благодати Святого Духа, а не отстраненно пересказывать школьные катехизисы. Целью огласительных бесед является не только приобретение катехуменами основополагающих знаний в области православно-христианского вероучения, но и вхождение в Церковь как духовную семью Бога-Отца. В связи с этим важное место в огласительных беседах должно отводиться диалогу и неформальному общению за чаем. Действенной формой духовного попечения церковноприходской общины о катехуменах является соборная молитва о них
на Божественной литургии, с возглашением имен оглашаемых на екте-нии об оглашенных.
План-конспект огласительных бесед
Представленный ниже план-конспект занятий с катехуменами является общей схемой, допускающей различные варианты содержательного наполнения бесед в соответствии с возможностями катехизатора и способностями адресатов катехизации. Количество бесед, раскрывающих ту или иную тему, в каждом конкретном случае определяется катехизатором. При раскрытии каждой темы в течение одной беседы катехизация продлится три месяца, при иных вариантах ее продолжительность может увеличиться до шести месяцев и более. Данная программа допускает также участие в катехизации уже крещеных людей, не получивших наставление в вере и не участвующих в жизни Церкви.
Предварительное собеседование
На первой встрече необходимо прояснить мотивы, побудившие человека прийти в храм для принятия Крещения, а также получить представление о характере и степени его знакомства с христианством. Наставление катехизатора на первой встрече должно открыть людям общий смысл Крещения и самого звания «христианин». На предварительном собеседовании необходимо присутствие священника, который в завершение встречи читает над изъявившими твердое намерение готовиться ко Крещению молитву «во еже сотворити оглашеннаго».
Часть I: Христианское вероучение («Догматический катехизис» и «История спасения»)
Первая тема: О вере
Зов Божий в жизни человека. Вера и знание. Личностный характер христианской веры. Вера как доверие и верность Богу.
Вторая тема: О Боге
Общий смысл и происхождение понятия «Бог». Христианское понимание Бога: Бог-Троица и Бог-Любовь, Бог Живой и Воплотившийся. Имена и свойства Бога.
Третья тема: О Божественном Откровении
Мир как Откровение. Совесть — голос Божий. Полнота Откровения в Предании Церкви. Основные формы Предания: Библия, соборы, литургия, отцы Церкви, иконы. Библия — средоточие Божественного Откровения. Состав Библии. Как правильно читать Библию.
Четвертая тема: Бог — Отец (1-й член Символа веры)
Почему христиане называют Бога «<Единым», «<Отцом», «<Вседержителем» и «Творцом». Сотворение мира. Видимый и невидимый мир. Человек как образ и подобие Божие. Душа и тело. Происхождение зла и грехопадение. Первородный грех. Ветхозаветная история как ожидание Христа.
Пятая тема: Бог — Сын (2-6-й члены Символа веры)
Значение слов «Господь» и «Христос». Две природы и две воли Христа. Смысл и значение Боговоплощения. Место Богородицы Марии в христианской вере. Смирение и уничижение Христа. Христианское понимание страдания. Воскресение Христово и христианское понимание смерти. Вознесение Христово и христианский гуманизм.
Шестая тема: Бог — Святой Дух (8-й член Символа веры)
Учение Иисуса Христа о Святом Духе. Сошествие Святого Духа и жизнь Церкви. Дары и плоды Святого Духа.
Седьмая тема: Церковь (9-й член Символа веры)
Вера в Церковь. Сущность и смысл Церкви. Свойства Церкви. Устройство Церкви. Церковь и церкви. Церковь земная и небесная. Почитание святых.
Восьмая тема: Жизнь будущего века (7, 11 и 12-й члены Символа веры)
Душа после смерти. Молитвы за усопших. Всеобщее воскресение и Второе Пришествие Господа Иисуса Христа. Страшный Суд. Рай и ад.
Часть II: Христианская этика («Моральный катехизис»)
Девятая тема: Основные нравственные законы. Десять заповедей
Вера и дела. Понятие «заповеди». Две скрижали заповедей. Специфика нравственного учения Ветхого Завета. Раскрытие жизненного смысла каждой из десяти заповедей Божиих.
Десятая тема: Новозаветное нравственное учение
Специфика нравственного учения Нового Завета. Заповеди блаженств и Нагорная проповедь. Христианское понимание любви. Следование за Христом в семейной жизни и профессиональной деятельности. Смысл и значение поста. Смысл и основные виды молитвы. Молитва Господня.
Часть III: Богослужение («Тайноводственный катехизис»)
Одиннадцатая тема: Таинство Крещения
Значение слова «<крещение». Символика воды и елея. Крещение в Новом Завете. Происхождение и смысл Миропомазания. Совершение таинства Крещения.
Заключительная беседа перед принятием таинства
По окончании предкрещальной катехизации священник проводит с просвещаемыми заключительную духовно-нравственную беседу о покаянии как реальном изменении образа жизни, которое является необходимым условием для принятия Крещения. По окончании беседы возможно и желательно, чтобы каждый просвещаемый в присутствии священника принес Богу личное покаяние, так называемую «исповедь за всю жизнь» (это предкрещальное покаяние не тождественно церковному таинству покаяния, так как здесь священник не произносит разрешительную молитву).
Чинопоследование оглашения и Крещение
По окончании катехизации священник совершает в притворе храма чин покаяния, то есть отречения от сатаны и сочетания со Христом («Молитвы о оглашенных» в «Требнике»). Просвещаемые должны сами произнести наизусть или прочитать Символ веры. В ближайший после этого воскресный или праздничный день совершается таинство Крещения. Возможно и желательно совершение последова-ния Крещальной литургии, получившего в 2000 году благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
Двенадцатая тема: Таинство Евхаристии
Смысл и значение таинств. Значение слов «евхаристия» и «литургия». Символика хлеба и вина. Евхаристия в Новом Завете. Последование Божественной литургии.
Тринадцатая тема: Таинство Покаяния и другие таинства
Значение слова «покаяние». Покаяние в Библии. Совершение таинства Покаяния. Общий смысл таинств Брака, Елеосвящения и Священства.
Четырнадцатая тема: «Богослужение времени»
Храм Божий. Основные литургические обряды, формулы и тексты. Общее содержание суточного, седмичного и годового литургических циклов. Праздники и посты. Домашняя молитва православного христианина.
Катехизация родителей и восприемников при крещении младенцев
Поскольку степень воцерковленности и духовно-нравственное состояние родителей и восприемников крещаемых сегодня в наших храмах младенцев находятся на очень низком уровне, со всей остротой встает вопрос об их катехизации. Можно предложить родителям и восприемникам пройти катехизацию по вышеприведенной программе, независимо от крещения младенца. Но в любом случае необходимо провести с ними перед крещением младенца хотя бы одну беседу о христианской вере и жизни. Возможен и другой вариант решения проблемы, который применим в том
случае, когда на приходе таинство Крещения совершается достаточно редко. В такой ситуации ничто не препятствует провести хотя бы с одним из родителей и восприемников три огласительные беседы — о христианском вероучении, христианской жизни и христианском богослужении, то есть изложить им, в сжатом виде, догматический, моральный и тайно-водственный катехизис.
Локализация катехизации
Далеко не каждый храм Нижнего Новгорода располагает необходимой материальной базой для осуществления полноценной катехизации. В большинстве храмов наблюдается острый дефицит квалифицированных священнослужителей и катехизаторов. В связи с тем, что количество взрослых людей, желающих принять Крещение, сегодня относительно невелико, представляется уместным сосредоточить катехизацию в нескольких храмах города, в зависимости от реального катехизического потенциала, материальных возможностей и территориального расположения каждого из них, с тем, чтобы охватить все основные районы города. В соответствии с этой позицией каждый желающий принять Крещение должен будет обратиться в один из этих храмов для прохождения пред-крещальной катехизации. Выбор конкретных храмов для создания при них катехизических центров определяется правящим архиереем с учетом рекомендаций Епархиального отдела по делам миссии и молодежи.
Основные источники для предкрещальной катехизации
Святоотеческие катехизисы, будучи написаны полторы тысячи лет назад, конечно же, не могут быть использованы в полном объеме в современной катехизической практике. Многие из волновавших отцов Церкви проблем сегодня утратили свою актуальность, а используемые ими понятия и примеры из жизни зачастую совершенно непонятны нашему современнику. Специфика литературного языка поздней античности и устаревшие переводы на русский язык также осложняют использование древних текстов в современных условиях. Поэтому при подготовке к огласительным беседам катехизатору необходимо
ориентироваться на тексты, приближенные к восприятию современного человека. Предлагаемый ниже список базовой катехизической литературы по указанным выше причинам не включает в себя творения древних святых отцов, но содержит источники, ценность использования которых подтверждена современной практикой катехизации.
Список рекомендуемой литературы
1. Александр (Семенов-Тян-Шанский), еп. Зилонский. Православный катехизис. М., 2005.
2. Антоний, митр. Сурожский. Беседы о вере и Церкви. М., 1991.
3. Он же. Об исповеди. М., 2007.
4. Он же. Школа молитвы. Клин, 2007.
5. Вениамин (Федченков), митр. Молитва Господня // Митрополит Вениамин (Федченков). О богослужении Православной Церкви. М., 2001.
6. Верховской С. С. Христианство // Православие в жизни. Сб. статей / Под ред. С. Верховского. Клин, 2002. С. 297-359.
7. Он же. Христос // Там же. С. 360-404.
8. Гармаев А., свящ. Пути и ошибки новоначальных. Минск, 2003.
9. Георгий, архим. О молитве Господней. Владимир, 2002.
10. Духанин В. Сокровенный мир Православия. М., 2008.
11. Он же. Во что мы веруем? М., 2008.
12. Жив Бог. Православный катехизис / Под ред. прот. Кирилла Фотиева. М., 1991.
13. Игнатий (Душеин), игум. Что значит — во Христа креститься? М., 2008.
14. Иларион (Алфеев), еп. Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие. М., 2004.
15. Иоанн (Крестьянкин), архим. Опыт построения исповеди. М., 2004.
16. Истолкование молитвы Господней словами святых отцов / Сост. свт. Феофан Затворник. Минск, 2007.
17. К познанию Библии (Ветхий и Новый Завет) / Редактор: прот. Александр Милеант. Рига, 1992.
18. Каллист (Уэр). Православная Церковь. М., 2001.
19. Кирилл, митр. Смоленский и Калининградский. Слово пастыря. М., 2005.
20. Крифт П. Трактаты. М., 2002.
21. Кураев Андрей, диак. Если Бог есть любовь. М., 1998.
22. Он же. Церковь и молодежь: неизбежен ли конфликт? СПб., 2004.
23. Литургия святого Иоанна Златоустого: на церковно-славянском и русском языках с приложением / Под общ. ред. Ф.Б. Людоговского. М., 2006.
24. Лосский В.Н., еп. Петр (Л'юилье). Толкование на Символ веры. Киев, 2000.
25. Мень А., прот. Верую... Беседы о Никео-Царьградском Символе веры. М., 2005.
26. Николай Сербский, свт. Во что мы верим? Объяснение Символа веры. Клин, 2007.
27. Он же. Десять заповедей Божиих. М., 2007.
28. Он же. Объяснение молитвы «Отче наш». Клин, 2007.
29. Он же. Толкование заповедей блаженства. Клин, 2007.
30. Отец Александр Мень отвечает на вопросы. М., 2004.
31. Павел, архиеп. Финляндский. Пир веры. Киев, 2005.
32. Он же. Как мы веруем. Киев, 2003.
33. Петр (Мещеринов), игум. Беседы о вере и Церкви. М., 2004.
34. Он же. Проблемы воцерковления. М., 2007.
35. Православное богослужение. Вып. 2. Русифицированные тексты чинов крещения, миропомазания и подготовки к ним. М., 1999.
36. Православный молитвослов для новоначальных с переводом на современный русский язык. М., 2007.
37. Серафим (Параманов), иером. Заповеди Божии в повседневной жизни. М., 2004.
38. Сергий, архиеп. Пражский. Духовная жизнь в миру. М., 1998.
39. Тихон Задонский, свт. Об истинном христианстве // Собрание творений. В 5-ти т. Т. 3-4. М., 2003.
40. Филарет (Вознесенский), митр. Христианский катихизис. СПб., 2006.
41. Хопко Ф., прот. Основы Православия. М., 2004.
42. Четвериков Сергий, прот. О препятствиях на пути к Евангелию. М., 1999.
43. Шмеман А., прот. Воскресные беседы. М., 1993.
44. Шмеман А., прот. Литургия и жизнь. Христианское образование через литургический опыт. М., 2002.
45. Он же. Таинство Крещения. Для тех, кто хочет принять Крещение. Клин, 2005.
46. Он же. Цикл бесед о молитве Господней «Отче наш» // Шмеман А., прот. Проповеди и беседы. М., 2002. С. 15-38.